Современное состояние детства Раздел I анализ современного состояния дошкольного образования в России и за рубежом



страница1/6
Дата30.10.2016
Размер1,05 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Современное состояние детства
Раздел I.1.2. Анализ современного состояния дошкольного образования в России и за рубежом.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (www.mon.gov.ru) определен статус дошкольного образования, как ступени общего образования, что актуализирует необходимость системного анализа ситуации и перспектив его развития.
Глава I.1.2.1. Методы государственного регулирования дошкольного образования.

Государственное регулирование дошкольного образования обеспечивается формированием законодательной и нормативной правовой базы, направленной на реализацию государственных гарантий общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Предметом регулирования законодательства в этой сфере являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на образование и обеспечением указанных выше государственных гарантий, в том числе которых можно выделить следующие.

1) Распределение полномочий в сфере образования между органами государственной власти, органами местного самоуправления и образовательными организациями. В частности, к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования Федеральным законом «Об образовании в РФ» отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплаты коммунальных услуг, которые оплачивают муниципалитеты) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации [4].

2) Создание федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для получения дошкольного образования (на муниципальном уровне также условий для присмотра и ухода за детьми).

3) Установление прав, обязанности, ответственности и порядка взаимодействия участников образовательных отношений – обучающихся, родителей или законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и воспитателей, организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательные отношения являются устойчивыми, массовидными и способствуют удовлетворению жизненно важных потребностей общества, государства и личности. Процесс социализации личности, без чего не могут существовать современная экономика, наука, культура и другие сферы общества, становится возможным благодаря обучению и воспитанию личности, и начинается именно с дошкольного образования [7].

Образовательные отношения действуют в особой, самостоятельной сфере предметно-практической деятельности общества и государства, принципиально отличаются от гражданских, административных, трудовых и иных общественных отношений и в силу этого обособляются в качестве отдельного вида общественных отношений. Образовательные отношения обладают сложной и динамичной структурой. Длящиеся, как правило, в течение нескольких лет и подразделяющиеся на ряд иерархически взаимосвязанных стадий, образовательные отношения предстают одновременно многосторонними, многоаспектными, основанными на личном участии в них субъектов образовательного отношения [7].

4) Государственная регламентация, направленная на установление единых требований осуществления образовательной деятельности:

– лицензирование – переданное в ведение субъектов РФ полномочие по выявлению соответствия созданных в образовательном учреждении условий ведения образовательного процесса требованиям ФГОС и других нормативов;

– установление ведущих принципов управления образовательной организацией – единоначалие, коллегиальность [4];

– определение порядка организации и осуществления образовательной деятельности;

– определения языка, на котором гарантируется получение образования (государственный языке Российской Федерации), а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

5) Обеспечение контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций на соответствие законодательной базе [4].

6) Определение общих требований к содержанию образования и к реализации образовательных программ [4], определение целевой направленности образовательных программ, а также порядка организации и осуществления образовательной деятельности по этим программам. Основная образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе культуро-сообразных и возрастно-сообразных видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Основная образовательная программа создает развивающую образовательную среду как ресурсный потенциал и зону возможностей ближайшего развития ребенка, реализация которых определяется индивидуально-личностными и возрастными особенностями ребенка. Развивающая образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные условия (доступность и разнообразие видов деятельности, релевантных возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития и социализации).

7) Установление порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра, определение организаций, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ. В соответствии с (гарант приказ) общий объем обязательной части Программы должен включать время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Это позволит вместо формальных занятий по темам, рекомендованным программой или выбранным воспитателем, реализовать, например, проекты, темы, длительность которых будут определяться совместно детьми и взрослыми, в зависимости от их интересов и потребностей. Это даст возможность детям играть, позволит освободить их от обязательности участия в общих занятиях, обеспечит ребятам возможность самостоятельно выбирать органичные для себя способы деятельности [1].

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом здоровье детей [1].

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; – любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); – эмоционально-отзывчивый; – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; – способный управлять своим поведением и планировать свои действия; – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности [5].

8) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, порядок проведения аттестации педагогических работников. С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма. Профессионализм педагога не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью его личности, особенностями мотивации деятельности. Он определяется кругом полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу, с одной стороны и знаниями и опытом в той или иной области, с другой стороны [2].

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности [3].

Основными задачами аттестации являются:

– стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

– повышение эффективности и качества педагогического труда;

– выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

– учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

–определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница