Статья Просьба предоставить обновленную информацию о Национальном плане действий по реализации Конвенции о правах инвалидов



страница1/5
Дата04.01.2018
Размер0,73 Mb.
  1   2   3   4   5



ADVANCE UNEDITED VERSION

Ответы на дополнительные вопросы
А. Цель и общие обязательства (ст. 1-4).
Цель (статья 1).
1. Просьба предоставить обновленную информацию о Национальном плане действий по реализации Конвенции о правах инвалидов.
Во исполнение заданий Государственной целевой программы «Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов» на период до 2020 года» Верховной Радой Украины принят ряд нормативно-правовых актов.

20.11.2012 г. усилена ответственность за нарушение градостроительного законодательства, в том числе в части учета потребностей людей с ограниченными физическими возможностями.

21.08.2013 г. утвержден Государственный стандарт начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями.

30.10.2013 г. утвержден Порядок проведения эвакуации в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, которым предусмотрено, что Комиссии по вопросам эвакуации, образованные Советом Министров Автономной Республики Крым, местной госадминистрацией, органом местного самоуправления, организовывают оповещение, эвакуацию и прибытие на сборные пункты эвакуации по месту жительства неработающего населения, в том числе инвалидов с поражением органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, психическими расстройствами.

21.11.2013 г. утверждены Положение о врачебно-консультативной комиссии; Порядок установления врачебно-консультативными комиссиями инвалидности детей; Порядок определения семей (лиц), находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, предоставления им социальных услуг и осуществления социального сопровождения таких семей (лиц), а также Порядок взаимодействия субъектов социального сопровождения семей (лиц), находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

28.01.2014 г. и 22.04.2014 г. утверждены новые типовые учебные планы специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, для начальной и основной школ.

13.05.2014 г. усовершенствован Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» в части: определения терминов, используемых в Законе; расширения перечня признаков, дискриминация по которым запрещается; сферы действия Закона; форм дискриминации; полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

29.05.2014 г. введена административная ответственность за парковку транспортных средств в местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, лицами, не имеющими соответствующих льгот.

05.06.2014 г. обеспечены правовые основы реализации введения инклюзивного (интегрированного) обучения детей с особыми потребностями в дошкольных учебных заведениях.

В 2015 г. разработан и представлен на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект Закона Украины «Основы законодательства Украины об опеке и попечительстве над совершеннолетними недееспособными лицами и лицами, дееспособность которых ограничена, их социальной защите» и проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам».

В 2012 г. на базе казённых и государственных протезно-ортопедических предприятий созданы 25 сервисных центров обеспечения инвалидов техническими и другими средствами реабилитации и технического обслуживания таких средств.

В период с 2012 по 2014 гг. людям с инвалидностью, детям-инвалидам и другим отдельным категориям населения бесплатно выдано почти 1,918 млн. технических и других средств реабилитации, а также 1831 автомобиль.

В 2014 г. разработано более 20-ти наименований комплексных программ развития детей дошкольного возраста с особыми потребностями: с аутизмом, с умственной отсталостью различной степени, слепых, с пониженным зрением, глухих, с пониженным слухом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития - с методическими рекомендациями для педагогов, родителей.

В 2013-2014 гг. Государственным предприятием «Научно-исследовательский институт строительного производства» совместно с ОАО «Украинский зональный научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства» разработаны «Альбом технических архитектурных решений по переоборудованию жилых домов с квартирами для проживания инвалидов» и «Альбом технических решений по архитектурной планировке заведений временного и постоянного пребывания для инвалидов с умственной отсталостью».



Определение (статья 2).
2. Просьба дать определение термина «люди с инвалидностью» в законодательстве государства-участника и мер, принимаемых с целью приведения их в соответствие с целью Конвенции.
В Украине процесс перехода от медицинского подхода к инвалидности к основанному на правах подходу, в соответствии с требованиями ратифицированной 16.12.2009 г. Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция), находится на начальной стадии.

Ее начало положено ратификацией Конвенции и принятием 22.12.2011 г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о правах инвалидов», в котором определение термина «инвалид» изложено в следующей редакции: «Инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, которое при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту».

До принятия указанного Закона человеком с инвалидностью считалось лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или врождёнными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной помощи и защите.

В соответствии с вышеуказанным Законом, инвалидность определяется как мера потери здоровья в связи с заболеванием, травмой (ее последствиями) или врождёнными пороками, которые при взаимодействии с внешней средой могут приводить к ограничению жизнедеятельности человека, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту.

Следовательно, определение «инвалид» и «инвалидность» ориентированы не только на «социальную помощь и защиту», как это было до ратификации Конвенции, а на выявление, устранение препятствий и барьеров, препятствующих обеспечению прав и удовлетворению потребностей людей с инвалидностью. То есть, формирование и реализация политики в отношении людей с инвалидностью в Украине уже направлены на создание «общества для всех».

Следующими знаковыми шагами было принятие 06.09.2012 г. Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», согласно которому признак инвалидности включен в перечень дискриминационных признаков, а также 18.06.2014 г. – Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвалидов», в соответствии с которым за дискриминацию по признаку инвалидности предусмотрена уголовная ответственность.

С каждым годом в Украине все активнее происходит переход от медицинской к социальной модели инвалидности, в том числе благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы (выявлению, устранению препятствий и барьеров, препятствующих обеспечению прав и удовлетворению потребностей, в том числе в отношении доступа к объектам физического окружения, транспорта, информации и связи, а также, с учетом индивидуальных возможностей, способностей и интересов, - к образованию, труду, культуре, физической культуре и спорту и т.д.) и деятельности общественных объединений, занимающихся проблемами людей с инвалидностью.

В Украине было инициировано внесение изменений в украиноязычный перевод названия и текста Конвенции. С целью принятия согласованного решения относительно правильности перевода на украинский язык словосочетания «persons with disabilities» исполняющему обязанности Координатора системы ООН в Украине, Постоянному представителю Программы развития ООН в Украине господину Тойберг-Франдзену было направлено письмо с просьбой проконсультировать по этому вопросу.

Господин Тойберг-Франдзен письмом от 25.07.2014 г. сообщил о том, что вышеупомянутый вопрос включает правовые аспекты, связанные с переводом положений Конвенции. В связи с этим, он направил наш запрос в Комитет ООН по правам инвалидов.

Комитет ООН по правам инвалидов письмом от 06.02.2015 г. сообщил о том, что использование терминологии на украинском языке, определяющей людей с инвалидностью как «инвалиды» или «люди с ограниченными возможностями», не соответствует целям Конвенции.

К сожалению, на сегодняшний день этот вопрос не решен, так как русскоязычный перевод названия и текста Конвенции, которые также содержат термин «инвалид», согласно статье 50 Конвенции, являются идентичными.
Общие обязательства (статья 4).
3. Просьба предоставить информацию о мерах, принятых по реализации законов, политики и стратегии с целью защиты, содействия и мониторинга прав людей с инвалидностью. Просьба также предоставить информацию о планах по обеспечению возможности организаций людей с инвалидностью активно осуществлять и полностью участвовать в процессах принятия этих решений.
В соответствии с Указом Президента Украины от 01.12.2014 г. № 902, осуществление Президентом Украины конституционных полномочий по обеспечению соблюдения прав и законных интересов людей с инвалидностью, в том числе получивших инвалидность в зоне проведения антитеррористической операции и инвалидов войны, обеспечивается Уполномоченным Президента Украины по правам людей с инвалидностью.

К основным задачам Уполномоченного, среди прочего, отнесены:

1) мониторинг соблюдения в Украине прав и законных интересов людей с инвалидностью, выполнение Украиной международных обязательств в этой сфере, внесение в установленном порядке Президенту Украины предложений относительно прекращения, устранения, предупреждения ограничения и нарушения прав и законных интересов людей с инвалидностью;

2) осуществление мер по налаживанию взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения прав и законных интересов людей с инвалидностью;

3) внесение Президенту Украины предложений по подготовке проектов законов, актов Президента Украины по вопросам защиты гражданских, социальных, экономических, культурных прав и законных интересов людей с инвалидностью, создание условий для реализации ими таких прав и интересов;

Информация о других мерах, принятых по реализации законов, политики и стратегии с целью защиты, содействия и мониторинга прав людей с инвалидностью, приведены в ответе на вопросы 1 и др.; об обеспечении возможности организаций людей с инвалидностью активно осуществлять и полностью участвовать в процессах принятия соответствующих решений – в ответе на вопрос 32.


4. Просьба проинформировать Комитет о мерах, принятых для перехода от медицинского подхода к инвалидности к подходу, основанному на правах, в соответствии с требованиями Конвенции.
Информация о мерах, принятых для перехода от медицинского подхода к инвалидности к подходу, основанному на правах, в соответствии с требованиями Конвенции, приведена в ответе на вопросы 2 и 3.
B. Особые права.
Равенство и недискриминация (статья 5).
5. Просьба предоставить обновлённую информацию относительно Указа Президента Украины о Стратегии борьбы с дискриминацией, утвержденной Правительством Украины в 2011 г., подробную информацию о санкциях, которые применялись против нарушителей прав людей с инвалидностью по дискриминационному признаку.
Пунктами 42 и 46 Национального плана по выполнению Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 22.04.2011 г. № 494, ряду органов исполнительной власти было поручено в установленном порядке подать на рассмотрение Президенту Украины проект Указа Президента Украины об утверждении Стратегии борьбы с дискриминацией в Украине и утвердить план мероприятий по реализации данной Стратегии.

В то же время, в связи с принятием Верховной Радой Украины 06.09.2012 г. Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», необходимость утверждения Стратегии борьбы с дискриминацией в Украине и плана мероприятий по ее реализации потеряла свою актуальность.

Согласно части третьей статьи 8 и части второй статьи 13 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине», Кабинет Министров Украины своим Постановлением от 30.01.2013 г. № 61 «Вопросы проведения антидискриминационной экспертизы и общественной антидискриминационной экспертизы проектов нормативно-правовых актов» утвердил Порядок проведения органами исполнительной власти антидискриминационной экспертизы проектов нормативно-правовых актов; установил, что общественная антидискриминационная экспертиза проводится общественными организациями, физическими и юридическими лицами в рамках публичного обсуждения проектов нормативно-правовых актов в соответствии с Порядком проведения консультаций с общественностью по вопросам формирования и реализации государственной политики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.11.2010 г. № 996.

Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации» от 13.05.2014 г. № 1263. Его целью является учет международных стандартов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, а также высказанных экспертами Европейского Союза и Совета Европы рекомендаций по Закону Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» относительно: определения терминов, используемых в Законе; расширения перечня признаков, дискриминация по которым запрещается; сферы действия Закона; форм дискриминации; полномочий Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Законом предлагается декриминализировать некоторые виды правонарушений, в том числе за прямое или косвенное ограничение прав граждан по определенным признакам, к которым можно отнести признак инвалидности.


6. Просьба предоставить информацию о количестве дел, возбужденных людьми с инвалидностью, подтверждающую многократную и межгрупповую дискриминацию, с разбивкой по полу и средствам правовой защиты, которые им предоставлялись.
В соответствии с Законом Украины от 18.06.2014 г. № 1519 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвалидов», которым были внесены изменения в статью 161 Уголовного кодекса Украины, к числу признаков, согласно которым наступает уголовная ответственность за прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан, добавлено признак инвалидности.

Статистика по привлечению к ответственности по этой статье в разрезе по различным разбивкам компетентными органами не ведётся.

В то же время, в Украине имели место около 10-ти судебных решений по присуждению людям с инвалидностью компенсации за моральный ущерб. Все они рассматривались в рамках гражданского законодательства.
Женщины с инвалидностью (статья 6).
7. Просьба проинформировать о мерах, принятых для законодательного и политического обеспечения равных прав и возможностей для женщин, учитывая права и интересы женщин и девушек с инвалидностью.
В Украине по состоянию на 01.01.2015 г. общая численность людей с инвалидностью составляла 2 млн. 568 тыс. 532 человека (или 5,98% в общей структуре постоянного населения страны (42,9 млн. человек), в том числе:

- людей с инвалидностью I группы - 251 тыс. 833 человека;

- людей с инвалидностью II группы - 915 тыс. 891 человек;

- людей с инвалидностью III группы - 1 млн. 249 тыс. 683 человека;

- детей с инвалидностью - 151 тыс. 125 человек (44% - женского пола, 56% - мужского).

В зависимости от различных возрастных групп, численность мужчин с инвалидностью на 12-20% больше численности женщин с инвалидностью.

Для обеспечения гендерного равенства Правительством Украины 21.11.2012 г. одобрена Концепция Государственной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2016 года, восстановлена деятельность Экспертного Совета по вопросам противодействия дискриминации по половому признаку, задачей которого является содействие формированию и реализации государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей женщин и мужчин, недопущению всех форм дискриминации по признаку пола, в том числе женщин с инвалидностью.

На сегодняшний день в законодательстве и на практике не проводятся мероприятия (кроме обеспечения некоторыми средствами реабилитации) по обеспечению равных прав и возможностей для женщин с инвалидностью. Этот вопрос, в том числе благодаря общественным организациям, находится на этапе изучения.

В рамках реализации проекта «Гендерно-ориентированное бюджетирование в Украине», который финансируется Шведским агентством международного развития (SIDA), осуществляется гендерный анализ бюджетной программы «Мероприятия по социальной, трудовой и профессиональной реабилитации инвалидов».
8. Просьба предоставить данные и информацию относительно гендерного насилия и программ, направленных на защиту от насилия и поддержку женщин и девушек с инвалидностью.
С вступлением в 2002 г. в силу Закона Украины «О предупреждении насилия в семье» начато формирование целостной системы противодействия семейному насилию.

Закон определяет понятие «насилие в семье», его виды, механизм взаимодействия органов и учреждений, на которые возлагается осуществление мер по предупреждению насилия в семье (органы исполнительной власти и местного самоуправления; органы внутренних дел; органы опеки и попечительства; специализированные учреждения для лиц, совершивших насилие в семье, а также жертв такого насилия).

Для обеспечения эффективного взаимодействия при осуществлении мероприятий по предупреждению насилия в семье утверждены:

- Порядок рассмотрения заявлений и сообщений о совершении насилия в семье или реальной его угрозе (Постановление Кабинета Министров Украины от 26.04.2003 г. № 616), определяющий механизм реагирования субъектов на выявленные факты или угрозу совершения насилия в семье;

- Инструкция по взаимодействию структурных подразделений, ответственных за реализацию государственной политики по предупреждению насилия в семье, служб по делам детей, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи и органов внутренних дел по предупреждению насилия в семье (приказ Минсемьи и МВД от 07.09.2009 г. № 3131/386).

По статистическим данным, в Украине в течение I квартала 2015 г. зафиксировано 29 032 обращения относительно насилия в семье, в том числе 25 116 – от женщин.

В течение I квартала 2015 г. центрами социальных служб для семьи, детей и молодёжи предоставлялась периодическая (при необходимости) помощь лицам, в том числе женщинам, пострадавшим от насилия в семье.

Общее количество лиц, которым предоставляются социальные услуги по поводу насилия в семье, составляет 4947.

Также лицам, пострадавшим от насилия в семье (в том числе женщинам), предоставлялись услуги в центрах социально-психологической помощи, количество которых, по состоянию на 01.04.2015 г., составляло 18 в различных регионах Украины.

Например, с целью распространения среди населения информации о правовых основах предотвращения и противодействия насилию в семье и помощи лицам, страдающим от насилия в семье, утвержден План мероприятий по проведению Национальной кампании «Стоп насилию!» на период до 2015 г. (Распоряжение Кабинета Министров Украины от 01.12.2010 г. № 2154-р), с целью выполнения которого утверждены:

- Методические рекомендации по организации прохождения коррекционных программ лицами, совершающими насилие в семье (приказ Минсоцполитики от 08.05.2014 г. № 281);

- Методические рекомендации к коррекционным программам для лиц, совершающих насилие в семье (приказ Минсоцполитики от 29.10.2014 г. № 838).

Мероприятия по вопросам предотвращения и противодействия насилию в семье включены в Государственную целевую социальную программу поддержки семьи до 2016 года, утвержденную Постановлением Кабинета Министров Украины от 15.05.2013 г. № 341.

С целью усовершенствования национального законодательства по вопросам предупреждения насилия в семье Минсоцполитики, совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти, учеными и неправительственными организациями, подготовило проект Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», предусматривающий механизм реализации мер по предупреждению и оказанию эффективной и своевременной помощи лицам, пострадавшим от насилия.

Законопроект подготовлен с учетом положений Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями (Стамбульская конвенция). В 2011 г. Украина стала 17-м государством, подписавшим эту Конвенцию.

Присоединение к Конвенции будет способствовать созданию интегрированного подхода к ликвидации насилия в отношении женщин и домашнего насилия на национальном уровне.

Министерством социальной политики Украины совместно с другими центральными органами исполнительной власти и международными общественными организациями проводится соответствующая работа по подготовке к ратификации Стамбульской конвенции.

Кроме того, с целью противодействия насилию над женщинами и детьми на оккупированной территории, Министерством социальной политики проводится работа по подготовке Национального плана действий «Женщины, мир, безопасность» на период до 2019 г., в котором запланировано проведение учений и осуществление психологической поддержки школьных психологов, учителей, воспитателей, родителей по вопросам преодоления психологических травм детьми, пострадавшими в зонах конфликта.

Дополнительная информация приведена в ответе на вопрос 20.
Дети с инвалидностью (статья 7).
9. Просьба предоставить подробную информацию о неотложных и соответствующих мерах, принятых для предотвращения институализации и отказа от детей с инвалидностью, в том числе в зонах конфликта на востоке Украины. Существуют ли механизмы мониторинга ситуации в учреждениях для детей с инвалидностью по качеству оказываемой медицинской помощи, услуг и реабилитационных программ, а также квалификации персонала? Какие меры принимаются для защиты этих детей в учреждениях от таких нарушений как торговля людьми, сексуальная эксплуатация и принудительный труд.

В системе социальной защиты населения Донецкой и Луганской областей функционирует 4 дома-интерната, где проживает около 380 детей в возрасте до 18 лет с недостатками физического и/или умственного развития, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

На временно неконтролируемых территориях Донецкой и Луганской областей находятся:

- Шахтерский детский дом-интернат Донецкой области (12 детей);

- Краснодонский областной детский дом-интернат (80 детей) и детское отделение Ровеньковского областного дома-интерната для людей с особыми потребностями (27 детей) Луганской области.

Отмечаем, что перевод воспитанников в дом-интернат другого региона возможно исключительно по заявлению родителей или опекунов (попечителей).

В 2014 г. предпринята попытка вывоза детей из зоны проведения антитеррористической операции. В Луганской области, в частности, были сформированы группы, определены маршруты, закреплены койко-места в интернатах на контролируемой Правительством Украины территории. Однако, в связи с угрозой жизни подопечных, воспитанников и администрации Краснодонского областного детского дома-интерната и детского отделения Ровеньковского областного дома-интерната для людей с особыми потребностями, которые получили предупреждение от представителей «Луганской народной республики» об их расстреле в случае перемещения, вывоз подопечных и воспитанников интернатных учреждений осуществлен не был. Боевики предоставляют разрешение только на вывоз на территорию Российской Федерации.

Как результат, на сегодняшний день на неконтролируемой Правительством Украины территории Луганской области в интернатных учреждениях находится 107 детей.

В то же время, из Донецкой области вывезены все подопечные и воспитанники детских домов-интернатов. Так, с целью сохранения жизни и здоровья детей, все воспитанники Шахтерского детского дома-интерната 03.08.2014 г. были эвакуированы из зоны боевых действий. В то же время, часть воспитанников (12 человек) вернулась в вышеупомянутое учреждение, где и находится в настоящее время.

Относительно мониторинга деятельности учреждений сообщаем, что структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения областных государственных администраций и Киевской городской государственной администрацией осуществляют контроль за качеством социально-бытового и медицинского обслуживания подопечных, проживающих в интернате.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница