Сша: коммунальные колледжи



Скачать 203,08 Kb.
Дата28.10.2016
Размер203,08 Kb.


США: КОММУНАЛЬНЫЕ КОЛЛЕДЖИ
П. Ф. Анисимов,

начальник Управления

среднего профессионального

образования Госкомвуза России,

В. И. Козырь,

зав. лабораторией

Московского института развития

образовательных систем


В Соединенных Штатах Америки к системе высшего образования относятся практически все учебные заведения, для поступления в которые необходимо полное среднее образование в объеме двенадцатилетней школы и наличие диплома об ее окончании. По организационной структуре можно выделить условно первый, второй и третий уровни учебных заведений: колледжи, школы (различные по уровню подготовки и профилю), университеты. Это соответственно отражается в содержании обучения и документах о полученном образовании.

Возникшие в конце XIX в. и получившие в дальнейшем широкое распространение двухгодичные колледжи стали оказывать значительное влияние на структуру и тенденции развития среднего, профессионально-технического и высшего образования США.

Известны различные типы двухгодичных учреждений послесреднего образования, функционирующие в США: юниорские и технические колледжи, технические институты. Каждый из перечисленных типов имеет свой функционал, свою «нишу». Технические институты специализируются в одной или нескольких областях профессионально-технической подготовки. Технические колледжи при этом ориентированы на работу с контингентом учащихся от 18 до 30 лет. Юниорские колледжи работают с молодежью 17-18 лет как в области общего, так и профессионального образования.

Совершенно особое место занимают коммунальные колледжи. Они не имеют жесткой привязки ни к возрасту, ни к виду, ни к профилю обучения. Их ниша – удовлетворение разнообразных образовательных потребностей населения данной территории – города, округа, сельского района.

Американский коммунальный колледж (АКК) развивает идею открытого образования. Он предлагает образовательные услуги людям разных возрастов и специальностей, какими бы образовательными интересами они ни руководствовались.

Коммунальный колледж – поистине американский феномен. Не случайно он появился как новый тип учреждений послесреднего образования именно в США, и именно в начале 60-х годов.

В эти годы на волне широкого внедрения новых промышленных технологий «космической эры» возникла общенациональная потребность в серьезном росте качества не только массового общего, но и профессионально-техниче­ско­го образования. Обществу нужен был не только более образованный производитель, но и более образованный потребитель новой, более сложной (гражданской и военной) продукции.

Ни университеты, ни традиционные четырехгодичные колледжи не могли справиться со столь масштабной задачей. Ее не могло поставить и федеральное правительство, поскольку не располагало для этого ни правовой, ни материальной, ни организационной базой (напомним, что система образования в США предельно децентрализована).

На эти годы в связи с появлением гибких, высокомеханизированных и автоматизированных производств, массовым распространением в обществе научно-технических знаний, активной поддержкой государством частного предпринимательства приходится и бурный рост количества мелких и средних фирм.

Все это порождало высокую динамику рынков товаров, услуг и труда. Резко возросла роль местных рынков, ориентированных на потребности данного сообщества – «коммуны», т.е. населения конкретной территории. Разнообразие и динамика локальных рынков труда должны были найти адекватное отражение как раз в работе учреждений образования, находящихся в ведении штатов, городов, округов, органов местного самоуправления.

Благоприятный и постоянный фон для реформ 60-х годов в образовании составили пришедшиеся на эти годы серьезные сдвиги в демократизации американского общества, происшедшие в результате упорной борьбы за гражданские права широких категорий населения – лиц наемного труда, расовых и национальных меньшинств. Образование получило безусловный статус одной из базовых ценностей американской демократии. Как следствие, возникло стремление сделать систему образования открытой, поставить качество жизни в прямую связь с уровнем образованности. Определенную роль сыграл и критический настрой американского общества к старой системе образования, вызванный отставанием США в этой области от других стран («послеспутниковый шок»).

В результате действия столь мощных социальных импульсов по всей территории США была развернута система коммунальных и близких к ним по типу колледжей. Иногда коммунальными становились старые технические и юниорские колледжи, часто территориальные сообщества на свои средства создавали коммунальные колледжи буквально на пустом месте.

Это позволило за истекшие годы многим миллионам американцев продолжить образование, получить более высокую квалификацию, удовлетворить свои социальные притязания (ведь обучение в колледже всегда считалось в США одним из признаков высокого социального имиджа).

Содержание образования в АКК разнообразно и включает в себя: общеобразовательные программы (коррекционные и основные), профессионально-технические программы, программы непрерывного общего и профессионального образования, дополнительного образования по интересам, а также программы, направленные на подготовку к обучению в четырехгодичных колледжах и университетах (программы трансфера).

Коммунальные колледжи связаны с другими учебными заведениями, тесно взаимодействуют с органами управления штата и местного самоуправления, деловым миром, принимают непосредственное участие в развитии своего территориального сообщества, рынков труда, товаров и услуг.

В настоящее время в США имеется около 1500 коммунальных колледжей. Они составляют почти 40 % от общего количества учреждений высшего образования США.

Среди АКК 400 частных двухгодичных колледжей причем 28 принадлежат различным национальным меньшинствам, 16 – традиционно относятся к негритянским общинам.

В АКК обучается свыше 6 млн. студентов и еще 5 млн. американцев разных возрастных групп посещают программы дополнительного и непрерывного образования. Свыше 50 % молодежи впервые включается в высшее образование через коммунальные колледжи (около 1 млн. студентов в год). Общее количество американцев старше 18 лет, охваченных обучением в АКК, колеблется от штата к штату в пределах от 0,5 % (Монтана) до 6,1 % (Аризона).

В АКК могут продолжать обучение выпускники средних школ (т. е. молодежь старше 18 лет) и взрослое население без ограничения возраста. В последние годы популярностью пользуются программы общеобразовательного трансфера и переходные профессионально-технические программы (tech prep), предлагаемые школьникам старших классов средней школы.

В коммунальных колледжах по программам неполного учебного дня занимается 64 % учащихся (причем почти половина из них имеет возраст 25 лет и выше). Число таких учащихся постоянно растет: за последние 10 лет оно увеличилось на 19 % (в то время как количество обучающихся полный учебный день возросло только на 7 %).

37 % обучающихся в АКК имеют возраст 25 лет и выше (только 21 % из этой возрастной группы занимаются по программам полного учебного дня).

58 % обучавшихся в коммунальных колледжах и получивших диплом ассоциата составляют женщины.

12 % студентов публичных АКК составляют лица с физическими недостатками (инвалиды).

Средняя плата за обучение в коммунальных колледжах составляет: в публичных колледжах – около 1000 долларов в год и около 6000 – в частных.

Плата за обучение составляет 19 % всех поступлений в публичных колледжах и 70 % – в частных.

Успешное окончание АКК дает возможность получить диплом «ассоциата» или ассоциированную степень (associate degree). Это могут быть диплом ассоциата искусств (associate in art) либо ассоциата наук (associate in science) или диплом ассоциата прикладных наук (associate in applied science), свидетельствующий о законченном среднем профессионально-техническом образовании.

Двухгодичные колледжи могут также выдавать свидетельство о профессиональной готовности (certificate of proficiency) и свидетельство о специализации (certificate of specialization).

Свидетельство о профессиональной готовности предполагает успешное завершение так называемого «долгого» цикла профподготовки (long-term cycle) – от 6 месяцев и выше – в зависимости от профиля и режима обучения (обучение полного дня, т.е. с отрывом от производства; обучение неполного дня, т.е. с чередованием учебы и работы; вечернее обучение). Свидетельство о профессиональной готовности адресовано тем, кто собирается получить работу, не претендуя на степень ассоциата, а также тем, кто хочет получить дополнительные знания и умения в той или иной профессиональной области.

Свидетельство о специализации может выдаваться по окончании краткосрочных профессиональных курсов (менее 6 месяцев). Оно предназначено в первую очередь для тех, кто хочет усовершенствоваться в уже выполняемой ими работе.

В 1990 г. диплом ассоциата получили 470 тыс. человек, что на 4,7 % больше, чем в 1989 г.

В 1991 г. в АКК работало 103 тыс. штатных и 189 тыс. нештатных преподавателей (совместителей). Характерно, что за последние 20 лет штатный преподавательский состав увеличился на 15 %, а нештатный – втрое. Это однозначно говорит о высокой динамике содержания обучения в АКК.

За последние 10 лет главным источником финансирования АКК были средства, получаемые от правительства штата (около 50 % поступлений). Местные власти вносили 20 %, федеральные фонды – 5 %. Плата за обучение составляла 19 %.

Несмотря на снижение расходов штатов на публичные АКК, их бюджет в 1991 г. вырос на 3 %. Поступления в расчете на один кредитный час обучения полного дня составили 5077 долларов.

Под «кредитом» в американских коммунальных колледжах понимается зачетное платное обучение по определенной программе. Результаты кредитного обучения подлежат тестированию. Только набравший требуемое программой определенное количество кредитных часов (учебных часов в неделю) может рассчитывать на получение диплома или свидетельства. Кредитный час не всегда соответствует одному учебному часу (50 минут), это может быть, например, пара часов, включающая лабораторное занятие. Набранные «кредиты» могут засчитываться при возобновлении прерванного обучения, переходе с одного курса на другой, смене профиля подготовки или даже учебного заведения (если между учебными заведениями существует соглашение о взаимном признании кредитов). Соответственно кредитные часы служат расчетной единицей оплаты преподавателей, в отношении к кредитному часу берутся доходы и расходы колледжей.

Американский коммунальный колледж, как правило, представляет собой комплекс из нескольких учебных заведений, размещенных в разных местах той территории, которую он обслуживает. Например, коммунальный колледж г. Сент-Луис имеет три филиала (campus) и три учебных центра в г. Сант-Луис, в каждом из которых имеется собственная, довольно сложная, организационная структура, 50 региональных колледжей-сателлитов.

Массасойт-колледж имеет два филиала – «кампуса» на площади в 120 га, включающих в себя 9 учебных зданий, библиотеку на 60 тыс. томов, центр искусств с двумя театрами, телестудию и радиостанцию, легкоатлетический манеж, бассейн, баскетбольные залы, теннисные корты и др. Контингент учащихся обычно составляет от нескольких тысяч, до десятков тысяч человек.

Очевидно, управление такими сложными образовательными системами, как американские коммунальные колледжи при характерном для них огромном количестве внутренних и внешних связей с социальной средой, само по себе представляет крупную проблему.

Публичные АКК управляются советами попечителей, которые выбираются или назначаются из представителей местного делового мира, специалистов промышленности, здравоохранения и др. Попечители работают на добровольной основе, не получая денежного вознаграждения (почти во всех штатах). Основная задача попечителей – определение политики в развитии колледжа, его финансировании, капитальном строительстве, оборудовании, обеспечении кадрами, но также и прямой контроль за действиями администрации, исполнительного органа колледжа. Совет попечителей имеет, например, право снять с работы исполнительного директора колледжа.

Некоторые колледжи входят в систему управления университетами соответствующих штатов. Частные колледжи в управлении полностью автономны.

В США действует Американская ассоциация коммунальных колледжей (ААСС), защищающая интересы колледжей перед органами власти, являющаяся (как она сама себя определяет) «адвокатом» коммунальных колледжей в Конгрессе США. Органом международного сотрудничества ААСС является Американский совет по международному / межкультурному образованию (АСПЕ). Существует Ассоциация попечителей коммунальных колледжей (АССТ), несколько межрегиональных ассоциаций колледжей и средних школ.

Департамент образования федерального правительства имеет отдел послесреднего образования, отдел профессионального образования и образования взрослых и оказывает помощь штатам и отдельным коммунальным колледжам в рамках соответствующих федеральных программ, через предоставление им грантов, а также через программы помощи учащимся.

Имеются также частные фонды и фонды штатов для оказания финансовой помощи разным категориям студентов колледжей.

За истекшие 30 лет коммунальные колледжи, безусловно, доказали свою эффективность в рамках американской системы образования. Их опыт перешагнул границы США. В Канаде также была создана система коммунальных колледжей.

На рубеже XX века штат Висконсин в силу бурного развития промышленности и банковского, дела стал превращаться из аграрного в индустриальный. Пустели фермы, закрывались маленькие сельские школы, люди уходили в города. Возникла необходимость в реорганизации системы общественного образования, причем в фокусе реформы находилась подготовка новой рабочей силы, прежде всего для крупной промышленности.

В 1909 г. в штате была создана комиссия по изучению образовательных потребностей. Члены комиссии посетили другие штаты, выезжали в Европу. Особое внимание было уделено Германии, так как на территории штата Висконсин проживает влиятельное немецкое меньшинство.

По выводам комиссии в 1911 г. законодательным собранием штата Висконсин (впервые в истории США) был принят законопроект о продолженном образовании. В соответствии с этим актом был создан Общественный совет штата по индустриальному образованию. Его главная цель состояла в том, чтобы координировать развитие продолженного образования, профессиональной подготовки и вечернего обучения, осуществляемое на средства штата.

В состав Совета вошли: три предпринимателя, три работника наемного труда, генеральный инспектор штата по образованию, декан Висконсинского университетского инженерного колледжа и декан вечернего факультета Висконсинского университета. Состав Совета был утвержден губернатором штата. Интересно, что функции управления новой системой подготовки кадров были с самого начала разделены между Общественным советом и генеральной инспекцией штата по образованию.

По данному закону во всех территориальных сообществах с количеством жителей свыше 5000 создавались местные советы по индустриальному образованию. Их структура практически повторяла структуру Общественного совета штата: 2 предпринимателя, 2 представителя работников наемного труда, местный инспектор по образованию.

Местные советы имели право вводить налог в пользу индустриального образования с собственности стоимостью свыше 500 долларов, взимать с налогоплательщиков в покрытие платы за индустриальное обучение до 50 центов в неделю. Поэтому финансирование образования для занятости было с того времени в штате отделено от финансирования общего образования.

Закон требовал, чтобы каждый шахтер старше 14 лет либо подтвердил свою грамотность, либо посещал школу. Предприниматель не имел права препятствовать тому, чтобы работник в возрасте 14-16 лет продолжал обучение. Время обучения в объеме 120 уч. часов в год оплачивалось как рабочее время. Запрещалась отработка часов, затраченных на обучение. Условия труда работников, обучающихся без отрыва от производства, должны были регулироваться с предпринимателями письменным соглашением. Устанавливалась минимальная заработная плата для преподавателей производственных дисциплин.

Все эти положения закона, кажущиеся сейчас очевидными, были безусловным достижением своего времени. Именно они положили начало развитию висконсинской модели профтехобразования, которая в настоящее время ближе других в США подошла к тому, чтобы называться системой.

За последние 75 лет профтехобразование в штате Висконсин при всех трудностях и недостатках всякий раз доказывало свой динамизм и инновационный характер.

С 1963 г. учреждения профтехобразования штата Висконсин стали частью высшего образования, а ряд крупных профессиональных школ – коммунальными (техническими) колледжами. Впервые в США был создан Совет штата по профессиональному, техническому образованию и образованию взрослых (VТАЕ). Ему было в том числе поручено присвоение ассоциированных степеней по завершении двухгодичных программ технического обучения.

В 1965 г. губернатор штата Висконсин особым биллем разделил всю территорию штата на учебные районы, ответственные за профессиональное, техническое образование и образование взрослых. Эти районы не всегда совпадают с границами графств: выдерживается принцип примерно равного количества учащихся в каждом учебном районе.

В настоящее время в штате Висконсин имеется 16 таких районов. Они управляются местными советами по профтехобразованию, причем члены советов назначаются исполнительной властью при соблюдении принципа равного представительства предпринимателей и работников наемного труда, введенного в 1911 г.

Учебные районы получают финансирование из четырех главных источников: налоги на собственность; помощь штата; средства из федеральных фондов; плата за обучение. По закону штата Висконсин учебный район имеет право взимать 1,5 доллара с каждой 1000 долларов собственности. В 1990/91 уч. году 16 учебных районов располагали совокупным бюджетом в размере 411 млн. долларов.

В Висконсине губернатором штата сроком на 6 лет назначается Совет штата по профессиональному, техническому образованию и образованию взрослых. Председатель Совета избирается членами Совета.

Аппарат Совета возглавляет государственный директор, который назначается только с согласия Совета. Директор отвечает за всю управленческую и инспекционную работу, включая разработку, внедрение и оценку учебных планов и программ: Аппарат Совета несет ответственность за реализацию политики развития профтехобразования в штате, которая разрабатывается Советом, и за соблюдение в данной области законов штата и федеральных законов.

В аппарате два отдела: 1) финансов, планирования и политики; 2) учебных программ и экономического развития. Первый из отделов отвечает за формирование бюджета, за исследования и долгосрочное планирование на основе анализа рынка и опережающей подготовки кадров. Второй – за разработку и внедрение содержания обучения, в том числе для групп населения со специальными нуждами. Сотрудники отдела инспектируют выполнение финансовых планов и программ обучения по учебным районам и координируют деятельность других социальных институтов, занимающихся профтехобразованием.

В штате Висконсин имеется еще и консультативный общественный совет по профтехобразованию, который дает оценку результатам развития системы и помогает Совету штата по профессиональному, техническому образованию и образованию взрослых в формировании годовых и долгосрочных планов.

Система профтехобразования штата Висконсин в настоящее время базируется исключительно на коммунальных (технических) колледжах. Трем из них разрешено помимо профессионально-технических программ вести также и двухгодичные курсы гуманитарных наук (liberal arts) по программам четырехгодичного бакалавриата.

Всего в систему профтехобразования штата Висконсин входит 45 АКК (с учетом филиалов) и сотни связанных с ними центров профподготовки.

Коммунальные колледжи штата Висконсин предлагают обучение по 345 программам, ведущим к получению одного из 153 видов степени ассоциата прикладных наук. Имеется 130 одно- и двухгодичных программ для получения профессионального диплома, 64 программы кратких профессиональных курсов.

Чтобы получить степень ассоциата прикладных наук или искусств, учащемуся нужно набрать от 64 до 72 кредитных часов в течение 2 лет обучения по семестриальной системе, т.е. за 4 семестра по 17 учебных недель. Напомним, что один кредитный час – это два-три 50-минутных занятия в неделю:



  • по спецпредметам – минимум 32 кредитных часа;

  • по общетехническим и базовым научным дисциплинам (математика, физика и др.) – минимум 11 кредитных часов;

  • по общеобразовательным курсам – минимум 15 кредитных часов;

  • предметы по выбору – минимум 6 кредитных часов.

Чтобы получить профессиональный диплом, требуется в зависимости от профессии от 2 до 70 кредитных часов.

Процесс разработки содержания обучения включает две стадии:

1. Исследовательская

Эта стадия начинается с запроса совета учебного района к аппарату Совета штата о том, существует ли профессия, потребность в подготовке к которой возникла в данном районе, в перечнях учебных профессий по другим районам. Если такая профессия или аналогичная ей уже имеется, то из одного района в другой будет просто передана соответствующая документация.

Если такой профессии нет, совет учебного района должен представить в аппарат Совета штата обоснование разработки нового содержания обучения: потребность в этой профессии на местном рынке, перспективы профессионального развития лиц, получивших эту профессию, и др. Только после рассмотрения обоснования принимается решение о начале разработки.

2. Прикладная

Как правило, разработка выполняется совместно аппаратом Совета штата и совета учебного района. В первую очередь изучаются возможности использования в программе обучения уже стандартизированных учебных курсов (по каждому колледжу все учебные профессии и соответствующие им курсы кодированы). Далее разрабатывается содержание новых курсов и начинается отработка необходимых средств обучения, содержания и процедуры оценки результатов обучения и др.

Ни одна программа не может быть введена в действие до тех пор, пока Совет штата не будет уверен в том, что обеспечены все необходимые педагогические, финансовые и правовые условия для ее эффективного выполнения.

Каждый учебный район должен иметь план мониторинга учебных программ. Эффективность учебных программ оценивается не только с педагогической, но и с социальной точки зрения. Решающее значение имеют опросы выпускников и предпринимателей о качестве подготовки, анализ статистики трудоустройства выпускников. Так формируется не только рейтинг программы, но и самого учебного заведения. Наличие стройной системы управления профтехобразованием в штате не отменяет конкуренции колледжей на рынке образовательных услуг. Устаревшие, неэффективные программы будут сняты Советом штата, даже если это повлечет финансовый крах колледжа.

Важное значение для предотвращения подобных последствий имеет аккредитация колледжей как процесс внешней, социальной, а не внутриведомственной оценки их работы. Так, все учебные районы штата Висконсин получили аккредитацию в пользующейся большим авторитетом Ассоциации колледжей и школ северных районов Центра США. Свыше 70 учебных программ и курсов прошли оценку и/или получили аккредитацию со стороны различных внешних советов, агентств, ассоциаций. С 1994 г. учреждения, которые претендуют на средства из федеральных фондов, должны пройти аккредитацию в соответствующем федеральном агентстве, которое находится в данном штате.

В отличие от Висконсина, где система коммунальных (технических) колледжей исторически формировалась как вполне самостоятельная, целостная система профтехобразования с централизованным управлением, развитие коммунальных колледжей в штате Миссури – это история возникновения и становления общинного высшего образования на базе юниорских колледжей (причем в достаточно жесткой конкуренции с другими учреждениями высшего образования).

Коммунальные колледжи в Миссури шаг за шагом отвоевывали «образовательное пространство», потому что смогли обеспечить налогоплательщикам достаточно разнообразное, достаточно высокое по качеству и относительно более дешевое двухгодичное высшее образование.

В настоящее время система коммунальных колледжей в Миссури включает в себя 12 автономных учебных районов, обслуживаемых 16 кампусами – отделениями разных колледжей. В г. Сент-Луисе и Канзас-Сити колледжи настолько велики, что соответствующие учебные районы целиком состоят из кампусов одного колледжа.

В Миссури коммунальные колледжи очень тесно связаны со своим территориальным сообществом. В 1993 г. из поступлений в Сент-Луисский колледж 40 % составили местные налоги, 26 % – плата за обучение и 31 % – помощь штата. Поэтому советы попечителей, выбранные из числа людей, живущих на данной территории и платящих немалые суммы на содержание колледжей (только налога – 22 цента из каждых 100 долларов), действительно управляют ими.

Координационный совет по высшему образованию штата Миссури в отношении коммунальных колледжей имеет право: утверждать программы обучения, давать властям штата рекомендации по финансированию колледжей, координировать их деятельность, образовывать на основании петиций населения новые учебные округа.

В штате нет образовательных стандартов и все колледжи при координирующей роли совета действуют в этом отношении таким образом, чтобы по возможности не дублировать друг друга, иметь определенную специализацию. Они оценивают свою работу, главным образом, по реакции заказчика и потребителя: предпринимателей, выпускников колледжей, родительской и другой общественности. Поэтому колледжи в Миссури по сравнению с колледжами в Висконсине предлагают в настоящее время более широкий спектр образовательных услуг. Они теснее связаны с динамичными рыночными структурами и уделяют гораздо большее внимание обучению по заказам предпринимателей через гибкую систему краткосрочного курсового обучения.

Так, при Сент-Луисском колледже на средства федеральной программы «Сотрудничество в целях подготовки к труду» (Job Training Partnership Act) был создан Центр профессионального сотрудничества графства Сент-Луис (ЦПС). Центр предлагает практическую подготовку к занятию рабочих мест, имеющихся на местном рынке труда.

Все курсы краткосрочные (от 5 до 22 недель) и рассчитаны на индивидуализированное обучение, основанное на самомотивации, интересе учащегося к получению новой квалификации и рабочего места. ЦПС предлагает также коррекционные курсы и повышение квалификации по профессиям бизнеса и промышленности.

Специально для того, чтобы усилить связь с местными предпринимателями, Сент-Луисский колледж создал в 1984 г. Центр поддержки бизнеса, промышленности и труда (ЦБПТ). У Центра две основных функции: подготовка рабочих и служащих по заказам предпринимателей (часто по срочным заказам) и консультирование предпринимателей по профессионально-квали­фика­ци­онным характеристикам рабочей силы, необходимой для их предприятий.

Если ЦБПТ не имеет какого-либо учебного курса, нужного предпринимателю, то за 1-3 месяца методическим отделом Центра совместно со специалистами предприятия готовятся необходимое-новое содержание и средства обучения (в том числе печатные пособия, компьютерные и видеопрограммы).

Ежегодно в ЦБПТ обучается около 30 тыс. работников, более чем из 100 различных компаний. Среди клиентов такие крупные компании, как Форд, Крайслер, Пепси-Кола, Эдисон Бразерс, Эмерсон электрик, Макдоннел Дуглас, Проктер энд Гэмбл и др. ЦБПТ проводит обучение либо в своих лабораториях, и тогда предприятие поставляет оборудование, либо непосредственно на предприятии.

Особенность этой системы коммунальных колледжей в штате Огайо в том, что она создавалась в основном на базе региональных кампусов (филиалов) университетов, принадлежавших штату, для наилучшего удовлетворения потребностей населения в двухгодичном высшем образовании. Кампусы получали статус «независимых», так как управлялись советами попечителей из числа жителей той территории, которую обслуживал кампус.

В настоящее время в штате имеется 5 так называемых «государственных коммунальных колледжей», 13 технических колледжей и 30 региональных университетских кампусов.

Система коммунальных колледжей подчиняется Совету регентов штата Огайо, ответственному за управление всей системой высшего образования штата, включая частные учебные заведения. Совет регентов назначается губернатором на срок 9 лет. В Совет входят девять граждан штата Огайо, а также председатели комиссий по образованию Сената и Палаты представителей Генеральной ассамблеи штата Огайо (с правом совещательного голоса).

Совет регентов имеет широкие полномочия: вырабатывает политику развития высшего образования и проводит ее в жизнь через так называемые рабочие планы; рекомендует губернатору и Генеральной ассамблее штата размеры финансирования системы и распределяет выделенные фонды; утверждает новые программы обучения и соответствующие документы о квалификации; готовит для Генеральной ассамблеи информацию о состоянии высшего образования в штате.

В Огайо нет образовательных стандартов. Их заменяет чрезвычайно сложная, многоступенчатая и длительная процедура утверждения Советом регентов новых образовательных программ, в ходе которой программа должна подтвердить свое высокое качество.

По сути дела, система коммунальных колледжей в Огайо выполняет две стержневых функции: дает двухгодичное законченное образование по программам получения ассоциированной степени или профессионального диплома; реализует программы образовательного трансфера для университетских колледжей более высокого уровня. Таким образом, это система младших колледжей, своего рода «буфер» между средним общим и полноценным высшим образованием. Весь остальной спектр профтехобразования реализуют средние школы, профессиональные школы, различные центры профподготовки и занятости.

Даже беглый анализ изложенного дает основания утверждать, что в американском профессионально-техническом образовании в настоящее время создаются предпосылки для серьезных качественных сдвигов.

Необходимость реформы в национальном масштабе является насущной потребностью. США не хотят проиграть в конкурентной борьбе на мировом рынке, более того, они стремятся опередить соперников в качестве товаров, реализовать огромный идейный потенциал, наработанный американскими компаниями в области информационных и других высоких технологий. Обществом осознается, что это невозможно без резкого роста квалификации рабочих, техников, младших инженеров.

Современной России тоже есть чему поучиться в американском опыте: включенности образования в экономику через развитие рынка труда; быстрому реагированию на нужды рынка труда, что позволяет привлечь дополнительные инвестиции в развитие образования; проведению в жизнь очевидного принципа прямой связи дохода с уровнем квалификации работника; целевому использованию налогов в развитии образования; умению образования лоббировать свои интересы с помощью общественных организаций и многому другому.



По нашему мнению, не проблемы базового среднего или высшего образования являются ключевыми для образовательных систем двух стран в начале XXI века, а эффективность функционирования и развития систем послесреднего общего и профессионального образования, которая определит качество обучения и в конечном счете качество жизни подавляющей массы населения.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница