Тезисы доклада А. Г. Высокинского на Общем Собрании Ассоциации «Города Урала»



Скачать 103,12 Kb.
Дата25.10.2016
Размер103,12 Kb.


Тезисы доклада А.Г. Высокинского на Общем Собрании Ассоциации «Города Урала»



Стратегия Екатеринбурга, миссия и позиционирование города. Инвестиционные возможности и потребности города.

Чтобы ускорить реализацию стратегических мероприятий за счет привлечения инвестиций, нужны масштабные мероприятия, при этом четко соответствующие миссии города.

Стратегическое планирование городов является одним из передовых инструментов социально-экономического развития, которыми обладают органы местной власти. В городе Екатеринбурге процессы стратегического планирования и управления успешно реализуются на протяжении уже более 10 лет.

Четкость при определении стратегического вектора, стратегических направлений, миссии и целей развития города на стратегическую перспективу обеспечили принятие оптимальных и грамотных управленческих решений. Такой подход ускорил темпы социально-экономического развития и позволил Екатеринбургу, на наш взгляд, занять одно из ведущих мест в экономическом пространстве России.

Миссия Екатеринбурга заключается в трансформации города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, интегрированный в глобальную экономику. Для ее достижения нам крайне необходимо проведение масштабных мероприятий, способствующих привлечению инвестиций, повышающих конкурентоспособность города в целом, ввиду того, что именно они могут придать положительные импульсы и ускорить, интенсифицировать процессы городского развития.

За годы реализации Стратегического плана позиции Екатеринбурга как промышленного, научного, образовательного и административного центра в основном укрепились, но к ним добавились и новые преимущества теперь Екатеринбург – это финансовый и деловой центр межрегионального и международного уровня.

Следует отметить, что еще в 2008 году мы приступили к процессам актуализации Стратегического плана. Актуализация стратегии развития города может быть вполне осознанно названа одним из этапов ее реализации. Необходимо заметить, что к моменту начала актуализации в конце 2008 года большинство контрольных показателей Стратегического плана мы выполнили и перевыполнили, что также свидетельствует об ускоренном развитии города.



Изменения коснулись всех восьми приоритетных стратегических направлений:

- В рамках развития социальной сферы мы предусмотрели повышение требований к качеству социальных услуг, усиление значимости института семьи, духовно-нравственного воспитания молодежи, сохранение ориентира на увеличение продолжительности жизни населения. Особое внимание уделено повышению ответственности общества за свое здоровье, здоровый образ жизни в целом.

- Изменения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства определили усиление стратегических акцентов на постоянное повышение качества жилищно-коммунальных услуг, корпоративной и социальной ответственности их потребителей, безопасности жилья и инфраструктуры (в том экологической безопасности), обеспечение энергобезопасности и ресурсообеспеченности города;

- Рост уровня доходов населения, динамичное развитие города привели к стремительному росту автомобилизации (мы вторые после Москвы), поэтому мы уделили пристальное внимание внутренней транспортной системе. Здесь мы делаем акцент на сохранении приоритета развития общественного транспорта и строительство объектов транспортной инфраструктуры, развитие новых видов транспорта;

- Мы понимаем и признаем особую важность экологического благополучия города. Поэтому при актуализации нами был усилен вектор на обеспечение экологической устойчивости и безопасности систем жизнедеятельности в целях создания комфортных условий проживания населения. Мы ставим себе задачу по созданию комплекса отходоперерабатывающих предприятий. Особое внимание уделено формированию экологического мировоззрения и культуры населения;

- Следует заметить, что самый большой скачок в развитии с 2003 года мы получили в сфере товаров и услуг: сегодня Екатеринбург имеет лучшие в России показатели оборота розничной торговли на душу населения и обеспеченности торговыми площадями. В связи с этим нами было предусмотрено изменение ориентира с количественного обеспечения населения на качественное. Особую значимость приобрела территориальная доступность. Прорывным моментом обозначено развитие города как международного транспортно-логистического центра, регионального центра оптовой торговли. Предусмотрено продвижение Екатеринбурга в качестве международного центра деловой коммуникаций, включающее опережающее развитие всей сопутствующей инфраструктуры;

- И несмотря на то, что в тяжелые для экономики переходные периоды конца прошлого – начала нынешнего десятилетий, развитие городу обеспечил рынок товаров и услуг, Екатеринбургу удалось сохранить свою мощную производственную базу. При корректировке стратегии мы сделали ставку на оборонно-промышленный комплекс предприятий, являющийся на наш взгляд мощной базой инновационного развития и поддержкой в стремлении города помочь малому бизнесу стать сильной, опорной частью экономики Екатеринбурга. В городе формируются кластеры в таких отраслях, как производство медицинской техники (более 20 производителей мед. техники, около 10 научных организаций и около 20 городских потребителей), производство электротехнического и энергетического оборудования;

- Мы поставили себе амбициозную задачу по формированию Екатеринбурга как инновационно ориентированного межрегионального финансового центра, способного притянуть финансовые потоки с целью наращивания активности в сфере инвестиционной политики.

- В новой редакции мы усилии уникальное направление по развитию гражданского общества и местного самоуправления задачами создания новых механизмов взаимодействия между институтами власти и местным сообществом, формирования так называемого «электронного муниципалитета», включения информационных ресурсов местного самоуправления в единое городское интернет-пространство.

- В структуру нашего Стратегического плана входит направление «Генеральный план города Екатеринбурга – город для человека», которое является градостроительной основой его реализации. Темпы строительства в Екатеринбурге – одни из самых высоких в стране и определяя свои планы на перспективу мы не намерены снижать заданную планку. Жилищное строительство будет развиваться, в том числе в рамках продолжения нашей политики комплексного строительства, ярким началом которой стал жилой район Академический.

Менее, чем за два года мы прошли все этапы актуализации: от формирования методики актуализации, анализа исполнения стратегических проектов и программ, разработки проекта новой редакции Стратегического плана до 2020 года, его научной экспертизы и общественного обсуждения, до его утверждения Екатеринбургской городской Думой.



Говоря о встраивании муниципальной стратегии в региональную, мы нацелены на конструктивное взаимодействие с Правительством Свердловской области по вопросам перспективного планирования развития муниципального образования «город Екатеринбург». Городу отведен отдельный раздел в Программе социально-экономического развития Свердловской области, сформированный на основе Стратегического плана развития Екатеринбурга. Город готов выполнить свою роль «флагмана» регионального развития: развивая транспортную, социальную, финансовую, торговую, инженерную и инновационную инфраструктуру в Екатеринбурге мы работаем над созданием экономической базы развития области.

Важно отметить, что в Стратегическом плане развития Екатеринбурга предусмотрено развитие приоритетных для города сфер, с учетом формирования предложения результатов их деятельности, опережающего спрос, т.е. развивающего и ускоряющего будущие преимущества городского развития. Прежде всего, это развитие города касается как делового и выставочного центра, формирования инфраструктуры гостеприимства.



В течение последних 5 лет в Екатеринбурге были проведены значимые масштабные мероприятия. В частности, встреча глав-государств стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и саммит Бразилия-Россия-Индия-Китай (БРИК). Дважды (в 2010 и 2011 году) в Екатеринбурге была проведена уральская международная выставка и форум промышленности и инноваций «Иннопром».

Результатами проведения таких мероприятий являются растущая узнаваемость не только города, но и всего Уральского региона, следствием которой должны стать рост инвестиционной привлекательности города и его ускоренное развитие.

На сегодняшний день Екатеринбург готов к проведению мероприятий такого масштаба и уровня. В городе сформирована и совершенствуется вся необходимая для этого инфраструктура.

За последний год Екатеринбург подал заявки на проведение нескольких масштабных мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу 2018 года, ЭКСПО-2020, чемпионат мира по программированию, фестиваль театров и т.п. Не все заявки мы выигрываем, но это вполне нормально. Участие в таких мероприятиях помогает нам наработать определенный опыт.

Например, одним из таких масштабных мероприятий, бесспорно, может стать проведение в Екатеринбурге ЭКСПО. Ответ на вопрос «для чего Екатеринбургу нужна выставка ЭКСПО?» для меня очевиден. ЭКСПО – это катализатор, который позволит достичь целевых ориентиров, заложенных в городской стратегии, в более сжатые сроки как за счет привлечения инвестиций в экономику города, так и за счет самих мероприятий ЭКСПО и его наследия, однозначно соответствует миссии города.

Необходимы не только организационные меры, но и на порядок увеличить объем инвестиций в инфраструктуру города, и расширить основные направления инвестирования.

Несмотря на понятные для города потребности, обозначенные в Стратегическом плане развития Екатеринбурга и соответствующих стратегических проектах, сохраняется четкое разделение на бюджетные и коммерческие инвестиции. Сферы вложения также достаточно четко делятся, как и доходность, и средние сроки окупаемости. Такая ситуация характерна для всей РФ, но не позволяет городу качественно развиваться и служит ограничением для развития бизнеса.



Последние два десятилетия значительных вложений в объекты инфраструктуры, может быть за исключением метрополитена и проектов комплексной жилой застройки, не было. То, что было заложено еще в советское время - обеспечивало текущее развитие и постепенно «проедалось», но сейчас инженерная инфраструктура должна быть реконструирована и развиваться на новом уровне.



Такая ситуация была характерна в 90-е и 2000-е годы для большинства крупных городов, пожалуй только Москва имела возможность успешно и качественно развивать инфраструктуру (и даже столица не в полной мере этим пользовалась, что показали массовые отключения э/энергии), но в последние годы бюджетные инвестиции в Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске значительно превышают средний уровень.





Стоит обратить внимание на то, что бюджетные инвестиции в этих городах – это, главным образом, поступления из регионального и федеральных уровней бюджетов. Например, объем бюджетных инвестиций в Казани равен всему бюджету Екатеринбурга. А еще на то, что лидеры по общему объему инвестиций и по бюджетным не всегда одни и те же. Например, Екатеринбург привлекает в основном коммерческие инвестиции.

Важно, чтобы инвестиции шли в те отрасли, которые интересны для Екатеринбурга, позволяли развивать социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру, формировать новые высокоэффективные и высокотехнологичные, но экологически приемлемые и относительно безопасные для мегаполиса производства. Ведь сейчас основные коммерческие инвестиции – это жилье, торговая, офисная, гостиничная недвижимость.



Вложения в какие отрасли даст наибольший эффект для горожан и бизнеса? Прежде всего, это отрасли, в которые город вкладывает средства сам и делает все возможное для привлечения инвестиций вышестоящих уровней - это социальная и транспортная инфраструктура.

Особенностями крупного города, центра агломерации, является то, что его дорогами, культурными, больничными и другими учреждениями активно пользуются жители близлежащих муниципальных образований, при этом никак не участвуя в их содержании и развитии.



Важно отметить, что городам-миллионникам необходим особый статус, особые полномочия в сфере бюджетного планирования. Финансовая зависимость от решений региональной и федеральной власти сдерживает реализацию любых проектов, инициируемых муниципальной властью.

С 2003 года, когда был принят 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципалитеты лишились многих доходных источников – это и местные сборы и налоги (сбор на благоустройство, налог с продаж) так и лишение и существенное снижение нормативов отчислений от федеральных налогов (перестали поступать отчисления по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, снизилась доля поступлений по НДФЛ с 50 до 30%), при этом расходные полномочия местного самоуправления возросли.

Несмотря на неоднократные заявления Президента РФ и Правительства РФ о необходимости перераспределения полномочий с федерального уровня на региональный и муниципальных и соответственно увеличение их самостоятельности в конце ноября Президентом РФ был подписан закон о снижении норматива отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований с 30% до 20% (ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" от 30.11.2011 № 361-ФЗ).

Таким образом, несмотря на все заявления, продолжается процесс сокращения доходов муниципальных бюджетов.

Недавние изменения оцениваются руководителями большинства муниципальных образований скорее как негативные. По данным Мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях РФ (экспресс-опрос руководителей муниципальных образований, проведенный Ассоциациями сибирских и дальневосточных городов, «Города Урала», городов Поволжья и Союзом городов Центра и Северо-Запада России) в связи с изменениями, внесенными в последнее время в действующее законодательство 42% руководителей муниципальных образований отмечают усложнение межбюджетных отношений, 32,3% - земельно-имущественных отношений, 18,5% - взаимоотношений с органами государственной власти.

Необходимо еще раз повторить, что качество жизни населения не должно зависеть от места проживания в каком-либо конкретном муниципальном образовании. Должны быть сформированы единые подходы к определению минимального размера бюджетной обеспеченности на 1 жителя муниципального образования, достаточные для удовлетворения социально необходимых потребностей.

Таким образом, обозначенные качественные изменения, которые происходят сегодня в Екатеринбурге, позволяют сделать вывод, что направления движения выбраны городским сообществом правильно, накопленный за годы реализации Стратегического плана потенциал Екатеринбурга помогает в изменившихся экономических условиях обеспечивать экономическую и социальную устойчивость, а также демонстрировать темпы опережающего развития. Однако сохраняющиеся системные проблемы формирования бюджетов и обеспечения финансирования развития инфраструктур крупных городов продолжают сдерживать их успешное развитие.



Спасибо за внимание!

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница