Тема Периодизации психического развития в трудах отечественных ученых Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина



Скачать 69,74 Kb.
Дата24.10.2016
Размер69,74 Kb.
Тема 3. Периодизации психического развития в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Проблема периодизации психического развития в работах Л. С. Выготского, его классификация периодизаций. Критерии периодизации Л.С. Выготского. Стабильные и критические возрастные периоды. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Законы и периодизации детского развития.

Проблема периодизации психического развития в работах Л.С. Выготского, его классификация периодизаций.

Л.Н. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. Они могут проходить медленно и постепенно, а могут быстро и резко. Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды и возрастные этапы.



Стабильные периоды - характерно плавное развитие, происходит изменения в течение длительного времени и незаметны для окружающих. Но изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок и появляются психические новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства, психические новообразования устойчивы и фиксируются в структуре личности.

Кризисный период – Стабильные периоды и кризисные чередуются и составляют закон детского развития. Кризисы, при благоприятном подходе длятся недолго, несколько месяце. Но могут растянутся до 1 года или 2-х лет (неблагоприятном). Это краткие и бурные стадии, когда происходит сдвиг в развитии, происходит обострение противоречий: между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Эти противоречия рассматривают, как движущую силу психического развития.

Выготский выделяет следующую периодизацию психического развития:



Кризис рождения (0- 2,5 мес.) конец биологического, начало социального.

Младенческий возраст (2 мес.- 1 год) общение.

Кризис 1 года.

Раннее детство (1-3 лет) предметная деятельность

Кризис 3 лет - формирование сознания

Дошкольное детство (3-7 лет) - сюжетно-ролевая игра

Кризис 7 лет - формирование новой социальной роли

Школьный возраст (8- 12 лет)- учебная деятельность

Кризис 13 лет идентичен 10 лет (кризис « я сам» в социальном смысле)

Пубертатный возраст (14-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность

Кризис 17 лет – самоопределение.

Критерии периодизации Л.С. Выготского.

http://image.slidesharecdn.com/1-140128043717-phpapp01/95/stuktura-10-638.jpg?cb=1390883885

Значение кризисов в психическом развитии ребенка.

Кризис – переломный этап онтогенетического развития. Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста. Происходят резкие изменения в личности ребенка на протяжении относительно короткого временного промежутка. Развитие приобретает бурный характер – и по темпу и по смыслу.

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка. Кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые вступают в противоречие с существующей социальной ситуацией развития (ССР) ребенка, приводят к ее разрушению и возникновению новой ССР, отвечающей возросшим возможностям ребенка.

Выготский: "если бы кризисы не были открыты эмпирически, их надо было бы придумать теоретически"

Эльконин: исходя из закона периодичности в детском развитии:

Божович: фрустрированное поведение ребенка вызывается депривацией новых потребностей, которые являются центральным, личностным новообразованием возраста.

Внешнее проявление кризиса:


  1. Нет четких границ кризиса, в середине – резкое обострение;

  2. Относительная трудновоспитуемость, повышение конфликтности ребенка;

  3. Негативистический характер развития – разрушение того, что было достигнуть на предыдущей ступени

Позитивное содержание кризисов – разрушение старого в меру того, что необходимо для дальнейшего развития личности ребенка, процессы инволюции подчинены процессам положительного построения личности (пр. кризис трех лет – невыразительное течение приводит к задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка).

Отношение к негативным проявлениям кризиса:



  1. Выготский, Эльконин – негативные проявления кризиса как необходимость, отражают эмансипацию от взрослого, которая необходима для построения связей нового типа. Выраженное негативное отношение к "старой" ССР в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой ССР.

  2. Леонтьев, … негативистические проявления – как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого, проявление того, что воспитательная система не учитывает возможностей ребенка. Негативистические проявления как показатель неблагополучного течения кризиса. Возможно протекание кризиса без негативных проявлений при надлежащем изменении ССР.

Проблема периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина.

Периодизация Эльконина развивает представление Выгоцкого о детском развитии. Создавая свою модель, он опирался на принципы:

1. Принцип историзма. Заключается в том, что содержание каждого возрастного периода зависит от конкретно исторических условий жизни и социальной обстановки (в развитых Европейских странах «затянувшееся детство», в развивающихся странах « короткое»).

2. Биогенетический принцип. Позволяет системно изучить проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и фактов психического развития.

3. Принцип анализа основных аспектов человеческой жизни – эмоционально-волевая сфера, интеллекта и поведения.

Он рассматривает ребенка как целостную личность, познающую мир через ознакомление с предметами и человеком. За основу Эльконин взял 2 чередования видов направленной деятельности:

«ребенок - общественный предмет» (приобретает навыки в этот период через обращение с предметами),

«ребенок - общественный взрослый» (навыки общения со взрослыми и сверстниками).

Периодизация Эльконина



  1. Младенческий период (0-1 год; 0-2,5 месяца-период новорожденности, период оживления, с 2.5 мес.- 1 год - младенчество) Р-ОВ: непосредственно эмоциональный контакт, формирования чувства защищенности, чувства привязанности ко взрослому, зачатки сознания.

  2. Период раннего детства (1-3 лет) Р-ОП: предметная деятельность формирует сознание о функции предметов и их назначении, формирование самосознания и самооценки.

  3. Период дошкольного возраста (3- 7 лет) Р-ОВ: сюжетно-ролевая игра, научается применять на себе ту или иную роль (в игре), формируется потребность в общественной деятельности, развитии самооценки, зачатки воли, зачатки рефлексии, соподчинение мотивов, иерархия потребностей (ребенок выбирает из нескольких мотивов наиболее важный для себя).

  4. Период младшего школьного возраста (с 7- 10 лет) Р-ОП: учебная деятельность. Развивается память и воля, внимание становится произвольным, память тоже, развитие самооценки (мощное влияние сверстников и учителей, взрослых), формирование внутренней позиции школьника.

  5. Период подросткового возраста (10-17 лет) Р-ОВ: интимно-личностное общение со сверстниками, появление чувства взрослости, продолжает развиваться самооценка, усвоение социальных норм и правил.

  6. Период юношеского возраста (17-18 лет) Р-ОП: учебно-профессиональная деятельность. Развивается волевая саморегуляция, становление мировоззрения, появление профессионального интереса (чаще у тех, кто был мотивирован).

Критерий развития по Эльконину в каждой возрастной группе представляет собой нормы психического развития. Если предыдущая ведущая деятельность не была полностью удовлетворена, то последующая не наступит, даже если возраст уже подошел. Это может привести к задержке психического развития. Также, если не удовлетворена ведущая деятельность, то психическое новообразование не появится к концу возрастного периода.

Законы в периодизации детского развития

Л.С.Выготский установил четыре основных закона детского развития:

1. Цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.



3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница