Тема. Война за независимость и образование



Дата30.11.2017
Размер76,3 Kb.
УРОК 19

Тема. ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ


СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ (1 ч)


Цели урока

  • образовательная:

раскрыть причины и предпосылки Войны за независимость северо­американских колоний Англии, рассказать о ходе Войны за независимость США и о ее последствиях. Объяснить революционный характер данной войны;

  • воспитательная:

способствовать воспитанию таких качеств личности, как свободолю­бие и чувство справедливости. Содействовать развитию стремления к по­ниманию и уважению прав человека и гражданина;

  • развивающая:

развивать навык самостоятельного поиска причинно-следственных связей в социальных процессах и явлениях. Прививать навыки самостоя­тельного анализа таких сложных социальных явлений, как революции и национально-освободительные движения. Научить понимать интересы и цели различных слоев общества, этнических групп и политических движе­ний. Развивать умения сравнивать цели и задачи разных слоев населения на примере Войны за независимость английских колоний в Северной Аме­рике 1775-1783 гг. Показать разницу между революцией и войной за неза­висимость.

Тип урока - комбинированный урок.Этапы урока



  1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков

На данном этапе требуется возобновление в памяти учащихся:

  • знаний о создании колоний Великобритании и их истории в пер­вой половине XVIII в., об особенностях социально-экономического и политического развития британских колоний в Северной Америке;

  • знаний о содержании теорий естественного права, обществен­ного договора и разделения властей, выработанных в эпоху Просве­щения;

  • умений и навыков по использованию исторической карты (ат­ласа);

  • умений и навыков, связанных с анализом исторических источ­ников.

  1. Формирование новых понятий и способов деятельности

Для успешного усвоения учащимися нового материала учитель должен:

  • рассказать о нарастании напряженности между 13-ю колониями Великобритании в Северной Америке и метрополией и ее причинах;

  • рассказать о начале Войны за независимость;

  • раскрыть сущность Декларации независимости и характер изу­чаемого конфликта одновременно как революции и Войны за незави­симость;

  • познакомить учеников с реакцией в Европе на войну в Северной Америке, с влиянием вооруженного нейтралитета на исход Войны;

  • показать влияние военной помощи Франции на исход Войны за независимость колоний Великобритании в Северной Америке;

  • рассказать о заключительном этапе Войны за независимость;

  • раскрыть содержание и сущность конституции 1787 г.

  1. Формирование новых знаний, умений и навыков, их систематиза­ция и углубление

Предложить учащимся внимательно прочитать отрывок из исто­рического источника и ответить на вопросы.

Из Декларации независимости 4 июля 1776 г.

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равны­ми и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к чис­лу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспече­ния этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои закон­ные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основан­ное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему пред­ставляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели ис­пользовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизмен­но подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становит­ся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне правящего короля Велико­британии -это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосред­ственной целью которых является установление неограниченного деспотиз­ма».

Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство. Под ред. О.А. Жидкова. Перевод О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993.

Вопросы

1. Какие основные принципы провозглашает Декларация? 2. Ка­кие из провозглашенных принципов были в действительности реали­зованы в Соединенных Штатах Америки? 3. Кто, по мнению авторов Декларации, имеет право решать вопрос о форме правления в госу­дарстве? 4. Какие общие черты прослеживаются между Декларацией независимости 4 июля 1776 г. и Всеобщей декларацией прав человека и гражданина 1789 г.?

Бенджамин Франклин о христианской нравственности

(из Письма к Э. Стайлсу)

«Моя вера такова. Я верю в единого бога - творца Вселенной, в то, что он правит ею с помощью провидения, что ему следует поклоняться, что самое угодное служение ему - это делать добро другим его детям, что душа челове­ка бессмертна и к ней отнесутся справедливо на том свете соответственно ее поведению в этом. Таковы основные пункты всякой здравой религии, и я ува­жаю их, как и Вы, в какой бы секте не встретился с ними.

Что касается Иисуса из Назарета, мое мнение о котором Вам особо хоте­лось бы узнать, то я думаю, что его учение о нравственности и его религия - лучшее из того, что мир когда-либо знал или может узнать. Однако, мне кажет­ся, оно подвергалось различным вредным изменениям, и у меня, вместе с большинством нынешних английских диссидентов, есть некоторые сомнения в его божественности. <...> Я не усматриваю, однако, вреда в том, чтобы в это учение верить, если эта вера имеет хорошие последствия, как, вероятно, это и имеет место, когда делают его учения более уважаемыми и более почитаемы­ми; тем более, что я не вижу, чтобы всевышний дурно истолковывал ее, выде­ляя тех, кто не верит в его мироправление, особыми знаками расположения».

Франклин Б. Письмо к Э. Стайлзу//Гриненко Г.В. Хрестоматия по исто­рии мировой культуры. - М.: Юрайт, 1998. - 672 с., С. 501.

Вопросы

1. В какие нравственные идеалы верил Б. Франклин? 2. Какую оценку он дает личности Иисуса? 3. Отражают ли его взгляды рели­гиозную доктрину англиканства?

  1. Рефлексия

а) Методы и формы рефлексии:

  • блиц-опрос по новому материалу;

  • дискуссия по проблемному вопросу, например «Влияние идей Декларацией независимости 4 июля 1776 г. на Великую Фран­цузскую революцию» или «Можно ли Войну за независимость в Северной Америке назвать гражданской войной?»

б) Виды рефлексивной деятельности:

  • составление периодизации Войны за независимость и образо­вания Соединенных Штатов Америки;

  • разделение европейских стран на два списка: прямо или косвен­но помогавшие колониям Великобритании в Северной Амери­ке в их войне за независимость и помогавшие Великобритании сохранить свои колонии;

  • заполнение таблицы «Основные документы США»:


Документ

Декларация

независимости

Конституция США

Дата принятия







Кто разрабатывал







Содержание

документа













в) Постановка и осмысление домашнего задания:

  • § 19, задания 4, 6, 8 на с. 115 учеб. пособия;

  • можно предложить учащимся сделать более глубокий сравни­тельный анализ Декларации независимости США и француз­ской «Декларации прав человека и гражданина».


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница