Текст выступления по дуальному образованию на Форуме «Модернизация образования» ипоп «Эврика» 15 ноября 2008г



Скачать 140,96 Kb.
Дата28.10.2016
Размер140,96 Kb.


Текст выступления по дуальному образованию на Форуме «Модернизация образования» ИПОП «Эврика» 15 ноября 2008г.
Особенности Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации связаны, с одной стороны, с климатическими и географическими факторами, такими как значительная зональная дифференциация, низкая плотность населения и труднодоступность населенных пунктов, с другой стороны, с тем, что в нашей многонациональной республике проживают представители более 120 национальностей, в том числе 33 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера. Этим обусловлена значимость задач обеспечения доступности качественного образования и права обучения на родном языке.

В целях повышения эффективности государственного управления и обеспечения социально-экономического роста в Республике Саха (Якутия) реализуется система планирования, включая долгосрочную стратегию, республиканские целевые и отраслевые программы на среднесрочную перспективу, программы развития муниципальных образований, прогнозы социально-экономического развития и бюджета Республики Саха (Якутия).

В системе образования программно-целевой подход реализуется на основе Стратегии развития образования Республики Саха (Якутия) до 2020 года «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее», одобренной ХI-ым Съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) в 2005 году и Государственной целевой программе развития образования РС (Я) на 2007-2011 годы.

Новым ориентиром для уточнения приоритетов в образовании является мегапроект «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Ядром Схемы являются крупные проекты в области транспортной инфраструктуры, нефтегазовой, энергетической, угольной, алмазодобывающей промышленности, которые мы называем мегапроектами. Есть также проекты создания крупных агропромышленных комплексов. Для реализации мегапроектов будет создано дополнительно более 150 тысяч рабочих мест и уже сегодня востребованы кадры нового качества, способные внести вклад в развитие инновационного общества.

Между тем, при существующей безработице в республике потребность в квалифицированных рабочих кадрах составляет 55,9 % в общей структуре потребности в кадрах. Предприятия и учреждения республики испытывают большую необходимость в специалистах с начальным профессиональным образованием. Вакансии для них составляют более 70% в структуре общей потребности. Со средним специальным профессиональным образованием – около 19%, с высшим образованием – менее 10 %.

Мы выделяем следующие основные проблемы.



Первая – несоответствие структуры подготовки кадров, недостаток специальностей, отвечающих потребностям жизни. Для решения этой проблемы в системе среднего и начального профессионального образования происходит переориентация структуры подготовки кадров. Открываются новые специальности, востребованные в народном хозяйстве, особенно в низовых производственных коллективах, бригадах, участках. Только в 2008 году появилось 48 новых специальностей, по которым ведется обучение в системе ПТУ и техникумов.

Вторая - необходимость формирования особого отношения к жизни, повышения мобильности людей. Молодежи с самого начала надо прививать понимание того, что он должен найти себе применение в жизни. Для этого надо быть здоровым, образованным и готовым к переменам, в том числе и места жительства. В республике возрождается практика молодежных отрядов, меняется система профориентационной, воспитательной работы в школах.

Третья проблема – то, что 15% выпускников общеобразовательных учреждений ежегодно не продолжают обучение в учреждениях профессионального образования по разным причинам. В то же время отсутствие профессиональных знаний и необходимой квалификации снижает возможность их трудоустройства.

Для решения данной проблемы в течение последних лет мы активно реализуем такое актуальное и значимое для республики направление, как дуальное обучение. В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.

Дуальное образование в сфере общего образования и профессиональной подготовки практикуется во многих странах. Наиболее активно производственный сектор экономики участвует в дуальном образовании в Германии, Австрии, Швейцарии, Корее, Китае, Казахстане. Во всем мире в среднем 1 из 5 учащихся, получающих среднее образование, находится в системе технического профессионального обучения и подготовки. В странах Европы и Восточной Азии, включая Китай, в системе дуального образования обучается соответственно 50% и 33% школьников общеобразовательных школ. В течение ряда лет Министерство образования Республики Саха (Якутия) активно сотрудничает с Министерствами образования Земли Бранденбург и Нижней Саксонии Германии по вопросам организации дуального и профильного обучения, обмену опытом, повышению квалификации учителей.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить общие характеристики дуального образования:



  1. Дуальное образование организовано на всех уровнях образования. Обучающиеся получают общеучебные и трудовые навыки, способствующие последующей социализации и непрерывному профессиональному образованию в изменяющихся условиях современного рынка труда.

  2. Инициаторами прогнозирования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации выступают торгово-промышленные палаты, то есть объединения работодателей, представляющие интересы своей отрасли и предприятий, а также профессиональные союзы, которые имеют сильные позиции и как заказчики, и как потребители образовательных услуг.

  3. Дуальная система предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. Предприятия предоставляют возможность для практического обучения и несут все связанные с ним расходы, включая стипендии и заработную плату обучающемуся. Учебные заведения на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное обучение или производственная практика.

  4. Первостепенное внимание уделяется созданию современной учебной базы. Предприятия предоставляют свои базы с оборудованием последнего поколения. Контроль за качеством предоставленной техники осуществляют объединения работодателей.

  5. Система позволяет своевременно реагировать на заказ конкретных предприятий и учреждений за счет гибкого штатного расписания: 1/3 преподавательского состава работает на постоянной основе в штатном расписании учреждения, 2/3 состава заняты на контрактной основе, по договорам с предприятиями.

Таким образом, дуальное образование рассматривается нами как сочетание обучения в образовательном учреждении с практической подготовкой на производстве (предприятии), по заказу и с помощью работодателей.

В Республике Саха (Якутия) профессионализация общего образования реализуется в соответствии с Концепцией дуального образования.

Надо отметить, что дуальное обучение востребовано, о чем свидетельствует созданная сеть учреждений и предприятий, участвующих в реализации Концепции.

На федеральном уровне Министерством образования и науки для расширения возможностей профессионализации среднего образования разработан «Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях». Объем учебных часов для получения квалификации по профессии варьируется от 140 до 1400 часов.

В Республике Саха (Якутия) разработан Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений, реализующих дуальное образование на старшей ступени обучения, который предусматривает перераспределение годового объема часов в течение учебного года через модульный подход и интеграцию предметов.

Образовательные учреждения для ведения профессиональной подготовки используют вариативную часть Примерного учебного плана для универсального обучения. Практическая часть осуществляется за счет внеаудиторной деятельности. В Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений большинство профессий входит в эти часы.

Понимая, что для эффективного введения дуального образования необходим комплексный подход, при разработке Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 гг. мы предусмотрели раздел «Введение дуального образования», включающий в себя нормативно-правовое, учебно-программное, научно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение.

Реализация Концепции дуального образования предполагается в 3 этапа.

На первом этапе, в 2007 году, была развернута информационно-разъяснительная работа, привлекались к совместной деятельности социальные партнеры; разрабатывались модели системы дуального образования, готовилась нормативно-правовая база.

На втором этапе, до 2010 года, предстоит реализовать экспериментальные программы, обновить и, по мере необходимости, создать материально-техническую базу учреждений системы дуального образования.

И на третьем этапе, 2010-2015 гг., мы ставим задачу охватить не менее 30% учащихся дуальной формой образования.

Ежегодно в республике проводится конкурс образовательных учреждений, реализующих дуальное обучение. Победителям конкурса выделяются средства на приобретение учебно-производственного, учебно-лабораторного оборудования и мебели за счет средств Государственного бюджета РС (Я).

Анализ конкурсных документов подтверждает понимание образовательными учреждениями основных принципов дуального образования. Практически все учреждения имеют договоры с предприятиями, учреждениями профессионального образования, используется база предприятий для организации производственного обучения.

Сейчас мы можем говорить о следующих моделях дуального обучения.

Первая модель - это сельская агропрофилированная школа, скооперированная с сельскими производственными структурами и создающая дополнительные и новые рабочие места в сельской местности. В республике создан Союз агропрофилированных школ. Совместно с Министерством сельского хозяйства расширяется государственная поддержка сельских школ агротехнологического профиля РС(Я) и подсобных хозяйств учреждений образования сельскохозяйственной техникой и оборудованием.

В структуре такой школы возможно создание учебно-производственного кооператива учащихся, организующих учебно-производственную деятельность на основе выполнения государственного заказа по определенным видам продукции и различных видов сельскохозяйственных работ. Подсобные хозяйства школ зачастую становятся соучредителями хозяйствующих субъектов, которые одновременно осуществляют профессиональную подготовку. За агрошколами закреплены сенокосные угодья, земля, водные ресурсы, пастбища и теплицы. Агрошколы республики содержат крупный рогатый скот, лошадей, оленей, свиней, кур и другую живность.

Сегодня агрошколы обучают детей и дают практические умения и навыки по основам овощеводства, земледелия, животноводства, охотничьего и рыболовного хозяйства, готовят овощеводов, трактористов и водителей, сельских механизаторов и хозяек деревенской усадьбы. Ведется подготовка по ремесленным профессиям, таким как коневод, кузнец и др.

Ежегодно около четверти выпускников агрошкол поступают в сельскохозяйственные высшие учебные заведения и около половины – в средние специальные учебные заведения. Те, кто не смог продолжить обучение, имеют возможность трудоустроиться по специальности, полученной во время обучения в школе.

Школы, расположенные в северной и арктической части республики, способные вести профессиональную подготовку старшеклассников и безработной молодежи, заключают прямые договоры с крупными добывающими и сельскохозяйственными предприятиями. На севере Якутии развиты оленеводство, звероводство, рыболовство и пушной промысел.

К примеру, рыболовецким артелям арктического Булунского района нужны работники, имеющие начальные профессиональные навыки в рыболовстве и обработке рыб, а также предпринимательства. Быковская средняя школа обучает детей теории, практику берет на себя колхоз «Арктика».

Интересен, на наш взгляд, опыт небольших школ, расположенных в труднодоступной местности отдаленного арктического Среднеколымского района. Алеко-Кюельская средняя общеобразовательная школа агрофермерского профиля расположена в поселке с численностью населения 680 человек. В школе – 108 учащихся. Основу экономики села составляет табунное коневодство и промыслы (пушной и рыбный). Школа заключила договоры с основным предприятием села – конезаводом, крестьянским хозяйством, Якутской государственной сельскохозяйственной академией и Профессиональным лицеем. Совместными усилиями ведется подготовка охотников, коневодов, фермеров, лаборантов молочной продукции, трактористов. Сватайская школа строит свое взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями за счет расширения образовательного пространства традиционными сезонными промыслами (осенне-зимней охотой на парнокопытных, зимней промысловой охотой на пушного зверя, рыбалкой летней и подледной и т.п.).

Заслуживает внимания и опыт кочевых школ республики, учащиеся которых с раннего детства постигают основы оленеводства.



Вторая модель - это городская (поселковая) школа, интегрирующая содержание общего и начального профессионального образования с использованием баз предприятий для организации производственного обучения и практики.

Примером реализации данной модели является организация дуального обучения учащихся совместно с работающими в республике крупнейшими кампаниями с мировым именем, такими как ОАО АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Транснефть», РАО «ЕЭС России» (АК «Якутскэнерго»), ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром», ОАО «Атомредметзолото» и другими.

Данные компании активно работают с учреждениями высшего, среднего, начального профессионального образования и школами. У студентов и учащихся есть прекрасная возможность во время учебы пройти практику на новейшем современном технологическом оборудовании, ознакомиться непосредственно с производством.

В 2007 году муниципальное образование «Мирнинский район» и АК «АЛРОСА» приняли «Концепцию корпоративного воспитания будущего специалиста». Для преодоления дефицита кадров, демографической проблемы, связанной с оттоком молодежи в центральные регионы страны, АК «АЛРОСА» выступила с комплексной программой «Будущее наших детей – будущее малой Родины», в соответствии с которой кампания берет на себя ответственность за развитие территории и создание условий для профессионального роста молодежи. Участниками программы являются не только структурные подразделения компании и система образования, но и учреждения культуры, представители власти, бизнеса и родительской общественности. Программа финансируется из трех источников: муниципальный бюджет Мирнинского района, республиканский бюджет и АК «АЛРОСА».

Концепция сохранила то лучшее, что было в традиционной образовательной системе: качественное обучение, внеучебная занятость учащихся в кружках и секциях, шефство производственных коллективов. В новое образовательное пространство включена возможность получения старшеклассниками политехнических и технологических знаний, а также первичных профессиональных навыков.

Что дает реализация Программы?

АК «АЛРОСА» стабильно получает квалифицированные кадры – выпускников школ района, которые осознанно сделали свой выбор и овладели специальностью в школе.

Молодежи гарантировано трудоустройство на предприятиях АК «АЛРОСА».

Мирнинский район сохраняет трудоспособное население, молодые специалисты и профессионалы трудятся на благо района.

Третью модель реализуют интегрированные образовательные учреждения. В целях подготовки местных кадров для работы во всех сферах экономики, людей, способных развивать средний и малый бизнес Сунтарский политехнический лицей – интернат и Сунтарский колледж работают как интегрированное образовательное учреждение политехнического направления, в котором ведется начальное профессиональное образование по 9 рабочим специальностям на базе учебно–производственных мастерских; проводится практика на местных предприятиях.

Ресурсным центром при этом являются Сунтарский колледж и политехнический лицей-интернат. Вокруг них образуется Ассоциация образовательных учреждений политехнической направленности. Это позволяет консолидировать педагогические, материально-технические возможности образовательных учреждений района по организации допрофессиональной и профессиональной подготовке школьников.

Позитивными моментами данного проекта являются усиление практической направленности обучения; расширение возможностей для индивидуального профессионального образования обучающихся и дальнейшего трудоустройства. Индивидуальная траектория образования представляет собой движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, используя ресурсы всех учреждений ассоциации.

Таким образом, учитывая особенности экономики сельскохозяйственного района, удаленного от промышленных и научных центров, образовательные учреждения проводят работу по созданию собственной инфраструктуры для осуществления сетевой дуальной системы образования.



Четвертая модель – это организация индивидуальной подготовки в режиме «мастер – подмастерье». По принципу дуальной системы обучения работают народные мастера во многих районах республики. Они воспитывают своих преемников, приобщают школьников к различным видам традиционных занятий народа, связанных с обработкой дерева, кожи, меха, металла, керамики, кости. Мастер работает по договору с учреждением образования, которая строит свои образовательные программы, опираясь на технологию мастера. После завершения учебной программы мастера учащийся аттестуется и получает удостоверение «мастер народных промыслов» и становится членом «цехового» объединения народных умельцев
Как пятую модель можно представить создание Центров дуального образования, образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся из ближайших школ.

Так, в промышленном Томпонском районе Центр дуального образования создан путем интеграции учебно-производственного комбината и средней общеобразовательной школы. Сегодня Центр имеет лицензию на подготовку школьников по профессиям, которые всегда востребованы: повар, водитель, швея, столяр, секретарь. Выпускники центра наряду с аттестатами о среднем общем образовании получают свидетельства о начальной профессиональной квалификации.

В связи с тем, что в район является одной их точек роста в Схеме комплексного развития Якутии, в этом году Правительство начинает строительство в районном центре Хандыга горно-геологического техникума. Центру дуального образования также предстоит освоить новые специальности, связанные с развитие транспорта, электроэнергетики, горного производства.

Как показывает практика, реализация идеи дуального образования сталкивается с различными точками зрения. Так, практически во всех школах вначале преобладало стремление сводить смысл дуального образования к профессиональной подготовке школьников, используя для этого базу учреждений начального профессионального образования. Теперь мы видим, что школы и учреждения профессионального образования успешно работают как с крупными предприятиями, так и имеют много возможностей для работы с малыми и средними предприятиями.

Понимая, что профессионализация общего образования требует понимания значимости этой проблемы, кооперации усилий и координации действий многих заинтересованных сторон, при Правительстве РС(Я) создан межведомственный Координационный совет по вопросам совершенствования системы среднего общего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования.

В целях привлечения к этой деятельности хозяйствующих субъектов различной формы собственности подписано Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я).

В республике реализуется Комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2008-2009 годы, в рамках которого планируется разработка Закона Республики Саха (Якутия) по налогам, предусматривающего льготное налогообложение для предприятий, частных предпринимателей и попечителей, оказывающих финансовую поддержку учреждениям образования.

Для нормального функционирования моделей дуального образования необходима разработка нормативно-правовой базы для предприятий, организаций и учреждений, реализующих программы дуального обучения, выработка общих подходов нормативного финансирования профессиональной подготовки старшеклассников в учреждениях общего образования.

Необходимо совершенствовать педагогическую сторону процесса передачи профессиональных навыков силами специалистов других отраслей. Специалист, работающий с детьми, должен получить соответствующий допуск, пройдя курсы в системе дополнительного образования. В перспективе нужно создать нормативно-правовую базу для того, чтобы производственные структуры имели свои учебные центры, учебные места и средства на обучение специалистов для работы с детьми. Мы считаем, что этот аспект о пополнении школ новым поколением учителей… не обязательно только с педагогическим образованием очень своевременно затронут в Послании Президента РФ Федеральному собранию.

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Профессионализация школьного образования во взаимодействии образования с бизнесом, хозяйствующими субъектами – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с ведомствами, заинтересованными в развитии дуального образования.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница