Стратегия действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы



страница1/5
Дата05.01.2018
Размер0.87 Mb.
  1   2   3   4   5
СТРАТЕГИЯ
действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы


1. Введение

Город Новосибирск является крупнейшим муниципальным образованием России, административным центром Сибирского федерального округа, а также бесспорным лидером среди городов Сибири по ряду показателей:

в Новосибирске - более 1,5 миллионов жителей; ни один город мира не показывал такие темпы роста населения как город Новосибирск: менее чем за 70 лет с момента своего основания, с 1893 по 1962 годы, он стал городом-миллионером;

в феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири;

в городе Новосибирске находятся 25 высших учебных заведений - это больше, чем в любом другом городе Сибири;

Новосибирск - центр культуры, превосходящий по количеству музеев и театров все города Сибири.

Жители города создают его потенциал и участвуют в его достижениях. Детское население не является исключением. Тому подтверждение - многочисленные награды юных горожан, принесших известность Новосибирску.

По данным Новосибирскоблстата в городе Новосибирске проживает 275612 семей, в которых воспитывается 159062 ребенка в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 10,5 % от городского населения. В то же время дети наиболее подвержены потенциальным и реальным социальным рискам в быстро изменяющемся и усложняющемся мире и требуют постоянного внимания и заботы со стороны общества.

В городе достаточно развита инфраструктура для семьи и детства, которая включает учреждения культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга.

Сформирована эффективная система муниципальных учреждений социального обслуживания населения, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми.

Инструментом практического решения вопросов и проблем семьи и детства города Новосибирска стала реализация муниципальных целевых программ:

ВЦП «Дети и город»» на 2012 - 2016 годы,

ВЦП «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2011 - 2013 годы;

ВЦП «Развитие доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных жителей города Новосибирска» на 2011 - 2013 годы;

ГЦП «Молодежь города Новосибирска» на 2010 - 2014 годы;

ВЦП «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» на 2012 - 2016 годы;

ВЦП «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в городе Новосибирске на 2011 - 2015 годы».

Несмотря на все усилия и меры муниципалитета, направленные на улучшения положения городских семей и детей, в ближайшей перспективе предстоит определить ряд важнейших направлений деятельности, формирующих предпосылки для стабильного улучшения качества жизни детского и взрослого населения города Новосибирска, а также создания благоприятных условий для развития, образования, воспитания, социально-правовой защиты детства.

Наличие перечисленных факторов обусловливает актуальность разработки и принятия Стратегии действий в интересах детей города Новосибирска на 2013-2017 годы (далее - Стратегия) как документа, отражающего муниципальную политику города Новосибирска в отношении детства и семьи.

Стратегия разработана на период до 2017 года в соответствии с важнейшими документами:

Конституция Российской Федерации,

Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной политики» (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129),

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»,

постановление Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 № 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы»,

послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012,

федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, целевые программы региона и города.

Стратегия является основой для разработки и реализации органами местного самоуправления, институтами гражданского общества программ, проектов и мероприятий, способствующих объединению ресурсов в интересах детства и семьи.

Стратегия предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным направлениям:

семейная политика, поддержка традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни;

доступность качественного образования, культурное развитие и информационная безопасность детей;

сохранение здоровья детей;

равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание условий для совершенствования правоохранительной системы в отношении детей.

Основные проблемы в сфере детства

Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - воспитание, образование, здоровье, благоприятные условия для духовно-нравственного развития и социализации.

По-прежнему сохраняют свою остроту следующие проблемы:

сокращение доли детей в общей численности населения города;

относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в семьях любой категории: одно-, средне-, многодетных, неполных, семьях с детьми-инвалидами и т.д.;

значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

высокий уровень заболеваемости детей и подростков;

девиантное поведение в подростковой среде;

негативное влияние на детей и подростков компьютерных технологий, неконтролируемого содержания телепрограмм, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и публикаций в средствах массовой информации;

рост алкоголизации и наркотизации детского и подросткового населения.

Острота существующих проблем требует принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения семьи и детства и их защиты.

Основные принципы муниципальной стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье: создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка, организация профилактической помощи семье и ребенку.

Защита прав детей: принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав.

Реализация потенциала каждого ребенка: создание условий для получения качественного образования и развития потенциальных способностей ребенка.

Сохранение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у детей потребности и возможности в занятиях спортом.

Разработка и внедрение технологий социальной помощи, направленных на всестороннюю поддержку семей с детьми, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих совместное участие членов семьи и специалистов в решении проблем.

Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства: разработка и внедрение форм работы, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с семьями и детьми: обеспечение условий для качественной подготовки и повышения квалификации кадров.

Применение технологий социального партнерства, общественно-профессиональной экспертизы методик и программ.

2. Семейная политика, поддержка традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни.

2.1. Краткий анализ ситуации

Кризис, охвативший в последние десятилетия все сферы общественной жизни, отразился и на состоянии института семьи. Модернизация общества по западному образцу привела к изменению структуры традиционной российской семьи с ее устойчивыми и важными для государства и общества приоритетами. Эти негативные перемены повлияли на возникновение целого ряда острых социальных проблем всего российского общества, в том числе - связанных с детьми.

Характерными для современного общества тенденциями стали: увеличение числа разводов, уменьшение количества браков, увеличение бездетных браков, внебрачные дети, аборты, передача детей на содержание и воспитание в государственные учреждения.

Происходит снижение воспитательного потенциала семьи, что проявляется в уменьшении времени, уделяемого детям родителями, в утрате семейных традиций, отдалении детей от родителей, ослаблении связей между поколениями и других.

Неблагополучие семьи неизбежно проявляется в таких крайних явлениях, как детская безнадзорность, беспризорность и подростковая преступность. Поистине бедой общества стали подростковый алкоголизм, табакокурение, наркомания, детская проституция.

Совершенно очевидно, что сохранение и передача таких традиционных ценностей семьи, как любовь, способность к самоотдаче, взаимная забота, верность, совместная деятельность, уважение детей к старшему поколению, детское послушание, имеет стратегическое значение для нашего общества и способствует его стабильности.

При разработке содержания семейной политики необходимо учитывать социальные и демографические процессы, происходящие в стране, в регионе и городе.

В Новосибирске с 2007 года начался рост рождаемости. А в 2010 году число родившихся малышей выросло по сравнению с 2000-м годом в 1,5 раза.

В 2012 году рождаемость в Новосибирске впервые превысила смертность почти на 400 человек. По прогнозам экспертов, до 2016 - 2018 годов в городе Новосибирске будет увеличиваться количество женщин репродуктивного возраста, что позволяет ожидать прирост численности населения за счёт рождаемости.

Также следует отметить, что в течение нескольких последних лет обновление городского населения происходит в основном из-за постоянного притока мигрантов. Каждый год в Новосибирск на постоянное место жительства прибывает свыше 25 тысяч человек. В столице Новосибирской области общее число рожениц из других стран за последние десять лет увеличилось с 1 до 6 процентов.

Для определения стратегических направлений семейной политики имеют значение не только основные количественные демографические показатели, но и дополнительные, отражающие социально-нравственное состояние семьи. Они свидетельствуют о том, что в сфере семейных отношений наблюдаются очень тревожные тенденции. Так, в 2012 году 22% от числа всех новорожденных детей в городе Новосибирске были рождены вне брака. В то же время, остаётся высоким процент отказов от рождения детей: по некоторым данным, на 10 рождений в Новосибирске производится до 8 абортов.

Приведённые сведения предопределяют важнейшее стратегическое направление в интересах детей: усиление пропаганды традиционных норм и ценностей семейно-брачных отношений, а также нравственного воспитания детей, подростков и юношества.

Особенность современного брака - его нестабильность, о чем свидетельствуют высокие показатели разводимости. Наметившаяся в 2003 г. тенденция к сокращению количества разводов, сменилась их ростом в 2006-2008 годах и с 2009 года вновь началось снижение. Одновременно, благодаря стремлению людей к семейному образу жизни, наблюдается отчётливая тенденция к повторному вступлению в брак: около четверти всех зарегистрированных в Новосибирске браков (27% у мужчин и 26% у женщин) - повторные. Наиболее представительный брачный возраст у мужчин - 25-34 года, у женщин - от 18 до 24 лет. В этих возрастных группах вступили в брак 48% мужчин и 43% женщин от общего числа заключивших брак.

Одной из главных проблем, на разрешение которой должна быть направлена семейная политика, является сдерживание распространения в обществе следующих социальных феноменов: незарегистрированных бракоподобных союзов, внебрачного материнства, послеразводного родительства. Увеличение их количества является внешним проявлением искажений внутренней жизни семьи, суть которых состоит в том, что в настоящее время происходит разделение и автономизация брачного, сексуального, репродуктивного, родительского, досугового, доходового поведения, которые должны быть связаны между собой и сфокусированы в семье, так как они составляют её сущность.

В результате, в сфере частной жизни семьи приоритеты детства (дети и продолжение рода как центральный мотив жизни семьи) отходят на второй план, уступая растущим приоритетам супружеских, интимных отношений. Этому же способствует значительное укорочение «детного периода» семей - периода жизни детей в родительских семьях, что, в свою очередь, связано с малодетностью.

Особой категорией является «молодая семья». Она находится на стадии становления, а потому более уязвима во всех аспектах своего существования: материальных, духовных и т. д. В мае-июне 2012 года комитетом по делам молодежи мэрии города Новосибирска было проведено исследование, направленное на изучение социального мира молодежи.

Исследование выявило, что портрет современной молодой семьи в Новосибирске выглядит следующим образом. Семью имеют 63,7% женщин и 36,3% мужчин. Это «странное» соотношение объясняется тем, что женщины семьей считают и официально зарегистрированную семью, и сожительство.

Как показывают результаты опроса, те, кто уже создали семью, отнесли себя к группе со средними (70,8%) либо с высокими доходами (19,5%). Таким образом, можно утверждать, что молодая семья в Новосибирске - это достаточно обеспеченная семья или, по крайней мере, чувствует себя таковой.

Сравнение результатов исследований 2010 и 2012 годов показывает, что заметно выросла доля тех, кто готов к созданию семьи: с 20,4% в 2010 году до 31,2% в 2012 году

Более того, в последнее 10-тилетие существенно начали меняться представления молодых людей об основах создания семьи и брака. Если раньше молодежь (да и не только) твердо считала, что брак строится на основе любви, доверия и счастья, то теперь существенная часть считает, что на основе «любви и выгодных условий».

Описанные процессы ставят перед обществом и государством ряд вопросов. В частности: почему в одних странах сохраняется традиционное ядро семейной культуры и одновременно фиксируются хорошие демографические показатели, а в других происходят трансформации в сфере брачно-семейных и детско-родительских отношений и встаёт проблема депопуляции?

В этой ситуации актуальность выработки грамотной, научно обоснованной семейной и демографической политики, ориентированной на интеграцию сексуального, брачного, репродуктивного, родительского поведения в семье, не вызывает никаких сомнений.

В Разделе 1 Семейного кодекса РФ говорится: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав». Исходя из этого положения, муниципальная семейная политика должна ориентироваться на укрепление и поддержку семьи.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной и демографической политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социально-демографическую политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в сфере регулирования социально-демографических процессов.

Актуальной является также семейная политика, опирающаяся на общественно-профессиональную экспертизу проводимых в отношении семей и детей мероприятий. Утвержденная Указом Президента РФ 1 июня 2012 года «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» предполагает, что политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

И, наконец, в основу семейной политики должна быть положена идея интеграции специалистов разных профилей, занимающихся темой семьи. Социальный механизм интеграции может строиться только на основе единой цели. Такой целью является всесторонняя поддержка семьи как социального института.

Рождение детей, их жизнь, оптимальное развитие, защита, все первостепенные жизненно-важные интересы и потребности связаны, прежде всего, с семьей, родителями. Истоки проблем детства тоже лежат в семье. Поэтому первой и главной стратегией действий в интересах детства является создание условий для решения проблем семьи в современной реальности, защита и укрепление традиционных ценностей российской семьи как социального института. Муниципалитет и общественность города Новосибирска прилагают много усилий для решения следующих проблем семьи:

Жилищные проблемы - основные для большинства семей: отсутствие или недостаток жилой площади, высокая стоимость квартир, недоступность ипотечного кредитования, дорогостоящие коммунальные услуги, ремонтные работы и т.д.

Экономические проблемы - высокая стоимость образовательных, медицинских, социальных услуг, продуктов питания, одежды; недоступность качественного организованного отдыха.

Социальные, социально-психологические, семейно-педагогические и социокультурные проблемы - психологическое напряжение в семьях, связанное с неопределённым будущим, трудно решаемыми финансовыми, социально-бытовыми, образовательными, медицинскими и прочими проблемами. Проблемы общения и организации совместного досуга в семье. Утрата семейных традиций. Занятость родителей и недостаток внимания, уделяемого детям. Снижение воспитательного потенциала семьи. Ошибки семейного воспитания детей. Неудовлетворённая потребность родителей в психолого-педагогических знаниях, в профессиональной поддержке педагогов и в целом системы образования. Социальная небезопасность городской среды, проблемы социализации детей. Деструктивное влияние СМИ, включая интернет, социальные сети. Опасности компьютерных игр. Рост агрессивности детей, нарушения поведения. Недостаточное внимание самой семьи и общества к вопросам добрачного поведения детей, подростков и юношества, сохранения нравственного и физического здоровья, подготовки к созданию семьи, к будущей семейной жизни, рождению и воспитанию детей.

2.2. Основные задачи

С точки зрения развития семейной политики на территории города Новосибирска принципиально важной особенностью «Муниципальной стратегии действий в интересах детей» является поддержка и защита детства, которая должна осуществляться через усиление влияний семьи и роли родителей как главных действующих и бескорыстно заинтересованных в детях лиц.

Муниципальная семейная политика предусматривает сохранение целостности семьи и детско-родительских отношений как основополагающую стратегию, определяющую следующие задачи:

1. Участие в проведении информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей семьи, супружества, отцовства, материнства и детства.

2. Объединение созидательного научно-методического и педагогического потенциала специалистов высших учебных заведений, занимающихся темой семьи.

3. Развитие и укрепление научно-методической основы семейной политики.

4. Организация курсов повышения квалификации для специалистов различных профилей по задачам и направлениям муниципальной семейной политики с привлечением ведущих российских специалистов в данной области.

5. Обобщение опыта работы с семьей различных организаций города Новосибирска (анализ программ и проектов, содержания работы, социальных результатов).

6. Формирование и внедрение семейной идеологии и политики в молодёжную среду.

7. Организация обучения родителей воспитанию детей в семье (первичное социально-педагогическое, психологическое и культурно-историческое образование).

8. Разработка профессиональных семейно-ориентированных образовательных, информационных и социальных программ, востребованных в городском сообществе со стороны родителей, детей, молодежи, а также специалистов различных профилей, работающих с семьей, родителями, детьми.

9. Организация профессиональной общественной экспертизы различных учреждений города Новосибирска, работающих с семьей и детьми, а также программ, касающихся вопросов семьи и детства.



2.3. Меры, направленные на развитие системы семейного воспитания, образования, формирование семейных ценностей, повышение родительской и социальной компетентности семей с детьми

Всесторонняя поддержка семьи как социального института средствами образования. Формирование новых моделей взаимодействия образовательных учреждений с семьями, родителями и обучающимися детьми.

Организация «Школ для родителей» в различных учреждениях города Новосибирска.

Создание благоприятных условий для организации семейного образования и просвещения родителей (или их представителей) и детей через систему дополнительного образования (первичное социально-педагогическое, психологическое и культурно-историческое образование).

Расширение методической базы и проведение обучающих мероприятий для молодежи (студентов, учащихся школ, лицеев и ПУ) с целью повышения престижа семьи в молодежной среде и подготовки к семейной жизни; организация элективных курсов по семейно-ориентированному образованию старшеклассников.

Разработка и реализация программ по сопровождению молодых семей с целью профилактики разводов, в том числе совместно с органами ЗАГС.

Разработка и реализация городских семейно-ориентированных социальных, обучающих и образовательных программ (программ социально-информационной поддержки, сопровождения, обучения, воспитания и дополнительного социального и семейного образования): «Школа для родителей», «Культура традиционной российской семьи», «Информационная безопасность», «Психология семьи и семейное воспитание», «Подготовка ребёнка к школе», «Развитие устной и письменной речи ребёнка», «Развитие детской одарённости», «Трудный» подростковый возраст», «Семейное образование», «Семейная безопасность», «Философские аспекты любви и культуры супружеских отношений», «Болезнь и милосердие в семье», «Экономика семьи и семейный бюджет», «Курсы для беременных», «Сопровождение выпускников детских домов», «Подготовка социальных тьюторов», «Подготовка приёмных семей», «Подготовка детей к усыновлению», «Социально-педагогическое сопровождение приёмных семей» и других.

Поддержка педагогических и социальных работников, взаимодействующих с детьми из неблагополучных семей.

Организация консультативной помощи родителям по вопросам информационной и семейной безопасности, разрешения проблем, касающихся защиты семьи и детей в современном мире, создания оптимальных условий для развития ребёнка в семье и последующих рождений, преимуществ воспитательного потенциала двух- трёх- и многодетных семей.

Использование различных форм пропаганды семейного образа жизни и многодетности в молодёжной среде.

Проведение профессионально-общественной экспертизы программ и учреждений, взаимодействующих с семьями и детьми.

Формирование информационной политики города Новосибирска, направленной на повышение престижа семьи, на защиту семьи и детства. Разработка муниципальной концепции социальной рекламы. Организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение культурного развития и информационной безопасности семьи, родителей и детей.

Поддержка семейных инициатив.

Правовая поддержка и защита семьи и детей.

Организация гражданского, патриотического и семейно-ориентированного воспитания; социализации; профессиональной ориентации и трудоустройства; получения начального профессионального и высшего образования; интенсивная коррекционная работа; постинтернатное сопровождение; сдерживание криминальных тенденций; защита от социально-опасных явлений; обучение навыкам жизни и общежития в пространстве города.

Привлечение некоммерческих организаций к решению социальных проблем семьи и детства. Поддержка общественных инициатив в этой сфере. Привлечение дополнительных ресурсов.

Проведение научно-практических конференций по семейной тематике.

Проведение ежегодных городских мероприятий, направленных на поддержку института традиционной семьи, социальных и культурных российских норм, воспитание бережного отношения к детям и семье, сохранение, возрождение и поддержку жизнеспособности традиционного семейного уклада, семейной культуры, семейного образа жизни в современных условиях с учётом социальной инфраструктуры города Новосибирска.

Расширение мер социальной поддержки семей с детьми.

Поиск социально-политических механизмов по информационной защите семьи, детей, подростков, юношества.

Организация конкурсов социально-значимых проектов по семейной тематике.

Разработка муниципальной концепции социальной рекламы города Новосибирска.

Участие города Новосибирска во Всероссийских мероприятиях, направленных на пропаганду традиционных семейных ценностей российского общества.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Муниципальный этап областного конкурса научно-исследовательских работ и творческих работ обучающихся: Номинация
DswMedia -> Мои земляки – ветераны Великой Отечественной войны
DswMedia -> Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области
DswMedia -> «Интернет, за или против»
DswMedia -> Пояснительная записка Развитие современных социально-экономических отношений в России требует нового качества образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников нести личную ответственность, как за собственное
DswMedia -> Архангельская область
DswMedia -> Программа курса «Экономическая и социальная география мира»
DswMedia -> Рабочая программа Факультативного курса «Компьютерное черчение в системе автоматизированного проектирования компас 3d lt»
DswMedia -> Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины
DswMedia -> Рабочая программа По предмету «Основы православной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал