Тематическое планирование по географии 6 класс



Дата11.09.2017
Размер0.53 Mb.
ТипТематическое планирование

Календарно – тематическое планирование по географии 6 класс





Тема урока. Элементы содержания

Кол час

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Основные виды деятельности учащихся

Виды и формы контроля

Дата

факт

практ

Практ




Введение.( 2ч.)




1

Введение. География как наука. Источники получения знаний о природе. Путешествия и географические открытия. Выдающиеся географические исследователи, открытия и путешествия П.р.1


1

Вводный

Работа с учебником, заполнение таблицы Выдающиеся географические открытия и путешествия. Эпоха Великих географических открытий. Современные научные исследования:

Предмет изучения географии. Умеет называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности, основные этапы познания планеты. Вращение Земли и его следствия.

Фронтальный опрос

2.09

2.09




2

Земля – планета Солнечной системы.. Солнце –источник жизни на Земле, земля - одна из планет Солнечной системы .Луна спутник Земли. Взаимодействие Земли и Луны. Земля как планета. Формы , размеры, Движение Земли

1

Комбини

рованный


Обозначение на конт. карте Планеты Солнечной системы. Земля –одна из планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи.

Движение Земли. Смена времен года

Эвристическая беседа.

Индивидуальн,

Фронт.опрос.



комбинированный

9.09

9.09







Виды изображений поверхности Земли (8 ч.)

3

План местности

План местности. Ориентация и измерение расстояний по карте и плану. Географические модели: глобус. Географическая карта,

план местности. Их основные параметры и элементы


1

Комбини

рованный


Уметь сопоставлять географические следствия движения Земли

Работа с учебником и картой

Показательно –

проблемный

Работа с тексом учебника и

картой

Работа с картой , учебником, условными обозначениями



Индивидуальный.групповой

1Работа с картой, учебником , компасом. Контурной картой

Работа с картой, учебником , компасом. Контурной картой

Работа по учебнику







17.09

17.09
















Урок актуализации новых знаний.

24.09













4

Масштаб. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы

1

комбинированный

Знать основные термины по теме, уметь определять географические координаты объектов .

Работа с картой , учебником, условными обозначениями

географический диктант

01.10







5

Стороны горизонта .Способы ориентирования на местности. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементыП.р.2.

1

Изучение нового материала

Уметь определять широту и долготу точки,  уметь находить объект по заданным координатам.

Работа с картой , учебником, условными обозначениями

Работа по плану

08.10







6

Способы изображения земной поверхности на плане. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы П.р.3

1

Изучение нового материала

Уметь сопоставлять географические следствия движения Земли

Работа с тексом учебника и картой

Индивидуальный

15.10







7

Географическая карта.

Географическая карта- особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки . Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и линий градусной сети. Ориентирование по карте. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины по теме.

Работа с картой , учебником, условными обозначениями

Групповой, индивидуальный

22.10







8

Азимут Компас. Способы ориентирования на местности. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы.

1

Изучение нового материала

Уметь рассчитывать расстояние по топографической карте, используя разные виды масштаба

Индивидуальный.групповой

Индивидуальный

29.10







9

Ориентирование по карте. Определение высот по карте.П.р 4

1

Комбини

рованный


Знать основные понятия и термины по теме.

Работа с картой, учебником , компасом. Контурной картой

Групповой

12.11







10

Методы изучения Земли. Космический, картографический, статистический, полевой. Геоинформационный метод. Значение каждого метода для получения , обработки, передаче и представлении географической информации. Географические модели: глобус. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы

1




Уметь рассчитывать расстояние по топографической карте, используя разные виды масштаба

Работа с картой, учебником , компасом. Контурной картой

Фронтальный Индивидуальный

19.11







Строение Земли. Земные оболочки. (22ч.)










Работа по учебнику

11

Литосфера.

Литосфера – твердая оболочка. Подвижные участки земной коры.

Литосфера

.Состав.строение и развитие



1

Изучение нового материала

Уметь читать карту, используя разные виды условных знаков.

Работа по учебнику и таблицам

Фронталь

ный


26.11







12

Минеральные ресурсы литосферы. Виды .Добыча и транспортировка минеральных ресурсов. Шахты, карьеры. Скважины как объект рационального использования. Литосфера

.Состав.строение и развитие



1

Изучение нового материала

Уметь определять направление на местности по компасу, определять направления на карте.

Работа в тетрадях.подготовка сообщения

Индивидуальный

3.12







13

Подвижные участки земной коры. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Литосфера

.Состав.строение и развитие



1

Изучение нового материала

Уметь составить простой план местности по описанию.

Работа со схемамаи

Фронталь

ный


10.12







14

Вулканы. Образование вулканов. Методы предсказания опасных природных явлений. Образование и развитие оврагов. Литосфера

.Состав.строение и развитие



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины, уметь изображать холм с помощью горизонталей.

Работа по учебнику и схемам

Групповой

17.12







15

Формы рельефа земной коры. Рельеф Земли. Неоднородные поверхности как следствие взаимодействие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних сил, процессов. Основные формы рельефа суши. Различие гор и равнин по высоте. Различие гор . 1Изображение рельефа Земли на карте. Сели: правила обеспечения личной безопасности. Литосфера

.Состав.строение и развитие



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Работа в тетрадях

Фронталь

ный


23.12







16

Особенности рельефа дна Океана.Деятельность человека. , преобразующая рельеф. Литосфера

.Состав.строение и развитие



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Подготовка сообщения

Индивидуальный

14.01







17

Гидросфера.

Гидросфера – водная оболочка. Части гидросферы: Мировой океан, воды суши.



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия, правила поведения при землетрясениях и извержениях вулканов.

Работа по учебнику

Фронталь

ный


21.01







18

Мировой океан

Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение воды в Мировом океане. Стихийные явления в океане. Мировой океан и его части.

Взаимодействие с атмосферой и сушей.Взаимодействие с атмосферой и сушей.


1

Изучение нового материала

Знать основные   термины

Работа по учебнику, контурных картах

Групповой

28.01







19

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды и их пути решения. Происхождение подземных вод , возможности их использования человеком.

1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Работа по учебнику. Подготовка сообщения

Фронталь

ный


4.02







20

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Ледники и многолетняя мерзлота

1

Изучение нового материала

Уметь читать карту, используя разные виды условных знаков.

Подготовка сообщения

Фронталь

ный


11.02







21

Реки Земли. Общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Наводнения: правила обеспечения личной безопасности, Хозяйственное значение рек, озер, водохранилищ, болот.. Рациональное использование водных ресурсов. Природные памятники гидросферы. Водные ресурсы ЗемлиП.Р.6

1

Изучение нового материала

Уметь определять направление на местности по компасу, определять направления на карте.

Работа по учебнику

Индивидуальный

18.02







22

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

1

Урок практикум

Уметь составить простой план местности по описанию.

Работа по учебнику, подготовка сообщенияя

Фронталь

ный


25.02







23

Атмосфера .

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы и её строение. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс: условия формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере: характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины, уметь изображать холм с помощью горизонталей.

Таблица, Работа по учебнику

Групповой

4.03







24

Элементы погоды, способы их измерения. Суточное и годовое колебание температуры воздуха. Климат и погода.

1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Работа в тетрадях

Индивидуальный

11.03







25

Атмосферное давление, изменение температуры воздуха. Изучение элементов погоды

1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Работа в тетрадях

Фронталь

ный


18.03







26

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность: влияние на погоду. Влажность воздуха. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. 1Изучение элементов погоды.

1

Изучение нового материала

Знать основные понятия, правила поведения при землетрясениях и извержениях вулканов.

Работа с учебником Заполнение календаря погоды

Групповой

1.04







27

Прогноз погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанического течения, рельефа, господствующих ветров.Изучение элементов погоды


1

Изучение нового материала

Знать основные   термины

Работа по учебникуработа по учебнику

Индивидуальный

08.04







28

Биосфера.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане.Биосфера. Её взаимосвязь с другими геосферами



1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Подготовка сообщения

Фронталь

ный


15.04







29

Граница биосферы и взаимодействие компонентов природы. .Биосфера. Её взаимосвязь с другими геосферами

1

Изучение нового материала

Знать основные понятия, правила поведения при землетрясениях и извержениях вулканов.

Работа в тетрадях

Групповой

22.04







30

Приспособления живых организмов к среде обитания.Разнообразие растений и животных, особенности их распростране

ния


1

Изучение нового материала

Знать основные   термины

Работа по учебнику

Фронталь

ный


29.04







31

Промежуточная аттестация по предмету «География»

1

Изучение нового материала

Знать основные понятия и термины

Подготовка сообщения

Групповой

06.05







32

Наблюдение за растительным и животным миром.Разнообразие растений и животных, особенности их распростране

ния


Природно – антропогенное равновесие: пути сохранения и восстановления.Разнообразие растений и животных, особенности их распростране

ния



1

Изучение нового материала

Знать: Способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Уметь объяснять условия формирования почв разного типа.



Работа в тетрадях

Фронталь

ный


13.05







Население Земли (2 ч.)

33

Население Земли. Появление человека на Земле. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.Численность, естественное движение населения

1

Изучение нового материала

Знать: Способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Уметь объяснять условия формирования почв разного типа.



Работа по таблице

Фронталь

ный


20.05







34

Численность населения Земли. Человечество и этносы. Самые многочисленные народы..Половой и возрастной состав населения

1

Изучение нового материала

Знать: Способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Уметь объяснять условия формирования почв разного типа.



Подготовка сообщения, чтение диаграмм

Индивидуальный

27.05







Влияние природы на жизнь и здоровье человека ( 1 ч.)

35

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды , меры по её сохранению и улучшению.Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

1

Урок закреп

ления и практики



Знать: Способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Уметь объяснять условия формирования почв разного типа.



Подготовка сообщения

Фронталь

ный


27.05






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «География» для 6-го класса составлена в соответствии с ФКГОС основного общего образования по географии (утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего образования), на основе программы общеобразовательных учреждений «География» (рекомендованной МО и Н РФ (Душина И.В, Программы. География 6-11 классы/И.ВДушина, Т,– Москва:Дрофа, 2009.-34с.). Программа будет реализована по учебнику «География .Начальный курс» для 6 класса (Герасимов, Т.П, География /Т. П. Герасимова.-М.: Дрофа, 2010.- 175с.), включенного в федеральный перечень учебников (утвержденный Приказом Министерства Образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года №1067 г.Москвы) на 2013- 2014 учебный год.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи: актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  • включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.



Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч .



Содержание учебного предмета

Географическая номенклатура



Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки:Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.
Содержание
1 .Введение- 2ч

2. Земля как планета- 5ч

3. Географическая карта- 4ч

4. Литосфера- 6ч

5.Атмосфера- 7ч

6 .Гидросфера- 4ч

7! Биосфера- 2ч

5. Почва и геосфера- 3ч

6.Обобщающее повторение 1ч

7. Резервное время-1ч


Введение (2часа)

География как наука, методы изучения географии. Источники географических знаний.

Географические исследования.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.



Основные образовательные идеи:

• Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)

• Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.

• Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.



Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• влияние космоса на жизнь на Земле;

• географические следствия движения Земли;

• особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

• географические координаты;

• особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

• географические следствия движений Земли.

Практические работы:

• Определение по карте географических координат различных географических объектов.


Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.



Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.



Основные образовательные идеи:

• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

• План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

• Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.



Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• свойства географической карты и плана местности;

• специфику способов картографического изображения;

• отличия видов условных знаков;

• отличия видов масштабов

значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

• существенные признаки плана, карты и глобуса;

• классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

• расстояния по карте;

• азимут по карте местности;

• абсолютную и относительную высоту;

• читать условные знаки;

• масштаб карты.

Практические работы:

• Определение направлений и расстояний по карте.

• Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

• Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (6 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.



Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.



Основные образовательные идеи:

• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;

• Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.

• Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.



Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности внутреннего строения Земли;

• причины и следствия движения земной коры;

• действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

• особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• по заданным признакам горные породы и минералы;

• отличие видов земной коры;

• виды форм рельефа;

• районы землетрясений и вулканизма.



Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера (7часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.



Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.



Основные образовательные идеи:

• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:

• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

• вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

• причины возникновения природных явлений в атмосфере;

• зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

• особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• основные показатели погоды.



Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.


Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).



Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.



Основные образовательные идеи:

• Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

• Необходимость рационального использования воды.

• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.



Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

• выделение существенных признаков частей Мирового океана;

• особенности состава и строения гидросферы;

• условия залегания и использования подземных вод;

• условия образования рек, озер, природных льдов;

• характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• вид рек, озер, природных льдов;

• особенности размещения и образования объектов гидросферы.



Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.



Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.



Основные образовательные идеи:

• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

• Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

• Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.



Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерности географической оболочки на примере биосферы;

• особенности приспособления организмов к среде обитания;

• роль царств природы;

• необходимость охрны органического мира.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• сущность экологических проблем;

• причины разнообразия растений и животных;

• характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.


Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.



Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.



Основные образовательные идеи:

• Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.



Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерности образования почвы;

• особенности строения и состава географической оболочки;

• взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки;

• законы развития географической оболочки;

• сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• условия образования почв;

• характер размещения природных зон Земли.

Практические работы:

• Описание природных зон Земли по географическим картам.

• Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Повторение,1ч

Резерв времени – 1час

Система оценивания

Текущий контроль осуществляется в устной и письменной форме:

- Тестирование, работа с контурными картами, онлайн-тестирование, работа по карточкам, устный опрос. ГЕОГРАФИЯ


Основное общее образование

Цели


Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, графических особенностях природы, населения и хозяйства раз­ных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее хранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географи­ческую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации, демонстра­ции различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оценива­нию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, спо­собам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их из­менение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством от­дельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особен­ности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь



выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явле­ний, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологи­ческих проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регио­нов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географиче­ской информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местопо­ложение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объ­ектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Старшая школа (10-11 класс)

Цели


Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) [общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социаль­но-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей сре­де;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и уме­ний, а также географической информации.

Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных от­раслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, спе­циализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человече­ства;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географи­ческом разделении труда;

уметь

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных из­менений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влия­нием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, про­стейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаи­модействия; сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные сис­темы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной

жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Нормы оценки знаний и умений по географии

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

самостоятельность ответа;

логичность, доказательность в изложении материала;



степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок


«5»

ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и допол­нительные сведения о важнейших географических событиях современности

«4»

ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учите­ля

«3»

ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе

«2»

ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомога­тельные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой


Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний


«5»

правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последова­тельности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; са­мостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы

«4»

правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других ис­точников знаний, в оформлении результатов

«3»

правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов

«2»

неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выпол­нении заданий и оформлении результатов


Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии


«5»

ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении

«4»

имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию

«3»

имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении

«2»

присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Требования к уровню подготовки учащихся

- освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;

воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.


1. Называть и/или показывать:

- существенные признаки плана местности, гео­графической карты, виды масштабов картографи­ческих изображений;

форму и размеры Земли (длина окружности);

- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

- основные части земной коры, гидросферы, ат­мосферы;

- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

- части Мирового океана;

- среднюю соленость вод океана;

- воды суши подземные и поверхностные;

- речную систему, речной бассейн;

- компоненты ПТК;

- правила поведения в природе;

- причины изменения температуры воздуха в те­чение суток, года;

- главную причину образования ветра;

- главную причину образования облаков, осадков;

- пояса освещенности Земли;

- географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:

характерных природных явлений в земной ко­ре, гидросфере, атмосфере;

связей между элементами погоды;

изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

воздействия организмов на компоненты нежи­вой природы;

влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

меры по охране природы в своей местности;

горных пород и минералов, их использования человеком;

влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;

взаимосвязей: река — рельеф;

искусственных водоемов;

из истории географических исследований и от­крытий.


3. Определять:

атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

стороны горизонта (ориентироваться) на мест­ности, стороны света по плану местности и геогра­фическим картам;

абсолютные и относительные высоты;

объекты на плане и карте, расстояния, обозна­чать их на чертеже, контурной карте;

по карте географическое положение объектов;

по образцам: осадочные и магматические гор­ные породы;

фенологические сроки начала времен года.


4. Описывать:

- географические объекты и явления на местнос­ти (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение че­ловеком; давать оценку экологического состояния.


5. Объяснять:

- особенности рельефа, климата, вод, биокомп­лекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местнос­ти).


Учебно-методический комплекс
Оценочные и методические материалы для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Новоженин, И.В. – Тесты, 6 класс\ И.В Новоженин. – М.: Владос, 2001.

Жижина, Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс./ Е.А.Жижина – М.: Вако, 2011.
Педагогические технологии:

1)технологии развивающего обучения

2) технологии проблемного обучения

3) технология проектно-исследовательской деятельности

4)технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

5)применение информационно-коммуникационных технологии (ИКТ)



Материально-техническое обеспечение

Демонстрационное и лабораторное оборудование

Учебные мультимедийные электронные пособия

Таблицы и плакаты

Учебно-методические издания (сборники задач, тематические и контрольные тесты , карточки с индивидуальными разноуровневыми заданиями).

Интернет-ресурсы

 http: //www.gao.spb.ru/russian

 http: //www.fmm.ru

 http: //www.mchs.gov.ru

 http: //www.national-geographic.ru

 http: //www.nature.com

 http: //www.ocean.ru

 http: //www.pogoda.ru

 http: //www.sgm.ru/rus

 http: //www.unknowplanet.ru

 http: //www.weather.com

Пособия для учеников

Поспелов, Е.М. Географические названия: Топонимический словарь/ Е.М. Поспелов – М.: Русские словари, 1998.

Постникова ,М.В. – Тематические кроссворды / М.В. Постникова – М: НЦ ЭНАС, 2006.

Пятунин, В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие)/ В.Б. Пятунина – М.: Дрофа, 2005.

Томилин, А.М. – Как люди открывали мир/ А.М. Томилин – М.: Просвещение, 2008.

Ушакова ,О.Д. – Великие путешественники/ О.Д. Ушаков – С-ПБ: Литера,2006.

Чичерина ,О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах/ О.В.Чичерина – М.: Астрель, АСТ, 2007.

Яворовская И. – Занимательная география / И. Яворовская– Р.- на - Д.: Феникс, 2007.


Пособия для учителя
Дмитриева, Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) , 6 класс/Л.М.Дмитриева.– М.: Дрофа, 2007.
Клюшникова,М.В. – Олимпиады, 6 класс./М.В Клюшкина – Волгоград: Корифей, 2006..

 Крылова ,О.В. – Практические работы, 6 класс./О.В.Крылов – М.: Вита- Пресс, 2006.



.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал