Смирнова Юлия Николаевна



страница1/9
Дата03.09.2017
Размер3.17 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Смирнова

Юлия Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОУ ДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий

им. В. Фёдорова»


357000, Ставропольский край, Кочубеевский район, село Кочубеевское,

ул. Вокзальная д. 58 а

тел. 8-928-631-90-99

stanzfedorov@yandex.ru

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий имени

Виталия Фёдорова»

Номинация: Информационно-методические материалы

(Организация летнего отдыха обучающихся, воспитанников)


Программа палаточного лагеря

«Бронзовый век»

с. Кочубеевское 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка ……………………………………….……. 1

  2. Цели и задачи программы ………………………………………… 3

  3. Основные этапы и сроки реализации программы ………………..5

  4. Организация деятельности смен ……………………………………6

  5. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты ...7

  6. Ресурсное обеспечение программы ………………………………..10

  7. Законы лагеря ………………………………………………………..11

  8. Традиции лагеря ……………………………………………………..11

  9. Понятийный словарь программы …………………………………..12

  10. Программа учебных занятий «Школа безопасности» ……………12

  11. Программа учебных занятий «Краеведение, этнография»……….13

  12. Использованная литература ………………………………………...14

  13. План смены ……………………………………………………………14

  14. Приложения …………………………………………………………..18


ПРОГРАММА «БРОНЗОВЫЙ ВЕК»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание здорового физически и духовно развитого поколения является одной из главнейших задач обеспечивающих стабильную основу любого государства. В настоящий момент в сознании педагогической и родительской общественности происходит смещение приоритетов в сторону усиления внимания к воспитанию детей не только в течение учебного года, но и в продолжительный летний период.

С другой стороны увеличение требований системы образования к качеству знаний, получаемых детьми в школе. Длительный перерыв в получении знаний в период летних каникул не должен являться преградой к новым знаниям и умениям. Таким образом, обучение посредством игры в рамках летнего лагеря является приемлемой альтернативой факультативных занятий.

Основные проблемы в области воспитания детей связаны с экономическим и социальными реформами. Отмечается резкое расхождение в доходах семей, рост неполных семей, что в свою очередь увеличивает рабочую занятость родителей и сокращает воспитательную роль семьи в формировании личности ребенка. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты у ребенка, так и делает очевидным проблемы взаимодействия ребенка с окружающим миром, взрослыми и сверстниками.

В летний период основной проблемой для общества является:

1. Резкое увеличение свободного времени у детей, отсутствие у родителей возможности обеспечить их занятость или даже присмотр за ними.

2. Рост детского травматизма и числа правонарушений среди несовершеннолетних.

3. Отсутствие достаточного количества средств у родителей на организацию полноценного отдыха и оздоровления детей.

В последнее время возросла потребность в мало бюджетных (мало затратных) лагерях, которые дают возможность родителям (законным представителям), семьям с низким достатком, организовать летний отдых и оздоровление детей. Программа «Бронзовый век» составлена для мало бюджетного лагеря палаточного лагеря. Немаловажно, что отрыв ребенка от избыточного потока неконтролируемой информации посредством Интернета, позволяет сосредоточится на внутренних потребностях ребенка, его личной социализации в обществе и детском коллективе. Все условия для успешного достижения поставленной цели предоставляет туристский палаточный лагерь.

В основу организации мало затратного палаточного лагеря положена система участия в сменах организованных групп детей (объединения дополнительного образования, обучающиеся одного класса, школы) со своим руководителем. Все участники группы хорошо знают друг друга, и этап знакомства в традиционных лагерях в данном случае не требует длительной подготовки и реализации.

Основным методом, используемым в программе, является игра. Игра – одно из самых древних занятий. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение новых социальных ролей, самореализация, приобретение ими нового социального опыта. Игра – то, что является жизненно важной потребностью ребенка. Через неё он осваивает социальные роли, самоутверждается и самореализуется. В случае неудачи всегда можно сказать «Это всего только игра».

Особое место в программе занимает интеллектуальная игра («Ночь в музее»), которая:

- способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;

- способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей, развивает логику, критическое мышление;

- способствует формированию культуры ведения диалога, признанию множественности подхода к решению проблемы.

Формирование личностных качеств происходит как непосредственно во время игры, так и в процессе её подготовки, важным этапом которого является распределение ролей. Чаще всего эту миссию выполняют руководители команд, однако, можно данную задачу доверить самим участникам. Это даёт ребятам возможность объективно оценить себя и товарищей, чтобы каждый мог внести свою лепту в достижение общей цели, общей победы.

Программа основана на целом ряде теоретических и практических занятий по основам археологии. Такой интерес к научному восприятию археологических находок продиктован тем, что в последние годы участились случаи варварского отношения к многочисленным археологическим находкам на территории Кочубеевского района Ставропольского края. Зачастую, не понимая истинной ценности этих находок, древние захоронения подвергаются разорению и уничтожению, не дойдя до специалистов. Частью программы, как игровые элементы жизни и быта племен различных материальных культурных сообществ бронзового века, используется учебная программа «Школа безопасности».

Данное сочетание отвечает всем поставленным требованиям – развивающий отдых через развивающую игру. Участники смен лагеря, через обыгрывание ролей людей различных племенных культур эпохи бронзы знакомятся с их бытом и культурой, историей первых изобретений. В данном аспекте проводятся занятия по основам археологии и этнографии (имитация археологических раскопок, атрибуция памятников материальной культуры, лепка из глины, ткачество и пр.). Знакомство с культурой и бытом человека бронзового века поможет освоению основного комплекса знаний, умений и навыков выживания в экстремальных условиях (организация ночлега в полевых условиях, разведение огня, ориентирование в незнакомых условиях и др.).

Каждый участник смен лагеря сможет самостоятельно выбрать интересующую его область приложения своего потенциала через игру и стать активным участников коллективного творчества.


Программа «Бронзовый век», была реализована в выездном палаточном лагере «Крокус», организованный МОУ ДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий имени Виталия Фёдорова» в июне-июле 2014 года (приложение 1).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы проходит не только как кратковременное воздействие на ребенка, но и на длительном подготовительном этапе и основывается на следующих принципах:



  1. Оздоровительный лагерь для ребенка. Высшим показателем оценки работы лагеря можно считать хорошее самочувствие в нем детей и взрослых.

  2. Главная ценность – сам ребенок: его культура, творчество, здоровье.

  3. Совместная творческая деятельность детей и взрослых.

  4. Воспитательный процесс должен быть эффективным, целесообразным и нешаблонным.

  5. Воспитание эффективно если оно системно.

  6. Сохранение и приумножение традиций, как визитная карточка лагеря и именно это делает пребывание детей в лагере ярким, запоминающимся, воспитывающим.

  7. Строгое соблюдение правил и норм, принятых в лагере.




Цель

Задачи

Методы

Организация обучающего отдыха и оздоровления детей Кочубеевского района в летний период.


Провести мероприятия направленные на повышение физического здоровья участников лагеря

Пребывание ребенка в экологически чистой местности.

Спортивные игры с учетом возрастных особенностей (шуточные соревнования, ориентирование на местности)

1, 2, 3 дневные походы (в зависимости от подготовленности группы)

Медицинское сопровождение участников лагеря

Проведение медицинского тестирования


Отработать навыки по самообслуживанию и сохранению своего здоровья.

Поддержание чистоты территории лагеря, своего подлагеря, спального места, одежды, обуви.

Тренинги по оказание первой помощи при ожогах, порезах, утоплении, отравлении.

Правила безопасности при контакте с ядовитыми растениями


Отработать навыки и умения по туризму

Тренинги по основам пешеходного, горного туризма, альпинизма.

Тренинги по основам выживания в природной среде

Совершение туристских походов различной степени сложности.


Подготовить мероприятия способствующие развитию творческих способностей

Проведение творческих мастерских (лепка из глины, ткачество), изготовление сувениров.

Подготовка мини спектаклей, песенных вечеров, занятий по программе «Краеведение, этнография».



Оформление костюмов, территории лагеря в соответствии с общей тематикой лагеря.

Отработать навыки выживания в экстремальных условиях

Проведение занятий по программе «Школа безопасности»

Подготовить мероприятия направленные на формирование навыков общения

Игры, походная этика, традиции лагеря

Пропагандировать массовое туристско-краеведческое движение

Проведение туристских походов различной степени, выдача справки о зачете похода


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Содержание работы

сроки

ответственные

1 этап. Подготовительный

1

Формирование лагерных смен:

  • Выступление на совещании по летнему отдыху перед директорами, перед заместителями директора по воспитательной работе

  • Индивидуальная работа с руководителями групп прошлого года

  • Комплектование штата работников

Февраль - май

Директор, заместитель директора

2

Анализ работы за прошлый год, информация об итогах через СМИ (газета, телевидение)

Февраль - апрель

заместитель директора

3

Создание программно-целевого планирования воспитательной работы в лагере

Апрель-май

заместитель директора

4

Инструктивно-методическое совещание

май

заместитель директора

5

Создание оптимальных условий для функционирования лагеря

апрель - май

директор

6

Проведение курсов для будущего инструкторского состава лагеря

май

Директор, заместитель директора

2 этап. Практический

1

Организация деятельности смен*

Июнь- июль

Директор, заместитель директора, инструкторский состав

2

Совершенствование воспитательной работы при организации деятельности участников лагеря, поиск новых форм работы

постоянно

Директор, заместитель директора, инструкторский состав

3

Организация предупредительно-профилактической деятельности среди участников лагеря

В течение работы лагеря

Директор, заместитель директора, инструкторский состав, руководители групп

4

Проведение спортивных соревнований и оздоровительных мероприятий

В течение работы лагеря

инструкторский состав, руководители групп

5

Проведение тренировок по технике пешеходного туризма, степенных походов

В течение работы лагеря

заместитель директора, инструкторский состав

6

Проведение мероприятий по программе «Школа безопасности», «Краеведение, этнография »

В течение работы лагеря

инструкторский состав

7

Проведение творческих конкурсов, тематических вечеров, театрализованных представлений

В течение работы лагеря

инструкторский состав, руководители групп

3 этап. Обобщающий

1

Рефлексия

август

Творческая группа по проведению мониторинга

2

Анализ реализации программы. Публичный отчет. Творческий отчет через СМИ

Август-сентябрь

Заместитель директора, инструкторы

3

Составление рекомендаций по улучшению работы в лагере

сентябрь

Заместитель директора




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал