«Создание информационной образовательной среды оо как одно из условий введения фгос»



Скачать 263,18 Kb.
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер263,18 Kb.
  1   2
«Создание информационной образовательной среды ОО

как одно из условий введения ФГОС»

Постникова Светлана Геннадьевна,

заместитель директора по ИОС,

учитель информатики

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

С. Кинель-Черкассы



Содержание проблемы и актуальность проекта

В последнее десятилетие Россия активно стремится к созданию информационного общества. Резкое расширение информационного пространства, активное внедрение телекоммуникационных технологий, высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. Потребности каждого человека, живущего в таких условиях, в постоянном пополнении своих знаний, повышении квалификации неуклонно возрастают.

Однако исследования процесса образования в современных условиях показывают, что существуют устойчивые противоречия между:


  • потребностью общества в нравственной и творческой личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют формированию такой личности;

  • заложенными в содержание образования новыми ценностями и недостаточным использованием их потенциала;

  • системой современной социальной информации, необходимой для усвоения в образовательном процессе школы, и технологическим уровнем и обеспечением ее информационной среды.

Нравственная и социально-педагогическая дезадаптация молодого поколения, актуализируют проблему целостной организации информационного образовательного пространства, предоставляющего информацию о духовно-нравственном опыте и ценностях российского общества.

Актуальность темы развития информационной образовательной среды школы определяется новыми теоретическими представлениями о системе образования человека в условиях развития информационной цивилизации на глобальном уровне, Федеральной программы развития образования до 2020г., Президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС.

Указанные противоречия в системе образования в полной мере учитывает новый федеральный государственный стандарт, который в объективно происходящих условиях информационного общества, предлагает процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:



  • быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

  • получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

  • принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно – образовательная среда ОУ (ИОС).

С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.



Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ИОС обеспечивает все направления деятельности образовательного учреждения.


ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

УЧАЩИХСЯ







СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ

УСПЕШНОСТИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


ОРИЕНТАЦИЯ НА

САМООБРАЗОВАНИЕ




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ









ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА




ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ





ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАН. ОБР. ТЕХНОЛОГИЙ



РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ

СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе возможность:



  • создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);

  • планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • размещения и сохранения, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;

  • мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности обучающихся и педагогических работников; мониторинга здоровья обучающихся;

  • дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;

  • сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования;

  • ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • учета контингента обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;

  • доступа обучающихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

  • организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;

  • организации дистанционного образования;

  • взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения;

  • информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных, включая обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451).

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО и ОО включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО и ОО должно обеспечивать:



  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

  • укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования.

Информационное образовательное пространство общеобразовательного учреждения может быть рассмотрено как информационное пространство и как адаптивная среда. Устойчивый интерес к информационным процессам в обществе, воспитании, образовании связан не только с проблемой становления информационного общества, но и с развитием концепции образовательной среды как адаптивно-информационного пространства. Это дает возможность:

  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

  • работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

  • свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Цель проекта:

Развитие информационной образовательной среды школы, способствующей формированию личности учащихся, подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.



Задачи реализации проекта:

  1. Модернизировать школьную информационную образовательную среду для обеспечения нового качества образования.

  2. Активизировать деятельность педагогического коллектива по использованию ресурсов ИОС.

  3. Формировать у участников образовательного процесса ИКТ-компетентность и информационную культуру.

  4. Развивать у обучающихся духовно-нравственную культуру, базовые национальные ценности; формировать УУД на основе использования педагогического потенциала ИОС школы.

  5. Привести материально-техническую базу информационной среды ОУ в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Условия реализации проекта:

Для функционирования информационной образовательной среды необходимо наличие следующих компонентов:



  1. Аппаратное, программное и сетевое обеспечение среды.

  2. Наличие сервера, связывающего все эти элементы в единую информационную систему.

  3. Наличие творческой группы учителей, способных работать в информационной образовательной среде школы, обучить весь остальной педагогический коллектив к работе в этой среде.

К механизмам, позволяющим педагогическому коллективу школы обеспечить режим развития школы в информационном пространстве, относятся:

  • технологический и информационный подходы как основание для построения образовательного процесса в условиях информатизации;

  • развитие творческой индивидуальности школьников как феномен, проявляемый в условиях информатизации общества, заключается в самореализации потенциала личности и формирование таких качеств, как уникальность, самобытность, созидательность, интеллектуальность, широта интересов;

  • мотивация и стремление к сотрудничеству в технологических системах (школьник - компьютер - педагог; школьник - образовательная среда - компьютер; компьютер - программное обеспечение - школьник).

Основные направления работы

Для достижения поставленных цели и задач школа (в лице администрации, учителей) при организации процесса обучения и воспитания должна обеспечить:



  • Овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, о единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.

  • Развитие алгоритмического и эвристического мышления школьников, создание условий для повышения креативности личности, формирование у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.

  • Овладение школьниками представления об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании.

  • Создание у учащихся мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.

  • Подготовку к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в школе:

  1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей школьников; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; удовлетворения образовательных потребностей учащихся в углубленном изучении определенных областей знаний; раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.), расширения круга общения через сеть Интернет; освоения современных информационных технологий.

  2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания обучения в школе, прежде всего, при реализации профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Одним из вариантов может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, вт.ч. для учащихся с ВОЗ, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.

  3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин, для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.

  4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации модульного и блочно-модульного обучения: при проведении групповых и индивидуальных занятий, при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов.

  5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тест и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Для определения составляющих процесса подготовки учителей к организации обучения на основе ИКТ необходимо учитывать:

  • уровень готовности учителей к использованию электронных ресурсов в образовательном процессе;

  • необходимость выбора специфических форм реализации подготовки в рамках конкретных программ по учебным дисциплинам, обеспечивающих «открытую» методику при проведении занятий;

  • пространственно - реальную информационную инфраструктуру школы, обеспечивающую возможность организации самостоятельной работы учащихся и возможность проведения уроков в компьютерном классе.

Таким образом, формируется информационная модель школьного содержания образования, которая интегрируется с информационными системами разного уровня.

В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:



  1. Координационное направление включает в себя:

  • сетевое взаимодействие учреждений, обеспечивающих школьную информационную инфраструктуру;

  • интеграция в рамках данного направления деятельности учреждений дополнительного, общего и профессионального образования; культуры, спорта, досуга; производство, создание производственно-образовательной корпорации;

  • поддержка образовательных инициатив в области развития ИОС;

  • информационное обеспечение системы тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащихся в рамках профильного обучения;

  • обеспечение нормативно-правовой базы ИОС.

  1. Информационное направление:

  • организация работы виртуальной Интернет - библиотечной сети и виртуальных лабораторий;

  • создание электронного банка образовательных программ и методических материалов для работы со школьниками в условиях введения ФГОС, проектно-исследовательской, профориентационной работы;

  • организация сетевого управления производственно-образовательной корпорацией;

  • размещение информации на сайте;

  • консультационная поддержка.

  1. Диагностическое направление:

  • проведение и анализ диагностики детей, направленной на выявление способностей детей, мониторинг их развития;

  • создание банка данных по взаимообмену инновациями в работе с др. учреждениями, в т.ч. проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

  1. Кадровое направление:

  • определение критериев эффективности педагогической работы в условиях ИОС;

  • повышение квалификации педагогов на разных уровнях по проблемам совершенствования информационной культуры;

  • оказание информационной и методической помощи педагогам по внедрению новых программных продуктов, оборудования;

  • создание условий для реализации и применения современных педагогических технологий, включая ИКТ, кейс-технологии, модульные, блочно-модульные, обучение в сотрудничестве, портфолио.

  1. Развивающее направление:

  • создание информационной среды для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования, в т.ч. в дистанционной форме;

  • организация курсов углубленного изучения предметов, дистанционных, очно-заочных школ, мастер-классов, проектно-исследовательских виртуальных лабораторий;

  • создание условий для участия детей в семинарах, конференциях, конкурсах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня, в т.ч. дистанционных;

  • внедрение информационной и дистанционной системы наставничества и научного руководства;

  • обеспечение материально-технической базы для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся;

  • создание системы электронного мониторинга по достижению нового качества образования.

Этапы реализации проекта

Первый этап – организационный - реализовался в 2011-2012, 2012-2013 уч.г. Он включал в себя создание нормативно-правовой и материально-технической базы, получение и анализ информации о состоянии информационно-образовательной среды, возможных моделях взаимодействия с др. учреждениями, отработку отдельных форм и методов работы, организацию информационно-методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров по заявленным проблемам.

Второй этап- этап реализации (2013-2014, 2014-2015 уч.г.) связан с непосредственной работой на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа со школьниками в учреждениях общего и высшего образования, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Создание структур информационной образовательной среды: ИМЦ, проектно- исследовательских виртуальных лабораторий, виртуальный методкабинет. Вступление в программу ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Осуществление работы по индивидуальной образовательной траектории учащихся, в т.ч. через технологию модульного планирования.

Пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по развитию личности учащихся. Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Психологическая, информационно-педагогическая и социальная поддержка детей.



Третий этап – обобщающий. Анализ полученных в ходе реализации проекта результатов планируется провести в 2015-2016 уч. году. На этом этапе также предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Информационное обеспечение проекта

Информационное обеспечение проекта предполагает:



  • деятельность Центра, направленную на систематизацию, анализ и распространение информации по проблеме;

  • создание и пополнение банка данных по учебным программам, методикам диагностики по развитию личности ребенка;

  • информирование общественности о работе в данном направлении в региональных СМИ и сети Интернет;

  • представление творческих достижений педагогов и учащихся в сети Интернет;

  • обновление Сайта школы по вопросам проектной деятельности и профориентации.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит достигнуть следующих качественных результатов образования:



Для учащихся:

  • умение создавать информационную среду своей учебной деятельности;

  • развитие одаренности всех типов (интеллектуальной, академической, творческой, психомоторной и др.);

  • умение самостоятельно организовывать работу с информационными потоками;

  • способность делать самостоятельный выбор при определении сферы своих интересов;

  • возможность непрерывного обучения и профессионального самоопределения;

  • способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, проведение самопрезентации.

Для родителей:

  • обеспечение открытости информации о деятельности школы;

  • рост удовлетворенности информационной средой школы, способствующей развитию личности детей;

  • повышение уровня коммуникативной активности и заинтересованности в деятельности школы.

Для педагогов:

  • применение информационной и развивающей среды для интенсификации процесса формирования способностей учащихся - не менее 80%;

  • повышение мотивации в освоении современных технологий и снижение уровня «эмоционального выгорания»;

  • осуществление электронного мониторинга развития школы;

  • достижение высокого качества образования в школе.

Критериями эффективности педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды могут быть:

  • востребованность педагогами элементов, созданного на базе Интернет-ресурсов УМК (активность и уровень запросов);

  • динамика роста использования Интернет-ресурсов образовательного учреждения;

  • общий рост информационно-технологической компетенции учителей, в том числе готовность и способность к созданию собственных УМК третьего поколения.

Целевые показатели эффективности реализации проекта

Для определения уровня результативности мероприятий, осуществляемых в рамках реализуемого проекта, применяются следующие показатели:



  • Количество учащихся на 1 компьютер не более 5 чел.

  • Доля преподавателей, использующих ИКТ при подготовке учебных занятий, не менее 80 %.

  • Обеспеченность учебных дисциплин мультимедийными учебными ресурсами- 100%.

  • Доля предметов, которые преподаются с использованием ИКТ – не менее 85%.

  • Доля преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации в области ИКТ – не менее 95%. (к концу программы хорошо бы 100%).

Прогнозируемый результат (идеальная модель ИОС школы)

  • В школе сформировано единое информационно-образовательное пространство, объединенное единой локальной сетью.

  • В школьную локальную сеть входят: автоматизированное рабочее место: директора, заместителей по УВР, НМР, ВР, ИОС, АХЧ, психолога, социального педагога, заведующего школьной медиатекой и библиотекой, 2 компьютерных класса, 10 мультимедийных (предметных) классов, 3 кабинета, оборудованных для обучения в дистанционном режиме детей с ОВЗ, 5 кабинетов оборудованых интерактивными досками, методический кабинет, 10 проектно-исследовательских лабораторий, 1 лингафонный кабинет.

  • школа интегрирована в единое информационное пространство системы образования округа, региона, России;

  • школа имеет возможность осуществлять дистанционное образование;

  • компьютерная техника работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов, позволяющем:

  • изучать информатику и информационные технологии на всех ступенях обучения, начиная со 2 класса;

  • осуществлять работу компьютерных классов в режиме «свободного доступа», по установленному графику;

  • организовать работу различных стационарных курсов, в том числе дистанционного обучения;

  • автоматизировать труд административной команды и педагогического коллектива, формирование и наполнение Базы данных;

  • сделать информационно-образовательные ресурсы Интернет, российского образовательного канала общедоступными для всех категорий обучающихся и педагогов;

  • обеспечить через сетевого методиста необходимую методическую поддержку всем членам педагогического коллектива.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница