«Сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в США и Японии»



страница1/3
Дата16.06.2018
Размер1,47 Mb.
  1   2   3
Приложение

к Положению

о выпускной квалификационной

работе бакалавров и специалистов

в НИУ ВШЭ
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет мировой экономики и мировой политики
Кафедра международного бизнеса

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему «Сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в США и Японии».

Студент группы № 461

Лян Елена Николаевна

Руководитель ВКР

доцент кафедры международного бизнеса

Долгова Мария Владимировна

Москва, 2013



Оглавление

Введение 2

1.Специфика развития малого бизнеса в США и Японии 5

1.1.Понятие малого бизнеса и его роль в мировой экономике 5

1.2.Развитие малого бизнеса в США 7

1.3.Развитие малого бизнеса в Японии. 17

2.Инновационное финансирование малого предпринимательства в США и Японии. 23

2.1.Сравнительный анализ инновационных способов финансирования малого бизнеса в США и Японии. 23

2.1.1.Венчурное финансирование 24

2.1.2.Секьюритизация лизинговых активов 32

2.1.3.Народное финансирование 40

2.2.Статистический анализ 20 штатов США, а также 8 регионов Японии и отдельно Токио по объему венчурного капитала 41

3.Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. 52

3.1.Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в США и Японии. 52

3.2.Применение опыта США и Японии для развития малого бизнеса в России 57

Заключение 61

Список литературы 64

Введение

Одной из самых важных составляющих развитой рыночной системы является малый бизнес, являющийся наиболее гибкой, динамичной и массовой формой организации предприятий. Рыночное хозяйство может быть эффективным лишь в том случае, если на рынках товаров и услуг существует равновесие между монополиями и малыми предприятиями, которые вносят больший вклад в обеспечение сохранения рынка.

Малый бизнес вносит огромный вклад в развитие мировой экономики. Практически все предприятия являются малыми или были изначально созданы в рамках малого бизнеса. Они способствуют развитию общества, предлагая клиентам именно ту продукцию, что им необходима.

В США и Японии малый бизнес играет очень важную роль. Так, в обеих странах более 99% от общего количества предприятий приходится на малый бизнес. В США и Японии именно малые предприятия производят почти половину объема выпуска продукции, а также создают более 75% новых рабочих мест. Таким образом, малое предпринимательство в данных странах представляет собой основу рыночной инфраструктуры1.

Объектом ВКР является сектор малого бизнеса в США и Японии. Предметом исследования служит сравнительный анализ условий ведения малого бизнеса в двух странах в современных условиях.

Целью работы является многосторонний анализ малого предпринимательства в США и Японии, включающий законодательно-правовые условия его ведения, а также финансирование, государственную поддержку, проблемы и перспективы развития.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:


  • Раскрыть сущность понятия «малый бизнес» и рассмотреть его характерные черты;

  • Проследить историю развития малого бизнеса в Японии и США, а также исследовать специфику государственной поддержки малого предпринимательства в данных странах, налоговую систему, источники финансирования бизнеса, законодательно-правовую базу осуществления предпринимательской деятельности, а также рынок труда;

  • Рассмотреть методы инновационного финансирования малого бизнеса, их специфику, преимущества, а также опыт их применения в США и Японии;

  • Провести статистический анализ 20 штатов США и 8 регионов Японии по объему венчурного капитала и выявить существующих лидеров, а также средний объем венчурных инвестиций в данных выборках и другие статистические показатели;

  • Проанализировать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в США и Японии, а также предложить комплекс мер по созданию действительно эффективной систем государственной поддержки малого бизнеса в России на основании американского и японского опыта.

Актуальность данной темы ВКР обусловлена тем, что одной из наиболее важных проблем формирования рыночных отношений для России является создание благоприятных условий для создания малых и средних предприятий. Однако в данный момент в российский малый бизнес находится в кризисе. Именно поэтому необходимо изучить опыт малого предпринимательства в развитых странах и попытаться перенять наиболее успешные и эффективные методы, способы государственной поддержки развития малого бизнеса в стране.

При написании данной работы были использованы различные источники, включающие авторские диссертации, учебники, научные работы, статистические данные. Однако, ввиду того, что информация по данной теме постоянно меняется, целесообразнее использовать больше различные электронные ресурсы с систематически обновляемыми данными.












  1. Специфика развития малого бизнеса в США и Японии

    1. Понятие малого бизнеса и его роль в мировой экономике

Малый бизнес играет важную роль в любом обществе. С того момента, как малое предприятие основано, оно становится средством, с помощью которого индивидуальные предприниматели тестируют свои бизнес- идеи на рынке. Именно такие предприятия, которым удается «выжить» в течение определенного времени, обеспечивают экономическую стабильность своим владельцам и их семьям. А те малые компании, что создают новые рабочие места, создают еще большую экономическую стабильность. Однако способность обеспечивать стабильный источник дохода для предпринимателей не является единственным преимуществом малого бизнеса.

Во-первых, благодаря малому предпринимательству у потребителей увеличивается количество различных вариантов, где они могут приобрести розничную продукцию. Так, согласно Кэтрин Ремпелл, автору экономических статей на известном интернет-портале Economist, в сравнении с Европой розничный рынок США имеет меньше ограничений на рост, что позволяет розничным предпринимателям расширяться вплоть до национальных или даже международных масштабов операций. Таким образом, американские потребители могут покупать любые виды товаров как у маленьких местных фирм, так и в региональных сетях и крупных компаниях подобно Волмарт (Wal-Mart.)

Во-вторых, малые предприятия могут быть более продуктивными, чем крупный бизнес. По отчетам Совета по технологическому развитию малого бизнеса США малый бизнес трудоустраивает примерно 32% ученых и инженеров, в то время как крупные компании трудоустраивают только 27%2. И именно эти специалисты в области малого бизнеса создают больше патентов, чем их коллеги в крупном бизнесе.

В-третьих, малый бизнес связан с инновационной деятельностью. Джозеф Шумпетер, известный аналитик и сторонник капитализма, утверждал, что признаком капитализма являются инновации: «Замена старых продуктов, старых компаний и старых организационных форм новыми». Он называл данный процесс «креативным разрушением»3. Таким образом, при капитализме выживают только тот, кто постоянно генерирует инновационные идеи и создает новые продукты и процессы на замену старым.

Малый бизнес считается более инновационным, чем крупные компании по нескольким причинам:



  • Меньшее влияние бюрократии

  • Более высокая конкуренция на рынках

  • Большее влияние стимулов (к примру, самореализация)

Действительно, малые предприятия являются важными инноваторами в современной экономике, а также технологическими лидерами во многих индустриях.

Вдобавок ко всему, малый бизнес создает новые рабочие места. Так, согласно Администрации малого бизнеса США, с 2005 по 2008 год малым предпринимательством было создано около 2,5 млн. новых рабочих мест4.

Опыт развитых стран показывает, что развитие малого бизнеса непосредственно влияет на экономический рост стран. Ведь именно в нем генерируется и содержится основная доля национальных ресурсов, являющихся необходимыми составляющими экономического развития любой страны. Поэтому развитие малого предпринимательства должно быть одной из стратегических целей экономической политики развивающихся стран и стран с переходной экономикой, которые стремятся перейти в ряды социально-ориентированных рыночных экономик.

    1. Развитие малого бизнеса в США

В США каждая серьезная компания изначально была создана как предприятие малого бизнеса. Достаточно вспомнить компании Майкрософт (Microsoft) и Эппл (Apple), в которых в первые годы после создания работало не более трех сотрудников. Помимо Майкрософт и Эппл малыми предприятиями, сумевшими быстро превратиться в главных игроков в национальном и международном бизнесе, являются: американская грузовая авиакомпания ФедЭкс Экспресс (FedEx Express), всемирно известный производитель спортивной одежды и обуви Найк (Nike) и др.

Согласно определению Администрации малого бизнеса в США компания относится к малому бизнесу, если в ней работает менее 500 сотрудников5. На первый взгляд может показаться, что в американском бизнесе доминируют крупные корпорации. Однако на самом деле на сегодняшний день в США создано около 27 млн. компаний малого бизнеса, а соотношение количества малых предприятий и крупных корпораций: 1162 к 16.

Малое предпринимательство представлено во многих сферах, таких как: производство, торговля, финансы, социальные услуги, инновации. К тому же существенный вклад малые предприятия вносят в развитие науки в стране: основные открытия и изобретения в США были осуществлены в рамках малого бизнеса. Так, именно малыми предприятиями были заложены основы развития производства авиатранспорта, персональных компьютеров, электробытовых приборов и др.

Малый бизнес трудоустраивает около 57% всей рабочей силы в стране и создает более половины объема несельскохозяйственного частного ВВП. Обычно 60-80% новых рабочих мест создаются малым бизнесом, и это число каждый год колеблется, так как некоторые малые предприятия «вырастают» и становятся крупными компаниями и в то же время создаются новые фирмы малого бизнеса. Например, с 1999 по 2000 гг. малым бизнесом было создано около 75% всех новых рабочих мест7.

Ежегодно в США создается около 600 тысяч предприятий малого бизнеса и расформировывается около 500 тысяч. Несмотря на это, стремление предпринимателей создать успешный бизнес не угасает, так как американцев отличает особенный дух предпринимательства. Поэтому предприниматели, один раз потерпевшие неудачу в бизнесе, не теряют энтузиазма, быстро перестраиваются, и открывают новый бизнес. Возможно, именно данная психологическая особенность американцев является одной из основных причин «живучести» всего американского бизнеса.

Особое значение для развития малого бизнеса в США имеет государственная поддержка. Основы принципа государственной помощи малому предпринимательству были заложены еще во времена Великой Депрессии, после которой стали субсидироваться малые и средние предприятия, которые пострадали в результате войны. Дело в том, что в те времена именно малый бизнес создавала основные рабочие места в стране. Так, существуют некоторые федеральные программы поддержки малого бизнеса, которые были созданы еще в 1932 году8.

Законодательную основу малого предпринимательства составляет Закон о малом бизнесе, принятый в 1953 году, который определил абсолютную приоритетную значимость государственных интересов в помощи и поддержке малого бизнеса.

В том же году Конгрессом США была создана Администрация малого бизнеса (АМБ - Small Business Administration) в США, миссия которой заключается в отстаивании и защите интересов малого бизнеса на правительственном уровне. Данная организация оказывает консультационную, финансовую поддержку, а также помогает малым предприятиям получать государственные заказы и заключать контракты с крупными компаниями. Основными задачами АМБ являются: содействие в получении кредита, субсидирование и кредитования малого и среднего предпринимательства за счет собственных средств, оказание технической и информационной помощи бизнесу, сохранение и развитие конкурентной среды.

АМБ гарантирует займы в размере 14 млрд. долл. для малых предприятий, причем обычно деньги направляются на формирование рабочего капитала, покупку зданий, оборудования и др. Еще 2 млрд. долл. АМБ инвестирует в малый бизнес в форме венчурного капитала9. Данный орган ведет достаточно агрессивную политику с целью нахождения рыночных возможностей для малых предприятий, которые обладают экспортным потенциалом. Работая с различными государственными ведомствами и университетами, АМБ регулирует работу около 900 центров развития малого бизнеса, которые предоставляют техническую и управленческую помощь.

Администрация малого бизнеса стремится поддержать программы по поддержке малых предприятий, находящихся под управлением национальных меньшинств, особенно африканцев, азиатов и латиноамериканцев. Основу данных программ составляет Закон о равных возможностях и Закон об общественных работах и экономическом развитии. Так, к 2007 году более 3 млн. предприятий малого бизнеса принадлежали представителям национальных меньшинств. Вдобавок, АМБ спонсирует программу, в которой вышедшим на пенсию предпринимателям предлагается помощь в управлении новым или бедствующим предприятием. Также важное значение имеет программа финансовой поддержки малого бизнеса в условиях чрезвычайных обстоятельств, таких как: стихийные бедствия, террористические акты и др10.

В условиях глобализации рыночных отношений научно-технический прогресс является одним из решающих факторов конкурентоспособности экономики. Поэтому правительство США придает особое значение оказанию поддержки инновационного предпринимательства.

Государственная поддержка малого инновационного бизнеса осуществляется посредством двух каналов: финансирование малого бизнеса в целом и финансирование малых и средних инновационных предприятий11.

В 1981 году был принят Закон об инновационных исследованиях малого бизнеса (Small Business Innovation Research Act), усиливший влияние государства на инновационные процессы в стране за счет предоставления малым предприятиям безвозмездных субсидий на инновационную деятельность. Таким образом, на все правительственные министерства и ведомства возложена обязанность ежегодно выделять часть собственных средств на поддержку малого инновационного бизнеса. Однако важным условием при предоставлении субсидий является отсутствие банковского или венчурного капитала в финансировании инновационной деятельности предприятий.

АМБ координирует различные программы финансовой поддержки малого бизнеса, такие как: Инновационные исследования малого бизнеса (ИИМБ -Small Business Innovation Research) и Передача технологий малого бизнеса (ПТМБ - Small Business Technology Transfer).

Программа ИИМБ осуществляет финансирование предприятий малого бизнеса, занимающихся разработками новых продуктов и технологий, на конкурсной основе и при помощи заключения с ними контрактов и выдачи грантов. В 2010 году исследовательский фонд, средства из которого используются для контрактов и грантов, превысил 1 миллиард долл. Более половины грантов получили фирмы с меньше чем 25 работниками и треть грантов получили фирмы с меньше чем 10 работниками12.

Программа финансирует два этапа:


  1. стартовый этап (выдается до 150,000 долл. на технологическое обоснование проекта со сроком выполнения примерно 6 месяцев) ;

  2. второй этап ( выдается до 1 миллиона долл. на создание прототипа технологии в течение 2 лет, разработчики оценивают потенциал коммерциализации данной разработки).

Программа ПТМБ оказывает финансовое содействие малым предприятиям, которые работают при поддержке неприбыльных научно-исследовательских организаций НИОКР. Причем научная организация должна внести вклад не менее 30% в исследовательскую работу, а предприятие – 40%. Так в 2010 году фонд программы STTR составил более 100 миллионов долл13.

Примером подобного успешного взаимодействия при поддержке ПТМБ является создание инновационного предприятия в 1994 г. при содействии Колумбийского университета. Данное предприятие осуществляет патентование изобретений, созданных в стенах университета, а также создание новых фирм на основе новых технологий, разработанных в университете и т.д.

Как мы видим из Таблицы 1 с 2002 по 2012 гг. количество заявок на получение гранта по программам ИИМБ и ПТМБ колебалось от чуть более 4300 штук до чуть меньше чем 6000 заявок.



В то же время количество выданных призов в среднем уменьшалось с каждым годом, только в 2012 году показало небольшой рост. Таким образом, показатель эффективности (success rate), равный процентному отношению заявок, получивших гранты, ко всем просмотренным заявкам из года в год колебался и в последнее время падал, достигнув в 2012 году 18,7%, что на 30% меньше по сравнению с 2003 годом.

Таблица 1.

Статистика по программам Инновационных исследований малого бизнеса и Передачи технологий малого бизнеса 2003-2012 гг14.

Год

Количество заявок

Количество победителей

Коэффициент успешности

Общий объем инвестиций

2003

5551

1488

26,8%

$327 651 122

2004

6798

1596

23,5%

$369 778 690

2005

6139

1307

21,3%

$329 290 432

2006

5493

1269

23,1%

$351 560 384

2007

4663

1142

24,5%

$304 546 579

2008

4356

1242

28,5%

$341 059 957

2009

4529

1108

24,5%

$339 594 601

2010

6 338

1 079

17,0%

$334 370 963

2011

6 415

902

14,1%

$311 127 665

2012

5 847

1 095

18,7%

$366 812 604

Налоговое стимулирование является важным механизмом государственной поддержки малого бизнеса. Так, в 2012 году применялась следующая шкала налогообложения15:

первые 50000 долларов дохода -  15%;

последующая сумма дохода от 50000 до 75000 долларов -  25%;

сумма от 75000 до 100000 долларов - 34%;

сумма от 100000 до 335000  долларов - 39%;

сумма от 335000 до 10000000 долларов - 34%;

сумма от 10000000 до 15000000 долларов - 35%;

сумма от 15000000 до 18333333 долларов - 38%;

сумма свыше 18333333 долларов -  35%.

Во многих развитых странах для малых предприятий устанавливается более низкая ставка корпоративного налога, однако в зависимости от страны разница налоговых ставок существенно различается. Например, если в США разница между высшей и низшей ставкой корпоративного налога составляет 20%, то во Франции разница равна всего 3%, в Великобритании – от 10% до 20%.

Помимо сниженной ставки корпоративного налога государство в целях стимулирования развития малого бизнеса в стране применяет «бонус первого года», который позволяет компаниям выплачивать налог лишь с половины налогооблагаемой суммы.

Вдобавок к этому законодательством предусмотрены различные дополнительные вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, среди которых расходы на благотворительность, налоги, уплачиваемые властям штата, расходы на медицинское страхование (если их размер не превышает 15% налогооблагаемой суммы), проценты по личным и ипотечному долгам16.

В течение своего президентского срока нынешний президент США Барак Обама более десятка раз уменьшал налоговое бремя на малый бизнес, в результате чего росли доходы малых предприятий и инвестиции в них. Что касается законодательных преобразований, то в целях посткризисного восстановления в 2010 году были приняты Закон о восстановлении экономики, Закон о создании новых рабочих мест на малых предприятиях (Small Business Jobs Act of 2010), Закон о найме на работу (Hire Act of 2010), Закон о реформе здравоохранения (Affordable Care Act of 2010) и др.17

Так, акон о найме на работу освобождает малые предприятия от уплаты их доли платежей на социальное страхование сотрудников, а также обеспечивал владельцам предприятий налоговый кредит за каждого вновь нанятого работника. Закон о восстановлении американской экономики предоставлял новым малым предприятиям временное осовбождение от уплаты налогов в период восстановления после мирового финансового кризиса.

Таким образом, снижение налогов на малый бизнес позволило предприятиям восстановиться после мирового финансового кризиса, а также послужило стимулом для создания новых малых предприятий. В результате в стране были усилены позиции малого бизнеса, что повлияло на увеличение рабочих мест в США.

Что касается предпринимательского потенциала в США, в 2009 году организация Галлуп (The Gallup Organization) провела исследование, нацеленное на выявление основных мотивов выбора или не выбора индивидуальной предпринимательской деятельности и включавшее 36 стран18. Согласно проведенному опросу, были сделаны следующие выводы:




  1. В США большинство респондентов ответили, что предпочитают вести свой бизнес (55%), в то время как желающих работать под руководством работодателя оказалось около 36%.

  2. Главными причинами, по которым американцы предпочли бы работать на работодателя, являются: стабильная занятость и регулярный, фиксированный доход. Работу в своей собственной фирме выбирают, так как она обеспечивает, прежде всего, личную независимость и дает возможность самореализоваться, а также свободу выбора места и времени работы.

  3. Что касается имиджа индивидуальных предпринимателей, того, какими их видят в обществе, то американцы считают, что предприниматели создают рабочие места, новые продукты и услуги, которые приносят пользу всему обществу, думают не только о своем кошельке и не эксплуатируют своих подчиненных. Таким образом, в целом в американском обществе сложилось благосклонное отношение к индивидуальным предпринимателям.

  4. Среди основных страхов, связанных с основанием своего дела, в США можно отметить непредсказуемость уровня дохода, возможность банкротства.

  5. В США более 50% респондентов считают, что риск неудачи не должен останавливать предпринимателя при создании новой фирмы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что американцы расположены рисковать в бизнесе, стремятся соревноваться и конкурировать с другими.
    1. Развитие малого бизнеса в Японии.


На сегодняшний день более 99% всех компаний в Японии приходится на мелкие и средние предприятия. Более того, малый и средний бизнес обеспечивает наибольшее количество рабочих мест в стране, трудоустраивая примерно 80% общего числа занятых19. Несмотря на то, что во всем мире Япония известна своими крупными концернами, компаниями по производству автомобилей, наукоемкой техники и инновационной продукции, на долю малого бизнеса приходится около 40% общего объема промышленного производства страны. Однако наибольшее количество малых и средних предприятий представлено в таких отраслях, как: строительство, легкая промышленность (швейная, обувная, галантерейная), производство комплектующих изделий и сфера услуг.

Широкое распространение малого и среднего бизнеса в стране восходящего солнца было обусловлено исторически. В послевоенные годы, после того, как оккупационная администрация США распустила монополистические объединения (дзайбацу), в стране остались только мелкие предприятия, которым приходилось быстро подстраиваться под изменяющиеся внешние условия. Такие предприятия не требовали крупных капиталовложений и длительных сроков строительства. Таким образом, послевоенное восстановление экономики Японии сопровождалось стремительным увеличением количества предприятий малого и среднего бизнеса. Так, к началу 50-ых годов в стране функционировало уже более 3 миллионов мелких и средних фирм. Стоит также отметить, что поначалу малый и средний бизнес характеризовался весьма тяжелыми условиями труда и широким привлечением неквалифицированной рабочей силы (например, мелкие предприниматели нанимали членов своей семьи). Однако впоследствии благодаря научно-техническому прогрессу удалось значительно повысить эффективность освоения новой продукции и ее качество.

Особенностью экономики страны является система субподрядных отношений (яп. «ситаукэ»), представляющая из себя так называемую экономическую пирамиду, на вершине которой находятся крупные предприятия, ниже - средние предприятия и у подножия - мелкие предприятия. Данная форма взаимоотношений имела следующий вид: промышленные гиганты давали заказы на производство комплектующих деталей средним фирмам, которые, в свою очередь, часть работы передавали еще более мелким предприятиям. Таким образом, выигрывали и крупные предприятия, и малый бизнес. Большое количество мелких фирм порождало острую конкуренцию, что обеспечивало высокое качество продукции, короткие сроки выполнения заказов и низкие цены. В Японии по сей день почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса в той или иной степени связаны подрядными и субподрядными взаимоотношениями20.

За последнее время значение малого бизнеса в Японии значительно выросло. Это объясняется тем, что у потребителей возрос интерес к особенным, уникальным товарам, производимым мелкосерийно небольшими фирмами. В результате во многих отраслях акцент сместился в пользу малых предприятий, способных быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру и подстраиваться под новые реалии. Однако у японского малого бизнеса существуют и слабые стороны, среди них: низкий уровень кредитоспособности, ограниченность производственных мощностей, нехватка высококвалифицированных инженерных кадров, так как малые предприятия не могут предложить такой же уровень заработной платы, как большие компании.

В настоящее время в Японии существует 4 канала, по которым осуществляется регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса:


  • Центральное правительство

  • Местные органы власти

  • Крупный бизнес

  • Объединения предприятий малого бизнеса

Система государственной поддержки малого бизнеса, созданная в 1946 году, развита в Японии очень хорошо. Изначально основной целью осуществления политики государственной поддержки для создания и развития малого и среднего бизнеса было предотвращение централизации и монополизации экономики страны, которая постепенно восстанавливалась после тяжелой войны. Среди других целей политики государственной поддержки можно отметить создание благоприятных бизнес-условий для стимулирования заинтересованности в развитии собственного бизнеса у японцев, а также увеличение уровня занятости населения в условиях мирового финансового кризиса.

Одним из наиболее важных элементов государственной поддержки малого предпринимательства является система законодательного обеспечения, представляющая из себя комплекс различных законов, которые были постепенно приняты в Японии. Основными принятыми законодательными актами являются: Закон о запрете монополий (1947 г.), закон о создании государственного агентства по делам малых и средних предприятий (1948 г.), Закон о кооперативах в малом и среднем бизнесе (1949 г.), Закон о страховании средних и малых предприятий (1950 г.), Закон об организации кредитного поручительства (1953 г.)21.

Главным государственным органом, который осуществляет контроль за деятельностью малого и среднего бизнеса, является созданное в 1948 году Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. В цели данного управления входит: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (принято в Японии в 1947 году), обеспечение государственной защиты интересов малого бизнеса страны, ограничение контроля собственников, определение ответственности заказчиков, исполнителей и субподрядчиков за нерыночные контрактные отношения. Помимо Управления малых предприятий в Японии существует сеть государственных финансовых учреждений, предоставляющих малым и средним предприятиям кредиты под определенные цели.

Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется государственной Корпорацией страхования малого и среднего бизнеса и ассоциациями гарантирования кредита. Помимо этого в Японии созданы банки, которые специализируются именно на работе с предприятиями малого и среднего бизнеса.

Важное значение имеет финансирование малых инновационных предприятий, которое основывается на принципе «мягких займов». Данный принцип предполагает, что малым инновационным предприятиям предоставляется кредит под процент, вдвое меньше, чем для обычных компаний.

Почти 47% всех кредитов в Японии выделяется малым и средним предприятиям. Местные коммерческие банки взаимопомощи и кооперативные - 100% кредитов предоставляют малым инновационным предприятиям.

Финансовые учреждения предоставляют малым предприятиям различные кредиты, субсидии, займы на льготных условиях на определенные цели22:



  • совершенствование, модернизация, переоснащение производственно-материальной базы наукоемких предприятий;

  • разработка совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новинок, изобретений;

  • развитие легкой и пищевой промышленности;

  • разработка новых технологий (изобретений) и новых видов продукции;

  • создание и развитие новых предприятий малого бизнеса в промышленно отсталых регионах Японии.

Особенный интерес представляет система налогообложения малого и среднего бизнеса в Японии. Справедливость, нейтралитет по экономическим направлениям и простота механизма являются главными принципами данной системы.

Принцип справедливости состоит из двух частей: справедливость по горизонтали и справедливость по вертикали. Справедливость по горизонтали означает, что идентичные в экономическом плане компании облагаются одинаковой налоговой нагрузкой. Справедливость по вертикали означает, что с ростом экономической мощности предприятия растет и налоговая нагрузка. Таким образом, компании малого и среднего бизнеса, в которых величина капитала и годовой доход не превышают 100 миллионов иен и 8 миллионов иен соответственно, платят налог по ставке 19% (если фискальный год начинается в период с 1 апреля 2012 по 31 марта 2015, то ставка корпоративного налога составляет 15%). Для остальных предприятий налоговая ставка равна 25,5%23.

Принцип нейтралитета по экономическим направлениям подразумевает предотвращение «деформации экономического направления и выбора собственности для физических лиц и предприятий».

Стоит отметить прекрасно отлаженную систему информирования и консультирования малого и среднего предпринимательства в стране. Во многих городах Японии организованы различные Центры поддержки предпринимателей (свыше 330 подобных центров), предоставляющие предпринимателям консультационные услуги по вопросам из сферы финансов, управления, права и т.д. Помимо этого, в стране функционирует централизованная база данных Организации малого и среднего бизнеса , а также инноваций Японии (Organization for Small & Medium Enterprises and Regional Innovation, Japan), в которой собрана вся необходимая информация для предпринимателей.



  • Согласно ранее упомянутому исследованию Галлуп, проведенному в 2009 году, были сделаны следующие выводы относительно предпринимательского потенциала в стране24:

  • В Японии большинство респондентов ответили, что предпочитают работать под руководством работодателя (59%), а доля тех, кто хочет вести свой бизнес составила 39%.

  • Среди причин, по которым японцы хотят работать под руководством начальника, доминирующей является стабильная занятость, за ней идет постоянный доход и нежелание принимать важные решения, без чего невозможно вести собственный бизнес. Мотивы, движущие индивидуальными предпринимателями, в целом те же, что и в США: независимость, свобода в принятии деловых решений.

  • Что касается имиджа индивидуальных предпринимателей, того, какими их видят в обществе, в Японии отношение к предпринимателям не столь благоприятное, как в США. С точки зрения большинства японцев, хотя предприниматели и предоставляют новые рабочие места, производят товары и услуги, они эксплуатируют своих сотрудников. Причем уверенность в последнем довольно сильная (около 60% опрошенных).

  • Среди основных страхов, связанных с основанием своего дела, в Японии можно отметить непредсказуемость уровня дохода, возможность банкротства и страх потери собственного имущества.

  • Большинство опрошенных японцев считает, что предприниматель не должен начинать бизнес, если есть риск того, что он закончится неудачей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что японцы в целом не стремятся рисковать в бизнесе, вести жесткую конкуренцию, предпочитая стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Помимо этого, в глазах японцев индивидуальные предприниматели – эксплуататоры рабочей силы.



  • Выводы к главе 1:

  • Малый бизнес – это постоянный источник динамизма для экономики. Его специфической особенностью является способность быстро реагировать на изменения экономических условий. Малые предприятия зачастую знают лично своих клиентов и могут наиболее подходящим образом отвечать местным потребностям.

  • Здоровье данного сектора экономики является ключевым фактором развития всей экономики в целом.

  • США и Япония имеют богатый опыт в малом бизнесе. В обеих странах созданы хорошо отлаженные системы государственной поддержки малого предпринимательства, которые включают консультационные услуги, финансовую помощь, налоговые льготы, предоставление займов, кредитов и ссуд малому бизнесу.

  • В США и Японии большое значение придается государственной поддержке малому инновационному предпринимательству.

  • Американцы более предрасположены к риску в бизнесе, чем японцы. Отсюда следует достаточно большая разница в уровнях предпринимательского потенциала в обеих странах.


  1. Инновационное финансирование малого предпринимательства в США и Японии.

    1. Сравнительный анализ инновационных способов финансирования малого бизнеса в США и Японии.

«Есть только одна непоправимая ошибка в бизнесе – остаться без денег. Почти все другие ошибки в той или иной мере можно исправить. Но когда вы остаетесь без денег – вы выбываете из игры»25, - писал Гарольд Генин, которому обязана своим быстрым ростом корпорация ITT.

Развитие бизнеса невозможно без адекватного финансирования. Однако исторически сложилось, что развитию малого бизнеса всегда мешали сложности, связанные с получением необходимых финансовых ресурсов, в особенности кредита. А мировой финансовый кризис еще более усугубил ситуацию, так как банки увеличили процентные ставки по кредитам, сократили сроки возврата кредита, а также ужесточили требования к залоговому обеспечению.

В данных условиях, чтобы выжить, малым предприятиям приходится искать новые методы финансирования бизнеса. Основными инновационными способами финансирования малого предпринимательства являются: венчурное финансирование, секьюритизация лизинговых активов, а также ставшее в последнее время весьма популярным «народное финансирование». Все три метода нашли применение как в США, так и в Японии, однако уровень развития и массовость их применения в данных странах различаются.



      1. Венчурное финансирование

Венчурное финансирование является одним из инновационных методов финансирования малого бизнеса. В переводе с английского языка «venture» означает «рискованное предприятие или начинание», «спекуляция». Благодаря привлечению венчурного капитала были созданы микропроцессоры, персональные компьютеры, а также технология рекомбинантных молекул ДНК (генная инженерия). Такие компании-гиганты, как: «Майкрософт», «Диджитал Эквипмент» - изначально были созданы с помощью венчурного финансирования и стали лидерами современного наукоемкого производства.



Таблица 2
Сравнение источников финансирования малого бизнеса26.


Источники финансирования

Банки

Стратегические партнеры

Венчурное финансирование

Инвестиции в акционерный капитал

-

+

+

Кредиты

+

-

+

Долгосрочные инвестици

+

+

+

Рисковый бизнес

-

-

+

Участие инвестора в управлении фирмой

-

+

+

В Таблице 2 представлено сравнение разных источников финансирования малого бизнеса. Исходя из данной таблицы можно сделать вывод о том, что венчурное финансирование обладает преимуществами по сравнению с банковским и партнерским, причем как для заемщика, так и для инвестора.

Практика привлечения частных инвесторов для финансирования рисковых бизнес-проектов берет свое начало во времена создания Свода законов Хаммурапи. В экономической истории США малые рисковые предприятия, нуждавшиеся в финансировании, в первую очередь сотрудничали с бизнес-ангелами. Среди самых известных американских частных инвесторов: Рокфеллеры, Вандербилты, Уитни.

Наибольшее распространение венчурный бизнес получил именно в США, где он и был впервые сформирован в современном виде. Первой официально зарегистрированной венчурной компанией является Корпорация американских исследований и развития (American Research and Development), которая была создана в 1946 году27. В Японии же первый фонд венчурного капитала Корпорация развития предприятий Киото (Kyoto Enterprise Development Co.) был создан лишь в 1972 году в Киото, причем после того, как делегация от Киотского Экономического Совета посетила в Бостоне Корпорацию американских исследований и развития28.


Американская модель венчурного бизнеса имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего, при венчурном финансировании предоставляются средства для реализации многообещающего проекта без необходимости в гарантированном обеспечении имуществом или активами предпринимателя. Инвестор получает в качестве залога определенную оговоренную долю акций фирмы. И если проект окажется успешным, инвестор, продав в определенный момент свою долю акций, сможет вернуть потраченные средства и получить прибыль. В противном случае он сможет претендовать лишь на часть активов фирмы, которая пропорциональна его доле в зарегистрированном уставном капитале.

Таким образом, инвесторы разделяют финансовый риск с предпринимателем.

Данный вид финансирования особенно привлекателен для начинающих или мелких предпринимателей, ученых, изобретателей, которые хотят самостоятельно реализовать свои перспективные идеи. Использование венчурного финансирование предстает наиболее реальной альтернативой, так как, во-первых, зачастую индивидуальные предприниматели не могут получить кредит в коммерческом банке из-за длительного периода окупаемости проекта, высокой степени финансовых рисков, а также невозможности предоставить залог или гарантии или неготовности рискнуть всем своим состоянием ради возможной прибыли.

Одной из наиболее важных особенностей венчурного бизнеса является готовность венчурных фондов инвестировать в новые наукоемкие исследования и разработки в независимости от их степени риска, так именно такие рисковые проекты могут стать источником огромных прибылей.


Рисунок 2

Общий объем венчурных инвестиций в период с 2009 по 2013 год (первый квартал)29


Что касается тенденций развития венчурного бизнеса в США, то по данным Национальной ассоциации венчурного капитала (National Venture Capital Association) (Рис.2) объемы венчурных инвестиций в стране выросли по сравнению с 2009 годом на 48% и составил 29,9 млрд. долл. в 3770 сделках30. Данные показатели свидетельствуют о том, что американский венчурный бизнес успешно восстановился после мирового финансового кризиса и продолжает развиваться.

Рисунок 3.

Общий объем венчурных инвестиций в период с 2006 по 2012 год (первые три месяца)31

В Японии в период с апреля 2011 года по март 2012 года 1,017 венчурных компаний осуществили инвестирование объемом в 124 млрд. иен, что на 9,5% больше, чем в предыдущем году (Рис. 3). Однако в целом в стране восходящего солнца объемы венчурного финансирования бизнеса не столь высоки, как в США. Финансовый кризис сильно «ударил» по венчурному бизнесу, и объем инвестиций, достигнув пика в 2006 году (279 млрд. иен), резко упал в 2007 году на 31% и продолжал снижаться вплоть до начала 2010 года. Сейчас же венчурный бизнес в Японии восстанавливается, хоть и достаточно медленно.

Согласно исследованию международной компании Deloitte, проведенному в 2012 году, в мире в целом венчурные инвесторы более уверены в финансировании национальных проектов, чем иностранных32.

Среди регионов наибольшая уверенность в оправданности венчурного финансирования в отношении Бразилии. И на диаграмме (Рис. 4) видно, что данного мнения придерживаются инвесторы почти из всех регионов планеты. К тому же, особенностью данной страны является очень высокий показатель уверенности национальных инвесторов в будущем развитии экономики страны.



Что касается США, показатель достаточно высокий во всех странах (Рис.5). Однако наибольшую привлекательность инвестирование в экономику США представляет для Израиля.


Рисунок 4

Общая уверенность в перспективности инвестирования в экономику Бразилии, 2012 год.


Рисунок 5

Общая уверенность в перспективности инвестирования в экономику США, 2012 год.

В Японии данный показатель относительно низкий, вдвое меньший, чем в США (рис. 6). Наибольшая уверенность в перспективности инвестирования в экономику страны у японцев, что неудивительно ввиду их менталитета и патриотизма.



Рисунок 6

Общая уверенность в перспективности инвестирования в экономику Японии, 2012 год.


Если рассмотреть сектора экономики (Рис.7), то наибольший интерес для инвесторов представляет «облачная» обработка данных (“Cloud computing”).

За ней следует программное обеспечение, новые социальные и медиа сети, затем медицинское оборудование и технологии, предприятия по обслуживанию потребителей, информационные и телекоммуникационные технологии и др.



Рисунок 7

Общая уверенность в перспективности венчурного инвестирования в зависимости от сектора экономки, 2012 год.




      1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница