Технология разработки программных продуктов



Скачать 370,62 Kb.
Дата18.10.2016
Размер370,62 Kb.
ТипРеферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДМИТРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Специальность «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»




ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Методические указания

Дмитров, 2006

Курсовое проектирование: Учебно-методическое пособие. / Живодерова В.В.,. – Дмитров: ДПК, 2005. – 67с.
Излагаются вопросы, связанные с выполнением всех этапов курсового проектирования, начиная от выбора темы курсового проекта и кончая защитой проекта, приведены рекомендации по оформлению пояснительной записки.

Предназначено для студентов дневной формы обучения по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

.

Работа рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии “Информационные технологии” ., протокол №


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

1.1. Цели и задачи курсового проектирования 5

1.2. Выбор темы курсового проекта 6

1.3. Организация курсового проектирования 8



2. Курсовой ПРОЕКТ 10

2.1. Состав и объем курсового проекта 10

2.2. Содержание пояснительной записки к курсовому проекту 11

2.2.1. Постановка задачи 14

2.2.2. Требования к программе 14

2.2.3. Описание применяемых математических методов 15

2.2.4. Выбор архитектуры программного обеспечения 15

2.2.5. Выбор языка и среды программирования 17

2.2.6. Выбор способа организации входных и выходных данных 18

2.2.7. Структурная схема программного продукта 18

2.2.8. Проектирование пользовательского интерфейса 20

2.2.9. Алгоритм представления задачи 22

2.2.10. Тестирование 22

2.2.11. Руководство пользователя 23

2.3. Защита курсового проекта 24



3. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА 25

3.1. Оформление электронной версии разработанного приложения 25

3.2. Оформление пояснительной записки 25

3.2.1. Общие требования 25

3.2.2. Нумерация страниц 27

3.2.3. Разделы и подразделы 27

3.2.4. Списки 28

3.2.5. Рисунки 29

3.2.6. Таблицы 30

3.2.7. Формулы 32

3.2.8. Оформление списка литературы 33

3.2.9. Приложения 36

3.2.10. Оформление графической части проекта 36

3.2.11. Ссылки 37

4. список рекомендуемой литературы 38

5. СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 39

7. ПРИЛОЖЕНИЯ 40





ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология разработки программных продуктов» написаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Во время курсового проектирования отрабатывается технологический процесс разработки программного продукта: техническое задание, внешнее и внутреннее проектирование, кодирование, тестирование, разработка и оформление документации.

В результате выполнения курсового проекта студенты должны показать знания:



  • характеристик и возможностей языков и сред программирования;

  • приемов оптимизации алгоритмов, отладки и тестирования программного продукта;

  • методов программной защиты информации;

  • видов программ, программной и эксплуатационной документации;

Студенты должны уметь:

  • разрабатывать алгоритм программной реализации поставленной задачи;

  • создавать программный продукт по разработанному алгоритму;

  • выполнять отладку и тестирование программного продукта;

  • применять математические методы для решения задач;

  • осуществлять модификацию, адаптацию и настройку программных продуктов;

  • оформлять программную документацию;

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Курсовое проектирование (КП) является обязательным этапом при изучении дисциплины «Технология разработки программных продуктов», позволяющим систематизировать, расширить и закрепить теоретические знания и практические навыки студентом, а также определить уровень его подготовленности к выполнению функциональных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.



1.1. Цели и задачи курсового проектирования

Целью курсового проектирования является закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков программирования студента, который должен показать способность и умение применять теоретические положения дисциплины «Технологии разработки программных продуктов»; грамотно, самостоятельно и творчески решать задачи; четко и логично излагать свои мысли и решения; анализировать полученные результаты и делать необходимые выводы.

Задачей курсового проектирования является самостоятельное выполнение студентом проектирования и разработки программного продукта в соответствии с техническим заданием. Студент при этом должен показать свой уровень подготовки, умение выбрать и обосновать решение стоящих перед ним проблем, навыки работы с технической и справочной литературой, умение применять вычислительную технику в своей деятельности

Курсовой проект – это теоретическое и практическое решение студентами определенной технологической проблемы. Он оформляется в виде пояснительной записки.

В процессе курсового проектирования студент должен выполнить следующее:


  1. выбрать тему курсового проекта;

  2. получить задание на курсовой проект от руководителя (пример – см. приложение 1);

  3. разработать развернутое техническое задание (ТЗ) на курсовой проект (пример – см. приложение 2), подписать его у руководителя курсового проектирования;

  4. спроектировать, разработать и протестировать программный продукт;

  5. оформить пояснительную записку в соответствии с требованиями ЕСПД.

  6. защитить курсовой проект перед руководителем проекта.

Студент является единоличным автором курсового проекта и несет полную ответственность за принятые в курсовом проекте решения, за правильность всех вычислений, за качество выполнения и оформления, а также за предоставление курсового проекта к установленному сроку для защиты.

1.2. Выбор темы курсового проекта

Тематику курсового проектирования предлагает преподаватель. Студент в подборе тематики курсового проекта может проявить инициативу и высказать свои пожелания преподавателю, ответственному за курсовое проектирование.

Тема проекта должна отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

В курсовом проекте должна разрабатываться программа, программный комплекс или программная система. Наименование курсового проекта должно быть лаконичным и точно отражать суть проекта.


Примеры наименований тем курсового проекта:

  • Интерполяция функции методом Лангранжа

  • Решение системы линейных алгебраических уравнений методом Гаусса

  • Определение корней нелинейного уравнения разными методами

  • Численное интегрирование разными методами

  • Элементарные преобразования матриц

  • Анализ структуры программы

  • Анализ исходного текста программы с точки зрения стиля структуры

  • Справочная система «Комплектующие ПК»

  • Обучающая программа по компьютерному моделированию

  • Клавиатурный тренажер

  • Программная реализация различных методов сортировки списка

  • Программная реализация различных способов шифрования текста

  • Программный комплекс логических задач на пространственное воображение

  • Реализация функций графического редактора

Закрепление тем курсового проекта за студентами оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

После утверждения темы курсового проекта она может быть изменена только дополнительным приказом директора, что допускается лишь в исключительных случаях.

По утвержденным темам руководитель курсового проекта разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента.

Выполнение курсового проекта сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления.

1.3. Организация курсового проектирования

Продолжительность курсового проектирования –8 недель.

В работе студента над курсовым проектом можно условно выделить три этапа.

Первый этап – подготовительно-организационный, в течение которого уясняется задание, определяются возможные варианты решения поставленной задачи, подбирается необходимая литература, составляется календарный план выполнения курсового проекта.

Второй этап – собственно работа над курсовым проектом, т.е. разработка рабочей версии программного приложения (программы, программного комплекса). В результате этого этапа должны быть выполнена структуризация задачи, разработан алгоритм решения задачи, спроектирован интерфейс, выполнена программная реализация алгоритма, проведены тестирование и отладка. Курсовой проект должен быть выполнен в электронном виде и проверен руководителем.

Третий этап – оформление пояснительной записки к курсовому проекту.

Руководитель курсового проекта рекомендует студенту необходимую основную литературу, справочные материалы и другие источники по теме курсового проекта, проводит систематические, предусмотренные по расписанию, консультации, контролирует и проверяет работу студента над курсовым проектом, следит за соответствием всех разделов проекта требованиям.




2.Курсовой ПРОЕКТ




2.1. Состав и объем курсового проекта

Курсовой проект состоит из двух основных частей: пояснительной записки и электронной версии программного продукта.

В пояснительной записке должен быть раскрыт творческий замысел проекта, описаны методы, применяемые при его разработке, дано обоснование принятых решений путем сравнения возможных вариантов. Текст должен содержать расчеты, графики, диаграммы и т.п. По возможности полно нужно привести исходные данные, подготовленные к вводу, и полученные результаты. Особое внимание необходимо уделить осмысливанию и оценке получаемых результатов. Необходимо использовать современные литературные источники или зарегистрированные сайты фирм производителей комплектующих ПК и программных продуктов с ссылками на авторов и торговые марки, не следует использовать рефераты и литературу с техническим жаргоном и узко специальной терминологией;
Объем пояснительной записки – от 15 до 25 страниц машинописного текста (формат А4).

2.2. Содержание пояснительной записки к курсовому проекту

Пояснительная записка к курсовому проекту должна содержать (в приведенной последовательности):



      • задание на дипломный проект (бланк задания согласно приложению 1);

      • титульный лист (согласно приложению 2);

      • содержание;

      • введение;

      • технологический раздел;

      • заключение;

      • список использованных источников;

      • приложения.


Содержание включает введение, наименования всех разделов, подразделов и пунктов, заключение, список литературы и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы пояснительной записки.
Во введении обосновывается актуальность темы курсового проекта, формулируются основные задачи курсового проектирования. В конце введения можно раскрыть структуру работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Пример первого листа введения – см. приложение 5.

Технологический раздел является основой курсового проекта, ему должны быть подчинены остальные разделы. Работа над ним требует от студента практического применения знаний технологии программирования.

Примерное содержание технологического раздела может быть следующим:


Постановка задачи

Требования к программе

Требования к функциональным характеристикам

Требования к надежности

Требования к составу технических средств

Требования к программной совместимости

Описание применяемых математических методов

Проектирование

Выбор архитектуры программного обеспечения

Выбор языка и среды программирования

Выбор способа организации входных и выходных данных

Представление в оперативной памяти

Представление во внешней памяти

Разработка структурной схемы программного продукта

Алгоритм представления задачи

Словесное описание алгоритма

Блок-схема

Проектирование пользовательского интерфейса

Выбор типа пользовательского интерфейса

Построение графа диалога

Разработка форм ввода-вывода информации
Тестирование

Выбор стратегии тестирования

Описание контрольного примера

Результаты тестирования

Руководство пользователя
В заключении приводятся выводы по отдельным разделам работы и результаты всей работы в целом. Иногда в заключении указывают пути продолжения исследуемой темы, методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Раздел должен содержать описание функционального и эксплуатационного назначения программного продукта с указанием категорий пользователей.

Список источников должен содержать сведения обо всех источниках, на которые имеются ссылки в работе (книги, статьи, стандарты, публикации в Интернете и т.д.). Недопустимо включать в список те работы, которые фактически не были использованы.

В приложения в обязательном порядке помещают тексты программ и листы графической части курсового проекта, выполненные на листах формата А4. Также в приложения при необходимости могут помещаться вспомогательные и дополнительные материалы (таблицы вспомогательных цифровых данных, объемные расчеты, результаты тестирования программ, выходные документы: протоколы, отчеты и т.п.).

Содержание графической части определяется студентом совместно с руководителем курсового проекта. В курсовых проектах, посвященных разработке программного обеспечения, в графическую часть могут выноситься:


  • структурная схема системы;

  • функциональная схема системы;

  • структуры входных и выходных данных;

  • схема пользовательского интерфейса;

  • основные алгоритмы работы системы (блок-схемы);



2.2.1.Постановка задачи

Прежде чем разрабатывать алгоритм, затем программу, надо понять задачу, которую эта программа должна решать. Для этого необходимо дать точное, однозначное описание задачи. При постановке задачи ничто существенное не должно быть упущено. Точно, полно и понятно следует сформулировать цель, определить, что будет являться исходными данными и что результатом. Пример постановки задачи см. Приложение 3.



2.2.2.Требования к программе

Раздел должен содержать следующие подразделы:



  • Требования к функциональным характеристикам

Должны быть перечислены выполняемые функции и описаны состав, характеристики и формы представления исходных данных и результатов. Здесь при необходимости указываются критерии эффективности: максимально допустимое время ответа системы, максимальный объем используемой и/или оперативной памяти и др.


  • Требования к надежности

В этом подразделе регламентируют действия разрабатываемого продукта по увеличению надежности результатов (контроль входной и выходной информации, создание резервной копии промежуточных результатов и т.п.)


  • Требования к составу и параметрам технических средств

Указывают необходимый состав технических средств с указанием их основных технических характеристик: тип микропроцессора, объем памяти, наличие внешних устройств и т.п. При этом часто указывают два варианта конфигурации: минимальный и рекомендуемый.


  • Требования к информационной и программной совместимости

В разделе указывают используемую операционную систему, язык или среду программирования для разработки и другие системные и пользовательские программные средства, с которыми должно взаимодействовать разрабатываемое программное обеспечение.

2.2.3.Описание применяемых математических методов

Данный раздел включается в пояснительную записку, если решаемая задача относится к категории вычислительных. Например, при проектировании программы, реализующей методы численного решения алгебраического уравнения, следует дать изложение метода половинного деления или метода Ньютона.



2.2.4.Выбор архитектуры программного обеспечения

Архитектурой ПО называют совокупность базовых концепций (принципов) его построения. Архитектура ПО определяется сложностью решаемых задач, степенью универсальности разрабатываемого ПО и числом пользователей, одновременно работающих с одной его копией. Различают:



  • Однопользовательскую архитектуру, при которой ПО рассчитано на одного пользователя, работающего за ПК.

  • Многопользовательскую архитектуру, которая рассчитана на работу в локальной или глобальной сети.

Кроме того, в рамках однопользовательской архитектуры различают программы, пакеты программ, программные комплексы, программные системы.

Многопользовательскую архитектуру реализуют системы, построенные по принципу «клиент-сервер».



Программой называют адресованный компьютеру набор конструкций, точно описывающий последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения конкретной задачи. При структурном подходе программы представляют собой иерархию подпрограмм, вызывающих друг друга в процессе решения поставленной задачи, при объектном подходе – совокупность обменивающихся сообщениями объектов, для реализации которых разработаны специальные классы. Программа в этом случае представляет собой отдельно компилируемую программную единицу. Это самый простой вид архитектуры, который обычно используются при решении небольших задач.

Пакеты программ представляют собой совокупность программ, решающих задачи некоторой прикладной области. Например, пакет графических программ, пакет математических программ. Программы такого пакета связаны между собой только принадлежностью к определенной прикладной области. Пакет программ реализуют как набор отдельных программ, каждая из которых сама вводит необходимые данные и выводит результат.

Программные комплексы представляют собой совокупность программ, совместно обеспечивающих решение небольшого класса сложных задач одной прикладной области. Для решения такой задачи может потребоваться решить несколько подзадач, последовательно вызывая программы комплекса. Вызов программ в программном комплексе осуществляется специальной программой – диспетчером, который обеспечивает несложный интерфейс с пользователем и , возможно, выдачу некоторой справочной информации. От пакета программ программный комплекс отличается еще и тем, что несколько программ могут последовательно или циклически вызываться для решения одной задачи, и, следовательно, желательно хранить исходные данные и результаты вызовов в пределах одного пользовательского проекта.

Программные системы представляют собой организованную совокупность программ (подсистем), позволяющую решать широкий класс задач из некоторой прикладной области. Программы, входящие в программную систему, взаимодействуют через общие данные. Программные системы обычно имеют развитый пользовательский интерфейс, что требует их тщательного проектирования.

2.2.5.Выбор языка и среды программирования

Правильный выбор языка программирования в значительной степени определяет качество и надежность программного проекта. В данном разделе нужно обосновать причины, по которым был выбран конкретный язык для решения поставленной задачи. Следует выделить те возможности языка программирования, которые будут использованы в данном проекте, например, массивы объектов, встроенные функции преобразования типов, работа с базами данных, подключение звуковых файлов и т.п.



2.2.6.Выбор способа организации входных и выходных данных

В данном разделе следует определить, как входные и выходные данные будут представлены в оперативной и внешней памяти.

Различают два основных способа представления данных в оперативной памяти:


  • векторное, позволяет осуществить прямой доступ к элементам по индексу (например, статический массив, строка);

  • списковое, используется для хранения динамических структур со сложными связями.

Для несложных проектов оправдано использование отдельных неорганизованных в структуру переменных.

Различают два основных способа представления данных во внешней памяти:



  • файл последовательного доступа;

  • файл прямого доступа

Для всех используемых в проекте данных необходимо указать тип и допустимые значения.

При описании внешних файлов следует описать структуру файла и ограничения, которые на него накладываются.



2.2.7.Структурная схема программного продукта

Структурной называют схему, отражающую состав и взаимодействие по управлению частей разрабатываемого ПО.

Структурные схемы пакетов программ не информативны, поскольку организация программ в пакеты не предусматривает передачи управления между ними. Поэтому структурные схемы разрабатывают для каждой программы пакета.

Самый простой вид ПО – программа, которая в качестве структурных компонентов может включать подпрограммы (процедуры и функции).

Структурными компонентами программной системы или программного комплекса могут служить программы, подсистемы, базы данных, библиотеки ресурсов.

Структурная схема программного комплекса демонстрирует передачу управления от программы-диспетчера (гл.программы) соответствующей программе.



Рис. Пример структурной схемы программного комплекса



Рис. Пример структурной схемы программы



2.2.8.Проектирование пользовательского интерфейса

Пользовательских интерфейс представляет собой совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
















Интерфейсы пользователя


































Процедурно-ориентированные










Объектно-ориентированные






















Примитивные




Меню




Со свободной навигацией




Прямого манипулирования


Примитивным называют интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем в консольном режиме. Обычно такой интерфейс реализует конкретный сценарий работы ПО, например: ввод данных – решение задачи – вывод результата. Подобные интерфейсы используются в тех случаях, когда вся программа реализует одну функцию.

Интерфейс-меню позволяет пользователю выбирать необходимые операции из специального списка, выводимого программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователем.

Различают одноуровневые и иерархические меню. Первые используются для сравнительно простого управления вычислительным процессом, когда вариантов немного (не более 5-7), и они включают операции одного типа, например: Создать, Открыть, Закрыть и т.п. Вторые – при большом количестве вариантов или их очевидных различиях, например, операции с файлами и операции с данными, хранящимися в файлах. Интерфейс-меню предполагает, что программа находится либо в состоянии Уровень меню, либо в состоянии Выполнение операции. Интерфейсы-меню в настоящее время используются редко и только для сравнительно простого ПО.



Интерфейсы со свободной навигацией называют графическими пользовательскими интерфейсами. Интерфейсы этого типа ориентированы на использование экрана в графическом режиме с высокой разрешающей способностью. Графические интерфейсы поддерживают концепцию интерактивного взаимодействия с ПО, осуществляя визуальную обратную связь с пользователем и возможность прямого манипулирования объектами и информацией на экране. Кроме этого, имеется возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты. Интерфейсы данного типа в основном используют Windows-приложения. Существенной особенностью интерфейсов данного типа является способность изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, предлагая выбор только тех операций, которые имеют смысл в конкретной ситуации. Реализуют интерфейсы со свободной навигацией, используя событийное программирование и объектно-ориентированные библиотеки, что предполагает применение визуальных средств разработки ПО.

Интерфейсы прямого манипулирования предполагают, что взаимодействие пользователя с ПО осуществляется посредством выбора и перемещения пиктограмм, соответствующих объектам предметной области. Для реализации таких интерфейсов также используют событийное программирование и объектно-ориентированные библиотеки. Данный тип реализован в интерфейсе самой ОС Windows альтернативно интерфейсу со свободной навигацией.

2.2.9.Алгоритм представления задачи

Выбор записи алгоритма зависит от характера задачи. В словесном описании алгоритма вычислительного характера можно записывать формулой или последовательностью формул. Алгоритм решения логической задачи удобно записать словами в виде нумерованного списка.

При записи блок-схемы можно ограничиться сокращенным набором блоков (см. Приложение 5).


2.2.10.Тестирование

В данном разделе следует:



  • описать виды используемого контроля программы (например, ручной контроль, инспекция исходного текста программы, тестирование на граничных условиях и т.д.);

  • привести описание контрольного примера по следующей схеме




Номер теста

Входные данные

Полученный результат





















































































  • сделать выводы о результатах тестирования.



2.2.11.Руководство пользователя

Один из важных эксплуатационных документов, который относится к технологическом разделу является Руководство пользователя. При разработке этого документа следует учитывать следующие рекомендации:



  • руководство должно содержать все инструкции, необходимые пользователю;

  • изложение должно быть ясным, короткими предложениями;

  • следует избегать технического жаргона и узко специальной терминологии;

  • будьте точны и рациональны – длинные и запутанные руководства обычно никто не читает, например, лучше привести рисунок формы, чем долго ее описывать.

Руководство пользователя содержит следующие разделы:

  • общие сведения о программном продукте (наименование программного продукта, краткое описание его функций, реализованных методов и возможных областей применения);

  • описание установки(подробное описание действий по установке программного продукта и сообщений, которые при этом могут быть получены);

  • описание запуска(описание действий по запуску программы и сообщений, которые при этом могут быть получены);

  • инструкции по работе или описание пользовательского интерфейса (описание режимов работы, форматов ввода-вывода информации и возможных настроек);

  • сообщения пользователю (содержит перечень возможных сообщений, описание их содержания и действий, которые необходимо предпринять по этим сообщениям).



2.3. Защита курсового проекта

Законченная и оформленная пояснительная записка и электронная версия курсового проекта должны быть представлены руководителю курсового проектирования в срок, указанный в ТЗ.

Руководитель проекта проверяет правильность работы программного приложения и оформления пояснительной записки и составляет отзыв, в котором делает краткий анализ результатов курсового проектирования, оценивает глубину его разработки, качество выполнения проекта в целом, а также оценивает умение студента использовать научно-техническую литературу, стандарты и нормативные документы и его самостоятельность при проведении проектных работ по всем частям проекта.

На защиту студент должен представить следующие документы: пояснительную записку; электронную версию разработанного программного продукта (исходный и загрузочный модуль) на одном из носителей информации; отзыв руководителя проекта.

Примерный план доклада: обоснование выбора темы, ее актуальность; постановка задачи; исходные данные; общий подход к решению задачи и его обоснование; методы решения всех частных задач; основные результаты и технические характеристики разработки; состояние разработки в момент окончания проекта; перспективы внедрения; перспективы дальнейших работ в данном направлении; выводы по работе.

Выступление студента должно быть сопровождаться демонстрацией электронной версии разработанного программного продукта.



3.ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА




3.1. Оформление электронной версии разработанного приложения

Разрабатываемая программа должна включать справочную информацию об основных терминах, определяемых тематикой проекта, и данные о работе программы.

Разрабатываемые программные модули должны быть самодокументированны, т.е. тексты программ должны содержать все необходимые комментарии. Программный код должен быть выполнен в соответствии с правилами хорошего стиля и максимально оптимизирован.

3.2. Оформление пояснительной записки

При оформлении текстовых и графических материалов, входящих в программную документацию следует придерживаться действующих стандартов. Некоторые положения этих стандартов приведены ниже.



3.2.1.Общие требования

Пояснительная записка должна быть отпечатана на белой бумаге формата A4 (210x297 мм, ГОСТ 9327). Текст располагается на одной стороне листа с соблюдением следующих полей: слева – 30 мм, сверху – 15 мм, снизу – 15 мм, справа – 10 мм. Размер абзацного отступа – 1,25 см. Межстрочный интервал – полуторный. Для печати основного текста используется шрифт Times New Roman, размер – 11-12 пунктов, цвет – черный.

Разрешается использовать возможности акцентирования внимания на терминах, формулах и т.п., применяя полужирное и/или курсивное начертание шрифта, либо применяя шрифты разных гарнитур.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки пояснительной записки, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черными чернилами, пастой или тушью.

Текст должен быть написан грамотно, с соблюдением всех требований русского языка. Язык пояснительной записки должен быть сжатым и точным, свойственным научно-техническим документам. Не следует злоупотреблять описаниями устройств или программного обеспечения, известными из литературы. Достаточно коротко перечислить их существенные особенности и дать библиографическую ссылку. Не должны использоваться жаргонные технические выражения. Нельзя употреблять сокращения слов, за исключением общепринятых и таких аббревиатур, как ГОСТ, ТУ, ТЗ, ЭВМ и т.п. При необходимости сокращенного обозначения выражений, слов, наименований сигналов, команд или шин приводится таблица принятых в тексте сокращений. Все термины, обозначения, символы и принятые сокращения должны сохраняться на протяжении всей записки, их перечень должен быть приведен в конце вводной части записки.

Первая страница введения должна иметь штамп (см. приложение 4). Все последующие листы имеет другой штамп (см. приложение 5).

Весь текст, заголовки и иллюстрации должны быть выполнены в единообразном редакционном стиле.

Количество рисунков – иллюстраций (схем, эскизов, графиков, чертежей) в пояснительной записке определяется ее содержанием и должно обеспечивать ясность, конкретность и полноту изложения текста.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Сокращения русских слов и словосочетаний в тексте – по ГОСТ 7.12.



3.2.2.Нумерация страниц

Нумерация страниц пояснительной записки – сквозная, арабскими цифрами, сверху, справа листа без точки. Страницами считают, как листы с текстами и рисунками, так и листы приложений. Первым листом считается титульный лист, номер на титульном листе не ставится. Вторым листом – лист задания, далее следуют листы содержания и первый лист введения. Все эти листы включаются в общую нумерацию листов, но номера на них не ставятся. Первый лист, на котором ставится номер – второй лист введения.



3.2.3.Разделы и подразделы

Пояснительная записка состоит из введения, заключения, списка использованных источников, приложений и нескольких разделов.

Разделы состоят из подразделов. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела в разделе, разделенные точкой (например, “2.5” – пятый подраздел второго раздела). Подразделы состоят из пунктов. Номер пункта включает номер раздела, порядковый номер подраздела в разделе и порядковый номер пункта в подразделе, разделенные точками (например, “2.5.3” – третий пункт пятого подраздела второго раздела).

При оформлении пояснительной записки в соответствии с ГОСТ 2.105-95, в конце номеров разделов, подразделов и пунктов точка не ставится, например: «2.2 Разработка структуры базы данных».

Единственный подраздел в разделе (а также единственный пункт в подразделе) не нумеруется.

Разделы, подразделы и пункты должны иметь заголовки. Заголовки разделов печатаются прописными буквами (допустимо использование жирного начертания) в середине строки. Заголовки подразделов и пунктов следует печатать с прописной буквы и размещать с абзацным отступом.

В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов и подчеркивание в заголовках не допускаются. Между заголовком и текстом (как выше, так и ниже его) должна находиться пустая строка. Недопустимо, когда заголовок находится в нижней части листа, а текст раздела, подраздела, пункта или подпункта начинается на следующем листе.

Каждый раздел записки начинается с новой страницы. Каждый подраздел, пункт и перечисления записываются с нового абзаца.



3.2.4.Списки

Содержащиеся в тексте перечисления требований, указаний, положений, оформляются в виде ненумерованных (маркированных) или нумерованных списков. Отдельные позиции в ненумерованных списках помечаются знаком короткого тире «–» либо круглым или квадратным маркером. После номера позиции в нумерованных списках ставится скобка. Каждая позиция списка записывается с абзацного отступа (отступ маркера – 1,25 см, табуляция и отступ текста – 1,6 см).



3.2.5.Рисунки

Все иллюстрации (графики, схемы алгоритмов, диаграммы) именуют рисунками. Рисунки должны располагаться сразу же после первого упоминания в тексте, либо на следующей странице. Рисунки следует нумеровать в пределах каждого раздела, номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка в пределах данного раздела, разделенных точкой. Например, Рисунок 2.3 – третий рисунок во втором (технологическом) разделе. Рисунки в приложениях нумеруются отдельно. Например, Рисунок П.2 – второй рисунок в приложениях.

Рисунки должны иметь наименование, а, при необходимости, также и пояснительные данные (обозначение кривых, условия их получения и т.п.).

При оформлении пояснительной записки в соответствии с ГОСТ 2.105-95, номер и название рисунка разделяются тире. Слово «Рисунок», номер и наименование рисунка помещают посередине строки под рисунком после пояснительных данных. Например, «Рисунок 2.3 – Логическая схема базы данных». Если рисунок занимает более одной страницы, на всех страницах, кроме первой, проставляется номер рисунка и слово «Продолжение». Например:

Рис.12. Продолжение

Рисунки следует размещать так, чтобы их можно было рассматривать без поворота страницы. Если такое размещение невозможно, рисунки следует располагать так, чтобы для просмотра надо было повернуть страницу по часовой стрелке.

Если в иллюстрации используются стандартные графические элементы, например, в структурных схемах или в схемах алгоритмов, то их нужно изображать в соответствии с ГОСТ. Графики и диаграммы должны иметь масштабную сетку. Надписи на схемах должны быть выполнены чертежным шрифтом, высота букв и цифр должна быть не менее 3,5 мм.

3.2.6.Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, либо на следующей странице. Нумерация таблиц аналогична нумерации рисунков (в пределах каждого раздела). Например, Таблица 3.1 – первая таблица третьего раздела.

При оформлении пояснительной записки в соответствии с ГОСТ 2.105-95, номер и название таблицы разделяются тире. Слово «Таблица», номер и наименование таблицы помещают в одну строку над таблицей слева, без абзацного отступа. Например, «Таблица 1.3 – Характеристики языков веб-программирования».

Основные элементы таблицы приведены на рисунке 5.1.

Таблица _____ - ___________________

номер название таблицы








































































Рисунок 3.1 – Основные элементы таблицы


Для заголовков, подзаголовков и текста таблицы рекомендуется применять шрифт размером 12 пунктов.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков точки не ставятся. Рекомендуется выделять заголовки и подзаголовки жирным начертанием шрифта. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но допускается и перпендикулярное их расположение.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие элементы таблицы, допускает не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

Если строки или графы таблицы не умещаются на странице, таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части повторяют ее головку и боковик. Над первой частью слева пишут слово «Таблица» с указанием номера и названия таблицы, а над другими частями слева пишут «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

В заголовках (при необходимости – в подзаголовках) должны быть указаны размерности или единицы физических величин. Значения всех величин приводят в международной системе единиц (СИ). Допускается дополнительно указывать их значения в других системах единиц (в скобках). Например, «мощность, кВт (л.с.)».

3.2.7.Формулы

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку, отделяя от остального текста одной свободной строкой выше и ниже. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства или одного из знаков арифметических операций, причем этот знак должен быть повторен в начале следующей строки. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой. Формулы, используемые в тексте, могут вписываться с помощью редактора формул при таких геометрических параметрах, чтобы они были удобочитаемы, но в то же время не очень крупными. Следует учитывать, что формула – это равноправный член предложения и при ее написании надо соблюдать правила пунктуации (точка после формулы, если ею завершается предложение, или запятая).

Формула может быть пронумерована, но только в том случае, если на нее есть ссылка в тексте, причем сначала по тексту идет упоминание формулы, а затем должна быть вписана собственно формула. Формулу нумеруют по тем же правилам, что и рисунки (пораздельно). Номер формулы арабскими цифрами ставят в круглых скобках справа от ее изображения по границе текста. Например:

Z:=sin(x)+ln(y); (12)

Формула всегда первоначально приводится в общем (буквенном) виде, а ниже следует привести пояснения с указанием размерности каждой величины. Например:
U = IR, (2.3)

где U – величина напряжения, В;

I – сила тока, А;

R – сопротивление цепи, Ом.


Формулу, приведенную в общем виде, недопустимо завершать знаком равенства и числом – результатом подстановки конкретных числовых величин.

3.2.8.Оформление списка литературы

Сведения об литературных источниках следует приводить в соответствии с ГОСТ 7.1 и располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте пояснительной записки. Источники следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзацного отступа. Допускается нумеровать источники по отдельности для каждого раздела, например: «2.1. ГОСТ 2.105-95 …» – первый источник второго раздела.

Фамилия (имя) автора приводится в именительном падеже, за фамилией следуют инициалы. Например: «Иванов П.В.» Если авторов больше одного, но меньше четырех, то они перечисляются через запятую в алфавитном порядке. Например: «Иванов А.А., Петров Б.П., Семенов К.К.»

Описание книги или статьи одного, двух или трех авторов начинается с перечисления авторов, за которым следует заглавие. Если авторов больше трех, описание начинается с заглавия книги или статьи, за которым следует наклонная черта, а за ней – перечисление первых трех авторов (сначала инициалы, затем – фамилия) с добавлением слов «и др.». Например: «/А.А. Иванов, Б.П.Петров, К.К.Семенов и др.»

Если статья опубликована в серийном издании, то после заглавия в описании следуют две наклонные черты, сокращенное название издания и номер серии. Например: «//Вестник МГУ. Сер. 5.»

После наименования источника следует тире, за которым приводятся сведения о городе издания (Москва сокращается до «М.», Ленинград – до «Л.», Санкт-Петербург – до «СПб.», Киев – до «К.», остальные города приводятся полностью), затем – двоеточие, название издательства (без кавычек, с прописной буквы), запятая, год издания, точка, тире, количество страниц в издании, буква «с», точка. Например: «–М.: Наука,2001.–125с.», «–Новосибирск: НГУ, 2003.–230c. »

Если статья опубликована в журнале, то после заглавия в описании следуют две наклонные черты, название журнала, точка, тире, год издания, точка, тире, знак номера «№», номер выпуска, точка, тире, буква «С», точка, номер страницы (или номера страниц через тире), точка.

Например: «//Информационные технологии.– 2003. – №2. – С.6-8.»

Сведения об электронных ресурсах локального и удаленного доступа приводятся по ГОСТ 7.82.
Примеры библиографических описаний.

Книга:


  • Семенов А.Б., Стрижаков С.К., Сунчелей И.Р. Структурированные кабельные системы – М.: Компьютер-Пресс, 2001.–608с.

  • Конструкторско-технологическое проектирование электронной аппаратуры: Учебник для вузов / К.И.Билибин, А.В.Власов, Л.В.Журавлева и др. Под общ. Ред. В.А. Шахнова. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 528с.

Статья в журнале:

Киреев О. Скованные одной сетью // Компьютерра.– 2004.– №8.– С.57.

Статья в продолжающемся сборнике:

Брейман А.Д., Духовный Б.А. Маршрутизация запросов в поисковых системах //Программное и информационное обеспечение систем различного назначения на базе персональных ЭВМ: Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 5. – М.:МГАПИ, 2002.–C.71-72.

Локальный электронный ресурс:

Цветков В. Я. Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей / В.Я. Цветков. — Электрон. дан. и прогр. — М.: МИИГАиК, 1999. — 1 дискета. — Систем. требования: IBM PC, Windows 95, Word 6.0. — Загл. с экрана. - № гос. регистрации 0329900020.

Удаленный электронный ресурс:

Русские документы: компьютерная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusdoc.ru.



3.2.9.Приложения

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу первого листа написанного прописными буквами слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», а под ним, при необходимости, заголовок, который записывают по центру листа. Приложения, если их более одного, нумеруют арабскими цифрами. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д. В этом случае вся группа приложений предваряется после основного текста листом, по центру которого пишется одно слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Рисунки и таблицы, помещенные в приложении, нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением буквы «П». Например:

Рис. П. 12 – 12-й рисунок приложения;

Рис. П1.2 – 2-й рисунок 1-го приложения.

Если в приложении приводится текст программы, то каждый файл оформляется как рисунок с наименованием файла и его назначением, например:


Рис. П2.4.Файл menuran.pas – программа движения курсора основного меню.

3.2.10.Оформление графической части проекта

Графическая часть проекта выполняется для представления в двух формах: в электронном виде для показа с помощью проектора во время защиты курсового проекта и в виде распечатки на листах формата A4, помещенной в приложение к пояснительной записке. Как правило, графическая часть готовится в одном из форматов, удобных для полистового показа: Microsoft PowerPoint (PPT), Adobe Acrobat (PDF) и др.

При выполнении графической части проекта предпочтительно использование средств автоматизированной разработки программного обеспечения (CASE), таких, как Microsoft Visio.

Схемы алгоритмов должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 19.005-85.



3.2.11.Ссылки

Ссылки на пункты, разделы и подразделы указывают, используя порядковый номер раздела или пункта, например, «в разд.4», «в п.3.3.4»

При ссылках на рисунки следует писать «… в соответствии с рисунком 2.3.» или «см. рисунок 1.2.».

Ссылки на таблицы в тексте пояснительной записки указывают в виде слова «табл.» и номера таблицы. Например: Результаты тестов приведены в табл. 4.

Ссылку на формулу приводят в виде порядкового номера в круглых скобках, например, «…в формуле (2.3)…».

В тексте записки по мере необходимости должны быть помещены ссылки на литературные источники. Они вставляются в текст в виде цифры – порядкового номера источника в списке литературы, помещенного в квадратные скобки (например, [12]). Если необходимо сделать ссылку сразу на несколько источников, то они указываются в порядке возрастания номеров, разделенных запятой (например, [23,27,28]). Необходимо делать ссылки и на приложения, листы графической части проекта.


4.список рекомендуемой литературы





  1. Иванова Г.С. Технология программирования: Уч. для вузов. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 320 с.

  2. Минакова Н.И., Невская Е.С. и др., Методы программирования. Уч. пособие, М., Вузовская книга, 1999

  3. Керниган Б., Пайк Р., Практика программирования,СПб, БИНОМ, 2001

  4. Симонович С., Специальная информатика. М. АСТ Пресс 2002

  5. С.Симонович Практическая информатика. М. АСТ Пресс 2001

  6. Фигурнов В.Э, IBM PC для пользователей, М. ИНФРА-М, 1996

  7. КоннэлДж., Visual Basic 6, Введение в программирование баз данных, М., ДМК, 2000

  8. Кузьменко В.Г., VBA 2000, М., изд.БИНОМ, 2000

  9. Род Стивенс, Тестирование и отладка на Visual Basic , М., ДМК, 2001

  10. Анин Б.Ю., Защита компьютерной информации., СПб, БХВ-Санкт-Петербург, 2000

  11. Симкин Л.С., Программы для ЭВМ: правовая охрана, М., Изд. Городец, 1998



5.СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Государственный образовательный стандарт по направлению 654600 «Информатика и вычислительная техника» специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

  2. ГОСТ 2.105–79 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

  3. ГОСТ 2.105–95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

  4. ГОСТ 7.1–84 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

  5. ГОСТ 7.32–2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

  6. ГОСТ 7.82—2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

  7. Иванова Г.С. Технология программирования: Уч. для вузов. – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. – 320 с.

  8. Сапаров В.Е. Дипломный проект от А до Я: Учеб. пособие. – М.: СОЛОН-Пресс, 2003. – 224 с.

7. ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДМИТРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ




Согласовано

Председатель ПЦК

_______ __________________

подпись, инициалы, фамилия

“___”___________200_ г.



ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование


Студенту ______________________________ группы _____
Специальность 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
Дисциплина «Технология разработки программных продуктов»
Тема проекта ___________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Цель проекта ___________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Дата выдачи задания «__»_____ 200___г

Срок предоставления проекта к защите «__»_____ 200___г.

Руководитель проекта __________________ _________________

подпись, дата инициалы, фамилия


Задание принял __________________ _________________

к исполнению подпись, дата инициалы, фамилия
М
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
инистерство образования Московской области
ДМИТРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Специальность 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС АВТОМАТИЗАЦИИ

ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Пояснительная записка к курсовому проекту
Исполнитель,

студент гр. 803 ___________ Петров И.И.


Руководитель,

преподаватель ____________ Живодерова В.В.


Результат защиты проекта _______________



2006

П
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ример постановки задачи

Требуется разработать комплекс программ, состоящий из программ, которые обеспечивают быструю и эффективную подготовку контрольных заданий (вопросов или задач) преподавателем и контроль за правильностью решения этих заданий обучаемым. Комплекс программ должен быть универсальным в использовании при изучении различных дисциплин и адаптированным к уровню непрофессионального пользователя.

Во время проведения контроля знаний обучаемому предлагается 5 вопросов, задаваемых по возрастающей степени сложности. Ответом на поставленный вопрос может быть либо указание номера (варианта) из перечисленных ответов, либо запись правильного ответа. После ответа на очередной вопрос обучаемый должен увидеть результат – правильно или неправильно выбран (введен) ответ. Результат контроля может быть оценен по пятибалльной шкале:



  • пять правильных ответов – оценка 5;

  • четыре правильных ответов – оценка 4;

  • три правильных ответов – оценка 3;

  • два и менее правильных ответов – оценка 2;

Выполнение контрольной работы завершается автоматической печатью ее результатов на сетевом принтере с указанием фамилии обучаемого и полученной им оценки.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Бизнес-планирование»
2012 -> Бренды Беларуси Среди знаменитых брендов Беларуси – машиностроительные гиганты и крупные производители техники, современные химические предприятия и инновационные it-компании с мировым именем, популярные марки одежды и обуви
2012 -> Пособие по организации и роли систем торгово-промышленных палат Маркус Пилгрим и Ральф Мейер Бонн, Германия
2012 -> Закончила с отличием, 2004 Специальность «социология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал