Сводный отчет составлен на основании отчетов образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в режиме ресурсных центров, за 2010-2013 годы



страница1/9
Дата18.10.2016
Размер1,06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Комитет по образованию


Отчет о деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих свою деятельность в режиме ресурсных центров,

за 2010-2013 годы





Сводный отчет составлен на основании отчетов образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в режиме ресурсных центров, за 2010-2013 годы.

Руководитель: Висящева Г.Д., начальник Отдела начального и среднего профессионального образования Комитета по образованию.

Составители:

Белик С.В., специалист Отдела начального и среднего профессионального образования Комитета по образованию;

Панов Н.А., заведующий кафедрой профессионального образования ГБОУ ДПО СПб АППО;

Фейгина Э.Е., доцент кафедры профессионального образования ГБОУ ДПО СПб АППО.



Исполнители:

Добровольская Н.В., ГАОУ СПО МТК;

Писарев С.Н. ГБОУ СПО ПСК ЦПС;

Елпатова О.И., ГБОУ СПО КИТ;

Соколова Е.С., ГБОУ НПО ПЛ № 130 им. В.Широкова;

Вороновская О.М., ГБОУ СПО РКТК;

Барышева Г.Н., ГБОУ СПО КТиГС;

Волченко И.О., ГБОУ НПО ПЛ № 42;

Пойманова Л.И., ГБОУ НПО СИПЛ № 50;

Завитаев С.А., ГБОУ НПО НППЛ;

Горев В.А., ГБОУ НПО Малоохтинский ПЛ;

Голованова И.Ф., ГБОУ НПО ПУ № 70;

Морозова М.А., ГБОУ НПО Судостроительный ПЛ № 25.

Оглавление




1.Введение 4

2.Нормативно-правовая основа деятельности ресурсных центров 13

3.Организация деятельности ресурсных центров 16

4.Деятельность ресурсных центров по направлению «Образовательная деятельность» 26

5.Деятельность ресурсных центров по направлению «Информационное обеспечение» 35

6.Деятельность ресурсных центров по направлению «Методическая деятельность» 43

7.Деятельность ресурсных центров по направлению «Маркетинговая деятельность» 53

8.Деятельность ресурсных центров по направлению «Международное сотрудничество» 57

9.Выводы и предложения 61

10. Использованная литература 72

4.Зенич Н.Ю., О развитии инновационной инфраструктуры системы образования Санкт-Петербурга в рамках реализации стратегических документов развития Российской Федерации и Санкт-Петербурга. - http://www.myshared.ru/slide/236680/. Дата сохранения: 04.05.2013. 73

11. Приложения 75




  1. Введение

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, имеются три статьи, содержание которых направлено на стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений.

Статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ гласит: сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» отмечается, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Завершающей в числе инновационных новелл образования является статья 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования», в которой отмечается, что «экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации; инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями; в целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования».

В формулировке постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008–2011 годы» инновационная продукция - это «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе с латинского языка оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы.

В этой логике под педагогической инновацией можно понимать целенаправленное, осмысленное, определенное изменение педагогической деятельности и управления этой деятельностью через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств.

Технико-технологические инновации в различных отраслях экономики, широкомасштабное внедрение информационных и производственных технологий требуют, чтобы у выпускников профессиональных образовательных учреждений были сформированы современные профессиональные компетенции, обеспечивающие быструю адаптацию к конкретным условиям предприятий.

Под компетенциями понимается система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области. Формирование таких компетенций возможно только в инновационной образовательной среде. Инновационная составляющая основана на способности образовательных учреждений быстро реагировать на изменения, которые диктуются внешней средой, а это означает, что образовательная среда должна соотноситься с экономической средой.

Целевое назначение педагогических инноваций в профессиональной школе – это повышение качества образования (максимальное удовлетворение потребностей участников образовательного процесса и запросов потребителей на рынке труда) за счет системной модернизации учебного процесса, обеспечивающей быстрое реагирование образовательного учреждения на изменения внешней среды.

Принципиальные различия стратегий инновационного и традиционного образования заключаются в том, что ведущее место среди всех функциональных параметров учебно-воспитательной ситуации занимает такой как социальные взаимодействия и отношения между преподавателем и обучающимися, а в «больших» образовательных системах - между администратором, преподавателями, обучающимися.

Различия в традиционной /нормативной/ и инновационной системах образования: предметоцентризм, формализующий межличностные отношения в первой и ориентация на развитие личности во второй, что предполагает многообразие социальных и межличностных взаимодействий между участниками учебной ситуации, ведет к полноте социальных условий становления и самосознания и саморазвития; основной потенциал ситуации сотрудничества и сотворчества педагога с обучающимися заключается не только в демократизации и гуманизации ориентации личности педагога, он связан также и со сменой способов интеллектуальной деятельности педагога, ростом креативности, способности выдвигать и решать совместно с учениками творческие задачи, продуктивно перестраивать и расширять диапазон видов и форм не только учебно-познавательной, но и коммуникативной деятельности, нравственного сознания и самосознания.

В зависимости от области реализации или внедрения инновации могут быть:

- в содержании образования;

- в технологиях обучения;

- в сфере воспитательных функций образовательной системы;

- в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.

Основными видами инновационных образовательных проектов являются:

- продуктные (разработка и внедрение новых видов образовательных услуг, направлений подготовки и переподготовки кадров);

- технологические (разработка и внедрение нового содержания образования, образовательных технологий, форм и средств обучения, систем оценки качества);

- информационные (разработка и внедрение новых образовательных информационных технологий);

- организационно-управленческие (разработка новых методов и моделей управления образованием, организационных структур, способов взаимодействия государства и образовательных учреждений и т.д.);

- экономические (разработка и апробация новых механизмов финансирования образовательных учреждений).

В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования. (ст. 19 нового Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).

Основной источник разработки, внедрения и систематизации педагогических инноваций в системе начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга – образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, осуществляющие свою деятельность в режиме ресурсного центра (далее - ресурсные центры) – образовательные учреждения, как правило, победители или участники национального проекта «Образование», обладающие современной материально-технической базой, кадровыми и информационными ресурсами.



Миссия ресурсных центров - содействие повышению качества образования путем продвижения современных образовательных ресурсов в системе профессионального образования региона.

Ресурсный центр представляет собой единицу региональной сети учреждений профессионального образования, в которой целесообразно сконцентрированы дорогостоящие и/или эксклюзивные образовательные ресурсы по одному или нескольким профессиональным профилям (укрупненным группам профессий, специальностей) и обеспечено их эффективное использование другими образовательными учреждениями.

Виды ресурсов, концентрируемые в ресурсном центре.

Материально – технические ресурсы, а именно:

- учебно-производственное оборудование, используемое в образовательных целях;

- учебные аналоги дорогостоящего оборудования (компьютерные модели, тренажеры);

- учебные и специальные информационные источники на различных носителях.



Кадровый ресурс, а именно:

- высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями;

- специалисты по образовательным технологиям, включая IT-технологии, методикам обучения в системе начального и среднего профессионального образования, частным методикам в подготовке кадров определенных групп профессий /специальностей;

- специалисты в области оценки профессиональной квалификации.



Методический ресурс, а именно:

- учебные программы, учебные модули;

- методическое сопровождение;

- диагностический инструментарий для оценки уровня освоения материала и т.д.



Информационный ресурс, а именно:

- базы данных о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в определенной области производства товаров или услуг;

- информация об изменениях требований работодателей к качеству подготовки в рамках профессий/специальностей.



Связи, а именно:

- система связей с предприятиями;

- система горизонтальных профессиональных связей, способствующая профессионализации преподавателя/мастера производственного обучения;

- связи с другими социальными партнерами (например, муниципалитетами, депутатским корпусом, средствами массовой информации и др.).

Создание ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования – одно из направлений повышения качества подготовки специалистов за счет наиболее эффективного использования кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, модернизации профессионального образования.

Ресурсные центры играют большую роль в повышении качества профессионального образования за счет реализации следующих функций.



Ресурсный центр – коллективный методист, представляющий собой инновационную площадку, на которой создаются новые, адаптированные к потребностям региональной экономики, образовательные программы.

Ресурсный центр как стажировочная площадка, реализующая, в т.ч., функции учреждения дополнительного профессионального образования. Он обеспечивает организацию профессиональной подготовки рабочих кадров, повышения квалификации для рабочих предприятий, стажировки для педагогического состава и обучающихся других образовательных учреждений профессионального образования. В результате решается комплексная задача по повышению уровня квалификации рабочих кадров не только в рамках самого ресурсного центра, но и в других образовательных учреждениях и предприятиях региона.

Ресурсный центр как организатор социального партнерства в основной и смежных отраслях производства, обеспечивающий отработку механизмов взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями, учреждениями, организациями.

Ресурсный центр как коллективная сервисная структура, обеспечивающая информационную, информационно-аналитическую, маркетинговую, организационную поддержку профильных образовательных учреждений профессионального образования.

Ресурсный центр как коллективный «пропагандист» рабочих профессий и специальностей, что предполагает ведущую роль в организации профориентационной работы, в т.ч. организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства с учетом современных тенденций в этой области.

Ресурсный центр профессионального образования - единица региональной сети непрерывного профессионального образования, в которой концентрируются образовательные ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих/специалистов, востребованных рынком труда Санкт-Петербурга. Под образовательными ресурсами понимаются не только учебно-производственное, учебно-лабораторное оборудование, но и учебно-методические, информационные, кадровые и другие виды ресурсов, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Основные направления развития инновационной деятельности в системе начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга:

1. Разработка содержания образования по профессиям НПО и специальностям СПО с учетом ФГОС третьего поколения, представляющего собой педагогическую инновацию с точки зрения формулирования результатов обучения.



  1. Разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий.

  2. Развитие полноправного социального партнерства профессиональной школы, совершенствование модели сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики.

  3. Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями (методика самооценки образовательных учреждений, система менеджмента качества образовательных учреждений).

  4. Контроль результатов обучения в условиях внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения.

  5. Обеспечение доступности профессионального образования для лиц, с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Разработка программ социализации обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - ОУ НПО и СПО).

  7. Формирование культурного образовательного пространства.

  8. Создание системы независимой сертификации квалификаций.

Выбор в качестве стратегического приоритета для развития страны перехода к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях, умениях, компетенциях, требует, в свою очередь, от педагогического сообщества перехода от интенсификации инновационной деятельности последних десятилетий к повышению качества, обобщению и систематизации проведенной работы, а затем отслеживанию и осмыслению тех социальных эффектов, которые уже были получены.


  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница