Синергетика и медиаобразование Аннотация



Скачать 113,03 Kb.
Дата12.08.2017
Размер113,03 Kb.



УДК: 37.013.8

Франко Галина Юльевна

Институт содержания и методов обучения РАО,

старший научный сотрудник лаборатории стандартизации и качества учебного оборудования, кандидат филологических наук, доцент


Синергетика и медиаобразование

Аннотация: В статье исследуются особенности применения принципов синергетики в процессе реализации задач элективного курса медиаобразования для старшеклассников «Кино и отечественная культура».

Ключевые слова: синергетика, духовно-нравственное образование, средства массовой информации, точки бифуркации, интегрированный элективный курс, медиаобразование, киноязык.
Franco Galina

Institute of content and methods of teaching RAO

Senior researcher of the laboratory of standardization and quality training equipment, candidate of philological Sciences, associate Professor
Synergetics and media education

Abstract: the article examines the peculiarities of the application of the principles of synergetics in the process of implementation of tasks of elective course of media education for high school students "Cinema and domestic culture".

Key words: synergetics, spiritually-moral education, mass media, bifurcation points, integrated elective course, media education, film language.
С нашей точки зрения, в настоящее время актуален самостоятельный теоретический подход к медиаобразованию, обозначенный как «синергетическая модель». По итогам анализа трех синергетических систем: «Отечественное медиаобразование»; его подструктуры «Эстетически направленное медиаобразование (одно из его направлений – кинообразование) и подструктуры предыдущей системы – «Авторский элективный медиакурс для старшеклассников «Кино и отечественная культура» синергетические принципы становления (нелинейность, незамкнутость (открытость), неустойчивость, динамическая иерархичность, или эмерджентность, и наблюдаемость) реализуются на мегауровне – система «Отечественное медиаобразование»,- на макроуровне – система «Эстетическое направление отечественного медиаобразования» - и на микроуровне - система «Элективный авторский медиакурс для старшеклассников «Кино и отечественная культура».

Автор данного курса является представителем так называемой «московской школы», занимающейся эстетически ориентированным медиаобразованием, в котором синтезированы элементы эстетической, культурологической, семиотической, критической и практической теорий. Доминирующим направлением работы приверженцев этого течения является кинообразование, или художественное образование в области экранных искусств, - важнейшего раздела медиаобразования, предлагающего в качестве основного структурного элемента (медиатекста) эстетический объект – экранный аудиовизуальный образ.

Вышеназванные системы являются сложными, нелинейными, последовательно соподчиненными по принципу самоподобия. Их можно представить в виде конструкции из «матрешек», вложенных одна в другую. С помощью такой конструкции можно условно изобразить синергетический принцип единства в многообразии.

На уровне нового синергетического мировидения целое не есть сумма его частей, это – качественно различные структуры. Нелинейность как одно из узловых, концептуально значимых понятий синергетики предполагает значимость «разрастания малого», но не приводит к качественному изменению характера процесса в целом.

Это положение можно подтвердить следующими примерами. Опыт отечественных медиапедагогов интересен и разнообразен. Есть инициативные, творчески мыслящие педагоги в Москве, Ленинграде, Калинине, Киеве, Кургане, Таллинне, Алма-Ате и других городах. Это обстоятельство не может не влиять на развитие медиапедагогики как на мега-, так и на макроуровне, что и происходит: существует и весьма успешно функционирует педагогическая наука, теоретически разрабатывающая эту важнейшую ветвь образования.

Еще в двадцатые годы началось массовое движение за использование кино как средства обучения и воспитания [1]. А в конце 50-х годов кинообразование в стране стало развиваться особенно активно, так как после осуждения культа личности начался подъем искусства кино, усиление его роли в культурной жизни страны. Интересный опыт накоплен в Москве, Ленинграде, Калинине, Киеве, Кургане, Таллинне, Алма-Ате и других городах. Уже четыре десятилетия назад была подготовлена и утверждена Министерством просвещения программа факультативного курса «Основы киноискусства» для старших классов [2]. К этой работе подключился и Союз кинематографистов. Это не могло не сказаться на работе кинопедагогов, как их стали потом называть. Возникали различные «школы», направления, отличающиеся друг друга «лица необщим выраженьем». Большую работу в этой области проводил сектор театра и кино НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук СССР (впоследствии сектор менял названия, так же как и сама Академия, в настоящее время называющаяся Российской Академией образования), а также лаборатория медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО. Научно-исследовательский коллектив Таганрогского государственного педагогического института под руководством доктора педагогических наук, профессора А.В. Федорова разработал целый ряд учебных курсов по истории и теории медиакультуры [3] (в том числе и для педагогических вузов!). Была также создана и Ассоциация медиапедагогики и кинообразования России.

Однако тяжелый переходный период (годы перестройки) наложил отпечаток на все сферы жизни человека в нашей стране. Очевидно, можно говорить о кризисе российского кино конца ХХ века. Это не могло не отразиться и на состоянии медиаобразования в стране.

Таким образом, в недостатке самоорганизации систему «Отечественное медиаобразование» обвинить сложно, о чем свидетельствует и практический, и теоретический опыт. Казалось бы, это обстоятельство должно привести к изменениям параметров более высокого уровня, то есть к увеличению позитивного интереса к медиаобразованию со стороны внешней среды – государства и руководящих органов образования. Однако этого не происходит. Выражаясь языком синергетики, результат суммы воздействия на систему не равен сумме результатов этих воздействий. Это мы и наблюдаем на практике: к сожалению, прагматические сиюминутные установки современной школы ведут ко все большему усечению фундаментального ядра образования. Неудивительно, что у нас (в отличие, например, от Великобритании) медиаобразование не входит в учебную программу школы, и преподавание его возможно лишь в сфере дополнительного образования.

Принцип незамкнутости (открытости) осуществляется на всех уровнях и подуровнях системы «Отечественное медиаобразование», взаимодействующих друг с другом, как сообщающиеся сосуды. Отечественное медиаобразование – открытая система, в нее проникают извне теоретические взгляды как разных видов искусства (изобразительного искусства, музыки, театра), так и науки (информатики, кибернетики, синергетики и др.). Открыта она и для творческой интерпретации и переработки зарубежных концепций, о чем уже было сказано. Большое влияние на систему «Отечественное медиаобразование» оказывает социально-культурная ситуация в стране. Перечисленные составляющие можно рассматривать как внешнюю среду для системы. Эта внешняя среда приводит ее в движение, что выражается в самоорганизации, перестройке ее структуры.

Отмечены своего рода точки бифуркации (неустойчивости, выбора), рубежи между старым и новым, ведущие к этой самоорганизации, рождающей новые качества. Для этого кратко охарактеризуем эволюцию задач отечественного образования в зависимости от перемен в социокультурной ситуации. Так, с 1917 г. по 50-е годы поэтапно ставились следующие задачи: воспитать социально активную личность, дать школьникам достаточный объем общеобразовательных знаний, подготовить учащихся в вузы. В 50-е годы обнаружился формализм в знаниях, встал вопрос о подготовке учащихся к «жизни». В 60-е и 70-е годы появилась задача - поднять научный уровень образования. В начальный постсоветский период парадигма образования изменилась: произошла переориентация его с классовых позиций на личностные ценности, на формирование гражданина, ориентированного на саморазвитие, самореализацию. Правда, превращение педагогики в систему образования с физико-математической доминантой стало своего рода знамением времени. Как отмечает М.С. Каган, «в советский период эта тенденция сдерживалась «потребностью господствующей идеологии в коммунистическом воспитании молодежи» [4], теперь же образование (в умах «управленцев» образования) соединено с наукой, а не с культурой, предполагающей синергийную соразмерность проявлений ума, чувств, воли и веры человека. Вообще, отношение к системе образования со стороны его руководящих органов можно охарактеризовать как весьма деструктивное, хаотичное. Однако постараемся сохранить оптимизм и будем надеяться, что хаос этот - динамический, таящий в себе возможности позитивных изменений.

Все это не могло не сказаться и на задачах отечественного медиаобразования – на всех уровнях этой системы. Так реализуется еще один синергетический принцип становления – неустойчивости (долгое время этот принцип считался в науке недостатком, дефектом системы).

Весьма важной для кинообразования «точкой бифуркации» можно считать инициативу Никиты Михалкова (в конце 2012 г.) о введении в школах курса истории отечественного киноискусства в форме поочередного просмотра лучших отечественных фильмов. Он предложил составить список лучших фильмов, начиная с 20-х годов прошлого столетия. Инициативу поддержали на уровне Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры и вся культурная общественность. В Интернете выкладывались самые разные списки «100 фильмов», начались оживленные дискуссии. Весьма конструктивно восприняли эту идею кинопедагоги Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга и других городов. Появился спрос на новые программы по кинообразованию. Как видим, налицо весьма оптимистичная картина самоорганизации в системе. (Это не может не сказаться и на содержании нашего элективного медиакурса). Произошло изменение общественных потребностей, которое, можно надеяться, приведет к обилию разных по содержанию и качеству медиапрограмм, методических пособий и пр. А в результате возникнет новое качество системы по горизонтали. Так реализуется принцип динамической иерархичности (эмерджентности), описывающий процесс исчезновения старых и рождения новых состояний в точках бифуркации.

Принцип наблюдаемости проявляется на всех уровнях системы «Отечественное медиаобразование» - в относительности интерпретаций теоретических подходов, что сродни «игре фантазии при разглядывании облаков причудливой формы» (В.Г.Буданов). Это значит, что система открыта к пополнению самыми разными философско- методологическими и системными интерпретациями, в том числе, и синергетическими.

Здесь речь может идти о синергетическом образовании, о распространении как среди медиапедагогов, так и и среди учащихся, синергетических знаний, об изучении ими открываемых синергетических законов самоорганизации. Но также еще и о синергетических способах организации самого процесса обучения и воспитания. В первом случае синергетика выступает как содержание образования, а во втором – как его метод. Мы будем касаться как первого, так и второго аспекта темы.

В процессе преподавания курса осуществляется интегрированный подход, предусматривающий проектирование целей медиаобразования на цели образования духовно-нравственного. Они взаимопроникают и дополняют друг друга. Ведь в качестве главного средства защиты от растления и манипулирования сознанием школьников видится путь позитивный – путь формирования высоконравственных духовных ориентиров, постижения красоты идеалов традиционной отечественной культуры, которая возросла в лоне православия и по праву заслужила высокое признание во всем мире. Именно с этих позиций и должно быть, на наш взгляд, выстроено содержание элективного курса « Кино и отечественная культура».

Основанием для отбора и структурирования материала для занятий служат следующие критерии: должен учитываться личностный, мотивационный фактор, а также то, насколько этот материал дает возможность пробудить у школьников потребность искать связующие звенья между отдельными, не связанными между собой, на первый взгляд, явлениями, дабы обрести целостную картину мира. Следует обратить внимание на межпредметные связи: составные части содержания курса могут быть использованы на уроках литературы, мировой художественной культуры, обществознания, истории.

Медиаобразование по природе своей, по определению синергетично. Само введение курса по медиаобразованию в школе предполагает создание дидактически необходимого междисциплинарного пространства. В основе преподавания элективного курса «Кино и отечественная культура» лежит формирование у старшеклассников целостного, холистического, синергетического видения мира. Проблемное поле такого видения центрируется вокруг понятий «системность», «сложность», «нелинейность», что исключает черно-белое, дихотомное мышление, охватывающее лишь полярные моменты действительности. Это – мировоззренческое ядро курса. А это не может не сказаться на содержании и на методах преподавания курса, а также на выборе средств обучения, учебного оборудования как на смыслонесущих составляющих обучения.

Мы считаем, что технология аудиовизуального образования по элективному курсу должна строиться по принципу соединения, сталкивания этих разнородных средств обучения. Динамизм переключения разных типов восприятия создает своего рода силовое поле интеллектуального и эмоционального напряжения, способствующего полноценному эстетическому восприятию. При отборе средств обучения для элективного курса педагог должен опираться на иерархическую структуру аудиовизуального образования, которую можно представить в виде четырех уровней.

Первый: усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в обществе, об их эстетических особенностях. Педагогам следует помнить, что творческая активность зрителя «зависит в значительной мере не только от установки на восприятие, но и от знания формальных законов действия. Глубокое постижение спектакля или фильма возможно лишь в том случае, если зритель знаком с законами данного вида зрелища» [5].

Второй: образно-эмоциональное восприятие художественной концепции экранного произведения, раскрывающейся в пространственно-временной форме повествования экранных искусств (то есть пересказ-констатирующий уровень, на котором происходит эмоциональное переживание, запоминание информации).

Третий: анализ результатов восприятия и эстетическая оценка произведений экранных искусств (то есть аналитико-оценочный уровень — рефлексия по отношению к своему эмоциональному переживанию увиденного, образование определенной позиции к нему, тот самый путь «соавторства», о котором говорилось выше).

Наконец, четвертый: проявление своей, возможно, новой позиции в поведении, общении, в отношении к людям, в художественном творчестве (то есть конструирующий уровень).

Моделируя ценностно-смысловое отношение старшеклассников к произведениям экранных искусств, педагог учитывает возрастные особенности и возможности учащихся. Старшеклассники жаждут самоопределения, они внутренне нацелены на поиск своего места в мире, поиск ответов на главные смыслообразующие, вечные вопросы бытия. Их привлекают факты, которые можно оценить неоднозначно, или четко выраженные личностные позиции, с которыми можно спорить или сопоставлять их друг с другом. Старшеклассников интересуют люди как выразители определенных взглядов, точек зрения. Видим, что уже самими возрастными особенностями учащихся подготовлена, «взрыхлена» почва для освоения ими синергетического способа мышления Определены ситуации, в которых необходимо использование статичных ЭЗС, аудиозаписей, репродукций картин и икон, печатных отрывков. Занятия по изучению экранных произведений целесообразно строить по принципу соединения, сталкивания разнородных по типу отображения действительности материалов: просмотр видеофильмов, чтение печатного отрывка, прослушивание музыки, демонстрация репродукции картины или иконы, отрывок из радиопередачи. Освоение художественного языка киноискусства предполагает изучение как традиционных, так и современных СО. Необходимо широко использовать такой современный источник информации, как Интернет. Динамизм переключения разных типов восприятия создает своего рода силовое поле интеллектуального и эмоционального напряжения, что стимулирует познавательную активность учащихся. Ученик становится соавтором урока – вместе с учителем.

Итак, выявлено, что важными факторами поддержания должного уровня элективного медиакурса для старшеклассников «Кино и отечественная культура» являются:

- установление оптимального соотношения в использовании традиционных пособий и средств новых информационных технологий;

- обновление содержания курса с учетом синергетических принципов становления (нелинейности; незамкнутости, или открытости; неустойчивости; динамической иерархичности, или эмерджентности; и наблюдаемости);



- выявление и учет уровня предпочтений старшеклассниками той или иной технологии медиаобразования, а также уровня освоения ими способа синергетического мышления.
Источники

  1. Учебное и научное кино. Сборник статей и материалов. - Л.: Главкинопрокат, научно-метод. кабинет по учебному и науч. кино, 1947. - С.51.

  2. Шатерникова М.С., Усов Ю.Н., Рабинович Ю.М. «Основы киноискусства» (IХ-ХХ кл.) Под ред. И.В. Вайсфельда. – В кн.: Программы факультативных курсов. - М.: Просвещение, 1972.

  3. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах. – Таганрог, 2003; Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. - Таганрог, 2005.

  4. Цит. соч. С.216.

  5. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М., 1980. - С. 114.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал