Тезисы доклада А. Г. Высокинского на Общем Собрании Ассоциации «Города Урала»



Скачать 103.12 Kb.
Дата25.10.2016
Размер103.12 Kb.
ТипТезисы


Тезисы доклада А.Г. Высокинского на Общем Собрании Ассоциации «Города Урала»



Стратегия Екатеринбурга, миссия и позиционирование города. Инвестиционные возможности и потребности города.

Чтобы ускорить реализацию стратегических мероприятий за счет привлечения инвестиций, нужны масштабные мероприятия, при этом четко соответствующие миссии города.

Стратегическое планирование городов является одним из передовых инструментов социально-экономического развития, которыми обладают органы местной власти. В городе Екатеринбурге процессы стратегического планирования и управления успешно реализуются на протяжении уже более 10 лет.

Четкость при определении стратегического вектора, стратегических направлений, миссии и целей развития города на стратегическую перспективу обеспечили принятие оптимальных и грамотных управленческих решений. Такой подход ускорил темпы социально-экономического развития и позволил Екатеринбургу, на наш взгляд, занять одно из ведущих мест в экономическом пространстве России.

Миссия Екатеринбурга заключается в трансформации города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, интегрированный в глобальную экономику. Для ее достижения нам крайне необходимо проведение масштабных мероприятий, способствующих привлечению инвестиций, повышающих конкурентоспособность города в целом, ввиду того, что именно они могут придать положительные импульсы и ускорить, интенсифицировать процессы городского развития.

За годы реализации Стратегического плана позиции Екатеринбурга как промышленного, научного, образовательного и административного центра в основном укрепились, но к ним добавились и новые преимущества теперь Екатеринбург – это финансовый и деловой центр межрегионального и международного уровня.

Следует отметить, что еще в 2008 году мы приступили к процессам актуализации Стратегического плана. Актуализация стратегии развития города может быть вполне осознанно названа одним из этапов ее реализации. Необходимо заметить, что к моменту начала актуализации в конце 2008 года большинство контрольных показателей Стратегического плана мы выполнили и перевыполнили, что также свидетельствует об ускоренном развитии города.



Изменения коснулись всех восьми приоритетных стратегических направлений:

- В рамках развития социальной сферы мы предусмотрели повышение требований к качеству социальных услуг, усиление значимости института семьи, духовно-нравственного воспитания молодежи, сохранение ориентира на увеличение продолжительности жизни населения. Особое внимание уделено повышению ответственности общества за свое здоровье, здоровый образ жизни в целом.

- Изменения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства определили усиление стратегических акцентов на постоянное повышение качества жилищно-коммунальных услуг, корпоративной и социальной ответственности их потребителей, безопасности жилья и инфраструктуры (в том экологической безопасности), обеспечение энергобезопасности и ресурсообеспеченности города;

- Рост уровня доходов населения, динамичное развитие города привели к стремительному росту автомобилизации (мы вторые после Москвы), поэтому мы уделили пристальное внимание внутренней транспортной системе. Здесь мы делаем акцент на сохранении приоритета развития общественного транспорта и строительство объектов транспортной инфраструктуры, развитие новых видов транспорта;

- Мы понимаем и признаем особую важность экологического благополучия города. Поэтому при актуализации нами был усилен вектор на обеспечение экологической устойчивости и безопасности систем жизнедеятельности в целях создания комфортных условий проживания населения. Мы ставим себе задачу по созданию комплекса отходоперерабатывающих предприятий. Особое внимание уделено формированию экологического мировоззрения и культуры населения;

- Следует заметить, что самый большой скачок в развитии с 2003 года мы получили в сфере товаров и услуг: сегодня Екатеринбург имеет лучшие в России показатели оборота розничной торговли на душу населения и обеспеченности торговыми площадями. В связи с этим нами было предусмотрено изменение ориентира с количественного обеспечения населения на качественное. Особую значимость приобрела территориальная доступность. Прорывным моментом обозначено развитие города как международного транспортно-логистического центра, регионального центра оптовой торговли. Предусмотрено продвижение Екатеринбурга в качестве международного центра деловой коммуникаций, включающее опережающее развитие всей сопутствующей инфраструктуры;

- И несмотря на то, что в тяжелые для экономики переходные периоды конца прошлого – начала нынешнего десятилетий, развитие городу обеспечил рынок товаров и услуг, Екатеринбургу удалось сохранить свою мощную производственную базу. При корректировке стратегии мы сделали ставку на оборонно-промышленный комплекс предприятий, являющийся на наш взгляд мощной базой инновационного развития и поддержкой в стремлении города помочь малому бизнесу стать сильной, опорной частью экономики Екатеринбурга. В городе формируются кластеры в таких отраслях, как производство медицинской техники (более 20 производителей мед. техники, около 10 научных организаций и около 20 городских потребителей), производство электротехнического и энергетического оборудования;

- Мы поставили себе амбициозную задачу по формированию Екатеринбурга как инновационно ориентированного межрегионального финансового центра, способного притянуть финансовые потоки с целью наращивания активности в сфере инвестиционной политики.

- В новой редакции мы усилии уникальное направление по развитию гражданского общества и местного самоуправления задачами создания новых механизмов взаимодействия между институтами власти и местным сообществом, формирования так называемого «электронного муниципалитета», включения информационных ресурсов местного самоуправления в единое городское интернет-пространство.

- В структуру нашего Стратегического плана входит направление «Генеральный план города Екатеринбурга – город для человека», которое является градостроительной основой его реализации. Темпы строительства в Екатеринбурге – одни из самых высоких в стране и определяя свои планы на перспективу мы не намерены снижать заданную планку. Жилищное строительство будет развиваться, в том числе в рамках продолжения нашей политики комплексного строительства, ярким началом которой стал жилой район Академический.

Менее, чем за два года мы прошли все этапы актуализации: от формирования методики актуализации, анализа исполнения стратегических проектов и программ, разработки проекта новой редакции Стратегического плана до 2020 года, его научной экспертизы и общественного обсуждения, до его утверждения Екатеринбургской городской Думой.



Говоря о встраивании муниципальной стратегии в региональную, мы нацелены на конструктивное взаимодействие с Правительством Свердловской области по вопросам перспективного планирования развития муниципального образования «город Екатеринбург». Городу отведен отдельный раздел в Программе социально-экономического развития Свердловской области, сформированный на основе Стратегического плана развития Екатеринбурга. Город готов выполнить свою роль «флагмана» регионального развития: развивая транспортную, социальную, финансовую, торговую, инженерную и инновационную инфраструктуру в Екатеринбурге мы работаем над созданием экономической базы развития области.

Важно отметить, что в Стратегическом плане развития Екатеринбурга предусмотрено развитие приоритетных для города сфер, с учетом формирования предложения результатов их деятельности, опережающего спрос, т.е. развивающего и ускоряющего будущие преимущества городского развития. Прежде всего, это развитие города касается как делового и выставочного центра, формирования инфраструктуры гостеприимства.



В течение последних 5 лет в Екатеринбурге были проведены значимые масштабные мероприятия. В частности, встреча глав-государств стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и саммит Бразилия-Россия-Индия-Китай (БРИК). Дважды (в 2010 и 2011 году) в Екатеринбурге была проведена уральская международная выставка и форум промышленности и инноваций «Иннопром».

Результатами проведения таких мероприятий являются растущая узнаваемость не только города, но и всего Уральского региона, следствием которой должны стать рост инвестиционной привлекательности города и его ускоренное развитие.

На сегодняшний день Екатеринбург готов к проведению мероприятий такого масштаба и уровня. В городе сформирована и совершенствуется вся необходимая для этого инфраструктура.

За последний год Екатеринбург подал заявки на проведение нескольких масштабных мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу 2018 года, ЭКСПО-2020, чемпионат мира по программированию, фестиваль театров и т.п. Не все заявки мы выигрываем, но это вполне нормально. Участие в таких мероприятиях помогает нам наработать определенный опыт.

Например, одним из таких масштабных мероприятий, бесспорно, может стать проведение в Екатеринбурге ЭКСПО. Ответ на вопрос «для чего Екатеринбургу нужна выставка ЭКСПО?» для меня очевиден. ЭКСПО – это катализатор, который позволит достичь целевых ориентиров, заложенных в городской стратегии, в более сжатые сроки как за счет привлечения инвестиций в экономику города, так и за счет самих мероприятий ЭКСПО и его наследия, однозначно соответствует миссии города.

Необходимы не только организационные меры, но и на порядок увеличить объем инвестиций в инфраструктуру города, и расширить основные направления инвестирования.

Несмотря на понятные для города потребности, обозначенные в Стратегическом плане развития Екатеринбурга и соответствующих стратегических проектах, сохраняется четкое разделение на бюджетные и коммерческие инвестиции. Сферы вложения также достаточно четко делятся, как и доходность, и средние сроки окупаемости. Такая ситуация характерна для всей РФ, но не позволяет городу качественно развиваться и служит ограничением для развития бизнеса.



Последние два десятилетия значительных вложений в объекты инфраструктуры, может быть за исключением метрополитена и проектов комплексной жилой застройки, не было. То, что было заложено еще в советское время - обеспечивало текущее развитие и постепенно «проедалось», но сейчас инженерная инфраструктура должна быть реконструирована и развиваться на новом уровне.



Такая ситуация была характерна в 90-е и 2000-е годы для большинства крупных городов, пожалуй только Москва имела возможность успешно и качественно развивать инфраструктуру (и даже столица не в полной мере этим пользовалась, что показали массовые отключения э/энергии), но в последние годы бюджетные инвестиции в Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске значительно превышают средний уровень.





Стоит обратить внимание на то, что бюджетные инвестиции в этих городах – это, главным образом, поступления из регионального и федеральных уровней бюджетов. Например, объем бюджетных инвестиций в Казани равен всему бюджету Екатеринбурга. А еще на то, что лидеры по общему объему инвестиций и по бюджетным не всегда одни и те же. Например, Екатеринбург привлекает в основном коммерческие инвестиции.

Важно, чтобы инвестиции шли в те отрасли, которые интересны для Екатеринбурга, позволяли развивать социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру, формировать новые высокоэффективные и высокотехнологичные, но экологически приемлемые и относительно безопасные для мегаполиса производства. Ведь сейчас основные коммерческие инвестиции – это жилье, торговая, офисная, гостиничная недвижимость.



Вложения в какие отрасли даст наибольший эффект для горожан и бизнеса? Прежде всего, это отрасли, в которые город вкладывает средства сам и делает все возможное для привлечения инвестиций вышестоящих уровней - это социальная и транспортная инфраструктура.

Особенностями крупного города, центра агломерации, является то, что его дорогами, культурными, больничными и другими учреждениями активно пользуются жители близлежащих муниципальных образований, при этом никак не участвуя в их содержании и развитии.



Важно отметить, что городам-миллионникам необходим особый статус, особые полномочия в сфере бюджетного планирования. Финансовая зависимость от решений региональной и федеральной власти сдерживает реализацию любых проектов, инициируемых муниципальной властью.

С 2003 года, когда был принят 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципалитеты лишились многих доходных источников – это и местные сборы и налоги (сбор на благоустройство, налог с продаж) так и лишение и существенное снижение нормативов отчислений от федеральных налогов (перестали поступать отчисления по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, снизилась доля поступлений по НДФЛ с 50 до 30%), при этом расходные полномочия местного самоуправления возросли.

Несмотря на неоднократные заявления Президента РФ и Правительства РФ о необходимости перераспределения полномочий с федерального уровня на региональный и муниципальных и соответственно увеличение их самостоятельности в конце ноября Президентом РФ был подписан закон о снижении норматива отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных образований с 30% до 20% (ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" от 30.11.2011 № 361-ФЗ).

Таким образом, несмотря на все заявления, продолжается процесс сокращения доходов муниципальных бюджетов.

Недавние изменения оцениваются руководителями большинства муниципальных образований скорее как негативные. По данным Мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях РФ (экспресс-опрос руководителей муниципальных образований, проведенный Ассоциациями сибирских и дальневосточных городов, «Города Урала», городов Поволжья и Союзом городов Центра и Северо-Запада России) в связи с изменениями, внесенными в последнее время в действующее законодательство 42% руководителей муниципальных образований отмечают усложнение межбюджетных отношений, 32,3% - земельно-имущественных отношений, 18,5% - взаимоотношений с органами государственной власти.

Необходимо еще раз повторить, что качество жизни населения не должно зависеть от места проживания в каком-либо конкретном муниципальном образовании. Должны быть сформированы единые подходы к определению минимального размера бюджетной обеспеченности на 1 жителя муниципального образования, достаточные для удовлетворения социально необходимых потребностей.

Таким образом, обозначенные качественные изменения, которые происходят сегодня в Екатеринбурге, позволяют сделать вывод, что направления движения выбраны городским сообществом правильно, накопленный за годы реализации Стратегического плана потенциал Екатеринбурга помогает в изменившихся экономических условиях обеспечивать экономическую и социальную устойчивость, а также демонстрировать темпы опережающего развития. Однако сохраняющиеся системные проблемы формирования бюджетов и обеспечения финансирования развития инфраструктур крупных городов продолжают сдерживать их успешное развитие.



Спасибо за внимание!
Каталог: documents
documents -> Информация относительно прав пожилых людей
documents -> Кемеровской области гбук кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова
documents -> Кабинет Министров Украины Министерство социальной политики Украины Государственная служба по вопросам инвалидов и ветеранов Украины национальный доклад
documents -> Дополнительное оборудование
documents -> П\п Наименование дисциплины (модуля), практик в соответствии с учебным планом
documents -> Ключи многократной установки для корпоративных лицензий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал