Технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 445,84 Kb.
страница1/2
Дата19.10.2016
Размер445,84 Kb.
  1   2


На правах рукописи

Фефелова Олеся Евгеньевна


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ДИССЕМИНАЦИИ

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Нижний Новгород – 2013

Р

АБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»




Научный руководитель

доктор педагогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ,

доцент Игнатьева Галина Александровна

Официальные оппоненты:
Николина Вера Викторовна

доктор педагогических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина»,

кафедра общей и социальной педагогики, заведующая,
Филиппова Людмила Васильевна

доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», кафедра педагогики и психологии, заведующая
Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования

имени В.М. Шукшина»
Защита состоится 9 декабря 2013 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский
государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, г. Нижний Новгород, ул. Тимирязева, д. 31, ауд. 215.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Автореферат разослан 8 ноября 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Ф. Комарова



Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Всесторонняя поддержка педагогических стратегий по созданию инновационных программ и сред воспитания как наукоемкая и стратегическая задача, обозначенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (2009), государственной программе «Развитие образования в Российской Федерации на 2013 – 2020 гг.» (2013), напрямую зависит от повышения результативности и эффективности педагогического труда и определения сферы педагогической ответственности, обеспечивающей условия раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения.

В настоящее время в области педагогического целеполагания определен социальный заказ на создание инновационной инфраструктуры и организацию инновационной деятельности. Движение за инноватику в образовании приобрело характер общественно-педагогического движения, в котором проявляется новая позиция образования как выход к общественной и социальной практике, т.е. практике «выращивания человеческого в человеке».

Удовлетворение потребности сферы образования в педагоге, способном осуществлять инновационные изменения в массовой образовательной практике, требует принципиально нового технологического обеспечения инновационной деятельности. Технологический уровень общественной практики образования предполагает освоение педагогами соответствующих норм инновационного поведения и описание моделей, форм, типов и способов взращивания инновационного педагогического опыта.

Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований, посвященных научно-педагогической проблематике инноваций в системе непрерывного образования, показал недостаточный уровень разработанности условий и механизмов культурно-нормативного и содержательно-технологического оформления образовательных инициатив и продуктов инновационной деятельности педагогов. Вследствие чего имеющиеся процедуры обобщения и распространения педагогических новаций не становятся средством формирования инновационной деятельности педагогов и построения практики инновационного образования.



Состояние изученности проблемы исследования. Теоретико-методологической основой исследования проблемы научно-технологического обеспечения проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов послужили научные труды в области философии образования, общей и практической педагогики, структурированные в три группы научно-педагогических и исследовательских работ в рамках актуальности обозначенной проблематики исследования.

В первой группе работ раскрываются закономерности, механизмы и условия инновационных процессов в системе образования (А.И. Адамский, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, Ю.В. Громыко, В.С. Лазарев, С.Н. Мазуренко, В.Е. Усанов, А.В. Хуторской, А.М. Цирульников, Н.Р. Юсуфбекова). Данные исследования способствовали осознанию социокультурной значимости механизмов проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта и позволили описать его как категорию педагогической науки и как феномен образовательной практики. В исследованиях, посвященных вопросам сопровождения инновационной деятельности в условиях непрерывного образовании (З.А. Абасов, Е.И. Казакова, Ю.А. Лобейко, М.М. Поташник, Л.Г. Субботина), особое внимание уделяется развитию инновационного потенциала педагога-профессионала как основы формирования передового педагогического опыта и механизмов его тиражирования.

Второе направление исследований представлено работами, освещающими содержание и формы становления субъекта инновационной деятельности в системе непрерывного образования (Г.И. Герасимов, Ю.В. Громыко, Т.М. Ковалева, Г.Д. Кошелева, Л.А. Мокрецова, Т.С. Перекрестова, В.А. Сла-стенин, В.И. Слободчиков, Е.Н. Францева). Ракурс данных работ помог теоретически осмыслить антропологическую сущность механизма позиционного самоопределения как способа реализации ценности в ситуации проблемного выбора и принятия позиции педагога как субъекта собственной деятельности.

Третья группа научно-исследовательских работ посвящена рассмотрению вопросов обобщения и распространения передового педагогического опыта, внедрения его результатов в массовую образовательную практику. В этой группе работ можно выделить исследования:

- О.Б. Лобановой, Р.А. Муминовой, Л.А. Поздеевой, А.Х. Сурминидзе, посвященные влиянию передового педагогического опыта на развитие региональных систем образования;

- Э.П. Бронниковой, В.Л. Дубинина, И.А. Ижбулатовой, И.Т. Салаховой, О.В. Тулуповой, раскрывающие механизмы внедрения передового опыта педагогов в массовую практику;

- М.А. Крицкого, К.А. Сисерова, Т.М. Фридзе, С.Н. Трошкова, анализирующие роль технологий в организации экспериментальной деятельности;

- Г.А. Игнатьевой, Л.Г. Никитиной, В.В. Николиной, С.Д. Полякова, рассматривающие инновационный опыт как новый тип взаимоотношений между педагогической наукой и образовательной практикой;

- Т.Ф. Кулдавлетова, А.И. Курзиной, В.А. Мижерикова, С.Г. Молчанова, И.А. Ситниковой, Л.B. Ушениной, актуализирующие механизмы изучения и обобщения передового педагогического опыта в системе послевузовского образования.

Данные работы дополнили методологическую базу исследования и позволили осуществить разработку программно-методического обеспечения технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

Отмечая важность выполненных исследований, следует уточнить, что в теории и практике непрерывного образования и в различных областях практической педагогики недостаточно разработаны аспекты, связанные с проектированием и диссеминацией инновационного педагогического опыта и изучением их влияния на формирование инновационной деятельности педагогов и инновационные изменения массовой образовательной практики.

Недостаточная изученность данного феномена определяет наличие следующих объективных противоречий, требующих научного разрешения:

- между возрастающей ролью инновационного движения в сфере образования, где особое внимание уделяется обобщению передового и инновационного опыта и инновационной деятельности педагога, и недостаточной разработанностью технологий проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов;

- между необходимостью создания условий для становления педагога-инноватора и формирования инновационного типа поведения и недостаточной актуализацией в системе непрерывного образования условий и ресурсов позиционного самоопределения педагога с одновременным процессом построения образовательной практики;

- между представлением об инновационном педагогическом опыте как новом типе взаимоотношений между педагогической наукой и образовательной практикой, который складывается в образах «практико-ориентированной науки» и «науко-ориентированной практики», и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения реализации данного подхода в системе непрерывного образования педагогов.

Необходимость решения противоречий обусловила постановку проблемы исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос: какова технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов?

Нахождение способа оптимального решения проблемы позволило сформулировать тему диссертационного исследования: Технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать технологию проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования – система непрерывного образования педагогов.

Предмет исследования – технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

Гипотеза исследования. Система непрерывного образования педагогов обеспечит эффективность инновационной деятельности педагогов, если:

1) в качестве основного компонента инновационной деятельности педагога, обеспечивающего нормирование инновационных изменений образовательной ситуации, выступит инновационный педагогический опыт;

2) универсальным способом практического осуществления теоретического построения практики инновационного образования и производства актуальных продуктов инновационной деятельности педагогов будет определена технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования, для которой:

- содержательно-смысловым наполнением станет практическое образовательное знание,

- способом освоения нового содержания будет служить педагогическое проектирование как система практических действий по осуществлению педагогом запланированных изменений в педагогической действительности,

- организационно-управленческая форма проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов будет представлена позиционным профессионально-деятельностным сообществом;

- технологический цикл формирования инновационной деятельности педагогов будет представлен системой практических действий, адекватно соотнесенный с этапами движения педагогического новшества в практике инновационного образования;

3) программно-методические условия реализации технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов будут включать совокупность программных средств, тьюторское сопровождение в качестве ведущего метода формирования инновационной деятельности педагогов, нормативно-деятельностную экспертизу инновационного педагогического опыта как способ «нормирования» образовательных инициатив и прецедентов развития педагогической практики;

4) верификация разработанной технологии будет обеспечена комплексом критериев и показателей, позволяющих осуществлять оценку эффективности формирования инновационной деятельности педагогов в системе непрерывного образования.

В соответствии с выделенными противоречиями, целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Обосновать постановку проблемы проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

2. Выявить теоретико-методологические ориентиры разработки технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

3. Разработать концептуальную модель технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта и реализовать ее в системе непрерывного образования педагогов.

4. Создать систему программно-методического обеспечения реализации технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

5. Экспериментально проверить и выявить эффективность технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения: системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Лазарев, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин); антропологического подхода (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, В.А. Сластенин, В.И. Сло-бодчиков, К.Д. Ушинский); проектного подхода (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, А.М. Новиков, О.Г. Прикот); андрагогического подхода (М.Т. Громкова, С.И. Змеев, Ю.И. Калиновский, Н.А. Кочемасова, Т.Н. Ломтева, В.И. Нефедова, А.В. Филатова), концептуальные положения теории непрерывного образования взрослых (С.Ю. Алферов, С.Г. Вершловский, А.П. Владиславлев, Н.Г. Калин-никова, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

Теоретической основой исследования выступают:

- философско-педагогические идеи о ценностных основаниях развития образования (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, А.М. Новиков, В.М. Полонский, Л.В. Филиппова);

- концептуальные идеи проектирования механизмов и форм инновационной деятельности и инноваций в образовании (Н.Г. Алексеев, В.В. Краевский, В.С. Лазарев, В.В. Николина, Л.С. Подымова, С.Д. Поляков, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской, А.А. Червова);

- теории образовательных технологий и обобщения педагогического опыта (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Г.К. Селевко, В.П. Симонов и др.)

- идеи педагогической и психологической антропологии в контексте становления и развития педагогической позиции в системе непрерывного образования педагогов (Ш.А. Амонашвили, Н.М. Борытко, И.П. Волков, Е.Н. Дмитри-ева, Ю.А. Лобейко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Ю.В. Филиппов и др.).

Методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, моделирование); методы эмпирического исследования (изучение литературы, официальных нормативных документов по организации инновационной деятельности в образовании, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта); методы статистической обработки и качественного анализа результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования послужили ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и 11 образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области (МБОУ лицей № 8, МБОУ СОШ № 9, МБОУ гимназия № 17, МБОУ СОШ № 24, МБОУ СОШ № 44 с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ Гимназия № 50, МБОУ СОШ № 85 с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ лицей № 87 им. Л.И. Новиковой, МБОУ СОШ № 183 им. Р.Алексеева, МБОУ Пильнинская СОШ №2 им. А.С. Пушкина, МБОУ лицея № 3 г. Кулебаки), а также 246 педагогов, участвующих в реализации проекта «Проектно-сетевой институт инновационного образования».

Основные этапы исследования. В диссертации обобщены результаты исследования, проведенного в три этапа с 2009 по 2013 г.

На первом этапе (2009 – 2011 гг.) проведен анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по обобщению и внедрению педагогического опыта. Осуществлен теоретический анализ отечественных и зарубежных концепций по проблемам непрерывного образования педагогов. Изучался конкретный опыт работы в области построения практики инновационного образования, изучения и освоения передового педагогического опыта лучших образовательных учреждений и педагогов в рамках ПНП «Образование». Разработаны теоретико-методологические подходы и прин-ципы исследования проблемы.

На втором этапе (2011 – 2012 гг.) разработаны дидактическая модель проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта и программно-методическое обеспечение ее реализации в условиях дополни-тельного профессионального образования как значимой составляющей системы непрерывного образования педагога. Проведена апробация полученных результатов исследования на основе разработанной идеализированной технологии обобщения педагогического опыта.

На третьем этапе (2012 – 2013 гг.) систематизированы и оформлены полученные результаты, определена эффективность разработанной технологии, сформулированы теоретические и практические выводы и определены дальнейшие направления исследований по данной проблеме.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов;

- раскрыто содержание понятия «инновационный педагогический опыт» как категории педагогической науки и феномена образовательной практики;

- доказана закономерность о связи практического образовательного знания как содержания инновационного педагогического опыта, педагогического проектирования как способа его освоения и применения в образовательной практике и позиционного профессионально-деятельностного сообщества как организационно-управленческой формы проектирования и дис-семинации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов;

- разработана система программно-методического обеспечения технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в условиях непрерывного образования педагогов;

- выявлены критерии и показатели эффективности технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в сис-теме непрерывного образования педагогов.



Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в концепцию непрерывного образования педагогов:

- углубляет научные представления о сущности инновационного педагогического опыта, способах и условиях его проектирования и диссеминации;

- введенные в терминологию непрерывного педагогического образования понятия «практическое образовательное знание», «практические действия», «позиционное профессионально-деятельностное сообщество» имеют теоретическое значение как ориентиры для разработки концептуальных моделей формирования инновационной деятельности педагогов;

- качественное уточнение понятий «проектирование» и «диссеминация» применительно к инновационному педагогическому опыту обогащает педагогическую теорию в области концептуального обоснования инновационных процессов в образовании.

Теоретические положения исследования в совокупности представляют собой значительное приращение педагогической теории и методологии в об-ласти непрерывного образования педагогов, углубляют и расширяют научные представления о том, как педагогическая наука решает проблему формирования инновационной деятельности педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в том, его выводы и рекомендации способствуют развитию инновационного движения в образовании. Разработанная технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта позволяет институтам повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров осуществлять подготовку педагогов-инноваторов, способных создавать инновационные про-екты и строить практику инновационного образования. Научно-методические материалы (учебные и образовательные программы, методические рекомен-дации, информационные карты описания инновационного педагогического опыта, рабочие тетради, комплекс диагностических материалов, матрицы экспертизы, образовательные продукты) могут быть использованы учреж-дениями общего, профессионального, дополнительного профессионального образования в качестве содержательного и процессуально-технологического компонентов образовательного процесса, а также для разработки новых средств организации непрерывного образования педагогов, ориентированных на формирование у них инновационного типа поведения, обобщение и тира-жирование инновационного педагогического опыта.

Соответствие диссертации паспорту специальности. Диссертацион- ная работа соответствует пункту 6. Концепции образования (непрерывное образование; образование взрослых; инновационные процессы в образовании), пункту 7. Практическая педагогика (обобщение передового педагогического опыта; инновационное движение в образовании; опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений; системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования были внедрены в практику работы кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», областных экспериментальных площадок кафедры педагогики и андрагогики, образовательных учреждений – региональных инновационных площадок (приказ Министерства образования Нижегородской области от 15.10 2012 №398 – а «О статусе региональной инновационной площадки») и участников федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 10. 04. 2012 № 273 «О статусе федеральной инновационной площадки»).

Основные теоретические положения и выводы излагались автором в ходе участия в Международных конференциях (гг. Ставрополь, 2012, 2013; Красноярск, 2012, Новосибирск, 2012, 2013; Москва, 2012 г.); на заседаниях, семинарах, круглых столах кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (2010 – 2013 гг.).



Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается логикой построения исследования и использованием совре-менных теоретических положений; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; масштабом апробации основных положений, выводов и результатов исследования в системе непрерывного образования педагогов, экспертизой образовательных продуктов и личным участием автора в осуществлении педагогического эксперимента.

Личный вклад автора. Автором самостоятельно разработана технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов, организованы и апробированы положения и выводы исследования на опытно-экспериментальных базах, осуществлен сбор эмпирического материала и его педагогическая интерпретация; оформлена рукопись диссертации и автореферат.

Проанализирован и осмыслен личный опыт автора в качестве препо-давателя в системе дополнительного профессионального образования педагогов.



Основные положения, выносимые на защиту:

1. Инновационный педагогический опыт как категория педагогической науки и феномен образовательной практики включает в себя содержательный, праксеологический и организационно-деятельностный аспекты. Содержание данного типа опыта составляет авторский замысел организации целенаправленных изменений образовательной реальности – практическое образовательное знание. Праксеологический аспект образован системой практических действий, основу которых составляет педагогическое проектирование, как особый тип социально-преобразующей педагогической практики. Организационно-деятельностный аспект представлен позиционным профессионально-деятельностным сообществом позволяющим в системе непрерывного образования педагогов эффективно решать задачи инновационного развития образовательной практики (принцип инновационного развития) с одновременным формированием инновационной деятельности педагогов (принцип позиционного самоопределения).

2. Технология проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта представляет собой системную совокупность и порядок «движения» педагогического новшества в практике инновационного образования: создание новшества - разработка концептуальной идеи и ее оформление в инновационный проект, освоение новшества - решение образовательных задач и достижение цели инновационного проекта, внедрение новшества - использование образовательных продуктов инновационной деятельности, диссеминация инновационного педагогического опыта - распространение инновационной практики через адаптацию и развитие в собственных условиях различных элементов инновационной разработки или инновационной системы в целом.

Формирование инновационной деятельности педагога в системе непрерывного образования осуществляется в рамках технологического цикла, реализующегося через совокупность практических действий: 1) актуализация и проблематизация профессиональных средств; 2) концептуализация; 3) оптимизация структуры смысловых и организационно-управленческих связей; 4) рефлексивное оформление замысла и выход в проектирование новых эталонов средств и предмета инновационной деятельности; 5) нормирование, связанное с подготовкой образовательных продуктов к использованию в массовой практике.

3. Система программно-методического обеспечения реализации технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта включает программные средства, специфичные для каждого из технологических этапов: на этапе создания новшества - программа инновационных преобразований; на этапе освоения новшества - модульная образовательная программа дополнительного профессионального образования; на этапе внедрения педагогического новшества - внедренческий проект, объединяющий программу инновационных преобразований и план внедрения; на этапе диссеминации инновационного педагогического опыта - программа поддержки диссеминационной сети.

4. Эффективность технологии проектирования и диссеминации инновационного педагогического опыта в системе непрерывного образования педагогов, определяется на основе совокупности внешних (по отношению к педагогу) показателей системных изменений массовой образовательной прак-тики и внутренних показателей, связанных с качеством формирования инно-вационной деятельности педагогов: креативности, рефлексивности и позиционности.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница