Статистический анализ инфраструктуры сферы образовательных услуг региона



Скачать 132,21 Kb.
Дата25.10.2016
Размер132,21 Kb.
    Навигация по данной странице:
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РЕГИОНА
Подосенова И.А., Леушина Т.В.

Оренбургский государственный университет, Оренбург
Образование – явление многоаспектное и непосредственно связанное с интеллектуальным потенциалом нашего общества. По большому счету именно состояние и развитие образовательной инфраструктуры определяет экономический и инновационный потенциал регионов и государства в целом, их устойчивое развитие и социальный прогресс, прирост национального богатства. Индекс уровня образования является одним из компонентов индекса человеческого развития (Human Development Index) — комбинированного показателя, характеризующего развитие человека в странах и регионах мира (составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека).

Приняв конвенцию о правах ребенка, которая с момента принятия этого документа Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., была ратифицирована наибольшим числом стран, Российская Федерация согласилась взять на себя обязательства по выполнению ее положений. Одним из ее основополагающих принципов закреплено следующее: государства-участники должны обеспечивать право ребенка на образование, поддерживать бесплатное и обязательное начальное образование, поощрять развитие среднего образования, обеспечивать доступность высшего образования, стремясь при этом к осуществлению «этого права на основе равных возможностей» (КПР, ст. 28).

Проблемы российской сферы образования нашли свое отражение в одном из национальных проектов, программа которого была сформулирована президентом Российской Федерации в 2005 г. Основными целями проекта «Образование» были обозначены: ускорение модернизации системы российского образования, достижение им современного качества, отвечающего запросам страны и развитию цивилизации.

Региональные проблемы образования являются отражением ситуации в данной сфере, сложившейся на общегосударственном уровне, и Оренбургская область, как один крупнейших регионов РФ, не является исключением, в связи с чем ведущей задачей статистики является оценка и прогнозирование процессов формирования, развития и использования компонентов региональной инфраструктуры образовательных услуг.

Образовательный уровень населения непосредственно изучается статистикой на основе данных выборочных наблюдений и переписей населения, а методика международных сопоставлений в сфере образования разрабатывается и совершенствуется ЮНЕСКО - Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO - The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Развитие сферы образовательных услуг в области имеет давнюю, сложившуюся историю. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [1] в 1913 году в Оренбургской губернии работало 507 школ, а самыми престижными средними учебными заведениями до Октябрьской революции были мужские гимназии. Это связано с тем, что именно они открывали доступ к высшему образованию. В XIX веке в Оренбургской губернии появились первые средние специальные учебные заведения, а практическая история высшего образования в регионе берет свое начало в 1919 г., когда отделом образования Оренбургской губернии на базе учительского института было создано первое высшее учебное заведение – институт народного образования.

Первоосновой общей системы образования является дошкольное образование. На начало 2014 года в Оренбургской области работала 781 дошкольная образовательная организация на 93,6 тыс. мест. Основные показатели инфраструктуры дошкольного образования области в длительной динамике приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные показатели дошкольного образования в Оренбургской области


Показатель

Год

1960

1970

1980

1990

2000

2010

2013

Число дошкольных образовательных учреждений – всего

589

896

1148

1523

887

779

781

Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях – всего, тыс. чел.

32,1

77,2

119,9

136,6

64,7

81,9

96,9

в процентах от численности детей соответствующего возраста







62,8

50,6

58,4

63,8

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных организациях, человек







112

74,0

104,0

103,0

Источник: Статистический ежегодник Оренбургская область.1999 : Стат. сб. / Оренбургский областной комитет государственной статистики. – Оренбург, 1999; Статистический ежегодник Оренбургской области. 2014 : Стат. сб. / Оренбургстат. – О65 Оренбург, 2014. Составлено авторами.

Спрос населения области на получение дошкольных образовательных услуг ежегодно растет, что обусловлено окончанием демографического спада и ростом численности детей дошкольного возраста, в том числе вследствие миграционных процессов. Вместе с тем, количество детских садов за 1990-2013 гг. сократилось практически вдвое. Проведенное аналитическое выравнивание ряда позволило выявить, что с наименьшей ошибкой аппроксимации данную тенденцию описывает полином третьей степени (рисунок 1).


Рисунок 1 – Исходные и модельные уровни ряда числа дошкольных образовательных организаций Оренбургской области
Близость распределения остатков модели к нормальному и отсутствие в них автокоррелированности позволили сделать вывод об адекватности модели исходным данным и возможности ее использования для анализа и среднесрочного прогнозирования исследуемого показателя. Согласно полученной модели тренда с вероятностью 95 % можно прогнозировать снижение числа дошкольный образовательных организаций в области на среднесрочную перспективу - в 2014 г. оно составит 763 единицы, в 2015 г. – 751 единицу. При этом уже по состоянию на 1 января 2014 г. 42,2 тыс. детей состояли на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.06.92 года №3266-1 «Об образовании» установлены образовательные цензы общего образования: основное общее образование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательной организации), среднее (полное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 (12)-го класса). На начало 2013/14 учебного года в области работало 966 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организаций, в которых обучались 205,0 тыс. учащихся, в том числе 21 гимназия с численностью учащихся 15,8 тыс. и 23 лицея, которые посещали 15,6 тыс. учащихся [1].

Негативная тенденция наблюдается в динамике числа дневных образовательных школ области. Темпы снижения данного показателя в длительной динамике наглядно иллюстрирует рисунок 2.

Рисунок 2 – Темпы снижения числа дневных общеобразовательных школ

в Оренбургской области
Как видно из рисунка, ситуация оставалась относительно стабильной с 1980 г. до 2000 г., после чего происходит резкое снижение числа дневных образовательных школ области. Следует отметить, что данные изменения произошли, в основном, за счет снижения числа государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в сельской местности, причем уменьшение числа школ связано с закрытием начальных школ.

В показателе численности обучающихся в общеобразовательных школах также наблюдается убывающая динамика (рисунок 3).



Рисунок 3 – Численность обучающихся в дневных общеобразовательных

учреждениях области в динамике
Это связано, в первую очередь, с наблюдающейся негативной демографической ситуацией в области – высоким уровнем смертности, увеличением доли населения старше трудоспособного возраста при одновременном снижении доли молодежи и населения трудоспособных возрастов.

Несмотря на то, что наблюдалось общее снижение и численности учащихся и числа учителей, темпы снижения последних, начиная с 2007 г., были более быстрыми (таблица 2). Это, в свою очередь, вылилось в большую нагрузку на учителей и не лучшим образом сказалось на уровне обучения.


Таблица 2 – Снижение численности обучающихся и учителей в дневных общеобразовательных учреждениях Оренбургской области

Учебный год

Снижение численности обучающихся, в % к предыдущему году

Снижение численности учителей, в % к предыдущему году

2005/06

-5,7

-3,0

2006/07

-5,0

-4,2

2007/08

-3,7

-4,4

2008/09

-2,6

-16,2

2009/10

-2,1

-5,4

2010/11

-1,3

-4,2

2011/12

-0,4

-2,2

2012/13

-0,1

-3,4

2013/14

-5,7

-3,0

Источник: Статистический ежегодник Оренбургской области. 2014 : Стат. сб. / Оренбургстат. – О65 Оренбург, 2014. Расчеты авторов.



Качество высшего образования без преувеличения можно назвать одной из ключевых проблем современной России. В мировом рейтинге лучших университетов мира по версии британской компания QS (Quacquarelli Symond) в 2014 г. только один национальный университет вошел в число лучших 200 – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (114 место). Этот же университет занял в 2014 г. 84-е место в Академическом рейтинге университетов мира (The Academic Ranking of World Universities). Оренбургский государственный университет в Национальном рейтинге университетов 2013/2014 учебного года занимал 82-ю позицию.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области на начало 2013/14 учебного года в регионе действовало 7 самостоятельных образовательных организаций высшего образования, 23 филиала вузов, в которых обучались 68,0 тыс. студентов. Конкурс при поступлении в государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования составил в среднем 394 поданных заявления на 100 мест.

В области осуществляется выпуск специалистов различных направлений и видов экономической деятельности. Наибольшая доля выпускников приходится на специальности экономики и управления, затем – специальности образования и педагогики, естественных наук.

В условиях оптимизации ситуации на рынке труда в учреждениях высшего образования продолжается сокращение бюджетных мест на экономические, юридические и непрофильные для вузов специальности. Увеличивается прием по направлениям подготовки бакалавров и сокращается по специальностям (в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки специалистов).

Среди субъектов Приволжского федерального округа в 2013/14 учебном году по численности студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего образования область занимала 6-е место из 14-ти субъектов округа (205 человек на 10000 человек населения) (рисунок 4).


Рисунок 4 - Численность студентов государственных и муниципальных учреждений высшего образования по субъектам ПФО

на 10000 человек населения на начало учебного года


Сокращение государственных расходов на образование привело к его коммерциализации и, как следствие, повышению доли платного образования. В 2012/14 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучались 32,55 тыс. студентов государственных вузов – это 53,5 % от общей численности студентов государственных вузов. По сравнению с 2000 г. число «коммерческих» студентов выросло в 2,6 раза.

Следует отметить, что в динамике наблюдается качественный рост профессорско-преподавательского состава государственных учреждений высшего образования области (таблица 3).


Таблица 3 – Численность профессорско – преподавательского состава персонала учреждений высшего образования на начало года
человек

Показатель

2000/01

2005/06

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

Численность

профессорско-преподавательского персонала (штатный персонал) – всего



2995

3724

3615

3524

3413

3118

в том числе имеют:



















ученую степень



















доктора наук

184

275

313

299

316

325

кандидата наук

1188

1437

1922

1857

1879

1801

ученое звание



















профессора

176

210

234

229

234

232

доцента

753

849

1041

1070

1054

1030

Источник: Статистический ежегодник Оренбургской области. 2014 : Стат. сб. / Оренбургстат. – О65 Оренбург, 2014. Составлено авторами.

По сравнению с 2000 г. в 2013/14 учебном году увеличилось число преподавателей, имеющих ученую степень доктора (на 141 человек или 76,6 %) и кандидата наук (на 613 человек или 51,6 %).

В целях модернизации регионального образования, внедрения передовых информационных технологий и сотрудничества ведущих ученых с коллективами образовательных учреждений различного уровня в Оренбургской области действуют совет ректоров вузов, ассоциации учебных заведений.

Наиболее крупной из них является Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ», созданная на базе Оренбургского государственного университета (ОГУ). В настоящее время Ассоциация обеспечивает взаимодействие со 137 образовательными субъектами Оренбуржья (около 100 тыс. педагогов, студентов и учащихся). Основной целью деятельности Ассоциации, которая активно сотрудничает с университетскими округами Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Челябинска, Уфы, является интеграция общественного потенциала образовательных субъектов как важнейшего резерва повышения инновационных и образовательных возможностей региона.

Важным достижением в системе высшего образования области является  целевая контрактная подготовка специалистов с высшим образованием за счет средств областного бюджета – «Губернаторский набор», который осуществляется с 2000 года.

В заключение отметим, что каждый субъект феде­рации должен иметь четкую и ясную картину сложившейся ситуации на сво­ей территории относительно проблем сферы образования; не только знать различные аспекты этих про­блем, их динамику, но и пути решения. Статистическая методология в свою очередь владеет действенным инструментарием, позволяющим оценить и прогнозировать уровень, сложившиеся тенденции и закономерности инфраструктуры образовательных услуг.




Список литературы

  1. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2014 : Стат. сб. / Оренбургстат. – О65 Оренбург, 2014. – 566 с. - ISBN 978-5-9901823-6-3.

  2. Статистический ежегодник Оренбургская область.1999 : Стат. сб. / Оренбургский областной комитет государственной статистики. – Оренбург, 1999– 331 с.

  3. Оренбуржье [Электронный ресурс] : официальный портал Правительства Оренбургской области, 2012. -– Режим доступа : http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/SocialServices/Education.html. – 10.11.2014.

  4. Эконометрика : учебник / В.Н. Афанасьев, Т.В. Леушина, Т.В. Лебедева, А.П. Цыпин; под ред. проф. В.Н. Афанасьева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2012. – 402 с.: ил. – ISBN 978-5-4417-0150-1.

  5. Афанасьев, В.Н. Статистические методы в исследовании потребления платных услуг домашними хозяйствами : учеб. пособие для вузов / В.Н. Афанасьев, Т.В. Леушина; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ОГУ, 2011. – 156 с., ил. ISBN 978-5-7410-1138-6.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница