Транспортно-пересадочные узлы способ преодоления транспортного коллапса в мегаполисе



Скачать 64,08 Kb.
Дата13.06.2018
Размер64,08 Kb.
Транспортно-пересадочные узлы - способ преодоления транспортного коллапса в мегаполисе

Как показывает мировая практика, транспортное сообщение в мегаполисах возможно сделать комфортным, если для его жителей приоритетным средством передвижения станет общественный транспорт. Такой путь развития города выбрали московские власти: сегодня беспрецедентными темпами строятся новые участки и линии метрополитена, под пассажирские перевозки перепрофилируется Малое кольцо Московской железной дороги, устраиваются выделенные полосы для общественного транспорта, растут границы зоны платной парковки и т.д. Возрастающий темп жизни городского населения, увеличение количества ежедневных поездок, разнообразие возможных к использованию видов городского транспорта сформировали потребность людей в комфортной пересадке между различными видами транспорта. Связать весь транспорт в единую сеть, тем самым еще повысив комфорт пассажирских перевозок, призвана программа развития транспортно- пересадочных узлов. 

Транспортно-пересадочные узлы, как следует из названия, — это общественное пространство, объединяющее различные виды транспорта и позволяющее с комфортом сменить один вид транспорта на другой. Одним из простейших ТПУ является перехватывающая парковка: на ней можно оставить личный автомобиль и продолжить путешествие по городу, например, на метро. Такие узлы, как правило, организуют на подъездах к мегаполисам. Качественным развитием плоскостных парковок являются капитальные сооружения, обеспечивающие повышенный комфорт при смене видов транспорта. Пассажиры в таких ТПУ не ощущают капризы погоды — пронизывающий ветер, проливной дождь, леденящий холод, палящее солнце. Кроме того, при грамотной градостроительной политике капитальные ТПУ могут стать новыми центрами притяжения рабочей силы. В мировой практике ТПУ совмещают социальные (пересадка, рекреационные зоны) и коммерческие функции: там открывают офисы, гостиницы, торговые центры, небольшие производства и т.п.

Транспортно-пересадочные узлы решают несколько важных задач, направленных как на повышение комфорта пассажиров, так и на создание комфортной городской среды:

- развитие комфортных, быстрых и главное безопасных зон пересадки между различными видами транспорта;

- формирование разумной и эффективной транспортной составляющей на основных магистралях, в том числе парковочного пространства;

- решение комплексных задач развития общественных территорий и территорий транспортной инфраструктуры;

- получение дополнительных источников дохода (за счет создаваемых коммерческих площадей), которые могут быть направлены на социальные программы.

Поэтому, в целях снижения нагрузки на улично-дорожную сеть, повышения качества и эффективности использования общественного транспорта, принято и реализуется решение о формировании системы транспортно-пересадочных узлов Московского региона. Это 390 ТПУ в Московской области и 273 ТПУ на территории Москвы, 192 из которых являются капитальными объектами. Узлы формируются на станциях метрополитена и железной дороги. Реализацию программы развития транспортно-пересадочных узлов столичные власти начали с менее затратных мер, обеспечивающих эффективность в короткие сроки, наведения порядка на действующих плоскостных ТПУ. В результате реконструкции их освобождают от непрофильных объектов (стихийной торговли, хаотичной парковки), делают более удобные пешеходные дорожки, зоны ожидания транспорта, наделяют понятной навигацией и т.д. Так, в системе московского метрополитена уже функционируют 20 перехватывающих парковок. Их средняя загруженность составляет 31%. Оставить свой автомобиль на плоскостном ТПУ можно бесплатно, но при условии — совершить две поездки на общественном транспорте. Такие перехватывающие парковки, как правило, находятся на конечных и на тех станциях метро, к которым ведут вылетные магистрали. Их основная задача — принять транзитный личный транспорт. По статистике столичного Департамента транспорта, только около половины автомобилей, передвигающихся по городу, обладают московскими номерами — 1,3 млн. С номерами Московской области — порядка 500 тыс., еще примерно столько же — других регионов России. 

Место и функционал будущих транспортно-пересадочных узлов определяли специалисты ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» на основе аналитических данных о загруженности улично-дорожной сети, пассажиропотоках, социальных потребностях населения. В 2012 году была разработана «Отраслевая схема размещения транспортно-пересадочных узлов», в которой с учетом потребностей пассажиров определены основные цели и задачи развития системы ТПУ. В число приоритетных вошли следующие виды узлов.

Во-первых, все ТПУ у проектируемых станций метрополитена и железной дороги.

Во-вторых, существующие ТПУ, среди которых три основных вида узлов: агломерационного значения (обеспечивают пересадку между системами метрополитена, железной дороги, наземного пассажирского и индивидуального транспорта); по периметру центральной планировочной зоны — ТТК (в увязке со станциями Третьего пересадочного контура метрополитена и МК МЖД); срединной зоны и периферии Москвы (обеспечивают транспортное обслуживание максимального количества пассажиров).

Эту отраслевую схему утвердила Градостроительная земельная комиссия, она используется при подготовке распорядительных документов столичного правительства». Особенность программы развития ТПУ в том, что строительство транспортных хабов будут финансировать частные инвесторы. 

По подсчетам экспертов, экономический эффект от программы развития ТПУ может составить от 70 до 140 млрд. рублей. Время поездки по городу сократится на 10-15%, сегодня она длится почти 70 минут. Если говорить об одном жителе, то эти 7 минут он может не ощутить. Однако в масштабах мегаполиса с 12-миллионным населением показатель является внушительным. Благодаря развитию терминалов ожидается снижение трафика на дорогах: на подъезде к Москве на 20 тыс. автомобилей в утренний час пик, на подъезде к центру города — на 16 тыс. У программы много показателей, но основная задача — повышение привлекательности системы общественного транспорта и повышение комфорта при его использовании.

В настоящее время активно ведутся работы по проектированию ТПУ и разработке механизмов привлечения средств инвесторов. Программа комплексного развития системы ТПУ на период до 2020 года предусматривает ряд мероприятий, выполняемых за счет бюджетных и внебюджетных источников. На текущий момент можно зафиксировать следующие результаты:

- по 156 ТПУ утверждены границы разработки проектов планировки территорий;

- по 98 ТПУ утверждены границы зон планируемого размещения ТПУ;

-по 36 ТПУ уже разработаны проекты планировки территорий, одобрены градостроительно-земельной комиссией для вынесения на публичные слушания;

-по 6 ТПУ уже проведены экспозиции и встречи с участниками публичных слушаний.

Новый контур московского метрополитена – третий пересадочный контур - это один из самых амбициозных инфраструктурных проектов Московского правительства. Общая длинна третьего пересадочного контура составляет 61 км, на нем будет размещено 28 станций. Контур имеет 17 пересечений с радиальными линиями метро, 7 пересечений с радиальными линиями железных дорог и 2 пересечения с Московской кольцевой железной дорогой. Планируемый пассажиропоток – 550 млн. пассажиров в год. И на всех пересечениях предполагается строительство транспортно-пересадочных узлов.

В рамках развития сети метрополитена на присоединенной к Москве территории прорабатывается размещение транспортно-пересадочных узлов. Сейчас в работе – линия от ст. «ул. Новаторов» до ст. «Столбово» (где планируется 7 станций – на каждой будет ТПУ – общий потенциальный фонд застройки – свыше 2 млн .кв. м). Для развития новой территории – это очень важно, поскольку формируется транспортная доступность одной из важнейших точек роста территории (Административно-деловой центр в Коммунарке) и прилегающих территорий, где идет сейчас и планируется в будущем серьезное развитие.

Малое кольцо московской железной дороги – историческая железная дорога, соединявшая промышленные зоны Москвы. В настоящее время по промышленным зонам ведется работа по редевелопменту, и малое кольцо железной дороги также перерождается в транспортную артерию для пассажирских перевозок. Протяженность малого кольца железной дороги составляет 54 км, на нем располагается 32 станции. На 4 станциях предполагается пересадка, как на метро, так и на железнодорожные направления радиальных линий.11 станций имеют пересадку на метро. 6 станций имеют пересадку на железнодорожные направления радиальных линий. На всех пересечениях предполагается строительство транспортно-пересадочных узлов.



Ряд транспортно-пересадочных узлов планируется строить за счет средств городского бюджета. Определена группа ТПУ, по которым будет разработана вся необходимая градостроительная документация и затем выставлены земельные участки вместе с документацией на торги (их потенциал – более 2 млн. кв. м недвижимости). И третья группа ТПУ – те, в реализации проектов которых мы готовы участвовать совместно с инвесторами (их потенциал свыше 800 тыс. кв. м).

Огромные возможности к созданию новых инновационных бизнесов лежат в развитии пассажирско-транзитных транспортных узлов и прилегающих территорий. Стимулом для социального-экономического развития города может послужить интегрированное планирование развития транспортной системы. Пересадочные узлы не только улучшают транспортную обстановку. Они способствуют развитию территорий: людям становится проще добираться от дома до работы и обратно, и т.п. Другое следствие появления ТПУ – это экономический рост, обусловленный развитием бизнеса на территории комплексов и появлением новых рабочих мест.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница