Технологический нститут филиал фгбоу впо «ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»



страница1/5
Дата13.06.2018
Размер0,82 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НСТИТУТ - ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО

«УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»



Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Дай мне самому сделать это – и пойму

Китайская пословица







Димитровград - 2012


Составила: Ирина Александровна Авдонина, специалист по методической работе Технологического института – филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина»

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия.

Таким образом, идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Так, М.О. Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда учащиеся обладают критическим мышлением.  В России технология по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ).

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. 

«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:



  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

  • Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление.

Сущность критического мышления: думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Таким образом, критическое мышление, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения учащегося. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.



Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. 

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. 
В XX веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информации ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения этих знаний самостоятельно (табл. 1).

Таблица 1. - Изменение целей и задач образования






Старые

Новые

Учащийся

приобретает знания и навык;

приобретает их как можно в большем объеме;

ориентация на объем материала;

отсутствие возможности выбора;

принятие целей образования и жизни в готовом виде;

стремление избежать контроля.



саморазвитие и самосовершенствование;

знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

наличие возможности выбора программ и даже предметов;

постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения;

стремление к своевременному и объективному контролю.


Процесс обучения

передача опыта и знаний;

обучение на основе устоявшихся знаний;

использование методов воспроизводства, натаскивания, репетиторства;

жесткость учебных и образовательных программ.



индивидуальное развитие учащихся, становление личности, самосовершенствование;

обучение на основе критического, аналитического, логического мышления;

обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний;

гибкость учебных и образовательных программ.



Результат

подготовка обучающихся к будущей спокойной, размеренной, планируемой жизни;

редкие нововведения сверху.



создание условий для комфортной «жизни» сейчас в данном ВУЗе, в данном коллективе;

формирование инновационных потребностей самосовершенствования и совершенствования окружающего мира;

постоянный инновационный процесс в образовательных программах, методах, технологиях, формах образовательного процесса.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии РКМЧП.

Авторы технологии предлагают строить занятие по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:



  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

  • пробудить к ней интерес;

  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;

  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

  • анализ всего процесса изучения материала;

  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим студентом. Самостоятельная постановка цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Учащийся получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным ему партнером в его образовании.

В табл. 2 описываются функции трех фаз технологии РКМЧП.

Таблица 2. – Функции трех фаз технологии РКМЧП



ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Мотивационная (побуждает к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная

(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)


Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний)

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)


Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить учащихся применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

В табл. 3 дано описание содержания деятельности преподавателя и студента при использовании технологии РКМЧП по стадиям занятия.

Таким образом, по технологии РКМЧП используется занятие, состоящее из трех этапов: Вызов - Реализация (осмысление) - Рефлексия.

В этом случае речь идёт о базовой модели занятия. Но не всегда на одном занятии удаётся реализовать все этапы, в связи с чем, например, целое занятие может быть полностью вызовом и т.д.

Таблица 3. - Описание содержания деятельности преподавателя и студента при использовании технологии РКМЧП


Возможные приемы и методы данной фазы

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.



Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы.



1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические

задания на основе осмысления изученной информации.



Деятельность студента

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме; систематизируют информацию

до ее изучения;

задают вопросы, на которые хотят получить

ответы; строят предположения о содержании

текста, исходя из заголовка, выделенных

слов и т.д.; публично демонстрируют свои

знания с помощью устной и письменной речи.



Читают или слушают текст, используя предложенные педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.



Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение

новых целевых установок для

дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом,

аргументируя свою точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные

операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.


Деятельность учителя

Вызов уже имеющихся знаний; вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально - парами - группами

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.



Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно - следственных связей между блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах



Стадия

ВЫЗОВ

ОСМЫСЛЕНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

В табл. 4 приведем комплекс используемых целей и приемов по технологии РКМЧП.

Таблица 4. - Сводная таблица целей и приёмов по технологии «Критическое мышление»

Этапы

Вызов

Реализация (осмысление)

Рефлексия

Цели

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.

Активизация деятельности учащихся.

Формирование мотивации на учебную деятельность.

Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.



Получение обучаемыми нового знания.

Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым.

Освоение способа работы с информацией.

Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.



Присвоение нового знания.

Создание целостного представления о предмете.

Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности.

Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.



Приемы

«Мозговой штурм»

Прогнозирование (по портрету, картине)

Прогнозирование по ключевым словам

Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)

Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте

Кластер


Таблица «З–Х–У»

«Покопаемся в памяти»

«Инструкция»


Чтение текста с маркировкой по методу insert

Выделение ключевых слов подчёркиванием

Продвинутая лекция


Маркировочная таблица insert

Творческая работа – синквейн

Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ведение дневника, письмо другу

Достраивание кластера из ключевых слов

Перепутанные логические цепи



Результаты

Актуализированный опыт

Активизированное знание

Сформированный мотив


Систематизированное знание

Укрепление целей, заявленных на стадии Вызова



Присвоенное знание

Сформированное целостное представление о предмете



Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение


Технология критического мышления предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся (табл. 5).

.


Таблица 5. – Типы занятий при использовании РКМЧП


Стадия РЕФЛЕКСИЯ

Возвраще-ние к кластеру

Составление кластера

Сводная таблица

Эссе

Редактирование, издание

Дальнейшее целепола-

гание

Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ

Инсерт

Чтение с остановками

Зигзаг

Перекрестная дискуссия

Составление чернового текста, правка

Заполнение таблицы

Стадия ВЫЗОВ

Мозговой штурм, составление кластера

Мозговой штурм

Верные/неверные утверждения

Толстые вопросы

Инвентаризация

Парная мозговая атака

Тип занятия

Работа с

информационным

текстом

Работа с

художественным

текстом

Взаимообучение

Дискуссии

Письмо

Занятие-исследование

Номер занятия

Занятие №1

Занятие № 2

Занятие № 3

Занятие №4

Занятие № 5

Занятие № 6




Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница