Созидание космодромов и ракетно-ядерного щита нашей Родины – подвиг военных строителей



Скачать 168,85 Kb.
Дата23.10.2016
Размер168,85 Kb.
Созидание космодромов и ракетно-ядерного щита нашей Родины – подвиг военных строителей

(посвящается 55-летнему юбилею начала космической

эры в истории человечества)
- 1 -

12 апреля 1961 года исполняется 55 лет со дня первого орбитального полета вокруг Земли первого космонавта СССР Юрия Алексеевича Гагарина. Это событие – не только знаковое событие с позиций развития отечественной и мировой космонавтики, но и событие, которое, на мой взгляд, знаменует переход человечества к новой, ноосферно-космической истории. Фактически полет вокруг Земли на космическом аппарате Ю.А.Гагарина выражал собой не только в концентрированном виде научно-технические достижения СССР, проектно-конструкторской мысли, труд в наших КБ и на соответствующих промышленных предприятиях ВПК, но и труд огромной армии военных строителей, военных ученых и инженеров, командиров военно-строительных частей – руководителей строительства стартовых комплексов и всей необходимой обеспечивающей наземной инфраструктуры.

Нужно отметить, что атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки империализмом США являла собой не только акт устрашения по отношению к вооруженным силам Японии, чтобы сломать их волю к сопротивлению, но и одновременно своеобразную заявку на силовой диктат в мире, в том числе по отношению к СССР. Уже в начале сентября 1945 года в США был принят меморандум ОРК №329, по которому были определены цели атомной бомбардировки в СССР: «Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории». А по известному плану уничтожения СССР вооруженными силами США «Дропшот» (1950) готовился внезапный удар 300 атомных бомб по крупным городам СССР, в список которых входили Москва, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Ленинград, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль и другие, всего 70 городов.

Поэтому в СССР предпринимались, с учетом уроков Великой Отечественной войны, все меры для того, чтобы создать не только производство ядерного оружия и полигоны для его испытания, но и стратегические носители атомных боеприпасов значительного веса и габаритов, способных обеспечить их доставку к целям поражения на территории США, т.е. на межконтинентальную дальность. В качестве главного средства доставки, на основе уже имеющихся достижений в области советской космонавтики и разработок ракет разной мощности, благодаря трудам К.Э.Циолковского, С.П.Королева и других, исследований и опытно-конструкторских разработок (ОКР), были определены межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Одновременно волевой импульс советского государства по созданию ракетно-ядерного щита нес в себе и потенцию ноосферно-космического прорыва, готовил условия и предпосылки для такого прорыва СССР (который и состоялся 12 апреля 1961 года, когда советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом аппарате, запущенном советской ракетой на околоземную орбиту, облетел вокруг Земли и благополучно приземлился).


- 2 -

Начиная с 1955 года, развернулись уникальные и невиданные по масштабу работы по созданию ракетно-ядерных сил. В 1959 году было принято решение по созданию специального, могущественного вида Вооруженных Сил СССР – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Для создания быстрыми темпами сложной системы базирования нового вида Вооруженных Сил – своеобразной инфраструктуры эксплуатации и защиты системы объектов и коммуникаций (получивших в разные времена название «ракетных баз», «полигонов», «позиционных районов», «космодромов») понадобился мощный военно-строительный комплекс с соответствующей структурой управления, в которую входили: Главное военно-строительное управление Министерства обороны (ГВСУ МО), Центральное управление специального строительства Министерства обороны (ЦУСС МО) с 1959 года, потом переименованное в Главное управление специального строительства (ГУСС), Главное инженерное управление ракетных войск (ГИУ РВ), выполнявшего функцию Заказчика и другие.

Авторы уникального труда, посвященного анализу опыта строительства полигонов для испытания межконтинентальных баллистических ракет и ядерного оружия, стартовых позиций и объектов инфраструктуры позиционных районов РВСН, под символическим названием «Победа на крутых виражах ракетно-ядерной гонки» (2010г., главный редактор – Г.М.Питалев, редакционный совет – С.А.Воинов, В.В.Блинников, Ю.И.Зугров, В.С.Удальцов, И.К.Фролов, С.А.Шлепов, Б.П.Щапов, В.Е.Довбня), так отразили главную миссию этой книги, обращенной к современному читателю: «…надеемся, что исторический подвиг военных строителей ГУСС МО, всех создателей наземной инфраструктуры ракетно-ядерного щита нашей страны остается навсегда в памяти и сердцах оставшихся участников этих событий и, главное, следующих поколений как яркий пример служения Родине в суровые дни бескомпромиссной «холодной войны». Первоначально каждая ракета, стоящая на боевом дежурстве, была на счету, а затем нашей страной был достигнут военно-стратегический паритет в беспримерной гонке ракетно-ядерных вооружений с вероятным противником (мое замечание: прежде всего с США), что вызвало заслуженное чувство гордости за профессию и почетный труд военного строителя, служило делу патриотического воспитания молодого и подрастающего поколения» (с.7; выдел. мною, С.А.).


- 3 -

История каждого полигона, каждого космодрома, будь-то Капустин Яр, Байконур или Плесецк, ядерные испытательные полигоны, позиционные районы – районы базирования ракетные частей, – предстает как «книга памяти», на страницах которой – беззаветный труд: как солдат-военных строителей, служащих Советской Армии, так и офицеров – военных инженеров, начиная от прораба, начальника строительного участника, командира Управления начальника работ (УНР), командиров военно-строительных отрядов (ВСО), командиров Управлений инженерных работ (УИР), руководства Главного управления специального строительства (ГУСС), а также руководителей Оборонного комплекса Госплана СССР, Государственной Комиссии Советов Министров СССР по военно-промышленным вопросам, вплоть до Министра обороны и председателя Совета Министров СССР.

Заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск Маршал инженерных войск Н.Ф.Шестопалов так определил качественный облик военных строителей: «Наиболее характерная черта военных строителей – высокая организованность. Это главный фактор, который определяет их успех. Они живут и работают в рамках воинских уставов, выполняют воинский долг, по приказу готовы отправиться в любую точку страны и немедленно приступить к делу. Их воинская дисциплина связана с дисциплиной производственной, без чего немыслимо военное строительство».

Наталья Масленникова из Байконура написала такие строки, посвященные военному строителю-солдату:

«Пусть подвиг твой оценят глубже люди

И пусть поймут: хоть ты не на виду,

Но именно твои натруженные руки

В быль превращают давнюю мечту.

Твоим трудом упорным и стараньем

Старты построены космических ракет,

Проложенные трассы в Мирозданье

С твоих земных набрали свой разбег.

В твоих домах пусть обретают счастье люди,

Ракетный щит, созданье рук твоих,

Всесокрушающим оружьем будет

В руках ракетчиков, собратьев боевых».


- 4 -

Герман Михайлович Питалев – полковник, известный организатор военных строек, в том числе на Космодромах «Плесецк» и «Байконур», под началом которого автор сам начинал свою службу на Космодроме Плесецк в 1959 году, свою книгу – «записки военного строителя» – назвал формулой того «кредо», по которому служили офицеры и генералы, занимаясь строительством инфраструктуры базирования ракетных, потом – космических, войск и в целом ракетно-ядерного щита СССР: «Выполнить к сроку, об исполнении доложить…» (2005). Он выделил следующие принципы в деятельности офицера-организатора строительства объектов Министерства обороны: первый – «Знать, уметь, действовать!» (для этого заниматься самообразованием, с углублением и расширением знаний, умений и навыков по всем направлениям специализации); второй – уметь не просто сосредоточить людей и технику, а подготовить их к выполнению поставленной задачи; третий и основополагающий – «Кадры решают всё!» («случайный набор исполнителей только навредит делу» – замечает Г.М.Питалев); четвертый – непрерывный оперативный контроль и координация действия («Доверить и проверять! Никого не подменять! Никакого попустительства»).

Вот некоторые данные, характеризующие масштабы работ по строительству будущих объектов базирования РВСН. В период с 1959 по 1963 года на стройки спецобъектов РВСН произошла массовая переброска военно-строительных войск ГУСС МО численностью около 200 тысяч человек, имеющих тысяч единиц тяжелой строительной техники, машин, механизмов и автотранспорта. Во главе этой работы стояли выдающиеся руководители и организаторы – начальник ГУСС МО, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии генерал-лейтенант М.Г.Григоренко. его первые замы – генерал-майор А.С.Савельев, И.К.Федоров, С.Е.Баранов, главные инженеры ГУСС – генерал-майор Н.И.Патрткеев, полковник Е.П.Павлов, генерал-майор Я.Я.Троян. Первыми начальникам строительства объектов космодромов и ракетных баз стали военные инженеры-руководители самого высокого класса, прошедшие суровую школу Великой Отечественной войны, и принявшие на себя всю ответственность за выполнение важнейшей государственной задачи, по своему масштабу не имевшей аналогов в прошлом: Г.М.Шубников., Н.С.Степанченко, А.А.Голуб, Л.В.Лысенков, П.З.Престенский, А.П.Сирюк, В.В.Тихонов, А.Г.Кочетов, В.И.Васюта, Е.Д.Парфёнов, А.И.Хохолев, Н.П.Бабенко, С.В.Груздев, Н.В.Колбасин, Г.М.Питалев, В.Н.Плиско и другие. И это дало свои результаты. Динамика строительства стартовых позиций межконтинентальных баллистических ракет и развития группировки РВСН за 1966 – 1973гг.1 составила: 1966 – 469, 1967 – 769, 1968 – 1010, 1969 – 1220, 1970 – 1421, 1971 – 1490, 1972 – 1526, 1973 – 1638. Одновременно с боевыми ракетными комплексами (БРК) вводились в эксплуатацию десятки и сотни жилых домов, школы, детские сады, магазины, столовые, дома офицеров, казармы, общежития, плавательные бассейны и другие объекты социально-культурного и социально-бытового назначения. По состоянию на 1967 год на объектах РВСН трудилось личного состава военно-строительных, организаций численностью в 232 300 человек2.

Полковник В.Н.Бузгалин, отец известного ученого-политэконома А.В.Бузгалина, строивший спецобъекты инфраструктуры базирования РВСН на Урале, так описывал те трудности, которые преодолевали руководители военных строек и военно-строительные отряды в период своего развертывания на новых местах летом 1961 года: «Погода на Урале летом и осенью достаточно дождливая и во время дождя, да и после него, местные грунты – мелкая супесь – превращались буквально на глазах в топкое болото. Причем грунт долго удерживал воду. Отводящие дренажи и канавы… своевременно выполнены не были, поэтому сравнительно простые работы по их устройству превратились в борьбу с последствиями дождей и плывуном. Пришлось применить массу способов и ухищрений в инженерном плане, чтобы работы были выполнены в установленные сроки… Военное строители все лето и осень жили в землянках, в которые, так или иначе, проникала вода. Первое время не было отопления в помещениях. Проектные временные сооружения только строились… Однако и офицеры, и военные строители не считались с трудностями. Главным было – выполнить задачу сдачи основных сооружений стартового комплекса к новому, 1962г.».3


- 5 -

Отмечу, что солдаты, которые становились строителями самых ответственных объектов на просторах нашей родины, когда и сроки выполнения, и качество работ были под жестким контролем, – это были призывники, часто только-только окончившие школу, которых надо было обучить строительным специальностям, технике безопасности, да так, чтобы их качество работ не уступало качеству работ тех строителей на «гражданке», за плечами которых уже был опыт многих лет труда на стройках. И военные прорабы-офицеры – выпускники Военной инженерной академии (ВИА) им. В.В.Куйбышева, Ленинградской Краснознаменной Военно-Воздушной инженерной академии (ЛКВВИА) им. А.Ф.Можайского (аэродромостроительный факультет), Ленинградского Высшего Военно-Строительного училища (ЛВВСУ) и других военно-строительных училищ и строительных вузов страны с этой задачей и руководства строительством, и обучения строительным специальностям солдат в ходе ведения строительно-монтажных работ, справились Конечно, в этой работе активное участие принимал и офицерский корпус военно-строительных отрядов.

Служащая Советской армии Т.В.Золотухина, вспоминая годы строительства космодрома «Плесецк», такие написала слова4:

«Секунды собираются в года –

И в том избитая причина исчисленья,

Но память держится упрямо лишь тогда,

Когда секунда – таинство Вселенной,

Когда ты видишь истину в огне,

Когда ты споришь с опытом стократным,

Ракетодромы строя по стране…

И жизнь твоя – навечно подвиг ратный!».
- 6 -

Скажу о себе, об авторе этого очерка. Так сложилось в моей судьбе, что закончив в 1959 году Ленинградскую Краснознаменную Военно-Воздушную инженерную академию им. А.Ф.Можайского, аэродромостроительный факультет, отделение, специализирующееся в инженерной области базирования морской авиации, в этом же году я оказался на строительстве космодрома «Плесецк». Причем попал сразу на строительство стартового комплекса, аналогичного тому, с которого «взлетел» на околоземную орбиту Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 года на космодроме «Байконур».

Интересны сами совпадения: когда Ю.А.Гагарин написал рапорт о зачислении в отряд космонавтов в 1959 году (7 марта 1960 года он был зачислен в первую группу космонавтов в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) ВВС вместе с И.Аникеевым, В.Быковским, В.Волыновым, В.Горбатко, В.Комаровым, А.Леоновым, Г.Нелюбовым, А.Николаевым, П.Поповичем, Г.Титовым, Г.Шониным) автор полчил задание на разработку дипломного проекта ракетной базы (с посадкой на определенной местности в СССР) для межконтинентальной баллистической ракеты – аналога американской ракеты «Атлас» – с детальной разработкой защищенного командного пункта управления пусками. А потом, так судьба распорядилась, что на космодроме «Плесецк», через три месяца после защиты, я оказался именно на строительстве стартового комплекса, подобного тому (конечно – в общих чертах), что я разрабатывал в своем дипломном проекте.

Известный писатель А.Лиханов так литературно-красочно описал тот процесс, который привел к знаменательному старту и гагаринскому возгласу по радиосвязи «Поехали!»:

«Это походило на два рукава одной реки. Они двигались навстречу друг другу, зная о том, что надо слиться. Отряд летчиков готовился к неожиданному. К неожиданному готовился отряд конструкторов. А еще инженеры, рабочие. Не один инженер и не один рабочий. У них уже был опыт… Другое дело – человек. Отлаживались, становились лучшие ракеты. Готовились люди. Две реки стремились друг к другу, чтобы соединиться. А сдвигал реки – человек… Человек по имени главный Конструктор сдвигал две реки, чтобы слить в одно целое, в один избранный день, который потом назвали великим»5.

Проработал я на строительстве Космодроме «Плесецк» 10 лет, с 1959 года по 1969 год. За эти годы под моим руководством были построены стартовые комплексы новых типов, площадка базирования энергопоезда, большой монтажно-испытательный корпус и другие объекты. Затем вернулся в родную академию, поступил в адъюнктуру. Ее закончил, и до 1992 года занимался, как военный ученый, исследованиями, разработками в области обеспечения качества объектов базирования ракетно-космических войск.


- 7 -

Строительство космодрома «Плесецк» велось день и ночь, на протяжении десятилетий (начиная с 1957 года), в суровых условиях, даже тогда, когда мороз достигал « - 400 С», а эти температуры держались в декабре-январе в 60-х года почти месяц. Все мы – офицеры-прорабы, начальники строительных площадок, были молодыми, от 22 до 30 лет. А ведь именно они, эти молодые прорабы несли основной груз ответственности и за качество строительства, и за технику безопасности, и за выполнение программы строительства в те сроки, которые диктовались соображениями высшего руководства страны по развертыванию Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Работали, независимо от погоды, особенно в первое десятилетие – в 60-е годы, в 2-е – 3-и смены, по сути, не уходили с площадок, а бывали моменты, когда время исчислялось днями и часами – и тогда там, на объектах строительства засыпали на несколько часов, чтобы снова включиться в работу.

Отмечу сразу. Это была суровая, но и очень квалифицированная, школа. Мы взрослели через ответственность, которая легла на наши молодые плечи, с первых месяцев работы. Потому что мы руководили строительством технически сложных объектов и не имели права на ошибку. Это как у летчиков-испытателей, или у саперов. При этом, мы все, молодые военные прорабы того времени – на рубеже 50-х – 60-х годов – были «детьми войны», воспринявшие от фронтовиков – ветеранов Великой Отечественной войны, которые трудились рядом с нами, приоритет самоотверженного служения Родине по афористичной формуле: «Вначале думай о родине, и лишь потом о себе». Эта формула была нашим духовно-нравственным кредо.

Если вспомнить мысль А.А.Зиновьева «Войну выиграл советский десятиклассник», то перефразируя эту мысль знаменитого философа – нашего современника, можно сказать: «Космодром «Плесецк», как и космодром «Байконур», как и другие объекты базирования РВСН, построил советский десятиклассник и советский инженер». Основной состав прорабов, задействованных на объектах ракетно-ядерного щита СССР, с конца 50-х и до конца 60-х годов ХХ века, – это в основном советские десятиклассники, закончившие военные вузы в это время. Когда так называемые «шестидесятники-диссиденты» подготавливали основу для идеологической диверсии против СССР в форме «перестройки-катастройки», мы созидали военную мощь страны и были верны заветам отцов.


- 8 -

В строительстве Космодром «Плесецк» принимало очень много выпускников аэродромостроительного факультета Ленинградской Краснознаменной Военно-Воздушной инженерной академии А.Ф.Можайского. Назову некоторых из них, тех с кем мне пришлось вместе работать: Питалев, Плиско, Захаров, Зайцев, Цвитненко, Корнев, Голубчиков, Озмидов, Заяц, Чернышев, Мельниченко, Иванов, Анисимов, Петухов, Рогачев, Калюжный, Симонов, Воловиков.

Повторю еще раз: молодые офицеры – прорабы – выпускники военных академий и училищ, а также выпускники строительных факультетов гражданских вузов, призванные на службу в армию, сотворили чудо – обеспечили быстрое развертывание ракетных баз и ядерных полигонов.

Военно-строительные войска, которые своим трудом обеспечили ракетно-космический прорыв СССР, частью которого стало быстрое завоевание передовых рубежей отечественной космонавтикой, начиная от запуска первого спутника в СССР 4 октября 1957 года и запуска первого человека на околоземную орбиту в лице Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года, – совершили чудо. Во вдохновенном труде военных строителей отразился в концентрированном виде трудовой героизм советской эпохи послевоенных лет, на котором лежала печать героизма всего советского народа в годы Великой Отечественной войны – печать Великой Победы в мае 1945 года.

Нельзя не отметить труд головных проектных институтов Министерства обороны:

- 31-го Центрального проектного института (ЦПИ), осуществлявшего проектирование полигонов и объектов базирования боевых ракетных комплексов (БРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) тяжелого класса;

- 20-го Центрального проектного института, осуществлявшего проектирование объектов базирования с МБР легкого класса и среднего радиуса действия;

- 12-го Центрального НИИ МО – головного института по развитию ядерного оружия и параметров его поражающего действия;

- 26-го Центрального НИИ МО – головного института по фортификационной защите и строительству БРК;

- КБ академика Бармина;

и других.

Такие темпы создания объектов инфраструктуры базирования РВСН, объектов размещения и полигонов испытания ядерного оружия, с одновременным обеспечением высокого качества строительства и испытаний, – оказались возможными только в системе плановой советской экономики и централизованного руководства на базе сверхсложной и многоэшелонированной кооперации труда. Эта кооперация труда охватывала не только многочисленные организации проектировщиков, промышленников, ученых, строителей, в том числе военных строителей, но и деятельность различных отраслей народного хозяйства в рамках действия единого народнохозяйственного комплекса страны.

Прошедшие 25 лет так называемых «рыночных реформ», на базе «либерального руководства» ими и отказа от государственного планирования экономики страны и ВПК в России, развеяли миф об эффективности рыночных форм развития, которые уже завели всё человечество в «тупик истории» в форме развивающейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
- 9 -

Обращаясь к подвигу Ю.А.Гагарина, а мы за его подвигом, как автор показал, видим подвиг огромного корпуса военных строителей, подвиг ученых, инженеров, конструкторов, проектировщиков, руководителей производства, всего советского народа, писатель Альберт Алиханов заметил: «Народ творит людей. Народ творит бури. Сродни волне, сметающей на своем пути гниль, весенней грозе, омывающей раннюю зелень, молнии, разрывающей тьму, – пронеслась над Россией революция. Сравнения неточны. Волна и гроза стихийны. Буря народная направлена в точное русло, поток снес плотину. У русской революции чудесная особинка. Сметая, она созидала. Разрушая, строила. Широки крылья мечты. А шире – крылья реальности. То там, то тут, то в одном, то в другом месте даже для глаз невидимо становилась жизнью, правдой, делом. Сын крестьян, поколениями неграмотных, стал инженером. Дочь рабочих, племен униженных и оскорбленных, стала летчицей. Бывшее чьим-то стало общим. Как удивительный цветок, расцвела ярким светом народная сила, народная воля, народный почин, народный энтузиазм. Являлось доселе не виданное, слыхом не слыханное: государством правил народ, исчезла бедность, каждый был равен другому, и каждый отвечал за страну… Время рождало новых людей, новую мораль, новое сознание. Революция, сотворенная народом, стала его достоянием, его честью, его совестью. Можно сказать: [Гагарин] рожден бурей!» (Здесь я вместо местоимения «он» в цитате Лиханова поставил «[Гагарин]»).


- 10 -

Космический подвиг Ю.А.Гагарина, как и космический подвиг К.Э.Циолковского и С.П.Королева, приведший к полету первого человека в Космос, как и подвиг военных строителей, своим трудом обеспечивавших создание в короткие сроки систему базирования Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и космодромов «Плесецк» и «Байконур», как и подвиг всех промышленных и проектно-конструкторских коллективов, участвовавших в этом огромном Общем Деле, – рожден Великой Октябрьской социалистической революцией, 100-летие которой мы отметим в 2017 году.

В конце нельзя не сказать доброе слово о наших офицерских женах, которые, несмотря на все тяготы и суровость условий жизни, своей верностью и мужеством обеспечивали не только уют в доме, в семье, взращивали детей, да еще умудрялись работать, деля со своими мужьями всё – и горести, и радости, и лихие минуты, победное чувство, когда объекты сдавались в срок, как того требовала страна.

Виктор Сиголаев строителям космодрома посвятил стихотворение: «Довольны мы такой судьбой»:

«Шумит тайга,

Мороз трещит

И зимний день – как вспышка света,

Но звонкий голос топоров

Напомнит нам, как жарко летом!

И пот ручьем.

Лицо горит,

Хоть иней на бровях белеет,

Забыли парни про мороз –

Строителей работа греет!

Строители – первопроходцы

Не страшен зной, не страшен холод!

Строители – первопроходцы

Довольны мы такой судьбой!

Пески поют,

Мираж манит,

И сияние как с цепи сорвалось!

У нас в пустыне та же цель,

Чтоб память добрая осталась.

Там, где идем, дома растут

И в тундре,

И в пустыне южной.

Строители не подведут,

Ведь мы гордимся нашей службой!».

55 лет – время и большое, и малое, – смотря с какой высоты на него посмотреть. Автор считает, что и Россия, и человечество стоят перед императивом и Ноосферного, и Космического Прорыва в XXI веке, связанного с социализмом и выходом из экологического тупика Истории. Символы Будущего человечества, если оно состоится, выражены в словах – Социализм, Ноосферизм, Космизм, Правда и Справедливость!

Подвиг военных строителей, своим трудом созидавших всю инфраструктуру базирования ракетно-космических комплексов нашей России на протяжении более чем 70 лет, еще ждет своих исследователей!

О своем подвиге Ю.А.Гагарин сказал так: «Наш народ своим гением, своим героическим трудом создал самый прекрасный в мире космический корабль «Восток» и его очень умное, очень надежное оборудование. От старта и до самого приземления у меня не было никакого сомнения в успешном исходе космического полета… Я безмерно рад, что моя любимая Отчизна первой в мире совершила этот полет, первой в мире проникла в Космос».

Весь опыт дерзновенного труда советского народа на протяжении всей истории СССР – это и залог великого, ноосферно-космического, будущего нашей страны. И в этом опыте, в этом фундаменте Будущего есть и значительная часть подвига военных строителей в СССР в 60-х – 80-х годах ХХ века






Строитель Космодрома «Плесецк» (1959 – 1969гг.), полковник Космических войск СССР, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, д.ф.н., д.э.н., к.т.н.

Субетто Александр Иванович






1 Победа на крутых виражах ракетно-ядерной гонки. 2010, с. 160

2 Там же.

3 Там же, с. 187

4 «Тайны Архангельской тайги». М., 2003, с. 175

5 Лиханов, А. Сын России// «Отечественные записки» - «Советская Россия». 2014, 6 марта, с. 3


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница