Справочные материалы по созданию промышленного кластера Общие положения



страница1/9
Дата21.10.2016
Размер1,13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

по созданию промышленного кластера

1. Общие положения

1.1. В развитие Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» утверждены Требования к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности и Правила подтверждения соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (далее – требования, Правила, подтверждение соответствия требованиям, постановление № 779).

1.2. Целью настоящих справочных материалов является разъяснение требований и Правил, утвержденных постановлением № 779.

1.3. Настоящие материалы содержат:

рекомендации по этапам создания промышленного кластера;

рекомендации по последовательности формирования и содержанию набора документов, необходимых для подготовки заявления о проведении проверки промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера на соответствие требованиям и прохождению проверки на соответствие требования (далее – заявление);

рекомендации по включению промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера в реестр промышленных кластеров и специализированных организаций, соответствующих требованиям (далее – реестр).

2. Термины и определения

Используемые в настоящих справочных материалах термины и определения используются в значениях, установленных Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1119 (в редакции от 18 июля 2015 г.) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков», а также постановлением № 779.

2.1. Промышленный кластер – совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.

2.2. Цель создания промышленного кластера – создание совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию.

2.3. Территория базирования промышленного кластера – территория одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой расположена инфраструктура промышленного кластера.

2.4. Инфраструктура промышленного кластера – совокупность объектов технологической и промышленной инфраструктуры, учреждений образования и науки, некоммерческих организаций, финансовых организаций, обеспечивающих развитие промышленного кластера и реализацию программы развития промышленного кластера.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 требований инфраструктура промышленного кластера должна располагаться в границах субъекта Российской Федерации либо в границах прилегающих субъектов Российской Федерации.

К инфраструктуре промышленного кластера могут также относиться индустриальные (промышленные) парки и технопарки.

2.5. Программа развития промышленного кластера - скоординированные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, а также целевые показатели эффективности их выполнения, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках промышленного кластера по созданию и развитию совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию, с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера. Программа развития промышленного кластера формируется в разрезе совместных проектов участников кластера. В реализации программы развития промышленного кластера должны принимать участие максимальное количество участников промышленного кластера, а также организаций, представляющих инфраструктуру промышленного кластера.

2.6. Технологическая инфраструктура – комплекс специализированных зданий, строений и сооружений, в том числе технологический инкубатор, инфраструктура для промышленного дизайна и прототипирования, инжиниринговых услуг, организации производства и доступа к системам снабжения ключевых потребителей и оборудование для оснащения лабораторий, вивариев, инновационно-технологических центров, центров промышленного дизайна и прототипирования, центров трансферта технологий и иных объектов, необходимый участникам промышленного кластера для создания совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию.

2.7. Промышленная инфраструктура – совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.

2.8. Индустриальный (промышленный) парк – совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.9. Технопарк – управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка.

2.10. Участник промышленного кластера – субъект деятельности в сфере промышленности, заключивший со специализированной организацией промышленного кластера соглашение об участии в промышленной деятельности промышленного кластера.

2.11. Потенциальный участник промышленного кластера – субъект деятельности в сфере промышленности, заключивший со специализированной организацией промышленного кластера предварительное соглашение (соглашение о намерении) об участии в промышленной деятельности промышленного кластера.

2.12. Совместный проект – комплекс процессных и (или) технологических и (или) инфраструктурных мероприятий по созданию и развитию производственной кооперации между участниками промышленного кластера.

Совместный проект реализуется инициаторами и участниками совместного проекта.

2.13. Инициатор совместного проекта – участник промышленного кластера, который осуществляет затраты на реализацию совместного проекта по видам затрат, указанным в процессных и технологических мероприятиях.

2.14. Участник совместного проекта – участник промышленного кластера, который обязуется или имеет намерение осуществлять приобретение промышленной продукции, производимой инициаторами совместного проекта в объеме, достаточном для достижения заявленных результатов реализации совместного проекта.

Участник совместного проекта может одновременно выступать инициатором совместного проекта в случае финансового участия в реализации совместного проекта в части оплаты затрат на реализацию совместного проекта.

2.15. Процессные мероприятия – мероприятия, направленные на обеспечение соответствия выпускаемой промышленной продукции инициаторов совместного проекта требованиям участников совместного проекта и включающие следующие затраты организационного характера:

а) оплата услуг специализированной организации промышленного кластера и (или) сторонних организаций, имеющих лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию, по проведению:

лицензирования деятельности, продукции, работ, услуг;

сертификации продукции, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства, стандартов, технических регламентов, а также других документов, которые в соответствии с законодательством устанавливают обязательные требования к продукции, работам, услугам (в том числе на международном уровне);

сертификации (ресертификации, инспекционного контроля) системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда на соответствие национальным и международным стандартам;

аттестации (валидации, переаттестации) и сертификации производства, оборудования, в том числе испытательного;

б) оплата услуг специализированной организации промышленного кластера и (или) сторонних организаций, предоставляющих услуги профессионального и (или) дополнительного профессионального образования и (или) образовательные услуги по подготовке и повышению квалификации инженерно-технических кадров, имеющих лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию;

в) оплата услуг специализированной организации промышленного кластера и (или) сторонних организаций, имеющих лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию, по разработке нормативной и методической документации систем планирования, расчета, учета и контроля затрат производства, а также производственных систем, основанных на применении технологий бережливого производства;

г) оплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015-2018 годах, на реализацию процессных мероприятий в части затрат, указанных в настоящем пункте справочных материалов, в размере не более установленной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту, увеличенной на полтора процентных пункта.

2.16. Технологические мероприятия – мероприятия по организации производства новых видов промышленной продукции, включая промышленную продукцию с улучшенными техническими и (или) эксплуатационными характеристиками, инициаторами совместного проекта в соответствии с потребностью в указанных видах промышленной продукции участников совместного проекта и включающие следующие затраты технологического характера:

а) приобретение, доставка, монтаж, проведение пусконаладочных работ новых машин и оборудования (не бывших в употреблении), участвующих в технологическом процессе производства промышленной продукции, включая в том числе контрольно-измерительное оборудование, оборудование проектирования, испытания и сертификации промышленной продукции и автоматизации технологических процессов, и относящихся к подразделу «Машины и оборудование» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359, и ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – оборудование);

б) оплата лизинговых платежей инициаторов совместного проекта за приобретаемые в российских организациях по договорам финансовой аренды (лизинга) основные средства, соответствующие критериям, указанным в подпункте «а» пункта 2.16. справочных материалов;

в) оплата процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2015-2018 годах, на реализацию технологических мероприятий, предусматривающих в том числе затраты капитального характера на строительство и (или) реконструкцию производственных зданий, строений и сооружений инициаторов совместного проекта в размере не более установленной ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты процентов по кредиту, увеличенной на полтора процентных пункта;

г) приобретение технологической оснастки для оборудования;

д) приобретение программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов управления предприятием, производственными и технологическими процессами, а также их модулей (далее – программное обеспечение), включая приобретение лицензий (неисключительных прав) на право пользования программным обеспечением, а также услуги по выполнению работ по установке и настройке программного обеспечения;

е) оплата следующих услуг специализированной организации промышленного кластера и (или) сторонних организаций, имеющих лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию:

разработка специализированных конфигураций программного обеспечения, дополнительных программных модулей (плагинов), наполнение баз данных, включая разработку технической и эксплуатационной документации программного обеспечения промышленного производства;

обучение инженерно-технических кадров предприятий работе на оборудовании и с программным обеспечением;

ж) оплата следующих услуг высших учебных заведений и организаций, имеющих соответствующие лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, если такая деятельность подлежит лицензированию:

разработка конструкторской документации на промышленную продукцию и комплектующие инициаторов промышленного кластера, а также перечня наименований и конструкторской документации на оборудование, технологическую оснастку и инструмент, контрольно-измерительную оснастку, технологическую планировку производства, необходимую для производства указанной промышленной продукции и комплектующих;

разработка технологий и технологических процессов производства промышленной продукции, включая разработку технологической документации (в том числе маршрутные и операционные карты технологических процессов, операционные карты технического контроля, технологические инструкции и другие виды технологической документации);

з) оплата услуг сторонних организаций, имеющих соответствующие лицензии на осуществление указанного вида деятельности в случаях, когда такая деятельность подлежит лицензированию, по проведению контроля, измерений и испытаний промышленной продукции, изготовлению прототипов, экспериментальных образцов, а также опытных партий промышленной продукции.

2.17. Инфраструктурные мероприятия – мероприятия, направленные на создание новых или развитие существующих производственно-технологических цепочек создания конечной промышленной продукции промышленного кластера, предусматривающие в том числе затраты капитального характера на строительство и (или) реконструкцию инфраструктуры промышленного кластера, в том числе индустриальных (промышленных) парков и технопарков.

2.18. Функциональная карта промышленного кластера – схемы территориального размещения и функциональной зависимости участников промышленного кластера, содержащие сведения об объеме производства промышленной продукции каждым участником промышленного кластера и объеме использования указанной продукции при производстве конечной промышленной продукции в рамках промышленного кластера.

Функциональная карта промышленного кластера должна содержать элементы, отражающие влияние совместных проектов участников промышленного кластера на функциональную зависимость участников промышленного кластера, а также управленческие схемы реализации совместных проектов.

2.19. Рабочая (инициативная) группа по созданию промышленного кластера – группа экспертов, формирующаяся на временной основе из состава представителей ключевых предприятий и организаций, заинтересованных в создании промышленного кластера, в целях решения организационных вопросов, направленных на становление промышленного кластера до момента формирования специализированной организации промышленного кластера.

2.20. Специализированная организация промышленного кластера – коммерческая или некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера.

Специализированная организация промышленного кластера создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества, или общества, или ассоциации (союза), или некоммерческого партнерства, или саморегулируемой организации.

Специализированную организацию промышленного кластера рекомендуется создавать в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а именно ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации1.

С учетом того, что членами ассоциаций (союзов), некоммерческих партнерств и саморегулируемых организаций являются как учредители, так и принятые впоследствии в установленном порядке физические и юридические лица, высшим руководящим органом промышленного кластера выступает общее собрание членов некоммерческой организации, в состав которого входят все участники и инфраструктура промышленного кластера.

При создании специализированной организации промышленного кластера в иных организационно-правовых формах решение ключевых вопросов, связанных с развитием промышленного кластера, также должно осуществляться с привлечением всех его участников (общим собранием участников промышленного кластера).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 требований, учредителями специализированной организации промышленного кластера являются не менее половины участников промышленного кластера.

Вместе с тем, при осуществлении методического, организационного, экспертно-аналитического и информационного сопровождения развития промышленного кластера со стороны ранее учрежденной специализированной организации в целях соответствия подпункту «е» пункта 5 требований допускается вхождение представителей не менее половины участников промышленного кластера в состав постоянно действующих коллегиальных исполнительных органов управления промышленным кластером (совет, правление и т.п.).

2.21. Общее собрание членов некоммерческой организации (общее собрание участников промышленного кластера в случае, если специализированная организация промышленного кластера создается не в организационно-правовых формах ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе, некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации) – высший орган управления промышленного кластера, осуществляющий стратегическое руководство его деятельностью, состоящий из представителей всех участников и организаций инфраструктуры промышленного кластера, являющихся членами некоммерческой организации.

2.22. Соглашение о создании промышленного кластера – соглашение, заключенное между специализированной организацией промышленного кластера и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера, о создании совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких смежных субъектов Российской Федерации.

3. План мероприятий («дорожная карта») по созданию промышленного кластера
3.1. В целях создания промышленного кластера рабочей (инициативной) группой по созданию промышленного кластера должен быть разработан план мероприятий («дорожная карта») по созданию промышленного кластера (типовая форма плана мероприятий представлена в приложении 1 к настоящим справочным материалам), отражающий основные этапы, мероприятия, сроки реализации, ответственных исполнителей и результаты от реализации мероприятий, направленных на создание промышленного кластера.

3.2. Утверждение плана мероприятий («дорожной карты») по созданию промышленного кластера может осуществляться как руководителем рабочей (инициативной) группы по созданию промышленного кластера (раздел 4 настоящих справочных материалов), так и руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере промышленной политики.

3.3. Ответственность за сопровождение и реализацию плана мероприятий («дорожной карты») по созданию промышленного кластера возлагается на рабочую (инициативную) группу по созданию промышленного кластера и ее руководителя.


    1. Типовой план мероприятий («дорожная карта») по созданию промышленного кластера предполагает реализацию комплекса организационных мероприятий, которые можно разделить на четыре этапа (Таблица 1).




Таблица 1. Типовой план мероприятий («дорожная карта») по созданию промышленного кластера

Название этапа

1. Принятие решения о создании промышленного кластера (ПК)

2. Создание организационной структуры промышленного кластера (ПК)

3. Утверждение ключевых документов, определяющих развитие промышленного кластера (ПК)

4. Подготовка заявки на включение промышленного кластера (ПК) в реестр промышленных кластеров (реестр)

Содержание этапа

1.1. Формирование рабочей (инициативной) группы по созданию ПК.

1.2. Разработка проекта функциональной карты ПК.

1.3. Разработка проектов учредительных документов специализированной организации ПК.

1.4. Проведение общего собрания учредителей специализированной организации ПК.



2.1. Государственная регистрация специализированной организации ПК.

2.2. Заключение соглашения об участии в промышленной деятельности ПК между специализированной организацией ПК и участниками ПК.



3.1. Разработка ключевых документов, определяющих развитие ПК.

3.2. Утверждение ключевых документов, определяющих развитие ПК, на очередном общем собрании членов некоммерческой организации.



3.3. Заключение соглашения о создании ПК между специализированной организацией ПК и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура ПК.

4.1. Подготовка документов, подтверждающих соответствие ПК и специализированной организации ПК требованиям.

Результат реализации этапа2

  • Протокол общего собрания учредителей специализированной организации ПК.

г) протокол участников ПК (учредителей специализированной организации ПК) о формировании органов управления специализированной организации ПК с приложением копий учредительных документов учредителей специализированной организации ПК

(см. раздел 4 и приложение 2 настоящих справочных материалов).

  • Свидетельство о внесении специализированной организации ПК в Единый государственный реестр юридических лиц.

  • Учредительные документы специализированной организации ПК.

в) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая сведения о специализированной организации ПК.

д) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов специализированной организации ПК.

н) нотариально удостоверенные образцы подписей единоличных исполнительных органов специализированной организации ПК и оттиска печати специализированной организации ПК(при наличии)

(см. раздел 5 настоящих справочных материалов).

  • Соглашение об участии в промышленной деятельности ПК

(см. раздел 5 и приложение 4 настоящих справочных материалов)

  • Реестр участников ПК.

ж) копия реестра участников ПК за подписью руководителя специализированной организации ПК, содержащая сведения по каждому участнику ПК согласно требованиям.

к) справочные материалы за подписью руководителя специализированной организации ПК с описанием каждого участника ПК с приложением заверенных в установленном порядке копий актов о вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры ПК, предусмотренных требованиями

(см. раздел 5 и приложения 5, 6 настоящих справочных материалов).

  • Функциональная карта ПК

и) заверенная руководителем специализированной организации ПК функциональная карта ПК, включающая, в том числе схему территориального размещения (см. раздел 6, пункт 6.3.1. настоящих справочных материалов) и функциональной зависимости участников ПК (см. раздел 6 настоящих справочных материалов, пункты 6.3.2. - 5.3.5. и приложения 7, 8, 9, 10 настоящих справочных материалов), а также:

сведения об общем объеме промышленного производства всеми участниками ПКи объеме промышленного производства промышленной продукции (см. приложение 5 настоящих справочных материалов);

сведения об общем объеме промышленного производства промышленной продукции каждым участником ПК и объеме использования указанной продукции при производстве конечной промышленной продукции в рамках ПК (см. приложения 5, 8 к настоящим справочным материалам)

  • Программа развития ПК.

е) копия программы развития ПК.

(см. раздел 6 и приложения 6, 12, 13 настоящих справочных материалов)

л) справочные материалы за подписью руководителя специализированной организации ПК, включая соответствующие расчеты и иные обоснования, подтверждающие, что производительность труда в ПК и количество высокопроизводительных рабочих мест в рамках ПК соответствуют требованиям

(см. приложения 5, 13 к настоящим справочным материалам). )

з) заверенные руководителем специализированной организации ПК справочные материалы с описанием основной деятельности специализированной организации ПК и деятельности по реализации программы развития ПК, подтверждающие соответствие указанных видов деятельности требованиям

(см. раздел 5 и приложения 2, 3 настоящих справочных материалов).

  • Протокол общего собрания членов некоммерческой организации об утверждении функциональной карты ПК и программы развития ПК.

(см. раздел 6 настоящих справочных материалов).

  • Соглашение о создании ПК.

б) заверенная руководителем специализированной организации ПК копия соглашения о создании ПК.

(см. раздел 6 настоящих справочных материалов)

  • Подготовка заявления о проведении проверки ПК и специализированной организации ПК на соответствие требованиям и прилагаемых к нему документов3

а) заявление, подписанное руководителем специализированной организации ПК, о проведении проверки ПК и специализированной организации ПК на соответствие требованиям

(см. раздел 6 настоящих справочных материалах).

о) письмо за подписью руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создан ПК, осуществляющий функции в сфере промышленной политики субъекта Российской Федерации

(см. раздел 7 настоящих справочных материалах).

  • Запуск информационного портала ПК.

м) справочные материалы за подписью руководителя специализированной организации ПК с указанием разделов информационного портала ПК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

(см. раздел 7 настоящих справочных материалов).

Рекомендуемые сроки реализации

6 недель

6 недель

10 недель

4 недели

Ответственный исполнитель

  • Руководитель рабочей (инициативной) группы по созданию ПК.

  • Руководитель специализированной организации ПК.

  • Руководитель специализированной организации ПК.

  • Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики

  • Руководитель специализированной организации ПК.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница