Триумф нашей Победы : предыстория появления Арки Победы в Красном Селе



Скачать 449,76 Kb.
страница1/2
Дата27.08.2017
Размер449,76 Kb.
ТипИсследование
  1   2
Краеведческое исследование на тему

«Триумф нашей Победы:

предыстория появления Арки Победы в Красном Селе».
Бородин Денис
11-б класс
ГБОУ лицей №369

Красносельского района

Санкт-Петербург, 2015

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…..... 3



Символ побед русского оружия - триумфальная арка…………………….. 6

«А музы не молчали…»……………………………………………………... 7



Торжества в Ленинграде в честь возвращения в город Ленинградской гвардии………………………………………………………………………… 9

Ленинград. Триумфальные арки Великой Отечественной ……………… 10

Встреча воинов-победителей в Ленинграде 8 июля 1945 г. ……………… 14

Воспоминания ветеранов войны о встрече Победителей 8 июля 1945г. .. 16

Проект постоянной каменной арки Победы Б.Н. Журавлева……………… 20



Арка Победы в Красном Селе: от проекта до воплощения ………………… 24

Реализация проекта Триумфальной арки: как это было…………………… 30



Выводы………………………………………………………………………... 34

Список использованных источников..……………………………..…………. 37

Приложения …………………………………………………………………… 39

Введение

Это звонкое слово – ПОБЕДА!


Это громкое слово – ПОБЕДА!
Это сильное слово – ПОБЕДА!
В сердце слёзы – Салют, ПОБЕДА!
Боль и радость набатом звенит!

«Победа»… «Победители»… эти слова имеют огромное значение не только для нашей страны в целом, но и для каждого россиянина в отдельности. С ними рядом стоят такие слова как, как «героизм», «патриотизм», «мир», «память»... Мы никогда не забудем смысла этих слов: почти каждую семью коснулись события Великой Отечественной войны, и праздник Победы занимает особое место среди всех памятных дат.

В этот день в каждом доме вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто восстанавливал мирную жизнь. Это праздник со слезами на глазах: мы радуемся Победе и печалимся о погибших людях.

Почти 70 лет назад отгремели залпы Великой Отечественной, а свет Победы над фашизмом не меркнет, он освещает нам цели, которые мы стремимся достичь, вдохновляет нас на новые свершения… «Мы помним, мы гордимся» - это не пустые слова! Своей работой я еще раз хочу подчеркнуть, что юное поколение знает и чтит бессмертный подвиг нашего народа в борьбе с немецкими завоевателями.
«Триумф нашей Победы»- так я озаглавил свое исследование.
Почти 2 года я следил за развитием событий по установке Арки Победы в Красном Селе– памятника в честь возвращения бойцов Ленинградской гвардии домой. Я тщательно отслеживал выход статей в периодической печати и выпусков новостей на телеканалах, просмотрел 10 серий фильма «Петербургские памятники Победы» на Piter.TV. Я стал «лучшим другом книг». По мере возможности посещал заседания общественных слушаний в администрации Красносельского района, лично посещал будущую площадь, где довольно быстрыми темпами появился фундамент, а потом и основа триумфальной Арки Победы в Красном Селе.
Целью моей работы стало не только рассказать о новом памятнике, создаваемом в честь Победы в Великой Отечественной войне - от проекта до его воплощения, но и напомнить своим ровесникам о событиях военного времени, о праздновании Победы в 1945 году, о торжествах в Ленинграде по поводу победоносного завершения Великой Отечественной войны.

Социологические опросы показали, что даже сегодня, когда людям задают вопрос: "Чем мы можем гордиться в прошлом?"- 97,3% опрошенных отвечают: "Победой в Великой Отечественной войне".


Актуальна ли моя деятельность? Возможно, школьники прекрасно знают то, о чем я хочу написать? Я провел анкетирование среди учащихся 6-9 кл. и его результаты утвердили меня в намерении работать над проектом.

Да, ребята знакомы с основными фактами и событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, но абсолютно не имеют понятия, что в июле 1945 в Ленинграде прошел парад Победы, а для встречи победителей были сооружены триумфальные арки, позднее демонтированные. (Приложение 1 . Анкета) Лишь 9 % респондентов ответили, что «в курсе» возводимой в Красном Селе Арки Победы – и то в общих чертах.
Уникальность моей работы состоит в том, что я обобщил весь опубликованный материал по проекту создания Арки Победы в Красном Селе и предшествующей ей архитектурным символам русского оружия.
Подтемами моего краеведческого исследования стали следующие вопросы:

- Торжества в Ленинграде в честь возвращения в город Ленинградской гвардии.

- Ленинградские Арки Победы в Великой Отечественной войне: проекты и их реализация.

Потребовалось много времени для поисков информации в библиотеках и Интернет- паутине.
Практическая значимость моего исследования несет образовательный, познавательный характер и имеет целью не только показать личный патриотизм и любовь к Родине, уважение к прошлому своей страны, но и дает пример другим школьникам попробовать свои силы в подобной исследовательской деятельности. Поверьте, я получил от работы над проектом большое удовлетворение!

Символ побед русского оружия - триумфальная арка.
Слово «триумф» означает «победа», блестящий успех; в Древнем Риме - торжественная встреча полководца, возвращающегося домой с победой.

Древние римляне, встречая победителей, проводили их под арками из хвойных веток, увитых цветами (цветы символизировали радость победы на полях сражений). С развитием цивилизации этих непрочных арок римлянам показалось недостаточно, и они стали воздвигать монументальные триумфальные ворота (арки), вначале временные - после прохода победителей их демонтировали - и воздвигали постоянные.

Арка символизирует открытый вход; это нечто, стоящее на границе между двумя мирами, двумя состояниями человеческой души; между бытием и небытием. Пройти сквозь арку - значит родиться заново, перейти в некое новое качество. Именно такой смысл придавался арке в древних обрядах на заре истории. Главная идея арки как архитектурного сооружения - прославление победителей. Потери, разрушения, скорбь не находили здесь своего отражения.

Тогда считали, что, проходя под священными воротами во время всеобщего ликования, армия очищается от всех ужасов войны. После этого солдаты со спокойным сердцем могут вернуться к обычной жизни, к своим родным и близким.

Триумфальные арки в Древнем Риме стали доминирующим видом мемориальных сооружений.

Обращение к античной культуре и чествование побед у нас в стране связано с именем императора Петра 1, с рождением Санкт-Петербурга. Именно в нашем городе появилась первая триумфальная арка - Петровские ворота Петропавловской крепости, возведенная в честь победы над шведами в Северной войне. Позднее город украсился Московскими, Нарвскими воротами, Аркой Главного штаба.

Я не буду рассказывать об этих символах русского оружия, о них написано достаточно.



Цель моей работы исследовать вопрос «Арки Победы, посвященные победе в Великой Отечественной войне», установленные в Ленинграде.
«А музы не молчали…»
Находясь в блокадном городе или на линии его обороны, все ленинградцы жили в ожидании окончания Великой Отечественной войны, твердо зная, что «Враг будет разбит, Победа будет за нами!».

Может показаться, что слишком далеко отстоят друг от друга военно-историческая тема и вопросы архитектуры, но это только на первый взгляд...


Фактами, подтверждающими эту мысль, наполнена книга Валерия Исаченко «Зодчие Санкт- Петербурга XYIII- XX веков».

Многие художники, архитекторы Ленинграда в первые же дни войны ушли на фронт. Они честно и мужественно выполняли приказы командиров, но каждому из них были не чужды мысли о Победе в своем творчестве. Многие задумывались о сохранении памяти героизма на местах победных сражений [8].
Уже тогда, в суровую пору весны 1943 г.  на Волховском фронте появилась первая арка Победы. Она была сложена из сосновых бревен по проекту архитектора А. А. Афонченко.  В честь уважаемого всеми командира артиллерийского взвода, вое­вавшего на «Невском пятачке», затем участвовавшего в штурме Кенигсберга и возглавившего полковую топографическую службу, ее так и назвали - «Арка Афонченко» [19].
Один из главных создателей «Дороги Жизни» архитектор Л. Ю. Гальперин  не только посвятил своим боевым друзьям книгу и знаменитый музей в деревне Кокорево. По его проекту и  распоряжению маршала Жукова была сооружена из дерева Арка Победы в Берлине (Приложение 2).

Конечно же, упоминаемые Арки Победы не сохранились.
Совершенно уникальна военная эпопея ленинградского архитектора Н. М. Назарьина. Он- солдат, офицер, минер, военный инженер, пулеметчик, разведчик - не только придумал пулеметные точки на пнях, оригинальные окопы и траншеи, но и сделал наброски триумфальных арок [7]. (Приложение 3). 
А. С. Никольский, член Союза художников, с 1939 года доктор архитектуры, действительный член Академии архитектуры, находясь в блокадном городе, оставил 127 страниц рукописного текста со своими рисунками. Через многие годы эти страницы донесли до нас атмосферу осажденного Ленинграда; условия, в которых людям приходилось жить и трудиться, заботиться о сохранении культурного наследия нашей страны.

22 января 1942 года Александр Сергеевич Никольский записал в дневнике: "Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев - войск, освободивших Ленинград. Специалист должен быть готов всегда - я и готовлюсь, не ожидая понукания извне... Арки, я думаю, правильно проектировать с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное – времени. Поэтому я придумал временные триумфальные арки из комбинации гигантских- 20-метровых знамен, декорированных под арку"[11]

На представленных рисунках (Приложение 4) изображена перспектива проспекта Стачек в районе Автово с застройкой 1937-1941 годов. Через проспект перекинута высокая арка, увенчанная фигурой красноармейца с винтовкой в руке.


«Кроме того есть мысль сделать арку из фанеры с фанерной фигурой в шелыге и арку- баррикаду. Арка-баррикада- стена (из фанеры) поперек улицы, с арками в проезжих частях и тротуарах, с пушками, минометами и фигурами со знаменами и флагами наверху».
До момента реализации подобных замыслов ленинградских архитекторов оставалось не так уж и долго - летом 1945 г. этот момент настанет!
Торжества в Ленинграде в честь возвращения в город Ленинградской гвардии.
День Победы 9 мая 1945 года становится праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн. После торжественного Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года, ленинградцы готовятся к встрече победителей. Ленсоветом принимается решение достойно встретить Ленинградскую гвардию.

При планировании празднования Победы в Ленинграде было решено, что войска Ленинградского гвардейского корпуса будут вступать в город тремя колоннами: со стороны Володарского (Невского), Московского и Кировского районов.

Архитекторам этих районов было поручено разработать эскизы триумфальных арок и взять на себя руководство строительством.

Как и предвидел архитектор А.С. Никольский: "Как всегда у нас директива, заказ будут спущены с опозданием, и времени на изготовление будет мало"[11].

На создание эскизов были даны только одни сутки, а строились арки всего семь дней.

Арки, как и в Древней Греции, предполагалось сделать сначала временными, а затем заменить постоянными. Три Ленинградских Арки Победы исполнили из фанеры и гипса.

Одна из арок, находящаяся у Средней Рогатки на Международном проспекте, южнее Дома Советов создана по проекту архитектора А. Гегелло. ( Прилож. 5)

Вторая - в Невском районе, у завода "Большевик" на проспекте Обуховской обороны близ сада «Спартак» - по проекту архитекторов Д. Гольдгора и И. Фомина. ( Приложение 6)

Самая высокая из трех арок, созданная по проекту В. Каменского, стояла на проспекте Стачек. (Приложение 7)

Все три арки через 3 года были разобраны.



Ленинград. Триумфальные арки Великой Отечественной.

Позволю себе дать описание этих арок и краткую справку об авторах.



  1. Установленная на Международном проспекте Арка Победы напоминает трапецию, как будто вырастающую из земли. Завершается сооружение многоступенчатым аттиком с лаконичной декоративной группой знамен, в центре которых пятиконечная звезда в обрамлении лавровой ветви. Торцовые стены арки украшены тремя группами знамен. По обеим сторонам от свода арки довольно крупные барельефы, изображающие работницу и рабочего, держащих в руке лавровый венок (вместо традиционных фигур слав в античной архитектуре). Под карнизом надпись: «героям победителям – слава».

Автором этого сооружения стал Александр Иванович Гегелло (1891—1965) - один из ведущих мастеров ленинградской архитектурной школы, практик, теоретик, ученый, педагог, инженер и художник. Работам А.И. Гегелло присущи простота и монументальность архитектурных форм, функционально оправданная планировка, тщательная разработка интерьеров.

Учился в Институте гражданских инженеров, в Высшем художественно-техническом институте,  преподавал в Политехническом институте и Ленинградском институте инженеров коммунального строительства.

А.И. Гегелло был одним из деятельных творцов новой архитектуры России, уже в 1920-х гг. получивший международное признание [9 интерн].

В период 1920—1940-х гг. А.И. Гегелло подготовил более 300 проектов, из которых осуществлено более 100.

С 1934 г. руководил проектной мастерской № 6 в «Ленпроекте».

В 1941 руководил работами по маскировке Смольного, с 1944 — проектами восстановления и застройки Московского района.

В 1937-1950 гг. возглавлял Ленинградский филиал Академии архитектуры СССР. В годы Великой Отечественной войны жил и работал в Новосибирске

В 1950 г. был избран вице-президентом Академии архитектуры СССР и переехал в Москву[7].

  1. Арка на улице Стачек прямоугольная в плане, с фигурным аттиком, который завершает композиция из танка и артиллерийских орудий. Пилоны обеих сторон арки украшены симметрично расположенными барельефами - по 4 с каждой стороны: профили Ленина, Сталина, стилизованные символы танковых войск и авиации, надписи- «Ленин», «Сталин», «Слава». Ближе к центру- ламбрекены. Барельефы разделены между собой тягами. Под карнизом арки надпись- «слава победителям».

После установки арки, ее облик подвергся критике. Архитекторы того времени назвали ее «стереометрическим плакатом на сложную воинственную тему, не имеющей основания быть монументом»[14].

Это самая крупная арка. При одинаковом пролете арок в 11 метров, ее высота равнялась 20 м. Объяснялось это вписанием в многоэтажную застройку окружающего арку пространства.



Автором этой арки Победы стал Каменский Валентин Александрович (1907-1975)-архитектор, народный архитектор СССР с 1970 г.). В 1931-39гг., по окончании Ленинградского института инженеров промышленного строительства преподавал там же, с 1941 в Ленинградском Инженерно- Строительном Институте (с 1959 профессор кафедры проектирования).

В годы войны, в осажденном прифронтовом городе выполнял оборонные маскировочные задания, возглавил не эвакуированную часть Ленинградского отделения Союза архитекторов и помогал спасать жизнь оставшимся в блокаде коллегам. К этому времени относится серия его замечательных акварельных пейзажей блокадного города, хранящихся в Русском музее, Музее истории города и изданных в специальном альбоме.



Когда начала сбываться надежда на военную победу, и появилась потребность в производстве восстановительных работ, в Ленпроекте ему доверили руководство мастерской, которая работала в юго-западном, наиболее пострадавшем от войны Кировском районе города. В первые послевоенные годы архитектор создал одну из лучших в Ленинграде монументальных композиций о войне – мемориал в честь героев обороны полуострова Ханко на реконструированном доме по улице Пестеля[10 интерн].

В 1951-71 гг. В.А. Каменский - главный архитектор Ленинграда.

Отдельно следует сказать, что особой заботой Каменского была зона исторического центра города, ценность которого он вполне осознавал еще до вступления в должность главного архитектора. Об этом свидетельствует статья «Творческие задачи архитекторов Ленинграда», опубликованная им, тогда председателем Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР, в журнале «Архитектура Ленинграда» №1 за 1945 год. В ней, в частности, говорится: «Получив право строить на улицах великого города, надо чрезвычайно бережно относиться ко всему тому, что имеет архитектурную и историческую ценность».




  1. Арка, установленная в Володарском районе, представляет собой вытянутый по горизонтали прямоугольник, в который вписана кругового очертания арка, расположенная между двумя пилонами. Украшена она довольно скромно: группа знамен с портретами; кривая арки выделяется «развевающимися» стягами. Аттик завершается двумя группами из шести знамен, окаймляя с двух сторон пятиконечную звезду, расположенную по центру. К горизонтальному объему арки добавлены обелиски, расположенные на торцовых сторонах арки. Под карнизом надпись - «слава Красной армии».

Авторами этого сооружения стали Д.С. Гольдгор и И.И. Фомин.

Давид Семенович Гольдгор (1912-1982)- архитектор, художник-график. Учился в Ленинградском Инженерно- Строительном Институте. Руководил мастерской института Ленпроект с 1953г.



В первые дни войны Д.С. Гольдгор вступил добровольцем в ряды народного ополчения, участвовал в обороне Ленинграда, был отличным сапером. В 1943 г. Д.С. Гольдгора направили на восстановление Ленинграда. Среди многих работ тех лет — проекты памятников воинам-героям, арка Победы ... И наконец, после окончания войны Давид Семенович Гольдгор снова в родной мастерской № 5. В 1953 г. он становится ее руководителем (совместно с Е.А. Левинсоном)[18]

Фомин Игорь Иванович (1904-1989)- архитектор, унаследовавший талант зодчего от своего отца, академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (1872–1936). Народный архитектор СССР с 1971г.



В период блокады Игорь Иванович не покинул Ленинграда и все 900 суровых дней провел в осажденном городе. В конце 1941 г. он защитил в Академии художеств докторскую диссертацию на тему «Мой путь в архитектуре», с 1942 г. он возглавил проектные работы по восстановлению и реконструкции районов города, пострадавших от бомбежек и пожаров. Творческая инициатива и лидерские качества И.И.Фомина явились предпосылками для развития проектной деятельности, как в военное время, так и в первые послевоенные годы. С 1951 по 1968 г. И.И.Фомин был заместителем В.А Каменского - главного архитектора Ленинграда[4]
Не берусь судить об архитектурных достоинствах той или иной арки, но архитекторы того времени выделяли из трех представленных объектов триумфальную арку А.И. Гегелло, как наиболее «удачную, уместную и согласованную»: «Арка А.И. Гегелло запоминаема и уверенно нарисована. Композиция дает ощущение устойчивой силы, мужественной решительности и целеустремленно раскрывает смысл сооружения- арки триумфа Победы»3. Возможно поэтому этот проект и станет впоследствии образцом для создания Арки в Красном Селе [20].

Встреча воинов-победителей 8 июля 1945 г.

На Международном проспекте  8 июля 1945 года

Дорогой смелых вдаль ушла война. 
И снова к нам вернулась тишина. 
Примкнув к винтовкам плоские штыки, 
сквозь город шли гвардейские полки. 
Держали шаг за Пулковской горой, 
а тут смешался воинский их строй. 
Спешили жены в радости к мужьям, 
и матери бросались к сыновьям, 
и дети — со слезами на щеках — 
смеялись у гвардейцев на руках. 
Невесты женихам несли цветы, 
как знак своей любви, своей мечты, 
что сердце их сумело уберечь 
всю теплоту недолгих первых встреч. 
Июльской ночи благостный покой 
дыханьем счастья хлынул над рекой. 
И эта ночь — прозрачна и светла — 
в века неповторимою вошла.

Илья Авраменко

Ленинград стал вторым городом, где встречали своих победителей. Незадолго до этого, 24-го июня 1945 г. солдаты и офицеры уже промаршировали по брусчатке Красной площади в Москве.



После окончания Великой Отечественной войны ряд соединений бывшего Ленинградского фронта находился в Прибалтике. Государственный комитет обороны решил возвратить из них в Ленинград Ленинградский гвардейский стрелковый корпус в составе 45-й, 63-й и 64-й гвардейских стрелковых дивизий.

Совершив более чем 100-километровый марш из Латвии из-под Лиепаи через Псковщину, в начале июля 1945 г. части корпуса достигли предместий Ленинграда и разместились в Красном Селе и Пулково для короткого отдыха. Военные части возвращались в город пешком, с полным обмундированием.



С утра 8 июля (воскресенье) 1945 гвардейцы торжественно входили в Ленинград: со стороны Нарвских ворот по проспекту Стачек- 45-я стрелковая дивизия, по Международному проспекту через Московские ворота- 63-я стрелковая дивизия, от Володарского моста по набережной к центру города - 64-я стрелковая дивизия [10].

Тысячи ленинградцев радостно встречали воинов-победителей хлебом-солью, подарками и цветами.



По пути следования гвардейцы проходили через триумфальные арки.

К полудню, пройдя по центру города, в том числе и по Невскому проспекту. На Театральной площади воинов-победителей встретил симфонический оркестр. Народному ликованию не было предела! Город чествовал своих сынов, наконец-то вернувшихся после долгой и страшной войны. На Дворцовой площади состоялся торжественный митинг, который открыл председатель Ленгорсовета П. С. Попков.

Затем войска под командованием командира корпуса Героя Советского Союза генерал-майора А. Ф. Щеглова прошли торжественным парадным маршем. На параде был пронесён штандарт Ленинградского фронта, с которым его части участвовали в Москве в Параде Победы. Над городом и Дворцовой площадью пролетели боевые самолеты, ведомые дважды Героем Советского Союза П. А. Покрышевым.

После парада состоялись народные гуляния и праздничный фейерверк [2].

Воспоминания ветеранов войны о встрече Победителей 8 июля 1945г.

Вспомним год сорок пятый восьмое июля,

В этот день в ослепительном блеске наград

Наши деды и прадеды с фронта вернулись

И торжественным маршем вошли в Ленинград!

Было все позади - и война, и блокада,

Скрежет танков, бомбежки и залпы огня ...

По родным мостовым шли сыны Ленинграда,

Ликованию в такт орденами звеня.

А вокруг был восторг, слезы счастья на лицах!

Детский смех и, конечно же, море цветов!

Шли защитники северной нашей столицы,

Возвращаясь домой после ратных трудов.

Скольких нет среди них ... скольких не досчитались …

Разве можно измерить ту горечь утрат ?

Все они за тебя свои жизни отдали,

Чтоб ты мог ликовать! Чтоб ты ЖИЛ ЛЕНИНГРАД!

Так давай же, мой друг, поклянемся с тобою -

Сколько б ни было в жизни торжественных дат,

Но пока живы мы, внуки этих героев,

Мы  ЗАБЫТЬ НЕ ДАДИМ Ленинградский парад!

Наталья Смирнова
Вот как описывал 8 июля 1945 года непосредственный участник Парада Победы в Москве и Парада победителей на Дворцовой площади в Ленинграде бывший комдив Анатолий Георгиевич Афанасьев:

«Утро 8 июля 1945 года (воскресенье) выдалось солнечным и жарким. Гвардейцы совершили накануне многокилометровый марш из Красного Села в Пулково. Здесь войскам организовали привал, но никто за три часа так и не сомкнул глаз - радостное возбуждение было тому причиной. 

С утра 8 июля 1945 гвардейцы торжественно входили в Ленинград. В честь встречи гвардейских частей, в Петербурге были сооружены триумфальные арки… Уже издали была видна огромная арка, расцвеченная флагами. Вокруг находились горожане, рвущиеся навстречу. Людей едва удерживала многочисленная милиция. Да, ленинградцы были заранее извещены о возвращении гвардии и о предстоящем параде. Они надевали на себя все самое лучшее и нарядное. Почти у всех в руках были букеты цветов. Руководители районов заранее, предусмотрев ситуацию, завезли на площадь цветы (в основном полевые) и раздавали их горожанам. Всюду стоял стойкий цветочный запах». Со всех сторон слышались смех, шутки, песни: «Мы шли по ковру из цветов» [2]..



«В голове гвардейской колонны шел командир 30-го гвардейского Ленинградского стрелкового корпуса генерал А. Щеглов со своим штабом. Следом сводная рота парадного расчета несла штандарт Ленинградского фронта. Подойдя к Триумфальной арке, колонна развернулась. Командир корпуса Щеглов разрезал ножницами красную ленту, натянутую поперек дороги, и взошел на трибуну. Перед трибуной Афанасию Федоровичу поднесли хлеб-соль. Когда генералу Щеглову дали слово, пришлось ждать несколько минут. Горло Героя Советского Союза, на груди которого теснились 8 боевых орденов, сжимал ком. На глазах появились слезы. Как по команде, заплакали женщины. Их никто не укорял. То были праведные слезы: ведь у всех имелось общее горе, общая радость... На той страшной войне каждая семья потеряла близких и родных. Когда все успокоилось, произошел обмен речами. Выступали воины, рабочие, ученые... Далее началось вхождение войск в город… Но сначала был митинг, который открыл председатель Ленгорсовета П. Попов.  Еще одна любопытная подробность… В Москве после прохождения войск по площади проехала боевая техника: танки, САУ, артиллерия... В Ленинграде техники не было.

Но в московском параде не участвовала авиация, а ленинградцы увидели над Дворцовой сводную смешанную авиационную дивизию 13-й воздушной армии, возглавляемую дважды Героем Советского Союза гвардии полковником П.Покрышевым. Истребители были представлены двумя гвардейскими авиаполками - 14-м Ленинградским и 29-м Волховским, штурмовики - 15-м Невским, бомбардировщики - 34-м Тихвинским. Воздушные гвардейцы приветствовали общевойсковых собратьев!» [2].

«С того времени стоит у меня в глазах великолепная картина парада на Дворцовой площади, в Ленинграде,- вспоминает Куклин Степан Васильевич,



защитник Ленинграда.- … такое прекрасное зрелище не забудется никогда. Нас встречали как победителей, с цветами и оркестрами, с песнями и слезами на глазах. Предела, радости не было конца. Мы двигались к Дворцовой площади по проспектам и улицам Ленинграда в четыре ряда, на своих автомашинах. К ним были прицеплены наши «боевые подруги»- 76-мм пушки, на которых было немало вмятин и царапин от осколков немецко-фашистских снарядов. На стволах наших пушек были красные звездочки. Они обозначали боевые действия каждого расчета. На стволе моего боевого орудия №1 50-го артдивизиона, была 21 красная звездочка. Каждый расчет сидел в автомашине в два ряда. Наша автомашина №1, которой я командовал всю войну, двигалась первой к трибуне по порядку расчетов. Наши автомашины забрасывали цветами, разными свертками, в которых были вместе с цветами и бутылки с водкой, вином и другими разными вещами. Люди с обеих сторон так зажимали наши машины, что приходилось останавливаться. При остановке автомашины нас обнимали, целовали, некоторые забирались прямо на машины. Плакали и смеялись. Торжественно кричали: « Слава победителям и освободителям нашим! Ура! Ура! Ура!». Немало и других торжественных, радостных слов звучало в наш адрес. Это были искренние признания ленинградцев, исстрадавшихся, столько переживших всяких невзгод от 900 дневной голодной, холодной блокады Ленинграда и ото всей тяжелейшей войны. На центральной трибуне тогда находилось все тогдашнее руководство города Ленинграда и Ленинградской области, во главе секретаря ЦК КПСС, товарищем Ждановым Андреем Андреевичем. Также на трибуне был командующий Ленинградским фронтом, маршал Советского Союза, Говоров Л.А. и весь генералитет Ленинградского фронта. Мы проехали на боевых машинах торжественно, стройными рядами мимо трибуны принимавшего парад, командующего Ленинградским фронтом маршала СССР Говорова Л.А., с криками « Слава Сталину! Слава КПСС! Да здравствует Великая Победа!»

Этот великолепный исторический момент радости в моей жизни, каким был военный парад в городе Ленинграде в июле 1945 года, остался в моей памяти на всю жизнь, и будет жить, пока жив я» [17].

 

Из воспоминаний участника парада гвардии сержанта А. Рязанова:

«Нас обнимали, целовали, жали руки, дарили табакерки, кисеты, угощали папиросами, приглашали в гости, совали записки с адресами... Этот день никогда не сотрется в моей памяти!» [8].
Из воспоминаний Романюка Ивана Дмитриевича:

«Война для меня закончилась в районе населенного пункта Кроте в Латвии.

Все три дивизии (45, 63-я и 64-я), входившие в состав 30-го гвардейского Ленинградского стрелкового корпуса, готовились к возвращению в родной Ленинград.

Все полки 45-й гвардейской, 63-й гвардейской, 64-й гвардейской дивизий получили наименование Ленинградские, а дивизии стали Красносельскими. Все дивизии к 8 июля были сосредоточены в ближайших южных пригородах Ленинграда. …На трех маршрутах построены арки Победы с символическими ключами от города. 8 июля выдался яркий солнечный день. За Нарвской заставой у воздвигнутой рабочими Кировского завода триумфальной арки в честь воинов-победителей собрались тысячи людей. Еще больше народа было на проспекте Стачек от Автово до площади перед Кировским райсоветом.

Пройдя под триумфальной аркой, командир 45 гв сд генерал-майор Трусов отдал рапорт секретарю горкома партии Кузнецову. Мать-героиня А.П. Чеснокова и ветеран Кировского завода А.К. Мирошников преподнесли генералу хлеб-соль. Затем колонна прошла по мосту Шмидта — 1-я линия Васильевского острова, Большой проспект» [13].
Из воспоминаний Петра Николаевича Занадворова, доктора физико-математических наук, профессора физического факультета СПБГУ:
«8 июля 1945 года- торжественная встреча победителей жителями Города-Героя. Соединения корпуса должны войти в город с трех направлений: со стороны Средней Рогатки – 63-я гвардейская Красносельская ордена Ленина Краснознаменная стрелковая дивизия с командованием корпуса и 135-м ГОБС, со стороны Автово – 64-я гвардейская стрелковая дивизия, со стороны Ржевки – 45-я гвардейская стрелковая дивизия… И вот наступило утро. Колонна вступила в город. Вот что такое миллионная демонстрация единства армии и народа! Нас буквально засыпали цветами и подарками, десятки, нет, сотни оркестров на нашем пути от Средней Рогатки до Дворцовой площади, объятия, поцелуи совершенно незнакомых дотоле людей. Ничего подобного, хотя бы далеко приближенного, ни мне, ни моим товарищам испытывать за свою жизнь не приходилось.

Так завершилась для ленинградцев, жителей Города-Героя, Великая Отечественная война 1941–1945 года. Памятником тем, кого уже нет с нами, тем, кто погиб в боях или умер от ран и болезней, в Ленинграде есть улица имени гвардии генерал-лейтенанта Героя Советского Союза командующего 30-го корпуса Николая Павловича Симоняка» [16].



Проект постоянной каменой арки Победы Б.Н. Журавлева.
После окончания войны, архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное творение должно было внушать жителям уверенность в скором восстановлении всей страны. Летом 1945г. Управление по делам архитектуры Ленсовета подготовило проект корректировки Генерального плана Ленинграда. Предусматривалась прокладка новых магистральных улиц, разбивка парков и скверов.

Тогда же встал вопрос о замене временных триумфальных арок на постоянные. В июньском номере журнала «Архитектура и строительство Ленинграда» за 1946 год архитектор А.К. Барутчев дал подробную сравнительную характеристику ленинградских Арок Победы. Указав ту или иную их художественную ценность, автор статьи упомянул, что проекты были временные, создавались без учета предъявляемых к ним функциональных требований. «Все три арки далеки от того облика, который примут эти места в результате осуществления генплана развития Ленинграда». А.К. Барутчев сделал вывод о необходимости возведения каменных арок на новых местах; «наиболее органичным представляется положение арки на Международном проспекте. Наличие пересечения его ответственной диагональной магистралью в месте постановки арки уже сейчас создает предпосылки для решения окружающего ансамбля. Две другие арки потребуют площадей вокруг себя, и нужно сделать все, чтобы эти площади не явились бы случайно возникшими, а были бы закреплены планировочно». Автором статьи было обращено внимание на размер арок, который следовало увеличить. Кроме того, архитектор Барутчев предложил «не рассматривать каменные Арки Победы как точные копии нынешних временных».

Постоянная триумфальная Арка Победителям должна была украсить новую городскую площадь в районе Средней Рогатки.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что для возведения Арки Победы в камне будет объявлен конкурс. Действительно, так и случилось.

В апреле 1946 года прошел открытый конкурс на создание постоянной триумфальной арки Победы. В залах Дома архитектора открылась специальная выставка. Представлено было 44 проекта, среди которых были работы маститых архитекторов и выпускников архитектурного факультета Академии Художеств.



Первую премию получил проект архитектора Б. Н. Журавлева.

Довольно трудно было найти материал с изображением арки Журавлева. Хочу выразить благодарность сотруднику РНБ Леонтьевой Ирине Григорьевне, оказавшей помощь в поиске.

В 3 номере журнала «Зодчий» за 2000 год напечатан материал об этом архитекторе, его статья об архитектуре, в которой он делает самоотчет, анализ своей деятельности и указывает на свои творческие ошибки.

Здесь же, только в качестве иллюстрации его работ, представлен эскиз арки Победы, победивший в проекте триумфальных арок, однако нет никакого описания данного сооружения. (Приложение 8) .

Борис Николаевич прожил всего 61 год, считался талантливым архитектором, чьи работы оценены по достоинству и принадлежат к плеяде лучших. Он участвовал в разработке проектов застройки Невского проспекта, крупнейших магистралей Московского района, строительства станций метро.

После окончания Академии художеств в 1938г. работает в мастерской Е.А. Левинсона и И.И. Фомина в Ленпроекте, преподает в Академии.

С первых дней Великой Отечественной войны добровольцем вступает в Народное Ополчение и участвует в боях под Гатчиной и Колпино в качестве сапера, проектирует оборонительные сооружения. В 1943 г. его отзывают для восстановления Ленинграда. В 1948 г. Б.Н. Журавлев становится руководителем мастерской, ведущей застройку сильно пострадавшего во время войны Московского пр. и прилегающих к нему улиц.
Я могу ошибаться, но мое виденье арки Победы Б.Н. Журавлева представлено ниже.

Это грандиозный проект! Очень сложный, как мне кажется, по исполнению и глубокий- по замыслу. Я долго всматривался в эскиз и увидел в нем аллегорию Победы: 5 выступающих частей арки- каждый год войны- 1941, 1942, 1943, 1944, 1945- как отдельный символ героизма (на арке годы не указаны). На торцевых частях барельефы, увитые пшеничными колосьями и лентой; в верхних частях выступающих пилонов- круглые барельефы. На мой взгляд, в оформлении арки автор использовал изображения наград Великой Отечественной войны, что логично для оформления арки. На втором пилоне изображение имеет сходные черты с лицевой стороной медали «За оборону Ленинграда». На боковой части арки, повернутой к зрителю надпись «Наше дело правое - мы победили», над надписью - круглые барельефы в обрамлении лент, которые напоминают мне лицевую и обратную сторону медали «За победу над Германией». (Кстати, медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" имеет точно такой же аверс).

Каждый из пилонов завершается скульптурной композицией, включающей богиню Нику с лавровым венком в вытянутой руке, опирающейся на орудийные стволы, украшенные пятиконечной звездой, за которыми пирамида из увеличивающихся кверху прямоугольных камней (я предполагаю, что это символ разрушений, принесенных войной).

Вся композиция находится на трехступенчатом пьедестале.

Размеры арки впечатляют! [20].
Теперь остается ответить на вопрос: почему же этот проект так и не воплотился в жизнь? Есть предположение, что И.В.Сталин запретил строительство арки Победы в Ленинграде (Вспомните закрытие музея Блокады, «Ленинградское дело»).

В научных статьях Прудниковой Т.Ю., (в частности «Уроки архитектурного процесса сталинского времени" // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,- 2014.- № 169) можно «прочитать» ответ, почему арка Победы не увидела свет.

В начале 1950-х годов перед архитектурным сообществом Ленинграда встала проблема реконструкции въездной площади у Международного проспекта, только что названного проспектом им. И. В. Сталина (нынешний Московский проспект и площадь Победы). Проспект, получивший имя «вождя народов», должен был стать главным ансамблем города, а в оформлении следовало отразить передовые идеи градостроительства, а так же значимость и значительность советского времени.

Главным художественным критерием для ленинградских градостроителей этого периода выступали три понятия: «размах, реальность и сохранение характера Ленинграда».

Главными исполнителями выступала бригада 6-й мастерской Ленпроекта в составе того самого победителя проекта - Б. Н. Журавлева, В. С. Васильковского, и др.

Однако «профессиональные архитекторы не смогли справиться с поставленной задачей, что неоднократно подчеркивалось на обсуждениях в ЛОССА (Ленинградское отделение Союза советских архитекторов)»,- цитирую Прудникову Т.Ю.

«…Всего в проектировании, посвященном застройке начальной площади на проспекте им. И. В. Сталина, организованном в Ленинградском Инженерно- Строительном Институте , приняли участие 20 выпускников архитектурного факультета. Нужно отметить, что ни один из дипломных проектов не воплотился (да и не сохранился до сегодняшних дней)» [15].

В конечном итоге площадь была оформлена С. Б. Сперанским, В. А. Каменским, скульптором М. К. Аникушиным и др., но уже намного позднее, в другую эпоху и по другим канонам.

Арка Победы в Красном Селе: от проекта до воплощения.

«Арка станет тем местом, где каждый будет чувствовать не только гордость за своих героических предков, но и свою причастность к увековечиванию памяти об их подвиге".

Геннадий Фоменко

В 2007 году Почетный гражданин Санкт-Петербурга, автор «Блокадной книги»  Даниил Гранин обратился к  губернатору Санкт- Петербурга В. И. Матвиенко с идеей воссоздания арки Победы по историческому проекту, напомнив об исторических событиях 8 июля 1945г.

«У нас есть памятники блокаде, жертвам и героям войны, а памятника собственно победе до сих пор нет, - сказал он,- «летом 1945 года были установлены три триумфальные арки, через которые в город входили войска-победители. Однако они были временными и через три года их разобрали».

В.И. Матвиенко одобрила предложение. «Конечно, это не будет «воссозданием» - и место уже не историческое (там где стояла арка – все застроено), и строение из гранита, конечно же, будет намного более монументальным, чем фанерное», - отметил А. В. Кобак, заместитель председателя Совета по охране культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.



Главным предметом обсуждения стало место строительства и какую из арок выбрать для восстановления. Остановились на Комсомольской площади в створе проспекта Стачек (еще предлагался вариант – в Московском парке Победы). «Этот вариант понравился нам, так как сейчас Комсомольская площадь выглядит несколько незавершенной. Там в центре планировался обелиск, но сейчас пусто. Кроме того, получается своеобразная перекличка времен – сначала человек будет проезжать Нарвские ворота, а потом Арку Победы- двум величайшим победам в истории нашей страны – в 1812-м году, и в 1945-м», - отметил в апреле 2008г. А. В. Кобак [19].

Проектные материалы того времени не сохранились, поэтому для эскизной проработки «Арки победы» были использованы сведения из публикаций о примерных размерах арок и архивные натурные фотографии, по которым с известной мерой приближённости удалось установить основные пропорции сооружения. При этом были учтены мнения современников о будущем существовании этих триумфальных знаков великой Победы.  В качестве эталона выбрали работу известного архитектора Александра Гегелло.

Глава союза архитекторов Петербурга Владимир Попов и институт «Ленниипроект», главным архитектором которого он является, а также скульптор Борис Петров начали работу над эскизным проектированием Арки Победы на основании фотографий арки А.И. Гегелло. Одна из идей Владимира Попова – сделать на «вершине» новой триумфальной арки музей. Как и на Нарвские ворота, через одну из ее опор можно будет подняться наверх. Впрочем, все это было только на уровне эскизного проектирования.

Шли годы… В.И. Матвиенко  избрали на пост спикера Совета Федерации.

В Санкт-Петербурге - новый губернатор…

Что стало причиной заморозки воплощения такой значимой для города идеи?

Во-первых, проект не утвердил общественный совет Санкт-Петербурга, поскольку в то место, которое предлагалось для арки (Комсомольская площадь), он никак не вписывался. (Д. А. Гранин сегодня признается, что тогда даже обиделся. И тем не менее фронтовик нашел силы еще раз попытаться осуществить задуманное).

Во-вторых, был вынесен вердикт, что построить Арку Победы на одном из тех мест, где они были в 1945 году, уже невозможно: новые дома, дороги, коммуникации. Один вынос тех же коммуникаций обойдется гораздо дороже, чем строительство арки.

Вновь к идее строительства Арки Победы вернулись в 2013 году. «Мне кажется, необходимо поддержать эту очень правильную инициативу. Думаю, многие петербуржцы идею создания арки на народные деньги поддержат», – сказал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

Народное финансирование было выбрано неслучайно. Главное здесь - не экономия бюджетных средств, а действительно уникальная возможность принять участие в создании памятника для каждого, кто помнит и гордится подвигом своего народа, своих родных и близких. Ведь участие в той войне, просто жизнь в те годы - это уже подвиг.

Учитывая то, что бюджетом города строительство такой арки не предусмотрено, но к 70-летию Великой Победы построить ее очень желательно, решили поручить решение этого вопроса какой-нибудь из общественных организаций

Наконец, в апреле 2014г. Градостроительный Совет при правительстве Санкт-Петербурга одоб­рил проект Арки Победы. Экспертам пришлись по душе художественный замысел и стилевое решение Триумфальной арки, но месторасположение было выбрано другое: Когда Красное Село, ценой кровопролитных боев, удалось отбить у немцев, блокада была полностью снята. Сейчас в этих местах построено несколько новых микрорайонов, но именно в том месте, где предложили строительство Арки Победы, коммуникации практически отсутствовали и больших затрат на их перенос не требовалось. 

В мае 2014 года Совет Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области вновь выступил с инициативой создания триумфальной арки Победы[19].



Грядущий юбилей Великой Победы показался чиновникам достойным поводом, чтобы одобрить проект строительства арки.

Генерал-майор Геннадий Фоменко - глава МОО "Совет Героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области" решил взять инициативу в свои руки. По его мнению, Красносельский район идеально подошел для такого объекта: «Арка появится внутри транспортного кольца на пересечении ул. Ленина, Кингисеппского и Гатчинского шоссе». Выбор пал на Красное Село, где в годы Великой Отечественной войны проходил оборонительный рубеж, на котором ценой немалых потерь был остановлен враг. Освобождением Красного Села от фашистов в январе 1944 года завершилась операция по полному снятию блокады Ленинграда.



Евгений Владимирович Никольский, глава администрации Красносельского района на общественных слушаниях провел небольшой экскурс в историю, чтобы обосновать место, выбранное для установки монумента: «Здесь, в Красном Селе, в январе на протяжении трех дней велись жесточайшие бои. Русские войска вытесняли со своей территории врага. Чтобы помешать наступлению наших войск, гитлеровцы взорвали плотину между Безымянным и Дудергофским озерами…Русские солдаты сражались по пояс в ледяной воде... Утром 19-го числа рядовой Иван Киреев поднял над руинами вокзала красный флаг».

13 мая 2014 г. на заседании Смольного глава администрации Красносельского района Е. В. Никольский представил проект постановления правительства Петербурга об установке в 2015 году арки Победы в Красном Селе. (Приложение 9- Постановление от 13 мая 2014 г. N 354)

Арка будет находиться в центре круглой площади на небольшом подиуме. Вокруг Арки расположится лестница в три ступени. Вход на территорию - по наземному пешеходному переходу со стороны пр. Ленина. Учтены интересы маломобильных групп населения: для них установят пандусы.

Перед Аркой освободят небольшое пространство, предназначенное для проведения мероприятий. В целях обеспечения транспортной безопасности граждан по периметру территории предложено устройство газона с посадками кустарника для зеленой изгороди, высотой стрижки не менее 500 мм. 



Главный фасад арки будет ориентирован в сторону Гатчинского и Кингисеппского шоссе. Ракурс просмотра арки с двух направлений не искажает ее общего вида. Один из боковых фасадов ориентирован по оси ул. Восстановления и своим образом  напоминает стройный маяк. Арка сориентирована таким образом, чтобы фигуры Славы встречали въезжающих в город по Красносельскому шоссе – по дороге воинов-победителей. Мечи же, как напоминание о ратном подвиге, установят с другой стороны сооружения – с той, которая смотрит на проспект Ленина.

Высота арки составит 20 метров, ширина пролета - 11 метров. Арку предложено выполнить в монолитном железобетоне с облицовкой брусками серого гранита. Декоративное оформление будет выполнено из бронзового тонкостенного литья. В отделке будут также применяться цельные гранитные блоки.

Архитектор Владимир Попов и скульптор Борис Петров изучили эскизы трех арок и создали свой уникальный проект. Один фасад выполнят в традициях воинских монументов с надписью "Воинам победителям слава" (такая же была и на временных арках, возведенных в Ленинграде в 45-м, но не сохранившихся до наших дней), другой будет торжественно декорирован обелисками и надписью "Защитникам Ленинграда слава». Декоративное оформление выполнят из бронзового литья, парадный фасад украсят фигурами с венками Победы, гирляндами и декоративным карнизом.

Борис Петров, профессор кафедры скульптуры Института им. Репина поясняет: «Особенность в том, что стены арки наклонные - это не вертикальная плоскость. Я сымитировал этот угол, эти масштабы». «Мы не хотим усложнять образ Арки лишними колоннами и козырьками. Она будет простым, и красивым символом единения всех усилий в победе», - отметил Геннадий Фоменко.

Все элементы - традиционные для подобных сооружений, они будут отлиты из бронзы. Саму арку возведут из бетона, сверху облицуют карельским гранитом.

Планируется, что монумент увековечит наименование воинских частей, участвовавших в снятии блокады Ленинграда.

Техническую документацию разработал «ЛЕННИИПРОЕКТ».



(Приложение 10 )

Все бронзовые отливки выполняет завод «Монументскульптура».

Стоимость арки- около 100 млн., которые собирали в виде пожертвований: граждане перечислили самые разные суммы от 9 рублей до 500 тысяч рублей.

После завершения строительства монумент будет передан в казну Санкт-Петербурга. Последующее содержание, ремонт и реставрация будут осуществляться за счет средств бюджета города.

Реализация проекта Триумфальной арки: как это было…

/на основе ТВ новостей/



Проект «Арка победы» (Приложение 11)

- это больше, чем строительный проект триумфальной арки юбилею Великой Победы. Это знак благодарности современного поколения солдатам, бесстрашно сражавшимся на фронтах Великой Отечественной за нашу мирную жизнь и свободу. Это проект нравственного социально-патриотического воспитания через обращение к истории. 

«Главное, люди хотят быть причастными к этому проекту, — отмечает Геннадий Фоменко. — Мы идем строго по намеченному графику. Завершены все проектные работы, документация сдана на экспертизу. Дорожно-строительная организация сейчас готовит участок схождения пяти дорог к реконструкции.

Споров было много — зачем нужна Арка Победы в Красном селе?

Уже сегодня даже скептики удивляются, как удалось организовать строительство так быстро и слажено, при этом не создавая проблем местному населению: жители района, волновались, как бы не усугубилась обстановка с транспортом. Поток автомобилей в итоге удалось грамотно перенаправить. Машины нигде не останавливали. Строительство арки тем временем шло полным ходом.

В ходе реализации проекта на перекрестке пяти дорог была устроена площадь с круговым движением. Создание развязки кругового движения стало одним из фундаментов народного памятника; полоса движения расширена, а пропуск транспорта стал ускоренным. 

9 сентября 2014 года получено разрешение на строительство Арки Победы. Проектная и рабочая документация в полном объеме разработана, прошла государственную экспертизу, и 1 октября вручена генподрядчику и субподрядчику для начала производства работ.

23 сентября 2014г. в творческой мастерской на переулке Каховского авторы проекта - Борис Петров и Владимир Попов презентовали полноразмерную модель правой части скульптурной композиции - фигуру "Слава" высотой 3,75 метров.

«Кончая войну- воткни штык в землю»,- так скульптор начал описание созданных им элементов декора. «Клинком вниз опущенный меч означает победу - завершение войны, к тому же он увенчан венками славы. Что касается двух фигур Славы, то это конечно традиционный элемент, он присутствует во всех классических арках…»

22 октября 2014г. в архитектурной мастерской на Английском проспекте состоялась презентация элементов декора будущей Арки Победы. Скульптор Борис Петров собственными руками вылепил все элементы декора будущего монументального изваяния. Художественный совет рассмотрел каждый элемент после его изготовления в глине. Утверждена проектная рабочая документация модели «Меча Победы», которой все остались довольны.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Водных объектов в зоне влияния свалок
files -> Информация о подготовке ко Дню правовой помощи
files -> Нормы морфологии и синтаксиси трудные случаи морфологии
files -> Большой зал Детской филармонии Общее количество мест – 500 (+ 4 для людей с офв) На сцене рояль –
files -> Печатная Сб Научно-методическая конференция «Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования» Славянск на Кубани 2011 0,3


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал