Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников



Скачать 214,25 Kb.
Дата15.06.2018
Размер214,25 Kb.
Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей.

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

Обсуждения содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). Так, дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?» Дети начинают спорить: одни говорят — в Москву, другие — на север. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В старших группах не может быть единого способа распределения ролей. Он зависит прежде всего от содержания игры, от состава играющих детей. Это может быть и коллективное обсуждение с участием воспитателя, и избрание организатора (с общего согласия детей), который назначает, кем будет каждый участник.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе используются различные формы занятий: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепка, рисование, оформление тематических альбомов.

Игровые интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным: «колхоз», «завод», «поликлиника», «железная дорога», «строительство».

Содержательнее становятся и игры в «семью», «детский сад» и другие, в которые играют дети средней группы. Однако сюжеты их значительно усложняются.

Приводим план работы по теме «Детский сад» для старших дошкольников, реализация которого является предпосылкой для развития и углубления этой типичной игры детей дошкольного возраста.

В приведенном ниже описании длительной игры в «детский сад» находит отражение труд и взаимоотношения взрослых в детском саду.

«... Валя провела с куклами зарядку, затем посадила их завтракать: «Давайте быстренько покушаем, а то надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривали детей.

Лена: «У Алены есть хрипы, положите ее в постель и вызовите бабушку».

Валя-«воспитательница» пошла звонить по телефону: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада».

Аня, как «заведующая» детским садом, обращаясь к Вале, говорит: «У меня тоже ребенок заболел, вчера температура была 38,5°. А у меня так много работы».

Валя тут же дает ответ: «У меня тоже дочка вчера заболела, голова была очень горячая, а дома никого не было. Завтра отнесу ее к сестре». Затем пошла в кабинет к «врачу», там продолжался осмотр детей. Вот Наташа заплакала, а «врач» говорит: «Не плачь, маленькая, тебе не будет больно».

После медицинского осмотра «дети» пошли на «музыкальное занятие». Через некоторое время к играющим подошел Юра и спросил у «заведующей»: «Можно мне поиграть в детский сад с вами?»

Аня: «Ты будешь дядей Мишей, иди отремонтируй краны, потому что все время течет вода».

Юра направился к противоположной стене комнаты и, взяв кубик, стал «чинить» кран».

Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Как показывает исследование А. А. Анциферовой, сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основой формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.). Например, одна из любимых игр детей «Как будто мамы нет дома».

Сергей. Я — дедушка. Я на работу пошел. У нас там ясли строятся.

Слава. Давай отнесем Аленку в ясли.

Андрей. А кто там с ней будет?

Сергей. Воспитатель. (Берет куклу Аленку и передает ее воспитателю, а через некоторое время забирает куклу).

Сергей. Уже вечер. Скоро мама придет с работы.

Андрей. Ты принес Аленку? Будем сейчас ужинать.

Слaва. У меня уже все готово, давайте ужин Аленке (ставит на стол тарелку с едой).

Все поели, благодарят дедушку: «Спасибо, дедушка!»

Сергей. Я в магазин пойду, что-то куплю Аленке.

Андрей. Я пойду куплю телевизор. (Взял кубик, прикрепляет к нему «детали» от телевизора). Готов!

Слава. Выключи телевизор, дочке спать пора.

Большой интерес и в старшем дошкольном возрасте дети проявляют к играм «Путешествие по реке (озеру, морю)».

Известно, что труд людей на реке является типичным для многих городов нашей страны. Поэтому ознакомление детей с рекой в старшем дошкольном возрасте дает возможность показать связь труда речников родного края с трудом людей разных профессий всей страны. Доступность наблюдения этого труда дает возможность детям представить и сам процесс труда, и взаимоотношения в нем взрослых.

Роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотношениях речников.

В старшей группе дети узнают, что такое порт. Во время экскурсии воспитатель рассказывает детям о том, что порт — специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов.

При последующих посещениях порта дети наблюдали пассажирский теплоход. Они осматривали его, повторяли название отдельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети наблюдают за работой матросов (матрос убирает и подает трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспитатель обращает внимание детей на слаженность их действий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам.

Общение детей с капитаном пассажирского теплохода, его рассказ помогают детям узнать, куда можно плыть по Волге из нашего порта и откуда прибывают суда.

С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также наблюдают работу кассира, продавцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель подводит детей к мысли о важности труда людей разных профессий.

Проведение экскурсий способствует обогащению знаний детей, пробуждает у них любознательность. Однако для более глубокого осознания труда речников, их взаимоотношений одних наблюдений недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознает наблюдаемые в жизни явления. Приведем пример занятия, в ходе которого были использованы отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моряка», Ф. Льва «Мы плывем на самоходке».

Самый главный на судне — капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на капитанском мостике, который называется ходовым: отсюда управляют ходом судна. Здесь и руль поворачивают, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно.

Капитан видит впереди сигнальные огни — белый и зеленый. Он знает, что это идет навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонек, это значит, что идет пассажирское судно.

Капитан видит: вдали мигает зеленый огонек. Он знает, что это маяк на берегу. Очень много должен знать капитан.

После чтения, рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: Кто главный на судне? Кто подчиняется капитану? Что видит капитан с ходового мостика? Как он узнает, какие суда идут навстречу?

Воспитатель. Вот ты, Андрей, капитан, видишь: навстречу идет судно, а на мачте белый огонек. Что это за судно?

Андрей. Это пассажирский теплоход.

Воспитатель. Правильно. Коля, а если на мачте были бы белый и зеленый огоньки?

Коля. Это была бы самоходка. Она возит нефтепродукты.

При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, детям ставятся вопросы: Какие бывают грузовые суда? Что они перевозят?

Полученные знания прежде всего отражаются в конструктивной деятельности (постройки судов, причалов, вокзала).

Для обогащения игровых действий используются беседы и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Установление связи между занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащает игровую и познавательную деятельность дошкольников. Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят катера, теплоходы, машины).

Юра. Со Славой я стал бы строить причал. А потом возил машиной руду на самоходку. Самоходка везла бы руду по Волге.

Женя. Мы с Яном построили бы причал. А потом на барже везли продукты в загородный детский лагерь.

Эдик. Я бы вместе с Вадимом, Яном и Славой построил порт грузовой и пассажирский. По реке плыла бы баржа с рудой, мы бы ее встречали и разгружали. А машинами везли бы руду на наши заводы.

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопрос «Куда же баржу буксируют? Что она повезет?» заставляет детей вспомнить, что они знают о движении по реке. Эффективным приемом руководства детской игрой является использование карты-схемы реки. Возле известных им крупных городов изображение того, что изготавливается в них, чем богат край. Так, возле г. Самара на карте-схеме изображены машины, ковш с металлом, возле Астрахани — рыба, арбузы.

Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движущемуся по ней транспорту, родителям необходимо совершать с ними вечерние прогулки к Волге. Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большей мере формирует опыт эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.

Составление детьми рассказов на тему «Какие суда мы видели на Волге» способствует систематизации детских впечатлений. Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из разноцветного пластилина суда имеют разные «огни».

Есть ребята, которых в играх привлекает главным образом возможность строить. Там самым игра «Порт» объединяет детей, любящих конструировать. Приводим пример одной из таких игр.

Андрей, Слава, Витя строили порт: здание речного вокзала, книжный киоск, магазин, кассу, причал. Длинные пластины изображали Волгу. Ира, Юля, Витя построили теплоход и разместили на нем «пассажиров» — кукол. В процессе строительства у детей появлялась необходимость посоветоваться друг с другом, помочь товарищу.

Представления о труде команды теплохода, о том, куда можно плыть, обогащают игру новым содержанием. «Капитан» следит за порядком на судне, четко отдает приказы, контролирует их выполнение. В игре дети отражают дружную работу команды: на остановках «боцман» руководит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают приборку на палубе, «кок» вовремя кормит команду обедами, судовой «врач» осматривает команду. В этой игре дети имеют возможность объединять несколько сюжетных линий. Появляются «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Игра «Путешествие по Волге» объединяла несколько групп детей. Одни строили теплоход, другие — порт, третьи работали в порту, четвертые составляли команду судна и пассажиров, готовясь к путешествию. Вместе с тем в такой игре каждый имеет возможность действовать в соответствии со своими интересами, умениями, навыками. В играх дети шли к достижению социально значимых целей (построить причал для пассажиров, встретить гостей, помочь рыбакам и т. д.).

В результате развития игры, отражающей знания детей о характере труда речников родного края, их взаимоотношениях, интерес детей к содержанию труда становится все более широким.

В подготовительной группе идет дальнейшее развитие содержания игры в «путешествия». Воспитатель уточняет и расширяет жизненные представления детей, формирует представления о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых в порту для городов и сел страны. Так, в детских садах детям рассказывают, что суда привозят в город руду, лес, щебень. Из руды, например, на металлургических заводах выплавляют металл, из которого делают станки, машины, посуду. Всю эту продукцию отправляют в города, села, поселки нашей страны. Воспитатель в беседе обобщает: «Очень нужны нам такие суда. Без них не смогли бы работать заводы, фабрики нашего города. Вот представьте, дети, что в наш город не привезли лес или песок. А из нашего порта не повезли в другие города металл, хлеб. Что было бы тогда?» Обобщая высказывания детей, воспитатель говорит: «Правильно, порт нам нужен. Города и села нашей страны помогают друг другу. Из нашего порта, как и из многих портов страны, отправляются нужные грузы в города и села, где их очень ждут».

Суда могут плавать по Волге вверх (к Нижнему Новгороду) и вниз (к Астрахани). Постепенно маршруты игровых путешествий все более усложняются, а сами рейсы становятся содержательнее. Баржи перевозят машины по Волге в Москву и Саратов. А из Астрахани самоходки привезли в Казань арбузы.

В игре «Путешествие по Волге» сочетается несколько форм детской деятельности: лепка, рисование, труд, ролевая и строительная игры. Одни лепят теплоходы, баржи, овощи или становятся пассажирами, речниками, жителями воображаемых городов; другие строят причалы, речные суда и т. д. Это дает возможность детям перестраиваться и примыкать к тем или иным группам играющих, исходя из собственных интересов.

Игра будит в детях любознательность, желание как можно больше узнать. Рассматривая карту, они видят, что Волга — река, протекающая по большой части европейской части России. Знакомство детей с трудом и бытом народов, живущих на ее берегах, рассказы о братской взаимопомощи всех людей нашей страны подводят детей к выводу о важности труда каждого народа. Дети могут наглядно представить себе маршруты путешествий. В соответствии с маршрутом они быстро намечали цель: привезти машины в другие города и страны, отвезти пассажиров к друзьям в разные места страны и др.

Одной из характерных игр детей подготовительной группы можно считать игру в «завод», которая должна способствовать формированию у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям целых рабочих династий.

Прежде всего детей знакомят с заводом. Завод — это золотые руки города. Дети узнают, что станки, машины, ракеты, самолеты, турбины, телевизоры, игрушки сделаны на заводах. В городе много заводов, и один из самых больших — автомобильный завод «Коммунар».

Чтобы впечатления об этом объекте родного города были яркими, детям можно прочитать отрывок «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук»:

«Автомобильный завод был так велик, что за день его и не осмотришь. Во все стороны тянутся здесь асфальтированные улицы. Вдоль тротуаров стоят не дома, а высокие здания с огромными окнами от земли до самой крыши. Эти высокие здания называют цехами. Вместо дверей встроены ворота, через такие ворота может выехать и грузовик, и паровоз. Под крышами цехов установлены разные машины, на которых делают части автомобилей».

С целью формирования начальных понятий о самом производстве воспитатель предлагает детям подумать и рассказать, что же такое цех, какой он, кто работает в нем.

Знакомство дошкольников с производственным процессом ограничивается сборочным цехом, так как здесь более наглядно представлен и сам процесс, и результат труда многих людей. Полученные знания закрепляются на занятиях по конструированию, которые проводятся с подгруппой детей. При этом стоит задача не просто воспроизвести знакомую конструкцию, а создать постройку по представлению. Чтобы активизировать детское воображение, воспитатель ставит ряд вопросов, например: Какого размера цех? Какие ворота в цехе? и др.

Осуществляя постройку, дети сталкиваются с необходимостью как-то называть цех. Поэтому можно использовать отдельные кадры диафильма Жукова «Как делают автомобили», показывающие работу в сборочном цехе (из отдельных деталей здесь составляют автомобиль). Узнав о его назначении, дети уже смогут назвать построенный цех.

Чтение отрывка из книги В. Маяковского «Кем быть?» помогает детям представить работу в сборочном цехе. Мысль «Чего один не сделает — сделаем вместе» выражена в следующем отрывке:

Я гайки делаю, а ты

для гайки

делаешь болты,

И идет


работа всех

прямо в сборочный цех.

Чтобы дети осознали профессиональную роль рабочего, им можно предложить рассмотреть иллюстрации к этой книге (художник Ю. Коровин) и рассказать, что делает рабочий, на каком станке работает, для чего он трудится.

После повторного чтения, самостоятельного рассматривания иллюстраций детям предлагается вообразить, как бы они действовали, если бы были рабочими. Знания, мысленные образы становятся для детей стимулом, побуждающим к творческой игре. Постановка ребенка в позицию — ты рабочий (хотя и в предполагаемой ситуации) является одним из методов формирования у него интереса к труду рабочего. Вот одна из таких игр:

«В цехе дети устанавливают станки. При этом каждый стремится установить свой станок так, чтобы в нем что-то двигалось, и каждый придумывал по-своему. У Андрея А. станок был сделан так, что при медленном движении бруска кирпичики один за другим падали вниз, в ящик, машина как бы отрезала их. Саша Ш. сделал станок так, что при движении бруска цилиндры катались по дощечке. Это были металлорежущие станки. У Саши З. станок строгал. Здесь же была сконструирована машина для электросварки. Другие дети создавали токарные станки, используя для этого колесо и цилиндры конструктора Поликарпова». Изменяется и роль педагога в игре. Воспитатель вносит дополнительный материал, нужный по ходу игры, обращает внимание детей на интересную выдумку товарища: «Посмотрите, какой станок придумал Эдик! Покажи, Эдик, как он работает.»

Приводим описание еще одной игры. Группа детей увлечена лепкой. Из металла (пластилина) «рабочие» старательно готовили машины — «Лады». Они сравнивали свои машины с машинами на фотографиях, обсуждали, как лучше сделать. В ходе развития игры появляется необходимость построить «конвейер» из строительного материала. «Бригадир» следит за порядком и отмечает самые лучшие машины. «Вот какие красивые «Лады» у нас!» — с гордостью сообщает он. Другая группа детей с увлечением выполняет роль «рабочих». Дети поставили ряд стульчиков с одной стороны стола, и ряд — с другой стороны. Миша К. взял на себя роль «инженера», раздал детям-«сборщикам» детали машин. Влада Б. — «контролер» на первом ряду, а Лиля Я. — на втором. Девочки следили, чтобы каждый «сборщик» справлялся с заданием, дети терпеливо ждали каждый свою очередь и прилаживали нужную деталь, причем не подгоняли друг друга, не ссорились.

Дальнейшим шагом в развитии познавательного интереса является постановка перед детьми вопроса: Что из чего сделано? Дети узнают, что многие предметы, в том числе и «Лады», изготовлены из металла. Вопрос «А где же берут этот металл, из чего и как его получают?» активизирует детскую познавательную деятельность.

С целью формирования представлений о некоторых этапах процесса изготовления металла (сначала шахтеры добывают руду, из которой потом плавят сталь, а из нее изготавливают машины) детям можно предложить для рассматривания иллюстрации к книге В. Соколова «Сталевар» (К., «Веселка», 1976).

Чтение художественных произведений о сталеварах, пояснения взрослых помогают детям осмыслить роль металлургов в трудовом процессе, понять, что одна из самых почетных профессий на земле — сталевары, которые делают очень важное дело — варят сталь.

По мере развития ролевых игр типа «завод» у детей появляется потребность в изготовлении предметов, нужных для диспетчера, сталеваров; сделать трубы, пропуска, защитные очки. Эти атрибуты дети готовят из бумаги, катушек.

Приводим описание игры «Постройка доменной печи», возникшей по замыслу детей.

Виталий, Саша, Андрей построили из строительного материала большую площадку, из кубиков соорудили «доменную печь», на площадку подтащили несколько игрушечных паровозов, подъемный кран. Саша так объяснил замысел: «Это заводской двор, он большой, а паровозы подвозят руду к доменной печи. Осторожно, здесь очень жарко, наденьте очки, чтобы в глаза не попали искры». Ведерко служило детям ковшом, которым «сталевары» набирали расплавленный металл. А красные листы бумаги — готовая сталь. Когда она остынет, то ее развезут по всем заводам для изготовления машин, самолетов.

Одним из приемов руководства играми на этом этапе является постановка вопросов воспитателем. Так, вопрос «А если бы на заводе были только сталевары, то смогли бы они выплавить сталь?» заставляет детей подумать, кто еще работает на заводе. Чтение отрывков из книги В. Арро «Встань пораньше» обогащает представления детей о труде не только сталеваров, но и других рабочих профессиях в цехах. Например, дети узнают, что оператору подчиняется движение огромного прокатного стана. Глыбу раскаленного металла, вынутую из; формы, оператор раскатывает, как кусок теста. Глыба становится все тоньше и длиннее. И вот уже огромная огненная река тянется через весь цех. Возле нее, не давая ей выйти из берегов, ходят прокатчики. Дошкольникам рассказывают, что каждый имеет свое рабочее место: доменщики у домен выплавляют чугун, сталевары у мартеновских печей из чугуна варят сталь, оператор управляет огромным прокатным станом и т. д. Действия разных людей взаимосвязаны, направлены на общую пользу.

Выполнение воспитателем на первых порах одной из ведущих ролей в игре (директора завода) дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению. «Директор» советует, как построить «цех», помогает выбрать роли, подсказывает, как действовать.

В результате дети в игре отражают не только внешнюю сторону труда, но и взаимоотношения между рабочими. Появляются новые роли (оператор, бригадир), возникают группы играющих детей: первая группа — строители домны, шоферы, подвозящие материал для строительства и руду (желуди, ракушки); вторая группа — сталевары, подручные сталеваров; третья группа — прокатчики, оператор.

В ходе игры перед детьми ставятся задачи дальнейшего обогащения ее сюжета, применения тех знаний, которые они приобрели при знакомстве с трудом людей в порту и на реке. Детям предлагается вылепить машины и подумать, в какие города нашей страны и другие страны можно повезти «Лады». Игра в «завод» может объединиться не только с игрой в «теплоход». Рядом с «заводом» дети строят больницу, где лечат сталеваров, столовую для рабочих, магазин, библиотеку. Таким образом, познания труда и отношений взрослых служит примером совместных действий в игре.

Выполнение детьми до 15 ролей в этой игре (сталевар, оператор, грузчик, прокатчик, шофер, бригадир, крановщик, сборщик, контролер, строитель, конструктор и др.), увеличение ее длительности (до 1—1,5 часа), разнообразие форм и сюжетов («Постройка доменной печи», «Автомобильный завод», «Мы работаем на заводе», «Отправка машин друзьям в другие города и республики» и т. д.) свидетельствуют о том, что познание детьми семи лет некоторых сторон производительного труда рабочих ведет к рождению игр со сложным содержанием и такими же способами исполнения (умение правильно воспроизводить в строительной игре домны, машины, конвейеры).

Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств.

Однако бытующие в практике игры в «войну» нередко заканчиваются драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто стремятся отвлечь внимание детей от военной тематики, прибегают к запрещению этих игр.

Воспитывая у детей патриотические чувства, нужно прежде всего формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.

Детей старшей группы необходимо знакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-танки, установленные в честь освобождения родного края.

Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с воинами будут способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом соотечественников.

Особое место отводится отбору художественной литературы. Художественная литература позволяет дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознает явления, которые наблюдает в жизни. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствует появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников к героическому (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники» и др.).

Под влиянием рассказов о советских воинах возникают игры детей. Сначала воспитатель организовывает военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполняются на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечается лучшее исполнение роли, поощряются достижения нерешительных детей. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствует формированию у детей целеустремленности, настойчивости.

Исполнение ролей «солдат» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» — отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.

Перед каждой игрой с детьми проводится разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Так как в таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, то важное значение имеет согласование их действий. Руководство взрослого, который передает детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играет особую роль. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют. Чтобы придать игре целенаправленнный характер, можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге советских воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают Сталинград», «Переправа через Волгу».

Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Но путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк считается уничтоженным, если есть попадание в круг (можно использовать и другую цель в зависимости от места, где проходит игра). «Раненым» оказывают помощь «медсестры». Радостно встречает воинов население освобожденных городов и сел.

Игра может повторяться в разных вариантах и проходит не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире использовать природный материал, естественные преграды.

В игре используются те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» — прыжки в длину с места — 60—70 см.

В такой взаимосвязи творческой и спортивной игр заложены возможности совершенствования движений ребенка, а также повышения двигательной активности, что особенно актуально в настоящее время. Сам фактор физической тренировки в творческих играх способствует проявлению волевых качеств: самостоятельности, решительности, настойчивости.

Важное значение имеет и приобщение детей к труду — изготовление атрибутов для игры — шлемов, косынок, сумочек, повязок, биноклей, гранат и др. Работа над ними вызывает у детей определенную эмоциональную настроенность на игру.

В подготовительной группе источником игр в «военных» могут стать и некоторые яркие факты гражданской войны. Исполнение детьми ролей красногвардейцев является и средством познания детьми героического прошлого и средством выражения своего отношения к нему. Осмысление конкретных героических подвигов героев подводит детей к пониманию мотивов героической деятельности (готовность спасти жизнь командира, товарищей).

Новыми играми старших дошкольников являются игры в «школу», «библиотеку», «пионерлагерь». Ребенок в этом возрасте (особенно в подготовительной группе) готовится к новому этапу своей жизни, к новой деятельности — учению в школе. Он с нетерпением ждет того дня, когда станет учеником. Интерес к игре объясняется привлекательностью познавательного материала, умением проявить свои организаторские способности.

И это желание ребенка учиться находить выход в любимой игре детей старшего возраста — в «школу».

Приемы руководства этой игрой различные: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Характер таких игр разнообразен (сюжетные, строительные и др.).

Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни.

Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей.

Наша опытно-педагогическая работа еще раз подтвердила выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между учебной, игровой, трудовой и художественной деятельностью детей, об использовании эпизодического тематического планирования программного познавательного материала, о проведении игр-занятий в одном развивающемся сюжете. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний на занятиях, развития творческих игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал