Статистический анализ и моделирование развития сферы услуг в области культуры



страница1/6
Дата21.08.2017
Размер0,93 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет экономики
Отделение статистики, анализа данных и демографии
Кафедра статистических методов
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


«Статистический анализ и моделирование развития сферы услуг в области культуры»

Выполнила

Студентка группы № 41С

Волкова Г.Л.


Научный руководитель

профессор, д.э.н.

Архипова М.Ю.

Москва 2013


Введение 3

Часть 1. Особенности сферы услуг в области культуры 6

1.1. Основные понятия 6

1.2. Особенности области культуры как нематериального сектора 8

1.3. Современные тенденции развития сферы услуг в области культуры 12

Часть 2. Анализ развития сферы услуг в области культуры в Европе 22

2.1. Особенности развития сферы культуры в Европе 22

2.2. Статистический анализ развития сферы культуры в странах Европы 26

Часть 3. Анализ развития сферы услуг в области культуры в России 43

2.1. Анализ состояния сферы культуры в России 43

2.2. Статистический анализ развития сферы культуры в России 47

Заключение 56

Список источников 59

Приложения 61


Введение


Сфера культуры, ранее сравнительно не часто выступавшая в качестве объекта экономических и статистических исследований, в последние годы всё чаще становится объектом внимания, обсуждения и изучения. Это связано с тем, что многие страны уже давно вступили в постиндустриальную эпоху и перешли к информационной экономике, и теперь для их экономического развития характерно бурное развитие сферы услуг и нематериального производства. В таких условиях услуги, предоставляемые сферой культуры, также становятся широко востребованными, а некоторые наиболее современные отрасли сферы культуры, такие как, например, музыкальная и киноиндустрия, становятся высокоприбыльными областями экономики, успешно функционирующими по рыночным законам.

Область культуры из-за своей во многом нематериальной природы имеет свои характерные особенностями, однако это не мешает ей становиться объектом успешного анализа с помощью математического и статистического инструментария.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в применении статистических методов при анализе состояния сферы культуры в странах Европы и в России. В последние годы такие исследования стали особенно востребованы. Появляется всё больше научных работ, рассматривающих связь сферы культуры с общим уровнем социально-экономического развития страны.

Область культуры получает всё более широкое международное признание в качестве сферы, имеющей большой потенциал развития. В современную информационную эпоху, когда всё важнее становятся человеческие ресурсы и, соответственно, инвестиции в человеческий капитал, сфера культуры может дать новые стимулы к развитию общества.

Объектом данного исследования выступает сфера культуры, а также культурные блага и услуги. Предмет исследования – особенности развития данной отрасли и её связь с остальными сферами экономической и общественной жизни.

Цель данной работы состоит в анализе текущего состояния сферы культуры в Европейских странах и России. В ходе анализа планируется выделить основные особенности данной области, а также значимые взаимосвязи между сферой культуры и другими показателями, характеризующими социально-экономическое развитие стран.

Задачи данного исследования:


  • Описать основные особенности культурных благ и сферы культуры

  • Систематизировать информацию о международных и российских проектах в области культуры

  • Проанализировать текущее состояние статистики культуры и перспективы её развития

  • Провести статистический анализ развития сферы услуг в области культуры в Европе и России

  • Выделить факторы социально-экономического развития, с которыми наиболее тесно связано развитие культурной сферы

При написании работы использованы различные статистические методы, такие как корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ по методу главных компонент, анализ временных рядов. При выполнении данной работы был использован пакет SPSS.

Для анализа были использованы различные статистические данные, взятые из международных и национальных статистических баз данных. Данные показатели можно условно разделить на несколько групп. В качестве показателей, характеризующих состояние сферы культуры в Европе, были использованы данные о занятости в культурном секторе. Для России были проанализированы данные по числу посетителей различных учреждений культуры (музеи, театры), а также показатели деятельности общедоступных библиотек. При анализе данных по Европейским странам были использован ряд социально-экономических показателей, таких как реальный ВВП на душу населения, государственные расходы на социальную сферу, средний чистый годовой доход на 1 человека и т.д. Также были рассмотрены два агрегированных индекса, используемые для международных сопоставлений – глобальный инновационный индекс и индекс развития человеческого потенциала. Для характеристики социально-экономического развития субъектов Российской федерации были использованы такие показатели, как среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения, реальный размер назначенных пенсий и численность студентов.

В числе источников данных, использованных при написании ВКР – различные нормативно-правовые документы и международные соглашения в области культуры. При анализе статистических данных были использованы показатели, публикуемые ЮНЕСКО, Евростатом, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) и т.д.

Часть 1. Особенности сферы услуг в области культуры

1.1. Основные понятия


В современном мире, когда всё больше стран вступают в эпоху постиндустриальной экономики, вопросы развития сферы услуг в целом и области культуры в частности становятся всё более актуальными. Ведь в наиболее развитых странах, в которых базовые материальные потребности человека уже удовлетворены, на первый план выходит нематериальное производство, сфера услуг и вместе с ней – все те блага, которые не имеют вещественного выражения, но имеет огромное значение в жизни современного человека.

При описании области культуры возникают трудности уже на уровне основных понятий, так как почти все термины из этой области, как и само понятие «культура», имеют множество различных определений. Это связано с нематериальной природой культурной сферы и с тем, что многие связанные с ней явления воспринимаются чисто субъективно. Всё это ведёт к появлению различных определений, связанных с культурой. Во избежание многозначности, данную работу необходимо начать с введения основных понятий. Для того чтобы дать однозначные определения терминам, связанным со сферой культуры, обратимся к документам официальных организаций, которые далее будут упоминаться в работе.

ЮНЕСКО определяет культуру как комплекс особых духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных характеристик общества или социальной группы, которые охватывают не только искусство и литературу, но также образ жизни, уклад совместного проживания, системы ценностей, традиции и верования. Области культуры, выделенные в системе статистики культуры ЮНЕСКО, представляют собой общий комплекс экономической (такой, как производство товаров и услуг) и социальной (такой, как участие в культурной жизни) деятельности, которая традиционно рассматривается в качестве «культурной». Кроме того, смежные области включают другие виды экономической и социальной деятельности, которые можно рассматривать как «отчасти культурные», или, как их чаще называют в отличие от «чисто культурных» – «развлечения и досуг» [8].

Досуг по методологии ЮНЕСКО определяется как деятельность, которой занимаются для развлечения или расслабления, которая отвлекает, доставляет удовольствие или стимулирует. Она включает азартные игры и развлечения, но исключает физические упражнения, относимые к разделу спорт.

В связи с введением определений культуры и досуга необходимо дать определение и услугам, оказываемым в этих областях. Культурные услуги направлены на удовлетворение культурных интересов или потребностей. Сами по себе они не являются материальными культурными товарами, но облегчают их производство и распространение. Например, культурные услуги включают лицензионную деятельность и другие услуги, связанные с авторскими правами, распространением аудиовизуальной продукции, пропагандой исполнительских видов искусства и культурных мероприятий, а также культурные информационные услуги и хранение книг, записей и артефактов (в библиотеках, центрах документации, музеях) [8].

Целесообразно помимо международных определений дать также определение отрасли культуры, принятое в Российской Федерации и отражённое в официальных документах. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 27.12.2012 N 2567-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы» «отрасль культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, циркового, музыкального), кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры» [2]. Введём ещё несколько связанных определений, упомянутых в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре":

«Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей» [3].

В российской практике, как и в международной, подразумевается, что к достижениям культуры во многих случаях приобщаются на досуге. Поэтому существует термин «культурно-досуговая» сфера.

Наличие большого числа нематериальных аспектов, связанных с отраслью культуры, ведёт не только к многозначности трактовок основных определений и терминов, но и к появлению ряда характерных особенностей, которые отличают сферу культуры от материальных отраслей экономики и выделяют её среди сферы услуг.

1.2. Особенности области культуры как нематериального сектора


До недавнего времени сфера культуры довольно редко становилась объектом экономических исследований, математической формализации и статистического изучения. Во многом это связано с тем, что вся сфера услуг, частью которой является область культуры, стала играть значительную роль в экономических процессах относительно недавно, если сравнивать с более традиционным сектором материального производства. Также многие услуги, производимые в сфере культуры, имеют свои характерные особенности, связанные с тем, что главный объект их воздействия – человек с его субъективным восприятием. Поэтому многие показатели сферы культуры не поддаются прямому и однозначному измерению. Все упомянутые особенности приводят к тому, что сфера культуры часто рассматривается как нечто далёкое от общепринятых экономических механизмов и не изучаемое с помощью математического и статистического инструментария.

Однако в настоящее время всё более распространённым становится мнение о том, что в процессе деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и благ [9].

Важной особенностью сферы культуры является то, что она имеет не только экономический, но и социально-экономический характер. Очевидно, что продукты сферы культуры оказывают огромное воздействие на общество и социальный аспект культурной деятельности нельзя не отметить. Также важно заметить, что деятельность в сфере культуры может вообще не носить экономического характера, а может существовать исключительно в виде добровольной деятельности людей, имеющих потребность в реализации своего духовного потенциала или удовлетворения своих культурных потребностей. Культурной деятельностью занимаются не только организации сферы культуры и их сотрудники, но и другие члены общества, группы и формирования. В современном мире особое развитие получило любительское движение, повсеместно создаются различные добровольные объединения. Обобщая вышесказанное можно сказать, что «деятельность в сфере культуры может быть реализована в процессе общественного разделения труда и непосредственного обмена его продуктами — экономический аспект, или самостоятельно существовать в виде самоцели людей, имеющих определенные духовные и эстетические установки — социальный аспект» [10].

Многие учреждения культуры рассматриваются как заведомо некоммерческие. Некоммерческий характер деятельности большинства организаций культуры определяет специфику их финансового механизма, основанного преимущественно на бюджетном финансировании. Массовая сеть государственных учреждений сферы социально-культурных услуг финансируется за счет региональных и местных бюджетов. Однако в случае со сферой культуры важно различать понятия «некоммерческий» и «неприбыльный». Организации в сфере культуры могут приносить экономическую прибыль, но это не будет являться приоритетом в их деятельности. Основной целью многих услуг сферы культуры является удовлетворение определённых нравственно-эстетических потребностей индивидов, осуществление воспитательных и образовательных функций, что, однако, не исключает коммерческого потенциала данных услуг. В последние годы, в связи с бурным развитием культурно-досуговой сферы и сферы развлекательных услуг, можно говорить о значительном увеличении коммерченского потенциала культуры, который при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие экономики. В сфере услуг культурного сектора появились области, в которых приоритетом стало уже именно извлечение прибыли, а не создание культурных ценностей, хотя эти две цели зачастую очень тесно связаны. Примером могут служить различные виды деятельности коммерческих организаций культуры, например шоу-бизнес, кино-видеопроизводство и др. Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемые, а некоторые (например, организация концертов популярных эстрадных артистов, и др.) служат источниками пополнения местных бюджетов. Таким образом, бюджетное финансирование культуры может органично сочетаться с элементами самофинансирования, а также с деятельностью, приносящей значительную экономическую прибыль.

В целом можно выделить три основных источника финансирования культуры:


  1. общественное финансирование (в основном из средств правительства или общественных институтов), предоставляемое в прямой (субсидии и гранты) или косвенной (освобождение от налогов) форме;

  2. частное (из рыночных источников);

  3. благотворительное (финансирование со стороны некоммерческих организаций и отдельных индивидов)

В процессе своей деятельности организации, оказывающие услуги в сфере культуры, используют имеющиеся в их распоряжении здания, сооружения, оборудование, другие материальные ресурсы, которые участвуют в воспроизводстве культурных благ, направленных на удовлетворение духовных потребностей населения. Здесь отчетливо прослеживается качественная аналогия с процессом производства и использованием основных фондов. Однако культурная сфера имеет и свою специфику. К числу принципиальных отличий относится следующее: в сфере материального производства предметы труда преобразуются и приобретают иную натуральную форму, а в сфере культуры человек, на духовный мир которого оказано некоторое воздействие, приобретает новое духовное состояние, но используемые материальные ресурсы при этом сохраняют свою натурально-вещественную форму. Важно отметить и то, что во сравнению с материальным производством, особую роль играет творческий потенциал создателей культурных ценностей и благ. Велико значение личностного фактора, индивидуальных особенностей работников сферы культуры, а технические средства при этом могут играть лишь вспомогательную роль. Необходимо отметить и то, что в сфере культуры часто бывает сложно отделить производителей культурных благ от их потребителей, так же как не всегда возможно отделение процесса производства культурных благ от их потребления. В отличие от материальных благ, где эти два процесса в большинстве случаев разделены во времени, многие услуги сферы культуры образуются только в процессе их восприятия сторонним индивидом.

С точки зрения статистического анализа необходимо отметить то, что многие показатели культурной сферы принципиально неизмеримы из-за того, что воздействие многих культурных благ воспринимается только субъективно и не может быть однозначно выражено в физических показателях. Поэтому развитие культурной сферы и эффективность оказываемых в ней услуг может быть измерено только опосредованно через связанные с данной сферой материальные показатели (например, количество учреждений, время работы учреждений культуры, расходы на финансирование определённых видов деятельности). Однако такая отрасль, как статистика культуры, в данный момент активно развивается, и статистические данные по этой отрасли всё чаще становятся объектом количественного анализа.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница