Труд 29. 09. 11 Светлана Астахова Хоть в школу, хоть на mba



Скачать 76,63 Kb.
Дата29.10.2016
Размер76,63 Kb.
ТРУД

29.09.11


Светлана Астахова

Хоть в школу, хоть на MBA

Дистанционное обучение в России за почти 15 лет приобрело десятки тысяч поклонников

Благодаря IT-технологиям качественное образование современному человеку доступно в дистанционном формате. Студент может обучаться в своем родном городе, даже если ближайший университет находится за границей. «Труд» подобрал самые популярные заведения, предлагающие дистанционное обучение с разным уровнем подготовки.

Критерии допуска ниже, чем для очно-заочного обучения, то есть допускаются все желающие. При этом нет необходимости грызть виртуальный гранит науки с утра до вечера — достаточно сформировать свой собственный график согласно предложенной учебной программе, следовать ему и вовремя сдавать онлайн-сессию: не нужно отпрашиваться с работы или клянчить отпуск за свой счет на время сдачи экзаменов.

Цены на дистанционное обучение значительно симпатичнее, чем на очно-заочное: заведение экономит на аренде, электропитании и технике, преподаватели могут обучать большое количество людей одновременно. А в итоге выпускнику достанется самый настоящий диплом.

Первой попыткой сделать дистанционное образование реальностью считается идея Исаака Питмана в 1840 году обучать стенографии студентов в Соединенном Королевстве с помощью почтовых бандеролей. В России же официальным днем основания этой формы обучения стало 30 мая 1997 года, когда вышел приказ Минобразования России с разрешением образовательным учреждениям обучать студентов дистанционно.



Как и где учат

На сегодняшний день во многих вузах столицы есть дистанционные факультеты. И в каждом учебном заведении они имеют свои особенности и нюансы. Хотя в целом обучение проходит по типичной схеме: пользователь заполняет заявление, высылает скан квитанции об оплате, подписывает договор, получает ключ доступа к учебным материалам и начинает свой учебный марафон.

На сайтах фиксируется статистика посещаемости, преподаватели (или тьюторы) высылают и проверяют контрольные работы и тесты, наиболее сложные темы обсуждаются на электронных семинарах и форумах, проводятся веб-конференции. Процесс обучения проходит посредством электронных систем дистанционного обучения (ЭСДО или СДО).

В целом весь процесс дистанционного обучения не предполагает личного присутствия студента, но один раз явиться все-таки придется — для итоговой очной аттестации. Если все прошло успешно, то счастливому выпускнику вручают «корочку» гособразца. Для защиты и получения негосударственного свидетельства об обучении присутствие не нужно вовсе.

Школьное образование

Не у всех есть возможность и желание оканчивать школу традиционным классно-урочным способом. Как правило, это характерно для детей, подолгу пребывающих за рубежом, детей-инвалидов или вундеркиндов, способных осилить школьную программу в гораздо более сжатые сроки. А кто-то спустя многие годы после получения неполного среднего школьного образования решает окончить 10-11-й класс. В таких случаях есть два варианта — экстернат и дистанционное обучение.

В первом случае от экстерна требуется самостоятельная подготовка и явка на экзамены, оплата не требуется. Окончить экстерном можно практически любую московскую школу. В 2006 году образовалась «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». «ВШКМ» представляет собой серии мультимедийных пособий, интерактивных упражнений и тестов для средней школы, специально разработанных согласно официальной программе Министерства Образования РФ. «ВШКМ» не дает аттестатов или свидетельств, а только предлагает качественные виртуальные материалы по углубленной школьной программе, которые весьма пригодятся тем, кто по каким-то причинам решил не тратить время на традиционное посещение школы. Материалы сейчас доступны для заказа через интернет, а у граждан России есть возможность получить бесплатный доступ к ним.

Плюсы дистанционного образования заключаются в том, что учебный процесс обеспечивается и контролируется на протяжении всего семестра опытными преподавателями, а материалы предоставляются в разнообразных виртуальных форматах: от обычной книги до интерактивных онлайн-игр. Экзамены же сдаются посредством аудиопрограмм и веб-камеры. Первая аккредитованная дистанционная школа в России — интернет-школа «Просвещение» — официально имеет статус среднего общеобразовательного учреждения. Она предлагает образование по программам 1-4-го, 5-9-го и 10-11-го классов. Для зачисления необходимо подать виртуальное заявление, курьером либо почтой отправить необходимые оригиналы документов, выслать платежный документ об оплате, сразу после чего новоявленный школьник получает данные для доступа к электронным библиотекам. По успешном окончании учебы выдаются аттестаты.



Профессиональное образование

Профобразование в России все еще переживает кризис, поскольку считается маловостребованным и непрестижным. Но потребность в рабочих профессиях есть, и достаточно серьезная. К сожалению, образовательных заведений такого типа и без того немного, а развивающихся в ногу со временем — еще меньше. Но они есть.

Русский институт управления практикует дистанционное обучение специалистов по направлениям «экономика», «менеджмент», «право и организация социального обеспечения», «социальная работа». Со временем этот дистанционный проект собирается предложить студентам еще и программирование в компьютерных системах.

Документы принимаются от лиц, окончивших 11 классов средней общеобразовательной школы. Алгоритм обучения все тот же: подача заявления, поступление, оплата ежемесячная, дистанционные сессии. Обучение длится 3–4 курса по 8–12 месяцев. Присутствие необходимо только единожды — при защите диплома гос. образца.

Также получить профобразование можно в Московском экономическом институте и Современной гуманитарной академии. Выбор направлений не так велик, как хотелось бы, но и количество таких специалистов сокращается, что придает им весомость на рынке услуг.

Высшее образование и второе высшее

Получить высшее образование дистанционно можно почти во всех столичных вузах. МГУ им. М. В. Ломоносова предлагает дистанционные программы факультетов, школ, институтов. МГИМО активно использует интернет-технологии для дистанционного обучения своих студентов. В РГСУ ради дистанционного обучения было создано специальное подразделение — Электронный федеральный социальный университет Российского государственного социального университета (ЭФСУ). Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им.  Н. Э. Баумана совместно с Bauman Computer Training Company, Inc. (США) обучает слушателей в дистанционном режиме.

Получить высшее образование дистанционно можно в таких институтах, как Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП), Московская финансово-юридическая академия (МФЮА), Московский государственный университет приборостроения и информатики, Московский авиационный институт (МАИ), Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ), Финансовая академия при правительстве РФ. В принципе перечислять можно бесконечно. Второе высшее образование дистанционно предлагают также десятки вузов.



Дополнительное образование

Менеджмент МВА (Master of Business Administration) от ведущих британских школ в Москве и больших городах стал одной из самых востребованных и популярных программ. MBA уже много лет предлагает повышение квалификации для менеджеров высшего и среднего звена. По данным интернет-ресурса MBA.su, в сентябре 2011 года в топ-10 заведений, практикующих МБА, вошли: МИРБИС, ИБДА РАНХиГС, ВШБ ГУУ, ВШФМ РАНХиГС, ВШМБ РАНХиГС, ВШБИ ВШЭ, ФИММ РАНХиГС, МШБ Финуниверситета, ИДПО МГИМО, БШ ВАВТ.

Что примечательно, программы продолжают открываться в вузах. Так, например, с этого года запускаются программы в РГГУ.

«У нас были все возможности для этого: есть кадры, есть интересные программы, есть опыт проведения программ допквалификации, когда выдается диплом в дополнение к основному, — рассказывает директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов профессор Михаил Дарвин. — Год мы разрабатывали программы, проводили обучение своих кадров. И вот на сегодня имеем разработанные программы — базовая „стратегический менеджмент“, а потом уже „лингвобизнес“, „маркетинг“ и „бизнес-английский“. Мы открываем программы, которые ориентированы на синтез гуманитарного образования и бизнеса. Идут звонки, приезжают на собеседование заинтересованные люди — идея оправдывается».



Нужны ли такие кадры

Российское дистанционное образование активно развивается, внедряются новые схемы, формы и методы. Сейчас получить практически любое образование на расстоянии не проблема. Но насколько котируются такие специалисты? Ответ прост: работодателей в первую очередь интересует опыт специалиста, наличие и качество практики. Наниматель, скорее всего, не будет колебаться, кого выбрать — практика, получившего образование дистанционно, или теоретика, окончившего очное отделение.

«Строка в резюме о наличии высшего образования всегда производит благоприятное впечатление на рекрутера и работодателя. Практика показывает, что даже на рядовые позиции требуются люди с высшим образованием, — комментирует ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Мусейчук. — Так, например, топ-менеджеры с неоконченным высшим образованием — скорее исключение, подтверждающее правило. Диплом соискателя, полученный в результате дистанционного обучения, в моей практике оценивался работодателями не самым лучшим образом, уступая место дипломам классических вузов. Однако хороший опыт работы, полученный кандидатом, в большинстве случаев склоняет чашу весов выбора работодателя в положительную сторону. Все-таки качественные знания требуют применения на практике, тем самым влияя на профессиональный уровень кандидата».

Цифры


  • 50 000 рублей стоит один год дистанционного обучения в бакалавриате МАИ

  • 89 000 рублей — самая дешевая программа дистанционного обучения MBA

  • 9000 рублей — дистанционные подготовительные курсы по литературе для поступления в МГУ

  • 300 рублей в час в среднем просят педагоги по английскому языку за урок по Skype

Опрос: А как вы относитесь к «дистанционке»?

Андрей Старый, IT-менеджер- Дистанционное образование — это как работа фрилансером. Оно вполне может быть и качественным, но для молодых людей это серьезное испытание. Оно подходит для взрослых людей с хорошей самодисциплиной, которые в силу некоторых обстоятельств не могут посещать занятия живьем. В силу стереотипов мне кажется, что дистанционное образование менее качественное, нежели традиционное. Однако допускаю, что с развитием технологий такой тип образования должен выйти на лидирующие позиции.



Борис Лядов, PR-менеджер- Такое образование, на мой взгляд, ничем не хуже классического очного или — тем более — заочного. В процессе получения знаний прежде всего важна не форма подачи материала, а стремление к знаниям. А информация, полученная самостоятельно, запоминается лучше. Тысячи очников сдают экзамены со шпаргалками и по окончании обучения некомпетентны. Среди дистанционников таких наверняка тоже немало. Но те, кто действительно учился, имеют полное право считаться профессионалами.

Павел Шведов, редактор- Дистанционное образование позволяет получить диплом европейского университета, побывав в нем однажды для сдачи итогового экзамена. К тому же вы получаете доступ к информативным, постоянно обновляемым и совершенствующимся авторским курсам, да и язык практикуете. Но как работодатель могу сказать, что настороженно отношусь к таким соискателям, если «дистанционка» в качестве образования у них единственная. А вот как дополнение к классическому университетскому это отличный вариант.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница