Ссср в 1920-е гг.: выбор пути



Скачать 385,56 Kb.
страница1/2
Дата29.11.2017
Размер385,56 Kb.
  1   2
Тема урока: СССР в 1920-е гг.: выбор пути

Кудрявцева Марина Анатольевна

Цели: дать представление о выборе пути развития СССР в 1920-е гг.; рассказать о противоречивости нэпа; сравнить задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа; объяс­нить предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения; охарактеризовать принципы, в соответ­ствии с которыми произошло образование СССР; объяснить сущ­ность и значение новой экономической политики; познакомить с понятиями и терминами: продналог, автономия, федерация, план ГОЭЛРО, продразверстка.

Формируемые УУД: метапредметные: сознательно органи­зовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обос­новывать выводы, использовать современные источники инфор­мации; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучени­ками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; личностные: осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гу­манистические традиции своей позиций и ценностей общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: исторические документы; схема «Политическое устройство СССР»; таблица «Военный коммунизм и нэп».

Тип уроков: анализ.

Ход уроков



  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

К 1921 г. страна лежала в руинах. Значительно ослаб интеллектуальный потенциал. Поэтому главная задача внутренней полити­ки Советского государства состояла в восстановлении хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной ос­новы для построения социализма. Смогла ли новая власть спра­виться с этой задачей?

Тема уроков: «СССР в 1920-е гг.: выбор пути».

(Знакомство с планом уроков.)

План уроков

  1. Образование СССР.

  2. План ГОЭЛРО. Переход к нэпу и первые годы новой экономической политики.

  3. Политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921-1925).

  4. Успехи и трудности новой экономической политики.

  5. Повседневная жизнь в годы нэпа.

  1. Введение в новый материал

Итак, новой власти предстояло перейти от военно-мобили­зационной экономики к восстановлению народного хозяйства и построению социализма в стране. Исследуем и проанализируем, каким образом советская власть решала эти задачи.

  1. Работа по теме уроков

  1. Образование СССР

Сегодня мы хорошо осознаем сложность решения националь­ного вопроса в нашей стране. Где истоки трагических событий сегодняшнего дня, связанных с национальным вопрбсом? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

Задание: слушая рассказ учителя, составьте тезисный план ответа на вопрос.

Национальные проблемы считаются одними из самых труд­ных в мире. Что же такое национальный вопрос?

Национальный вопрос — это совокупность политических, эко­номических, территориальных, правовых, идеологических и куль­турных отношений между нациями.

Нации на развалинах Российской империи

На территории России в 1922 г. проживало более 160 различ­ных национальностей. Население страны составляло 134 млн. человек., из которых 40 млн. находились на докапиталистической стадии развития, 10 млн сохраняли пережитки родового строя.

Для решения национального вопроса большевики разработа­ли следующие документы:

  1. «Декларация прав народов России».

  2. «О праве наций на самоопределение», где были сформу­лированы главные принципы большевиков по национальному вопросу:

  • право народов на самоопределение вплоть до выхода из сос­тава Союза;

  • равенство и суверенность;

  • отмена всех национальных привилегий и ограничений;

  • свободное развитие национальных меньшинств.

В результате провозглашенной большевистской политики правительства Финляндии и Польши поспешили отделиться от Советской России.

На территории гигантской страны возник ряд самостоятель­ных и автономных республик, часть которых образовалась по на­циональному признаку (УССР), а часть — по территориально­му (Дальневосточная республика, Туркестанская АССР и др.). В 1919— 1921 гг. между этими государствами был подписан целый ряд договоров, которые предусматривали координацию:

а) в области обороны;

б) в хозяйственной политике;

в) на международной арене.

Причины и предпосылки объединения республик

  1. Экономические обстоятельства (общие хозяйственные свя­зи и исторически сложившееся разделение труда между респуб­ликами).

  2. Внешнеполитические причины (стремление к единой внешней безопасности республик).

  3. В целях совместной обороны.

  4. Облегчение процесса объединения благодаря однотипности государственного устройства и нахождения у власти в республиках единой политической партии.

  5. Принципы построения СССР

Необходимо было решить, на какой основе объединяться.

В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была созда­на комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных рес­публик. Председателем комиссии был И.В. Сталин, который еще с момента создания первого Советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. В комиссию вошли Куй­бышев, Орджоникидзе, Раковский, Сокольников и представи­тели национальных республик по одному от каждой. В комиссии не было единства относительно принципов объединения. Отчет­ливо выделялись следующие точки зрения.

Первая точка зренияпроект И. Сталина. Сталин подгото­вил проект резолюции, предусматривающий вхождение Украи­ны, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономии.

Автономия — это особый статус территории или организации, предусматривающий достаточно широкие возможности самостоятельного решения внутренних проблем, пребывающих вне пределов прав и полномочий государства.

По этому проекту ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР.'

Вторая точка зрения — проект X. Раковского. Грузия заявила, что объединение в* фopме автономии преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости:

  • все республики заключают между собой двусторонние равноправные договоры;

  • центральные союзные органы не создаются;

  • полномочия субъектов объединения равные.

Фактически это была идея конфедерации.

Конфедерация — это политический союз суверенных государств, созданный для решения общих политических и военных целей. Обладает центральными органами. Решения центральных органов, принимаемые по принципу единовластия, выполняются в соответствующих государствах только с согласия их органов власти и управления. Единой политической, правовой, эконо­мической, налоговой системы в рамках конфедерации не существует. На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под предсе­дательством В. Молотова) принимается проект И. Сталина. Три республики (Грузия, Белоруссия, Украина) фактически против автономизации. Материалы отправляют В. Ленину в Горки.

Третья точка зрения — проект В. Ленина. Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин встречается со Сталиным и убе­ждает его изменить проект. Ленин пишет для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими респуб­ликами и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз, т. е. предлагает принцип федерации.

Федерация — это форма государственного устройства, при которой несколько государственных или национально-государственных образований, сохраняющих определенную политиче­скую самостоятельность, образуют одно союзное государство.

Ленин предлагал передать в союзное и союзно-республиканское ведение военные вопросы, вопросы внешней политики и внешней торговли, транспорта, связи, финансов, продовольствия, труда и инспекций. Вопросы юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, народного хозяйства, социального обеспечения оставить в ведении республиканских органов.

Как был образован СССР

Пленум одобрил вариант Ленина. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял решение об образовании нового государства, имевшего следующую структуру:'


Всесоюзный съезд советов

ЦИК СССР

Созный Совет



Совет национальностей

(Проверка выполнения задания и подведение итогов по вопросу.)

2. План ГОЭЛРО. Переход к нэпу и первые годы новой экономической политики

Большевики верили, что социализм докажет свое превосходство над капитализмом в экономике. Для этого была нужна самая передовая техника, работающая на основе электроэнергии. В 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В результате появился план ГОЭЛРО — план строительства сети тепловых и гидроэлектростанций. Ленин заявил, что «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Одновременно большевики осуществляют новую экономическую политику. Итак, в стране экономический и политический кризис. Лидеры партии напряженно размышляют над путями выхода из него.

Задание: изучите схему и определите самый эффективный способ выхода из кризиса. Приложение1.

(Проверка выполнения задания.)

Ленин выбирает третий вариант. Осуществление данной политики началось с марта 1921 г. Что же представляет собой эта политика?

Экономическая сущность — экономическая смычка между промышленностью и мелкотоварным крестьянством посредством торговли, через товарообмен.

Политическая сущность — союз рабочего класса с трудовым крестьянством.

Задание: изучите и прокомментируйте сравнительную таблицу «Основные мероприятия в период нэпа». Приложение 2.
(Проверка выполнения задания.)
Таким образом, в итоге проводимой политики предполагалось достичь следующих результатов:

  1. Укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе.

  2. Кооперирование.

  3. Использование товарно-денежных отношений.

  4. Внедрение хозрасчета, личной заинтересованности.

  5. Ослабление бюрократического аппарата.

Вопросы 3-5 плана (3. Политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921—1925). 4. Успехи и трудности новой экономической политики. 5. Повседневная жизнь в годы нэпа)

Предположим, что вы в качестве иностранных журналистов оказались в Советском Союзе в 1920-е гг. Дайте объективную оценку политического, экономического и психологического состояния советского общества.



Задание для первой группы: работая с текстом п. 3 § 6, охарактеризуйте политическое и социально-экономическое положение страны в первые годы нэпа (1921—1925).

Задание для второй группы: работая с текстом п. 4 § 6, заполните таблицу «Успехи и трудности новой экономической политики».

Задание для третьей группы: работая с текстом п. 5 § 6, охарактеризуйте повседневную жизнь в годы нэпа.

Вопросы для первой группы

  • Приведите примеры неспокойной обстановки в стране, ко­торая сложилась после окончания Гражданской войны.

  • Дайте оценку резолюции «О единстве партии», принятой на X съезде РКП(б).

  • Какие изменения произошли в правовой сфере?

  • Какие изменения произошли в политической системе?

  • Дайте характеристику личности И.В. Сталина.

  • Какую позицию заняла партия власти по отношению к тем, был в оппозиции к большевикам.

  • Почему большевики взяли под особый надзор интеллиген­цию?

  • Чем вы можете объяснить подобную тактику?

  • Прокомментируйте атеистическую и богоборческую поли­тику советской власти, приведите примеры.

  • Чем вы можете объяснить активизацию в 1920-е гг. борьбы с «внутренними врагами»?

  • Охарактеризуйте экономические достижения при нэпе.

Вопросы для третьей группы

  • Почему миллионы людей впоследствии вспоминали годы нэпа как лучшие?

  • Приведите примеры положительных перемен в жизни горожан при нэпе.

  • Чем можно объяснить сохранившуюся проблему здоровья населения?

  • Что предпринимала новая власть для улучшения условий для отдыха и лечения?

  • Докажите, что антирелигиозная пропаганда давала положительные результаты.

  • Опишите жизнь советских людей того периода.

  • Почему крайне высокой оставалась преступность?

  • Какие новые черты быта, психологии масс появились при советской власти во времена нэпа?

(Проверка выполнения заданий.)

V. Подведение итогов уроков

К нэпу как новой политике в свое время и в наши дни не существовало единого подхода. Так, ученый Ю.С. Борисов утверждал: «1920-е годы, особенно первая их половина, привели к возникновению первых ростков нового политического мышления, хотя сам термин родился в наше время. Но именно 1920-е годы на практике дали сочетание новой экономической политики, демократизации, плюрализма с успехами мирного сосуществования. Был открыт путь к ненасильственному миру и строительству социализма в СССР без социальных катастроф, на основе “гражданского мира”».



Историк С.В. Кулешов писал: «Ленинский вариант нэпа можно сравнить в какой-то мере с переводом тюрьмы на хозрасчет, когда получаемые средства используются опять-таки на укрепление этой тюрьмы».

Выскажите свое мнение, аргументировав его.

(Учащиеся высказываются, учитель подводит итоги работы на уроках.)

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 6, задание 9.

  2. Для средних учеников — § 6, задание 3.

  3. Для слабых учеников — § 6, задание 7.

Приложение 2.













Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница