Тема осваивается через ознакомление с материалами и выполнение заданий, включенных в их



Скачать 185,15 Kb.
Дата07.06.2018
Размер185,15 Kb.
Тема 2

Социальное проектирование как современная образовательная технология

Тема осваивается через ознакомление с материалами и выполнение заданий, включенных в их содержание.

Сроки освоения: 21.02-7.03.2014

По итогам изучения и выполнения заданий составляется итоговая таблица



Задание

Материалы выполнения задания

Тема выбранного проекта




Компетенции, личностные качества, значимые навыки подростков, которые поможет развивать выбранный проект




Данный проект является именно проектом, так как




Условия, позволяющие применить технологию социального проектирования




Проект разработан на принципах:




Дерево целей проекта




Вид проекта




Структурные элементы проекта




Итоговая таблица присылается по электронному адресу lab-crtdu@mail.ru в срок до 7.03.2014

Содержание темы

  1. Проектная деятельность как образовательная технология

  2. Понятие проекта

  3. Сущность и виды социального проектирования

  4. Принципы социального проектирования

  5. Основные признаки проекта

  6. Направленность проектов на достижение целей

  7. Структура проекта

  8. Классификация проектов. Методики социального проектирования

  9. Роль педагога в социальном проектировании

Задание: выберите любой разработанный социальный проект для использования в усвоении темы (возможен выбор проекта из любого источника).

Целями современного образования являются развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству; развитие способности к созидательной деятельности, толерантности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В соответствии с этими целями основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Он способствует становлению организационной культуры личности, развитию самостоятельности, интеллектуально – творческих способностей учащихся.

Проектная деятельность как образовательная технология.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

социально значимая, имеющая социальный эффект;

результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одним из множества видов деятельности современного подростка и молодого человека. Оно может сочетаться с другими видами деятельности или выступать в качестве их структурного элемента. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростком в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития — те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности подростка к социальному проектированию, а с другой — базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность подростка, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.



Задание: определите, какие компетенции, личностные качества, значимые навыки поможет развивать выбранный проект?
Понятие проекта

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность.

“Брошенный вперед” - таков точный перевод с латинского слова “проект”. Это прототип, прообраз какого-либо объекта, либо вида деятельности, а проектирование, в свою очередь превращается в процесс создания проекта. Основой данного метода является: креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Отличие проекта от программы. Программа не имеет точки завершения. Скорее, программа - это непрерывный процесс перемен. Проект может быть составной частью программы. Например, проект «Аполлон-11» - это часть американской лунной программы. Управление программой включает в себя управление входящими в нее проектами.

Применение технологии проектирования возможно при наличии определённых условий:

наличия проблемы, требующей решения;

социальной, практической, теоретической, познавательной, значимости результатов проектной деятельности;

возможности применения исследовательских, творческих методов при проектировании;

структурирования этапов выполнения проекта;

организации самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.

Задания:

- докажите, что имеющийся у вас проект является именно проектом;

- есть ли условия в данном случае для применения технологии социального проектирования?

Сущность и виды социального проектирования

Проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.



Под социальным проектированием понимается социально значимая, имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего практическое значение.

Три принципиальных вопроса проектирования:

Кто будет проектировать?

Что надо проектировать?

Как организовать проектирование?

При подготовке проекта возможна разработка нескольких вариантов будущего состояния социального объекта, после обсуждения и сопоставления которых (с учетом имеющихся материальных, трудовых и финансово-экономических ресурсов) выбирается оптимальный вариант, имеющий силу директивного задания (плана или программы).



Управление проектом - это управление деятельностью по проекту, осуществляемое посредством планирования и выполнения работ, координации действий специалистов и организаций, участвующих в проекте. Управление проектом состоит из 5 процедур, четыре из которых относятся к планированию и контролю выполнения проекта:

1. Определение среды проекта

2. Формулирование проекта

3. Планирование проекта

4. Техническое выполнение проекта

5. Контроль над выполнением проекта



Социальный проект – это документ, характеризующий: цели, средства, этапы намеченной программы социальных изменений (механизм реализации).
Принципы социального проектирования
1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования, степени изменения социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий таких изменений.

Всякая сложноорганизованная система потенциально (в возможности) содержит в себе некое множество путей развития, отвечающих ее природе. Следовательно, вмешательство в систему извне ограничивается возможным спектром ее развития. Сложноорганизованным системам нельзя навязать пути развития, не вытекающие из внутренней логики самой системы. Главное — понять собственные тенденции и механизмы саморазвития системы и способствовать их раскрытию.



2. Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности, социокультурной среды ее обитания.

Богатство человеческой индивидуальности определяется и обеспечивается влиянием на процесс его индивидуализации исторически развивающейся культуры. Успешность социализации личности задается ее социальным окружением. В качестве объекта оптимизации данных процессов рассматривается зона ближайшего развития — социально-культурная среда как вся совокупность социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих человека в процессе его жизнедеятельности, которая рассматривается в ракурсе ее неиспользованных возможностей для развития человека.



3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования. Он означает, во-первых, наличие условий для свободной самореализации человека средствами культурной деятельности. Основой поведения человека в рамках проекта должна стать его творческая активность. Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности.

Во-вторых, характеризуемый принцип предполагает восстановление связи культурных процессов с личностью творца, актуализацию скрытых в отечественной и мировой истории нравственных образцов («Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»). Такие образцы могли бы стать духовным стержнем и опорой человека (объектом поклонения, восхищения, подражания). Сегодня все чаще вместо настоящих образцов социальной массе предлагаются наспех созданные и «раскрученные» кумиры; духовной пищей многих людей становятся отбросы. Успешность реализации любого проекта определяется, двумя факторами: наличием значимой идеи, и ее персонифицированным выражением — лидером, являющимся ее носителем.

В-третьих, персонифицированность — это ценностная причастность автора проекта к анализируемым и проектируемым процессам — восприятие себя как органичной части целого культурного мира, отождествление с ним — с его радостями, болями, проблемами.

4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, т.е. соразмерности традиционных и инновационных процессов в культуре.

5. Принцип проблемно-целевой ориентации — ведущий технологический принцип социального проектирования. Его реализация предполагает прежде всего целевую ориентацию проектов на решение различного рода проблем, носителями которых является личность, социальная группа, определенная территория или регион, общество в целом. На различных этапах проектирования данный принцип воплощается в виде анализа основных болевых точек и проблем (территории в целом, социальных групп и личностей); поиска нестандартных способов и путей их решения; просчета необходимых ресурсов и изыскания источников финансирования; вовлечения в процесс реализации проекта всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни.

6. Принцип соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствие физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта.

7. Принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений.

8. Принцип комплексности - учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека с его природным, социальным и культурным окружением.

9. Принцип реалистичности –

решение культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные);

просчет экономической целесообразности и социальной эффективности проекта;

максимальное использование уже имеющихся в позитивных способов решения проблем;

отношение к инновациям как последовательной модификации существующих образцов;

обоснование границ применимости и тиражируемости проекта.



Задание:

проанализируете, на каких принципах разработан выбранный Вами проект.

Основные признаки проекта



Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

этапы и конкретные сроки их реализации;

четкие и измеряемые задачи;

конкретные и измеряемые результаты;

планы и графики выполнения работ;



конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

Компетентность – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Направленность проектов на достижение целей


Проекты нацелены на получение определенных результатов - иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты.




Задание: заполните дерево целей для выбранного проекта

Структура проекта

Структура проекта состоит, как правило, из следующих компонентов:



  1. Название (идея) проекта.

  2. Сведения об авторах проекта.

  3. Обоснование актуальности проблемы.

  4. Цели, задачи проекта.

  5. Механизм реализации.

  6. Календарный план проекта.

  7. Ожидаемые результаты.

  8. Перспективы развития проекта.

  9. Бюджет.


Виды социальных проектов

Прикладные

результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике

Информационные

предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории

Ролевые и игровые

участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации

Исследовательские

результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.

Творческие

проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов

Задание: проанализируйте структуру выбранного проекта. Все ли необходимые компоненты в нём присутствуют? К какому виду социальных проектов можно отнести анализируемый Вами проект?

Методики социального проектирования

Методики - это способы достижения цели; построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.

Методика матрицы идей

Когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль

Помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто взгляд в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии

Является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

чем больше известно общих признаков у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень, вероятности;

если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения


Методика мозгового штурма

Связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений

Методика синектики

Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость

Роль педагога в социальном проектировании

Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании. Педагог в проектировании может выступать только с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности учащихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.

Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность подростка и готового передать подростку ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования — это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи подростку Педагог выступает своего рода буфером между жесткой социальной действительностью и социальной неопытностью, наивностью и максимализмом подростка, и роль этого буфера — не исказить социальную действительность, не «надеть» на подростка розовые очки, приукрашая ее, а обеспечить безопасность ребенка в процессе взаимодействия со средой — психологическую в первую очередь.

Можно говорить о том, что в ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.



Задание: определите для себя, какие качества и навыки Вам необходимо развивать, чтобы успешно организовывать проектную деятельность подростков?
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Программа факультативных занятий для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения
2014 -> Выводы по результатам международного сравнительного исследования коэффициентов «рождаемости» и «смертности» фирм Июнь 2014 г. «Рсм интернэшнел»
2014 -> Программа и задания вступительного экзамена для phd докторантуры по специальности 6D070700 Горное дело
2014 -> Обзор рынка легковых и грузовых автомобилей Ирана
2014 -> Читайте на сайте "Мое Седово"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал