Теоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации» Понятие и сущность менеджмента сходства и различия понятий «менеджмент»



Дата31.10.2016
Размер80,5 Kb.
Теоретические вопросы для студентов специальности «Менеджмент организации»


  1. Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).

  2. Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.

  3. Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).

  4. Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).

  5. Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).

  6. Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).

  7. Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).

  8. Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).

  9. Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.

  10. Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.

  11. Базовые типы организационных структур управления и их особенности.

  12. Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу

  13. Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.

  14. Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.

  15. Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.

  16. Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.

  17. Лидерство. Основные положения теории «Х и Y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.

  18. Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.

  19. Типы субъектов предпринимательского бизнеса.

  20. Конкуренция и ее виды

  21. Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса

  22. Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.

  23. Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.

  24. Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция

  25. Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса

  26. Государственный и частно-государственный бизнес

  27. Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты

  28. Законы спроса и предложения

  29. Структура национальной экономики. Теневая экономика

  30. Государственный бюджет: его дефицит и профицит

  31. Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство

  32. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга

  33. Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.

  34. Основные маркетинговые стратегии

  35. Организация деятельности маркетинговой службы

  36. Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)

  37. Типы организаций, их характеристика

  38. Жизненные циклы организации

  39. Организационная культура

  40. Понятие миссии и целей организации.

  41. Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.

  42. Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером

  43. Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления

  44. Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.

  45. HR-менеджмент: понятие, цели, используемые методы.

  46. Взаимосвязь HR-менеджмента с другими направлениями управления в организации.

  47. Основные национальные школы HR-менеджмента (США, Япония, Западная Европа).

  48. Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.

  49. Инвестирование в человеческий капитал организации.

  50. Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.

  51. Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.

  52. Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.

  53. Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. PR в системе менеджмента.

  54. Организация PR-деятельности в организации. Основные этапы PR-деятельности.

  55. Основные методы и средства PR. Отношения со средствами массовой информации.



Теоретические вопросы и практические задания по специализации «Управления проектом»


  1. Основные понятия в системе менеджмента проектов: проект, управление проектом, жизненный цикл проекта;

  2. Виды проектов;

  3. Жизненный цикл и основные участники проекта;

  4. Структуризация проекта. Моделирование процессов;

  5. Основные функции менеджмента проекта и особенности их реализации;

  6. Характеристика матричного типа структуры управления компании;

  7. Проектный тип структуры управления компании;

  8. Проектный офис: роль, задачи;

  9. Стандарты управления проектами;

  10. Программные средства управления проектами;

  11. Мультипроектное управление организацией;

  12. Выбор проектов. Факторы, влияющие на процесс выбора проектов;

  13. Предпроектные исследования. Проработка целей и задач;

  14. Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

  15. Структура проектного анализа;

  16. Методы анализа и оценки рисков проектов. Систематические и несистематические риски;

  17. Методы выбора проектов с учетом количественных показателей. Формы организации проектов;

  18. Бизнес-план проекта;

  19. Особенности управления контрактами в проектной среде;

  20. Классификация ресурсов проекта;

  21. Основные средства интеграции компаний, имеющих проектную структуру;

  22. Виды команд: управленческая и проектная команда. Формирование команды проекта;

  23. Стадии жизненного цикла команды. Конфликты по фазам жизненного цикла проекта;

  24. Основные объекты конфликтов. Способы разрешения конфликтов в проектной среде;

  25. Команда проекта и трудовой коллектив: основные различия;

  26. Основные принципы управления проектами;

  27. Характеристики и особенности инновационных проектов. Особенности жизненного цикла инновационных проектов;

  28. Контроль исполнения проекта. Мониторинг проекта;

  29. Особенности жизненного цикла традиционных и нетрадиционных проектов;

  30. Приведите трёхмерную модель классификации проектов, используя следующие условия: степень неопределённости, скорость реализации и степень резервирования ресурсов;



II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности

  1. В каких случаях необходимо корректирующее воздействие на процессы в ходе реализации проекта? Аргументируйте ответ

  2. На что ориентирован проект в первую очередь? Аргументируйте ответ

  3. Определите взаимовлияние выбираемых методов стратегического менеджмента и особенностей внешней среды организации

  4. Определите влияние выбираемых «ролей» руководством организации на стратегическое управление организациями

  5. Определите влияние выделенных стратегических альтернатив на стратегическое планирование в организациях


III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности

1. Строительная компания выиграла торги на выполнение ремонтных работ жилого помещения. Из-за неблагоприятных погодных условий, которые длились две недели, компания исполнитель не смогла выполнить работы в сроки. Компания заказчик оштрафовала ее за задержку на 150 тыс. руб., и когда она не закончила работы и в следующем месяце, штраф составлял такую же сумму. У исполнителя имелись ряд других причин приведшие к этому результату: немотивированные работники, недостаточность ресурсов, не налаженная поставка материалов и т.д. Но штрафы представленные заказчиком еще в большей степени повлияли на ход работ, этот проект стал убыточным.



  1. проанализируйте ситуацию и выявите ошибки планирования и проекта в целом.

  2. каким образом вы решили бы вставшую перед вами проблему как заказчик?


IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков по специальности к решению профессиональной задачи
Построить сетевую диаграмму. Определить критический путь и резервы времени работ

Наименование работы

Продолжительность (дни)

Предшествующие работы

Работа – А

4

-

Работа – Б

7

А

Работа – В

4

А

Работа – Г

5

Б

Работа – Д

8

Б; В

Работа – Е

3

Г; Д

ОБРАЗЕЦ БИЛЕТА




  1. Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.

  2. HR-менеджмент: понятие, цели, используемые методы.

  3. Выбор проектов. Факторы, влияющие на процесс выбора проектов

  4. Проанализируйте ситуацию и выявите ошибки планирования и проекта в целом. Каким образом вы решили бы вставшую перед вами проблему как заказчик?

Строительная компания выиграла торги на выполнение ремонтных работ жилого помещения. Из-за неблагоприятных погодных условий, которые длились две недели, компания исполнитель не смогла выполнить работы в сроки. Компания заказчик оштрафовала ее за задержку на 150 тыс. руб., и когда она не закончила работы и в следующем месяце, штраф составлял такую же сумму. У исполнителя имелись ряд других причин приведшие к этому результату: немотивированные работники, недостаточность ресурсов, не налаженная поставка материалов и т.д. Но штрафы представленные заказчиком еще в большей степени повлияли на ход работ, этот проект стал убыточным.


  1. Выполните задание

Построить сетевую диаграмму. Определить критический путь и резервы времени работ

Наименование работы

Продолжительность (дни)

Предшествующие работы

Работа – А

4

-

Работа – Б

7

А

Работа – В

4

А

Работа – Г

5

Б

Работа – Д

8

Б; В

Работа – Е

3

Г; Д


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница