Стратегические альтернативы модернизации и инновационного развития экономики Магаданской области



Скачать 135,68 Kb.
Дата26.10.2016
Размер135,68 Kb.
Стратегические альтернативы модернизации и инновационного развития экономики Магаданской области.

Галина М. Голобокова, Администрация Магаданской области, Магадан, Россия


Стратегия государства по построению Национальной инновационной системы и основные положения Послания Президента РФ Медведева Д.А. по модернизации и инновационному развитию ставят на повестку дня вопросы поиска возможностей развития экономики регионов на основе модернизации, инноваций и рынка интеллектуальной собственности (ИС).

В связи с этим существует актуальность научной разработки методических проблем, связанных с вопросами количественной оценки условий модернизации и инновационного развития региона, обоснования направлений улучшения этих процессов с целью выбора стратегических альтернатив развития региона. Научными и организационными основами инновационной деятельности Магаданской области мы начали заниматься с 2007 года. В план научных исследований входили разработка концептуальных основ стратегии инновационного развития и поиск моделей развития инновационной деятельности в отраслях региональной экономики, а также оценка инновационного потенциала Магаданской области и определение дальнейших векторов и механизмов инновационного развития в условиях экономического кризиса. В рамках научной темы «Проведение научных исследований инновационных процессов и разработка механизмов внедрения инноваций в региональной экономике» выполнены исследования по моделированию стратегических альтернатив и механизмов внедрения инноваций в региональной экономике. Разработаны методические подходы к реализации стратегии инновационного развития северных территорий и авторская модель формирования и функционирования инновационной политики региона. На основе анализа современного социально-экономического состояния и инновационного потенциала экономики Магаданской области разработана методика стратегической диагностики для выбора приоритетных направлений для модернизации и инновационного развития, а также конкретные механизмы инновационной политики Магаданской области с учетом интеграции науки, образования и бизнеса. В настоящий момент ведется разработка научных подходов к созданию синергетических механизмов интеграции усилий участников инновационных процессов, что является основой для законодательных и институциональных преобразований (законы об инновационной деятельности, о развитии рынка интеллектуальной собственности, коммерциализации результатов НИР, механизмы эффективного управления мобилизацией финансовых ресурсов, формирование инновационного государственного заказа и стимулирование инвесторов в инновационном бизнесе).

Для разработки методики стратегической диагностики выбора приоритетных направлений модернизации и инновационного развития региона необходимо учитывать особенности элементов социально-экономической системы региона:

1) стратегию государства – нормативные акты и методы государственной региональной политики;

2) функциональную специфику органов регионального управления, которые вырабатывают субъективные цели развития региона;

3) потребности регионального сообщества (социальной среды), как электората законодательных региональных органов и систему общественных организаций и неформальных движений;

4) наличие бизнес – организаций, лоббирующих свои интересы и создающих препятствия для объективного рассмотрения стратегических альтернатив развития;

5) потенциал научно-образовательной сферы, в которой появляются результаты интеллектуальной деятельности (РИД).

Выбранная стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года определяет приоритеты стратегии социально-экономического развития Магаданской области, к которым относятся:

1. Интенсивное развитие инновационного бизнеса на основе квалифицированных кадров, современных технологий и венчурного финансирования.

2. Модернизация отраслей региональной экономики на основе бюджетного и частного финансирования.

3. Развитие интеграционного взаимодействия между участниками процессов модернизации и инновационного развития.

4. Формирование условий для активизации инвестиционных процессов в развитии отраслей региональной экономики.

На основе анализа этих условий разработано дерево стратегических целей развития региона, приведенное на рис. 1.

МИССИЯ РЕГИОНА – ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Обеспечение конкурентоспособности экономики региона

Консолидация ресурсов региона для ускоренного экономического роста и решения социальных проблем

Развитие человеческого капитала региона, повышение его мобильности, востребованности и условий воспроизводства

Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и повышение деловой активности в регионе

Диверсификация, модернизация и инновационное развитие отраслей регионального хозяйства

Улучшение экологической обстановки

Рис. 1. Дерево стратегических целей региона

Технология разработки стратегии развития базируется на методологии – совокупности общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом менеджменте: системном анализе, PEST, SNW и SWOT-анализах. Разработка методических подходов к выбору стратегических альтернатив модернизации и инновационного развития (САМИР) позволила обеспечить возможность аналитической оценки условий модернизации и инновационного развития региона и обосновать приоритеты их улучшения с использованием методов системного и сравнительного анализа, факторного анализа, экспертных оценок, динамики явлений, стратегических методов (метода группировок, метода сравнений, выборочного и индексного методов), метода статистической обработки данных социологических исследований). Эмпирическую базу при разработке САМИР составляли данные Госкомстата РФ и Магаданской области, комитета экономики Магаданской области, Министерства экономики и развития торговли РФ. В результате проведенных исследований была сформирована модель разработки и реализации САМИР региона, приведенная на рис.2.

Диагностический анализ факторов внешней и внутренней среды

Синтез инновационных проектов социально-экономического развития

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Социальная сфера

Региональное хозяйство

Производственная сфера

АПК

Управленческая сфера



Инвестиционная сфера

Стратегические альтернативы модернизации и инновационного развития (Областные целевые программы по направлениям)

Годовые плановые мероприятия по реализации стратегических альтернатив модернизации и инновационного развития региона

Механизмы и инструменты управление реализацией стратегических альтернатив

Рис. 2. Модель разработки и реализации САМИР региона

Для оценки факторов внешней среды при выборе САМИР выполнен PEST-анализ факторов, оказывающих, на наш взгляд, наибольшее влияние на «возможности» или «угрозы» для региона. Далее определялась степень влияния каждого фактора на стратегию по 5-бальной шкале, т.е. «пять» - сильное воздействие угрозы; «единица» - отсутствие угрозы. И, наконец, определены «взвешенная оценка» путем умножения «веса» на «оценку» степени влияния и суммарная взвешенная оценка, которая указывает на степень готовности региона реагировать на факторы внешней среды при реализации САМИР. Согласно результатам анализа, будущие внешние возможности для модернизации и инновационного развития региона составляют 2,275 баллов, что значительно выше будущих угроз, которые оцениваются 1,855 баллов. Результаты SNW-анализа показали, что для региона имеет определенный стратегический паритет сильных (33) и слабых (32) сторон, что характеризует высокий инновационный потенциал Магаданской области и хорошую устойчивость экономики региона по отношению к текущим и прогнозируемым факторам внешней среды. Следует отметить, что устойчивость экономики во многом определяется возможностью использования потенциала таких отраслей, как горная промышленность, рыбодобыча, энергетика, отрасль строительных материалов, т.е. отраслей, использующих возобновляемые ресурсы. Сильные и слабые стороны внутренней среды региона и бальная оценка конкурентоспособности оценивались по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного веса от «единицы» (незначительный) до «пяти» (выдающийся). Итоговые стратегические оценки «силы» и «слабости» региона определялись как сумма произведений степени важности показателя на его бальную оценку конкурентоспособности. По данным проведенного далее SWOT-анализа были выделены наиболее важные стратегические зоны хозяйствования - направления в стратегии модернизации и инновационного развития экономики Магаданской области:

СЗХ1 – технологическая и организационная модернизация в т. ч. через режим ОЭЗ;

СЗХ2 – инновации через интеграцию участников инновационных процессов;

СЗХ3 – инновации через развитие рынка интеллектуальной собственности.

Учитывая, что основой развития инновационной экономики Магаданской области является огромный потенциал минерально-сырьевого комплекса (золото, серебро, другие цветные металлы, платиноиды, бурый и каменный уголь, нефть и газ, торф, цеолиты, известняки, гипс, плавиковый шпак, барит), богатые биоресурсы Охотского моря, а также наличие широкого спектра научно - образовательных центров, реализация САМИР будет способствовать эффективному использованию всех этих достоинств Магаданской области. В настоящий момент Магаданская область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе по количеству организаций, занимающихся инновационной деятельностью - 35 единиц и объему инновационных товаров (работ, услуг) – 2,4 млрд. рублей. Доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 5,2% в общем объеме отгруженных товаров и является максимальной на Дальнем Востоке. Уровень инновационной активности в Магаданской области в 2010 году возрос и составил 34%. Большая часть малых инновационных предприятий приходилась на сферу связи (19,1%) и обрабатывающие производства (9,1%). Эти предприятия составляют 88,9%, 30,0% и 15,8% от числа обследованных предприятий в соответствующих отраслях. Создано 6 передовых технологий, не имеют аналогов в мире – 3 технологии. Инновационные процессы осуществляются в сфере добычи полезных ископаемых, в производстве и распределении электроэнергии и воды, в переработке водно-биологических ресурсов Охотского моря и агропромышленном комплексе, в отрасли строительных материалов, в области информационных технологий и техники связи, а также в предоставлении различных видов услуг.

Предпосылкой дальнейшего развития инновационной деятельности является наличие в регионе Особой экономической зоны (ОЭЗ), которая обеспечила реализацию ряда проектов модернизации, сдерживание роста цен на товары и услуги, насыщение финансового и товарного рынка области, сохранение рабочих мест на предприятиях и социальные гарантии. В 2009 году из фонда ОЭЗ было реализовано 2 проекта модернизации на 15 млн. руб., в 2010 году из фонда ОЭЗ было профинансировано 7 проектов на 57,5 млн.руб.

Продление режима ОЭЗ, как первая составляющая САМИР, может стать новым механизмом интенсивного развития региона, но для этого потребуется внести изменения в Федеральный закон от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Принятие нового законопроекта позволит активнее вовлекать результаты интеллектуальной деятельности в практику, увеличить прирост валового регионального продукта и платежей в бюджеты всех уровней, значительно снизить высокую транспортную и энергетическую оставляющую в стоимости товаров, производимых в Магаданской области, запустить новые производства перерабатывающей промышленности, привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить соответствующий уровень жизни для населения Магаданской области, снизить отток трудоспособного населения. Это особенно важно в условиях наличия огромного потенциала недр региона и близости к странам АТР, проявляющим интерес к перспективным для освоения территориям. В перспективе можно реализовать проекты по освоению углеводородных ресурсов лицензионных участков шельфа Охотского моря, реализация которых для региональной экономики по существу является организационной инновацией, которая приведет к мощному развитию региональной промышленности и инфраструктуры.

Другой стратегической альтернативой для эффективного инновационного развития из выбранных САМИР должна стать интеграция высшей школы, академической науки и бизнеса в решении проблем внедрения инноваций при активной поддержке региональной власти. Учитывая это, Администрацией Магаданской области было уделено внимание разработке инновационной политики, предусматривающей создание инновационной инфраструктуры и развитие инновационного предпринимательства для реализации интеграционных процессов во внедрении инноваций и активного вовлечения в них преподавателей, студентов и выпускников магаданских ВУЗов, а также ученых научных центров и представителей бизнес-структур. Конкретными мерами интеграции в региональной инновационной политике стали организация Координационного совета по инновационной деятельности при губернаторе Магаданской области, разработка Областной целевой программы «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы», принятие Областного закона по инновационной деятельности, создание Северо-Восточного центра интеллектуальной собственности.

Интеграция с образовательными учреждениями в подготовке кадров для инновационной экономики осуществлялась через проведение программ дополнительного образования, семинаров, круглых столов. В Северо-Восточном государственном университете ведется подготовка по специализации «Инновационный менеджмент» специальности «Менеджмент организации», проводятся занятия по Президентской программе подготовки управленческих кадров «Менеджмент в сфере инноваций» (120 час), по которой в 2010-2011 годах осуществлен выпуск специалистов для проектных команд в реализации региональных инновационных проектов.

Для дальнейшего развития интеграционных процессов в регионе приняты решения по разработке механизмов, стимулирующих внедрение инноваций на предприятиях региона. Ведется создание инновационного бизнес-инкубатора в виде многофункционального интеграционного комплекса, представляющего разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления и вовлекающим результаты интеллектуальной деятельности, разработанные научным сообществом. Приоритет для размещения в бизнес-инкубаторе будут иметь предпринимательские структуры, включенные в реестр субъектов инновационной деятельности Магаданской области.

Другим интеграционным механизмом инновационной деятельности в регионе будет создание инженерно-аналитического и образовательного центра обогатительных технологий в целях проведения научно-исследовательских работ в области обогащения минерального (в т.ч. техногенного) сырья, разработки и внедрения в горнодобывающую отрасль новых технологий добычи и обогащения минерального сырья, с широким привлечением студентов, а также опытных высококвалифицированных специалистов горнодобывающих предприятий.

И, наконец, третьей составляющей САМИР является внедрение инноваций через развитие рынка интеллектуальной собственности. Для реализации этого был создан Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности, благодаря которому подача заявок на выдачу патентов на изобретения в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 г. на 6,87%. За 2010 год было подано 8 заявок на получение патентов, из которых 6 – на изобретения, 1 - на полезную модель, 1 - на промышленный образец, (в 2009 году в Магаданской области было подано только 5 заявок, из которых 2 - на изобретения, 1 - на полезную модель, 1 - на промышленный образец, 1 – на товарный знак). В 2011 году увеличилось число заявок и полученных патентов. В настоящее время ведется работа по оформлению (защите) авторских прав на создаваемую установку по непрерывному выведению тяжелых минералов при отработке россыпных месторождений золота. Разработчиком инновационного оборудования является Восточный научно-исследовательский институт золотых и редких металлов (ВНИИ-1), а заказ на изготовление 15 комплектов установки размещен на ОАО «Магаданский механический завод». В 2011 г в рамках областной целевой программы «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы» выполнены мероприятия по формированию рынка интеллектуальной собственности: сбор и анализ информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным в Магаданской области в период 1991-2010 годы и разработка программного обеспечения для формирования и ведения электронного каталога объектов интеллектуальной собственности, обладателями которых являются физические и юридические лица Магаданской области.

В настоящий момент региональная инновационная система Магаданской области, реализующая САМИР, представляет собой совокупность взаимодействующих субъектов инновационной деятельности: Управления по инновационной политике Администрации Магаданской области, 8 образовательных и научных центров, 32 предприятий, включенных в Реестр субъектов инновационной деятельности и региональную инновационную инфраструктуру, включающую НП «Северо-Восточный центр интеллектуальной собственности», Инновационно-технологический центр горной отрасли в СВКНИИ ДВО РАН, ООО ОКБ «Инновационные разработки», ООО «Магаданское агентство содействия инновациям», Лабораторию стратегических и инновационных исследований в Северо-Восточном государственном университете.

Результаты выполненных исследований по САМИР применены при корректировке документа «Стратегия социально-зкономического развития Магаданской области до 2025 года» и разработке предложений для документа «Стратегия социально-зкономического развития Дальневосточного региона и Забайкалья до 2025 года», а также используются в учебном процессе для подготовки студентов по специальности «Менеджмент организации», специализации «Инновационный менеджмент».

Инновационная деятельность Магаданской области в 2011 году была высоко оценена Центром исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ, который провел сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации.

Однако реализация САМИР сдерживается из-за отсутствия эффективных примеров интеграции науки, образования и производства. Об этом свидетельствует и недостаточно высокий показатель использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Причиной является отсутствие мер стимулирования внедрения НИР в гражданский оборот. Необходимо дополнить существующую нормативно-правовую базу положениями об уменьшении налоговой базы на величину балансовой стоимости РИД при их постановке на учет и ввести ускоренную амортизацию нематериальных активов, а также определить порядок выплаты вознаграждений авторам РИД.

Не используются пока возможности финансирования новых проектов для начинающих свой бизнес инновационных компаний путем привлечения венчурного фонда и механизмов частно-государственного партнерства.



Список использованной литературы:

  1. Дудов Н.Н., Голобокова Г.М. Стратегическое управление регионом в инновационной экономике. Монография. Изд. СВГУ, Магадан, 2008 г. – 170 с.

  2. Голобокова Г. М. Создание инновационной инфраструктуры в Магаданской области (опыт, проблемы и перспективы). Второй Всесоюзный Форум «Интеллектуальная собственность России-2008». Интеллектуальная собственность в условиях инновационно - ориентированной экономики. Сборник документов и материалов // под редакцией доктора юридических наук Лопатина В.Н. М., Издание Роспатента, 2008, 390 С.-(С. 131-138).

  3. Дудов Н. Н., Голобокова Г. М. Продвижение инноваций и первый опыт выпуска специалистов по управлению ими в Магаданской области. //Высшее образование сегодня, № 10, 2009 г. С. 6 – 11.

  4. Голобокова Г. М. Методические подходы к созданию региональной инновационной системы (РИС). Проблемы формирования инновационной экономики региона: материалы 1науч.-практ. конф. (Магадан, 2-3 дек. 2009 г.) / науч. ред. д.э.н., проф. Г.М. Голобокова, к. г-м. н., доц. Ю.В. Прусс.- Магадан: Новая полиграфия, 2010 г..- 260 с.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница