Сопряжение проектов брикс и шос: российские интересы



Скачать 201,52 Kb.
Дата18.10.2016
Размер201,52 Kb.
Ткаченко И.Ю.

к.филос.н., профессор Всероссийской академии внешней торговли


СОПРЯЖЕНИЕ ПРОЕКТОВ БРИКС И ШОС: РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
Ключевые слова: БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП), Индекс образования (ИО), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк БРИКС, сотрудничество, национальные интересы.

Keywords: BRICS, the Shanghai Cooperation Organization (SCO), the Human Development Index (HDI), education index (ЕI), Asian Infrastructure Investment Bank, New Bank of BRICS, cooperation, national interests.
Анализируя позицию России как члена БРИКС по вопросам укрепления сотрудничества со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), следует, как представляется, исходить из ряда принципиальных соображений. Россия по-прежнему остается в числе крупнейших экономик мира, занимая в обеих организациях высокую позицию1 (таблица 1):

Таблица 1

Сравнительные характеристики экономик БРИКС и ШОС, 2015 год

Экономика

ВВП

(ППС, трлн. долл.,2015)



ВВП (офиц. вал. курс, млрд. долл.)

ВВП на душу населения (ППС, тыс. долл.,2015)

Экономический рост, %

Уровень

инфляции,%



Годы

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Россия

3,612

3,471

2,12

1,236

24,70

23,70

0,7

-3.7

7,8

15,5

ЮАР

0,714

0,724

0,36

0,317

11,32

13,40

2

-1,3

6,1

4,6

Бразилия

3.265

3,166

2,416

1,8

15,80

15,80

2,13

- 3,8

6,3

9,0

Китай

18,27

19,51

9,33

11,38

13,40

14,30

7,2

7,3

2,0

1,4

Индия

7,484

8, 027

1,67

2,183

5,900

6,300

1,2

6,9

5,9

4,9

Казахстан

0,424

0,430

0,225

0,195

24,3

24,7

5

1,2

5,8

6,5

Киргизия

0,82

0,198

0,07

0,072

3,300

3,400

7,4

3,5

7,5

6,5

Пакистан

0,884.2

0,931




247.8

4,700


4,900

4,1

4,2

8,6

4,5

Таджикистан

0,019

0,233

0,09

0,085

2,700

2,800

7,4

3,0

6,1

5,8

Узбекистан

0,174

0,186

0,055

0,066

5,700

6,100

7

8,0

9,1

8,5

Примечание: Решение о присоединении Индии и Пакистана к ШОС принято на саммите ШОС в Уфе в 2015 году. Источник: составлено по данным Всемирного банка и Международного валютного фонда. - http://data.worldbank.org; http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2016/01/pdf/text.pdf
Среди экономик БРИКС Россия является третьей, с долей в 10 % (рисунок 1)1:



Рисунок 1 Доли стран-участниц в ВВП БРИКС (ППС). Источник: составлено по данным Всемирного банка. - http://data.worldbank.org

После завершения процесса присоединения к ШОС Индии и Пакистана в 2015 году Россия с долей в 10 % является третьей экономикой среди стран объединения (рисунок 2)2:





Рисунок 2. Доли стран в общем ВВП (ППС) ШОС. Источник: составлено по данным Всемирного банка. - http://data.worldbank.org

Россия имеет по-прежнему ряд конкурентных преимуществ, которые актуальны для выстраивания сотрудничества со странами БРИКС и ШОС, при этом для ряда стран и БРИКС, и ШОС, с точки зрения экспорта высокотехнологичных товаров в структуре товарного экспорта, Россия может выступать как технологический лидер (рисунок 3)1;





Рисунок 3. Доля экспорта высокотехнологичных товаров в структуре товарного экспорта, %. Источник: составлено по данным Всемирного банка. - http://data.worldbank.org

Высокие позиции России в части высокотехнологичного экспорта во многом объясняются тем, что Россия, проводя стратегию инновационного развития, уделяет значительные средства финансированию НИОКР (рисунок 4):





Рисунок 4. Доля расходов на НИОКР в странах БРИКС и ШОС, % ВВП. Источник: составлено по данным Всемирного банка. - http://data.worldbank.org

Среди всех стран обоих объединений Россия лидирует по параметрам развития человеческого потенциала1. Бесспорным конкурентным преимуществом нашей страны остается высокий уровень развития человеческого потенциала (таблица 2):

Таблица 2

Сравнение позиций стран по Индексу развития человеческого потенциала и Индексу образования, 2015



Экономика


Место в мире

ИЧРП


Место в мире

Индекс образования



СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ИНДЕКСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Россия

50

0,798

36

0,780

Казахстан

56

0.788

44

0,762

Бразилия

75

0,755

85

0,661

Китай

90

0,727

107

0,610

СТРАНЫ СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ ИНДЕКСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Индия

130

0,609

145

0,473

ЮАР

118

0,658

68

0,695

Таджикистан

129

0,624

97

0,639

Киргизия

120

0,655

88

0,656

СТРАНЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ИНДЕКСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Пакистан

147

0,538

167

0,372

Источник: составлено по данным ПРООН. Human Development Report 2015. - http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_statistical_annex.pdf
Как видно из таблицы 2, по уровню образования населения Россия занимает первую позицию1, что определяет качество рабочей силы в нашей стране и является нашим конкурентным преимуществом.

Исходя из этого, становится очевидным вывод о том, что Россия может стать инициатором создания центров подготовки специалистов в области высшего и среднего специального образования и обмена такими специалистами. Такое сотрудничество может быть актуально прежде всего для тех стран обоих объединений, уровень образования в которых ниже, чем в России. Из стран ШОС наиболее целесообразно развивать проекты в сфере образования с Казахстаном, поскольку Казахстан, в 2011 году получив статус наблюдателя в ОЭСР, начал процессы гармонизации своей образовательной системы с аналогичными системами других участников ОЭСР, а Россия в этом направлении уже имеет значительный опыт2.

Россия в настоящее время переживает серьезный экономический спад, сопровождающийся оттоком капитала, который составил в 2015 году 58,1 млрд. долл.3, и нехваткой инвестиций. Западные санкции в значительной степени ограничивают доступ отечественных компаний на мировой рынок передовых технологий, вместе с тем российские производственные технологии вполне актуальны для тех стран ШОС, которые отстают от нее по уровню технологического развития. Россия может успешно принять участие в технологическом развитии этих стран, поскольку имеет значительные материально-производственные ресурсы для этого;


  • Произошло значительное ослабление курса рубля (рисунок 5), что значительно удорожает любой импорт, в кратко- и среднесрочной перспективе снижает импорт из зон торговли, связанных с долларом США и евро, и увеличивает эффективность экспорта.

Вместе с тем, девальвация рубля резко снижает себестоимость в экспортных секторах экономики и, тем самым, повышает конкурентоспособность этих отраслей.

Ухудшение экономической ситуации в России повлекло за собой негативные последствия в странах Центральной Азии, чьи суммарные потери из-за ухудшения ситуации в России оцениваются в 2015 году 15 млрд. долл.4 Одним из очевидных последствий стало снижение курсов национальных валют, в том числе, и в результате значительного сокращения валютных поступлений от мигрантов из России (рисунок 5):





Рисунок 5. Динамика курса национальной валюты в некоторых странах ШОС, 2014 – 2015, единиц национальной валюты за доллар США. Источник: рассчитано по данным национальных банков Таджикистана, Узбекистана, Казахстана: Национальный банк Таджикистана. - http://www.nbt.tj/ru/, Центральный банк республики Узбекистан. - http://cbu.uz/ru/section/rates, Национальный банк Кыргызской республики. - http://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=1562&lang=RUS, Национальный банк Казахстана. - http://www.nationalbank.kz/?&switch=russian

В рамках многостороннего сотрудничества все страны, чьи валюты пережили падение в 2014-2015 годах, могут реализовать свои планы по техническому и технологическому оснащению своих экономик с меньшими издержками.

Кооперация с любыми странами, не поддерживающими политику изоляции России, становится первоочередной задачей выстраивания внешнеэкономических связей нашей страны в настоящее время, тем более с теми, с которыми у России имеется опыт давнего многостороннего сотрудничества в рамках одной страны, а также с теми, которые являются давними торговыми партнерами.

Следовательно, внешнеэкономическое сотрудничество России со странами ШОС должно рассматриваться как актуальное направление национальной внешнеэкономической стратегии.

С точки зрения национальных интересов, к приоритетным отраслям сотрудничества России со странами ШОС относятся те отрасли, которые, с одной стороны, позволяют России реализовать конкурентные преимущества технологической и индустриальной державы: горнодобывающая и металлургическая промышленность, военно-технический комплекс, энергетическая промышленность. С другой стороны, - это те сферы экономики, в которых Россия испытывает потребность в импортозамещении и падение которых отрицательно сказывается на уровне жизни населения: агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие инфраструктуры. Бесспорно, фактором, объективно способствующим укреплению сотрудничества между ШОС и БРИКС, с точки зрения интересов России, является международное разделение труда в советский период, когда Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан были в составе одного экономического пространства с соответствующим размещением производительных сил, которое в некоторой степени не разрушено и в настоящее время.

С точки зрения интересов России, сотрудничество БРИКС и ШОС может развиваться по следующим направлениям:



  • Совместные проекты в АПК. Такие проекты могут касаться инвестиционных проектов по рынкам конкретных сельскохозяйственных товаров. Важную роль могут играть китайские проекты по выращиванию овощей на территории России. В свою очередь, Россия предполагает начать и наращивать поставки зерна в Китай. Подписание протоколов между РФ и КНР о фитосанитарных требованиях к поставляемому из России зерну (пшенице, кукурузе, рису, сое, рапсу) в декабре 2015 года формализует начало поставок сельхозпродукции из РФ в Китай. В течение 2-3 лет РФ сможет нарастить поставки до 3 млн. т1

  • Крайне актуальны для обоих объединений инфраструктурные проекты для агропромышленного комплекса. В рамках ЕАЭС, членами которого из стран ШОС в настоящее время являются Россия и Казахстан, предполагается создание единого рынка сельхозтоваров и может быть сформирована инфраструктура биржевой торговли ими.2

  • Инвестиционная кооперация в инфраструктурных проектах. Для стран ШОС актуальны инвестиции стран БРИКС в инфраструктурные проекты. Реализация проекта строительства высокоскоростной магистрали Москва – Пекин позволит включить в этот проект Казахстан, в результате чего будет создана единая для трех стран транспортная система, включенная как составляющая часть в маршрут нового Шелкового пути3.

Весьма перспективным может стать сотрудничество БРИКС и ШОС в рамках проекта объединения Шелкового пути с Транссибом и БАМом. Россия, расширяющая Транссиб и БАМ, и Китай, который начинает реализовывать проект Шелкового пути, могут объединить оба проекта в один, и, используя возможности стран – членов ШОС, получить значительный синергетический эффект.

Согласование со стороны Китая и России получил также проект строительства автодороги из Китая через Казахстан с выходом на Балтийское море1.

Вполне жизнеспособным может стать проект строительства на юге Челябинской области мультимодального транспортно-логистического комплекса, включающего в себя соответствующую железнодорожную и автомобильную инфраструктуру, строительство мощностей для хранения и перевалки грузов в интересах стран ШОС2.

Ряд стран ШОС (Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан) являются партнерами по другим объединениям, если иметь в виду ЕАЭС, участником которого являются Россия и Казахстан, и СНГ, членами которого являются из членов ШОС Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Между ними в рамках этих организаций существует взаимодействие, что весьма существенно влияет на продвижение российских проектов, реализуемых в рамках БРИКС, на рынки стран ШОС.

Одним из проектов сотрудничества, отвечающих интересам России как в БРИКС, так и в ШОС может стать проект «ГЛОНАСС», который разворачивается как в рамках БРИКС (в Бразилии, где стоят станции ГЛОНАСС), так и в странах ШОС – Казахстане, Киргизии. При этом весьма существенным становится переход стран от предоставления своей территории для размещения станций ГЛОНАСС к проектам по совместному созданию модулей навигационной системы (проект России с Бразилией и Индией). Особенность включения стран-партнеров России по ЕАЭС в проект ГЛОНАСС состоит в том, что по действующему техническому регламенту весь наземный транспорт ЕАЭС должен быть оснащен этой навигационной системой с 1 января 2017 года3. Можно с уверенностью утверждать, что развертывание проекта будет способствовать технологическому и инвестиционному продвижению России в составе БРИКС и стран ШОС.

- Геологоразведка и добыча полезных ископаемых. Россия осуществляет совместные проекты по добыче полезных руд как на территории стран ШОС, так и на своих приграничных территориях. Так, к примеру, осуществляется совместная с казахскими партнерами программа добычи медно-колчеданных руд на Весенне-Аралчинском месторождении, что позволяет ускорить внедрение передовых технологий переработки сырья и оптимизировать производственные цепочки, сложившиеся как в России, так и в Казахстане1.



- Энергетическое сотрудничество. В настоящее время энергетическое сотрудничество России и стран ШОС развивается на двусторонней основе. В 2015 году стали известны планы «Газпрома» по повышению уровня газификации Киргизии с 20 % до 60 %, для чего предусмотрено выделение 758 млн. долл.2 Вполне жизнеспособным может стать проект создания энергетического клуба стран БРИКС и ШОС.

  • Для стран обоих объединений крайне актуальными являются совместные проекты в гидроэнергетике. Россия, имеющая солидный опыт проектирования, строительства и эксплуатации ГЭС, принимает существенное участие в реализации таких проектов. Важным конкурентным преимуществом России является то обстоятельство, что она работает на рынках этих стран с досоветских времен, и правила работы на рынках этих стран энергетическим российским компаниям в целом известны. Так, начиная с 2012 года, «РусГидро» приступила к строительству Верхне-Нарынской каскадной ГЭС в Киргизии.1

  • Создание совместных финансовых институтов в целях финансирования совместных проектов, сопряженных с Банком развития БРИКС и Валютным пулом. В настоящее время страны ШОС выступают конкурентами при финансировании своих проектов на территории объединения. Так, стало известно, что возможное финансирование Китаем проекта Шелкового пути будет осуществляться на средства из специально созданного в этих целях национального Фонда. Для этого Китаем выделены номинированные в иностранной валюте средства из международных резервов, а также активов Китайской инвестиционной корпорации, Экспортно-импортного банка Китая и Китайского банка развития2. Кроме собственно китайских финансовых организаций, в финансировании этих проектов должен принять участие Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в уставном капитале которого участвуют более 40 государств, в том числе и Россия.3 С точки зрения России, такой вариант финансирования, с одной стороны, не предполагает дополнительной нагрузки на российский бюджет. С другой стороны, рост российско-китайского товарооборота вполне позволяет России претендовать на участие национальных валют в проекте, что вполне соответствовало бы нашим национальным интересам. Однако софинансирование проекта через группу финансовых институтов, включая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, делает модель финансирования проекта Шелкового пути посредством доллара США вполне объяснимой. Развитие кооперации стран БРИКС в области финансирования 4 инфраструктурных проектов в «зеленой энергетике» через Новый банк БРИКС также будет способствовать диверсификации источников финансирования для стран – участниц.1

  • Миграция. России целесообразно привлекать для реализации своих инфраструктурных проектов, требующих значительных объемов рабочей силы, трудовые ресурсы из стран ШОС, тем более, что между Россией и членами ШОС – бывшими советскими республиками - имеются договоры по этому поводу, которые регулируют традиционные потоки трудовых мигрантов. Такой подход вполне коррелирует с позицией России по трудовой миграции в рамках ЕАЭС.

  • Рациональной стала бы инициация проектов по совместному производственному сотрудничеству. Такими проектами могли бы стать проекты строительства на территории России и Киргизии технопарков по производству светодиодных ламп, строительства средних и малых ГЭС в Казахстане и Таджикистане.2

Вместе с тем, в настоящее время компании из стран ШОС выступают конкурентами на рынках объединения. Так, после присоединения к ЕАЭС Киргизии и отмены таможенно-тарифных ограничений в рамках объединения поставки продукции мукомольной промышленности из Казахстана вследствие более низких цен стали вытеснять с национального рынка Киргизии отечественных производителей, а национальное производство муки из отечественного сырья было приостановлено.3

Однако существует ряд ограничений для развития поступательного сотрудничества в настоящее время.

В ряде стран ШОС (Казахстан, Узбекистан), лидерами которых являются представители еще советской элиты, во многом сориентированные на сотрудничество с Россией, ожидается смена персоналий власти, и преемственность внешнеэкономической стратегии этих стран не представляется очевидной.

Безусловной экономической мощью в Центральной Азии обладает Китай, ориентация на который может ограничивать позиции России в регионе.

Экономическая ситуация в России негативно сказывается на возможности расширения ее влияния в странах ШОС. Прямым конкурентом России в регионе становится Китай. Именно поэтому России жизненно необходимо не только не снижать свои позиции в странах ШОС, но, используя имеющийся опыт и конкурентные преимущества, использовать сотрудничество в ШОС для укрепления своих внешнеэкономических связей.

Таким образом, с точки зрения национальных интересов, России крайне актуально способствовать усилению взаимодействия БРИКС и ШОС, поскольку такая интеграция основывается на уже существующем международном разделении труда, пересечении взаимных интересов стран-участниц обоих объединений, использует синергетический эффект и облегчает преодоление кризиса в отечественной экономике.



Укрепляя экономические связи между БРИКС и ШОС, Россия получает потенциальные рынки вместо тех, которые оказались для нее в настоящее время закрытыми.

1 Indicators. - http: http:://data.worldbank.org/indicator

1 Там же.

2 Там же.

1 Там же.

1 Human Development Report 2015. - http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_statistical_annex.pdf

1 Human Development Report 2015. - http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2015_statistical_annex.pdf

2 Несипбаева Ж. Казахстан и ОЭСР: перспективы сотрудничества в области образования и науки. - http://www.iie.kz/?p=2948&lang=ru; http: http:://e-history.kz/ru/expert/view/73


3 Оценка платежного баланса Российской Федерации за 2015 год (аналитическое представление, по методологии РПБ6. - http: http:://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs

4 Learning to Live with Cheaper Oil amid Weaker Demand. - http: http:://www.imf.org/external/Russian/pubs/ft/reo/mcd/2015/mreo0115r.pdf

1 Фомченков Т. Россия начала поставки пшеницы в Китай. - http://rg.ru/2016/03/18/rossiia-nachala-postavki-pshenicy-v-kitaj.html

2 Чичкин А. За одним столом. - http://rg.ru/2015/03/24/apk-eaes.html


3 Шелковый путь в будущее. - http://www.kommersant.ru/doc/2730230

1 В Китае приступил к работе фонд Шелкового пути. - http: http:://www.e-cis.info/news.php?id=11671


2 Экономическое сотрудничество – вторая опора Шанхайской организации сотрудничества. - http: http:://infoshos.ru/ru/?idn=10817

3 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/Documents/%D0%A2%D0%A0%20%D0%A2%D0%A1%20018-2011.pdf

1 Россия и Казахстан укрепили научно-техническое сотрудничество. - http: http:://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=87183#.VOrYEfmsVHQ


2 «Газпром» рассказал о планах увеличить газификацию Киргизии в три раза. - http: http:://www.rbc.ru/rbcfreenews/54cb26719a7947c401e564fe

1 "РусГидро" выиграла тендер на проект ГЭС в Индии. - http://www.vestifinance.ru/articles/40869


2 В Китае приступил к работе фонд Шелкового пути. - http: http:://www.e-cis.info/news.php?id=11671

3 В Пекине начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. -https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/01/16/624237-v-pekine

1 Новый банк развития БРИКС выделит деньги на четыре инвестиционных проекта. - http://www.interfax.ru/business/503882


2 Экономическое сотрудничество – вторая опора Шанхайской организации сотрудничества. - http: http:://infoshos.ru/ru/?idn=10817

3 Киргизские мукомолы жалуются на конкуренцию со стороны казахстанских коллег. - http://regnum.ru/news/economy/2081958.html



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница