Статья Цель и з адачи закона



Скачать 200,6 Kb.
Дата02.06.2018
Размер200,6 Kb.

Проект

Перевод




ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

З А К О Н




О почве

----------------
Парламент принимает настоящий органический закон.
ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель и задачи закона

Настоящий закон устанавливает правовую основу регулирования охраны и улучшения земель на основе принципов и стратегических элементов, обеспечивающих устойчивое использование земель как неотъемлемое условие социально-экономического развития страны.



Статья 2. Общие принципы

(1) Почва является главным богатством страны.

(2) Общие принципы настоящего закона предусматривают устойчивое использование почв, предупреждение их деградирования, а также улучшение и восстановление деградированных почв.

(3) Принципы и стратегические элементы, составляющие основу настоящего закона, касаются:

a) роли почвы как одной из наиболее важных ценностей человечества, обеспечивающей рост и развитие растений, животных и человека на земле;

b) существования почв с ограниченными ресурсами, частично восстанавливающихся, легко разрушаемых;

c) использование и обустройство территории в соответствии со свойствами земли и требованиям общества по устойчивому развитию;

d) обеспечения в настоящее время и в будущем продовольственной безопасности при условии доступных для потребителей цен и других стимулирующих доходов для производителей;

e) устойчивого использования в сельском хозяйстве, лесоводстве почвенных ресурсов городских и сельских населенных пунктов, природных областей и объектов, находящихся под защитой государства;

f) охраны и улучшения окружающей среды;

g) предупреждения экологических рисков, причинения вреда, бедствий, а также охраны биологического разнообразия и экологических систем природной среды;

h) продвижения принципа «загрязнитель платит»;

i) устранения загрязняющих веществ, создающих опасность для качества почв;

j) поддержания и улучшения качества почвы и экологического восстановления земельных участков;

k) создания и непрерывной модернизации национальной системы интегрированного мониторинга плодородия и качества почв;

l) обеспечения поддержки со стороны государства, гражданского общества, экономических агентов и каждого лица в разработке и соблюдении решений об устойчивом использовании земли;

m) развития международного сотрудничества для обеспечения качества почвы (в особенности с соседними странами);

n) разработки нормативных актов, стандартов и норм оценки качества почвы и порядка устойчивого использования земельных ресурсов в соответствии с принципами Европейского Союза;

o) разработки и принятия политики защиты и улучшения почвы, соответствующей программам развития;

p) обязательности процедуры оценки влияния на землю на начальной фазе проектов, программ или деятельности;

q) координирования планирования использования почв с обустройством территории и сельским развитием.

Статья 3. Определения и понятия

В рамках настоящего закона используются следующие основные понятия:



почва природное тело с особыми свойствами, частично восстанавливаемое, с рыхлым мягким и рассыпчатым слоем от поверхности земли, образованным путем длительного взаимодействия педогенетических факторов, составляющее основу экосистем, уникальный природный ресурс, производящий продукты питания, текстиль и лесные продукты, необходимые для обеспечения постоянного благосостояния настоящих и будущих поколений;

деградирование почвы негативное воздействие на функции почвы, что может привести к значительному ущербу, невыгодности, неудобству для окружающей среды и общества;

вредные процессы процессы, обуславливающие изменение состава и свойств почвы (обезвоживание; снижение содержания биофильных элементов), а также процессы, снижающие качество и продуктивность почвы (нарушение структуры; оседание; загрязнение (механическое, биологическое, химическое, радиационное), водная и ветровая эрозия, оползни, засоление, солонцевание (щелочевание), нерациональная ирригация, наводнение, переувлажнение, заболачивание; антропическое преобразование и т.д.);

деградированная почва – почва, природные и социально полезные функции которой снижены в результате вредных процессов;

охрана почвы – система юридических, организационных, экономических, технологических и иных мер по охране и рациональному использованию почвы;

мелиоративные работы – совокупность организационно-технических и мелиоративных работ, эффект от которых сохраняется в течение длительного периода, предназначенных для включения в сельскохозяйственный оборот непродуктивных почв или повышения производительности малопродуктивных почв;

качество почвы – показатель оценки основных экосистемных функций почв, в первую очередь биопродуктивной, обеспечения качества воды и воздуха, а также здоровья людей и окружающей среды;

управление почвенными ресурсами – меры, направленные на оценку, рациональное использование, консервацию и воспроизводство почвенных ресурсов;

засоление – процесс прогрессивного увеличения количества легкорастворимых солей в почве сверх нормального содержания (0,15%);

осолонцевание – процесс прогрессивного увеличения количества поглощенного натрия сверх нормального содержания (5%);

слитизация – процесс консолидации почвенной массы;

почвенные ресурсы – совокупность всех почв, а также почвенных факторов и процессов, которые могут использоваться человеком.

Статья 4. Функции почвы

Почва является:

а) особой жизненной средой, основой земельных экосистем, средой для существования людей, животных, растений и почвенных организмов;

b) хранилищем накопленной и консервированной энергии в виде перегноя;

с) средой разложения и биохимического преобразования органических отходов, отложения, преобразования и фильтрации веществ, регулирующим подслоем кругооборота и формирования качества поверхностных и подземных вод и воздуха;

d) хранилищем природной и культурной истории;

е) средой содержания запасов сырья, местом для поселения и отдыха, землей для сельскохозяйственного и лесного использования, а также для других экономических и общественных целей.
ГЛАВА II

УПРАВЛЕНИЕ И ОХРАНА ПОЧВЫ

Статья 5. Центральный орган публичного управления в области сельского хозяйства

Центральный орган публичного управления в области сельского хозяйства обязан разработать регламенты и технологии, стандарты качества почв, сельскохозяйственные системы, исключающие деградирование земли и обеспечивающие сохранность и устойчивое использование почвенных ресурсов.



Статья 6. Уполномоченный центральный орган публичного управления по управлению и охране почвенных ресурсов

(1) Центральный орган публичного управления в области сельского хозяйства наделяет подведомственную структуру функциями по управлению и охране почвенных ресурсов, которая устанавливает и осуществляет:

a) систему мониторинга качества земли и информирует Правительство посредством годового отчета о качестве земли и тенденциях развития, с внесением рекомендаций и предложений, необходимых для сохранения, охраны и устойчивого развития почв;

b) регламентации по охране качества почв, включенные в планы:

обустройства территории:

организации лесного обустройства;

мелиоративных работ;

бурения, геологического и гидрологического исследования и разведки;

минимальной деятельности по подземной добыче и/или в карьерах;

с) регламентирование:

порядка использования почвенных ресурсов в национальной экономике;

восстановления плодородия почвы, а также экологическое восстановление земель и природной среды в зонах поражения почвы, подпочвы и экосистем в результате природных бедствий или социально-экономической деятельности, имеющей отрицательное воздействие;

учета земель высшего качества, благоприятных для устойчивого ведения сельского хозяйства;

учета малопродуктивных земель для сельскохозяйственного производства, Государственной программы освоения и повышения плодородия почв, с предоставлением, по требованию владельцев и пользователей таких земельных участков, независимо от права собственности, специализированной технической помощи для улучшения биопродуктивной способности, улучшения путем облесения или для иных изменений пользования;

научно-технического специализированного контроля мелиоративных работ и сельскохозяйственных лесопедовосстановительных работ;

технической помощи, по требованию владельцев и пользователей земли, с использованием наиболее адекватных технологий хозяйствования, защиты, улучшения и устойчивого использования почв.

(2) Государственный контроль за соблюдением законных положений относительно охраны и устойчивого использования почв организуется и выполняется уполномоченным государственным органом по управлению и охране почвенных ресурсов.

Статья 7. Центральный орган публичного управления в области природных ресурсов и охраны окружающей среды

Центральный орган публичного управления в области природных ресурсов и охраны окружающей среды:

a) осуществляет надзор и контроль за соблюдением положений по веществам, отходам и вредным осадкам для земель и восстановлением качества почв при их поражении в результате несоблюдения законодательных положений;

b) осуществляет надзор и контроль за порядком применения законодательных положений о режиме минеральных удобрений и пестицидов в связи с воздействием их на почву, другими факторами окружающей среды и охраной здоровья населения;

с) обеспечивает (заверяет) реализацию проектов по управлению почвой при условии, что почва как фактор окружающей среды для дикой природы и биологического разнообразия использовалась согласно своему потенциалу и экологическим пределам и учитывалась во всех секторальных политиках;

d) осуществляет методы расчета и экономического анализа, с включением расходов по защите почв, расходов в связи с ущербом, нанесенным почвенным ресурсам, а также расходов на восстановление почв, покрываемых государством или физическими и юридическими лицами.



Статья 8. Защита почвы от загрязнения химическими, биологическими, радиоактивными, нефтяными и другими веществами

(1) Уполномоченный государственный орган по управлению и охране почвенных ресурсов:

a) организует мониторинг радиоактивности почвы;

b) осуществляет контроль и предпринимает необходимые меры по соблюдению законных положений о радиозащите почв.

(2) Органы местного публичного управления обязаны обеспечить устойчивое использование почвенных ресурсов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной и лесной деятельности, предпринимать меры по предотвращению и ограничению негативного воздействия на почву опасных веществ, отходов и осадков и уведомлять территориальные органы по охране окружающей среды о любой деятельности, не соответствующей законным положениям.

(3) Физические и юридические лица имеют следующие обязанности в данной области:

a) вести строгий учет количества, характеристик, средств применения веществ, опасных отходов и осадков, в том числе их тары и упаковки, которые входят в их область деятельности, и представлять согласно законодательству компетентным органам по защите окружающей среды необходимые данные;

b) обеспечивать контроль качества почв в целях обнаружения и предотвращения рисков загрязнения химическими, биологическими, радиоактивными, нефтяными продуктами и т.д.

(4) Защита почвы от воздействия ионизирующей радиации осуществляется путем поддержания дозы и рисков на допустимом уровне.

Статья 9. Общие обязанности владельцев и пользователей земли

(1) Владельцы и пользователи земли на любых правах в целях защиты, улучшения и устойчивого использования почв обязаны:

a) предотвращать и не допускать разрушения почв;

b) соблюдать действующее законодательство при изменении назначения или категории земель;

c) обеспечивать применение особых мер по охране лесов и лесных насаждений с функциями защиты почв, расположенных на склонах, с риском поражения и/или пораженных оползнями и эрозией;

d) обеспечивать рациональную эксплуатацию, организацию и обустройство лугов, в зависимости от их восстановительной и защитной способности, улучшение и устойчивое использование земли;

e) сообщать в уполномоченный орган по управлению и защите земельных ресурсов о происшествиях или деятельности, влияющей на качество почвы.

(2) Физические и юридические лица, осуществляющие разведку или эксплуатацию подземных ресурсов, обязаны:

a) соблюдать правила по снятию и хранению плодородного и переходного слоя почвы, включая рекультивированные земли, согласно действующему законодательству;

b) осуществлять рекультивацию нарушенных земель.



Статья 10. Особые обязательства владельцев и пользователей земли

Физические и юридические лица, владельцы или пользователи земли обязаны:

1) в области противоэрозионной защиты осуществлять комплексные противоэрозионные меры на всей площади гидрографических бассейнов, в зависимости от наклона, формы и длины склонов, порядка пользования, обработки и степени пораженности почвы, путем:

a) регулирования поверхностных стоков с целью предупреждения эрозионных процессов;

b) внедрения мер по антиэрозионной организации сельскохозяйственных и лесных земель;

c) мер по улучшению растительности;

d) гидротехнических мер;

e)создания лесных сетей по защите полей и сохранению растительного покрова на легко выветриваемых землях;

f) облесения земель;

2) в области предупреждения оползней:

a) осуществлять комплексные меры, направленные на повышение стабильности склонов, предупреждение проникновения осадков в оползневый массив;

b) применять меры по улучшению растительности и инженерно-гидротехнические меры для предупреждения оползневой активности;

3) в области предотвращения и борьбы с физическим деградированием:

a) уменьшить смещение земли и давление, оказываемое на почву;

b) осуществлять сельскохозяйственные работы в режиме физического созревания земель;

c) оптимизировать баланс органических веществ в почве;

d) включать земли с многолетними растениями в севооборот;

e) оптимизировать режим влажности земель в течение вегетационного периода посредством агротехнических мер;

f) предотвращать переувлажнение, засоление, солонцевание (щелочение) и слитизацию почв;

g) применять технологии по воспроизводству и улучшению характеристик и физического режима земель;

4) в области предотвращения и борьбы с засолением и солонцеватостью (щелочностью):

a) не допускать осуществления на сельскохозяйственных землях работ, влияющих на режим подземных вод, баланс воды и солей в почве;

b) не допускать использования для ирригации минерализированных вод;

c) не допускать работ по ирригации земель с повышенным риском засоления и солонцевания (щелочения);

5) в области предотвращения и борьбы с избытком влаги и заболачивания;

a) обеспечить уравновешенный водный баланс почвы путем применения организационных, агротехнических, гидротехнических и фитотехнических мер;

b) не допускать наводнений, избыточной ирригации, потерь воды в ирригационных каналах.

Статья 11. Режим ресурсных заповедников почвы

(1) Ресурсные заповедники почвы создаются и управляются согласно законодательству о фонде природных территорий, охраняемых государством.

(2) Органы местного публичного управления обеспечивают информирование владельцев ресурсных заповедников, экономических агентов, населения и туристов о существовании на управляемой территории площадей педологического значения, охраняемых государством, и о размере санкций, применяемых за несоблюдение их статуса.

(3) Владельцы участков с почвами, объявленными ресурсными заповедниками, обязаны соблюдать их статус для обеспечения охраны и передачи будущим поколениям согласно действующему законодательству.



Статья 12. Регламентирование изъятия из сельскохозяйст-венного или лесного пользования продуктивных почв

(1) В целях защиты сельскохозяйственных и лесных почв высшего качества запрещается их изъятие из сельскохозяйственного и лесного оборота, использование в других целях, кроме сельскохозяйственных и лесных, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

(2) Органы местного публичного управления в процессе социально-экономического развития, разработки планов урбанизации, обустройства территорий и населенных пунктов обязаны соблюдать статус почв высшего качества.
ГЛАВА III

УСТОЙЧИВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ ПОЧВЫ
Статья 13. Обязанности уполномоченного государственного органа по управлению и защите почвенных ресурсов в области устойчивого использования и мониторинга почвы
Уполномоченный государственный орган по управлению и защите почвенных ресурсов имеет следующие обязанности и ответственность:

a) инициирует и разрабатывает проекты законов, технических норм, регламентов, процедур и директив, согласованных с международными стандартами, о деятельности, отрицательно влияющей на почву, и контролирует их применение;

b) разрабатывает и продвигает:

национальные стратегии по защите, улучшению и устойчивому использованию почв;

рекомендации по составлению региональных и местных стратегий обустройства территорий, с учетом необходимых условий для экологического равновесия, среди которых важная роль отводится защите, улучшению и устойчивому использованию почв;

рекомендации о структуризации ландшафтов с целью стимулирования природных процессов самоочищения и восстановления почв, ограничения концентрации загрязняющих веществ в почве и предотвращение их перехода из почвы в растения, воду и атмосферу;

с) организует национальную систему мониторинга качества почвы и систему инспектирования защиты, улучшения и устойчивого использования почв;

d) сотрудничает с компетентными организациями и органами других стран и представляет Правительство в международных отношениях по защите, улучшению и устойчивому развитию почвы.



Статья 14. Функции и обязанности центральных и местных органов публичного управления в области устойчивого использования и мониторинга почвы

(1) Министерство здравоохранения:

a) осуществляет мониторинг состояния здоровья населения в сопоставлении с состоянием почв;

b) разрабатывает в сотрудничестве с уполномоченным государственным органом по управлению и охране почвенных ресурсов нормы санитарного состояния почвы и контролирует их соблюдение;

c) периодически информирует о влиянии качества почвы на состояние здоровья населения.

(2) Министерство обороны:

a) разрабатывает специальные нормы и инструкции в соответствии с действующим законодательством о соблюдении экологических принципов по охране, улучшению и устойчивому использованию почв в областях своей деятельности;

b) осуществляет надзор за соблюдением норм и инструкций по защите, улучшению и устойчивому использованию почв в военной деятельности, с учетом ее специфики.

(3) Министерство просвещения и молодежи обеспечивает совершенствование планов и программ обучения на всех уровнях в целях усвоения понятий и принципов охраны, улучшения и устойчивого использования почв.

(4) Органы местного публичного управления имеют следующие функции и обязанности:

a) контролируют применение положений планов урбанизации и обустройства территории в целях охраны, улучшения и устойчивого использования почв;

b) проверяют экономических агентов на подведомственных территориях для предупреждения случайного выброса загрязняющих веществ или неконтролируемого складирования на почве или в почву отходов и остатков и разрабатывают системы сбора отходов и остатков для повторной утилизации;

c) принимают с целью охраны, улучшения или устойчивого использования почвы программы по развитию канализационных сетей, сбору дождевых вод, снабжению питьевой водой, сбору, хранению и использованию плодородного слоя земли, полученного в результате копки и т.д.;

d) информируют общество относительно важности охраны, улучшения и устойчивого использования почв;

e) оказывают поддержку, по ходатайству представителей уполномоченного государственного органа по управлению и охране почвенных ресурсов в исполнении ими своих функций.

Статья 15. Обязанности физических и юридических лиц в области устойчивого использования и мониторинга почвы

(1) Охрана, улучшение и устойчивое использование почв является обязанностью всех физических и юридических лиц, использующих земли на любых правах и в любых целях.

Землевладельцы обязаны:

a) сохранять и улучшать плодородие почвы, другие ее полезные свойства путем применения методов научно обоснованного севооборота, рационального использования удобрений, применения щадящих методов обработки земли, а также других защитных мер;

b) не допускать деградирования почвы в процессе ее использования;

c) использовать землю согласно проектам по обустройству территории;

d) помогать уполномоченным лицам в проведении инспекции, предоставлять в их распоряжение все необходимые документы и содействовать осуществлению контроля деятельности, отбору образцов почвы, воды, растений, удобрений, пестицидов, отходов, остатков и т.д., необходимых для освещения проблем в области качественного состояния почвы;

e) подчиняться приказу уполномоченного государственного органа по управлению и охране почвенных ресурсов о временном или полном прекращении деятельности, несущей риск ухудшения качества почвы или ее безвозвратного ухудшения;

f) покрывать расходы на восстановление качества почвы и устранение их негативных последствий;

g) информировать компетентные органы и население о несчастных случаях, оказывающих отрицательное воздействие на качество почвы;

h) не допускать отрицательное воздействие их деятельности на почву прилегающих территорий.

(2) Применение материалов на почве или/и внесение их в почву осуществляется согласно действующим нормам и должно исключать загрязнение и деградирование почвы.



Статья 16. Оценка риска и порядок проведения расследования

Если государственный орган, уполномоченный по управлению и охране почвенных ресурсов, обладает информацией о деградировании почвы, он должен предпринять адекватные меры по определению величины деградирования, согласно действующим нормам, а в случае превышения проводит необходимое расследование для определения размера ущерба и его возмещения.



Статья 17. Исследование почвы

(1) Педологические и агрохимические изъятия и исследования являются единственным объективным источником оценки качества почв и используются для разработки кадастра и проведения мониторинга качества почвы, проектов по земельному улучшению, организации и обустройству территории, мерам по предотвращению и борьбе с процессами деградирования.

(2) Педологические и агрохимические изъятия осуществляются на основе положения, утвержденного Правительством.

(3) На землях, пораженных природными бедствиями или социально-экономической деятельностью, а также на улучшенных землях педологические исследования осуществляются при необходимости по требованию органов местного публичного управления, Государственной экологической инспекции или землевладельца.

(4) Научное обеспечение устойчивого использования, защиты и улучшения почвенных ресурсов осуществляется профильными исследовательскими учреждениями.

Статья 18. Мониторинг качества почвы

(1) Мониторинг качества почвы осуществляется в установленном законодательством порядке и включает его постоянный контроль, установление изменений и оценку процессов деградирования, составление прогнозов и предупреждение решающих факторов о необходимости осуществления действий по борьбе с отрицательными явлениями.

(2) Информация о качественном состоянии почвы получается на основе крупномасштабных и подробных педологических, агрохимических, бактериологических, радиологических исследований, которые осуществляются профильными учреждениями.

(3) С целью информационного обслуживания владельцев и пользователей земли, учреждений и налоговых органов, разработки аргументированных экологических норм и стандартов по эксплуатации и охране почвенного покрова, на основе данных мониторинга почвы формируется банк данных о почве в рамках уполномоченного государственного органа по управлению и охране почвенных ресурсов.

(4) Информация о бонитете земель предоставляется владельцам и пользователям земли, учреждениям и налоговым органам в виде кадастровых карт или свидетельств о качестве почвенного покрова земель и используется для:

a) расчета земельного налога, нормативной стоимости земли, ущерба, нанесенного процессами деградирования и т.д.;

b) осуществления земельных сделок;

c) мотивирования ограничения процесса эксплуатации земель или их изъятия из сельскохозяйственного оборота.


ГЛАВА IV

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Статья 19

(1) Физические и юридические лица несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству за:

a) использование земель в других целях, кроме предусмотренных настоящим законом;

b) деградирование или ухудшение земель;

c) нарушение правил пользования землей.

(2) Материальный ущерб, нанесенный почве физическими и юридическими лицами, компенсируется в порядке, установленном действующим законодательством.

(3) Компенсация ущерба, причиненного почве, осуществляется добровольно или по решению суда.

(4) В случае несогласия с решением представителя компетентных органов физическое или юридическое лицо вправе обжаловать решение в вышестоящий орган или подать иск в судебную инстанцию.


ГЛАВА V

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20

Правительству в течение одного года со дня опубликования настоящего закона:

a) представить Парламенту предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим законом;

b) привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом;



c) утвердить на основе настоящего закона нормативные акты, оговоренные в настоящем законе, необходимые для регламентирования деятельности в области управления и охраны почв.


Председатель Парламента

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница