Справочник по организации объединенных наций (оон) и специализированным учреждениям системы ООН



страница1/3
Дата16.12.2017
Размер2,34 Mb.
  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент стран Европы, Северной Америки и международных организаций



КРАТКИЙ ГИД-СПРАВОЧНИК ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ СИСТЕМЫ ООН

Москва 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел I. Организация Объединенных Наций (ООН), ее основные цели, принципы и направления деятельности……………………………………..5

1.1. Структура ООН…………………………………………………………8

      1. Главные органы ООН……..………………………………………9

1.1.1.1. Генеральная Ассамблея……… ………………………….9

1.1.1.2. Совет Безопасности………….…………………………..10

1.1.1.3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)……12

1.1.1.3.1. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)...15 1.1.1.3.2. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)……………...18 1.1.1.3.3. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)……………………………...19 1.1.1.3.4. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)...22 1.1.1.3.5. Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)………………………………….25

1.1.1.4. Совет по опеке…...………………………………….…...28

1.1.1.5. Международный суд……………………………………28

1.1.1.6. Секретариат ООН……………………………………….29


      1. Программы ООН, Фонды и другие органы…………………….30

1.1.2.1. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 1.1.2.2. Программа развития ООН (ПРООН)…………………..33 1.1.2.3. Расширенная Туманганская инициатива (РТИ)……….39 1.1.2.4. Всемирная продовольственная программа ООН……...41 1.1.2.5. Общий фонд для сырьевых товаров (ОФСТ)………….44 1.1.2.6. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)…….47 1.1.2.7. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)……………………………………………………48 1.1.2.8. Международной торговый центр ЮНКТАД/ВТО……50 1.1.2.9. Прочие органы ООН……………………………………52

1.1.3. Специализированные учреждения, связанные с ООН………...53

1.1.3.1. Всемирная торговая организация (ВТО)………………53 1.1.3.2. Всемирная метеорологическая организация (ВМО)….56 1.1.3.3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)……..58 1.1.3.4. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)…….…………………………………….61 1.1.3.5. Всемирный почтовый союз (ВПС)……………………64 1.1.3.6. Международная морская организация (ИМО)……….65 1.1.3.7. Международная организация труда (МОТ)…………..67 1.1.3.8. Международный союз электросвязи (МСЭ)………….70 1.1.3.9. Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)…………………..72 1.1.3.10. Организация Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО)………………………...74 1.1.3.11. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций (ФАО)…………………….76 1.1.3.12. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)………………………………………………..79 1.1.3.13. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).. ……………………………………………………..80 1.1.3.14. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)…………………………………………………………..83 1.1.3.15. Международная организация по стандартизации (ИСО)…………………………………………………………….85

1.1.4. Товарно-сырьевые организации системы ООН……………….87

1.1.4.1. Международная организация по сахару (МОС)……..88 1.1.4.2. Международный совет по зерну (МСЗ)………………89 1.1.4.3. Международная организация по кофе (МОК)……….92 1.1.4.4. Международная организация по какао (МОКК)…….93 1.1.4.5. Международный консультативный совет по хлопку.. 96

1.2. Бюджет ООН…………………………………………………………...97

1.3. Реформирование ООН…….…………………………………………..98

Раздел II. Взаимодействие с органами и организациями системы ООН по обеспечению экономических интересов России……………….102

2.1. Создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития России……………………………………103

2.2. Содействие расширению и диверсификации российского экспорта товаров и услуг………………………………………………………..103

2.3. Укрепление позиций России на мировом энергетическом рынке и содействие обеспечению глобальной энергетической безопасности…………………………………………………………..104

2.4. Развитие транспортной системы и обеспечение более полного использования транзитного потенциала России…………………………105

2.5. Укрепление российских позиций на мировом рынке продукции сельского хозяйства и содействие обеспечению глобальной продовольственной безопасности………………………………………...106



2.6. Содействие международному развитию……………………………108

ОРГАНИЗАЦИЯ_ОБЪЕДИНЕННЫХ_НАЦИЙ,_ЕЕ_ОСНОВНЫЕ_ЦЕЛИ,_ПРИНЦИПЫ_И_НАПРАВЛЕНИЯ_ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'>Приложение 1. Государства-члены ООН………………………………….110

РАЗДЕЛ I: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) United Nations (UN); Organisation des Nations unies (ONU); الأمم المتحدة Organización de las Naciones Unidas (ONU);





Штаб-квартира: Нью-Йорк (США) Дополнительные офисы: Вена (Австрия), Женева (Швейцария), Найроби (Кения)
Основана: 26 июня 1945 г.
Создана: в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1.01.1942 г.
Членство: 193 страны
Генеральный секретарь: Антониу Гутерреш (Португалия) с 1 января 2017 г. Официальные языки: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН пришла на смену Лиге наций – многоцелевой организации с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества, учрежденной в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором. Но Лига Наций была в основном ориентирована на Европу и на Запад в целом, оставляя на заднем плане интересы стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых находились еще в колониальной зависимости. Лига Наций не смогла предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 году формально прекратила свое существование.

В годы войны главные союзные державы – СССР, США, Франция, Великобритания и Китай – предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на совместной борьбе против стран фашистского блока – Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941 года, в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству.

ООН была официально учреждена на Конференции, состоявшейся 25 апреля – 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США). На этой конференции был разработан Устав Организации, который 26 июня 1945 года был единогласно принят представителями 50-ти государств. Устав ООН вступил в силу с 24 октября 1945 года, с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День ООН. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН. Сегодня членами ООН являются 193 государства мира.

ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему ООН. Согласно Уставу, в своей деятельности ООН преследует четыре основные цели:


  • поддержание международного мира и безопасности;

  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;

  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Организация и ее члены действуют в соответствии со следую­щими принципами:



  • суверенное равенство всех членов Орга­низации;

  • добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств;

  • разрешение международных споров мирными сред­ства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международ­ный мир и безопасность;

  • воздержание в международных от­ношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической незави­симости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН;

  • оказание членами ООН всемерной помощи Организации во всех действиях, предпринимаемых ею в соответст­вии с Уставом;

  • невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим международным вопросам. В их числе экономический рост и устойчивое развитие, экология, безопасность, преступность, здравоохранение, наука, правосудие и международное право.

ООН не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают все государства мира. В ООН все государства-члены — большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, — имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.



    1. Структура ООН

Система Объединенных наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений, а также автономных организаций.

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения – в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООН в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.



1.1.1. Главные органы ООН

Согласно Уставу ООН главными органами Организации являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат ООН. Все они расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке (за исключением Международного Суда, штаб-квартира которого находится в Гааге (Нидерланды).



        1. Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея ООН – главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций, учреждённый в 1945 году. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:



  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;

  • организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;

  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;

  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;

  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Ни одна из наций не может наложить «вето» на решения Генеральной Ассамблеи.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:



  • Генеральный комитет  выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.

  • Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.

  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими и финансовыми вопросами.

  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.

  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.

  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.

  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2015 года № 651 российскими ведомствами, ответственными за обеспечение участия и взаимодействие Российской Федерации с Генеральной Ассамблеей ООН, назначены МИД России и Минфин России.

1.1.1.2. Совет безопасности ООН

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год.

Пять постоянных членов Совета Безопасности (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:



  • пять — от государств Африки и Азии;

  • один — от государств Восточной Европы;

  • два — от государств Латинской Америки;

  • два — от государств Западной Европы и других государств.

Непостоянными членами СБ ООН в 2015-2016 гг. были Ангола, Венесуэла, Малайзия, Новая Зеландия и Испания, в 2016-2017 гг. – Украина, Япония, Сенегал, Египет, Уругвай.

Совет безопасности является ключевым элементом Организации и обладает следующими функциями и полномочиями:



  • поддержание международного мира и безопасности в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

  • выработка планов для создания системы регулирования вооружений;

  • содействие сторонам конфликтов в урегулировании спорных вопросов мирными средствами;

  • расследование любых споров и любых ситуаций, которые могут привести к международным трениям, и предоставление рекомендаций по методам урегулирования таких споров или условиям их разрешения;

  • определение наличия угрозы миру или акта агрессии и вынесение рекомендаций в отношении необходимых мер;

  • разрешение применения силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности;

  • представление Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей избрание судей Международного суда;

  • вынесение рекомендации Генеральной Ассамблее относительно приема новых членов в Организацию Объединенных Наций.

Принятие решений в Совете Безопасности ООН происходит в следующем порядке:

- каждый член Совета Безопасности имеет один голос;

- решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета;

- решения Совета Безопасности по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета.

Таким образом, для принятия решения необходимо, чтобы в Совете Безопасности было девять голосов «за» и отсутствие голосов «против» сркди пяти постоянных членов.

Правительством Российской Федерации ведомством, ответственным за обеспечение участия и взаимодействие Российской Федерации с Советом Безопасности ООН, определен МИД России.



1.1.1.3. Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС)

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) координирует сотрудничество в экономической и социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

К основным функциям Совета относятся: оценка и контроль за осуществлением общей стратегии, политики и приоритетов, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей ООН в экономической, социальной и смежных областях; обеспечение согласования и последовательного практического осуществления соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях и других форумах в рамках системы ООН. Кроме того, в его мандат входит подготовка исследований и докладов по социально-экономической и правовой проблематике, рекомендаций для Генеральной Ассамблеи ООН, а также координация соответствующей деятельности ООН и специализированных учреждений и институтов.

ЭКОСОС обеспечивает деятельность следующих органов:



Функциональные комиссии ЭКОСОС:

  • Статистическая комиссия

  • Комиссия по народонаселению и развитию

  • Комиссия социального развития

  • Комиссия по положению женщин

  • Комиссия по наркотическим средствам

  • Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию

  • Комиссия по науке и технике в целях развития

  • Форум Организации Объединенных Наций по лесам

Постоянные комитеты ЭКОСОС:

  • Комитет по программе и координации

  • Комитет по неправительственным организациям

  • Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями

Специальные органы ЭКОСОС:

  • Специальная рабочая группа открытого состава по информатике

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

  • Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ

  • Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности

  • Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве:

  • Комитет по политике в области развития

  • Комитет экспертов по государственному управлению

  • Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения

  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

  • Постоянный форум по вопросам коренных народов

Связанные с Советом органы:

  • Международный комитет по контролю над наркотиками

  • Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин

  • Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения

  • Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу

  • Постоянный комитет ООН по вопросам питания

Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:



  • содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;

  • выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

  • содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;

  • создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

Совет уполномочен созывать специальные заседания по чрезвычайным ситуациям гуманитарного характера.

ЭКОСОС проводит исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует практической реализации решений, принимаемых на этих конференциях.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 – Азии, 6 – Восточной Европы, 10 – Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 – государствам Западной Европы и странам остального мира. Россия является неизменным членом ЭКОСОС с момента его создания, обеспечивая переизбрание в его состав каждые три года.

ЭКОСОС проводит на протяжении года основную сессию и в июле- сегмент высокого уровня в составе политического форума по вопросам устойчивого развития, а также раз в два года - Форум высокого уровня по сотрудничеству в целях развития, которые посвящаются конкретным вопросам сотрудничества. ЭКОСОС организует консультации с ведущими учеными, представителями делового мира и членами более чем 3200 зарегистрированных неправительственных организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2015 года № 651 российскими ведомствами, ответственными за обеспечение участия и взаимодействие Российской Федерации с Экономическим и Социальным Советом ООН, назначены МИД России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, Минфин России и Минобрнауки России.

Одним из основных направлений деятельности ЭКОСОС является координация деятельности пяти региональных экономических комиссий: Европейской экономической комиссии (ЕЭК), Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономической комиссии для Африки (ЭКА) и Экономической и социальной комиссии для Западной Азии (ЭСКЗА).


1.1.1.3.1. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН)

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) создана Экономическим и социальным советом ООН в 1947 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В 1951 году ЕЭК приобрела статус постоянного органа ООН. Членами Комиссии являются 56 стран: все европейские государства, закавказские (Азербайджан, Армения, Грузия) и среднеазиатские страны (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также США, Канада, Израиль.



Цели ЕЭК:

  • содействие развитию и укреплению экономических отношений как между государствами-членами, так и между ними и другими странами;

  • координация научно-технического и торгово-экономического сотрудничества в регионе;

  • сотрудничество в таких областях, как наука и техника; экономическое прогнозирование и планирование; торговля; окружающая среда; энергетика; отдельные отрасли промышленности; транспорт; сельское хозяйство; статистика; стандартизация; сертификация;

  • осуществление сбора, анализа и распространения информации и статистических сведений по экономическим и технологическим вопросам.

Странам с переходной экономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь, направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЕЭК ООН. Таким образом эти страны получают возможность в полной мере пользоваться результатами аналитической, статистической и нормотворческой работы ЕЭК ООН.

Кроме того, совместно с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ЕЭК ООН руководит Специальной программой Организации Объединенных Наций для стран Центральной Азии (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничеству семи стран — участниц Программы.

ЕЭК проводит исследования по экономике и технике, а также собирает и распространяет информацию и статистические данные по рассматриваемым вопросам. ЕЭК пользуется правом давать рекомендации правительствам, участвующим в ее работе. По наиболее важным вопросам ЕЭК согласовывает рекомендации с ЭКОСОС.

Особое значение придается ЕЭК как форуму по разработке международно-правовых документов на региональном уровне и мер по их выполнению. Рабочие документы, принимаемые Комиссией и ее органами, имеют различный правовой статус и области применения. Форма документов определяется юридическими соображениями в свете определенных задач, которые должны быть достигнуты. Резолюции и решения, принятые Комиссией, имеют силу полностью согласованной меры. Для координации политики в различных областях деятельности с соответствующими международными и региональными организациями различного уровня принимаются рекомендации. Международные соглашения и конвенции устанавливают требования, обязательные для договаривающихся сторон.

Важным направлением деятельности Комиссии становится содействие интеграционным процессам в регионе ЕЭК. В сотрудничество по линии Комиссии вовлечены свыше 70 интеграционных объединений и неправительственных организаций, включая СНГ, ЕврАзЭС, Евросоюз, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

С нормотворческой практикой в рамках Комиссии тесно связаны проекты технического содействия ЕЭК, направленные на расширение применения международно-правовых инструментов, включая правила, нормы и стандарты, для углубления региональной интеграции и встраивания экономик государств-членов в мировую хозяйственную систему.

ЕЭК сотрудничает с такими учреждениями ООН, как ФАО, ЮНИДО, МВФ, МБРР, а также со многими другими правительственными и неправительственными международными организациями путем организации совместных совещаний, разработки и выполнения отдельных программ работы, подготовки и представления документов, обмена информацией о проделанной и намечаемой работе.

Высшим руководящим органом ЕЭК является сессия Комиссии. Двухгодичные сессии Комиссии проходят в Женеве по нечетным годам.

В межсессионный период руководство деятельностью Комиссии осуществляет Исполнительный комитет, включающий представителей всех стран-членов. Вся практическая деятельность комиссии осуществляется семью отраслевыми Комитетами: по экологической политике; внутреннему транспорту; устойчивой энергетике; торговле; лесоматериалам; жилищному хозяйству и землепользованию; экономическому сотрудничеству и интеграции.

ЕЭК и ее органы обслуживает Секретариат ЕЭК, возглавляемый Исполнительным секретарем. Рабочими языками Комиссии являются английский, французский и русский, ее штаб-квартира находится в Женеве.

Правительство Российской Федерации ведомствами, ответственными за обеспечение участия и взаимодействие Российской Федерации с Европейской экономической ООН, определило МИД России и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Взаимодействие Минэкономразвития России с ЕЭК ООН осуществляется в основном по направлениям упрощения процедур торговли и развития электронных деловых операций, развития делового потенциала, государственно-частного партнерства, повышения конкурентоспособности и инноваций.

Особый интерес для России представляет деятельность ЕЭК ООН по разработке практических механизмов использования государственно-частного партнерства (ГЧП) при осуществлении ресурсоемких инфраструктурных проектов. Кроме того, деятельность российских организаций в сфере ГЧП тесно связана с реализацией по линии ЕЭК ООН проектов технического содействия заинтересованным государствам СНГ. Заместителем Председателя Бюро Комитета по инновациям, конкурентоспособности и частному партнерству избрана М.В. Ярмальчук, заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития России.

Взаимодействие Российской Федерации с ЕЭК ООН в сфере торговли осуществляется посредством участия в деятельности Руководящего комитета по потенциалу и стандартам торговли (РК ПСТ), а также с Центром ООН по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Наиболее актуальными для России сферами и направлениями стандартизации из числа реализуемых на площадке РК ПСТ, являются сельскохозяйственная, карьерная, строительная и дорожная техника, автомобили и тракторы, строительные материалы и изделия, пищевая продукция и сельскохозяйственное сырье, медицинское оборудование, лекарственные средства, продукция химической промышленности.



1.1.1.3.2. Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) – региональный орган, созданный в 1948 году Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС). До 1984 года носил название Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Членами ЭКЛАК являются 33 государств Латинской Америки и Карибского бассейна, а также 11 стран Европы, Азии и Северной Америки, в том числе США, Великобритания, Франция, Нидерланды и Канада. Кроме того, у ЭКЛАК восемь ассоциированных членов. Будучи региональным органом, ЭКЛАК призвана разрабатывать и осуществлять мероприятия, содействующие экономическому развитию государств Латинской Америки и Карибского бассейна, укреплению их взаимного экономического сотрудничества, а также сотрудничества с государствами других континентов. В этих целях ЭКЛАК проводит исследования экономических, социальных и технических проблем, собирает, обобщает и распространяет соответствующую информацию и статистические материалы, оказывает консультативную помощь и дает рекомендации государствам — членам Организации по всем вопросам, входящим в её компетенцию.

ЭКЛАК сотрудничает с национальными, региональными и международными организациями по таким вопросам, как развитие сельского хозяйства; экономическое и социальное планирование; промышленное, технологическое развитие, а также развитие предпринимательства; международная торговля, региональная интеграция и сотрудничество; инвестиции и финансирование; социальное развитие и равенство; интеграция женщин в процессы развития; природные ресурсы и инфраструктура; охрана окружающей среды и населенные пункты; статистика; административное управление; демография и политика в области народонаселения.

  В рамках ЭКЛАК функционируют вспомогательные органы: Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по торговле, Межправительственный комитет по оценке положения региона в рамках международного развития. Под эгидой ЭКЛАК действуют Латиноамериканский институт экономического и социального планирования и Латиноамериканский демографический центр.

Высший орган ЭКЛАК — пленарная сессия (созывается 1 раз в 2 года); в период между сессиями периодически созывается Комитет по рассмотрению итогов деятельности ЭКЛАК и подготовке соответствующего отчёта для Экономического и социального совета ООН. Постоянный исполнительный орган — Секретариат с местонахождением в Сантьяго (Чили), который имеет региональные отделения в Мехико, Вашингтоне, Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, Боготе и Порт-оф-Спейне.



Основными функциями Секретариата ЭКЛАК являются:

  • подготовка проектов документов для Комиссии и ее вспомогательных органов;

  • содействие экономическому и социальному развитию на основе регионального и субрегионального сотрудничества и интеграции;

  • сбор, систематизация, обработка и распространение информации и данных об экономическом и социальном развитии региона;

  • предоставление консультативных услуг правительствам стран-членов;

  • планирование, разработка и осуществление программ технического содействия;

  • разработка и содействие осуществлению мероприятий и проектов в области сотрудничества в целях развития на региональном и субрегиональном уровнях;

  • организация конференций и совещания межправительственных структур и групп экспертов; финансирование учебных семинаров и симпозиумов.

Рабочие языки Комиссии – английский и испанский, ее штаб-квартира находится в Сантьяго (Чили), а субрегиональные штаб-квартиры — в Мехико по Центральной Америке и в Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго) по Карибскому бассейну. Кроме того, у нее есть страновые отделения в городах Бразилиа, Буэнос-Айрес, Монтевидео и Богота, а также Отделение по связям в Вашингтоне.

1.1.1.3.3. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) - до 1974 года Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) – создана решением Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) 28 марта 1947 года.

ЭСКАТО – организация многостороннего сотрудничества в АТР, призванная содействовать социально-экономическому развитию стран Азии и Тихого океана, субрегиональному, региональному и межрегиональному сотрудничеству. ЭСКАТО – крупнейшая из региональных комиссий ООН (в регионе проживает 3,8 млрд. человек – около 60% населения планеты).

Членами ЭСКАТО являются 53 страны (включая Россию и семь стран СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Четыре государства – Великобритания, Нидерланды, США и Франция – являются “нерегиональными членами”. Девять стран и территорий АТР, не достигших уровня политической самостоятельности, входят в состав Комиссии в качестве ассоциированных членов с правом совещательного голоса.



Основные сферы деятельности ЭСКАТО:

  • макроэкономическая политика и развитие;

  • торговля и инвестиции;

  • транспорт;

  • социальное развитие;

  • охрана окружающей среды и устойчивое развитие;

  • информационные технологии и снижение рисков стихийных бедствий;

  • статистика;

  • субрегиональная деятельность в целях развития.

В рамках Комиссии действуют восемь профильных Комитетов: по макроэкономической политике, борьбе с нищетой и всестороннему развитию; по торговле и инвестициям; по транспорту; по окружающей среде и развитию; по информационным и коммуникационным технологиям; по уменьшению опасности стихийных бедствий; по социальному развитию и по статистике.

При штаб-квартире ЭСКАТО в Бангкоке работает Консультативный комитет постоянных представителей (ККПП), который совместно с Секретариатом ЭСКАТО осуществляет оперативную проработку основных текущих проблем Комиссии и выносит рекомендации по организационным и программным вопросам.

Под эгидой ЭСКАТО функционируют и ей подотчетны: Центр по оперативной деятельности в тихоокеанском регионе (Порт Вила, Вануату), Азиатско-тихоокеанский центр по передаче технологий (Нью-Дели, Индия), Центр по сокращению масштабов нищеты путем развития производства вспомогательных культур в АТР (Богор, Индонезия), Статистический институт для Азии и Тихого океана (Тиба, Япония); Центр устойчивого сельскохозяйственного машиностроения (Пекин, КНР); Азиатско-Тихоокеанский центр ИКТ в целях развития (Сеул, Р.Корея).

Важная роль в определении приоритетных направлений деятельности ЭСКАТО принадлежит периодически проводимым конференциям и совещаниям на уровне министров. В центре внимания таких встреч – проблемы окружающей среды и развития; вопросы социального обеспечения и социального развития; транспорт и связь; промышленность и технологии; развитие инфраструктуры; туризм; проблемы народонаселения; урбанизация; участие женщин в процессе развития.

Большое внимание уделяется ЭСКАТО вопросам субрегионального сотрудничества, в частности:


  • в 1976 году подписано Бангкокское соглашение о либерализации внутрирегиональной торговли между семью его участниками – Бангладеш, Китаем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Папуа-Новой Гвинеей, Шри-Ланкой;

  • совместно с Республикой Корея создан совместный фонд сотрудничества для финансирования проектов в области развития;

  • в 1957 году Камбоджей, Лаосом, Таиландом и Вьетнамом образован Комитет по Меконгу – межправительственный орган для совместной работы по содействию, координации, надзору и контролю за планированием, проведением исследований и осуществлением проектов освоения водных ресурсов бассейна нижнего Меконга;

  • совместно с ЕЭК ООН разработана Специальная программа для стран Центральной Азии (СПЕКА) – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Эта Программа призвана обеспечить более высокую нацеленность и взаимодополняемость технической помощи, оказываемой региональными комиссиями ООН упомянутым странам, являющимся членами обеих комиссий. Россия заявила о своей готовности участвовать в СПЕКА в качестве государства поддержки.

Бюджетные ассигнования ЭСКАТО составляют порядка 100 млн.долл.США в год. Кроме того, ЭСКАТО получает внебюджетные средства от государств-доноров, ПРООН, ЮНФПА, ВТО, Азиатского банка развития, других учреждений ООН и межправительственных организаций. В числе основных доноров ЭСКАТО, финансирующих ее целевые проекты – Р.Корея, Россия, Китай, Япония, Индия.

Россия стала «региональным» членом ЭСКАТО в апреле 1995 года. До последнего времени российское финансовое участие в ЭСКАТО было ограничено взносами в регулярный бюджет ООН. С декабря 2009 года начался новый этап взаимодействия России с Комиссией – Российская Федерация стала одним из ключевых доноров Комиссии (российский добровольный взнос в ЭСКАТО составляет 1,2 млн.долл. ежегодно). Это позволило расширить сотрудничество России с Комиссией на приоритетных направлениях.

На российские донорские средства за 2009-2010 гг. были осуществлены 13 проектов технического содействия в области транспорта, энергетики, экологии, статистики, уменьшения опасности стихийных бедствий (УОБ), социального развития. Начата реализация 10-ти новых проектов. Среди наиболее значимых проектов – организация Азиатско-Тихоокеанского Энергетического форума (Владивосток, май 2013 года), утверждение пятилетней «дорожной карты» сотрудничества в сфере энергетики, учреждение форума министров транспорта стран АТР, разработка межправительственного соглашения по «сухим портам».

Для России сотрудничество с ЭСКАТО – одна из важных составляющих внешнеполитической и внешнеэкономической линии на Азиатско-Тихоокеанском направлении. Акцент при этом делается на укрепление позиций России в АТР, расширение российского участия в процессах экономического взаимодействия в регионе, использование возможностей ЭСКАТО для содействия экономическому развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, их интеграции в мировое хозяйство и выстраивания торгово-экономических связей с ведущими финансовыми центрами АТР.

Созданная в 1992 году Межведомственная комиссия по участию РФ в ЭСКАТО обеспечивает координацию участия Российской Федерации в деятельности ЭСКАТО и содействует повышению его эффективности.

Высшим органом ЭСКАТО является ежегодно созываемая сессия. Основное внимание на ежегодных сессиях уделяется проблематике регионального экономического сотрудничества, развития транспорта и инфраструктуры, смягчению проблем нищеты путем экономического роста и социального развития, а также вопросам защиты окружающей среды и достижению устойчивого развития в регионе.

Секретариат Комиссии состоит из семи отделов по торговле и промышленности; окружающей среде и устойчивому освоению природных ресурсов; социального развития; народонаселения и развития сельских районов и городов; транспорта, связи, туризма и развития инфраструктуры; статистики; исследований и анализа политики в области развития; и трех обслуживающих подразделений: административного; управлениями программам; информационного обеспечения.

Рабочий язык Комиссии – английский, ее штаб-квартира расположена в Бангкоке (Таиланд). Учреждены также четыре субрегиональных представительства: для Восточной и Северно-Восточной Азии в Инчхоне (Р.Корея), для Северной и Центральной Азии в Алма-Ате, для Южной и Юго-Западной Азии в Нью-Дели, для Тихоокеанских стран на Фиджи.



1.1.1.3.4. Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА)

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была учреждена в 1958 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) как одна из пяти региональных комиссий ООН. Мандат ЭКА состоит в том, чтобы содействовать экономическому и социальному развитию ее государств-членов, способствовать внутрирегиональной интеграции, и содействовать расширению международного сотрудничества в интересах развития Африки.

Комиссия объединяет 54 государства-члена из пяти субрегионов: Северной Африки, Западной Африки, Центральной Африки, Восточной Африки и Южной Африки.

Целями ЭКА определены:


  • содействие экономическому и социальному развитию в Африке, осуществлению скоординированных и согласованных действий, направленных на экономическое развитие, включая социальные аспекты такого развития;

  • поддержание и укрепление экономических отношений стран и территорий Африки как между собой, так и с другими странами мира;

  • проведение исследований по экономическим и технологическим проблемам и предоставление информации, консультационных услуг, а также организация профессиональной подготовки кадров;

  • оказание помощи в разработке и формулировании согласованной политики стран-членов как основы для практических мероприятий, способствующих экономическому и техническому развитию региона.

Приоритетными направлениями деятельности ЭКА являются:

  • макроэкономическая политика;

  • региональная интеграция и торговля;

  • социально-экономическое развитие;

  • природные ресурсы;

  • инновационно-технологическое развитие;

  • гендерная политика;

  • изменение климата.

Кроме того, ЭКА оказывает консультативные услуги африканским правительствам, международным учреждениям и организациям. Она разрабатывает программы и проекты помощи развитию и оказывает содействие в их практической реализации. Приоритетными темами таких консультативных услуг являются:

  • содействие индустриальному развитию в Африке;

  • разработка и претворение в жизнь макроэкономической политики;

  • планирование развития;

  • помощь в проведении переговоров по заключению контрактов на разработку природных ископаемых;

  • использование природных ресурсов для целей преобразования Африки.

Уникальность ЭКА заключается в том, что она является единственным учреждением ООН, которое имеет мандат на осуществление своей деятельности как на региональном, так и на субрегиональном уровне с целью мобилизации ресурсов и их использования для решения первоочередных задач Африканского континента

На региональном уровне основное внимание сосредоточено на двух областях. Во-первых, ЭКА стремится играть существенную роль в мониторинге и отчетности относительно прогресса континента в части выполнения глобальных и континентальных обязательств, поддерживая, тем самым, прогресс в области взаимной отчетности. Во-вторых, ЭКА стремится вносить свой вклад в пропагандистскую деятельность и достижения консенсуса, включая выработку общих позиций с тем, чтобы еще больше укрепить положение континента на глобальных форумах.

Что касается субрегиональной деятельности, то особое внимание уделяется консультативным услугам и технической помощи, призванным содействовать развитию региональной интеграции.

Основные сферы деятельности ЭКА:


  • практическое осуществление программ и политики в области промышленности, финансов, торговли, природных ресурсов, транспорта и связи, туризма;

  • реализация в сотрудничестве с ФАО программ в области сельского хозяйства;

  • оказание содействия в реализации политики и программ в области социальных исследований; планирования; развития населенных пунктов; государственного управления; людских ресурсов; социального развития и повышения жизненного уровня в странах-членах; статистики; народонаселения; администрации и обслуживания конференций;

  • сотрудничество с региональными и международными организациями; оказание финансовой помощи ряду региональных и субрегиональных организаций;

  • создание многонациональных центров по планированию и оперативному управлению, действующих в качестве региональных бюро по реализации региональных программ развития. Такие центры располагаются в разных странах и отвечают за пять субрегионов: в Камеруне – за Центральную Африку; в Руанде – за экономическое сообщество государств Великих озер (Бурунди, Руанда, Заир); в Мозамбике – за Восточную и Южную Африку; в Нигере – за Западную Африку; в Марокко – за Северную Африку.

Высший орган ЭКА — пленарная сессия, созываемая раз в 2 года; в период между сессиями функционируют Технический комитет экспертов (созывается ежегодно) и Исполнительный комитет (собирается 2 раза в год). Исполнительный орган ЭКА — Секретариат (находится в Аддис-Абебе). Имеются 4 субрегиональных отделения ЭКА: для Северной Африки — в Танжере (Марокко), Западной Африки — в Ниамее (Нигер), Восточной Африки — в Лусаке (Замбия), Центральной Африки — в Киншасе (Заир). Группа по координации их деятельности находится в штаб-квартире ЭКА в Аддис-Абебе и обеспечивает надзор, руководство, контроль и связь с субрегиональными представительствами.



Секретариат ЭКА:

  • выявляет важнейшие проблемы социально-экономического развития и привлекает к ним внимание в целях поддержки программных мер и стратегий в интересах развития стран Африки;

  • поддерживает программные меры и практические действия по осуществлению различных региональных стратегий и инициатив, включая мобилизацию международного сообщества на поддержку предпринимаемых усилий;

  • изучает и анализирует социально-экономическое положение стран региона;

  • выполняет роль форума для выработки единой позиции по вопросам региональной и международной социально-экономической политики;

  • поощряет региональное сотрудничество и интеграцию, включая разработку соглашений или конвенций по вопросам транснационального характера;

  • оказывает техническую консультационную помощь африканским правительствам, межправительственным организациям и учреждениям;

  • разрабатывает и содействует реализации программ и проектов помощи в целях развития в интересах государств-членов и их межправительственных организаций и учреждений.

Секретариат ЭКА возглавляет Исполнительный секретарь в ранге заместителя Генерального секретаря ООН. Исполнительный секретарь отвечает за всю деятельность Экономической Комиссии для Африки и управление ею, консультирует Генерального Секретаря по вопросам, касающимся социально-экономического развития в Африке.

1.1.1.3.5. Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА)

Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1973 году на основании резолюции Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) как преемник Экономического и Социального Бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте (ЮНЕСОБ). В 1985 году Комиссия была переименована в Экономическую и социальную комиссию для Западной Азии (ЭСКЗА). Деятельность ЭСКЗА имеет региональный характер. Ее членами являются 17 арабских государств: Бахрейн, Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Тунис.



Деятельность ЭСКЗА финансируется из бюджета ООН и за счет взносов государств-членов.

Цели ЭСКЗА:

  • содействие развитию и углублению экономического сотрудничества и интеграции стран Западной Азии;

  • поддержание и укрепление экономических отношений стран региона как между собой, так и с другими странами мира;

  • проведение исследований по экономическим и социальным вопросам и оказание экспертной и консультационной помощи странам-членам.

Основные направления деятельности ЭСКЗА:

  • содействие осуществлению программ развития и сотрудничества в следующих областях экономики: сельское хозяйство и продовольствие; охрана окружающей среды; промышленное развитие; международная торговля; развитие природных ресурсов; наука и техника; транспорт и связь;

  • содействие решению программ экономического и социального развития: проблем и политики развития, регионального развития и глобальных изменений; населенных пунктов; демографии; государственного управления; социального обеспечения; качества жизни; статистики;

  • осуществление мероприятий по созданию благоприятных условий для согласованных действий в области экономического развития стран-членов;

  • сбор, оценка и распространение экономической, технической и статистической информации;

  • сотрудничество и взаимодействие с соответствующими национальными, региональными и международными органами и организациями; содействие ЭКОСОС в выполнении его функций в связи с решением экономических проблем, включая оказание технической помощи.

Высший орган ЭСКЗА – ежегодные сессии. Работу Комиссии в промежутки между сессиями обеспечивает Секретариат во главе с Исполнительным секретарем, который является высшим административным должностным лицом Комиссии.

Секретариат ЭСКЗА:

  • содействует экономическому и социальному развитию на основе регионального и субрегионального сотрудничества и интеграции;

  • играет роль основного форума по вопросам экономического и социального развития в системе Организации Объединенных Наций для региона ЭСКЗА;

  • поддерживает разработку ее государствами-членами норм и стандартов, способствующих расширению их экономических связей и интеграции в регионе и в мировую экономику;

  • проводит научные и аналитические исследования и поощряет политические меры, нацеленные на экономическое и социальное развитие государств-членов;

  • собирает и распространяет информацию и данные, относящиеся к экономическому и социальному развитию региона;

  • организует конференции, межправительственные совещания и совещания групп экспертов и выступает в качестве спонсора учебных практикумов, симпозиумов и семинаров;

  • подготавливает мероприятия и проекты по оказанию помощи в целях развития, согласующиеся с потребностями и приоритетами региона, и выступает в качестве учреждения-исполнителя соответствующих оперативных проектов и предоставляет правительствам, межправительственным организациям и неправительственным организациям технические консультативные услуги и консультации по конкретным проектам;

  • координирует деятельность ЭСКЗА с деятельностью основных департаментов/управлений Организации Объединенных Наций в Центральных учреждениях, а также с деятельностью специализированных учреждений и межправительственных организаций, таких, как Лига арабских государств, Совет сотрудничества стран Персидского Залива и Организация Исламская конференция, в целях обеспечения максимальной взаимодополняемости и кумулятивного эффекта.

В состав Секретариата входят: Координационно – статистическая группа, Отделы: по вопросам глобализации и региональной интеграции; информационно-коммуникационных технологий; по вопросам устойчивого развития и производительности; экономического анализа; по вопросам социального развития; по планированию программ и техническому сотрудничеству; административного обслуживании, Секция конференционного обслуживания.

Рабочие языки Комиссии – арабский и английский, ее штаб-квартира находится в Бейруте (Ливан).



1.1.1.4. Совет по Опеке

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова Палау, находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством — членом Организации Объединенных Наций.

Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем, чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.

1.1.1.5. Международный суд

Международный судглавный судебный орган ООН. Он осуществляет судебную и консультативную функции и функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Суд начал работу в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.

Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Судьи избираются на девять лет, с правом переизбрания.

Стороной дела Международного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Рабочие языки Международного суда – английский и французский, его штаб-квартира находится в Гааге (Нидерланды).



1.1.1.6. Секретариат ООН

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Секретариат выполняет разнообразные функции  — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.



В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС);

  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)

  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)

  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)

  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)

  • Управление операций ООН (УО)

  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)

  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)

  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)

  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)

  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)

  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Его назначение требует одобрения всех пяти постоянных членов и большинства в две трети членов Генеральной Ассамблеи. 5 октября 2016 года новым, девятым Генеральным секретарем ООН избран бывший Премьер-министр Португалии Антониу Гутерреш, который начинает исполнять свои обязанности с 1 января 2017 года.

1.1.2.Программы ООН, Фонды и другие органы

В структуре ООН есть целый ряд управлений, программ и фондов, которые занимаются улучшением социального и экономического положения населения во всех регионах мира. Они подотчетны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету. Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты.


1.1.2.1.Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.



Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;

  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;

  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;

  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД:

  • разработка концепций и принципов развития мировой торговли товарами;

  • торговля услугами и поиск путей повышения эффективности участия в ней развивающихся стран;

  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;

  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;

  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

  • конкуренция и ограничительная деловая практика. Разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;

  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;

  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органом ЮНКТАД является Конференция, которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию, который проводит регулярные заседания два раза в год. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют три постоянных комиссии - по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по предпринимательству, содействию бизнесу и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

Секретариат ЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений), а также девять отделов; сырьевых товаров; международной торговли; сферы услуг и эффективности торговли; экономического сотрудничества между развивающимися странами и специальные программы; глобальной взаимозависимости; транснациональных корпораций и инвестиций; науки и техники; наименее развитых стран; услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

Текущая деятельность ЮНКТАД осуществляется в основном в рамках совещаний экспертов и рабочих групп по отдельным темам, которые подчинены одной из трех комиссий:

- Комиссии по торговле и развитию;

- Комиссия по инвестициям, предпринимательству и развитию;

- Комиссия по науке и технике в целях развития.


Среди совещаний экспертов и рабочих групп наиболее активно Российская Федерация участвует в:

- Межправительственной рабочей группе экспертов по конкурентному праву и политике (участие обеспечивает ФАС России). ФАС России рассматривает ЮНКТАД как возможную площадку для принятия международных соглашений в сфере борьбы с нарушениями конкурентного законодательства, в том числе с картелями;

- Конференции ООН по рассмотрению всех аспектов Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (участие обеспечивает Роспотребнадзор). При активном участии Роспотребнадзора в 2015 году осуществлен пересмотр Руководящих принципов ООН для защиты прав потребителей, а также учреждена Межправительственная группа экспертов по защите прав потребителей;

- Межправительственной рабочей группе экспертов по международным стандартам учета и отчетности (участие обеспечивает Минфин России).

Рабочие языки Комиссии – английский, французский, испанский, ее штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Правительством Российской Федерации ведомствами, ответственными за обеспечение участия и взаимодействие Российской Федерации с Конференцией ООН по торговле и развитию, определены Минэкономразвития России, МИД России, ФАС России, Минтранс России и Минфин России.



1.1.2.2. Программа развития ООН (ПРООН)

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) является глобальной сетью ООН в области развития. Она выступает в поддержку преобразований и предоставляет доступ к источникам знаний, практическому опыту и ресурсам в целях содействия улучшению жизни населения. ПРООН работает в 166 странах и 11 территориях, взаимодействуя с ними в выработке их собственных решений по проблемам глобального и национального развития.

ПРООН была создана в 1965 году в результате слияния Специального фонда ООН, учрежденного в 1958 году, и Расширенной программы технической помощи, основанной в 1949 году. Финансовые средства ПРООН образуются из добровольных взносов участников организации, которыми могут быть страны-члены или наблюдатели ООН, и других крупных международных организаций. В настоящее время таких стран более 200.

ПРООН является сегодня одной из самых значимых международных орга­низаций. Она содействует развитию процессов реализации жизненно важных проблем по обеспечению достижения инте­ресов всех слоев населения различных государств, наделению их более широкими правами в области создания рабочих мест, улучшения положения женщин, преодоления нищеты в мире, решения природоохранных аспектов с учетом воздействия эко­логических факторов.

Основной целью ПРООН как важнейшего финансирующего органа ООН является создание необходимых условий функ­ционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и раз­вития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

ПРООН в своей работе руководствуется следующими принципами:

универсальность деятельности — формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взно­сов большинства стран мира, принятие Исполнительным Советом важнейших коллегиальных решений в области финансиро­вания приоритетных программ развития государств — членов ООН;

глобальность деятельности — ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в 177 странах и региональных объединениях мира, что позволяет осуществлять успешное со­трудничество в целях развития с правительствами многих стран, юридическими и физическими лицами, в интересах ко­торых реализуется эта деятельность. Представители — резиден­ты ПРООН возглавляют ее отделения в странах мира и являются основными координаторами оперативной деятельности ООН, свя­вива с управлением специальными целевыми фондами, ко­ординацией усилий по оказанию помощи странам в стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;

адаптация мировых достижений — содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономи­ческого потенциала, накопленного в странах мира, в том числе в международных и региональных научных и исследовательских учреждениях и неправительственных организациях, усиление продвижения межгосударственных и национальных программ развития стран;

мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности — оказание финансовой поддержки кон­кретным перспективным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств в размере 9 млрд.долл.США и предоставления значительных ресурсов в распоряжение спе­циализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.

Важнейшие функциональные аспекты работы ПРООН вклю­чают финансирование следующих приоритетных направлений, в процессе реализации которых в странах достигается сущест­венный социальный, экономический и технико-технологичес­кий результат в реальном масштабе времени:

• развитие потенциальных областей деятельности стран, направленной на координацию процессов экономической взаи­мопомощи государств, совершенствование рыночных реформ, углубление демократизации, расширение сотрудничества с об­щественными организациями;

• содействие странам в развитии первоочередных сфер деятельности в интересах их устойчивого формирования, во взаимоувязке всеобщих глобальных проблем, их ресурсных возможностей с национальными приоритетами деятельности и определении реальных путей достижения поставленных целей;

• оказание помощи правительствам стран в осуществлении целевых программ, отражающих стратегию национального раз­вития;

• участие в привлечении дополнительных финансовых средств, содействие их мобилизации из различных источников, включая Всемирный банк и другие специализированные кре­дитные организации, для создания специальных фондов разви­тия стран;

• обеспечение развития научно-технического сотрудниче­ства между странами путем совершенствования их совместной деятельности и адаптации их возможностей и потребностей в интересах взаимной выгоды, расширения доступа к современ­ным научным знаниям и передовым технологиям;

• содействие потенциальным возможностям стран в разви­тии гражданских и общественных отношений, укреплении пра­вовых основ неправительственных и общественных организа­ций в целях их активного участия в решении государственных проблем;

• участие в непосредственном продвижении приоритетных проектов стран по достижению реальных политических ценно­стей, связанных с использованием новаторских видов деятель­ности;

• создание необходимых условий для развития партнерских отношений между региональными экономическими блоками и объединениями, формирования международных соглашений по глобальным проблемам мирового развития;

• поддержка развития мирных процессов на региональных и национальных уровнях, предотвращения конфликтов, совер­шенствования основ мирового сообщества.

В настоящее время ПРООН оказывает непосредственную помощь в решении первоочередных проблем в области разви­тия человека и его реальных потребностей. Она осуществ­ляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения. Организационная деятельность ПРООН характери­зуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.

ПРООН участвует в управлении Фондом капитального развития ООН (ФКРООН); Глобальным экологическим фондом (ГЭФ), Программой добровольцев ООН (ДООН), Фондом Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница