Сведения о наиболее значимых результатах научной деятельности фгбоу впо «шгпу» в 2012 году Научно-исследовательская деятельность коллектива ученых шгпу в 2012 году проводилась в соответствии с фз «О высшем и послевузовском профессиональном



Скачать 244,82 Kb.
Дата28.10.2016
Размер244,82 Kb.
Сведения о наиболее значимых результатах научной деятельности ФГБОУ ВПО «ШГПУ» в 2012 году

Научно-исследовательская деятельность коллектива ученых ШГПУ в 2012 году проводилась в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Перечнем критических технологий Российской Федерации, Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Научная общественность вуза продолжала участвовать в общественном обсуждении проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Развитие научно-исследовательской деятельности проходило в соответствии с Концепцией развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, Концепцией непрерывного образования в Российской Федерации, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N2227-р и др.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. В связи с этим для коллектива ШГПУ является актуальным формирование навыков и компетенций инновационной деятельности преподавателей и студентов в гуманитарно-педагогической сфере, в сфере разработки гуманитарных и образовательных технологий.

Научная деятельность ШГПУ как научно-образовательного центра подготовки специалистов, исследователей и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе достижений науки в 2012 году была направлена на развитие науки посредством выполнения фундаментальных и прикладных исследований, укрепление научных школ как основы подготовки специалистов, укрепление единства учебного и научного процессов, активное участие профессорско-преподавательского состава в научных исследованиях и широкое привлечение обучающихся к деятельности научных коллективов. Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование высшего образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в вузе осуществляется в разных формах, в том числе:

1) проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение работников научных организаций для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) реализация программ подготовки научно-педагогических и научных кадров, а также дополнительных профессиональных образовательных программ.

Университет выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, а также осуществляет научно-техническую деятельность, в том числе по проблемам образования, осуществляют подготовку научно-педагогических и научных кадров. Результаты оценки научной и (или) научно-технической деятельности образовательной организации высшего образования составляют часть общей оценки деятельности образовательной организации высшего образования.

В 2012 году в университете развивается научная инфраструктура, включающая научные центры и проблемные лаборатории, расширяется состав научных работников (главных, ведущих, старших научных сотрудников, стажеров-исследователей). В социогуманитарном научно-образовательном центре действует 5 научных центров и 5 проблемных лабораторий по 30 научным темам, в научных коллективах которых исследования осуществляют 65 научных сотрудников.

В рамках государственного задания вузу в 2012 году выполнялись научные исследования по 7 темам фундаментальных научных работ.
Перечень НИР, проводимых в рамках государственного задания в 2012 году

Таблица 1



п/п

Руководитель

Наименование НИР

Научные результаты

1.


И.Ю.Добродеева

Исследование эффективности системы менеджмента качества провинциального университета

Система маркетинговых коммуникаций провинциального университета.

Модель управления информационными потоками в системе менеджмента качества провинциального университета



2.

Е.А.Шмелева


Исследование процесса формирования и развития инновационной активности студентов и молодых ученых

Технологии формирования инновационных компетенций студентов и молодых ученых

База данных «Инновационный продукт центра молодежных инициатив: авторские системы деятельности»



3.

М.А.Правдов

Исследование инновационного потенциала открытого физкультурно-образовательного пространства вуза

Принцип интеграции здоровьсбережения и обучения в открытом физкультурно-образовательном пространстве вуза

4.

А.А.Червова

Исследование системы формирования информационной культуры педагога как основы совершенствования качества образовательной деятельности

Модель формирования информационной культуры педагога как основы совершенствования качества образовательной деятельности

5.

Д.С.Марков

Исследование туристско-рекреационного потенциала ландшафтов

Алгоритм анализа пространственной информации, применяемой в ГИС.

Базы данных для проведения процедуры ландшафтного планирования.



6.

И.Н.Пустовалова

Административно-правовые механизмы предупреждения коррупционных правонарушений

Система административно-правовых, организационных, функциональных способов и средств (механизмов) предупреждения коррупционных правонарушений

7.

П.А.Кисляков

Исследование социально безопасной среды образовательных учреждений в системе сетевого научно-образовательного центра вуза

Анализ проблемы обеспечения социально безопасной среды образовательных учреждений

В 2012 году выполнялось исследование по Гранту Президента Российской Федерации для молодых исследователей – докторов наук по теме «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века» (научный руководитель д.ф.н. Шукуров Д.Л.)

В 2012 году продолжалась реализация проектов по государственным контрактам в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.г. В рамках этой программы в 2012 году заключено 9 соглашений о предоставлении грантов в форме субсидий на выполнение НИР. Впервые, в результате конкурсного отбора, университет получил поддержку от министерства образования и науки для проведения научных исследований в Социогуманитарном научно-образовательном центре вуза. В результате участия в конкурсе по оснащению студенческого конструкторского бюро в 2012 году университет получил возможность приобретения научного оборудования для мониторинга состояния здоровья и формирования здорового образа жизни студентов средствами АФК.

В таблице 2 представлены сведения по научным результатам исполняемым в 2012 году государственных контрактов.



Перечень НИР в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Таблица 2



Nп/п

Наименование подразделения

Наименование НИР

Научные результаты



Лаборатория функциональных и адаптивных возможностей детей и учащейся молодежи

Психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей культуры здоровьесбережения в инновационном пространстве новой школы

Модель формирования культуры здоровьесбережения в условиях интеграции двигательной и познавательной деятельности детей; технология формирования у детей компетенций здоровьесбережения;

показатели и критерии оценки готовности педагога к формированию у детей компетенций здоровьесбережения,

методика диагностики готовности педагогов к формированию у детей компетенций здоровьесбережения,

структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения воспитания культуры здоровьесбережения,

экспериментальный образец двигательно-познавательного тренажера для формирования и коррекции детской осанки и экспериментальный образец тренировочных устройств для формирования двигательных действий детей.

признаки культуры здоровьесбережения

оценка состояния готовности педагогов и родителей к формированию у детей компетенций культуры здоровьесбережения

принципы здоровьесбережения, здоровьесохранения, формирования здоровья детей в образовательном процессе





Кафедра здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры

Оснащение студенческого конструкторского бюро

Оборудование для мониторинга состояния здоровья и формирования здорового образа жизни студентов средствами АФК



Центр кризисологических исследований

Культурфилософские смыслы и основания жизнедеятельности человека в современных условиях

Анализ концептуальных культурфилософских составляющих жизнедеятельности человека в современном мире

Многоуровневая модель рецепции культурфилософских составляющих жизнедеятельности человека в современном мире

База данных «Культурфилософские смыслы и основания жизнедеятельности человека в современном мире»


Кризисологические проблемы культуры нового времени и современности: герменевтические исследования

Анализ концептуальных кризисологических проблем исследований культуры Нового времени и современности; многоуровневая модель экспликация кризисологической проблематики в культурологическом дискурсе.

Базы данных «Антиномическая конструкция образной системы в поэтике романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»; «Философия религии в Московской духовной академии»; «Новые религиозные движения Вьетнама»; «Субкультуры на рубеже XX-XXI веков: региональный аспект»; «Феномен старости в традиционных национальных культурах»; «Социологический анализ развития конкурентоспособности молодых специалистов»;«Развитие компетенции социального взаимодействия будущего педагога: социологический аспект»; «Современный британский роман: проблема ментальности»; «Виртуальный мир фэнтези»; «Генеалогия метафоры «стоп-кран истории» в немецкой философии XXв.»; «Феноменология времени в архаических культурах»; «Книга в русском обществе XIX в.: на материале мемуарной литературы»; «Феномена сквоттерства, как социокультурное центров явление»;«Инновационная культура в гостиничном сервисе Тюменской области»,«Феномен универсализма в творчестве М.А. Волошина»



Кризисологические проблемы цивилизационной истории

Анализ кризисологических проблем цивилизационной истории; многоуровневая модель кризисологических проблем цивилизационной истории;

Базы данных «Российская история в американском политическом дискурсе»; «Эффективность реализации национальной политики РФ: исторический опыт»; «Социализация молодежи на ударных комсомольских стройках южного Урала (1956-1965)»; «Славянский языческий радикализм XX - XXI вв.»; «Развитие и распространение общественно-исторической мысли в России в XVIII в.»; «Русское провинциальное искусство XVIII-середины XIX вв. как историко-художественное явление»; «Субкультуры на рубежа XX - XXI веков: региональный аспект»; «Проблема «стоп-крана истории» в немецкой историко-философской мысли XX вв.: истоки и эволюция»; «История региональной традиции декоративно-прикладного искусства конца XIX - XX вв.»; «Историко-функциональные особенности бытования книги в русском обществе XIX в.(на материале мемуарной литературы)».



Имя в русской логоцентрической культуре: изучение процесса интенсификации кризиса логоцентризма

Аналитический обзор концептуальных проблем исследования феномена риторического слова в контексте эпохи Русского Просвещения, изучения мифопоэтических оснований литературы Серебряного века, художественного мира К.Д.Бальмонта, соотношения литургического и живописного текстов Акафиста Пресвятой Богородицы, темы «Русский Логос и авангардное слово», идиллических мотивов и эсхатологической символики в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», категорий «маска» и «игра» в литературных и живописных текстах Серебряного века, религиозной семантики текстов русской словесности, русской словесности в контексте глобального культурного кризиса Нового времени и Новейшего времени

Понятийный комплекс исследования феномена риторического слова в контексте эпохи Русского Просвещения; мифопоэтических оснований литературы Серебряного века; художественного мира К.Д.Бальмонта в контексте антропокосмизма культуры Серебряного века; соотношения литургического и живописного текстов Акафиста Пресвятой Богородицы; идиллических мотивов и эсхатологической символики в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»; категорий «маска» и «игра» в литературных и живописных текстах Серебряного века; религиозной семантики текстов русской словесности; русской словесности в контексте глобального культурного кризиса Нового времени и Новейшего времени.

Описание мифопоэтических категорий Серебряного века

Семантические конструкции текстов русской словесности

Базы данных «Русская словесность в контексте глобального культурного кризиса Нового и Новейшего времени»,«Русский логос и авангардное слово», «Словарь литературных персонажей: Часть I: Зарубежная литература XVII – XVIII вв. Русская литература XVIII в.», «Символика культуры и искусства», «Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики конца XVIII – первой половины XIX вв.: Часть I», веб-сайт «Имя в русской логоцентрической культуре»


Будущее России как культурно-цивилизационная возможность: актуализация профетического потенциала отечественной интеллектуальной культуры

Система теорий и концепций кризиса Нового времени.

Многовекторная рецепция глобального культурного кризиса Нового времени западноевропейской и отечественной мыслью в их аксиологическо-типологической соотнесённости;

Системообразующие категории и футурологические концепции Серебряного века, культурно-цивилизационного потенциала Русского Просвещения, кинематографических образов в русской культуре, категорий, формирующих художественный мир В. Серова; категорий «Россия между Востоком и Западом: имена, смыслы и модусы человеческого бытия»

Концепция авангардного слова в истории русской культуры;

Описание генезиса и коннотаций категории софийности через выявление софийных смыслов русской культуры;

Категориальный аппарат исследования «Литургия и структура таинственного

Описание системы традиционных иконографических канонов.

Многоуровневой экспликации проблематики «мир и язык» в интеллектуальной и словесно-художественной культуре эпохи глобального антропологического кризиса.

База данных «Глобальный культурный кризис Нового времени»;


"Русский гуманизм": антикризисная модель развития культурного потенциала личности

Типологическое описание категорий кризиса культуры и направлений его преодоления

Особенность эволюции гуманистических тенденций русской культуры,

Оценка степени влияния культурологической проблематики Серебряного века на становление концепции художественного творчества Серова

Концептуальная модель творческого наследия В.Серова

Описание эволюции иконографических канонов в контексте гуманистической традиции, включающее несколько содержательных этапов процесса развития иконографии




Лаборатория изучения литургийности русской словесности

Литургийное слово в русской литературе

Рекомендации по внедрению литургийной сущности русской литературы в учебные курсы;

особенности сказовой формы в русской литературе;

взаимосвязь картин русской жизни и богослужебных текстов;

особенности литургийного образа мира как категории этнопоэтики;

специфика литургических реминисценций как этических идей

система литургических реминисценций как этических идей, характеризующих творчество современных писателей.







Центр изучения казуальной истории российской провинции

Церковно-школьное образование в России: XIX-начало XX вв.

особенности финансовой политики в области церковно-духовного образования;

анализ развития школьного строительства;

специфика организации школьного быта

структура и содержание учебно-воспитательного процесса в православных школах

особенности профессиональной подготовки и деятельности учителей церковных школ;

обобщение специфики религиозно-образовательной среды в России в XIX-начале XX вв.






Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX-начале XX вв.

структура и содержание учебной части школ Русской Православной Церкви;

определяющие принципы воспитания детей и их практическая реализация.

условия труда и быта, материального положения учителей школ Русской Православной Церкви;

система подготовки учителей для школ Русской Православной Церкви в дореволюционный период





Лаборатория геоинформационных технологий

Геоинформационные технологии оценки комфортности биометеорологических условий

Алгоритм создания ГИС-проектов по оценке комфортности биометеорологических условий; алгоритм оценки комфортности биометеорологических условий на основе использования информационных технологий

Биомониторинг и геоинформационные технологии оценки качества среды обитания на территории урбоэкосистем

ГИС-проекты урбоэкосистем, содержащие построенные таблицы атрибутивных характеристик, а также введенные пространственные и связанные с ними атрибутивные данные.

Схемы перспективного развития территории, содержащие информацию о результатах биомониторинга, экодиагностике, экологически обоснованном землепользовании, геоэкологическом зонировании и интегрированных целях территориального развития, в том числе:

- схемы перспективного развития территории: экологически обоснованное землепользование, геоэкологическое зонирование и территориальное развитие;

- схемы экологически обоснованного землепользования на территории урбоэкосистем;

- схемы, отображающие предпосылки социального и экономического развития урбоэкосистем;

- схемы интегрированных целей территориального развития;

- схемы уровней конфликтности экологических ситуаций в природопользовании.




Центр институализации морали

Институализация моральных регулятивов в современном российском обществе

обоснование необходимости взаимосвязи ценностей и интересов как основных элементов морали и политики;

определение понятия «морально-правовая система»;

обоснование приоритета феномена совести в мотивационной этике как свободного волевого акта через осмысление внутреннего пути от замысла до совершения поступка;

модель контроля за морально-нравственными качествами государственных служащих;

регулятивная функция семьи в институциональной системе;

рекомендации органам законодательной и исполнительной власти; база данных «Взаимодействие морали и права в современном российском обществе»

специализированный сайт «Мораль в современном мире»;

обоснована возможность синтеза морали и политики как метода формирования содержательной гуманитарной политики и разрешения внешних и внутренних современных политических противоречий современного развития общества;

обосновано место совести в институциональной системе морального регулирования современного общества;

механизм взаимодействия морали и права в развитии российского общества;

познающие и регулирующие функции морали и политики




Центр изучения наследия А.Н.Островского

Драматургия А.Н.Островского: жанры и жанровые модификации

классификация системы жанров пьес А.Н. Островского в русле традиционных (классических) представлений о жанрах драматургии



Кафедра экономики и менеджмента

Оплата труда в условиях рынка: многоуровневый анализ, теоретические построения, прикладной инструментарий

Регионально-субрегиональные особенности кризисной трансформации рыночной оплаты труда;

комплексный анализ и оценка применяемых в отечественных и зарубежных организациях систем оплаты труда;

рекомендации по модернизации и повышению рыночной ориентированности систем оплаты труда;

совокупность базовых принципов создания новых систем оплаты труда;

авторская система оплаты труда;

база данных «Базовые критерии рыночности оплаты труда». оценка эффективности применения новой системы оплаты труда;





Лаборатория этнохудожественного образования

Диалог искусств в поликультурном пространстве и художественно-эстетическая картина мира

анализ и обобщение материала по проблеме диалог искусств в поликультурном пространстве и художественно-эстетическая картина мира:

многоуровневая модель проблематики диалога искусств в поликультурном пространстве

База данных «Нижегородская икона в современном православном искусстве».

База данных «Метафорическое моделирование ментальной сферы «Музыка» в американской поэзии 20 века».

База данных «Национальные особенности образной системы мировосприятия русского и английского народов».

База данных «Духовно-эстетические аспекты новых религий Вьетнама».

База данных «Духовные и нравственно-эстетические аспекты философии религии».

База данных «Фазовые ритмы в лирике М.А. Волошина».

База данных «Миф об инонациональном: сопоставление национальных мифов о «своем».

База данных «Народная игрушка Дагестана».

База данных «Русское провинциальное искусство как самобытное художественно-историческое явление».

База данных «Предметно-эстетическая среда как средство социального воспитания студентов вуза».

База данных «Технологии построения изобразительного пространства в искусстве гравюры на картоне».

База данных «Ювелирное искусство Дагестана: традиции и современность»

База данных «Региональная специфика изобразительного искусства Южного Урала».

База данных «Этнопедагогический потенциал народного искусства».



Исчезающие художественные промыслы России: инновации из прошлого

Концепция сохранения и возрождения исчезающих художественных промыслов; модель охранно-восстановительной деятельности исчезающих художественных промыслов; секрет производства (ноу-хау); промышленный образец «Сувенир-магнит»

В 2012 году проводились исследования по соглашению (договору) между университетом и Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом культуры на проведение научно-исследовательских работ и межвузовской научной школы. В таблице 3 приведены научно-технические результаты проведенных работ.


Перечень НИР по грантам РГНФ в 2012 году

Таблица 3



п/п


Руководитель

Наименование проекта

Результаты

1

Варзин А.А.

Ф.М. Достоевский в призме лингвокультурного сознания: язык в личности и Личность в языке

Осуществлена экспликация уровней идеологически заряженного концепта в сознании Ф.М. Достоевского как реальной языковой личности и в сознании художественных персонажей как «личностей-моделей». Последовательно разграничены концепт языка, концепт социального страта и концепт языковой личности.

2

Ершова Л.В.

Этнографическая экспедиция "Дорогами земли Ивановской"

Систематизация памятников храмового

искусства Ильинского и Шуйского района Ивановской области



3

Варзин В.В.

Рыночная оценка труда и ее регионально-субрегиональные особенности

Авторская концепция рыночной оценки труда.

Многофакторная теоретическая модель рыночной оценки труда.

Систематизация макроэкономических проблем сферы оплаты труда в РФ.


4

Рылова А.Е.

Россия и Италия в творчестве Б. Зайцева

Сструктурирован весь комплекс текстов Б. Зайцева, в которых проявляется итальянский текст культуры и тема родины-России

В 2012 году в вузе продолжала свою активную деятельность по регистрации охраноспособных результатов НИД служба интеллектуальной собственности. В 2012 году были выявлены, оформлены и зарегистрированы всего 44 базы данных, правообладателем которых является Шуйский государственный педагогический университет. В рамках выполнения государственных контрактов и задания Министерства образования и науки в 2012 году были зарегистрированы 44 базы данных.

Научно-исследовательская работа студентов осуществляется в общей системе научной работы университета, тесно связана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями.

Основными направлениями совершенствования научно-исследовательской работы студентов в 2012 году являются: развитие активности, инициативности и мотивации студентов к проведению научных исследований, широкое привлечение к деятельности в составе научных школ и коллективов, повышение публикационной активности.

С целью широкого вовлечения студентов-первокурсников в исследовательскую деятельность в октябре 2012 года в рамках Всероссийского Фестиваля науки на всех факультетах университета прошли мероприятия под девизом «Прикоснись к науке!» Для первокурсников ведущими учеными университета, основателями научных школ проф. Ершовой Л.В., проф. Правдовым М. А., проф. Арефьевым И.П., проф. Тарасовой В.Н. прочитаны лекции о современных направлениях научных исследований С презентациями результатов своих достижений выступили студенты, активные участники студенческих научных кружков, проблемных лабораторий и объединений.

В настоящее время в выполнении научно-исследовательских работ принимает участие 886 студентов очной формы обучения, что составляет 70% студентов университета. Результаты студенческих исследований представлены в 362 публикациях, 301 - из которых без соавторов-сотрудников вуза.

Наиболее массовой формой состязательных мероприятий системы НИРС в университете явились факультетские и университетские предметные олимпиады и конкурсы по специальности, в которых в совокупности участвовало примерно 60% студентов. Традицией стало проведение университетских туров олимпиад по педагогике, социальной педагогике, безопасности жизнедеятельности. Внутривузовская студенческая олимпиада по педагогике была посвящена теме «ШГПУ в истории образования». Результатами проектной исследовательской деятельности студенческих команд стали педагогические календари «История педагогики в лицах событиях, фактах», отражающие юбилейные даты истории педагогики и образования в 2012 году, информационные буклеты «История моего факультета». Победителями олимпиады в общекомандном зачете стали историко-филологический факультет, факультет физической культуры и технологический факультет

Важное практическое значение имеет олимпиада «Экология и безопасность жизнедеятельности», поскольку отработанные студентами знания и навыки необходимы им в дальнейшей жизни, как для обеспечения собственной безопасности, так и для оказания помощи людям, оказавшимся в опасной ситуации. По итогам олимпиады первое место заняли команды технологического и историко-филологического факультетов, второе – факультета физической культуры, третье – естественно-географического факультета

Традиционно победители внутривузовских туров предметных олимпиад достойно представили университет на Всероссийских и региональных олимпиадах: студенты технологического факультета Козлов Олег и Киселев Юрий стали победителями Всероссийской олимпиады научных и прикладных работ по национальной безопасности и геополитике России (номинация «Безопасность личности»); Коликова Светлана, Караваев Сергей - Всероссийского конкура научно-исследовательских работ среди студентов и молодых ученых «Наука и образование против террора»; команда студентов факультета физической культуры заняла 2 место во Всероссийской олимпиаде по физической культуре», команда студентов факультета педагогики и психологии стала второй во Всероссийской студенческой заочной олимпиаде по педагогике и методике начального образования в направлении «Предметно-методическая подготовка учителя начальных классов»; студенты технологического факультета Аксенова Галина, Смирнов Павел заняли 3 место во II Ивановской открытой студенческой олимпиаде по математике для студентов математических специальностей; команда студентов социально-гуманитарного факультета в составе Ляпиной Алены, Уренской Елены и Дмитриевой Натальи получила Диплом третьей степени Межвузовской студенческой олимпиады «Техническое регулирование и управление качеством» за презентацию проекта «От качества образования к качеству жизни».

В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на базе университета проведены Региональный конкурс студенческих научных работ по истории «История России XIX-начала XX вв.: региональный аспект», руководитель проекта к.и.н., доц. Красницкая Т.А.; Региональный конкурс научных работ по культурологии «Будущее России!», руководитель проф. Океанский В.П., Всероссийский конкурс с международным участием «Актуальные проблемы региональной геоэкологии: урбоэкология», руководитель проекта к.г.н., доц. Марков Д.С.

Приоритетным направлением научно-исследовательской деятельности студентов в этом году остается разработка социально-значимых и инновационных проектов. Так результатом деятельности лаборатории «Социально-педагогическое проектирование» (руководитель доц. С.М. Машевская) стали проекты, вошедшие в число лучших проектов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия». Проект «РадОС в Интернете» студентов технологического факультета, выполненный под руководством д.п.н., доц. Зайцевой С.А., к.п.н, доц. Шипилова Р.М. стал победителем Регионального Конкурса проектов «Использование ресурсов Интернет для создания воспитательного и образовательного пространства учреждения», проводимого Поволжским центром аэрокосмического образования. Преимущество данного проекта заключалось в его социальной и практической значимости.

Дипломами победителей Всероссийского конкурса «Сотворение и созидание Будущей России!», проводимого Молодежным союзом экономистов и финансистов отмечены 20 молодых ученых, аспирантов, студентов университета среди них Кисляков П.А., Марков Д.С., Зинченко О.В., Мулина О.Н., Жогличев С., Макарова А., Цветкова А., Аманцева А., Носкова М., Кулагина О. и др.

Студенты социально-гуманитарного факультета Веселова М.Г. и Шатрова В.А. стали Лауреатами Всероссийского конкурса научных работ «Моя законотворческая инициатива».

Важной формой презентации своих научных исследований, а также повышения межкультурной и социальной компетенции является участие студентов историко-филологического в конкурсах стипендий на прохождение зарубежных стажировок. Тамгина Елена и Рудакова Анастасия выиграли конкурс на получение стипендии для прохождения стажировки во Франции «Bourses de stage pédagogique été 2012 pour étudiants « futurs professeurs de français».

В рамках Всероссийской научной интернет-конференции «Студенческий научный форум-2012» проведены 10 самостоятельных студенческих конференций по биологическим, географическим, историческим, педагогическим, философским, филологическим, юридическим, экономическим наукам, культурологии и искусствоведению. Для обсуждения на сайте Форума были представлены 165 работ, 64 из которых опубликованы в высокорейтинговом журнале «Успехи современного естествознания».

С 3 по 13 апреля на всех факультетах университета была организована 58 студенческая научная конференция, на которой с докладами по результатам своих исследований выступили 497 студентов. К участию в обсуждении докладов были привлечены студенты 1 курса, иностранные студенты, учащихся школ города, студенты лицеев и колледжей г. Шуя.

В рамках 8-го областного фестиваля «Молодая наука - развитию Ивановской области» на базе университета проходила межвузовская научная конференция «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области». В работе конференции приняли участие более 150 студентов аспирантов и молодых ученых вузов Ивановской области. На обсуждение выносились такие актуальные проблемы высшего образования как формирование инициативности и творческой самостоятельности студентов, средства повышения качества профессиональной подготовки, безопасность жизнедеятельности учащейся молодежи, проблемы гуманитарных исследований в образовании, региональный аспект этнохудожественного образования. По итогам конференции вышел сборник статей студентов, аспирантов и молодых ученых.

В марте-апреле 2012 года проходил очередной внутривузовский тур Открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным техническим и гуманитарным наукам. На конкурс была представлена 91 работа по 15 научным направлениям. Наиболее высокий конкурс был среди работ по безопасности жизнедеятельности, физической культуре, педагогике, психологии, экономике. Отличительной особенностью всех представляемых работ является их практико-ориентированный характер.

Участниками 40 выставок, вернисажей и конкурсов стали студенты факультета искусств, о чем свидетельствуют более 60 дипломов и наград. Дипломами Лауреатов XII Всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2012» удостоены студент факультета искусств Луняков Михаил за инновационный проект «Шуйское мыло+» и аспирант Белов Михаил за инновационную разработку «Способ приготовления глиняных смесей и режим керамического обжига».

14 студентов университета являются членами научных коллективов по выполнению Государственного контракта в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»

Научные исследования, проводимые студентами университета, отмечены Правительственными наградами. Студентка факультета искусств Кулагина Ольга стала Лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи Министерства образования и науки РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», студентке историко-филологического факультета Барской Светлане назначена Стипендия Президента РФ, а студенту факультета физической культуры Смирнову Алексею – Стипендия Правительства РФ. Дипломами Правительства Ивановской области за высокие результаты в научно-исследовательской деятельности награжден студент факультета искусств Луняков Михаил.
Таким образом, в 2012 году сохранилась положительная тенденция высокой доли участия студентов в проведении научных исследований. Возросло количество конкурсов на лучшую научную работу и студенческих конференций, инициаторами которых выступили научные коллективы – исполнители государственных контрактов по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Активное участие в научно-исследовательской работе принимают иностранные студенты.

К конкурентным преимуществам научно-образовательной деятельности ШГПУ можно отнести: наличие сформированной научно-инновационной инфраструктуры, высокая результативность научных исследований; увеличение публикационной активности научно-педагогических работников; выявление и государственная регистрация охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности и создание условий для их коммерциализации; снижение среднего возраста научно-педагогических работников; повышение качественного состава ППС, участие в научных исследования студентов и молодых ученых.



Общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности ШГПУ в 2012 году составил 26, 1522 млн.руб. Опубликовано 56 учебников и учебных пособий, в т.ч. 29 с грифами Министерства образования и науки РФ, учебно-методических объединений, 44 монографий. В 2012 году были зарегистрированы 44 результата интеллектуальной деятельности. Продолжает развиваться сотрудничество научно-педагогического коллектива ШГПУ с высокорейтинговыми научными журналами и изданиями, входящими в российский индекс научного цитирования. В университете издается журнал «Научный поиск», входящий в Российский индекс научного цитирования.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница