Современные информационно-коммуникационные технологии (икт) оказывают возрастающее влияние на общий уровень развития медицины, качество медицинских услуг населению и эффективность системы здравоохранения



Скачать 298,49 Kb.
Дата19.10.2016
Размер298,49 Kb.


Справка об использовании современных информационных технологий в вопросах повышения эффективности функционирования системы здравоохранения в Российской Федерации, включая предложения по ИКТ мероприятиям в приоритетный национальный проект «Здоровье»
Общие положения:

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) оказывают возрастающее влияние на общий уровень развития медицины, качество медицинских услуг населению и эффективность системы здравоохранения.

В настоящее время здравоохранение невозможно представить без использования высокотехнологичного оборудования для диагностики и лечения заболеваний. В то же время, технологии сбора, хранения и обработки информации, формируемой в ходе лечения пациента, претерпели незначительные изменения. Первичная информация в подавляющем большинстве случаев хранится в бумажном виде, либо в виде записей и графических образов, не доступных для автоматизированного анализа.

Первичная информация является основой для получения качественных и детальных статических данных, необходимых для мониторинга и анализа эпидемиологической ситуации. Доступ к обезличенным первичным данным о лечении пациентов может обеспечить качественный прорыв в разработке новых высокоэффективных лекарственных средств. Автоматизированный анализ симптомов и результатов клинических обследований является ключом к профилактике заболеваний и осложнений. Оперативный доступ к данным истории болезни независимо от места оказания медицинской услуги жизненно важен при оказании скорой медицинской помощи и необходим для повышения качества и доступности медицинских услуг в условиях растущей мобильности населения.

По результатам многочисленных зарубежных исследований, экономический эффект от использования информационных технологий в сфере здравоохранения на порядок превышает затраты, необходимые для внедрения таких технологий. Так, исследования, проведенные в США, показывают, что использование электронного паспорта здоровья может:

уменьшить заказ лабораторных и рентгеновских исследований на 9-14%;

снизить дополнительные расходы на исследования до 8%;

снизить кол-во госпитализаций, стоящих в среднем $16,000 каждая, примерно на 2%;

уменьшить избыточное потребление лекарств на 11%.

Полномасштабное внедрение медицинских информационных технологий в США по оценкам Rand Corp. может привести к экономии до 77 млрд.долл. в год.

В настоящее время в большинстве развитых стран приняты и реализуются национальные и транснациональные (Европейский Союз) программы в области электронного здравоохранения, в частности:

в рамках 2-го этапа программы e-Health Евросоюза реализуется более 130 проектов с общим бюджетом в 317 млн. евро, при этом бюджет программы не включает мероприятий в рамках национальных программ стран – членов Евросоюза;

комплексная подпрограмма здравоохранения в рамках Электронного Правительства США предполагает ежегодное инвестирование в порядка 100 млн.долл. на разработку и внедрение медицинских информационных технологий;

долгосрочная инвестиционная программа Канады по созданию к 2009 году национальной информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения предполагает финансирование в размере 1,3 млрд. долл.

Разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется в Российской Федерации с 1992 года. К настоящему времени в стране созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных ИКТ в сфере здравоохранения. В субъектах Федерации создаются медицинские информационно-аналитические центры, бюро медицинской статистики, автоматизированные информационные системы фондов обязательного медицинского страхования и страховых компаний. Минздравсоцразвитие России образован Медицинский информационно-аналитический центр РАМН и создан Координационный совет по внедрению телемедицинских технологий в систему управления здравоохранением и охрану здоровья населения.

Необходимость преодоления разрыва между концентрацией лучших врачей в ведущих медицинских центрах Москвы и низким уровнем обеспеченности высококвалифицированными специалистами других регионов страны в условиях существенного удорожания пассажирских перевозок выдвигает создание сети телемедицинских услуг в число приоритетов информатизации здравоохранения. Особое значение это имеет для медицинского обслуживания лиц, проживающих или временно находящихся в отдаленных или труднодоступных районах, а также в очагах массовых поражений и чрезвычайных ситуациях. Телемедицинские технологии и системы являются оптимальным для географических условий России и экономически эффективным инструментом решения этих задач.1

К настоящему времени телемедицинские центры и пункты действуют во многих субъектах Российской Федерации, развернуты несколько стационарных телемедицинских центров и мобильных телемедицинских лабораторий. Сегодня в Российской Федерации функционирует свыше 110 телемедицинских центров, 18 из них - в Москве. Ими ежегодно проводится: 3500 консультаций, 4500 телелекций, 400 телеконференций и 200 мастер-классов. Телемедицинские технологии развиваются в обширную высокотехнологичную отрасль современного здравоохранения и включают в себя: клиническую телемедицину, профилактическую телемедицину, телемедицину катастроф, телемониторинг персонала объектов с повышенным риском, телемедицину для отдельных групп населения, «домашнюю телемедицину и телепатронаж, дистанционное обучение и повышение квалификации медицинских кадров и телемедицинский депозитарий.

Специалисты и организации, занимающиеся вопросами применения ИКТ в здравоохранении, создан ряд профессиональных общественных объединений: Российская ассоциация телемедицины, Ассоциация компьютерных технологий в медицине, Ассоциация развития информационных технологий в медицине, которые вносят заметный вклад в распространение ИКТ.

Несмотря на наличие большого количества прикладных разработок (только в каталоге «Медицинские информационные технологии – 2006» их более 750), возможность их интеграции крайне ограничена из-за отсутствия единых стандартов и требований. В отсутствии единой государственной политики ограничены возможности скоординированных действий государства и частного сектора по разработке и использованию медицинских информационных технологий.

Правовой основой развития телемедицинских технологий в Российской Федерации является концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 2001 года №344/76.

В соответствии с концепцией, телемедицинские технологии – это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий.

Концепцией также предполагалось обеспечить внедрение телемедицинских технологий и систем до уровня районов субъектов Российской Федерации.



Международный опыт по использованию телемедицинских технологий:

Концепция развития телемедицины для обеспечения дистанционной консультативной помощи экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в высокоразвитых странах.

По оценкам Института здравоохранения (IOM США) ежегодно 44 тыс. до 98 тыс. американцев умирает в результате медицинских ошибок в стационаре. 1,3 млн. пациентов получают повреждения от ошибочно прописанных препаратов. Исследования также показали, что около 30% расходов здравоохранения в США или до 300 млрд. долларов США ежегодно приходится на ошибочно выбранный курс лечения.

В Германии до 100 тыс. пациентов попадают в палату интенсивной терапии в результате медицинских ошибок и побочных действий лекарств. Как следствие 5-7% этих пациентов погибает. Кроме того, 6 тыс. человек погибает из-за попадания в несоответствующие больницы. Кроме того, фиксируется около 200 тыс. неверных результатов маммограмм в год (ложно позитивных и ложно негативных).

В настоящее время в мире известны более 250 телемедицинских проектов, которые по своему характеру делятся на клинические (подавляющее большинство), образовательные, информационные и аналитические. По географической распространенности проекты распадаются на: местные (локальные внутри одного учреждения, их 27%), региональные (40%), общенациональные (16%) и международные (17%). Многие проекты являются многоцелевыми, в половине случаев (48%) они связаны с телеобразованием и телеобучением. В каждом четвертом проекте новые каналы передачи информации используются для нужд управления и администрации. В 23% телемедицина используется для медицинского обслуживания жителей сельских и удаленных районов.

По источникам финансирования проекты можно подразделить на финансируемые из бюджетных источников; за счет грантов различных фондов и организаций; из средств компаний и корпораций; за счет внутренних источников финансирования.

Среди телемедицинских программ велик удельный вес связанных с рентгенологией, хирургией, экстренной медицинской помощью, кардиологией, дерматологией, неврологией, психиатрией и педиатрией. В 6 % американских проектов, телемедицина используется для оказания медицинских помощи заключенным.

Проект в штате Аляска (объединяет семь точек для передачи рентгеновских изображений по линиям ISDN, в том числе спутниковой связи; планируется использование каналов NASA для телемедицинских услуг жителям сельских районов Аляски и установления контактов с партнерами на Российском Дальнем Востоке и околополярном регионе).

Телемедицинская нейрохирургическая сеть в штате Калифорния (в течение одного часа обеспечивает консультации специалистов для района, где до того экстренная нейрохирургическая помощь была недоступна).

Телемедицинская программа штата Джорджия (соединяет двухсторонними линиями связи больницы, амбулаторные клиники и тюрьмы штата. Проведено более 1000 консультаций по 40 специальностям. Передвижные телемедицинские фургоны использовались во время Олимпиады-96 в Атланте).

Телемедицинские проекты для сельской местности предлагаются в Университете штата Колумбия (широкополосные спутниковые каналы связи для своевременной передачи больших объемов данных в территориальные госпитали, в перспективе – сочетание спутниковой связи с наземными волоконно-оптическими каналами).



В Университете г. Лексингтон (Кентукки) анализируются результаты использования телемедицины при травматических повреждениях в 11 графствах штата. (В ближайших к месту происшествия медицинских пунктах, средний медицинский персонал помогает произвести дистанционный опрос пострадавшего, использовать электронный стетоскоп и произвести рентгенографию).

Телемедицинский проект нейрофизиологической клиники Медицинского центра в Хьюстоне (телемедицинское амбулаторное наблюдение за состоянием больных с неврологическими нарушениями и повреждениями мозга; после обследования и лечения в Центре проводятся скрининг-интервью и поддерживающая психотерапия).

В Германии телемедицинский проект университета Штутгарта (обеспечивает удаленный доступ к электронному микроскопу для нескольких больниц для оценки телемикроскопии в телепатологии).



Проект по телерадиологии университетского госпиталя в Мангейме (передача компьютерных томографических, магнитно-резонансных, ангиографических и других изображений между разными корпусами и отделениями, а также квартирами дежурящих на дому наиболее опытных специалистов).

Среди прочих программ есть ряд проектов, предлагающих телемедицинские услуги на дому для тяжелых больных. В Канзасском университете телемедицинские технологии используются для онкологических консультаций, психиатрической помощи в тюрьмах и хосписах, в Техасе (Гальвестонский центр телездоровья и дистанционного обучения) – ежемесячно проводится до 400 консультаций для заключенных, в Ньюфаундлендском телемедицинском центре – для консультаций больных в сельских и отдаленных регионах.

Активно развивается телемедицина и военных ведомствах США, перешедших после войны во Вьетнаме на профессиональную (добровольную) военную службу. Всего в военную телемедицину вложено свыше 4 миллиардов долларов. Телемедицина оказывается крайне эффективной при организации медицинской помощи, как на поле боя, так и в мирное время примерно 8 миллионам человек. Эксперименты с телемедициной проводились в Ираке во время "Бури в пустыне", в Сомали, они были расширены в 1996 г. в Македонии, а год спустя в Боснии. Военные разработки в сфере телемедицины в основном сосредоточены в Исследовательском центре Форт Детрик (ранее центр разработки биологического оружия) и в Военно-медицинском центре им. Уолтера Рида.

После терактов в Нью Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г. активизировали свою работу Глобальный центр ресурсов телездравоохранения в Университете Восточной Каролины, Центр медицинской защиты при терроризме, массовых катастрофах и эпидемиях в Скалистых горах. Американская ассоциация телемедицины предложила создать рабочую группу по вопросам внутренней безопасности на случай террористических атак и пр.

Значительное внимание телемедицине уделяют правительства и законодательные органы ряда стран. В США с 1995 по 2001 гг. Конгресс и Сенат рассмотрели 16 законопроектов, прямо направленных на развитие и расширение использования телемедицины, а также 15 законопроектов, в которых вопросы телемедицины так или иначе затрагивались, даже если они не были главными.


Описание текущей ситуации:

В настоящее время приоритетный национальный проект «Здоровье» содержит следующие основные направления реализации:



  • дополнительная подготовка врачей;

  • повышение уровня оплаты труда врачей;

  • оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом;

  • проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных;

  • проведение дополнительной иммунизации;

  • расширение неонатального скрининга;

  • проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

  • оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов;

  • дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам.

Следует отметить, что приоритетный национальный проект «Здоровье» не содержит мероприятий, направленных на внедрение ИКТ в системе здравоохранения.
Телемедицинские технологии

Основными направлениями применения телемедицинских технологий являются:



  1. Клиническая телемедицина. Организация и оказание консультативно-диагностической помощи из ведущих российских и зарубежных медицинских центров пациентам в местах их лечения и проживания.

  2. Профилактика. Организация и проведение профилактических медицинских осмотров и массового медицинского скрининга городского и сельского населения в связи с инфекционными, онкологическими и др. заболеваниями, с использованием телемедицинских технологий.

  3. Телемедицина катастроф. Организация и оказание медицинской помощи при массовых поражениях в результате природных, техногенных катастроф и террористических актов, включая оказание помощи пораженным в начальный период ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, мониторинг эпидемической ситуации и скрининг заболеваемости населения на пораженной территории после чрезвычайной ситуации, оказание универсальных, включая медицинские, почтовые, банковские, телекоммуникационные и др., услуг населению, оставшемуся в зоне поражения с разрушенной инфраструктурой.

  4. Телемониторинг персонала объектов с повышенным риском антропогенных и техногенных аварий и катастроф.

  5. Телемедицина в сельской местности, труднодоступных и удаленных районах. Организация и оказание регулярной медицинской помощи населению с использованием мобильных телемедицинских средств.

  6. Телемедицина в силовых структурах. Организация и оказание телемедицинской поддержки военнослужащим и членам их семей.

  7. Телемедицина на транспорте. Организация и оказание телемедицинской поддержки граждан, пользующихся железнодорожным, авиационным, автомобильным, морским и речным транспортом.

  8. "Персональная" и "домашняя" телемедицина. Организация и оказание персонифицированной медицинской поддержки гражданам при их нахождении вне медицинских учреждений: дома, в офисе, в дороге.

  9. Телемедицинский депозитарий. Предоставление гражданам возможности для аккумуляции медицинских данных (электронная история болезни, включая медицинские изображения) в индивидуальном "информационном сейфе" с возможностью доступа к этим данным пациента и уполномоченного им лечащего врача из любой географической точки.

  10. Дистанционное обучение, повышение квалификации кадров. Проведение телемедицинских мастер-классов и сертификационных курсов. Поддержка при внедрении новых медицинских технологий, медицинского оборудования и лекарственных средств.

Техническими средствами реализации телемедицинских технологий являются:

  • телемедицинское оборудование, позволяющее в цифровом виде собирать, запоминать, обрабатывать, подготавливать к передаче медицинские диагностические данные, а также поддерживать проведение телемедицинских консультаций, мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала и т. д.;

  • телекоммуникационное оборудование и инфраструктура, объединяющая в едином информационном пространстве специализированных телекоммуникационных операторов, провайдеров телемедицинских услуг, консультантов и клиентов.

При организации телемедицинских консультаций могут быть использованы все возможные технологии связи (технологии спутниковой связи, наземные каналы связи, беспроводные технологии), в зависимости от поставленной медицинской задачи, а также медицинской и экономической эффективности.

При этом при организации передачи информации медицинского характера необходимо обеспечить следующие ключевые требования:

качественный и адекватный ввод информации в сеть;

обеспечение абсолютной идентичности на обоих концах канала. При этом необходимое качество медицинской информации, определяемое сложностью и ответственностью принимаемых медицинских решений на основе получаемой информации, возможно только за счет перевода медицинской информации в цифровой вид и ее передача по каналам связи.



Социально-экономическая эффективность применения телемедицинских технологий:

Повышение социально-экономической эффективности расходов при использовании методов телемедицины достигается за счет расширения объема первичной медико-санитарной помощи и обеспечения ее соответствия стандартам оказания медицинских услуг по видам и характеру заболеваний, удовлетворения потребностей и ожиданий населения, а также оптимизации использования квот на лечение граждан в федеральных медицинских центрах, выделяемых Минздравсоцразвития России.

Важным для удобства населения и повышения эффективности медицинской помощи является введение карт здоровья населения на электронных носителях и создание центров обработки и хранения медицинских данных. Это позволит сделать информацию о состоянии здоровья гражданина доступной, независимо от места его нахождения. Экспертное сообщество полагает необходимым быстрейшее создание системы мониторинга наличия лекарств в аптеках с доступом через Интернет. На повышение эффективности работы скорой помощи направлено создание системы профессиональной радиосвязи с оснащением транспортных средств и лечебных учреждений соответствующим оборудованием.

В настоящее время ведущие российские компании подготовили к производству удовлетворяющие самым высоким требованиям комплексные телемедицинские системы, использующие новейшие информационные технологии, включая спутниковые, мобильные (и аэромобильные) средства, медицинское и телемедицинское оборудование. Мобильные средства оснащены системами автономного функционирования, которые обеспечивают длительную работу оборудования и жизнедеятельность экипажа в условиях глобальных разрушений и могут быть оперативно доставлены в район чрезвычайной ситуации самолетом или прибыть самостоятельно. Имеются демонстрационные образцы, организационно-технические решения и аппаратно-программные средства для построения и развертывания систем телемедицины, телепатронажа, дистанционного образования, мобильные телемедицинские комплексы, а также образцы систем электронного документоборота для больниц, аптек, страховых компаний и других участников сферы здравоохранения.

Для практического внедрения ИКТ в сферу здравоохранения исключительную важность имеет защита персональных данных медицинского характера и надежное обеспечение информационной безопасности в сфере здравоохранения. Постановка и комплексное решение всего объема задач учета и использования персональных данных в медицинских целях возможно только на основе интегрированной информационной системы здравоохранения. При этом формирование общенациональной телемедицинской сети рассматривается в субъектах Федерации как одно из условий финансирования телемедицинских проектов из региональных и местных бюджетов.

Быстро растущий мировой рынок ИКТ медицинского назначения пока не сложился, в нем существуют ниши и для российских производителей инновационной продукции. Отечественные телемедицинские достижения не уступают зарубежным аналогам и обладают потенциалом конкурентоспособности для продвижения на мировой рынок, что подтверждают демонстрации телемедицинских проектов и решений на различных международных площадках. Это дает основания полагать, что успешная реализация ИКТ-проектов в сфере здравоохранения и телемедицины позволит России выйти на позицию одного из лидеров в области решения проблем квалифицированной экстренной медицинской помощи населению, которую она уже по праву занимает в сфере ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Использование ИКТ может способствовать достижению качественно нового уровня здравоохранения, в том числе:

В части лечения болезней и профилактики здоровья пациентов за счет:

внедрения в медицинскую практику информационных систем, позволяющих более эффективно хранить и обрабатывать информацию об историях болезни пациентов;

создания медицинских приборов и оборудования, повышающих качество диагностики заболеваний, лечения болезней, проведения хирургических операций и других медицинских процедур;

обеспечения более качественной скорой и неотложной помощи путем оснащения всех медицинских служб средствами оперативной связи и доступа к жизненно важной информации о пациенте;

повышения контроля за качеством и безопасностью лекарственных средств, качеством медицинских и сопутствующих услуг, оказываемых государственными и коммерческими медицинскими учреждениями.

В части повышения доступности и качества медицинских услуг за счет:

повышения доступности высокотехнологичных медицинских услуг и медицинской диагностики для населения, проживающего в труднодоступных и удаленных районах, а также в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;

внедрения технологий, позволяющих улучшить взаимодействие населения с медицинскими, лабораториями и аптечными учреждениями, страховыми компаниями государственными органами.

В части обеспечения доступа населения к достоверной медицинской информации за счет:

публикации административных регламентов оказания государственных услуг в сфере здравоохранения;

создания информационных центров и «горячих линий» для населения;

создания специализированных информационных ресурсов в сети Интернет по общим вопросам здравоохранения, а также для целевых групп населения, в том числе для лиц, страдающих хроническими и трудноизлечимыми заболеваниями;

информирования населения о качестве медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями;

публикации информации о центрах донорских материалов.



В части предупреждения болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний за счет:

повышения эффективности мониторинга, анализа и прогнозирования эпидемиологической ситуации в стране;

создания межведомственных систем обеспечения ветеринарного, фито-санитарного, радиологического, экологического и иных видов контроля;

разработки программ по работе с населением и работодателями, направленных на профилактику заболеваний и пропаганду здорового образа жизни.



В части повышения квалификации медицинского персонала за счет:

разработки и внедрения эффективных программ обучения и переподготовки медицинских кадров, включая программы дистанционного обучения;

разработки специализированных курсов для студентов медицинских ВУЗов и медицинских работников по использованию информационных технологий в сфере здравоохранения;

обеспечения доступа медицинских работников к профессиональным медицинским ресурсам, включая электронные справочники лекарственных средств, заболеваний, методов и способов лечения болезней;

мониторинга соответствия подготовки медицинского персонала эпидемиологической ситуации в регионе.

разработки программ стимулирования использования информационных технологий в медицинских учреждениях.



В части повышения эффективности функционирования системы государственного здравоохранения за счет:

создания и внедрения типовых автоматизированных информационных систем для лечебных, профилактических и других медицинских учреждений;

внедрения безбумажного медицинского документооборота;

создания предпосылок для переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический метод лечения;

создания информационной системы, обеспечивающей оперативное взаимодействие органов государственной власти, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального обеспечения населения.

В настоящее время стоимость 45 минутной консультации с врачом – кандидатом медицинских наук в плановом режиме в Москве составляет от 2000 до 2800 рублей, включая расходы на услуги связи, услуги консультантов и персонала, оплату и амортизации оборудования, содержание помещения и прочие расходы.

Разница стоимости определяется добавлением расходов на услуги на поддержание видеоконференцсвязи (режим он-лайн).

Вместе с тем, стоимость телемедицинской услуги может регулироваться государством за счет, во-первых, стимулирования спроса на телемедицинские услуги, а также реализации мер государственной поддержки развития телемедицины.

Социально-экономическая эффективность использования телемедицинских технологий доказана международной и российской практикой.

По различным оценкам международных аналитиков и экспертов, годовая потребность во внешних медицинских консультациях примерно 5-8% от численности населения. Соответственно цифра по Российской Федерации может составить от 7 до 12 млн. консультаций в год, а с учетом стран СНГ, также тяготеющих к центральным медицинским учреждениям в Москве, эта цифра может возрасти до 14-20 млн. консультаций.

Средняя стоимость в России получения медицинской консультации традиционным способом прямой доставки больного консультанту, предполагающей перевозку больного или внутри региона, или в другие регионы и составляющей от 500 до 2000 долларов, а средняя цена телемедицинской консультации составляет примерно 150 долларов. Таким образом, ежегодные расходы общества на этот вид услуг с 3,5 – 7 млрд. долларов могут сократиться до 1,05 – 1,8 млрд. долларов (данные по России).

Кроме того, благодаря быстрой и правильной постановке диагноза и назначениям с помощью телемедицинских консультаций, лечение удешевляется, сокращаются затраты на пребывание в стационаре, уменьшаются социальные выплаты по больничным листам, сокращается количество хронических больных и инвалидов, снижаются объемы не произведенной из-за болезни работника продукции.

Телемедицина способствует ускорению перехода медицинских учреждений к цифровой регистрации медицинских данных в лучевой диагностике (беспленочная технология), при этом себестоимость проведения одного обследования с 5-10 долларов уменьшается до 0,15-0,20 долларов только на расходуемых материалах. В масштабах России это может составить несколько миллиардов долларов.

Эффективность использования телемедицинских технологий также подтверждается реализованными конкретными проектами в России.

В частности, первый год эксплуатации стационарных и мобильных телемедицинских систем в масштабах субъекта Федерации (на примере УрФО и Пермского края) показал следующие базовые оценки ожидаемой медико-социальной эффективности в среднесрочной перспективе:

увеличение на 20% количества граждан, которым медицинская помощь стала доступна;

увеличение видов амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной населению, особенно в сельской местности;

ускоренное внедрение новых методов лечения, в том числе высокотехнологичных и дорогостоящих;

повышение квалификации медицинского персонала;

улучшение эпидемиологической ситуации, особенно по туберкулезу и СПИД, за счет повышения уровня выявления больных на ранней стадии;

увеличение выявления онкологических больных на ранней стадии, особенно по раку молочной железы (рак наружной локализации) от 10% до 20%;

снижение временной нетрудоспособности до 20%;

снижение смертности на 5% и соответствующее увеличение средней продолжительности жизни;

уменьшение среднего количества лет не дожития до пенсионного возраста на срок около 1-го года.

При этом следует отметить, что в соответствии со статистикой, совокупная стоимость лечения на ранней стадии заболевания в 10 раз меньше, чем при лечении запущенных состояний. Поэтому проведение массовой диспансеризации в постоянном режиме обеспечивает высокий уровень снижения экономических бюджетных издержек.

Экономическая эффективность состоит в достижении вышеприведенных медико-социальных показателей при расходах существенно меньших, чем потребовалось бы при получении тех же показателей традиционными методами без использования телемедицинских технологий. В частности, оптимизация расходов достигается за счет преобразования и расширения объема первичной медико-санитарной помощи в соответствии со стандартами её оказания, виды и характер которых соответствуют уровню заболеваемости, потребностям и ожиданиям населения; оптимизации использования квот на лечение граждан в федеральных медицинских центрах, выделяемых Министерством здравоохранения и социального развития

В качестве примера в таблице приведена примерная структура затрат на установление диагноза при реальном приезде больного с сопровождающим и при телемедицинской консультации. В обоих случаях постоянными остаются стоимость консультации и стоимость обследований (500 и 2000 рублей). Но при реальном приезде больного с сопровождающим на эту стоимость накладываются значительные расходы на транспортные и гостиничные услуги.



Примерная структура расходов на приезд на консультацию в Федеральное НИУ пациента (из Тамбова)2

Статьи расходов (руб.)

При приезде в Москву

При телемедконсультациях

Сбор диагностической информации

2000

2000

Дорога в оба конца

2000

-

Гостиница

3000

-

Оплата консультации

500

500

Прочие расходы

100

100

ИТОГО:

7600

2600

В этом примере предполагается приезд больного из центрального административного округа (из Тамбова), расходы для сибиряка будут значительно больше. Расчеты показывают, что затраты на приезд больного из центральной Сибири с сопровождающим, их проживание в гостинице в течение одной недели составляют сумму минимум 1000 – 1500 долларов США. Далеко не каждая семья в состоянии позволить себе эти расходы. Стоимость же сеанса полноценной дистанционной консультации может составлять около 150 долларов. При этом экономятся средства, время и другие неоправданные расходы. Более того, пациент избавляется от длительной и ненадежной пересылки медицинских документов и подчас опасного для жизни ожидания.

Таким образом, развитие системы телемедицины, несомненно, имеет как медико-социальный, так и экономический эффект.

Предложения по внедрению ИКТ в рамках ПНП «Здоровье»:

Учитывая основные направления реализации приоритетного национального проекта, а также возможности использования современных информационных технологий, целесообразно предусмотреть в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» следующих мероприятий:



  1. Подключение всех лечебных государственных учреждений к сети Интернет по широкополосному доступу к сети Интернет.

В настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» ведутся работы по подключению к сети Интернет общеобразовательных учреждений по широкополосному доступу со скоростью не менее 128 кбит/сек. Кроме того, в настоящее время ФГУП «Почта России» при поддержке Мининформсвязи России реализует программу создания пунктов коллективного доступа к сети Интернет на базе почтовых отделений связи.

Одновременно с этим, в настоящее время большинство государственных медицинских учреждений (больницы, поликлиники) не имеют доступа к сети Интернет.

Учитывая проводимые работы, по мнению Мининформсвязи России, возможно подключение медицинских учреждений к сети Интернет при относительно небольших капитальных затратах.

Подключение к сети Интернет медицинских учреждений позволит обеспечить доступ к информационным ресурсам в области здравоохранения, международному опыту в данной области, повысит эффективность взаимодействия между медицинскими учреждениями, оперативно получать данные об эпидемиологической обстановке в регионе, позволит снизить издержки при взаимодействии граждан и медицинских учреждений, а также положительно скажется качестве и оперативности предоставления государственных услуг гражданам в сфере здравоохранения.


  1. Создание в Российской Федерации национальной системы мониторинга здоровья населения.

Важнейшим условием здоровой нации является обеспечение мониторинга заболеваемости, а также постоянная профилактика заболеваемости граждан. Формирование национальной системы мониторинга здоровья населения целесообразно обеспечить на основе использования телемедицинских технологий, а также других современных информационно-телекоммуникационных технологий. Создание подобной системы мониторинга также является реализацией инициативы Президента Российской Федерации «Действия «Группы восьми» по продвижению технологий в области связи и информатизации в целях лечения и социальной реабилитации больных.

В рамках обеспечения создания национальной системы мониторинга здоровья в рамках ПНП «Здоровье» предлагается решить следующие основные задачи:

(i) развертывание мобильных диагностических станций с функцией диспансеризации населения, проведение профосмотров персонала, сотрудников предприятий и экспресс диагностики;

(ii) создание ситуационных центров на базе создаваемых высокотехнологичных медицинских центров.

(iii) оснащение всех машин скорой медицинской помощи, закупаемых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», современным высокотехнологичным оборудованием на основе использования стандарта ТЕТРА, а также создание диспетчерских информационных центров по управлению системой скорой медицинской помощи на уровне областных больниц.

В рамках решения первой задачи предполагается обеспечить поставку мобильных диагностических центров, функционально обеспечивающих:

(i) мониторинг эпидемиологической ситуации в регионе, а также проведение экстренной диагностики инфекционных агентов современными методами в течение 2,5-3 часов;

(ii) оказание медицинской помощи населению в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

(iii) оказание социальных услуг населению удаленных и труднодоступных районов, в том числе оказание доврачебной медицинской помощи, проведение санитаро-противоэпидемических мероприятий, функциональной диагностики (измерение артериального давления, электрокардиография, спирометрия, измерение остроты зрения, определение антропометрических показателей, проведение морфологических и биохимических анализов и т.д.).

Учитывая большую площадь регионов Российской Федерации, а также большое количество небольших населенных пунктов, целесообразно обеспечить закупку 264 мобильных диагностических комплексов (по 3 в каждом регионе).

Создание национальной телемедицинской системы мониторинга состояния здоровья населения позволит:

(i) обеспечить своевременную локализацию очагов инфекционных заболевания на территории Российской Федерации и как следствие предотвращение развития эпидемий;

(ii) осуществлять экстренную диагностику инфекционных агентов современными методами в течение 2,5 – 3 часов, обеспечивающих в режиме реального времени оценку эпидемиологической обстановки, а также оперативную передачу данных в диспетчерские и ситуационные центры;

(iii) обеспечить реальный мониторинг эпидемиологической ситуации в малонаселенных и труднодоступных территориях;

(iv) быстро разворачивать временные пункты медицинского обслуживания населения при чрезвычайных ситуациях, а также при необходимости на границах, железнодорожных и других транспортных узлах.

Обеспечение информационно-аналитической поддержки функционирования национальной системы мониторинга состояния здоровья населения является не менее важной задачей. При этом создание ситуационных центров целесообразно осуществлять на базе создаваемых высокотехнологичных центров, что обеспечивает информационно-аналитическую поддержку на уровне федеральных округов. Кроме того, целесообразно на федеральном уровне создать единый федеральный информационно-аналитический центр.

Создание информационно-аналитических центров позволит обеспечить постоянный сбор, актуализацию и обработку данных о состоянии здоровья граждан, но и обеспечить поддержку принятия управленческих решений в сфере здравоохранения.

В рамках третьего компонента национальной системы мониторинга здоровья планируется обеспечить оснащение всех машин скорой медицинской помощи, закупаемых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», современным высокотехнологичным оборудованием подвижной радиосвязи стандарта ТЕТРА, а также создание диспетчерских информационных центров по управлению системой скорой медицинской помощи на уровне областных больниц.

Система ТЕТРА предназначена для профессиональных потребителей с использованием четко установленных профилей услуг.

Государственной комиссией по электросвязи принято решение от 2 июля 2003 г. №57 считать перспективным использование в Российской Федерации стандарта ТЕТРА и его модификаций для создания сетей профессиональной транкинговой радиосвязи в целях обеспечения связью органов государственного управления всех уровней, обороны, безопасности, охраны правопорядка, ведомств и крупных корпораций.

Основной целью развертывания диспетчерских информационных центров, а также оснащение машин скорой медицинской помощи соответствующим оборудованием, является повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, а также качества и оперативности оказываемых населению услуг медицинской скорой помощи за счет информационного обеспечения скорой медицинской помощи на основе использования современных технологий.

Программно-аппаратный комплекс диспетчерского информационного центра в первую очередь предназначен для выполнения следующих основных функций, а именно:

обеспечение управления медицинским персоналом;

доведение до медицинского персонала необходимой справочной информации;

управление автотранспортом, занятым в процессах оказания медицинской помощи населению;

Автоматизация деятельности дежурно-диспетчерской службы для скорой медицинской помощи на основе использования оборудования стандарта ТЕТРА позволит добиться следующих результатов:

обеспечение круглосуточной доступности для населения скорой помощи;

обеспечение оперативного управления выездным персоналом машин скорой медицинской помощи, а также обеспечение навигационной поддержки работы машин скорой медицинской помощи;

обеспечение оперативного взаимодействия со специальными службами, как в повседневной деятельности, так и при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий;

использование преимуществ телемедицины (передача показаний медицинских приборов и информации о состоянии больного в диспетчерский информационный центр);

Кроме того, создание диспетчерского информационного центра на основе использования информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) позволяет определить местонахождение транспортных средств на цифровой карте города, обеспечить оптимизацию движения машин медицинской скорой помощи, обеспечить просмотр движения транспортных средств за прошедший период времени (провести необходимый расчет статистики: пробег транспортных средств, расход топлива, информация об остановках).

Использование ИКТ в деятельности скорой медицинской помощи позволит обеспечить своевременность прибытия бригады скорой помощи на вызов, формирование потоков больных, а также позволит на месте проводить консультации с врачами.

Предполагается, что развертывание сети ТЕТРА по всей стране будет осуществляться за счет средств операторов. За счет бюджетных средств предполагается обеспечить оснащение всех машин скорой медицинской помощи, закупаемых в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также создание в районных больницах диспетчерских информационных центров.

Вместе с тем, возможно снижение тарифов за счет договорных отношений или государственного регулирования. При этом, основные затраты по оплате услуг связи должны быть возложены на субъекты Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая социальную значимость проекта, предлагается обеспечить частичное субсидирование оплаты услуг связи из средств федерального бюджета.

Кроме того, поставку оборудования для машин скорой медицинской помощи и создание диспетчерских информационных центров также целесообразно осуществлять с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо провести дополнительный анализ уровня текущих расходов на внедрение информационных технологий в современной системе образования, а также источников и мероприятий расходования средств. Необходимо также более глубоко проработать вопрос о степени влияния проекта на изменение структуры и стоимостных характеристик расходования бюджетных средств, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

В настоящее время проводится оценка возможного уровня снижения тарифов в зависимости от участия государства в проекте, а также общего количества абонентов.


  1. Внедрение ИКТ в деятельность медицинских учреждений, предусматривающее создание «электронного паспорта здоровья», создание региональных порталов о наличии лекарственных препаратов.

Внедрение ИКТ в деятельность медицинских учреждений необходимо как в целях повышения эффективности работы самих медицинских учреждений, так и в целях повышения эффективности и оперативности взаимодействия с гражданами.

При этом при внедрении ИКТ медицинские работники получают актуальную информацию о медицинской истории болезни, включая данные анамнеза, результаты анализов, рецепты. Пациенты также получают доступ к своей персональной медицинской истории, возможность получения результатов анализов в реальном времени, минимизацию затрат времени при смене лечебно-профилактического учреждения, получения различных справок.

Одним из направлений реализации данного компонента может стать создание типового программно-технического решения «Электронный паспорт здоровья». Электронный паспорт здоровья предоставляет каждому гражданину безопасную и конфиденциальную информацию об истории его болезни и лечения на протяжении всей жизни вне зависимости от места оказания медицинской услуги. Паспорт может быть доступен в электронном виде авторизованным специалистам и пациенту с учетом разграничения прав доступа. Инфраструктура создаваемого электронного паспорта здоровья представляет собой совокупность прикладного, организационного, методического, нормативного и законодательного обеспечения, а также компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих возможность работы с электронным паспортом здоровья в любой момент времени.

При этом следует отметить, что массовое внедрение электронного паспорта здоровья возможно только при наличии стандартов информационного взаимодействия и сервисов общего пользования.

Кроме того, в целях обеспечения доступности населения к информации о наличии лекарственных препаратов, в том числе по льготным рецептам целесообразно обеспечить создание региональных порталов о наличии лекарственных препаратов.


1 В 1997 году проведены первые видеоконсультации и интерактивные телелекции проведены Научным центром сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН с г. Саранском, райцентром Ковылкино и Санкт-Петербургом. С 2003 года по соглашению между Мининформсвязи РФ и Администрацией Чувашской Республики введена в строй опорная телемедицинская зона в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», охватившая медицинские учреждения административного и районных центров Республики.

2 Стоимость логистики, а также проживания и других расходов может меняться в зависимости от условий передвижения и размещения пациента.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница