Стресс, как составляющие учебного процесса студентов



Скачать 42,37 Kb.
Дата31.10.2016
Размер42,37 Kb.
УДК 612.062

СТРЕСС, КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ.

В.З. Мовсумов

Сургутский государственный университет, г.Сургут

Аннотация: Стресс, несмотря на мнение людей, является серьёзной причиной и фактором, способствующим возникновению различных заболеваний в организме человека. А его влияние студентов приводит к влиянию на состоянии здоровья будущих специалистов. В данной статье рассмотрена проблема стресса, а так же определяющих его показателей. С помощью проведенного онлайн-тестирования студентов различных городов Росси выявлены изменения показателей, способствующих возникновению стресса. Показано, что определенные группы студентов подвержены стрессу больше остальных.


V.Z.Movsumov

Surgut State University


Annotation: Stress, despite the opinion of the people, is a serious cause of and a contributor to various diseases in humans. And his influence student leads to impact on the health of future specialists. This article deals with the problem of stress, as well as determining its performance. By conducting on-line testing of students of different cities of Russia revealed changes in parameters that contribute to the emergence of stress. It has been shown that certain groups of students are stressed more than others
Целью данной работы изучение предрасположенности организма к стрессу, а, в некоторых случаях, и наличия стресса у студентов.

Основными задачами данной работы являлись:

1)Определение наличия и характера стрессорных событий

2)Изучение особенностей проявления стресса у студентов, и обусловленных им психических и вегетативных сдвигов

3) Определение уровня стрессоустойчивости

4) определение показателя ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина).

5) Определение преобладающих способов снятия стресса у респондентов.



В ходе работы было проведено онлайн-тестирование уровня стресса, в котором приняли участие от 840 до 1346 студентов различных факультетов и различных университетов России от 1 курса до магистратуры.

Нами использовался «тест на стрессоустойчивость», «тест на учебный стресс», «определение показателя ситуативной тревожности (Спилбергера)», «комплексная оценка проявлений стресса» (Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.)

Для решения поставленных задач все студенты, прошедшие данное анкетирование, были разделены на группы в зависимости от пола и вида образования: естественнонаучный (ЕНО), гуманитарный (ГО), технический (в зависимости от типа образования).

Результаты и обсуждение.

«Тест на учебный стресс» показал, что среди стрессорных событий, которые способствует возникновению стресса, наиболее часто выбирали следующие варианты: страх перед будущим(36%), большая учебная нагрузка(38%), непонятные и скучные учебники(48%). Определение соотношения данных показателей может дать направление для решения проблемы стресса непосредственно до начала возникновения стрессорного процесса.

«Комплексная оценка проявлений стресса» продемонстрировала поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные, физиологические особенности респондентов при возникновении стрессорного процесса. Так, среди поведенческих признаков преобладали: низкая продуктивность деятельности(50%), хроническая нехватка времени(66%), потеря аппетита или переедание(62%). В интеллектуальных признаках наиболее частыми вариантами являлись: пассивность (желание переложить работу на другого человека – 56%), ухудшение показателей памяти (46%), преобладание негативных мыслей (70%). Среди эмоциональных признаков ведущими являлись следующие показатели: беспокойство (повышенная тревожность-23%), мрачное настроение (19%), ощущение постоянной тоски (депрессия-20%), раздражительность (приступ гнева-19%). И наконец, среди вариантов физиологических признаков стресса наиболее часто выбирали: боли в разных частях тела (51%), нарушение процессов пищеварения (43%), снижение иммунитета (частые недомогания – 29%).

Определение всех выше перечисленных показателей позволяет судить о наличии или, наоборот, отсутствии стресса, чтобы в дальнейшем предотвратить его большее развитие.


«Тест на стрессоустойчивость» позволил определить, что уровень стрессоустойчивости у респондентов женского пола, получающих естественнонаучное и гуманитарное образование (44% и 36% соответственно) ниже, чем у респондентов мужского пола(23% и 19% соответственно).

Это говорит о том, что риск возникновения стресса у респондентов женского пола выше по сравнению с мужским полом, но при этом если рассматривать мужской пол, то респонденты, получающие естественнонаучное образование имеют больший риск возникновения стрессорных процессов.


«Показатель ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)» говорит нам о том, что у респондентов женского пола, получающих естественнонаучное и гуманитарное образование(69% и 66%(высокий уровень) соответственно) он выше, чем у респондентов мужского пола (57% и 58%(высокий уровень) соответственно).

Значение итогового показателя позволит оценить не только уровень ситуативной тревоги респондента, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия.
«Определение преобладающих способов снятия стресса у респондентов» позволил определить, использовали ли респонденты благоприятный тип снятия стресса?!

Среди деструктивных методов снятия стресса у респондентов женского пола преобладали: переизбыток вкусной еды(71%), агрессия(47%). У респондентов мужского пола преобладали аналогичные пункты(64% и 38% соответственно).

Среди конструктивных методов снятия стресса у респондентов женского пола преобладали: сон, отдых, смена (81%), общение с друзьями(79%), анализ свои действий(65%). У респондентов мужского пола преобладали сон, отдых, смена (75%), общение с друзьями(73%), анализ своих действий(78%), изменение своего поведения(68%).

По результатам данного опроса можно сделать заключение о том, что среди способов снятия стресса преобладали конструктивные способы, что является наиболее благоприятным, в отличие от деструктивных методов, методом борьбы со стрессовым процессом.


Список литературы

  1. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.

  2. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001. – 56-64 с

  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. 362 с

  4. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал №4, 1996

  5. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально- психологические аспекты стрессоустойчивости личности. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч.2. СПб, 1995.

  6. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции / Под. ред. Л. Леви, В.Н. Мясищева Л., 1970

  7. Меерсон, Ф.З.Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. - М. : Наука, 1981. - 280 с. 616


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница