Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения истории



Скачать 87.62 Kb.
Дата16.12.2017
Размер87.62 Kb.
Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен



знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



Содержание рабочей программы

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во

часов

Новейшая история и современность


Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен. Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А.Гитлер.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.

Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны.

Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – 70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине ХХ в. Становление информационного общества.

Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в.

Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в.


24

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.


Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа.

Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.




8

Российская культура в начале XX века

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв

2

Советская Россия – СССР в 1917-1991гг.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны.

Гражданская война. Красные и белые. Иностранная интервенция. «Военный коммунизм».

Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.

Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.

Внешняя политика СССР в 1945 – 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война.

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С.Горбачев. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.


19

Культура советского общества.

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе.


1

Современная Россия.

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Воссоединение Крыма. Севастополь.Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе

4

Казанская губерния в начале XX века

Особенности общественной жизни региона на рубеже веков. Возникновение ячеек партий социа­листического толка. Отношение общества к русско-японской войне 1904-1905 годов.

Начало и ход I русской революции 1905-1907 годов. Отклики в Казани на события 9 января 1905 года. Деятельность Казанского комитетов РСДРП и РСРП. Октябрьские события в Казани. Волнения среди крестьян. Выборы в I и II Государственные Думы. Татарская творческая интеллигенция в общественном движении: Г.Тукай, Ф.Амирхан,

Г.Ибрагимов, Г.Камал, Г.Исхаки, Ф.Туктаров и др. Развитие национальной печати. Наци­ональный театр. Восточный клуб.

Реформаторское течение в исламе: Г.Баруди, М.Бигиев, Х.-Г.Габяши. Просветительско- реформатоское течение: Г.Буби, Ф.Карими, Х.Максуди, Р. Фахреддин. Репрессии по отношению к социалистам. Борьба с ново -методными школами.




3

История Татарстана в 1917-1990-е гг.

Октябрьская революция в Казанской губернии. Подготовка вооруженного восстания в Казани. Деятельность политических партий и организаций. Временный революционный комитет. Пере­ход власти в руки Казанского губернского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Первые шаги новой власти. Рабочий контроль. Фабрично-заводские комитеты. Национализация. Осуществление декрета о земле в Казанской губернии. Отношение к национальному вопросу. «Забулачная республика».

Гражданская война. Мятеж чехословацкого корпуса. Комуч и национальные организации. Боевые действия в Казанской губернии. Борьба за Казань. Белый и красный террор Освобождение терри­тории губернии от белых.

Образование Татарской республики. Варианты национально-государственного строительства. Та­таро-Башкирская республика. Временный революционный комитет ТАССР. Формирование структур власти. Историческое значение образования ТАССР.

Голод 1921 г. Причины голода. Государственная, общественная, международная помощь голо­дающим. Последствия голода. Политические последствия. Изъятие церковных ценностей. Демо­графические изменения в республике. Новая экономическая политика в республике. Коллективизация и индустриализация.

Массовые репрессии в республике. Преследование свободомыслия и проявлений национального самосознания. Утверждение монополии коммунистической идеологии. Политические процессы над государственными и партийными деятелями. Репрессии и судьбы татарской интеллигенции. Татарстан в годы Великой Отечественной войны. Перевод экономики на военные рельсы. Эва­куация промышленных предприятий и научных учреждений. Героический труд в тылу. Воинские части сформированные в Татарстане. Наши земляки на фронтах. Герои Советского Союза. Под­виг Мусы Джалиля и его соратников.

Наука и культура в годы войны. Эвакуация в Казань учреждений Академии наук СССР. Основ­ные направления научных исследований. Культурная жизнь в годы войны. Творческая интелли­генция республики в тылу и на фронтах.

Экономика Татарстана в 1985-1995 гг. Новый социально-экономический курс в республике. Осо­бенности перехода к рынку. Приватизация. Развитие частного предпринимательства. Безработи­ца. Экономический кризис. Положение в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе. Общественно-политические процессы в 80-90-х годах. Новые социальные и национальные про­цессы в республике. Демократизация общества. Изменение в государственной структуре. Нацио­нальное движение и рост национального самосознания.

Культурная жизнь современного Татарстана. Национально-культурное возрождение. Изменения в системе народного образования. Развитие национального образования. Научная деятельность ученых Татарстана. Создание Академии Наук РТ. Всемирный конгресс татар. Возникновение на­ционально- культурных обществ народов Татарстана. Общественные организации. Изменение роли религии в жизни общества.



7



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал