Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных (практических) работ



страница1/2
Дата13.12.2017
Размер1,6 Mb.
  1   2
Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области

« Белозерский индустриально-педагогический колледж»

КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИХ

(ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ
учебной дисциплины

ОДП.20 «Биология»

для профессии 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»

Белозерск 2013 г.

Комплект практических (лабораторных) работ учебной дисциплины ОДП.20 «Биология» разработан на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, программы по учебной дисциплине «Биология» для профессии 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»


Организация-разработчик: БОУ СПО ВО « Белозерский индустриально-педагогический колледж»

Разработчики: преподаватель биологии Веселова А.П.


Рассмотрена на ПЦК

Введение

Настоящий сборник лабораторных (практических) работ предназначен в качестве методического пособия при проведении лабораторных (практических) работ по программе учебной дисциплины «Биология », утвержденной по профессии 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству»



Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных (практических) работ

В результате выполнения лабораторных (практических) работ, предусмотренных программой по данной учебной дисциплине, проводится текущий контроль индивидуальных образовательных достижений.
Результаты обучения:
Обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, , структуры вида и экосистем;

  • биологическую терминологию и символику;


должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


Правила выполнения практических работ

  1. Обучающийся должен выполнить практическую (лабораторную) работу в соответствии с полученным заданием.

  2. Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

  3. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетрадях для практических (лабораторных) работ.

  4. Содержание отчета указано в описании лабораторной (практической) работы.

  5. Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом с соблюдением ЕСКД.

  6. Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.

  7. Если обучающийся не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

8. Оценку по практической работе обучающийся получает, с учетом срока выполнения работы, если:

  • расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

  • сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;

  • обучающийся может пояснить выполнение любого этапа работы;

  • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по лабораторным (практическим) работам обучающийся получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ, после сдачи отчетов по работам при получении удовлетворительных оценок.
Перечень лабораторных и практических работ

Лабораторная работа № 1 « Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их сравнение».

Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Лабораторная работа № 3 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

Практическая работа № 1 «Составление простейших схем моногибридного скрещивания»

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем дигибридного скрещивания»

Практическая работа № 3 « Решение генетических задач»

Лабораторная работа № 4 «Анализ фенотипической изменчивости»

Лабораторная работа № 5 « Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»

Лабораторная работа № 6 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»,

Лабораторная работа № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)»

Лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

Лабораторная работа № 9 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Лабораторная работа № 10 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Лабораторная работа № 11 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Лабораторная работа № 12 Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Практическая работа № 4 « Решение экологических задач»

Экскурсии «Естественные и искусственные экосистемы своего района»

Экскурсии

Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы своего района.




Лабораторная работа № 1

Тема: « Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их сравнение».

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Ход работы:

рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Контрольные вопросы

О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.


Вывод
Лабораторная работа № 2

Тема «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
ЦЕЛЬ: Закрепить умения работать с микроскопом , проводить наблюдения и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла, стаканы с водой, стеклянные палочки, слабый раствор настойки йода, репчатый лук и элодея.

Ход работы:

Краткие теоретические сведения

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки, кроме бактериальных построены по единому плану. Оболочки клеток впервые увидел в 16 веке Р.Гук, рассматривая срезы растительных и животных тканей под микроскопом. Термин «клетка» утвердился в биологии в 1665 году.



Методы изучения клетки различны:



  1. методы оптической и электронной микроскопии. Первый микроскоп был сконструирован Р.Гуком 3 столетия назад, давая увеличение до 200 раз. Световой микроскоп нашего времени увеличивает до 300 раз и более. Однако и такое увеличение недостаточно для того, чтобы увидеть клеточные структуры. В настоящее время применяют электронный микроскоп, увеличивающий предметы в десятки и сотни тысяч раз (до 10 000 000).

Строение микроскопа: 1.Окуляр; 2.Тубус; 3.Объективы; 4.Зеркало; 5.Штатив; 6.Зажим; 7.Столик; 8.Винт

2) химические методы исследования

3) метод клеточных культур на жидких питательных средах

4) метод микрохирургии

5) метод дифференциального центрифугирования.

Основные положения современной клеточной теории:

1.Структура. Клетка – это живая микроскопическая система, состоящая из ядра, цитоплазмы и органоидов.

2.Происхождение клетки. Новые клетки образуются путём деления ранее существующих клеток.

3.Функции клетки. В клетке осуществляются:

- метаболизм (совокупность повторяющихся, обратимых, циклических процессов – химических реакций);

- обратимые физиологические процессы (поступление и выделение веществ, раздражимость, движение);

- необратимые химические процессы (развитие).

4.Клетка и организм. Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляющим всю полноту жизненных процессов. Все многоклеточные организмы состоят из клеток. Рост и развитие многоклеточного организма – следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.

5.Эволюция клетки. Клеточная организация возникла на заре жизни и прошла длительный путь развития от безъядерных форм к ядерным одноклеточным и многоклеточным организмам.

Выполнение работы

1. Изучите строение микроскопа. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука.

3. Рассмотрите микропреперат под микроскопом сначала на маленьком увеличении, затем на большом. Зарисуйте участок из нескольких клеток.



4. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора NaCl, а с другой стороны оттяните воду фильтровальной бумагой.

5. Рассмотрите микропрепарат, обратите внимание на явление плазмолиза и зарисуйте участок с несколькими клетками.



6. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель воды у покровного стекла, а с другой стороны оттяните воду фильтровальной бумагой, смывая плазмолирующий раствор.

7. Рассмотрите под микроскопом сначала на маленьком увеличении, затем на большом, обратите внимание на явление деплазмолиза. Зарисуйте участок из нескольких клеток.

8. Зарисуйте строение растительной клетки.

9. Сравните строение растительной и животной клеток по данным светового микроскопа. Результаты занесите в таблицу:


Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная оболочка

Пластиды

растительная













животная














Контрольные вопросы

1. Какие функции наружной клеточной мембраны установлены при явлении плазмолиза и деплазмолиза?

2. Объясните причины потери воды цитоплазмой клетки в солевом растворе?

3. Каковы функции основных органоидов растительной клетки?



Вывод:


Лабораторная работа № 3



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница