Справка об основных проблемах развития торговли в рк и пути их решения Состояние торговой инфраструктуры



Скачать 120,18 Kb.
Дата20.10.2016
Размер120,18 Kb.
Справка

об основных проблемах развития торговли в РК и пути их решения

Состояние торговой инфраструктуры

На сегодняшний день почти половина – 49% всего фонда торговых площадей республики приходится на такой морально изживший себя формат торговли как “базары и рынки”. На “торговые предприятия” т.е. магазинные торговые площади приходится – 51% всего фонда торговых площадей республики в Мангыстауской, Кызылординской и Алматинской областях – здесь на базары приходится значительно больше площадей - 53%, 59% и 71% соответственно:


Основным форматом среди торговых предприятий (т.е. магазинов) остается традиционный для Казахстана, но не отвечающий требованиям современных форматов «Магазин у дома» - в среднем удельный вес данного формата среди торговых предприятий составляет 41%, а в общем фонде торговых площадей (т.е. включая и рынки) – 21%.

Доля современных форматов в республике составляет всего лишь 17% в общем фонде торговых площадей.

Доля консолидированности розничных торговых площадей, т.е. принадлежности торговых объектов к розничным торговым сетям в республике составляет 10,6,% что по сравнению с развитыми странами мира крайне мало. Для примера в России этот показатель составляет 35%, в Беларуси – 30%. Мировым лидером по степени консолидированности розничной торговли является Норвегия - 95% торговых площадей входят в те или иные сети. В Англии – 86%, Франции – 85%, Германии – 84%, в Швейцарии – 68%, в США – 65%.

Особенностью экономически развитых стран мира в сфере внутренней торговли является то, что практически во всех этих экономиках розничная торговля на 80%-85% контролируется внутренними розничными сетями.

В целом торговая инфраструктура Республики Казахстан характеризуется крайне низкой обеспеченностью торговыми площадями на 1000 человек – всего 412 кв. метров.

Дефицит торговых площадей в свою очередь приводит к дороговизне аренды торговых площадей для торговых субъектов, которые вынуждены данные расходы за счет высоких розничных накруток/наценок перекладывать на плечи конечных покупателей и простого населения.

Острый дефицит качественных торговых площадей, в которых могли бы расположиться мировые бренды. Республике для преодоления дефицита требуется построить около 8-10 млн. квадратных метров торговых площадей. На 2013 год общий фонд торговых площадей составляет 6,8 млн. квадратных метров. Проблема дефицита относится в первую очередь к крупным городам, в меньшей степени к мелким городам и почти не затрагивает сельскую местность (в силу низкой покупательной способности);

Проблема относительно малых объемов строительства и соответственно малых объемов предложения новых торговых площадей связана прежде всего с дороговизной заемного финансирования. Для розничного торгового бизнеса в Казахстане для решения инфраструктурных проблем средняя стоимость кредитных ресурсов по ставке в 15%-18% в год является непомерной, т.к. уже за 4,5 года обязывает вернуть кредиторам в лице БВУ заем почти в 2-кратном размере (т.е. 100% рост), в то время, как известно, что инвестиции в развитие инфраструктурного характера должны отбиваться в течение десятилетий.

Объемы продаж на одного занятого в торговле

По данному показателю Казахстан имеет высокий нереализованный потенциал. Так на 1 занятого в торговле в Казахстане приходится средний товарооборот $27 тыс. в год, в то время как в России этот показатель равен $105 тыс. в год. В странах Западной Европы один работник розничной торговой сферы обслуживает в среднем оборот от $250 тыс. до $400 тыс. в год. Неразвитость современных форматов торговли, в первую очередь крайне низкое проникновение сетевых форматов сдерживает рост показателя производительности труда в отечественной торговле.



  • Необходимо: принятие решений о включении внутренней торговли в список приоритетных направлений инвестиционной деятельности, выделении государственной финансовой поддержки и система минимизации рисков в рамках Программы «ДКБ 2020» по ОКЭД «Розничная торговля».


Розничная торговля. Организованный ритейл колеблется от 5 до 10%.Доля розничной торговли в ВВП страны около16%.

Объем розничной торговли по состоянию на январь 2014 г. составил 397 022 млн. тенге, в том числе по каналам реализации:

а) торговыми предприятиями – 226 051 млн. тенге;

б) торговые рынки и ИП – 170 971 млн. тенге.

Удельный вес торговли на рынках и ИП в объеме розничной торговли составил 43%.

Объем розничной торговли на душу населения – 23 303 тенге.

Объем оптовой торговли – 943 146 млн. тенге.

Основная часть реализации - непродовольственные товары составляют 68,2%



Магазины современных стандартов сконцентрированы в основном г. Алматы- 37% и г. Астане – 5.6%. Общая площадь существующих торговых центров равна примерно 140 тыс.кв.м. В г.Алматы на 1000 жителей приходится около 57 кв.м , в г.Астане – 73 кв.м. Для сравнения в г.Москве – около 150 кв.м, в Лондоне 650 кв.м , в Париже 450 кв.м на 1000 жителей.


Таблица 3. Объем товарооборота ритейл-компаний по состоянию на 1 июня 2013 года




Товарооборот

(в млн. тенге)

Доля сегмента (в %)

ТОО «Рамстор Казахстан»

2894,2

36,9

ТОО «Скиф Трейд»

1235,8

15,8

ТОО «METRO Cash & Carry»

1019,2

13,0

ТОО «Magnum Cash & Carry»

767,5

9,8

ТОО «Silk Way City»

698,3

8,9

Гипермаркет «A-Store»

481,7

6,1

ТОО «Торговая сеть GREEN Mart»

302,5

3,9

ТОО «Дастархан»

208,3

2,7

ТОО «Дастархан-Trade»

175,0

2,2

ТОО «Parade retail»

55,0

0,7

ТОО СКГП «Интерфуд»

0,0

-

Торговая сеть «Аян»

0,0

-

Основные игроки ритейла в Казахстане: Центр оптовой торговли «METRO», гипермаркет «GREEN» в ТЦ «Мерей», супермаркет «Рамстор» , ТРЦ «MEGA», Торговый комплекс «Magnum» .

Таблица 2. Чистая прибыль ритейл-компаний по состоянию на 1 июня 2013 года




КПН 20% (в млн. тенге)

Корпоративный доход (в млн. тенге)

Чистая прибыль

(в млн. тенге)

ТОО «Рамстор Казахстан»

107,8

539,0

431,2

ТОО «Magnum Cash & Carry»

79,2

396,0

316,8

ТОО «Скиф Трейд»

30,6

153,0

122,4

ТОО «METRO Cash & Carry»

11,6

58,0

46,4

Гипермаркет «A-Store»

8,2

41,0

32,8

ТОО «Silk Way City»

7,5

37,5

30,0

ТОО «Дастархан»

3,9

19,5

15,6

ТОО «Дастархан-Консалтинг»

0,1

0,5

0,4

Необходимость развития эффективных и современных форматов розничной торговли связана с тем, что данные форматы отличаются большей эффективностью продаж, меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров.

Участники данного направления остро нуждаются в поддержке строительства современных форматов розничной торговли: супермаркеты, гипермаркеты, специализированный торговый центр, торговый центр, торгово-развлекательный центр, торгово-логистические терминалы.

Развитие современных и эффективных форматов розничной торговли предполагается осуществлять с помощью следующих механизмов:

- внедрение системы планирования размещения торговых объектов;

-внедрение классификации всех видов современных торговых форматов, включая их характеристики;

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей торговую деятельность, для повышения конкурентоспособности розничной торговли республики;



  • Предложения: Внедрение финансовых мер государственной поддержки розничной торговли на 2015-2019 годы:

  1. субсидирование процентной ставки по кредитам/Договорам финансового лизинга Банков/Банка Развития/Лизинговых компаний на строительства новых торговых объектов, реконструкцию/расширению действующих торговых объектов, на приобретение и обеспечение необходимым торговым оборудованием торговых объектов;

  2. частичное гарантирование до 50% по кредитам Банков/Банка Развития на строительство новых торговых объектов;

  3. субсидирование 50% единовременных и регулярных платежей направленных на приобретение и эксплуатацию франшизы розничных торговых сетей;

  4. субсидирование 50% расходов направленных на развитие инженерной и логистической инфраструктуры торговых объектов;

  5. выделение земельных участков из государственного резерва в безвозмездное пользование либо в долгосрочную аренду;

  6. субсидирование 50% расходов, направленных на оплату заработных плат высококвалифицированных иностранных специалистов, привлеченных для управления сетевыми форматами торговли;

  7. субсидирование 50% расходов, связанных с проведением маркетинговых исследований, разработкой ТЭО, бизнес-планов и т.д.


Торговые рынки. По статистике осуществляют торговую деятельность 818 торговых рынка. По типам различаются : универсальные, оптовые, мелко-оптовые,розничные. В общем объеме розничного товарооборота 46% приходится на долю торговых рынков.Число занятых на 01.01.2014 - 1млн232тыс.чел. Из них 76% женщины, 14% молодежь до 30 лет,большинство из них с высшим и специальным образованием, но не востребованы на рынке труда. В 2011 году товароборот алматинской барахолки оценивался в 1млрд.742 млн. в год, или 4млн.773 тыс. долларов США в день.

С 2011 года местные исполнительные органы начали работу по передислоцированию торговых рынков либо процедуру их закрытия. В г.Тараз в 2012 году прекратили свое существование 16 рынков, из 30 тысяч 5 тысяч человек до сих пор не могут трудоустроиться., при этом все обязательства перед банками по кредитам остались и ежемесячно растет на них пеня.

В г.Алматы предусмотрено из 74 действующих рынков закрыть 35 рынков. В ходе переноса рынков произошло несколько пожаров. Согласно сообщения МЧС РК убытки 306 погорельцев составили составили более 1 млрд.тенге, с учетом остальных торгующих невосполнимые затраты и убытки доходят до 10 млрд.тенге.


  1. принять Комплексный план модернизации и строительства торговых объектов, с утвержденным бюджетом его исполнения, согласованный с НПП;

  2. обратиться в Правительство РК приостановить массовый снос и закрытие рынков до принятия комплексного плана модернизации и строительства торговых объектов.


Электронная коммерция. По официальным данным рынок электронной коммерции в 2010 г. в Казахстане составил около $240 млн. При этом, по словам экспертов, рынок ежегодно возрастал примерно на 10%.Основными факторами, положительно влияющими на интернет торговлю в Казахстане, являются: рост численности пользователей интернета. Интернет становится быстрее и доступнее, вследствие чего и растет интернет аудитория Казнета.

В Казахстане на данный момент существует около 400 работающих интернет-магазинов, большая часть которых сконцентрирована в г.Алматы (86%), далее г.Астана и г. Караганда (3%). Интернет торговля ищет новые формы, новые продукты, новую географию влияния.

Рост численности платежных карточек. По данным национального банка Республики Казахстан по состоянию на 1 февраля 2011 года количество платежных карточек составляет 8,5 млн. штук, а держателей 7,8 млн., что выше аналогичных показателей 2009 года на 10,2% и 8,7%.

Улучшение правовой среды интернет торговли. Недавно в Казахстане был принят закон об электронных деньгах. Создаются различные институты помогающие развитию IT-сферы Казахстана.

Не смотря на внушительную сумму в $240 млн., казахстанский рынок интернет торговли пока находится в самом начале, и ему далеко до показателей стран с развитой IT-сферой. Американский рынок интернет-торговли оценивается примерно в $150 млрд., по России данный показатель составил около $5 млрд.

Если сравнить уровень проникновения интернета (численность пользователей) с объемами рынка интернет-коммерции в Казахстане и развитых странах можно увидеть следующие цифры.

Казахстан отстает в развитии Интернет-торговли от РФ более чем в 2 раза (размер рынка интернет торговли в РФ на одного пользователя составил около $100, а в Казахстане около $42), а от наиболее развитой экономики и IT сферы мира (США) отстает практически в 20 раз (в США статистически на 1 пользователя интернетом приходиться около $1 тыс. интернетовского товарооборота).

Факторами, сдерживающими рост интернет торговли, являются:

Прежде всего, недоверие пользователей к такому виду коммерческих операций, неосведомленность и неготовность его использовать.

Географические ограничения существующих в Казахстане интернет магазинов. Большинство интернет-магазинов в РК работают только в Алматы и Астане.

Проблема доставки товара покупателю в регионах страны. У АО «Казпочта» есть реальная возможность решить эту проблему.

Недостаточная отлаженность механизмов финансовых транзакций. При покупке зачастую бывает «закрыта» для интернет-транзакций, либо по ней существуют лимиты.


Общественное питание. По данным Агентства по Статистике РК по итогам 2013 года количество объектов общественного питания составило 20 тыс. 208 заведений. Сеть ресторанов составляет 1831 единиц от общего числа, сеть кафе и баров -9117 единиц и сеть столовых -9260 единиц.

Объем услуг по предоставлению продуктов питания и напитков за январь-март 2014 года составил 50,7 млрд тенге и уменьшился на 0,8% по сравнению с январем-мартом 2013г. Основной объем услуг предприятий общественного питания приходится на негосударственный сектор 50 млрд. тенге (99.9%). Объем услуг предприятий с частной формой собственности получен в сумме 45,4 млрд. тенге, собственности других государств, их юридических лиц и граждан 5,2млрд. тенге.



  • Необходимо: Совершенствовать налоговое законодательство. Для этого необходимо разработать или адаптировать программу автоматизации предприятий массового питания для использования ее в качестве документа налоговой отчетности.

  1. Разработать и внедрить единые национальные стандарты обслуживания в сфере общественного питания при координации действии Национальной палаты предпринимателей Казахстана Ассоциации рестораторов РК, отраслевых ассоциаций, а также ассоциации предпринимателей.

  2. Внедрить на предприятиях массового питания стандарты ISO.

  3. Открыть учебные заведения, направленные на подготовку специалистов для данной сферы, в частности, менеджеров, поваров, администраторов, официантов.



Биржевая торговля. В 2013 году в РК действовало 16 товарных бирж, на которых было проведено 8108 торгов, заключено 10949 сделок со спот-товаром и 2461 по фьючерсным сделкам на сумму 220,1 млрд. тенге.

Биржи отсутствуют в городах Атырау, Актобе, Усть-Каменогорск,Костанай,Кызылорда,Актау,Павлодар и Петропавловск.

Биржевая торговля дает возможность анализировать и прогнозировать рынок, используя котировки цен и другие производные биржевые инструменты. В то же время монополистам на рынке - поставщикам металла, нефтепродуктов и полезных ископаемых - крайне невыгодно, чтобы их продукция открыто торговалась на рынке, поэтому она и была исключена из биржевого перечня.

Госзакупка агропромышленных товаров также должна осуществляться не «Продкорпорацией», а через товарные биржи. При нынешнем положении вещей казахстанские биржи готовы работать на уровне госзакупок и открытых торгов.

По словам экспертов, биржевая торговля полностью прозрачна, а потому сводит к минимуму систему взяток и «откатов». При этом товарная биржа за свои услуги берет всего 0,2% от суммы сделки.

Причина слабого функционирования товарной биржи в Казахстане в том, что деятельность существующих торговых площадок носит узко региональный характер. Биржевые площадки в республике разрозненны, что не позволяет увидеть реальную рыночную картину.

Имеющиеся проблемы:

Государственные закупки через товарные биржи предусмотрены лишь на биржевые товары из «Перечня биржевых товаров», а их всего 9 наименований, тогда как для примера: «Перечень биржевых товаров» в Республике Беларусь составляет 70 наименований, а в РФ госзакупки вообще не ограничены Перечнем биржевых товаров.



Большую часть государственных закупок составляют государственные заказы на выполнение работ и услуг, размещаемые посредством проведения тендеров и конкурсов, где процветают откаты.

  • Предлагаемые пути решения: пересмотреть Перечень биржевых товаров в сторону увеличения;

  1. необходимы экономические стимулы в виде налоговых послаблений для участников биржевых торгов;

  2. предоставление преференций в вопросах логистики (приоритетный доступ к вагонам, к хранению и перевалки товара);

  3. признание котировок по биржевым сделкам в качестве официального источника информации при трансфертном ценообразовании.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница