Словарь классного руководителя



Скачать 368,8 Kb.
страница1/3
Дата16.12.2017
Размер368,8 Kb.
  1   2   3
Словарь классного руководителя

Выбор слов в нашем словарике связан с наиболее часто употребляемыми в современной педагогической литературе терминами и ограничен рамками занятия. В дальнейшем словарь будет пополняться в соответствии с темой последующих занятий. В словаре нашли отражение как педагогические, так и психологические термины и понятия, имеющие отношение к воспитанию.



При подготовке материала были использованы как различные справочники, так и непосредственно материалы научных статей Н.Л. Селивановой, И.Д. Демаковой, П.В. Степанова, Т.А. Стефановской, С.Д. Полякова и др. (Список литература прилагается).

Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.

Адаптация – приспособление.

Акмеология – наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Аксиология – наука, исследующая философское учение о ценностях.

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях и их классификации. Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.

Анализметод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия учителя и учащихся; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.

Гуманизация пространства детства – воспитание, методология которого предполагает признание Человека наивысшей ценностью жизни на земле.

Гуманизация воспитания – это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития.

Между тем школьная практика показывает, что разнообразие воспитательных систем не сводится только лишь к гуманистическим. Можно выделить (по М.В.Воропаеву):



Собственно гуманистические воспитательные системы. Они характеризуются высоко-ценностным отношением к личности “здесь и теперь”, средним уровнем развития внутреннего институционального контроля (т.е. сформированными в школе традициями, образцами привычного поведения), незначительной ролью внешних санкций.

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Когнитивный – связанный с познанием.

Конгруэнтность (от англ. congruence) - подлинность, открытость, честность; одно из трех "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта и отношения. Термин "конгруэнтность" введен в психологию К.Роджерсом.
      Конгруэнтность - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия "как если бы" это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). Конгруэнтность - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в использовании психологических защит, в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью "эксперта". Конгруэнтность наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. (Автор статьи – д.п.н. Орлов Александр Борисович).

Пространство детства – социокультурный феномен, оказывающий воздействие на процесс развития ребенка. Пространство детства – это деятельностное поле ребенка, которое органично связано с пространством взрослого мира, но в то же время имеет определенную автономию.И.Д.Демакова,

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Личность — человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту собственного развития. Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Процесс (продвижение) – 1) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Принцип (основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

Признание  это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие  это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание  это умение видеть другого изнутри, способность.

Процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).



Самоуправление ученическое — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. («Самоорганизация детей в мире взрослой жизни» (В.И.Слободчиков). Многообразие форм самоуправления позволяет избежать формального, бюрократического подхода к его организации. Важно чётко продумать структуру самоуправления и содержание работы конкретных подразделений.

Одна из важнейших задач самоуправления - развитие активности учащихся. Высокий уровень организованности самоуправления может свидетельствовать как о его развитии, так и об авторитарном стиле руководства, низкий - о преобладании в коллективе стихийности. Коллективный самоконтроль выражается в анализе органами самоуправления своей деятельности и поиске наиболее эффективных путей достижения цели. Результат развития самоуправления - взаимная ответственность, когда все учащиеся добросовестно выполняют свои обязанности, и когда каждый учащийся отвечает за общие итоги деятельности, а все - за работу каждого. Основная закономерность развития самоуправления - гармонизация общих целей, содержания деятельности и ценностных ориентаций учащихся. Основные принципы самоуправления: сплочение коллектива вокруг единой цели; единство и оптимальное сочетание коллективных и личных интересов учащихся; динамичность и вариативность структуры органов самоуправления; добровольность в формировании его органов; интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления.



Самоутверждение — стремление индивида к достижению и поддержанию определённого общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путём лишь словесных заявлений.

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Педагогическая система – это теоретическая модель объекта педагогической действительности; совокупность элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности. Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе, в худшем – набор мероприятий, проводимых “для галочки”, нередко под давлением извне.

Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений. Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу.

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют гарантированно результативно и качественно осуществлять свою деятельность. « КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

  1. Определение конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;

  2. Разработка теоретических оснований, т.е. определенные педагогические концепции;

  3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);

  4. Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия.)

Таким образом, технологический алгоритм воспитательного мероприятия выглядит следующим образом:

  • определение цели;

  • построение содержания;

  • подготовка мероприятия;

  • проведение мероприятия;

  • анализ итогов мероприятия.

Фактор (делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Целеполагание – постановка цели субъектом деятельности.

Эмпатия - сопереживание; совпадение, контактирование с эмоциональными проявлениями, переживаниями другого человека; способность переживать вместе с другим человеком (а не за или для него), откликаться на проявления его эмоционального мироощущения, понимать и переживать его. (Автор статьи – д.п.н. Орлов Александр Борисович).

Список литературы



  1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Владос, 2003.

  2. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. – М.: Новая школа, 2000.

  3. Новикова Л.И. Теория и практика педагогических систем. – М., 1993.

  4. Сластенин В.А. Педагогика.– М.: Школа-Пресс,2004.

  5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.

  6. Тубельский А.Н. Школа самоопределения. – М.: Новая школа, 1995.

  7. Б.  Барышникова. Теория и методика воспитания младшего школьника Учебно - методическое пособие. ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения .2007 г.

  8. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. – М., 1984. – Т. 4.

  10. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М.: Знание, 1990.

  11. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986.

  12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2004.

  13. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

  14. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. – Ижевск, 1999.

  15. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов


  1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница