«Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету»



Скачать 428,63 Kb.
Дата29.09.2017
Размер428,63 Kb.
Национальная библиотека Республики Дагестан им. Р. Гамзатова

Служба научной информации по культуре и искусству



К Году охраны окружающей среды


«Сохраним планету эту, у нас другой на свете нету»
(Опыт работы библиотек России по экологическому просвещению населения)

Махачкала, 2013


Введение
Экологическая проблема имеет многовековую историю, однако обострилась она со второй половины XIX века по мере индустриализации планеты. Разрушительные последствия технического прогресса поставили человечество перед необходимостью решения экологических проблем как условия выживания цивилизации и сохранения биологического разнообразия. Проблема выживаемости человека в условиях острейшей экологической напряжённости волнует сегодня не только учёных, но и мировую общественность, во многих странах она поставлена на самый высокий государственный уровень. В России этот вопрос также вызывает глубокую тревогу. В этой связи 2013 год Президентом Российской Федерации В.В. Путиным объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды.
Библиотека в системе экологического просвещения
Человечество за весь период своего существования сталкивалось и сталкивается с множеством экологических проблем, большая часть которых возникла по вине самих людей. Это значит, что человечеству необходимо научиться жить в содружестве с природой: не нарушать природного равновесия, рационально пользоваться природными ресурсами, соизмерять свои поступки и последствия от них. Сегодня трудно найти рабочее место, дом, населенный пункт, страну, не подверженные в большей или меньшей мере экологической опасности. Глубоко ошибаются люди, считающие, что сейчас не до экологии и охраны природы. Если не сохранить экологию сегодня, то лишается всякого смысла социально-экономическое переустройство нашего общества. За право жить и трудиться в экологически чистой среде, надо бороться всем вместе. Поступки же наши определяются внутренней культурой. Не прибран дом - отсутствует культура быта, загрязнена планета - не сформирована экологическая культура. И вот здесь возникает потребность в воспитании экологической культуры. Под экологической культурой понимаются те знания, умения, нормы взаимодействия человека и общества с природной средой, руководствуясь которыми человек ощущает себя ее частью, осознает свою личную ответственность за ее сохранение перед собой, человечеством и последующими поколениями людей. Библиотеки призваны сыграть значительную роль в экологическом просвещении населения, в воспитании экологической культуры.


Проблемы экологического просвещения в библиотеках
Большинство людей, к сожалению, не в полной мере отдают себе отчет в том, что происходит в экологии нашей планеты. События последних лет - экологические катастрофы, загрязнения воздуха, вырубка лесов, заставили библиотеки по-новому взглянуть на себя и свои возможности в системе экологического просвещения. Мировым сообществом признано и практикой подтверждается, что в решении экологических проблем, которые встали перед человечеством во второй половине XX века, огромное значение имеет правильно организованное образование и просвещение населения планеты в области окружающей среды. Большое значение для развития экологического образования, просвещения и воспитания населения России в текущем десятилетии имеет Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», в котором расписана деятельность всех структур исполнительной власти, начиная с Правительства РФ, по развитию в стране экологического образования, просвещения и воспитания. Стратегической задачей Законом предусмотрено создание системы всеобщего непрерывного экологического образования (СНЭО). Создание развитой СНЭО - очень сложный, довольно длительный, поэтапный процесс совершенствования существующих и разработки недостающих элементов и звеньев структуры экологического образования, их интеграции, в том числе в систему общего и профессионального образования, деятельность общественных объединений, распространения экологической информации и просвещения населения через учреждения культуры и средства массовой информации. Роль библиотек в экологическом просвещении, образовании и воспитании населения всех возрастов уже сейчас трудно переоценить, но она будет возрастать по мере развития заинтересованного последовательного партнерства. Почему важна именно роль библиотек? Да потому, что библиотека, начиная от научной в центре города до сельской, доходит до каждого человека. Да потому, что библиотека - это собрание информационной базы. Больше ни одно учреждение культуры этого не имеет. Библиотека важна тем, что в этом учреждении есть грамотные, с высшим образованием люди, которые готовы стать носителями экологической информации. Вот эти компоненты и делают библиотеку безальтернативным элементом в системе экологического просвещения. Необходимо добиваться, чтобы каждая библиотека и каждый библиотекарь осознал необходимость этой работы. Речь идет о профессиональном обслуживании читателей по этой тематике. В Российской Федерации за последние десятилетия накоплен огромный опыт экологического образования, воспитания и просвещения различных слоев населения от дошкольников до пенсионеров, от школьников до лиц, принимающих управленческие решения.


Формы и методы работы библиотек в системе экологического просвещения
Как было сказано выше, библиотека играет исключительную роль в системе экологического просвещения, образования и воспитания экологической культуры, которая должна носить комплексный характер и осуществляться в течение всей жизни человека. Библиотеки должны выступить инициаторами сотрудничества с такими организациями, как комитеты по охране природы, краеведческими музеями, редакциями местных газет и журналов, учебными заведениями и другими заинтересованными организациями. В работе библиотек по экологическим проблемам очень четко прослеживаются три направления: информационное обеспечение, в помощь экологическому образованию. Информационные контакты осуществляются на основе фондов библиотек с использованием созданных библиотеками баз данных. Значительное место в работе библиотек занимает поддержка экологического образования. Для учителей, студентов, учащихся проводятся дни информации, дни специалистов, научно-практические семинары, круглые столы, экологические уроки.

Существенную роль в работе библиотек играет экологическое просвещение населения и досуговая деятельность. В залах библиотек постоянно функционируют выставки работ художников, фотовыставки о природе. Проводятся масштабные и интересные мероприятия, например, областные фестивали по экологии региона. В рамках фестивалей проходят пресс-конференции, круглые столы, презентации, лектории, встречи, семинары, ярмарки-продажи экологически чистых препаратов и продуктов. Появились библиотеки нового типа: библиотеки - экоцентры, «зеленые библиотеки», библиотеки-центры экологической культуры. Библиотеки активно сотрудничают с местными средствами массовой информации: газетами, радио, телевидением. В результате информация обо всех мероприятиях экологической направленности, о новинках литературы по экологии появляется на страницах газет, в выпусках теле- и радиопередач. В библиотеках проводятся различные выставки по экологической тематике - букетов и композиций, графики, выставка- стихотворение, рисунков на асфальте и т.д. Одной из форм работы библиотек являются интеллектуальные экологические игры. Проходят выставки-конкурсы экологического плаката. Библиотеки проводят обзоры экологических журналов и газет. Ведь основным оперативным источником экологической информации является периодическая печать. Кроме обзоров, периодика по экологии позволяет легко ориентироваться в потоке экологической информации, если ведется тематическая картотека «Экология и современность». Библиотеки практикуют проведение экологических декад, которые включают в себя информационные часы, тематические линейки, устные журналы, викторины, конкурсы плакатов, обзоры книг по экологической тематике. Библиотеки обрабатывают новые формы и метод работы, в которых были бы заинтересованы экологические службы, система народного образования. В работе библиотек наметились новые тенденции, в частности - программно-целевая деятельность. Например «Экологическая артерия» (центр экологической информации на базе Орловской областной публичной библиотеки им. И.А. Бунина), «Живи, Земля!» (комплексная программа по экологическому просвещению населения), «За чистую планету» (методика проведения «гражданского форума» на экологическую тематику), «Заходи в земный дом, чудеса увидишь в нем» (видео-библиообзор). В организации экологических дат и мероприятий можно отметить две главные особенности. Первая - общественная инициатива в их проведении. Необходимо вовлечь в природоохранную деятельность общественные организации, самые широкие круги населения, развитие детского и молодежного экологического движения. Вторая особенность - практическая направленность экологических мероприятий.


Опыт работы библиотек различных регионов РФ в области экологического просвещения


Проблемами экологического просвещения заняты все библиотеки субъектов РФ. Поражает разнообразие форм, согласованность работы, практическая деятельность в этой области. Заслуживает внимания опыт работы библиотек Вологодской области. Усилиями Вологодской ОУНБ и Вологодским обществом изучения Северного края (ВОЙСК) были изданы 2 выпуска альманаха «Известия ВОЙСК». Совместно с ВОЙСК был организован выезд в Национальный парк «Русский Север», где проведен круглый стол по проблемам парка, а также литературные чтения, посвященные поэту Николаю Клюеву. Библиотека совместно с преподавателями университетов организовала «Круглый стол» «Экология и культура», который послужил началом работы клуба «Общение», где встречаются экологи-профессионалы. В своей просветительской деятельности библиотеки обращаются к острым экологическим проблемам Вологодчины. Это информационные конференции «Экология Вологодчины: на перекрестке мнений», «Вологда: в поисках выхода из сложной экологической ситуации», «Экология. Быт. Здоровье». Библиотека занимается научно-исследовательской деятельностью. Результатами исследования стали эколого-краеведческие чтения «Из истории дворянской культуры Вологодского края», пользующиеся невероятной популярностью в городе. Интересен опыт экологической работы библиотек г. Мурманска. Библиотека явилась одним из организаторов областного конкурса «Библиотека. Клуб. Семья», участники которого представили поделки из природных материалов, экспонировавшихся на выставках. Прошли в библиотеке интересные фотовыставки: «В объективе - Лапландский заповедник», «Моменты вечности» (Норвегия). В библиотеке проводятся презентации номеров журналов «Север», «Живая Арктика», в которых печатаются материалы по экологии Севера.

Большая экологическая работа проходит в библиотеках Пермского края. Библиотека совместно с рядом организаций провела День защиты от экологической опасности. Совместно со станцией юных натуралистов был создан клуб «Живой родник». Цель клуба - воспитание экологической культуры и этики, экологическое просвещение, помощь учащимся, педагогам, специалистам по проблемам экологии. Много лет детские библиотеки г. Череповца ведут работу по экологическому воспитанию своих читателей. В Центральной детско-юношеской библиотеке создан экологический театр. Например, поставлен спектакль «Про речные приключения и про рыбьи мучения, про то какие бывают незадачливые рыбаки и про будущее нашей реки». Наряду с новым экотеатром живет и пользуется популярностью кукольная «Академия дедушки Зная». Библиотека предлагает занятия в экологическом клубе «Земля у нас только одна» для младших школьников. В репертуаре - устные журналы, Праздник русской березки, праздник «День птиц», экологические викторины. Активно работают библиотеки г. Великий Устюг. Для молодежи города дважды прошла информационная конференция «Судьба русского леса» к 200-летию Лесного Департамента. Помимо книжно-иллюстративной выставки была представлена выставка изделий цеха товаров народного потребления - поделки из отходов лесного производства, шкатулки, картины изо мха и бересты и др.




Заключение
Госкомэкология России проводит всероссийские смотры-конкурсы по экологическому просвещению населения. Основной целью смотра-конкурса явилась активизация работы библиотек любого подчинения по информационному обеспечению и экологическому просвещению от детей до специалистов и пенсионеров. Только во втором Всероссийском смотре-конкурсе приняли участие около 20 тыс. библиотек из 65 регионов России. Смотр-конкурс выявил большой творческий потенциал библиотек в экологическом просвещении населения, активизировал работу с книжными фондами. Он помог библиотечным работникам приобщиться к экологическим проблемам, увидеть свое место в создаваемой системе всеобщего непрерывного экологического образования и просвещения населения, принять участие в реальной природоохранной деятельности. Конкурс помог библиотекам объединить вокруг себя специалистов разных сфер деятельности: охраны природы, культуры и образования, что позволяет строить работу по экологическому просвещению на высоком научном и профессиональном уровнях. А другим заинтересованным организациям увидеть и почувствовать возможности библиотек в распространении экологической информации и природоохранных знаний. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает. Научный подход в деятельности библиотек заключается в изучении читательского спроса и его удовлетворения путем раскрытия содержания фонда и использования новых информационных технологий. Экологическая культура не дается человеку от рождения, она воспитывается на протяжении всей жизни человека. Это непрерывный процесс, сейчас от каждого из нас зависит судьба планеты в наступившем XXI веке.
Я вижу мир вокруг.

Я связан с ним навек.

Я замыкаю круг:

МИР - КОСМОС - ЧЕЛОВЕК.


Методические материалы:


  1. Библиотека и экологическая культура: Сб. метод. материалов / Мурман. гос. обл. универс. науч. б-ка; сост. Э.И. Павлова - Мурманск: МГОУНБ, 2005. - Вып. 2: Из опыта работы ЦБС Мурм. обл. - 113 с. - М-455.

  2. Библиотека и экологическое просвещение населения (материал в помощь библиотекарям по экологическому просвещению и воспитанию населения) / ДРБ; сост. Т.М. Курбанова - Махачкала, 2003. - 5 с. - М-220(Даг.).

  3. Библиотеки и экологическое просвещение населения: Материалы межрегиональной НПК (Вологда, 21-23 сентября 1990 г.) / ВОУНБ; сост. Н.А. Мясников - Вологда, 2000. - 100 с. - М-41.

  4. Библиотека - центр экологической информации города: в поисках перемен. - Владимир, 2004. - 67 с. - М-324.

  5. «Библиотека - центр экологической информации и культуры». Областная библиотечная программа. - Киров, 2001. - 28 с. - М-34.

  6. Вода - колыбель жизни на земле / ДРБ; сост. Т.М. Курбанова - Махачкала, 2003. - 5 с. – М-219(Даг.).

  7. Воздух - «легкие» планеты: Метод рек. в помощь работе б-к по теме «Экология природы» / ЧОУНБ. - Челябинск, 2005. - 31 с. - Цикл: «Великие стихии Планеты». Вып. 3 – М-429.

  8. Календарь экологических дат - Киров, б. г. - 38 с. – М-180.

  9. Календарь экологических дат / Белгор. гос. унив. науч. б-ка. – Белгород: БИЦ БГУНБ, 2007. – 164 с. – М-798.

  10. Новости в мире библиотек: Инф. сб. Вып. 3 / Краснодар, краев, универс. науч. б-ка; сост. Л.И. Надарчук - Краснодар, 2004. - 40 с. - М-318.

Из содерж.: Чурсина Л.Б. На экологической орбите: экопросветительская работа библиотек края. - С. 22-29.

  1. Областной смотр-конкурс «Библиотекарь-эколог» (Мат. участников смотра-конкурса) / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка; сост. Е.А. Чемоданова. - Киров, 2005. - Вып. 1. - 83 с. - М-447.

  2. Областной смотр-конкурс «Библиотекарь-эколог» (Мат. участников смотра-конкурса) / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка; сост. Е.А. Чемоданова. - Киров, 2005. - Вып. 2. - 92 с. - М-448.

  3. Периодическая печать в экологическом просвещении (Метод. рек.) / Орлов. обл. публ. б-ка - Орел, 2003. - 20 с. - М-242.

Цель данного пособия - помочь библиотечным работникам, занимающимся экологическим просвещением и всем интересующимся охраной окружающей среды, сориентироваться в огромном потоке современных периодических изданий. Пособие дополнено рубрикатором тематической картотеки «Экология и современность», списками журналов экологической направленности, издающихся в России и электронными периодическими изданиями.

  1. Планета Земля: экологический диагноз: методико-библиографическое пособие. / ВОУНБ им. М. Горького. – Волгоград, 2011. – 25 с. – М-985.

  2. Роль воды в природе и жизни человека: метод.-библиогр. матер. / Нац. б-ка им. А.С. Пушкина Респ. Мордовия. – Саранск, 2010. – 36 с. – М-871.

  3. Самый важный минерал: методико-библиографическое пособие / ВОУНБ им. М. Горького. – Волгоград, 2008. – 14 с. – (В помощь учителю и классному руководителю). – М-696.

Из содерж.: Больше узнать о Воде поможет познавательный материал пособия.

  1. Симбирские библиовести: Сб. Вып. 2 / Ульян. обл. науч. б-ка; сост. О.В. Родина. - Ульяновск, 2003. - 47 с. - М-366.

Из содерж.: Исаева А.Ф. Библиотека как центр экологической культуры и информации. - С. 33-39.

  1. Создание модельных публичных библиотек: Памятка. Сельские библиотеки Алтая: проблемы сохранения и развития. Вып. 7 / АКУНБ; сост. Л.А. Медведева - Барнаул, 2004. - 76 с. - М-291.

Из содерж.: Жутова П.М. Экологическая акция «Зеленая планета». - С. 40.

  1. Творческий поиск / Опыт библиотек Курской области. Сб. Вып. 1 / Курская обл. науч. б-ка; сост. Т.В. Шуйская. - Курск, 2004. - 31 с. - М-345.

Из содерж.: Библиотека - экологический центр (Из опыта работы Краснооктябрьской сельской библиотеки Глушковской ЦБС) (Т.В. Шуйская). - С. 23-26.

  1. Традиции и новации экологического просвещения в библиотеках Прикамья / ПОУБ; сост. Н.С. Данилова. - Пермь, 2004. - 104 с. - М-306.

Данный сборник обобщает итоги IV и V смотров-конкурсов по экологии.

  1. Чтобы мир и себя спасти. Работа библиотек по экологическому просвещению населения: (Метод. матер. по экологии ко Дню экологических знаний на основе имеющихся неопубл. док. в фонде СНИКИ). / Нац. б-ка Респ. Дагестан им. Р. Гамзатова; сост. И.А. Кузьмина. – Махачкала, 2008. – 12 с. – М-557(Даг.).

  2. Экологическая информация в INTERNET: Памятка пользователю / Сост. Е.А. Сухотина. - Орел, 2003. - 10 с. - М-237.

Материал включает краткую классификацию INTERNET-ресурсов, а также адреса сайтов межгосударственных и государственных структур, юридических лиц, общественных организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды.

  1. Экологическая информация и просвещение: Из опыта работы библиотек области: Метод. материалы / ЛОУНБ; сост. О.А. Березина. - Липецк, 2005. - 52 с. - М-430.

Данные методические материалы включают в себя сообщение «Экологическая культура в XXI веке (Значение экологической работы библиотек в стране и области)»; сценарии мероприятий; Положение о Всероссийском конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению; календарь экологических дат.

  1. Экологические даты и события: Календарь / Белгор. гос. универс. науч. б-ка; сост. Э.П. Пархоменко. - Белгород, 2003. - 20 с. - М-167.

В календарь включена информация об экологических мероприятиях, проводимых под эгидой ООН, о российских знаменательных датах в области охраны окружающей среды и экологии.

  1. Экологические программы в библиотеке: Сб. метод материалов. - Ижевск, 2004. - 40 с. - «Это мы можем!» Вып. 29. - М-339.

  2. Экологический календарь: праздники и даты, посвящённые животным. – [Киров, 2008]. – С. 13-30. – М-787.

  3. Экологическое просвещение населения в 2007-2008 годах библиотеками Мурманской области. - [Мурманск, 2010]. – С. 72-81. – М-876.

  4. Экологическое просвещение населения: Из опыта работы библиотек России и стран СНГ / Хасавюртовская гор. ЦБС; сост. Р. Исаева. - Хасавюрт, 2004. - М-363(Даг.).

  5. Экология. Культура. Общество: Сборник «Орловщина библиотечная». - Вып. 6. / Сост. и ред. Е.А. Сухотина. - Орел, 2002. - 84 с.-М-151.

Предложенный вашему вниманию сборник отражает новые тенденции в работе библиотек, в частности - программно-целевую деятельность.

  1. Экология. Культура. Общество: Материалы Пятой Всероссийской школы-семинара «Библиотека как центр экологической информации и культуры» 10-21 ноября 2003 г., г. Орел / Сост. и ред. Е.А. Сухотина. - Орел, 2004. - 124 с. - М-307.

  2. «Экология природы и души»: К Международному Году планеты Земля. / Нац. б-ка Респ. Дагестан им. Р. Гамзатова; сост. Т.М. Курбанова. – Махачкала, 2008. – 8 с. – М-589(Даг.).

  3. «Югыд ва» - уникальный уголок Европы. Информационно- библиографический материал / Б-ка Респ. Коми - Сыктывкар, 2002. - 39 с. -М-169.

Материал посвящен национальному парку «Югыд ва», охраняемой природной территории. Предлагается ряд мероприятий по пропаганде уникального края, о природоохранной деятельности.


Сценарии


  1. Библиотечная жизнь Кузбасса: Сб. / Кемеровская обл. науч. б-ка; отв. ред. Т.Г. Баранова. - Кемерово, 2001. - Вып. 4 (34). - 200 с. - Сц-6.

Из содерж.: Лавренова И.Г. Кладовая солнца (Библиотечный урок для учащихся 3-х классов). - С. 137-140. Сценарий посвящен охране природы.

  1. В помощь библиотекам. Информационно-методический бюллетень. Вып. № 12. 11 лучших сценариев / ВОУНБ; сост. Е.Д. Наумова, 1999. - 60 с. - Сц-3.

В сборнике публикуются лучшие методические материалы, представленные на I и II Всероссийские смотры-конкурсы по экологическому просвещению населения. Публикуются различные сценарии.

  1. Гражданином быть обязан. Сборник № 2. Из опыта работы библиотек Сарапульского района - Сигаево, 2004. - 35 с. - Сц-63.

Из содерж.: Усатова Л.В. «Чудо-дерево» (для 3-7 классов). - С. 21- 25; Н.А. Уракова. КВН «Экология и мы» (для 8 класса). - С. 25-29; Е.Б. Аскерова Экологический час «Березкин дом» (для детей). - С. 29-34.

  1. Список сценариев мероприятий в помощь экологической работе библиотекарей (по страницам журналов) / Нац. б-ка Респ. Коми; Сост. Л.А. Южакова - Сыктывкар, 2001. - 2 с. - Сц-7.

  2. Экологическое просвещение населения: Материалы III областного смотра-конкурса работы б-к по экологическому просвещению населения Пермской области / Перм. гос. обл. универс. б-ка; сост. Н.С. Данилова. - Пермь, 2001. - 74 с. - Сц-10.

  3. «Этот лес подарен мне в наследство, этот луг завещан предком мне…»: Эколого-краеведческая гостиная. / МУ «ЦБС» г. Мценска. – [Орёл, 2010]. – С. 93-99. – Сц.-131.


Приложение 1



«Мы столь радикально изменяли нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя».

Винер Норберт (1894-1964) – американский математик, «отец кибернетики».



«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить».

Сладков Артемий Николаевич (1920-1995) – российский учёный-ботаник, педагог.



«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами».

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) – русский учёный, естествоиспытатель, основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, общественный деятель.



«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) – российский писатель.



«Природу не уродуй,

Природу не обидь. –

Родился человеком,

Так надо им и быть!».

Мошковская Эмма Эфраимовна (1926-1981) – русская детская писательница.



«Скорость, с какой развивается цивилизация, и, следовательно, скорость, с какой люди опустошают нашу удивительно прекрасную планету, растёт, из месяца в месяц. Долг каждого – попытаться предотвратить ужасное осквернение нашего мира, и в эту борьбу каждый может внести свой, пусть маленький, пусть скромный вклад».

Даррелл Джеральд Малколм (1925-1995) – английский зоолог, писатель-анималист, защитник природы и животных.



«Проблемы образования, и особенно экологического образования, имеют абсолютный приоритет перед всеми другими целями общества».

Моисеев Никита Николаевич (1917-2000) – российский учёный, математик, механик.



«Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережём картины Рафаэля, Кёльнский собор, индийские храмы; их при желании можно восстановить. Уничтожая или ставя под угрозу многие виды животных на Земле, люди обедняют тем самым не только окружающую нас Природу, но и самих себя».

Гржимек Бернгард (1909-1987) – немецкий зоолог.


Приложение 2
Примерный рубрикатор картотеки по проблемам экологии
Законодательные акты

Общие вопросы окружающей среды

История охраны окружающей среды

Материалы общего характера

Экологическое образование и воспитание

Экологическое образование учителей

Экологическое образование в школах и средних учебных заведениях

Экологическое образование в высших учебных заведениях Экологическая работа с населением

Учебная литература

Роль отдельных областей знания в решении проблем окружающей среды и использования природных ресурсов

Философские проблемы экологии

Экология и культура

Экологическая этика

Экология и религия

Социальные вопросы охраны окружающей среды

Взаимодействие общества и природы

Общественно-политические аспекты экологии

Экологическая ситуация в мире

Глобальные проблемы человечества.

Научно-техническая революция и проблемы экологии

Экология и политика

Экология и право

Экология и экономика

Основы рыночной экономики. Экология и рынок

Экологическое планирование

Экология и промышленность

Экологические проблемы энергетики

Экология и транспорт

Экология и сельское хозяйство

Правовые вопросы охраны окружающей среды

Естественнонаучные основы взаимодействия общества и природы. Учение о биосфере и ноосфере

Состояние и охрана биосферы и ноосферы

Общие вопросы охраны атмосферы и контроля за ее состоянием Виды и источники загрязнения атмосферы

Системы, приборы и методы очистки воздуха

Глобальные изменения климата

Загрязнение и охрана вод суши, морей, океанов

Системы, приборы и методы очистки



Использование и охрана земель и недр

Охрана почв

Охрана ландшафта

Охрана недр



Охрана растительного и животного мира

Использование и охрана растительных ресурсов

Животный мир: его охрана и воспроизводство

Заповедник. Заказники. Парки.



Экология человека

Общие вопросы экологии человека

Окружающая среда и здоровье человека

Экологические основы жизнедеятельности человека

Воздействие антропогенных изменений окружающей среды на здоровье и социально-трудовой потенциал населения

Экология города

Общие вопросы охраны и улучшения городской среды Районная планировка. Градостроительство Состояние среды городов, ее загрязнения и меры контроля Влияние транспорта на окружающую среду городов. Контроль и меры защиты

Влияние коммунального хозяйства на окружающую среду города

Сточные воды (промышленные и бытовые)

Защита от шума, вибрации, электрических полей и излучений

Условия среды и здоровье населения

Отдых городского населения

Растительный и животный мир городов и пригородных зон



Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов

Общие проблемы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов

Состояние, использование и охрана отдельных видов ресурсов

Геологические ресурсы

Земельные ресурсы

Растительные ресурсы

Ресурсы животного мира

Стихийные бедствия и катастрофы антропогенного происхождения. Экология и безопасность

Радиационная экология



Отходы, малоотходная и безотходная технологии

Общие проблемы удаления, сбора, обезвреживания, переработки и утилизации отходов

Газообразные выбросы

Сточные воды и другие жидкие отходы

Твердые отходы

Комплексная переработка и утилизация отходов

Радиоактивные и другие опасные отходы

Сбор, переработка, удаление, захоронение отходов



Международное сотрудничество

Международные программы, соглашения, съезды, конференции и другие формы сотрудничества



Международные организации и учреждения. Международные экологические движения

Охрана природы в зарубежных странах

Экологическая тема в художественной литературе, публицистике, искусстве

Библиография


Составитель: зав. СНИКИ Кузьмина И.А.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница