Социологический анализ поведения пользователей в интернет-пространстве



Скачать 239,68 Kb.
Дата23.11.2017
Размер239,68 Kb.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

А. С. Дужникова

Институт Социологии Российской Академии Наук, Москва

Одной из функций современного интернета является обеспечение связи и общения между людьми. Его техническая особенность позволяет пользователям вступать в коммуникативное взаимодействие независимо от географического расстояния между ними. Другими словами интернет дает возможность выстраивать поведение не только ориентированное на себя, как в случае потребления информации, но и поведение, ориентированное на других. Он-лайн категории, поддерживающие подобные практики нашли свое воплощение в социальных сообществах, социальных сетях, интерактивных многопользовательских играх (Second Life) и аналогичных ресурсах, функционал которых построен для проявления социальной активности пользователей. Одними из самых популярных ресурсов подобного типа не только в России, но и во всем мире являются социальные сети. И именно этой онлайновой категории будет посвящено наше исследование. В данной статье мы ответим на вопрос, какие группы пользователей интернета в настоящее время в России более склонны к поведению, ориентированному на взаимодействие, а какие предпочитают использовать интернет для удовлетворения других потребностей. Материал статьи основан на данных всероссийского исследования общественного мнения, проведенного в апреле 2010 года компанией ВЦИОМ основанном на инструментарии автора статьи. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Возраст – 18+.Вопросы задавались только пользователям сети интернет, такими являются 40% от выборочной совокупности. Социальные сети сегодня уже посещают более чем две трети интернет аудитории во всем мире, и это четвертая по популярности онлайновая категория после поиска, порталов и программного обеспечения, которая опережает электронную почту. Такие сведения содержатся в докладе аналитической службы «Global Faces and Networked Places», выпущенном Nielsen Online. Доклад исследует поведение пользователей Сети в девяти странах [1].

Социальные сети являются одним из самых популярных ресурсов и среди российских пользователей, более половины (53%) являются их заядлыми посетителями. Такой большой уровень постоянной аудитории сравним лишь с показателями поисковых систем или почтовых сервисов. По данным проведенного исследования, активность посещения социальных сетей очень высокая, более половины пользователей (57%) заходят в них несколько раз неделю, из 26% обитают в социальных сетях каждый день. Любопытно, что наряду с достаточно высоким уровнем активности, существуют люди, которые никогда не слышали о социальных сетях: таких пользователей глобальной сети оказалось около 8%.

Социальная сеть в интернете представляет собой ресурс, предназначенный для обеспечения связи между людьми, создания сообществ и размещения информации о себе в интернете. Другими словами, контент этого ресурса создается самими пользователями и ориентирован на таких же обычных пользователей сети. Можно выделить два основных подхода в определении социальных сетей – первый основывается на технических особенностях ресурсов и присущ в использовании среди интернет-сообществ и специалистов в области информационных технологий. Он очерчивает границы ресурсов, которые можно назвать социальными сетями, как сайты, предназначенные для создания личных страничек. Такой подход четко отделяет социальные сети, блоги, сайты знакомств. Второй подход можно назвать более широким. Именно его мы и будем использовать в своей работе. Социальные сети понимаются как социальные системы в интернете, основанные и функционирующие за счет непосредственного взаимодействия пользователей с другими, формируя устойчивые связи. Под такое определение попадают все вышеперечисленные ресурсы интернета. С точки зрения социологического дискурса второй подход является более интересным и адекватным для анализа особого поведения пользователей в сетях, характеризующегося как самопрезентационное и направленное на установление или поддержание отношений с другими посредствам сети интернет.



По нашим данным, самое активное освоение социальных сетей в России пришлось на 2007-2009 года, в это время в сетях зарегистрировалось около половины (53%) их нынешних жителей. При этом аудитория социальных сетей сейчас также увеличивается, мы наблюдаем постоянный прирост пользователей. Например, 9% пользователей социальных сетей в России зарегистрировались в своей первой сети в последние полгода.

Рисунок 1. Распределение посещений интернет пользователей, % от интернет – пользователей. N= 624.



Потребность в использовании социальных функций интернета возникает у более молодой аудитории Рунета, средний возраст пользователя социальных сетей ниже, чем возраст игнорирующих подобные ресурсы (31 год против 39 лет, значимость различий в возрасте этих двух групп подтверждаются на основе Independent samples Test (α=0,000)). По данным исследованиям ВЦИОМ, проведенного в сентябре 2009 года 65% людей в возрасте 18-24 лет пользуются интернетом в России. Именно эта аудитория и стала основным контингентом социальных сетей - молодые люди в возрасте до 24 лет, (z = 5,9). При этом с 95% вероятностью мы можем утверждать, что наблюдается связь в целом между двумя признаками возраст и посещение социальных сетей (X = 0,00, df =4, Х> 0,05).

Рисунок 2. Распределение по возрастным группам среди пользователей интернета, посещающих и не посещающих социальные сети, %. N= 624.

Не смотря на то, что аудитория интернета в большей степени мужская, чем женская, социальные сети показывают иную тенденцию – ими пользуются в большей степени женщины (54%). Мужчин же на подобных сайтах можно встретить чуть реже – 46% от общего числа пользователей. Однако статистической связи между этим показателями не наблюдается (Х=0,105, df =4).

Таблица 1. Распределение пола в группах пользующихся и не пользующихся социальными сетями, %. N= 624.



группа

пол

доля

пользуются сетями

Мужской

46

Женский

54

не пользуются сетями

Мужской

51

Женский

49

Интересно заметить, что мужчины пользующиеся сетью в целом моложе, нежели женщины. Средний возраст мужчин составляет 33 года, в то время как средний возраст женщин 29 лет.

Что касается образования, то шансы встретить человека с высшим (23%), со средним (32%) или средним специальным образованием (35%) в социальных сетях примерно одинаковые.

При этом пользователи социальных сетей чуть более образованы чем те, кто ими не является, но пользуются интернетом. По процентам мы видим, что пользователей с высшим образованием чуть больше – на 4%, в группе пользователей социальных сетей. Однако статистической связи между этим показателями не наблюдается (Х=0,116, df =3).

Таблица 2. Распределение уровня образования в группах пользующихся и не пользующихся социальными сетями, %. N= 624.



группа

Образование

доля

пользуются сетями

Неполное среднее образование

1

Среднее образование (школа или ПТУ)

32

Среднее специальное образование (техникум)

35

Незаконченное высшее (с 4-го курса ВУЗа), высшее образование

32

не пользуются сетями

Неполное среднее образование

4

Среднее образование (школа или ПТУ)

32

Среднее специальное образование (техникум)

38

Незаконченное высшее (с 4-го курса ВУЗа), высшее образование

26

Население интернета считаются более обеспеченным, чем население страны в целом. При этом мы обнаружили, что социальные сети концентрируют этот обеспеченный слой, чья самооценка материального положения демонстрирует уровень выше среднего: каждый четвертый пользователь может позволить себе приобретать вещи длительного пользования (по России этот процент равен 13%, по пользователям интернета (не пользуются социальными сетями) – 18%).



Процентные данные подтвердились данными статистического анализа1. Процентное соотношение можно увидеть на Рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение оценки уровня материально положения в группах пользующихся и не пользующихся социальными сетями, %. N= 624.

Используя статистические методы мы обнаружили, что те пользователи интернета, которые посещают социальные сети, склонны оценивать свое материальное положение как высокое (z=2,1), те, кто не пользуются социальными сетями склонны относить себя к группе менее обеспеченного населения – «На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые трудности» (z=4,1) и не склонны относить себя тем людям, кто может без труда приобретать вещи длительного пользования. Именно в этой группе пользователи интернета не склонны говорить, что не пользуются сетью. (z= -2,1)

Самыми редкими гостями социальных сетей являются пожилые люди старше 55 лет (3%) и пользователи с образованием ниже среднего (1%).



На основе проделанного анализа, мы можем сделать вывод, что особенностью россиян, демонстрирующих поведение, направленное на взаимодействие с другими и установления отношений и устойчивых связей посредством социальных сетей в интернете, является их молодой возраст и более обеспеченное положение. Можно предположить, что именно эта группа людей пытается реализовать потребности, которые сложно реализовать в реальной повседневной жизни – общение, знакомства, поддержка отношений.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Зачем вам нужен интернет», %. N= 624.






взрослое поколение, %

молодежь, %

Общение

29

44

Получение необходимой информации, расширение кругозора

45

38

Работа, заработок

27

20

Учеба

3

18

Развлечения, досуг

9

18

Быть в курсе всех событий, следить за новостями, погодой

15

13

Вести переписку

9

9

Затрудняюсь ответить

6

4

Другое

4

3

Покупки он-лайн

3

2

«Убить время»

1

1

Нет ответа

0

0

Из таблицы 3 мы видим, что около половины молодых людей (до 34 лет) используют интернет именно для общения, это на 15% больше чем в группе более взрослого население глобальной сети. Почему именно молодежь? Одной из причин активного поведения, ориентированного на взаимодействие с другими является тот факт, что именно в этом возрасте происходит разрастание социального атома человека (термин Я. Морено). Находясь на данной стадии жизненного цикла молодые люди в повседневной жизни ориентированы на поиск друзей, новых знакомых и будущих жен или мужей. А интернет становится дополнительной площадкой для реализации этих потребностей. Более того, в сети люди чувствуют себя более уверенно, когда знакомства протекают в анонимной обстановке. Это подтверждает недавнее исследование пользователей социальной сети MySpace, которое показало, что молодым людям намного проще общаться друг с другом именно в Интернете, а не в реальной жизни. Почти 72 процента опрошенных признались в том, что в реальном мире они не чувствуют себя частью социума, и это создает для них определенные трудности нахождения общего языка с людьми вне интернет-среды.


Литература.



  1. Социальные сети и блоги уже популярнее, чем электронная почта – [Электронный ресурс] – http://mediarevolution.ru/audience/geography/1887.html

  2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — Москва: Академический Проект, 2001.

1 Связь наблюдается между показателями пользования сетью и показателем субъективной самооценкой материального положения, это мы можем утверждать с 95% вероятностью (X = 0,00, df =3, Х> 0,05).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница