Статистический анализ и моделирование информационно-телекоммуникационной деятельности



страница1/14
Дата16.07.2017
Размер2,18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики


Отделение статистики, анализа данных и демографии факультета экономики

Профиль специальных дисциплин «Статистика и анализ данных»

Кафедра статистических методов


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

«Статистический анализ и моделирование информационно-телекоммуникационной деятельности»

Выполнил

Студент группы № 41С

Самородская Д.А.

Научный руководитель

профессор, д.э.н. Архипова М.Ю.

Москва 2013

Оглавление.




Национальный исследовательский университет 1

Высшая школа экономики 1

Введение. 3

Основная часть. 6

Первая глава. Информационно-телекоммуникационная деятельность как объект статистического изучения. 6

1.1.Основные понятия и определения, связанные с информационно-коммуникационной деятельностью. 6

1.2.История становления информационно-коммуникационных технологий. 10

1.3.Основные показатели, используемые при анализе информационно-коммуникационных технологий. 12

1.4.Современное состояние и степень изученности сферы информационно-коммуникационных технологий 15

Вторая глава. Характеристики информационно-коммуникационной деятельности. 23

2.1.Общая характеристика отрасли ИКТ в России. 23

2.2.Исследование позиции России в мировых рейтингах. 40

2.3.Обзор современного прогноза развития отрасли ИКТ. 50

Третья глава. Исследование взаимосвязи основных показателей информационно-телекоммуникационной деятельности. 55

3.1.Предварительный анализ данных, характеризующих использование информационно-коммуникационных технологий. 55

3.2.Исследование взаимосвязи показателей, характеризующих информационно-коммуникационную деятельность. 59

3.3.Исследование причинно-следственной связи между показателями, характеризующими информационно-коммуникационную деятельность. 62

3.4.Исследование причинно-следственной связи между показателями, характеризующими информационно-коммуникационную деятельность, посредством снижения размерности признакового пространства. 72

3.5.Исследование показателей, характеризующих информационно-телекоммуникационную деятельность, по их территориальной расположенности. 76

3.6.Исследование причинно-следственной связи между показателями, характеризующими информационно-телекоммуникационную деятельность, с дискретными зависимыми переменными. 79

Заключение. 92

Список литературы 95

Приложение 97



Введение.

Получение информации – неотъемлемая часть сегодняшнего мира. Без нее невозможно представить полноправного гражданина страны, знающего свои права и обязанности, имеющего свою точку зрения и желающего поскорее получить необходимую информацию о том или ином продукте, о событиях страны, о мировых тенденциях любой сферы деятельности и о многом другом.

Причем это понятие зародилось еще в древности, когда информация передавалась устно, без соответствующих записей, как говорится, из уст в уста. Сейчас мы уже не задумываемся о том количестве этой самой информации, с которой сталкиваемся каждый день. А ведь ее получение происходит практически каждую минуту. Выходя из дома, мы встречаемся с соседями, которые рассказывают о своей жизни или об интересных событиях последней недели. Далее, проходя по улице, мы обращаем внимание на рекламные стенды, предлагающие информацию о новом продукте или услуге. А в общественном транспорте можно встретить громадный поток информации. Информация нас окружает со всех сторон.

В каждой сфере деятельности можно использовать информационно-коммуникационные технологии. Поэтому вопросы по использования ИКТ-технологий бизнесом также актуальны на сегодняшний момент.

Тема дипломной работы «Статистический анализ и моделирование информационно-телекоммуникационной деятельности в России» выбрана неслучайно. Вопросы, касающиеся информации и способов ее передачи, использования информационно-коммуникационных технологий в различных сегментах бизнеса широко отражаются в СМИ, на консилиумах и других научных встречах постоянно обсуждается не только развитие информационных услуг, но и их влияние на современный мир.

Актуальность темы исследования.

Инновационная политика в сфере информационно-коммуникационной деятельности связана с подъемом всей экономики. Необходимо анализировать информационно-коммуникационную деятельность, чтобы оценить возможные механизмы улучшения позиций страны на мировой арене. Существенную помощь в оценке оказывают статистические методы, использование которых помогает определять решающие факторы развития ИКТ в стране, а также их взаимосвязь. Необходимо стимулировать развитие науки, нововведений, использовать передовые производственные технологии. Это в свою очередь будет определять эффективность экономики в целом, а также финансовую стабильность отечественных предприятий.

В последнее время не вызывает сомнения тот факт, что информационные технологии играют первостепенную роль в нашей жизни. Они обеспечивают конкурентоспособность страны и стабильный экономический рост. В России инновационные технологии используются далеко не повсеместно, компании большинства секторов предпринимательской деятельности отстают в плане использования современных технологий. Анализ достоинств и недостатков страны поможет скорректировать текущие тенденции и сформировать эффективное развитие сектора ИКТ и всей экономики в целом.

Цель и задачи исследования.

Целью данной работы является исследование информационно-коммуникационной деятельности в России.

В соответствии с данной целью можно выделить следующие задачи:


  • Выявление основных тенденций в России;

  • Проведение сравнительного анализа российских показателей информационно-коммуникационной деятельности с зарубежными;

  • Исследование взаимосвязи наиболее значимых показателей информационно-телекоммуникационной деятельности;

  • Исследование причинно-следственной связи между основными показателями информационно-коммуникационной деятельности;

  • Формулировка выводов по проделанному исследованию.

Объект исследования – информационно-коммуникационная деятельность в России.

Предмет исследования – показатели информационно-коммуникационной деятельности в России.

Проблема исследования.

Проблема изучения информационно-коммуникационных технологий обостряется в связи с постоянным, непрерывным развитием новых возможностей для ИКТ-деятельности, поэтому необходим тщательный анализ рынка ИКТ-технологий, оценка конкурентоспособности как на уровне предприятий, так и в стране в целом. Современное общество превратилось в информационное общество, где жизнь обычных горожан и деятельность предприятий неразрывно связана с ИКТ-деятельностью. Но политика не может основываться на информации, полученной из ненадежных источников, массовых СМИ, отдельных исследованиях, необходима комплексная система получения надежной статистической информации об информационно-коммуникационной деятельности в стране.

Теоретическая и методологическая база.

Теоретической базой послужили научные труды ученых, посвященные использованию информационно-коммуникационных технологий. А в качестве методологической базы использовались пакеты прикладных программ Excel, SPSS, Eviews. В качестве статистического инструментария использовались методы корреляционного, регрессионного, факторного и кластерного анализа.

Информационная база.

В качестве информационной базы использовались данные Федеральной службы государственной статистики, материалы официальных сайтов сети Internet и СМИ.


Основная часть.

Первая глава. Информационно-телекоммуникационная деятельность как объект статистического изучения.

    1. Основные понятия и определения, связанные с информационно-коммуникационной деятельностью.


Информационно-телекоммуникационная деятельность в современном мире одно из важнейших явлений общественной жизни, которое затрагивает все сферы деятельности человека. Она влияет на формирование отношений внутри общества, внутри каждой отдельной страны, а также между странами.

Для того чтобы разобраться, что включает в себя понятие информационно-телекоммуникационной деятельности, рассмотрим основные ее компоненты.



Информационно-телекоммуникационная сеть, согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", - это «технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники» [1]. Информация – это неотъемлемая форма всех протекающий процессов, это ресурс жизнеобеспечения общества. А услуги по преобразованию этой информации и обеспечению доступа к ней населения и являются информационными услугами, изучение которых – цель данной работы.

Информация может быть общедоступной, а также ограниченной. Можно выделить следующие категории информации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации":



  • Информация, свободно распространяемая;

  • Информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

  • Информация, которая в соответствии с Федеральными законами подлежит распространению;

  • Информация, распространение которой ограничивается или запрещается федеральным законом Российской Федерации.

Немаловажно определить понятие информационных технологий. «Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [1]. Информационные технологии необходимы для эффективного решения задач организации информационного процесса передачи данных, с учетом временных, трудовых, материальных и прочих затрат.

Информационные технологии повышают эффективность и конкурентоспособность предпринимательского сектора. Сейчас весь бизнес перемещается в сеть Интернет, поэтому необходима продуманная стратегия бизнеса по использованию информационных технологий. Несмотря на это использовать информационные технологии надо продуманно, так как такой инструмент повышения эффективности ведения деятельности достаточно затратный и сложный. От руководителей бизнеса требуется основательная оценка возможного использования ИКТ-технологий, ясное представление о целях использования современных технологий для построения стратегии бизнеса.

Несмотря на кажущуюся простоту восприятия информации, необходимо правовое урегулирование информационных процессов.

Для начала определим основные принципы правового регулирования отношений в сфере информационных технологий [1]:



  1. свобода поиска, поиска, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;

  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

В связи с этим государство должно быть обеспокоено защитой информации, а именно предотвращением ее несанкционированного использования, уничтожения, модифицирования, копирования, распространения и других неправомерных действий. Помимо этого сейчас конфиденциальность предоставляемой информации также находится под охраной государства. Нарушение подобного рода законов несет за собой дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

Без сомнения, развитие, как компьютеров, так и Интернета есть не что иное, как инновационная деятельность. Именно в секторе информационно-телекоммуникационных услуг инновационная деятельность представлена особо широко. Поэтому следует определить и это понятие. Инновационная деятельность вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результатов научно-исследовательских работ, инженерно-технических, предпринимательских, организационных и маркетинговых решений) [8]:



  • в технологически новые или значительно усовершенствованные продукты или услуги, внедренные (используемые) на рынке,

  • в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, используемые в практической деятельности.

Современная методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах.

Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана Группа национальных экспертов, которая разработала Руководство Фраскатти (город в Италии, где в 1963 г. была принята первая версия документа).

Стоит отметить, что инновационность не всегда является достаточной для достижения преимуществ продукта. Помимо этого производители должны учитывать спрос потребителей и продукцию, предлагаемую конкурентами. Так, российский бизнес не стремится инвестировать полученную выручку в исследования и разработки. Отрицательная сторона инноваций связана с тем, что потребителям необходимо время, чтобы приспособиться к новому.



    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница