Тема 20. Классификации психодиагностических методик



Скачать 167.68 Kb.
Дата11.02.2018
Размер167.68 Kb.
Тема 20. Классификации психодиагностических методик

Функции психодиагностических методик. Типы и виды тестов. Психодиагностический инструментарий: тесты, опросники и анкеты, проективные техники, бланковые методики, анализ продуктов деятельности (контент-анализ), психофизиологические методики. Стандартизированные и нестандартизированные тесты. Современные классификации психодиагностических средств (А.А. Бодалев, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев, В.В. Столин, П.С. Гуревич). Планирование психодиагностической работы. Основные принципы обработки результатов.

Функции психодиагностических методик.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

Функции психологической диагностики — научная и практическая.


  1. Характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач. Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

  2. Реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.


Типы и виды тестов.

Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности.

Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически исчерпывают множество известных методик.



Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

Тест был и остается основным инструментом психологической диагностики.

Виды тестов:


  • по форме проведения: индивидуальные и групповые;

  • по форме ответов: устные и письменные;

  • по материалу оперирования: бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные и т.д.;

  • по характеру стимульного материала: вербальные, невербальные, смешанные;

  • по содержанию: тесты интеллекта, способностей, достижений, личности.

  • по цели: определение неполноценности, психологический диагноз в образовании, консультирование, изучение проблем, отбор и распределение, профотбор и профконсультация и т.п.

Компьютерные и компьютеризированные методики - где компьютер является вспомогательным средством для работы методики (on-line).

Психодиагностический инструментарий: тесты, опросники и анкеты, проективные техники, бланковые методики, анализ продуктов деятельности (контент-анализ), психофизиологические методики.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность.

К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).



Малоформализованные диагностические средства и строго формализованные, как правило, взаимно дополняют друг друга.
МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ включают в себя четыре главных класса методик: тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методики.

Тесты - (англ. test – проба, испытание, проверка) совокупность стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Опросники - группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Анкеты (фр. enguete — список вопросов) — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентации, установок, диспозиций и т.п.)

Проективные техники - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Бланковые методики - письменный материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема), такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Психофизиологические методики - позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Индивидуальные различия находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Подразделяются на:

  • без оценки индивида – диагностика свойств организма, нервной системы и т.д., которые характеризуют не личность испытуемого, а особенности его состояния или функционирования как биологической системы: например, сенсомоторные реакции; Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие.

  • аппаратурные – диагностика психофизиологических особенностей с помощью различной аппаратуры: например, электроэнцефаллография;

  • «бумага-карандаш» - тестовые задания, которые требуют минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест.

МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ - наблюдения, опросы, беседы (интервью), анализ продуктов деятельности.

Метод наблюдения является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. Основной принцип этой методики — это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Классификация наблюдений проводится по разным основаниям. В зависимости от положения наблюдателя различают обычное наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и включенное наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы "изнутри".



Опрос - метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он может проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно Вопросы могут иметь открытый или закрытый характер. Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.

Анализ продуктов деятельности (контент-анализ) — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием "документальный источник" понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т п.). "Контент-анализ" впервые начал применяться, начиная с 20-х гг. ХХ в. для обработки материалов средств массовой коммуникации.


Стандартизированные и нестандартизированные тесты.

Стандартизация – единообразие процедуры проведения, унификация инструкции и интерпретации результатов.

Стандартизированные тесты проводятся с любым количеством участников, чьи показатели затем сравниваются с нормами основной популяции. 

Стандартизированные тесты: MMPI, Кеттелл.

Миннисотский опросник MMPI- Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Предложен Хатуэем и Маккинли в 1940г. Явл-ся реализацией типологического подхода к изучению лич-ти и занимает ведущее место среди лич-х опросников.

Состоит из 500 утверждений, образующих 10 осн. диагностич-х шкал. Ответ (лица в возр-те от 16лет и старше, IQне ниже 80): «верно», «не верно», «не могу сказать», ответ совпадает с ключом - 1балл. Регистрируется время выполнения, заносится в регистрационный бланк, строится «профиль личности», 2вида-для муж. и жен., в бланке балльные оценки переводятся в стандартные Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.

Шкалы: 1) Шкала ипохондрии - определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу лич.

2) Ш.депрессии- определение степени субъективной депрессии,моральн.дискомфорта.

3) Ш.истерии- выявление лиц,склонных к невротическим реакциям конверсионного типа(физичес.заболевание в кач-ве ср-ва разрешения проблем).

4) Ш.Психопатии- диагностика социопатического типа лич.

5) Ш.мужественности-женств-сти.- измерение степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины,предписываемой общ-ом.

6) Ш.паранойи- позволяет судить о наличии «сверхценных» идей,подозрительности.

7) Ш.психастении-устанавливает сходство обследуемого с больными,страдающими фобиями,навязч.мыслями.

8) Ш.шизофрении- диагностика шизоидного типа лич.

9) Ш.гипомании- определ-т степень «близости» к гипертимному типу.

10) Ш.социальной интроверсии-диаг-ка степени соответ-вия интровертированому типу лич. Клинической шкалой не явл-ся, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разраб-ки.

Особенностью явл-ся использование в опроснике 4-х оценочных шкал:

1) Шкала «?»- шкалой мож. быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует кол-во утверждений, кот. не относ-ся ни к «верно» ни не к «не верно».

2) Ш.лжи –оценка искренности обследуемого

3) Ш.достоверности-выявление недостоверных резул-в.

4) Ш.корреции- введена, чт. сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью. Собственн. теоретической базы не имеет, авторы испол-ли жалобы больных, описания симптоматики заболеваний. На здоровых людях определили нормативные показ-ли. Любой пок-ль= или выше 70Т-явл.нормативным для выявления патологических отклонений. Сущ-т дополнительные шкалы.
Нестандартиз – Айзенк, Шмишек, Личко.

Личностный опросник Г. Айзенка (EPI)

Опубликован в 1963 году. Направлен на анализ составляющих экстра- интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений. Содержит в себе 57 вопросов. 3 шкалы:



  1. Экстраверсия-интроверсия

  2. Нейротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность)

  3. Лжи.

На основе полученных данных можно так же определить тип темперамента методом графического построения: По оси х – интроверсия/экстраверсия, по оси у – нейротизм.
Современные классификации психодиагностических средств (А.А. Бодалев, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев, В.В. Столин, П.С. Гуревич).

Классификацию, предложенную А.А. Бодалевым и В.В. Столиным. Систематизируя методы, авторы ориентируются на два ключевых признака: на методические принципы, лежащие в основе психодиагностического метода, и на меру вовлеченности психолога-диагноста в психодиагностическую процедуру.

Классификации тестов (А.А.Бодалёв, В.В.Столин):

1. по особенностям используемых тестовых заданий:

- тесты вербальные - опосредованы речевой активностью обследуемых; апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;

- тесты практические - включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности — перцептивные, моторные.

2. по форме процедуры обследования:

- групповые тесты;

- индивидуальные тесты.

3. по направленности — тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций,

4. по наличию или отсутствию временных ограничений — тесты скорости и тесты результативности.

5. по принципам их конструирования.

- методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ - многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости-поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.),

- методы, основанные на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует - задания, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью - большинство личностных опросников (например, тест 16 PF Р.Кэттелла).


К. М. Гуревич (1981) выделяет два вида диагностики – тестовую (измерительную) и нетестовую (качественную), в которых отражены различные методические подходы к изучению психологии человека.

Тестовая диагностика направлена на то, чтобы установить место нахождения отдельного испытуемого на оси континуума выраженности признака. Здесь предполагается сравнение с использованием статистических приемов, которые привлекаются для того, чтобы доказать, что сравниваемый признак свидетельствует о психологическом отличии диагностируемого лица от тех, с кем сравнивают (чаще – от контингента здоровых людей), и что это отличие значимо. Этот вид диагностики применяется при изучении индивидуально-психологических различий и для классификации испытуемых.

Качественная диагностика применяется тогда, когда нужно установить не уровень выраженности признака, не степень его отличия от уровня, наблюдаемого у других людей, а прежде всего подметить, обнаружить данный признак как таковой (например, в медико-психологическом исследовании в качестве такого признака могут выступать нарушения мотивационного компонента мышления, неадекватность ассоциаций, «соскальзывания», актуализация «латентных» знаний). Наличие данного признака выделяет испытуемого из среды других людей, которые данным признаком не обладают. Психологическая диагностика, целью которой является только обнаружение определенного признака, не требует статистических доказательств, а требует клинического опыта, интуиции психолога. Этот вид диагностики традиционен для медицинской психологии, где устанавливаются и уточняются психические нарушения. Результаты этого вида психологической диагностики помогают планировать лечебные мероприятия, углубляют понимание психического состояния больного.
А. Г. Шмелевым (1996) разработана операциональная классификация методик психодиагностики.

Ведущим основанием этой классификации является мера «объективности – субъективности», которой обладают результаты психодиагностического исследования. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта психолога. При использовании объективных и субъективных методик от психолога требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной». Между двумя классами – объективными и субъективными методиками – не существует жесткой границы.

1. Объективные методики:

• приборные психофизиологические методики;

• аппаратурные поведенческие методики;

• тесты-опросники;

• методики субъективного шкалирования.

2. Субъективные методики или методики экспертной оценки:

• проективные методики;

• стандартизованное аналитическое наблюдение;

• контент-анализ (анализ содержания);

• включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием;

• психологическая беседа (интервью);

• ролевая игра;

• активный (обучающий) эксперимент.
Операциональный принцип (способ получения психодиагностической информации) положен в основу классификации психодиагностических инструментов, предложенной В. В. Столиным (1987, а):

1. Объективные тесты.

2. Стандартизованные самоотчеты:

• тесты-опросники;

• открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

• шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала и методики классификации;

• индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

1. Проективные техники.

2. Диалогические (интерактивные) техники.
Рассматривая проблему классификации методик в контексте их объективности – субъективности, В. В. Столин (1987, а) отмечает, что различные методические приемы и методики можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлеченности психолога в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат психодиагностики: влияние минимальное, среднее, максимальное. Если ввести одновременно два основания – меру вовлеченности психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной стороны, и предметную направленность – с другой, то можно получить определенную матрицу, при рассмотрении которой окажется, что:

способности и психические функции диагностируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками);

• когнитивная организация, другие индивидуальные свойства – преимущественно методиками среднего уровня влияния психодиагноста на процесс диагностики (репертуарными решетками);

• мотивация, отношения диагностируются преимущественно проективными техниками, которые так же, как диалогические методики, характеризуются максимальной степенью вовлеченности психодиагноста.


В зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений формализованные методики делятся на тесты скорости и тесты результативности [Бурлачук, Морозов, 1999]; формы проведения психодиагностических исследований могут быть групповыми и индивидуальными. Л. Ф. Бурлачук выделяет в качестве самостоятельного психодиагностический метод, обобщающий множество конкретных методик.
Планирование психодиагностической работы.

1. Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

3. Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

4. Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
Основные принципы обработки результатов


  1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.

  2. Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.

  3. Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.

  4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;

  5. Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.

  6. Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.

  7. Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.

  8. Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.

  9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.

  10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.

  11. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.

Основные этические принципы психолога-диагноста:

- благополучие обследуемого индивида;

- ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание высоких норм в своей работе;

- моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям общества;

- корректность и сдержанность в публичных заявлениях;

- конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;

- отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;

- неразглашение результатов обследования;

- меры предосторожности в обследованиях;

- ограничения в публикациях методик;



- полная и правильная интерпретация диагностических результатов.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Представление
2015 -> Городу иркутску 355 лет Иркутский хронограф
2015 -> Закон о промышленной безопасности опасных
2015 -> Грузовое судно, которое частично использует солнечную энергию, было построено японскими судостроителями на верфи «Imabari Shipbuilding Industry Ltd»
2015 -> Подготовил:
2015 -> О материально-техническом обеспечении основной профессиональной образовательной программы высшего образования ординатуры
2015 -> Реестр наилучших «зелёных» технологий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал