Социальная безопасность и социальная политика в республике казахстан



Скачать 51.74 Kb.
Дата24.10.2016
Размер51.74 Kb.
Дёмушкина Л.О.
к.э.н.. доцент,

Академия государственного управления

при Президенте Республики Казахстан
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Современное общественное развитие определяет необходимость формирования в любой стране политики, адекватной потребностям ее безопасности. Изменения, происшедшие в Казахстане в последнее время, определили новые подходы к разработке принципиальных основ политической деятельности в сфере безопасности. Особое значение при этом приобретает социальный аспект проблемы.



Как показывает мировой и отечественный исторический опыт, игнорирование социальных параметров политики ведет к появлению серьезных проблем во многих областях общественной жизни, но особенно отрицательно сказывается на состоянии национальной безопасности.

Национальная безопасность включает наряду с такими составляющими как экономическая безопасность, обороноспособность страны, защита от техногенных и экологических катастроф, также и социальную безопасность.



Социальная безопасность - это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений. [1]

Точнее можно сказать, что социальная безопасность – это состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

В общем виде постоянный объект социальной безопасности - личность, ее жизненно важные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества. Это - право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства. По мере изменений условий развития общества объекты социальной безопасности могут меняться. Таким образом, можно выделить приоритетные объекты социальной безопасности, то есть такие социальные группы и общности, которые в конкретных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Во Всемирной социальной декларации, принятой в 1995 году на Всемирной конференции по социальному развитию, сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:



  • всеобщее начальное образование, как для девочек, так и для мальчиков;

  • сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения (причем женская неграмотность не должна превышать мужскую);

  • элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;

  • ликвидация случаев острого недоедания;

  • предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;

  • безопасная питьевая вода и санитария для всех;

  • кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.[2]

Как видно, объектами социальной безопасности выступают все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня  жизни народа, которые регулируются национальной и социальной политикой.

Состояние социальной безопасности в обществе находится в прямой зависимости от уровня жизни населения, а, следовательно, в первую очередь предполагает обеспечение благоприятных социально-экономических условий развития страны.

Социальная безопасность в обществе зависит от социальной политики государства. Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика государства, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой семьи. Более того, социальная политика - это своего рода инструмент обеспечения социальной безопасности общества как стратегической цели государства.

Для решения социальных вопросов в Казахстане реализуется целенаправленная социальная политика. Причем Казахстан сохранил позитивную динамику в социальной сфере и в годы кризиса, и в посткризисный период. Запас «прочности», накопленный за период до 2007-2008 годов, позволил государству выполнить все социальные обязательства. Более того, в условиях мирового финансового кризиса Казахстан стал, пожалуй, единственной страной, где были повышены пенсии, стипендии, заработная плата работникам бюджетной сферы, социальные пособия по беременности и родам и другие. Тогда как практически во всех странах мира речь шла только о снижении социальных выплат, сокращении рабочих мест и заработной платы.

В нашей стране в социальной сфере приняты практические меры по  повышению занятости, совершенствованию систем образования и здравоохранения, модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры и обеспечению населения доступным жильем. Так, на реализацию Программы занятости - 2020 в 2012 году направлено  62,3 млрд. тенге (415,3 млн. долл.), из них  на развитие сельских населенных пунктов 10 млрд. тенге (66,7 млн. долл.). Всего в рамках Программы трудоустроено  более 70 тысяч  человек. В сфере образования охват детей дошкольным образованием увеличился на 10,4% и составил 65,4%, количество аварийных школ сократилось на 23,6%, трехсменных школ на 16,6%.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев определил основные параметры социальной политики и направления ее реализации:

- обновление социального законодательства;

- формирование эффективной модели социально-трудовых отношений;

- повышение качества жизни населения с опорой на их трудовое участие;

- развитие информационно-культурного компонента социальной модернизации;

- формирование эффективной системы государственного управления социальными процессами.[3]

Активная социальная политика, инициированная Президентом Н. А. Назарбаевым, обеспечила сегодня лидирующие позиции Казахстана в СНГ по таким показателям, как число дошкольных учреждений, снижение бедности и безработицы, уровень сельскохозяйственного производства.

Следует подчеркнуть, что в Казахстане соблюдается баланс между активной социальной политикой и развитием экономики, то есть не допускается социальная перегрузка экономики, которая могла бы привести к росту социального иждивенчества.

Социальная политика государства обязательно предполагает разработку стратегии социального развития. Ее отсутствие порождает и усугубляет такие проблемы, как низкая  продолжительность жизни, высокий уровень бедности, высокая социальная дифференциация населения, региональные диспропорции в уровне жизни, снижение  качества образования и здравоохранения, низкий уровень воспроизводства населения, а также общего уровня духовности и культуры в  нашем обществе.

В настоящее время в Казахстане Правительство работает над проектом Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года, которая должна совмещать необходимость развития казахстанской социальной системы и общества с задачами экономической модернизации.

Таким образом, как подтверждают социологические исследования, Казахстан благоприятно отличается от всех постсоветских стран тем, что у нас социальный оптимизм достаточно широко укоренился в общественной психологии, что, безусловно, наряду с другими факторами повышает уровень социальной безопасности.



Список литературы:

  1. Зеркалов Д.В. Социальная безопасность. Монография. - К.: Основа, 2012. – 530 с.

  2. Всемирная социальная декларация.

  3. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Глобальный тренд социальной модернизации», Астана, 2012.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал