Шпаргалки по экономическим районам россии



Скачать 457,51 Kb.
страница1/3
Дата06.08.2017
Размер457,51 Kb.
  1   2   3
ШПАРГАЛКИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЙОНАМ РОССИИ

1.1. КМА Её роль в развитии ЦЧР и металлург пром-ти страны. Железные руды - разработка началась в послевоенный период. 14 областей России. Основные запасы - на территории Курской и Белгородской областей. ЦЧР сосредо-тачивает 75% запасов железных руд РФ, 1 место среди ЭР по добыче. По геологическим запасам - 1 место в мире. Основные месторождения (всего 19): Михайловское (рядом с г. Железногорск в Курской области), в Белгородской области - Яковлевское, Гостищевское, Новостойлинское, Южно-Лебединское. Руды КМА залегают на территории ЦЧР двумя полосами: Орёл-Щигры-Старый Оскол-Валуйки шириной от 1 до 25 км. И Льгов-Белгород шириной от 2 до 40 км, с мощность пластов от 70 до 350 м. Руды КМА - 2 вида: 1. Железистые кварциты (содержание Fe - 30-40%). Они по запасам преобл. (ок. 1 трлн тонн.). 2. Богатые (до 80% и выше). В основном со-сред на терр Белгород обл. Запасы - 50 млрд. тонн. Все руды залегают на небольших глубинах. Поэтому благоприятные условия для открытой добычи. Добыча подзем-ным способом почти отсутствует. Основные экол проблемы: 1. Изменение рельефа. (карьеры, терриконы). 2. Изменение водного баланса территории. (воронки депрес-сии). 3. Сильное загрязнение атмосферы (из-за взрывных работ). 4. Повышенная заболеваемость населения (большая часть болеющих - дети) при высокой плотности населённых пунктов. Пример: г. Губкин (окружён карьерами). 1. Сильный ущерб с/хоз-ву, ценнейшим чернозёмам. Вывод: необходимо переходить к шахтной добыче. Правда, она осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Эксперимент база: Яковлевская шахта. Балансовы запасы руд - 42 млрд. тонн. На базе руд КМА формируется ТПК. Его геогр положение очень выгодно. Территорию пересекают широтные и меридиональные железнодорожные магистрали, которые дают выход в ЦЭР, промышленно развитые районы Украины, Поволжья, на Северный Кавказ. Компекс обладает разветвлённой сетью автомобильных дорог, газопрово-дов и ЛЭП. Металлургический комплекс - ведущий в хозяйстве ЦЧР. Основные стадии: 1. Добыча сырья (железные руды, флюсы, огнеупоры). Проблема - нет своего кокса и мар-ганца. В бывшем СССР КМА могла полностью обеспечивать все заводы страны сырьём. Оно распределялось след образом (60-70-е гг.): 1/3 - для ЦЧР и ЦЭР; 1/3 - на Урал; 1/3 - на экспорт в страны Восточной Европы. В настоящее время - существенное снижение объёмов добычи и экспортных поставок. Железные руды КМА исполь-зуются на МЗ Липецка, Тулы, поступают в Череповец, а также на МЗ Урала и Украины. 2. Металлург передел. Новолипецкий завод полного мет цикла (один из круп-нейших наряду с Череповцом и Магнитогорском). Специализация: впервве непрерывная разливка стали, холоднокатанная трансформаторной стали, штрепсов для пр-ва труб. + холодильники, пищевая продукция, мебель. Старооскольский ЭМЗ (прямое восст железа - пр-во стали из окатышей). Чугуно-литейный завод "Свободный Со-кол" в Липецке. Завод "Центролит" (выпуск спец литья) в Липецке. Расширение открытой добычи железных руд способствует росту ПСМ. (известь, бетон). Повысился уд вес маш-стр: пр-во горного оборуд, паровых котлов. Основными задачами развития ТПК: создание новой железнорудной базы России в целях обеспечения европейской части страны железорудным сырьём и увеличения его экспорта; развитие ПСМ межрайонного значения.

2.1. Поволжский экономический район. Этапы формирования территории и экономики. Включает Калмыкию, Татарию, Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Саратовскую, Самарскую и Ульяновскую области. Площадь - 540 т. кв.км. (3,2% территории России). Население 16 902 тыс. чел. (в 1996 г. - 8,7% населения России). Городское - 73%. Русские -70%, татары -16%. История Поволжья - это история завоеваний, богатая территория издавна привлекала людей. Коренные жители - чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда приходили: булгары, немцы, половцы, русские, калмыки; создавались и разрушались новые гос-ва: Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства. На Волге возникали основные оборонительные города - Царицын (Волгоград) - 1589 г., Самара - 1586 г., Саратов - 1590 г. С этого времени началась русская колонизация Поволжья. Со второй половины 18-го века и до ВОВ здесь существовала рес-ка немцев Поволжья (переселили в Казахстан и Сибирь). До революции Поволжье - с/х район, в городах проживало 14% населения. Промышленным районом стало в Советский период, особенно в годы ВОВ (сюда перебазировались около 300 пром предприятий). Многие современные отрасли специализации района: автомобилестроение, авиастрое-ние, произ-во подшипников зародились в это время. Ядро хозяйства Поволжья - маш-ный (Казань, Самара, Саратов), конструкционных мат-ов (ведущая отрасль - химическая пром-ть), топливно-энерг (главное звено - нефть; газ), агропромышленный (20% российского зерна, 1/3 помидоров, ? арбузов, 1-е место в стране по произ-ву мяса, муки, крупы, поваренной соли) комплексы. Произ-во аэрокосмической техники (самолеты - Казань, Самара, Саратов; вертолеты - Казань). Горно-химическая пром-ть - добыча серы (Самарская обл.), и солей (Баскунчак). Волжские ГЭС (энергосис-тема Евр. части России). Общегос-е значение - пищевая пром-ть (мукомольно-крупяная), в Нижнем П. видная роль принадлежит рыбной пром-ти.



4.1. Московская агломерация. Проблемы форм-ния, развития. Радиус 50-60 км. 5% пром пр-ва РФ, Моск обл - ещё 3%. Особенно выделяется по маш-стр (Москва - 6%). До начала 90-х гг. структура хоз-ва: 1 место - маш-стр и мет-обр (наукоёмкие). Металлург завод "Серп и молот", АЗЛК, ЗИЛ. 2 - лёгкая (текстильные ткани, швейные изделия). 3 - пищевая (обслуж население Москвы). "Красный октябрь". + полиграфическая, ПСМ. Конец 80-начало 90-х гг. - резкий спад пром пр-ва. сейчас резко выделяется на фоне РФ. След проблема - сдерживание роста численности населения Москвы. 1935 г. - 1 Генплан развития (макс числ нас-ния - 5 млн. чел.). Бурное послевоенное развитие, в т.ч. мех прироста населения для нужд пром-ти, в начале 60-х гг. эта цифра была превзойдена (лимитчики). В настоящее время мех пополнение практически отсутствует - 10 млн. чел. Ест убыль населения. Неблагоприятная ПВС. Проблема обеспечения топливом, электроэнергией, водой (проект Верхне-Волжского водохр не реализован, потребление - до 700 л. в сутки на чел, слабая система очистки), продуктами питания. Проблема стр-ва и лимита территории. Последнее расширение границы - 61 г. (стр-во МКАД). Новый Генплан (конец 80-начало 90-х гг.): 1. Создание систем городов-спутников (в пределах 50-60 км). 2. Создание дальних спутников (более 100-150 км.). 3. Создание урб коридоров (один из них - в напр к Н. Новгороду). Проблема - высокая стоимость затрат на транспорт. Проблема расползания территории Москвы. Пром лучи: 1. Восток и ю-в (между ж/д Москва-Рязань и рекой Клязьма) - самый мощный в пром отношении (х/б пр-во, возникшее на поставках из Средней Азии в 19 в. - Орехово-Зуево, Павлов Посад, Ногинск; маш-стр - с/х техника, с середины 70-х гг. - неметаллоёмкое, высококвал маш-стр. 2. Юг (крупнейший город Подмосковья - Подольск (около 200 тыс. человек) - пр-во оборудования для ПСМ. 3. Москва - Клин (ХимВол, ёлочные игрушки, пиво). 4. Москва-Загорск (маш-стр). 5. Москва-Щёлково-Владимир. Крупнейшие предпр Москвы: 1. Маш-стр. - "Московский подшипник", "ЗИЛ", "АЗЛК", авиазаводы ПО им. Дементьева, эл-маш-стр завод "Динамо", завод приборо-строения "Манометр", заводы точной механики (1 и 2 часовые)… 2. Лёгкая. Х/б: "Трёхгорная мануфактура". Шерст: "Краснохолмский камвольный к-т". Шёлковая: "Красная роза". Обувная: фабрика "Парижская коммуна". 3. Пищевая. Мясная: "Московский мясок-т". Кондит: фабрика "Красный Октябрь". 4. Химия. Резиновая, лако-красочная, хим-фарм. Крупный научный центр - форм-ние крупного центр технополиса вокруг столицы. В Московской области - центры биол (Пущино), физ (Троицк), хим и хим-физ (Ногинск, Черноголовка), ядерных (Дубна, Протвино) и с/х (Немчиновка) иссл. Экол проблемы - превышение ПДК (автотранспорт). Московская область: Маш-стр - коломенские заводы (тепловозы и тяжёлого станкостр), ПО "Электростальтяжмаш", электромет завод "Электросталь", "Метровагонмаш" (Мытищи), По-дольский аккумуляторный завод, Люберецкий с/хозмашин, Ликино-Дулёвский автобусный, Муромский тепловозостр завод и др. Химия: Воскресенское ПО "Минудоб-рения" (привозной апатитовый концентрат), клинское и мытищинское ПО "Химволокно", лакокрасочный завод в Сергиевом Посаде. Текст - Орехово-Зуево, Ногинск, Павлов Посад, Егорьевск, Серпухов, Наро-Фоминск, Раменское. ПСМ (асбестоцем трубы, цемент, кирпич, ЖБК).

2.2. Особенности хозяйственной специализации Молдавии. Площадь - 33,7 кв.км., население - 4362 тыс.жит., (городское 47,1%). Молдоване (64,5%), украинцы (13,8%), русские (13%), гагаузы (3,5%) и т.д. Официальный язык - молдавский, главным обр. православные. В 19-м веке этот район становится районом товарного земледелия. Основные культуры: озимая пшеница, виноград, табак. Промышленность не имела здесь большого развития: нет топлива, руды, химического сырья. Основное богатство - комплекс агро-климатических ресурсов. Особенности рельефа определяют климат территории, водные ресурсы, с/х специализацию. Основные реки - Днестр, Прут. Молдавия - равнинно-холмистая страна, наиболее приподнятая в ценральной части (возв. Кодры, выс. до 429 м.) Чрезвычайная изрезанность (гористость) территории. Климат умеренно-континентальный, осадки уменьшаются с севера на юг (от 550 до 400 на юге). Таким образом, для большей части территории необходимо систематическое проведение оросительых работ. Важное значение имеют плодоводство, виноградарство и овощеводство. Посевы зерновых (пшеница, кукуруза), кормовых, технических (подсол-нечник, сах. свекла, табак, эфиро-масличные) культур. Картофелеводство. Молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Молдавия - индустриально-аграрная страна. ВНП на душу населения - 1260 долл. в год, производство электро-энергии, главным образом, на ТЭС. Ведущая отрасль промышленности - пищевкусовая (плодоовощеконсервная, винодельческая, сахарная, маслобойная, табачная и др.). Развивается машиностроение (в том числе с/х, электро-техническое, приборостроение и др.), химическая, металлургическая, легкая промышленности. Судоход-ство по Днестру и Пруту.

1.2. Этапы формирования территориальной целостности республики Беларусь. В бассейне реки Сош издавна проживали кривичи и радимичи, в бассейнах рек Припять и Березина - драговичи. В 7-8 вв. на территории нынешней Беларуси возникают первые города - Полоцк, Туров и др. В 9 в. белорусские земли входят в состав Киевской Руси. К началу 11 в. (1067 г.) относит-ся возникновение Минска, известного под названием Менеск. Немного раньше возникают Витебск, Брест (Берестье), Орша. В 11-12 вв. очень силь-ная феодальная раздробленность. К 12 в. Киевское государство приходит в упадок. В 13 в. - нападение Литвы. В 14 в. вся территория Беларуси входит в состав Великого княжества Литовского. 14 в. - в летописях впервые появляется название западных земель "Белая Русь". В 14-15 вв. Бела-русь - в составе Литовского княжества. 1569 г. - Люблинская уния (Литва и Польша объединились в Речь Посполитую). В этом государстве ключе-вые позиции занимали представители Литвы и Польша. Происходила интенсивная политика ополячивания России. + окатоличивание. Большая часть белорусов - католики. 18 в. - 3 раздела Польши (1722-95 гг.). Их результат - существенные изменения территориальных владений Литвы и Беларуси. До середины 19 в. Беларусь развивалась преим. Как сельскохозяйственная территория. После 1861 года начинается развитие капитализ-ма, строительство железных дорог (Либаво-Ровненская, Москва-Брест). Во время 1 мировой войны Беларусь сильно пострадала. Её западная часть была оккупирована. В 17 г. было провозглашено независимое государство Белоруссия. Но уже в 19 г. нападение Польши, захватившей западную часть Беларуси. В результате войны между Польшей и Россией значительная территория была освобождена. Заключён Рижский договор между Россией и Беларусью. Но западные территории находились в составе Польши вплоть до 39 г. Лишь тогда они были возвращены СССР. Беларусь одна из первых вошла в состав СССР (в 22 г.). При этом происходили изменения в территориальном составе Беларуси. В 24-26 гг. по соглашению с РФ Беларуси были переданы 8 уездов Витебской области, части Гомельской и Смоленской областей (где проживали в основном белорусы). 39 г. - окончательное воссоединение всех белорусских земель. Последней вошла в состав Беларуси Гродненская область. След. Этап - события ВОВ1941-45 гг. В настоящее время - вопрос о союзе России и Беларуси.

3.2. Оценка природных условий и ресурсов Закавказья. Закавказье - район нефти, цветных металлов в сочетании с гидроэнергией, железной руды. В Закавказье нефтегазоносная зона охватывает Апшеронский полуостров и прилегающую к нему акваторию Каспийского моря, продолжается в Прикуринскую низменность и отчасти в предгорья М. Кавказа. Нефть этих месторождений содержит мало серы и большой % бензиновых фракций. Свинцово-цинковые руды, медные руды (Армения). Достаточная обеспеченность гидроэнергетичекими ресурсами, высокая степень использования подземных вод. Горный рельеф осложняет любое стороительство. Азербайджан - в восточной части Закавказья, омывается Каспийским морем, площадь - 86, 6 тыс. кв.км., население 7136,6 тыс. жит. (городское - 53%). Около ? территории занимают горы, климат, в основном переходный от умеренного к субтропическому, осадков от 200 до 1700 мм в год.. Главные реки - Кура, Аракс., > 250 озер, растительность сухих степей, пустынь и полупустынь, в горах - широколиственные леса (дуб, бук, каштан); высокогорные луга. Добыча железной руды, алунита. Армения - на юге Закавка-зья, пл. - 28,9 т. кв.км., население - 3376 тыс. жит. (гор. - 68%). Занимает сев-вост часть Армянского нагорья, климат континентальный, сухой, осадки 400-500 (в горах). Не богата полезными ископаемыми. Крупные месторождения молибденовых руд в районе Кофана, алуниты, прир. строи-тельный материал (туф), минеральные источники. Гидроэнергетические ресурсы: р. Аракс, р. Воротан (3 ГЭС) - обе используются полностью. Ме-сторождений топлива нет. Грузия - в центральной и зап части Закавказья, на зап -Черным морем. Пл.- 69,7 т. кв.км., население - 5482 тыс. чел. (гор. 56%). > часть тер-рии занята горами (М. И Б. Кавказ). Единственная рес-ка на тер-рии субтропиков (влажные => красноземы и т.д.). восточные р-ны - извесковые холмы - виноградники. Запасы марганца (Чиатура), медь (Мадниули), медные руды. Строительный камень, минеральные под-земные воды (высокая культура использования). Камен уголь (Ткибули, Ткварчелли), бурый - Ахалцинское м-ние.

7.1. Этапы формирования территории Северн. р-на. Новгородцы начали осваивать эту территорию еще в 10-11вв, уже в 16 в через устье Сев.Двины велась заморская торговля и район пересекали пути, ведущие в Сибирь. В 16 в Север вошел в состав Моск. гос-ва. Архангельск, Вологда, Вел. Устюг и Карелия с середины 16 в. стали крупными торго-выми и ремесленными районами. Здесь были распространены рыболовство, охота, смолокурение, солеварение, развивалось и сельское хозяйство, чему способствовал постоянный приток беглых крестьян. Меры, принятые Петром 1, для развития и укрепления С.-Петер., ставшей центром всей внешней торговли России, затормозили развитие Севера. В конце 19 в. наметился некоторый подъем его хозяйства (благодаря развитию лесной пром-ти), Архангельск становиться крупнейшим портом России по вывозу леса. До Архангельска достраивается железная дорога, Строиться дорога Вятка-Котлас, дающая сибирскому хлебу выход к Архангельску.. В годы 1-ой мир. войны была построена железная дорога до побережья Баренцева моря, где был основан порт ныне Мурманск. С 30-х гг. начинается разработка хибинских апатитов, с 1942г. в больших масштабах печерских углей. Послевоенный этап: разработка железных руд Кольск. п-ва и Карелии; медно-никелевых руд, апатитонефелиновых руд , каменного угля, нефти и газа Коми. Переход к более глубокой переработке древесины - пр-во целлюлозы, бумаги, картона (стр-во ЦБК). Создание в Череповце мощного металлург. комбината. После распада СССР усилилась значение транзитного положения района.

8.1. Тульская область. Площадь - 25,7 тыс.км, население - 1,8 мил.чел. (в Туле - 525 тыс), гор нас - 81%. Тула с 1146 г., как крепость на южных подступах. Основное направление - металлургия, металлообработка и маш-ние. 1. Добыча бурого угля. "Тулачермет" и пос. Косая гора - литье чугуна 2. Маш-ние и металлообработка - военное пр-во., стрелковое оружие, станкостроение, пр-во изделий для угольной пром-ти. Развивается Ясногорск - маш-ние.(выпуск комбайнов и оборудования для шахт.) Ревякино - производство проката. Узловая - "Кран" (37% российских мостовых кранов), Тула - патронный и оружейный заводы. 3. Хим. пром. - "Азот" - Новомосковск, "Химволокно" - Щекино, з-д синтетического каучука - Ефремов (нефтяное сырье). Алексин -хим. пром.(несколько предприятий) и рекреационный город. Черепеть - ГРЭС. Энергетика области только угли подмосковного бассейна: Новомосковская, Черепетская, Щекинская + некоторые ТЭЦ Конец 80-х - конверсия, поэтому в Туле введены производства по выпуску гражданской продукции, т.к. ВПК Тулы = ВПК Израиля. Тула - 22 в России место по выпуску (экспорту) продукции: Чугун, ферросплавы, ферованадий, сульфат амония, охотьничьи ружья, самовары, пылесосы, мотороллеры. Белев - народные промыслы (кружевоплетение) Филимоново - изготовление росписных глиняных игрушек. Музей-усадьба Поленово и Ясная Поляна. Область имеет договора с 40 областями. Проблемы подмосковного угольного бассейна. Существует несколько направлений использования: - выпуск минеральных удобрений из угля (урожайность повышается на 40-50% + выведение из растений радионуклидов. - Специализированные мощные терминалы (гостиницы. Станции обслуживания, автомобильные стоянки) Преобладание отраслей тяжелой пром., занятость мужского населения, загрязнение, нехватка воды. Проблема области - безработица, закрывающиеся шахты, радиационное загрязнение.

9.1. Ярославская обл. Специализация хозяйства. Пл. 36,4 тыс. кв.км. Нас. 1443 тыс. (1997) гор. нас. 80,4%. М-ния стройматериалов, торфа, сапропеля; соляные источники. Отдаленность от метал-лургических баз и наличие квалифицир. кадров обусловили размещение относительно неметалоемких, но выпускающих сложную продукцию маш.-строит. предприятий. Структура пром-ти (по стоимости продукции, %) маш-ние 35,9, топливно-энергетич. комплекс 29,2, легкая, пищевая и ппр. 15, хим 14,4, переработка сырья 4,9. Ведущие отрасли -маш-ние (дизельные, авиационные и элетродвигатели, топливные насосы, суда и катера типа "река-море", оборудование для пищ. и полиграфической пр-ти, 13% рос. бытовых часов, станки и др.), хим. и нефтехим. (15% рос. пр=ва шин, а также синтетич. каучук и смолы, лаки, краски, фотобумага, магнитная лента). Развиты нефтеперраб. (ок. 6% рос. Первичной переработки нефти) и топливная (бензин, дизельное топливо, мазут и др.), легкая (5% рос. льняных и пенькоджутовых тканей) пищ.пр-ть, пр-во строймат. Добыча торфа. Крупнейшие пред-ия - АООТ "Яросл. мотор. з-д", "Тутаевский мотр. з-д" (дизельные двигатели), АО "Рыбинские моторы" (авиац. Двигатели), Ры-бинский з-д приборостроения, АО "Яросл. шинный з-д", АО "Лакокраска" (Яросл), АО "СК Премьер" (Яросл), АООТ "Чайка" (Углич, бытовые часы), АО"СЛИП" (Рыбинск, суда). Нар. промысел - пр-во худ. финифти (миниатюрная живопись по эмали г. Ростов). Рыбинская, Угличская ГЭС на Волге. Сел. хох-во: жив-во(мясо-молочное скотовод., свиноводсвто, птицеводство; овчинношубное овцеводство), Выращивают рожь, картофель, овощи, лен, кормовые культуры.

10.1. Этапы формирования территории Северо-Кавзазского экономического района. Сначала здесь было Тьму-Тараканское княжество. После прихода половцев оно перестало существовать. Присоединение этой территории к России началось с присоединения казаками бассейна Дона в 16-17 вв. вскоре, после присоединения к России Астраханского ханства (Астрахань взяли в 1556г) казаки появляются на Тереке (строятся фортпосты 1567-1588). Далее Азовский поход 1695-1696 гг. В середине 18 в. появляются первые порты на Азовском море - Ростов и Таганрог. Строятся укрепления до Маздока и Россия начинает наступательную политику в Предкавказье. Формируется Большая и Малая Кабарда. Потемкин построил Азово-Моздокскую линию. В1783 г. присоединено Крымское ханство. В конце 18 в. на Кубань приходят черноморские казаки и образуется Кубанское казачье войско. Они вместе с регулярной армией и Терекским ка-зачеством ведут 100 лет Кавказскую войну. Строятся фортпосты (Кизляр) через каждые 30-50 км., через 3-5 км. - наблюдательный пункт. В 1864 г. она закончилась. За это время была еще Русско-Персидская и Русско-Турецкая войны. Во время войн и после них происходило переселение кавказ-ских народов. Многие сбежали на земли Оттоманской империи. В 19-нач 20 вв. происходит заселение Предкавказья русскими, где сформировался мощный район товарного зернового хозяйства. Организованный на капиталистических принципах. Суда каждый год приходили сотни тысяч крестьян из перенаселенных районов. Адыгейцы переселились с гор на равнину. Многие народы были оттеснены. В Предкавказье стали преобладать Русские.

8.2. Основные пути решения энергетической проблемы республики Армения. Площадь - 29,8 тыс.км., нас - 3,8 мил.чел., плотность-127 чел., гор.нас. - 68%. Энергетической базы в Армении практически нет. Еще когда в Армении была относительно развитая промышленность, энергетической базы было недостаточно. Поэтому в 1988 г. была введена в действие Армянская АЭС, закрытая после землетрясения. Теперь поставки мазута и газа из Азер-байджана для ТЭЦ прекращены из-за войны. Правда есть гидроресурсы - каскад ГЭС на Раздане, вытекающем из озера Севан, но и оно недавно начало мелеть. Больше никаких других топливно-энергетических ресурсов в стране нет. Привозится гуманитарная помощь из России и США на самолетах в виде солярки, т.к. без электричества и отопления остались высоко этажные дома. (90% населения живут на высоте 1000 м.) Все деревья вырублены и сожжены. Ситуация критическая. Выход - только прекращение военных действий и установление контактов с возможными поставщиками.

7.2. Особенности специализации и размещения машиностроения Украины Машиностроение и металлообработка - особенно важная отрасль народного хозяйства Украины. В 1993 г. на него приходилось 41,2 % общего объема промышленной продукции Украины, 43,0 % среднегодового количества промышленно-производственного персонала и 22,3 % стоимости ее промышленно-производственных фондов. Одна из важнейших функцию машиностроительного комплекса Украины - его международная специализация, особенно в рамках СНГ и других стран бывшего СССР. В Украине ведущие места занимают сельскохозяйственное машиностроение (включая технику для животноводства и кормопроизводства), автомобилестроение, электро-техника, тяжелое и транспортное машиностроение. Солидные позиции занимают приборостроение, производство средств автоматизации и управления, а также станко-строительная и инструментальная отрасли промышленности, которые следует отнести к отраслям высоких технологий. В целом машиностроение и металлообработка размещены достаточно равномерно по территории Украины. На этом фоне особенно выделяются восемь больших машиностроительных городов: Харьков, Киев, Днеп-ропетровск, Запорожье, Одесса, Львов, Донецк, Луганск. На основе действия законов территориальной специализации и комплексного развития в Украине сформирова-лось семь машиностроительных районов: 1) наиболее развитый Харьковский (основные ядра - Харьков, Полтава, Кременчуг, Сумы) со специализацией на энергетиче-ском, транспортном, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении и выпуском электротехники и приборов; 2) Приднепровский (Днепропетровск, Днепродзер-жинск, Кривой Рог, Запорожье, Мелитополь, Кировоград) с ведущими отраслями тяжелого и среднего машиностроения - производством металлургического оборудова-ния, станков, транспортных, энергетических, электротехнических и сельскохозяйственных машин; 3) Донбасский (Донецк, Краматорск, Луганск, Мариуполь, Горловка, Дружковка) с производством преимущественно металлоемких изделий, а именно: машин и оборудования для угледобычи и черной металлургии, транспортных средств; 4) Центрально-украинский (Киев, Житомир, Бердичев, Ко-ростень, Чернигов, Черкассы) с выпуском станков, оборудова-ния для химической и строительной индустрии, транспортных средств, электротехнических машин, приборов и ЭВМ; 5) Подольский (Винница, Хмельницкий, Тернополь) с развитием сельскохозяйственного и электро-технического машиностроения, станко- и приборостроения; 6) Западноукраинский (Львов, Луцк, Ривне, Ивано-Франковск, Черновцы, Ужгород, Мукачево, Стрый, Дро-гобыч) с приборостроением, производством телевизоров, станков, подъемно-транспортных машин, автобусов, грузовых несущих конвейеров, грузо-пассажирских авто-мобилей, товаров электроники, сельскохозяйственных машин; 7) Южный (Одесса, Николаев, Херсон, Симферополь, Измаил, Керчь) специализируется на выпуске су-дов, станков, сельскохозяйственных машин, кранов, приборов, киноаппаратов.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница