Средства и способы



Скачать 143,85 Kb.
Дата14.06.2018
Размер143,85 Kb.

Средства и способы


образования новых слов

Учащиеся с ОНР испытывают большие затруднения в средствах и способах образования слов. Поэтому желательно как можно раньше, ещё до того, как они начнут по школьной программе знакомиться с составом слова, научить их практически ориентироваться в способах словообразования. Для этого отбирают более типичные для данного языка способы словообразования. Ребёнка учат образовывать новые слова от заданного, ориентироваться в формально семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым приобщают его к анализу морфологической структуры слова. Развивающий эффект таких занятий достигается тем, что внимание ребёнка обращается на одну морфему до тех пор, пока он не научится её выделять путём сопоставления анализируемого слова с производящим и со словами, подобранными по той же модели.

В содержание II этапа коррекционного обучения, направленного на восполнение у младших школьников (2-3 класс) пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, входит работа по развитию у детей умения пользоваться различными способами словообразования.

Работая над составом слова учитель-логопед решает следующие задачи:



  1. совершенствует словарь детей, обучая их подбирать родственные и однокоренные слова и образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;

  2. воспитывает у детей языковое чутьё, т.е. зрительное и слуховое внимание к слову, умение чувствовать и понимать его лексические оттенки, умение правильно выбрать и употребить нужное слово в контексте, опираясь на его лексический оттенок;

  3. учит детей различать приставки и предлоги. При написании глаголов с приставками существительных с предлогами ученики в основном опираются на слуховое восприятие этих слов, не учитывая смысловое значение предлогов и приставок, и поэтому часто отделяют приставки от слова, а предлоги пишут вместе со словом. Работая над этой темой, логопеду следует, в отличие от учителя, опираться не на грамматическое правило правописания предлогов и приставок, а на смысловое значение предлогов (предлоги усвоены детьми в ходе коррекционной работы ранее) и лексический оттенок слова с приставкой и без неё.

В процессе решения всех трёх поставленных задач логопед осуществляет ещё одну, общую задачу логопедической работы – развитие мышления учеников.

Работа над составом слова начинается с формирования у учеников понятия об однокоренных и родственных словах, их сходстве и различии.

Сначала нужно подвести детей к практическому усвоению понятия «однокоренные слова». Для этого дети учатся выделять общую часть, в которой заключён лексический смысл всей группы родственных слов. Затем вводим в эту группу слова с похожим корнем, нос другим лексическим значением и подводим детей к пониманию того, что не всегда слова с одинаковым корнем бывают родственными.

Примерные виды заданий:


  1. Сказка «Чудо-дерево»

Оборудование: рисунок дерева: таблички со словами рос, росток, росло, выросли, разрослись, заросли, проросли.

Методические рекомендации. Логопед читает ученикам текст сказки, одновременно прикрепляя к рисунку дерева карточки со словами. Затем ученики списывают слова в тетради, находят общую часть в этих словах, определяют общее лексическое значение слов, которое заключено в общей части (рос – значит, увеличивался в размерах, вытягивался вверх), и выделяют общую часть знаком корня.

Текст сказки: «Жило-было маленькое слово рос. Было оно коротеньким, почти незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно живёт рядышком: в гости не звали, на дни рождения е приглашали. Обидно было слову рос, и пошло оно со своей обидой к царице Грамматике. Просит её: «Помоги мне, царица Грамматика! Совсем про меня забывать стали слова-соседи. Сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным».

«Так ты вырасти хочешь? – сказала царица Грамматика. – Ну, будь по твоему!». И посадила она слово рос в землю, как зёрнышко, водичкой его полила .Прошло немного времени, и появился из земли росток. Рос росток и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригревало, дождик его поливал, и деревце росло, росло, становилось всё больше. И вот выросло большое дерево, проросли на нём веточки и листочки. Разрослось чудо-дерево, стало пышным. Раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят».

Найдите в каждом слове то маленькое слово рос. Из которого они все выросли.



  1. «Как растут слова?»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот и садовод,

А с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

3. Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите. Как это складно выходит: родник. Родина. Народ. Все эти слова как бы родня.

(К. Паустовский)

4. Близки ли по значению следующие пары слов?



Корова-телёнок лошадь-жеребёнок

Свинья-поросёнок овца-ягнёнок

Могут ли они считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня?



  1. Указать корень в словах:

Горе-гора-горел вода-водил

Рисовал-рисовый шипеть-шиповник

Близки ли по значению слова каждого ряда? Являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые по написанию и произношению корни «близнецы»?

5 Выписать группы родственных слов:

а) подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз;

б) горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные. Горит, горный, пригорюнился. горстая, погорельцы. выгорит.

6. «Каверзные вопросы»:



  • Почему не шипит шиповник?

  • О чём горюет гора:

  • С кем водится водица?

  • В какой ложке ложь?

  • Как рисовать рисом?

  • Куда окунули окуня?

  • Разве у каждой из столиц – сто лиц?

На данном этапе работы целесообразно давать ученикам задания – поставить ударение в группах однокоренных, родственных слов. При выполнении этих заданий нужно обратить внимание детей на тот факт, что гласная в корне не всегда произносится так, как пишется (водный – «О», а вода «А»), но пишется всегда одинаково. Выделяя корень в группе родственных слов, ученики опираются на зрительное восприятие, запоминая написание гласной в корне. Таким образом, опираясь на зрительное и память, формируем у детей орфографическую зоркость, воспитываем языковое чутьё. Кроме того, дети учатся из группы однокоренных, родственных слов выбирать только те, в которых ударение падает на гласную в корне, тем самым формируя умение правильно выбирать проверочные слова.


Примерные виды заданий:

1. Прочитайте слова. Найдите в них общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть. Поставите в словах ударение. Прочитайте слова, в которых ударение падает на гласную в корне.



Бег, бегун, беговой, пробег, выбегу, бегаем, забеги.

Варит, варю, варенье, варёный, повар, заварим.

Ход, ходит, заходит, переход, поход, выходим.

2. Прочитайте слова. Сначала выпишите слова с общей частью бег, потом слова с общей частью вар, а затем слова с общей частью ход. Подчеркните слова, в которых ударение падает на гласную в корне. Запомните эту гласную.



Повар, выход, разбег, бегает, варит, варёный, ходит, поход, варенье, заход, бегун, сварил, вареник, ходьба, побег, беговая, отвар, бегущий.

3. Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное ответу. Напишите слова парами, выделите общую часть. Поставьте в словах ударение.



  • Кто летает на самолёте и управляет им?

  • Кто плавает на морских кораблях?

  • Кто охраняет границы нашей Родины?

  • Кто работает на заводах?

  • Кто работает в колхозах?

  • Кто работает на тракторе?

  • Кто продаёт игрушки в магазине?

4. Вместо точек вставьте выделенное слово. Прочитайте получившиеся слова. Спишите их. Выделите общую часть.

Двор - ……ник, овый, няжка, по…ье.

След - …ы, …ить, на…ить, по…ний.

Корм - …ит, по...ил, …ушка, по…ка.

5. К выделенным словам подберите и напишите родственные слова. Выделите общую часть этих слов.



Гористая местность - ……

Лесистый край - ……

Домашний халат - ……

Дождливый день - ……

Столовая посуда - ……

Пятнистый олень - ……

Научив детей чувствовать, видеть и слышать в слове общую часть, можно переходить к практическому усвоению суффиксального способа образования слов. В работу включаются суффиксы, придающие слову значение уменьшения, увеличения, и суффиксы, образующие названия некоторых профессий.

Сначала учитель-логопед просит образовать новое слово, затем обращает внимание детей на появившуюся в слове новую часть.

Примерные виды заданий:

1.Игра «Найди хозяина»



Оборудование: картинки, изображающие великана, гномика и дровосека.

Описание игры. На фланелеграфе выставлены картинки. Логопед спрашивает: «У кого голова?» (у дровосека) «У кого головка?» (У гномика) «У кого головища?» (У великана). Затем логопед вперемешку называет части лица и тела сказочных персонажей (нос, глазищи, глазки, ушки, уши, носик, носище и т.д.), ученики находят «хозяина». Логопед записывает слово под соответствующей картинкой и сразу выделяет корень. После записи всех слов логопед предлагает детям определить, какая часть слова помогла узнать, кому это слово принадлежит и выделяет суффиксы.

Голова, головка, головища.

Нос, носик, носище.

Рот, ротик, ротище.

Лоб. Лобик. Лбище.

Рука, ручка, ручища.

Нога, ножка, ножища.

2. Нарисуйте в тетрадях гномика. Дровосека и великана. Прочитайте слова и напишите их в три столбика под соответствующими картинками. Выделите в словах корень и суффикс.

3. Аналогично проводится работа с картинками: дом-домик-домище.

4. Игра «Найди место»



Оборудование: картинки, изображающие кузовок с надписью кузовок и чемодан с надписью чемоданчик.

Описание игры. Логопед выставляет на доску картинки и предлагает ученикам нарисовать в тетрадях кузовок и чемоданчик, внизу написать соответствующие суффиксы. Затем дети читают написанные на доске слова и определяют, что надо «положить» в кузовок, а что в чемоданчик. Опираясь на суффикс слова. После этого списываются слова в два столбика, обозначая корень и суффикс.

Лесок, грибок. Зайчик, носок, стульчик, дубок, шкафчик, вагончик, уголок, супчик, голосок. Зубчик, зубок.

5. Измените слова по образцу. Спишите их парами. Выделите корень и суффикс во втором слове каждой пары.



Лента-ленточка. Старый-старенький. Стекло-стёклышко.

Труба-…… тёплый-…… перо-……

Карта-…… тёмный-…… крыло-……

Куры-…… лысый-…… гнездо-……

Морковь-…… рыжий-…… пятно-……

6. Прочитайте слова. К корням слов присоедините данные суффиксы. Напишите получившиеся слова, обозначьте в них корень и суффикс.



Вода

Дворы ник

Охота

Возит

Грузит чик

Летит

Вслед за этим ведётся работа над практическим усвоением приставочного способа образования слов. Работая над этой темой, учитель-логопед должен постоянно обращать внимание детей на те смысловые оттенки, которые придаёт слову приставка, приучать их воспринимать приставку как неотъемлемую часть слова.



Примерные виды заданий:

1. Прочитайте слова. Выделите корень. Догадайтесь, как образовались эти слова.



Поход, выход, приход, заход, уход, подход.

Полез, вылез, залез, подлез, долез, слез.

Методические рекомендации. Ученики прочитывают написанные на доске слова, выходят поочерёдно к доске и обозначают в них корень, анализируя слова, делают вывод, что слова образовались при помощи различных частей слова, которые стоят перед корнем (приставок).

2. От слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите получившиеся слова, выделите приставки.



шёл

вязал

за

нёс

пишите
крыл

смотрел

по

шумел

скакал


бежал

летит

от

везёт

полз
лезет

ходит

в

носит

клеил

3. От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Напишите получившиеся слова, подчеркните приставки.



По-

Под-

Вы- садил

От-

Пере-
Про-

Вы-

Под- катил

За-

В-
Вы-

С-

На- кинул

Под-

За-

4. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова из скобок.



Теплоход (пришёл, подошёл) к причалу. Завтра мы (поедем, заедем) к морю. В стакан (налили, залили) молоко. Огонь (налили, залили0 водой. Дети (уехали, съехали) из летнего лагеря. Ученица (записала, подписала) домашнее задание. С дерева (слетел, улетел) листик.

5. Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по или вы. Обозначьте приставки.



Вдруг …дул сильный ветер, …сверкала молния. …гремел гром. Море …шумело. …бежали волны.

В ходе коррекционной работы ученики усвоили, что слова образуются с помощью приставки: погулять; суффикса: котик; приставки и суффикса: подснежник. После этого можно познакомить детей с понятием сложные слова, когда в слове может быть два корня.



Примерные виды заданий:

1. Прочитать стихотворение и указать:



  • родственные слова

  • сложное слово, составленное из двух корней.

Жил да был на свете пар,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

Жило-было слово ход

В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучало

И в походе вдаль шагало.

Так и жили пар и ход.

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили-

По воде они поплыли.

Паром ходит пароход,

В паре ходят пар и ход.

(Е. Измайлов).

2. Выделите в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную е или о между корнями (кружком):



Паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.

3. Укажите в тексте сложные слова. Каким одним словом можно заменить все сложные слова?



Семеро в отделе – все приделе!

Пустовед поправляет берет.

Пустодел гордяливо глядел.

Пустолей призывал: «Быстрей!»

Пустотёс заострял вопрос.

Пустомол наполнял котёл.

Пустовар нагонял жар.

Пусточёт вёл всему учёт…

К небу дым густой,

А котёл пустой!

(В. Иванов)

Для закрепления умения образовывать новые слова и умения выделять в слове приставку, корень, суффикс логопед предлагает ученикам задания на конструирование слова из данных частей, т.е. приставок, корней и суффиксов.

Примерные виды заданий:

1. Из данных частей составьте слово. Запишите его. Обозначьте корень, суффикс, приставку.



по, к, воз, а

к, а, пол, про

за, к, плат, а

крыш, по, к, а

сад, ник, ов

пере, воз, и, чик

к, за. а , стёж

ышк, пятн, о

на, щик, строй, и

2. Игра «Живые слова»



Описание игры. Логопед раздаёт ученикам карточки с частями слов. Затем называет слово и предлагает выйти к доске ученикам, у которых есть части названного слова. Сначала выходит ученик, у которого корень слова, затем ученики, у которых карточки с суффиксом и окончанием, и занимают соответствующее место. Стоящие у доски ученики поднимают свои карточки на одном уровне. Ученики прочитывают получившиеся слово.

Пере-строй-ка, за-стёж-ка, стол-оа-ая, на-столь-н-ая, под-стил-к-а, бел-еньк-ий, ветр-ищ-е, про-гул-к-а, раз-вед-чик-и.

3. Прочитайте слова. Найдите слово. Соответствующее данной схеме. Запишите его. Обозначьте части слова.



Воз, перевозчики, подвоз, перевозка, возчик.

Уклад, подкладка, клад, кладик, кладка.

Лётчик, лёт, отлёт, лётная, перелётные.

Носик. Поднос, носище, нос, подносики.

Поскольку окончание слова не является словообразующим элементом, считается нецелесообразным вводить специальные задания на выделение окончания в словах. Умение чувствовать окончание слова в зависимости от рода и падежа в достаточной степени сформировалось у детей при работе над грамматически правильным оформлением предложения.



Если работа логопеда предшествует работе учителя по теме «Состав слова», не обязательно требовать от детей термины «корень слова», «приставка», «суффикс», а называть частями слова приставку и суффикс и главной частью слова корень. Затем постепенно вводить термины.
Литература:

  1. Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 239 с.

  2. Ефименкова Л.Н Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с

  3. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995. – 256 с.

  4. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под общей редакцией д.п. н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.

Каталог: upload -> iblock
iblock -> П/п Наименование образовательного учреждения
iblock -> Программа «Парламентский стиль»
iblock -> Центральная Азия: отход от России или интеграция в рамках Евразийского союза?
iblock -> Справка о материально-техническом обеспечении основной профессиональной образовательной программы высшего образования 35. 06. 01 Сельское хозяйство, направленность Общее земледелие, растениеводство № п/п
iblock -> Функциональные и технические требования
iblock -> Правительствомоскв ы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал