Свобода мысли и совести



страница1/5
Дата31.10.2016
Размер0,69 Mb.
  1   2   3   4   5
Свобода мысли и совести
1. Определение понятий: свобода мысли, свобода совести, свобода убеждений, свобода вероисповедания.

  • Найдите в Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и 2-й главе Конституции РФ статьи, которые, на Ваш взгляд, относятся к этому праву. Нам придется постоянно обращаться к этим статьям, поэтому отметьте их закладками.

Как видите, определения достаточно объемные, поэтому начнем с их подробного анализа. Прежде всего обратим внимание на то, что речь идет о нескольких понятиях: мысль, совесть, вера, убеждения, религия, вероисповедание. В данном случае понятие мысль включает в себя все разновидности интеллектуальной и духовной деятельности, и свобода мысли распространяется на любые концепции существующего мира, которых придерживается индивид.

Разбирая одно из дел, связанных с правом на отказ от несения военной службы, Конституционный суд ФРГ постановил: «Любое серьезное нравственное решение, то есть решение, ориентированное на категории добра и зла, которое в определенной ситуации является для человека обязательным и связывает его внутренними обязательствами так, что он не может действовать, нарушив их без серьезной на то необходимости, необходимо рассматривать как решение, принятое по мотивам совести».


  • Дайте свое определение понятия «совесть» (оно может и не совпадать с трактовкой Конституционного суда ФРГ).

Между верой, религией и вероисповеданием также есть важные различия. В отличие от религии и вероисповедания, вера не предполагает обязательного Высшего существа и исполнения каких-либо обрядов (например, вера в изначальную добродетельность человеческой натуры, в превосходство арийской расы или в торжество коммунизма во всем мире).



  • Как Вы полагаете, зачем, помимо вышеназванных терминов, используется и понятие свобода убеждений?

  • Что же объединяет их, позволяет говорить как о едином целом?

Все они относятся к внутренней, духовной сфере жизни человека, любое вторжение в которую мы воспринимаем особенно болезненно. И одновременно с этим всем нам очень хочется убедить всех окружающих в нашей правоте, для их же пользы обратить в нашу, единственно правильную, веру. Это желание особенно сильно у представителей государственной власти. Неслучайно поэтому идея свободомыслия, духовной свободы стала ведущей уже в эпоху Возрождения и продолжает оставаться чрезвычайно актуальной в наши дни.

«...Как бы ни именовали тебя – король, епископ, церковь, государство, парламент или еще как-нибудь, – кто дал тебе право вторгаться в своем ничтожестве между душой человека и его создателем?

Занимайся своим делом. Если он верит не так, как ты, это доказывает, что ты веришь иначе, чем он, и нет на земле той силы, которая могла бы рассудить вас.

Что же до различных религий, то если предоставить каждому судить о своей собственной, окажется, что на свете нет ложных религий; но если они возьмутся судить о религии друг друга, не будет и истинной веры, – поэтому либо все человечество право, либо все оно целиком заблуждается.

...Все религии по природе своей благостны, милосердны и неотделимы от устоев нравственности. Они не приобрели бы прозелитов при своем возникновении, проповедуя что-либо порочное, жестокое, мстительное или безнравственное. Как и все на свете, они имели свое начало и действовали убеждением, увещеванием и примером. Как же получается, что они утрачивают свою врожденную кротость и становятся суровыми и нетерпимыми?

...От союза церкви с государством родилось нечто вроде мула, способного лишь уничтожать, а не давать приплод, и именуемого государственной церковью. С самого своего рождения он – чужой даже матери, в лоне которой зачат и которую со временем станет гнать и губить.

Действиями испанской инквизиции движет не религия в ее исконной форме, а этот ублюдок, рожденный от союза церкви и государства...

Гонения не свойственны от природы ни одной религии; но они неизменно сопутствуют всем официальным религиям или религиям, установленным силой закона. Уберите прочь законодательные основания, и любая религия вновь обретет прирожденное ей милосердие. В Америке католический священник – это хороший гражданин, честный человек и добрый сосед; то же самое можно сказать и о служителе епископальной церкви, и это проистекает, независимо от людей, из того, что в Америке нет государственной церкви.

Рассматривая этот вопрос со светской точки зрения, мы также увидим пагубное воздействие учреждения государственной церкви на благоденствие народов. Союз церкви и государства привел Испанию к бедности. Отмена Нантского эдикта вынудила шелкоткацкое производство перекочевать из Франции в Англию, а сейчас церковь и государство вытесняют хлопчатобумажное производство из Англии в Америку и Францию».

Т. Пейн, О веротерпимости


  • Согласны ли Вы с тем, что все религии по природе своей благостны и милосердны и лишь потом становятся суровыми и нетерпимыми? Может быть, можно отделить религии «хорошие», «гуманные» от «античеловеческих», «изуверских»?

  • Согласны ли Вы с мнением Пейна о сущности государственной церкви?

…Наши правители могут иметь лишь ту власть, которую мы передали им, и только в отношении тех наших естественных прав, над которыми мы им эту меру власти передали. Прав свободы совести мы никогда им не передавали и не могли передать. За них мы отвечаем перед нашим Богом. Законная власть правительства простирается только на те действия, которые влекут за собой причинение ущерба другим людям. Но мне не наносит никакого ущерба утверждение соседа, что существует двадцать богов или что Бога нет. Это не затрагивает моего кармана и не переламывает мне ноги..

Если бы государство должно было прописывать нам лекарство и диету, наше тело было бы в таком же состоянии, в котором сейчас находятся наши души. Так, когда-то во Франции было запрещено применять рвотное как лекарство, а картофель – как продукт питания. Вот так же непогрешимо может быть правительство, когда оно устанавливает системы взглядов в физике. Галилей был предан в руки инквизиции за утверждение, что Земля имеет форму шара; правительство объявило, что Земля плоская, как доска, на которой режут хлеб, и Галилею пришлось отречься от своего заблуждения. Однако в конце концов именно это заблуждение восторжествовало, Земля стала шаром, и Декарт заявил, что она вертится вокруг своей оси силой некоего вихря. Государство, в котором он жил, оказалось достаточно мудрым, чтобы понять, что это не вопрос гражданской юрисдикции; иначе мы все были бы втянуты в вихри властью его правительства. На деле же теория вихрей лопнула, и ньютоновский принцип земного тяготения более прочно утвердился на основе разума, чем если бы государство вмешалось и сделало это предметом обязательной веры. Разуму и эксперименту дали волю, и заблуждение отступило перед ними. Лишь одно заблуждение нуждается в поддержке правительства. Истина способна стоять сама по себе.

Т. Джефферсон. Доводы в пользу свободы совести и вероисповедания



  • Согласны ли Вы с мнением Джефферсона о том, что вера соседа в других богов никак не отражается на Вашей жизни? Как изменится для Вас ситуация, если веру соседа начнут внедрять силой – например, на обязательных лекциях в государственном вузе?

  • При каких условиях разные религии могут мирно сосуществовать в одной стране?

  • Согласны ли Вы с тезисом Джефферсона о том, что заблуждение отступает, если дать волю разуму и эксперименту?

…А желательно ли вообще единомыслие? Не больше, чем желательны одинаковые лица или одинаковый рост. Введите тогда в обиход прокрустово ложе, поскольку есть опасность, что люди большого роста могут побить маленьких, сделайте нас всех одного роста, укорачивая первых и растягивая вторых. Различие взглядов и мнений полезно в религии. Различные секты выполняют роль censor morum1 по отношению друг к другу.

Достижимо ли единообразие? Со времени введения христианства миллионы невинных мужчин, женщин и детей были сожжены, замучены, брошены в тюрьмы, подвергнуты штрафам, и все же мы ни на дюйм не приблизились к единообразию. К чему приводило до сих пор принуждение? Одна половина человечества превращалась в дураков, а вторая в лицемеров...

…Чтобы утихомирить религиозные распри, необходимо не обращать на них никакого внимания. Давайте же и мы предоставим этому эксперименту свободу действия и избавимся, пока мы в состоянии это сделать, от тех законов, которые могут быть тираническими.

Т. Джефферсон. Доводы в пользу свободы совести и вероисповедания


  • Как Вы думаете, почему диктаторские режимы так стремятся к введению единообразия и единомыслия среди своих подданных?

…Оценка любой самой важной проблемы не может носить абсолютного характера и зависит от мнения или вкуса индивидуума или группы. Считалось, что в свободном цивилизованном обществе совершенно не обязательно добиваться полного единства взглядов в отношении важнейших истин...

В «Трактате о терпимости» (1763 г.) Вольтер заявил, что общепризнанная и гарантированная законом свобода мнений обладает цивилизующим влиянием на общество. Там приводится притча о мандарине из Кантона, чей покой однажды был нарушен громкими голосами, доносившимися с улицы, где спорили между собой три христианина: датский священник, голландский капеллан и иезуит. Мандарин приказал привести их, чтобы они объяснили суть спора. В то время как каждый по очереди излагал свою точку зрения, двое других пожимали плечами, а лица их выражали полное несогласие. В конце концов всех троих отпустили, а мандарин заключил: «Если вы хотите встретить у нас терпимое отношение к своим взглядам, вам самим надо сначала проявить терпимость друг к другу». Но совет не помог. Покидая дворец, иезуит столкнулся с доминиканцем-миссионером. Оба тут же вступили в ожесточенную перепалку по поводу истины и даже подрались. Узнав о случившемся, мандарин приказал посадить обоих в тюрьму. Чиновник спросил мандарина, какой срок определить для заключенных. «До тех пор, пока они не согласятся друг с другом», – последовал ответ. «Но в этом случае, повелитель, – заметил чиновник, – они останутся в тюрьме до конца своих дней». Мандарин смягчился: «Ну тогда пусть сидят, пока не простят друг друга». Потерявший терпение чиновник возразил: «Они никогда этого не сделают. Я их очень хорошо знаю». На это мандарин саркастически заметил: «Конечно! Поэтому держите их в заключении до тех пор, пока они хотя бы не притворятся, что простили друг друга».

Дж. Кин, Средства массовой информации и демократия



  • Почему обществу приходится удовлетвориться тем, что непримиримые спорщики хотя бы притворятся, что примирились с «врагом»?

  • Сравните решение мандарина с мнением Форстера (см. статью «Похвальное слово терпимости» в главе 1).

  • Во многих странах создают специальные инструкции для чиновников о том, как они должны себя вести, чтобы не нарушить свободы совести граждан (выдержки из такой инструкции для федеральных служащих США Вы найдете ниже). Насколько эффективными были бы подобные меры в России?

Обратите внимание на то, что все эти авторы говорят почти исключительно о религиозной свободе. Для них, как и для подавляющего большинства людей 18 века, свобода мысли и свобода вероисповедания – синонимы. Разумеется, когда мы сейчас говорим о свободе мысли и совести, мы имеем в виду весь комплекс самых разнообразных идей, взглядов, убеждений человека. При рассмотрении дел, связанных с 9 статьей Конвенции, Европейский Суд по правам человека не проводит различия между совестью и убеждениями, при этом различая убеждения и мнения (свобода мнений защищается 10 статьей Конвенции).



  • Как по-другому называется свобода мнений?

Защищая в наши дни свободу мысли и совести, правозащитники во всем мире выступают против преследований по политическим, идеологическим или религиозным мотивам. И совершенно неважно, какие именно убеждения – «полезные» или «опасные» - пытается в данном случае запретить власть: в соответствии с международными нормами, свобода убеждений не может быть ограничена ничем и никогда.



  • Несколько лет назад представитель правозащитной еврейской организации защищал в американском суде расиста, известного своими антисемитскими высказываниями. Что бы Вы посоветовали делать российским правозащитникам, если бы к ним обратился с просьбой о судебной защите расист, который считает, что власти преследуют его за его убеждения?

Как видите, свобода мысли и совести тесно связана со свободой информации. Действительно, если мы не имеем права высказывать свои взгляды публично, например, не можем проповедовать или учить религии детей, то наша свобода оказывается очень ограниченной: «Думай что хочешь, но говорить об этом не смей!». С другой стороны, концепция абсолютной, ничем не ограниченной свободы слова полностью реализована только в США, в знаменитой «Первой поправке» к Конституции. В национальном законодательстве европейских стран, как и в международных документах по правам человека, четко прописаны законные ограничения свободы слова. Более подробно мы поговорим об этом в главе «Свобода информации».


2. Основные аспекты свободы вероисповедания.

Рассмотрим теперь подробнее основные аспекты свободы вероисповедания. Перечитайте ст. 28 Конституции РФ и познакомьтесь с кратким комментарием к ней:

«Свобода религии означает, что гражданин под собственную ответственность, без принуждения со стороны государства, может решать религиозные вопросы. При этом в свободе веры и совести заключается право отдельного лица на невмешательство со стороны государства, осуществляемое в результате издания государственных предписаний в отношении религиозных убеждений и их распространения; в свободе вероисповедания заключается право отдельного лица самостоятельно или в рамках религиозной общины совершать религиозные действия без государственного ограничения».



Значит, есть два аспекта рассматриваемой нами свободы, причем понятно, что большинство проблем связано именно с религиозными действиями.

  • Дайте свое определение понятия «религиозные действия».

  • Прочитайте краткие описания нескольких судебных дел и внесите уточнения в свое определение.

1. «Соблюдение субботы» (Палата для рассмотрения жалоб ведомства по трудовым вопросам Брюсселя – УВ 5 (1962) 364): Для иудейской веры соблюдение субботы является важной составной частью религиозного образа жизни. Одному наемному работнику еврейской национальности со ссылкой на ст. 9 Европейской Конвенции по правам человека было присуждено предоставление пособия для безработных, в котором ему было ранее отказано по причине того, что он не явился на регистрацию в ведомство в субботу. Такое же решение принял Европейский Суд по делу «Прайз» (Сборник 1976, 1589): ведомства ЕС обязаны принимать во внимание, если претендент на вакантное место сообщает, что религиозные заповеди (в данном случае соблюдение субботы) не дают ему возможности явиться в определенные дни на экзамены.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница