Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (спмрхв)



Скачать 258.97 Kb.
Дата20.10.2016
Размер258.97 Kb.




Стратегический подход к международному регулированию
химических веществ (СПМРХВ)

Distr. SAICM/PREPCOM.3/INF/2


General 22 July 2005

Russian


Original: English


Подготовительный комитет по разработке
стратегического подхода к международному
регулированию химических веществ

Третья сессия

Вена, 19-24 сентября 2005 года

Пункт 3 предварительной повестки дня*



Дальнейшая разработка стратегического
подхода к международному регулированию
химических веществ


Резюме исследования по изучению финансовых соображений, касающихся стратегического подхода к международному регулированию химических веществ

Записка секретариата

1. На своей второй сессии Подготовительный комитет по разработке стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) постановил, что секретариат при условии наличия средств проведет исследование по изучению финансовых соображений, связанных с осуществлением предлагаемого стратегического подхода к международному регулированию химических веществ, опираясь на соответствующую работу, проводимую секретариатом Роттердамской конвенции. Во исполнение этого решения секретариат совместно со Всемирным банком поручил канадской консалтинговой компании "Ресорс фьючерс интернэшнл" подготовить такое исследование на средства, выделенные правительством Швеции.

2. Секретариат имеет честь распространить в приложении к настоящей записке резюме исследования, подготовленного "Ресорс фьючерс интернэшнл", для рассмотрения Подготовительным комитетом на его третьей сессии. Текст приложения распространяется в том виде, в котором он был получен, и не проходил официального редактирования секретариатом.

3. Полный текст исследования будет издан в качестве отдельного информационного документа (SAICM/PREPCOM.3/INF/28) только лишь на английском языке.



Резюме

Cтратегический подход к международному регулированию химических веществ: исследование по изучению финансовых соображений

Подготовлено для:

третьей сессии

Подготовительного комитета по разработке СПМРХВ

Вена, Австрия, 19-24 сентября 2005 года.

Координировалось Всемирным банком в сотрудничестве с секретариатом СПМРХВ Отдела ЮНЕП по химическим веществам при щедрой финансовой помощи со стороны правительства Швеции.

Июль 2005 года

Подготовлено:

Resource Futures International (RFI)

458 Maclaren, 2nd Floor

Ottawa, ON K1R 5K6

Tel: (613) 235-4343

Fax: (613) 235-9916

Контактное лицо:

Д-р Том Конуэй

tconway@rfigroup.com
Содержание

Акронимы 4

Резюме 5

Подход к проведению исследования 5

Консультации по финансовым соображениям на региональном уровне 5

Финансовые соображения в свете сферы охвата СПМРХВ и нехватки

потенциала для рационального регулирования химических веществ 6

Обзор текущих источников финансирования 7

Многосторонние учреждения и фонды 8

Региональные банки развития 9

Учреждения по оказанию двусторонней помощи 9

Частный сектор 9

Фонды 9

Неправительственные организации (НПО) 9



Возможные элементы финансового механизма СПМРХВ 10

Варианты по созданию финансового механизма СПМРХВ 11

Предлагаемые варианты 12


Акронимы


ADF АФР Африканский фонд развития

ADF АФР Азиатский фонд развития

AfDB АфБР Африканский банк развития

BCRCs РЦБК Региональные центры Базельской конвенции

CAI ИЧВ Инициатива по обеспечению чистоты воздуха

CDM МЭЧР Механизм экологически чистого развития

CEE ЦВЕ Центральная Европа и Восточная Европа

CEITs СПЭ Страны с переходной экономикой

COP КС Конференция Сторон (различных МПС)

DAC КСР Комитет по оказанию содействия в целях развития (ОЭСР)

EA УИ Учреждение-исполнитель (ФГОС)

EBRD ЕБРР Европейский банк реконструкции и развития

EHF ФОС Фонд оздоровления окружающей среды

ENRM РИОСПР Рациональное использование окружающей среды и природных ресурсов

FAO ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

GEF ФГОС Фонд глобальной окружающей среды

GMEF ГФОСМ Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров (ЮНЕП)

GRULAC ГРУЛАК Государства Латинской Америки и Карибского бассейна

IBRD МБРР Международный банк реконструкции и развития

ICCA МСАПХП Международный совет ассоциаций производителей химической продукции

ICCM МКРХВ Международная конференция по регулированию химических веществ

IDA МАР Международная ассоциация развития (Группа Всемирного банка)

IDB МБР Межамериканский банк развития

IFI МФУ Международное финансовое учреждение

IGO МПО Межправительственная организация

ILO МОТ Международная организация труда

IFCS МФХБ Межправительственный форум по химической безопасности

IOMC МПРРХВ Межорганизационная программа по рациональному регулированию

химических веществ

IPEN ИПЕН Международная сеть за ликвидацию СОЗ

IPM КБВ Комплексная борьба с вредителями

IW МВР Международные водные ресурсы (тематическая область ФГОС)

MEA МПС Многостороннее природоохранное соглашение

MDGs ЦРТ Цели в области развития, закрепленные в Декларации тысячелетия

MLF МФ Многосторонний фонд для осуществления Монреальского протокола

NIP НПВ Национальный план выполнения (Стокгольмской конвенции)

NGO НПО Неправительственная организация

N.d. б.г.и. без года издания (библиографические списки)

ODA ОПР Официальная помощь в целях развития

OECD ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития

OP ОП Оперативная программа (ФГОС)

POPs СОЗ Стойкие органические загрязнители

PrepCom ПК Подготовительный комитет (по разработке СПМРХВ)

RDBs РБР Региональные банки развития

RMCs РСЧ Региональные страны-члены (Африканского банка развития)

RMS СМР Стратегия мобилизации ресурсов

SAICM СПМРХВ Стратегический подход к международному регулированию химических веществ

SBC СБК Секретариат Базельской конвенции

SMC РРХВ Рациональное регулирование химических веществ

UNDP ПРООН Программа развития Организации Объединенных Наций

UNEP ЮНЕП Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

UNIDO ЮНИДО Организация Объединенных Наций по промышленному развитию

UNFCCC РКИКООН Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата

UNITAR ЮНИТАР Учебный и научно-исследовательский институт Организации

Объединенных Наций

WB ВБ Всемирный банк

WHO ВОЗ Всемирная организация здравоохранения

WSSD ВВУР Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию



Резюме

Подход к проведению исследования

В рамках стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ) особое внимание уделяется ускоренному осуществлению действующих многосторонних и региональных природоохранных соглашений, одновременно признавая необходимость в эффективном создании потенциала и в технической помощи с тем, чтобы оказать поддержку развивающимся странам и странам с переходной экономикой (СПЭ) в выполнении положений этих документов и в решении будущих задач в области обеспечения безопасности химических веществ.

Настоящее исследование по изучению финансовых соображений в связи с осуществлением СПМРХВ соответствует кругу ведения, принятому Подготовительным комитетом (ПК) в отношении СПМРХВ на своей второй сессии, состоявшейся 4-8 октября 2004 года в Найроби, а также учитывает финансовые соображения, изложенные в ходе региональных консультаций 2005 года по СПМРХВ. Настоящее исследование подготовлено в качестве справочного документа по финансовым соображениям, касающимся СПМРХВ. В нем также представлен целый ряд вариантов, которые можно было бы использовать при обсуждении финансовых соображений в отношении СПМРХВ в ходе третьей сессии Подготовительного комитета, которая состоится 19 24 сентября 2005 года в Вене (Австрия), с тем чтобы сформулировать рекомендации, выносимые на рассмотрение Международной конференции по регулированию химических веществ (МКРХВ), которая пройдет в феврале 2006 года.

В настоящем исследовании рассматриваются существующие источники финансирования (т.е. двусторонние и многосторонние учреждения и фонды) с точки зрения возможности привлечения их к осуществлению СПМРХВ и налаживания синергетического взаимодействия/ связей между ними и СПМРХВ, а также, в более широком плане, того, как их можно было бы адаптировать для более непосредственного применения в интересах СПМРХВ. Исследование сосредоточено прежде всего на государственных источниках финансирования, однако в нем также намечаются потенциальные направления участия частного сектора в оказании финансовой поддержки СПМРХВ.

В соответствии с кругом ведения в настоящем исследовании не рассматриваются национальные бюджетные процессы, новые и дополнительные источники финансирования, а также вопросы переноса промышленными предприятиями бремени расходов, связанных с производством и использованием химических веществ, на общество. В исследовании также не предпринимается никаких попыток составить бюджет прогнозируемых расходов на осуществление СПМРХВ. Вместо этого в настоящем исследовании основное внимание уделяется тому, как различные многосторонние и двусторонние механизмы финансирования можно было бы использовать для оказания поддержки созданию потенциала в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Применительно к регулированию химических веществ создание потенциала должно, как предполагается, включать организационный, кадровый и технический (включая инфраструктуру) потенциал для регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла, начиная с разработки и производства и заканчивая их окончательным удалением.

Консультации по финансовым соображениям на региональном уровне

В ходе обсуждения финансовых соображений на региональном уровне участники выявили следующие основные потребности (причем от совещания к совещанию приоритеты менялись):



  • необходимость в принятии крупных финансовых обязательств для достижения цели, намеченной Всемирной встречей на высшем уровне по устойчивому развитию на 2020 год;

  • необходимость в обеспечении учета (повышения приоритетности) задач рационального регулирования химических веществ/СПМРХВ в национальных стратегических рамочных документах;

  • необходимость в оказании международными финансовыми механизмами помощи СПМРХВ (конкретно упоминался Фонд глобальной окружающей среды);

  • необходимость в учете того, что одного лишь государственного финансирования никогда не будет достаточно и что частный сектор должен взять на себя крупные финансовые обязательства, например, посредством интернализации расходов, включая глобальный механизм (хотя, как отмечалось выше, рассмотрение этого варианта выходит за рамки настоящего исследования); и

  • необходимость в том, чтобы правительства всех стран взяли на себя финансовые обязательства по осуществлению СПМРХВ на национальном уровне (эта тема также выходит за рамки настоящего исследования).

Финансовые соображения в свете сферы охвата СПМРХВ и нехватки потенциала для рационального регулирования химических веществ

На второй сессии Подготовительного комитета была определена широкая сфера охвата для СПМРХВ, который нацелен на обеспечение рационального регулирования химических веществ (РРХВ) на протяжении всего их жизненного цикла (в том числе в виде продуктов) для защиты здоровья людей и окружающей среды в рамках устойчивого развития. Именно поэтому он, по крайней мере, включает: 1) экологические, экономические, социальные аспекты, а также аспекты здравоохранения и труда в области химической безопасности; и 2) сельскохозяйственные и промышленные химические вещества. В заявлении о сфере охвата далее отмечается, что "в СПМРХВ следует должны образом учитывать инструменты и процессы, разработанные до настоящего времени, и он должен быть достаточно гибким для его применения в отношении новых химических веществ без дублирования усилий, в частности усилий форумов, занимающихся вопросами использования химических веществ в военных целях".

В контексте данной сферы охвата имеется значительная нехватка потенциала для РРХВ в общемировом масштабе на всех уровнях, и в особенности в развивающихся странах и странах с переходной экономикой (СПЭ). Задача создания потенциала для РРХВ на мировом уровне и в отдельных странах становится еще более актуальной из-за роста химической промышленности во всем мире, а также из-за изменений в глобальной структуре производства химических веществ, торговли ими и их потребления, включая увеличение производства химических веществ в более промышленно развитых странах и расширение потребления химических веществ в развивающихся странах.

С учетом этих обстоятельств финансовые соображения в отношении СПМРХВ необходимо будет рассмотреть на основе нескольких возможных вариантов, которые являются как своевременными, так и адекватными.

В настоящее время основные проблемы с финансированием сводятся к следующему:


  • международные соглашения и решения, охваченные СПМРХВ, предусматривают ограниченный доступ к финансированию со стороны многосторонних и двусторонних источников финансирования (например, Базельская конвенция, Роттердамская конвенция и т.д.);

  • в рамках многосторонних финансовых механизмов, чьи мандаты связаны с химическими веществами, лишь частично учитываются более широкие вопросы управления РРХВ, играющие центральную роль в рамках СПМРХВ;

  • существующие многосторонние финансовые механизмы, чьи мандаты связаны с химическими веществами, ограничены оказанием поддержки работе с относительно незначительным числом химических веществ, хотя и играющих немаловажную роль;

  • процесс включения вопросов РРХВ в многосторонние и двусторонние программы оказания помощи в целях развития или повышения степени их приоритетности в рамках таких программ развивался медленно за определенными важными исключениями; и

  • несмотря на производимые химической промышленностью материальные ценности и ее рост в мировом масштабе, отсутствуют значимые механизмы внесения ею финансового вклада в решение глобальных проблем рационального регулирования химических веществ.

Обзор текущих источников финансирования

В исследовании содержится обзор следующих источников финансирования, которые можно было бы использовать для осуществления СПМРХВ:



  • многосторонние учреждения и фонды;

  • региональные банки развития;

  • учреждения по оказанию двусторонней помощи;

  • частный сектор;

  • частные фонды;

  • НПО.

Кроме того, в исследовании обсуждается вопрос о том, могут ли следующие конкретные многосторонние учреждения и фонды потенциально взять на себя дополнительные функции многостороннего финансирования в поддержку осуществления СПМРХВ:

  • Фонд глобальной окружающей среды (ФГОС);

  • Многосторонний фонд (МФ) для осуществления Монреальского протокола;

  • Всемирный банка (в качестве отдельного финансового учреждения и с учетом целевых фондов, находящихся под его управлением); и

  • ЮНЕП, включая его Фонд окружающей среды и адресные целевые фонды.

Для оценки многосторонних финансовых учреждений и фондов в контексте СПМРХВ в исследовании используются следующие критерии:

  • сопоставимость мандатов со сферой охвата и задачами СПМРХВ;

  • сопоставимость управленческих структур;

  • динамика устойчивости учреждения и соответствующего фонда (фондов);

  • многосекторальное участие;

  • участие комитета по оказанию помощи в целях развития;

  • транспарентность/подотчетность;

  • участие/равные возможности для доступа;

  • возможности и потенциал для исполнения секретариатских функций; и

  • расходы на юридические операции, связанные с потенциальным принятием ответственности за многостороннее финансирование СПМРХВ.

Многосторонние учреждения и фонды

В настоящее время нет таких многосторонних учреждений или фондов, деятельность которых подпадает под запланированную сферу охвата СПМРХВ. Однако некоторые многосторонние учреждения и фонды частично решают задачи, предусмотренные сферой охвата СПМРХВ, в соответствии со своими основными мандатами и/или стратегиями.

Критерии оценки свидетельствуют о том, что наиболее оптимальными источниками многосторонней финансовой поддержки являются Всемирный банк и ФГОС, в том числе в отношении предлагаемого конкретного целевого фонда СПМРХВ. В исследовании отмечается, что среди всех международных финансовых учреждений максимально широкую деятельность осуществляет Всемирный банк. В пределах рамочных программ, основанных на потребностях стран, он может проявлять значительную гибкость в отношении предмета своей работы и, как таковой, потенциально тесно связан со сферой охвата мандата СПМРХВ. Всемирный банк учредил и сохранил множество разнообразных целевых фондов, имеющих управленческие структуры, которые учитывают различные потребности стран-доноров и стран   получателей помощи (что находит свое отражение в структуре целевых фондов и их регламентах). Кроме того, Всемирный банк является учреждением-исполнителем ФГОС. С помощью такого гибкого подхода и опыта потребности, связанные с финансовой функцией СПМРХВ, можно было бы учесть относительно легко.

Являясь в настоящее время по своему мандату финансовым механизмом для многосторонних природоохранных соглашений (МПС), связанных с химическими веществами (в частности, для Стокгольмской конвенции и Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также оказывая поддержку соглашениям по региональным морям и другим соглашениям в пределах своей тематической области, связанной с международными водными ресурсами), ФГОС имеет достаточно схожую предметную сферу деятельности, что и СПМРХВ. ФГОС смог бы воспользоваться преимуществами синергетических связей со своими текущими мероприятиями в поддержку РРХВ и использовать на практике базу данных по химическим веществам, разработанную им благодаря исполнению функций финансового механизма для МПС. Таким образом, при том, что ФГОС не концентрируется на общих вопросах РРХВ, связанная с СОЗ тематическая область в поддержку Стокгольмской конвенции, например, предусматривает всеобъемлющий и комплексный подход к регулированию СОЗ, который мог бы весьма тесно быть связанным (т.е. предусматривать серьезные общие преимущества) с СПМРХВ. Однако в исследовании также отмечается, что применение ФГОС новых и дополнительных методов безвозмездного и льготного финансирования "для покрытия согласованных дополнительных расходов на осуществление мер по достижению улучшения состояния глобальной окружающей среды" могло бы привести к трудностям для СПМРХВ, который не разграничивает свои задачи с точки зрения глобальных и местных преимуществ. Кроме того, многие из потребностей, выявленных в рамках СПМРХВ, предусматривали бы укрепление национальных возможностей и потенциала в области управления РРХВ, что зачастую не предусматривало бы глобальных преимуществ в том виде, как они в настоящее время определены для ФГОС. Потенциально эту проблему можно было бы решить по усмотрению правительств стран-доноров посредством установления различных критериев в связи с функцией финансирования СПМРХВ, либо уточнив понятие "глобальных экологических преимуществ" в том виде, как оно применяется в отношении СПМРХВ.

Такой источник, как целевой фонд ЮНЕП, также имеет множество позитивных аспектов, хотя по ключевым критериям, таким, как сопоставимость мандатов, межсекторальное участие и участие сообщества, занимающегося проблемами развития, он бы не выдержал конкуренции со Всемирным банком или ФГОС. Например, тогда как мандат ЮНЕП не слишком отличается от мандата СПМРХВ, в частности благодаря деятельности отдела ЮНЕП по химическим веществам, его мандат с точки зрения полной сферы охвата СПМРХВ (который охватывает множество секторов) носит несколько обособленный характер в силу того факта, что его работа в области химических веществ непременно связана с оказанием поддержки природоохранным аспектам инициатив в области химических веществ (в отличие, например, от здравоохранения, развития и т.д.), поскольку они подкрепляют его общие задачи и программы. Аналогичным образом, тогда как совместимость между управлением ЮНЕП и СПМРХВ весьма высока с точки зрения ее опыта работы над глобальными экологическими проблемами, связанными с химическими веществами, ее совместимость в процессе управления со сферой охвата функций по финансированию СПМРХВ представляется несколько ограниченной в плане ее способности учитывать роли других межправительственных организаций (МПО), занимающихся вопросами химических веществ, в свете их различных мандатов. ЮНЕП, с другой стороны, всегда успешно справлялась с управлением адресными целевыми фондами, призванными оказывать поддержку международным переговорным процессам и секретариатским функциям, аналогичными тем, которые потребовались бы для исполнения секретариатских функций для СПМРХВ.

Региональные банки развития

В настоящем исследовании внимание было обращено на такие региональные банки развития, как Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития и Африканский банк развития. Хотя стратегии и/или программы этих банков могут иметь синергетические связи с рациональным регулированием химических веществ, ни один из них не имеет отдельного компонента, связанного с РРХВ. Таким образом, поддержка деятельности в области химических веществ или деятельности, связанной с химическими веществами, оказывалась ими на специальной основе и в целом была весьма незначительной. То, что эти учреждения не имеют отдельного компонента, связанного с РРХВ, - это крупная упущенная возможность с точки зрения решения проблем РРХВ в мире.



Учреждения по оказанию двусторонней помощи

В 1993 году Комитет по оказанию содействия в целях развития (КСР) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработал руководящие указания по оказанию помощи в поддержку химической деятельности. Хотя эти указания пока еще остаются в силе, они в целом не были прямо учтены в рамках задач или программ, связанных с финансированием, учреждений по оказанию двусторонней помощи. Некоторые учреждения по оказанию двусторонней помощи разработали по одной тематической программе или инициативе, посвященной охране окружающей среды, однако при этом проблемы химических веществ не играют значительной роли или затрагиваются от случая к случаю в процессе решения основных задач по обеспечению охраны окружающей среды и здоровья людей, чему препятствует нерациональное регулирование химических веществ, связанное, например, с задержкой грунтовых вод, рациональным регулированием водосборных бассейнов, качеством воздушной среды (которое чаще всего зависит от интенсивности движения транспорта и вида топлива), устойчивым сельским хозяйством и более экологически чистым производством. Основная задача, стоящая перед СМПРХВ, заключается в том, чтобы значительно увеличить роль вопросов РРХВ в программах оказания двусторонней помощи по сравнению с той, которую они играют сейчас.



Частный сектор

У промышленных кругов нет ни специального химического фонда, ни стратегической инициативы для оказания содействия деятельности по РРХВ, при этом частный сектор не вносит систематического вклада в химические фонды, связанные с МПС. Относительно более активно частный сектор действовал в рамках партнерств, создаваемых на специальной основе, и добровольных инициатив, таких, например, как "Ответственный подход".



Фонды

Как представляется, частные фонды выделяют весьма ограниченные средств на осуществление РРХВ, хотя не было обнаружено никакого исследования, в котором систематически рассматривался бы их вклад в РРХВ или вклад в другие области, которые могли бы иметь синергетические связи с РРХВ (например, окружающая среда и здравоохранение).



Неправительственные организации (НПО)

Финансовая устойчивость постоянно находится в центре внимания НПО, которые, как правило, получают средства из нескольких источников, включая международную донорскую поддержку, совместное финансирование с участием национальных или региональных правительств, субсидии частного сектора (корпоративные фонды и фонды частного сектора), кампании по сбору средств и членские взносы. Как представляется, отсутствуют достаточные основания для вывода о том, что доноры готовы объединиться и создавать, например, совместно с НПО, фонды по созданию потенциала для стимулирования РРХВ в мире.



Возможные элементы финансового механизма СПМРХВ

В исследовании рассматриваются пять элементов финансового механизма СПМРХВ:

1. Повышение приоритетности рационального регулирования химических веществ в рамках программ по оказанию многосторонней и двусторонней помощи в целях развития.

Основная задача СПМРХВ заключается в том, чтобы вопросы РРХВ оказались в центре внимания программ по оказанию многосторонней и двусторонней помощи в целях развития. Гораздо более значительные средства, чем в настоящее время выделяется на цели РРХВ (и будет выделяться в обозримом будущем), передаются по линии многосторонней и двусторонней официальной помощи в целях развития. На нужды РРХВ, которое представляет собой важную проблему устойчивого развития, прямо или косвенно должна выделяться более существенная часть этих ресурсов, чем это происходит в настоящее время. Этого можно было бы добиться посредством обеспечения учета вопросов РРХВ в национальных политических документах, в которых определяются приоритеты, касающиеся помощи в целях развития, в странах-получателях такой помощи, или посредством повышения приоритетности вопросов РРХВ в таких политических документах. Однако само повышение приоритетности этих вопросов как таковое требует финансовой и технической помощи и является взаимозависимым процессом, требующим согласованного повышения приоритетности также и в рамках программ учреждений по оказанию двусторонней помощи в самих странах-донорах.

2. Использование нынешних основных мандатов Фонда глобальной окружающей среды (ФГОС) и Многостороннего фонда (МФ) для осуществления Монреальского протокола.

Что касается химических веществ, то и ФГОС, и МФ для осуществления Монреальского протокола занимаются конкретными химическими веществами, связанными с конвенциями (например, СОЗ в соответствии со Стокгольмской конвенцией и озоноразрушающими веществами в соответствии с Монреальским протоколом). Ключевые синергетические связи или взаимосвязи с этими мандатами можно было бы использовать в связи с вопросами, касающимися других химических веществ или всех таких веществ, как, например, создание потенциала для совершенствования общего управления в интересах РРХВ в стране, обеспечивая при этом регулирование/поэтапный отказ от СОЗ. В программном документ ФГОС-4 - "Стратегическая задача-2" - поддерживаются эти основополагающие возможности. Кроме того, правительства могли бы изучить возможности для финансирования некоторых инициатив СПМРХВ (например, создание основополагающего потенциала для РРХВ) в соответствии с пунктом 3 инструмента ФГОС с внесенными в него поправками, в котором речь идет о необходимости работать над более широким кругом вопросов, связанных с химическими веществами, в рамках существующих тематических областей ФГОС, при условии, что связанная с химическими веществами работа также будет способствовать достижению стратегических целей в существующих тематических областях. Однако успешное использование потенциальных возможностей, связанных с пунктом 3, будет зависеть от существенного пополнения ФГОС по всем тематическим областям и от настоятельного призыва к проведению такой работы, который должен поступить от соответствующих стран - получателей помощи по официальным каналам. Кроме того, правительства могли бы проделать работу для того, чтобы СПМРХВ стал новой тематической областью ФГОС, что, возможно, оказалось бы задачей на более отдаленную перспективу.

3. Учреждение добровольного фонда в поддержку осуществления СПМРХВ.

Осуществление СПМРХВ можно было бы значительно ускорить путем учреждения добровольного, основанного на партнерстве целевого фонда, который в краткосрочной перспективе оказывал бы поддержку достижению в интересах СПМРХВ следующих целей:



  • незамедлительное развертывание деятельности, способствующей осуществлению СПМРХВ;

  • оказание помощи в их деятельности тем правительствам, которые заявляют о своем намерении повысить приоритетность задач СПМРХВ в национальных политических документах, на основе которых составляются программы оказания прямой многосторонней и двусторонней помощи в целях развития; и

  • обеспечение совместного финансирования в целях задействования ресурсов для оперативного развертывания деятельности по созданию возможностей и повышению приоритетности для проектов ФГОС и МФ, которые потенциально могут привести к созданию более широкого потенциала для РРХВ в стране (т.е. в тех случаях, когда необходимы дополнительные денежные средства для увязывания национальных преимуществ от осуществления проектов с глобальными преимуществами, на которые ориентированы эти существующие механизмы).

4. Расширение финансового участия промышленных кругов в осуществлении СПМРХВ.

Для успешного осуществления СПМРХВ промышленным кругам необходимо будет внести значительный вклад в рациональное регулирование химических веществ. Одно из предложений, внесенное Международной сетью за ликвидацию СОЗ (ИПЕН), предусматривает создание "надлежащей согласованной в глобальном масштабе системы, которая обеспечивает интернализацию расходов на цели рационального регулирования химических веществ в соответствующих отраслях промышленности".

Участие промышленных кругов также может рассматриваться в качестве многообразного процесса, который мог бы включать следующие меры:


  • добровольные финансовые взносы (например, в фонд СПМРХВ);

  • укрепление текущих, связанных с СПМРХВ, добровольных инициатив (например, "Ответственный подход") и создание новых инициатив;

  • стимулирование деятельности на национальном уровне, включая укрепление регламентационных режимов и реформирование системы налоговых льгот/возмещения затрат; и

  • уточнение/разработка политики, механизмов и подходов для новых и новаторских экономических инструментов.

5. Создание возможностей и потенциала для обеспечения мобилизации ресурсов в интересах СПМРХВ

  • В целом осуществление СПМРХВ потребует эффективного и устойчивого исполнения секретариатских функций. Кроме того, различные элементы мобилизации ресурсов в интересах СПМРХВ потребуют обслуживания со стороны секретариата СПМРХВ, хотя большинство интенсивных функций, связанных со стратегией мобилизации ресурсов, будут исполняться правительствами, международными финансовыми учреждениями и организациями, неправительственными организациями и другими участниками процесса СПМРХВ.

Варианты по созданию финансового механизма СПМРХВ

По сути своей, предлагаемые варианты по созданию финансового механизма СПМРХВ подразделяются на две категории:



  • опирающиеся на основные мандаты имеющихся источников финансирования (например, повышение приоритетности РРХВ в рамках программ оказания помощи в целях развития, опора на создание основополагающего потенциала в рамках ФГОС, разработка механизмов для пункта 3 инструмента ФГОС с внесенными поправками и т.д.); и

  • финансовые возможности, созданные для заполнения пробелов в нынешнем диапазоне вариантов (например, добровольный партнерский фонд для осуществления СПМРХВ, усиление значения тематической области ФГОС, связанной с СПМРХВ, и т.д.).

Важно, чтобы при рассмотрении финансового механизма СПМРХВ Международная конференция по регулированию химических веществ приняла во внимание то, что ключевой проблемой будет управление финансовым механизмом СПМРХВ, полностью решить которую можно будет лишь после окончания разработки 1) организационного механизма осуществления СПМРХВ и 2) элементов финансового механизма СПМРХВ.

Хотя правительствам придется взять на себя многие руководящие функции в рамках финансового механизма СПМРХВ, решающую роль будет играть распределение обязанностей и налаживание партнерских связей с промышленными кругами и другими участниками процесса СПМРХВ.



Предлагаемые варианты

Подготовительный комитет по разработке СПМРХВ, возможно, рассмотрит вопрос о том, чтобы вынести следующие рекомендации Международной конференции по регулированию химических веществ в отношении финансового механизма СПМРХВ:

1. Что касается повышения приоритетности вопросов РРХВ в программах по оказанию многосторонней и двусторонней помощи в целях развития:

а) развивающиеся страны и СПЭ принимают меры к тому, чтобы включить вопросы РРХВ в свои национальные политические документы, которые прямо или существенно влияют на программы по оказанию помощи в целях развития в их странах;

b) страны-доноры организуют оказание надлежащей финансовой и технической помощи тем развивающимся странам и СПЭ, которые заявляют о своих намерениях принять меры к повышению приоритетности РРХВ в национальных политических документах, которые прямо или существенно влияют на программы по оказанию помощи в целях развития;

c) страны-доноры принимают меры к тому, чтобы повысить приоритетность РРХВ в качестве важной экологической подтемы при составлении программ учреждениями по оказанию двусторонней помощи;

d) международные финансовые учреждения принимают меры к повышению приоритетности РРХВ в качестве важной экологической подтемы в рамках своих программ; и

e) СПМРХВ, в рамках своей программы неотложной работы, разрабатывает методологию на основе наилучших имеющихся знаний и информации и проводит широкое исследование для подготовки оценок текущих и прогнозируемых издержек в плане охраны окружающей среды и здоровья людей с точки зрения устойчивого развития, связанных с нерациональным регулированием химических веществ в мировом масштабе, для их использования в ходе проводимых в настоящее время мероприятий по повышению приоритетности РРХВ в качестве экологической подтемы в программах по оказанию многосторонней и двусторонней помощи в целях развития.



2. Что касается использования основных мандатов ФГОС и МФ для осуществления Монреальского протокола:

a) ФГОС и МФ для осуществления Монреальского протокола определяют и используют потенциальные синергетические связи между их текущими основными мандатами и осуществлением СПМРХВ, в том числе в области более широкого укрепления потенциала для управления РРХВ в рамках финансируемых ими программ и проектов;

b) ФГОС разъясняет условия использования пункта 3 инструмента ФГОС с внесенными поправками для оказания содействия ускорению осуществления СПМРХВ с уделением особого внимания созданию основополагающего потенциала для усовершенствования процесса решения вопросов РРХВ на национальном уровне, как это предусмотрено в программном документе для ФГОС-4 - "Стратегическая цель-2: укрепление потенциала для осуществления НПВ";

c) страны-доноры поддерживают существенное пополнение ФГОС в рамках ФГОС 4 с уделением особого внимания поддержанию надлежащих ресурсов в поддержку осуществления Стокгольмской конвенции и увеличению этих ресурсов в надлежащих случаях для расширения возможностей налаживания синергетических связей между осуществлением Стокгольмской конвенции и осуществлением СПМРХВ; и

d) страны-доноры, оказывающие помощь Фонду глобальной окружающей среды, принимают меры к созданию посвященной химическим веществам тематической области и/или к разработке других дополнительных программных мероприятий, которые являются целенаправленными, надлежащими и устойчивыми с точки зрения финансирования приоритетных потребностей в странах - получателях помощи для достижения целей СПМРХВ.

3. Что касается добровольного партнерского целевого фонда в поддержку осуществления СПМРХВ:

a) правительства заявляют о своей заинтересованности в создании такого фонда, в том числе становясь главными учредителями фонда в зависимости от их финансовых возможностей;

b) ФГОС или Всемирный банк начинает оказывать помощь в разработке и создании добровольного партнерского целевого фонда в поддержку осуществления СПМРХВ, работая в сотрудничестве с главными учредителями и полностью учитывая характеристики процесса СПМРХВ и механизмов его осуществления;

c) к главным учредителям должна быть обращена просьба в сотрудничестве с ФГОС или Всемирным банком оперативно согласовать основные программные мероприятия фонда и необходимый объем ресурсов на первые пять лет осуществления СПМРХВ, с учетом следующих потенциальных программных целей фонда:

i) оказание поддержки оперативному развертыванию деятельности по созданию условий для осуществления СПМРХВ или мероприятий по составлению национальных планов действий в области СПМРХВ, как они будут определены ПК или соответствующими органами по осуществлению СПМРХВ;

ii) оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам и СПЭ, которые заявляют о своем намерении принять меры к повышению приоритетности РРХВ в национальных политических документах, которые прямо или существенно влияют на программы оказания многосторонней и двусторонней помощи в целях развития; и

iii) обеспечение совместного финансирования для:


  • задействования дополнительных ресурсов из других источников в поддержку целей, указанных в пунктах i) и ii) выше; и

  • проектов ФГОС и МФ, которые в соответствии с их основными мандатами нацелены на более широкое укрепление руководства РРХВ в той или иной стране или группе стран. В этом случае совместное финансирование использовалось бы для оказания поддержки предусмотренным в концепции проекта национальным преимуществам в дополнение к глобальным преимуществам, которые являются основной целью этих финансовых механизмов;

d) обращение к другим международным финансовым учреждениям и неправительственным организациям с предложением оказать поддержку фонду.

4. Что касается расширения финансовой поддержки осуществлению СПМРХВ со стороны промышленных кругов:

a) к промышленным кругам следует обратиться с предложением стать одним из главных учредителей в партнерстве с правительствами и другими участниками добровольного партнерского целевого фонда в поддержку осуществления СПМРХВ;

b) к промышленным кругам следует обратиться с предложением пересмотреть и укрепить текущие добровольные инициативы для приведения их в соответствие с важными задачами, стоящими перед СПМРХВ, и представлять доклады СПМРХВ на общих совещаниях о достигнутом в этом отношении прогрессе;

c) к промышленным кругам следует обратиться с предложением разработать добровольные промышленные инициативы, которые могли бы оказаться значимыми и своевременными для осуществления СПМРХВ, и представлять доклады СПМРХВ на общих совещаниях о достигнутом в этом отношении прогрессе;

d) правительствам следует оценить свое действующее законодательство и политику, включая налоговые системы, для определения того, могут ли на национальном уровне быть приняты практические меры для расширения финансового участия частного сектора в укреплении национальных режимов РРХВ в соответствии с СПМРХВ, и для представления докладов СПМРХВ на общих совещаниях о достигнутом в этом отношении прогрессе; и

e) правительствам и другим участникам процесса СПМРХВ следует уточнить программы работы, которая могла бы быть проделана в организациях - участниках процесса СПМРХВ для разработки руководящих указаний относительно политики, подходов и механизмов, которые потребуются для создания экономических инструментов в поддержку осуществления СПМРХВ.



5. Что касается организации секретариатом СПМРХВ процесса мобилизации ресурсов для СПМРХВ:

  • правительства оказывают финансовую поддержку секретариату СПМРХВ, включая обеспечение надлежащими ресурсами подразделение, которому должно быть поручено организовать мобилизацию ресурсов в интересах СПМРХВ в сотрудничестве с правительствами, международными финансовыми учреждениями и организациями, промышленными кругами, неправительственными организациями и другими участниками процесса СПМРХВ.

________________

____________________________

* SAICM/PREPCOM.3/1.



K0582352 050905


Из соображений экономии настоящий документ напечатан в ограниченном количестве экземпляров. Просьба к делегатам приносить свои копии и не запрашивать дополнительных копий.




Каталог: images -> saicm documents
images -> Методические указания по курсу «Великая Отечесвтенная война советского народа в контексте Второй мировой войны»
images -> Календарь победы вестник «Календарь Победы»
images -> Проект «Ученик начальной школы и икт»
images -> Методическое пособие для студентов специальности 1  70 01 01 «Производство строительных изделий и конструкций»
images -> Государственный стандарт республики казахстан
saicm documents -> Доклад Международной конференции по регулированию химических веществ о работе ее первой сессии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал