Стратегический менеджмент университета. Аксиоматика современного высшего образования



Скачать 65,72 Kb.
Дата24.10.2016
Размер65,72 Kb.


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ УНИВЕРСИТЕТА.

АКСИОМАТИКА СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Г.Захаревич



  1. «Всем людям, независимо от происхождения и национальности, должно быть гарантировано право на высшее образование. Общество должно предоставить личности возможность самовыражения, основанного на таланте, способностях и желаниях каждого» (Всеобщая декларация прав человека).

  2. «Студенты должны иметь возможность выбирать курсы и уровни обучения, которые позволили бы им занять должности на приемлемом уровне» (Декларация ЮНЕСКО).

  3. «Высшее образование является частным, а не общественным товаром, и его проблемы решаются рыночным путем, т.е. предложение этого товара ограничено, он не требуется всем, и у него есть цена. При этом «покупатели» (бизнес и экономика) достаточно хорошо информированы, в то время как те, кто предоставляет услуги (руководители и преподаватели университетов), часто не владеют информацией о потребностях покупателей и качестве своего «товара».

Необходимо покончить с «переговорным финансированием», традиционно основанном на количестве студентов и репутации вуза. На его место должно придти «финансирование по результату», когда государственная поддержка будет привязана к показателям, определяемым «покупателем/потребителем» (Доклад Всемирного банка «Финансирование и управление высшим образованием: доклад о всемирных реформах» - конференция ЮНЕСКО, Париж, 1998).

Вот что говорит по этому поводу почетный генеральный менеджер Лювенского католического университета К.Таверньи: «Университеты должны осознавать, что старые времена прошли и никогда не вернутся. Ныне они живут в совершенно другом мире с новыми требованиями.

Везде в мире правительства все более не в состоянии оплачивать в полном объеме счета высшего образования: в сравнении с другими приоритетами современные университеты стали чересчур дорогими для существования на деньги общества. Более того, правительства не только не в состоянии, но и не хотят этого делать по той простой причине, что в современном обществе знаний широкий круг университетской продукции приносит значительные дивиденды тем, кто ее приобретает. А кто получает выгоду и должен заплатить хотя бы часть стоимости. Как следствие, университеты становятся некими гибридами: полугосударственными, получастными. Часть своей деятельности они вынуждены осуществлять в условиях глобального рынка с сильными конкурентами, появляющихся с неожиданных сторон: мультинациональные корпорации, превращающие свои тренинговые, учебные центры в аккредитованные корпоративные университеты, являются хорошим примером данной тенденции»» (в России определенные действия в этом направлении осуществляет РАН, лицензируя и аккредитуя на базе своих институтов учреждения высшего образования. Сюда же следует добавить такое новое явление в университетской среде как академический капитализм, возникающий на основе использования прогрессивных мультимедийных технологий, а также вступление нашей страны в ВТО).

4. «Университеты процветали много лет постольку, поскольку развили эффективную форму разделенного правления, которая хорошо им служила. Она типично включала трехуровневую систему общественного надзора и опеки, разделенного коллегиального внутреннего управления и административного руководства. Но, несмотря на то, что такая схема показала себя долговечной и эффективной в течение 900 лет, в наше время она обретает признаки сильного напряжения.

Всем университетам надо работать со своими партнерами и спонсорами, чтобы обеспечить сохранение преимуществ коллегиального управления и открытости, одновременно прояснить и вновь определить права и ответственность каждого преподавателя и руководства университета, обеспечив университет более быстрой реакцией на внешние изменения и более эффективное служение обществу» ( Глионская декларация, 1998 г.).

5. «В обществе постоянно меняющихся целей и нечетких ценностей университет должен отвечать за нечто большее, чем точные данные и надежная информация; даже большее, чем полезные знания и надежные стандарты. Университет является хранителем не только знаний, но и ценностей, на которых базируются эти знания; не только профессионального мастерства, но и этических обязательств, которые лежат в его основе; не только научного исследования, дисциплинированного учения и широкого понимания, но также и средств, которые делают возможным исследование, учение и понимание» (Глионская декларация, 1998 г.).

Снова обратимся к Таверньи:

«Поскольку знания становятся такими важными для общества, правительства, бизнеса и индивидов, все эти «акционеры» критически оценивают, что и как университеты делают. Они требуют подотчетности не только в отношении использования ресурсов, но также и в отношении качества и социальной значимости их результатов».

6. «В самое последнее время европейский процесс продвинулся весьма существенно. Как бы ни были важны эти шаги, они не должны заслонять тот факт, что Европа - это не только зона евро, банков и экологических институтов: она должна быть также Европой знаний» (Сорбонская конференция, 1998 г.). «...остается только констатировать, что большинство университетов распределяет свои усилия и интересы таким образом, что это совершенно не согласуется с национальными интересами» (Лерен Бок, бывший президент Гарвардского университета. В кн. «Университеты и будущее Америки», Изд-во МГУ, 1993, с.55.

7. «Европа знаний - это создание европейского региона высшего образования для развития мобильности граждан, их востребованности, глобального развития континента. Гражданин Европы - идея ведущих европейских правительств.


Основными положениями этой идеи являются:

  • создание системы академических степеней, которые были бы максимально сравнимы, посредством, в частности, унифицированному приложению к диплому;

  • переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура;

  • введение системы кредитов, способствующих мобильности студентов» (Болонская декларация, 1999 г.)

  1. «Именно новые технологии движут уровнем жизни нации. С 1996 года

национальная производительность труда повышалась в среднем на 2,6% ежегодно. Это скорость, при которой уровень жизни удваивается каждые 25 лет. Такой рост производительности труда не может быть обеспечен без достаточной подготовки рабочей силы в области математики и естественных наук» (Доклад комиссии Д. Гленна Конгрессу США «Пока еще не поздно», сентябрь 2000 г.).

«Не японцы изобрели цветное телевидение, видеоаппаратуру и полупроводники. Но именно они разработали систему дизайна и технологию производства» - из кн. Д. Бока, с. 30.



  1. Открытое, электронное, дистанционное образование - это возможности новых информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющие получить образовательную услугу по своему выбору вне зависимости от места нахождения продавца (см. аксиомы 1 и 2).

  2. Асинхронное образование, вытекающее из первых двух аксиом и подтверждающее тот факт, что талант, способности и желания у каждой личности собственные, только ей соответствующие, как отпечатки пальцев, а возможность самовыражения должна быть одинакова, как система кровообращения, но учитывающая эти «отпечатки».

11. Всеобщее высшее образование в недалеком будущем. «Новые научные открытия не только вносят вклад в фундаментальные знания, они также трансформируют рабочие места, семейную жизнь. Математическая и естественно - научная подготовка каждого нового поколения, начиная с нынешнего школьного, стала не только условием прогресса, но и условием самого будущего, поскольку связь между экономикой, технологией и образованием укрепляется в быстро меняющемся рабочем пространстве.

Умственный труд замещает низко производительный. Так если в 1950 г. 80% рабочих мест рассматривались как «неквалифицированные», то теперь 85% всех рабочих мест «квалифицированные», а в машиностроении только с высшим образованием» (Доклад комиссии Д. Гленна Конгрессу США «Пока еще не поздно», сентябрь 2000 г.).

12. Университетские комплексы как единство профессионального образования России в интересах как личности, по каким-либо причинам не имеющей возможности поступить в вуз, так и государства.

Сошлемся снова на К.Таверньи: «Университеты сталкиваются с проблемой настоящего научного взрыва. Сегодня знания слишком безграничны для обычного преподавания. Это влечет за собой переход от чисто кафедрального преподавания на самостоятельное изучение и от простого аккумулирования знаний на приобретение навыков для управления информацией». (Речь идет об информационно-психологической безопасности, комфортности, продуктивности специалиста-выпускника вуза). И что более важно, это означает, что любой университет, будь то Гарвард или МГУ, слишком мал, чтобы делать все в одиночку. (Можно привести проблему с исследованиями в области нанотехнологий. Здесь нужны специалисты в области химии, молекулярной и атомной физики, теории управления, электродинамики, инженерии. Кто из вузов может похвастаться наличием такого разнообразия ученых требуемой квалификаций?) Выход состоит в том, чтобы либо быть избирательными в том, что делать и чего не делать, либо объединяться в сети и конгломераты».

13. ЕГЭ, ГИФО, конкурсный заказ на специалистов, Бюджетный кодекс, запрещающий софинансирование бюджетов разных уровней, неадекватная профессионализму заработная плата преподавателей - специфическая аксиоматика нашей страны.

Каждая из перечисленных аксиом требует определенного обсуждения. А каждому вузу приходится доказывать на этой основе свои собственные теоремы, собственные пути развития при том или ином участии федерального министерства и региональной власти.



При этом стратегический менеджмент является одним из перспективнейших правил вывода, позволяющем учесть, кроме всего прочего, не только состояние окружающей среды (перечисленные выше аксиомы), но и традиции, специфику, миссию своего университета, являющихся своего рода алфавитом такого рода доказательства.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница