Учебнаяпрограмма дисциплина: Этнология Направление подготовки: 031600 Реклама и связи с общественностью Профили: Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере



Скачать 371,11 Kb.
Дата30.10.2016
Размер371,11 Kb.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова»


Факультет заочного обучения





У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А
Дисциплина: Этнология
Направление подготовки: 031600 Реклама

и связи с общественностью
Профили: Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере;

Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления,
Квалификация (степень): бакалавр

Нижний Новгород

2012

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Этнология» предполагает дать целостное представление о феномене «этнос», его структуре, признаках, функциях, а также о проблемах этнических отношений, формах и типах межэтнической коммуникации.

Курс «Этнология» должен ознакомить студентов с этнокультурными картинами мира, с эволюциями основных теории, подходов, парадигм в описании народов их культур, и их ролью и местом в современном коммуникативном процессе.

Для этого необходимо ознакомить студентов с различными школами и направлениями, существующими как в отечественной, так и в зарубежной этнологии.

Одна из главных целей курса – способствовать обогащению и развитию внутреннего духовного мира, пробуждению интереса к самостоятельному творческому освоению многовекового наследия традиционной культуры, влияющему на формирование гуманистического мировоззрения. В конечном итоге знание этнологии должно помочь молодым специалистам правильно организовать проекты рекламы и социальной коммуникации в условиях глобализации и полиэтничного культурного пространства.

Другой важной целью данного курса является воспитание любви к родной культуре, истории и традициям своего народа, а также формирование толерантного отношения к представителям иной культуры.

Задача дисциплины: ознакомление с понятийным аппаратом этнологической науки, методологией и методикой работы с этнографическими, этнолингвистическими, этносоциологическими фактами современной коммуникации; основными принципами классификации народов мира, этнографическими характеристиками регионов и отдельных народов, включая проблемы этногенеза и этнической истории.

Задачами дисциплины являются исследование становления и развития понятий «этноса» и «этничности», знакомство с различными взглядами на место этнической культуры в социуме, рассмотрение представлений об антропогенезе и этногенезе, типологии и классификации этносов, психологии этноса, внутри- и межэтнических коммуникациях и контактах.

К задачам курса также относится изучение материального и духовного мира различных этнических культур, выявление доминирующих в том или ином типе культуры ценностей, значений и смыслов, определяющих его историко-культурное своеобразие.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Этнология» относится к вариативной части (дисциплина по выбору) общепрофессионального цикла (Б.3) ООП по направлению подготовки 031600 – Реклама и Связи с общественностью.



Междисциплинарные связи

п/п

Наименование дисциплин

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8



1.

Философия







+

+
















2.

История

+

+






















3.

Религиоведение













+













3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины студент должен



знать:

- основные понятия этнологии;

- основные проблемы и теории этнологии, этапы развития этногенеза; специфику этносов и этнической культуры;

- принципы классификации народов мира;

- основные характеристики историко-этнографических областей и отдельных народов;

-основы межэтнической коммуникации;



уметь:

- пользоваться понятиями и специальной терминологией этнологии;

- работать с этнографической литературой и источниками;

- свободно ориентироваться в представлениях о языковом, антропологическом и конфессиональном составе народов мира, уметь соотнести их друг с другом;

- формулировать научное и этически достоверное суждение относительно этноконфессиональных, этнорасовых и этнокультурных проблем современности;

- формулировать самостоятельно позицию в научной и практической деятельности в сфере этнической культуры;



владеть:

- навыками самостоятельного анализа современной ситуации в сфере межэтнических отношений и межкультурной коммуникации, а также обладать способностью экстраполировать эти знания на различные сферы социальной жизни.

В процессе освоения учебной дисциплины «Этнология» студент должен овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановкой цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
  • способностью участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацелен на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации, общего культурного и профессионального уровня сотрудников (ПК-22).


4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,5 зачетные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

10
















10







В том числе:




























Лекции (Л)

10
















10







Практические занятия (ПЗ)




























Семинары (С)




























Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

80
















80







В том числе:




























Курсовой проект (работа)




























Расчетно-графические работы




























Реферат




























Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)




























Вид промежуточной аттестации - зачет

х
















х







Общая трудоемкость, час

90
















90








5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание по разделам

Тема 1. Предмет, объект и методы этнологии

Этнология в системе междисциплинарного знания. Этнология, этнография, культурная (социальная) антропология. Основной понятийный аппарат этнологической науки. Этническая культура и ее фундаментальные свойства. Этнос, этничность, этноцентризм. Мировоззренческое значение этнологического знания, Методологические и теоретические противоречия этнико-конффессиональных картин мира.



Тема 2. Эволюция этнологической науки

Формирование этнологии как самостоятельной дисциплины в середине XIX в. Дарвинизм и возникновение эволюционистских концепций в этнологии. Культурно-историческое, социологическое и географическое направления в эволюционизме. Диффузионизм. Историко-географическая школа. Учение о культурных кругах. Функционализм. Б. Малиновский. А. Радклифф-Браун. Школа исторической этнологии Ф. Боаса. Психологические концепции культурной антропологии. А. Кардинер, Р. Бенедикт. Научное наследие М. Мид. Неоэволюционизм. Структурализм. Релятивистские построения М. Херсковица. Социобиологическое и культурно-экологическое направление в американской этнологии. Интерпретативная антропология. Герменевтические исследования символических сторон культуры. К. Гирц. В. Тёрнер.



Тема 3.Концепции этногенеза

Этнографические трактовки культуры. Этническая культура и этническая специфика культуры. Функции этнической культуры. Принципы и условия воспроизводства этнической культуры. Культурная традиция: проблема диахронной устойчивости. Вариативность этнической культуры, культурной традиции. Соотношение понятий этнос, народ, нация. Этногенез и этническая история. Типология этносов. Структура этносов. Теории этносов. Объективистские, инструменталистские и конструктивистские подходы к пониманию природы этноса и этничности. Эндогамия - экзогамия. Эндоэтноним - экзоэтноним. Этническое самосознание. Раса и этничность: социальное и этнографическое содержание понятий. Этническая мобилизация. Этнокультурная дивергенция и конвергенция. Этникос. Трактовка понятий «адаптация», «аккультурация», «интеграция» в российской этнологии.



Тема 4. Этнические процессы XX и XXI веков. Особенности демографической ситуации на планете в XX и XXI вв.

Понятие "демографический взрыв". Темпы изменения численности населения мира. Особенности естественного прироста населения в разных странах мира. Районы с наибольшей концентрацией населения. Этнический состав мирового населения. Особенности государственной демографической политики в разных странах мира.



Тема 5. Классификация народов мира

Принципы классификации. Географическая классификация. Этнолингвистическая классификация языков и народов. Природа языка. Возникновение крупнейших языковых семей. Языковые ветви, группы, диалекты, говоры, языки. География языковых семей. Антропологический состав народов мира. Большие и малые расы. Антропологические типы. Контактные (смешанные) расы. Современная география религий. Традиционные верования, региональные (национально-государственные религии), мировые религии. Историко-этнографические области и культурно-хозяйственные типы.



Тема 6. Этническая идентичность. Элементы психологии этноса

Связь понятий этническое сознание, этническое самосознание, этническая идентичность. Сходство и различие понятий этническая идентичность и этничность. Функции этничности.

Этническая идентичность как результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса. Структура этнической идентичности (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты). Этническая осведомленность.

Этапы становления этнической идентичности. Проблема изменения этнической идентичности. Особенности формирования этнической идентичности в России в постсоветский период. Этническая идентичность и миграционные процессы конца 20 начала 21 веков (Евросоюз, РФ).



Тема 7. Этническая культура

Понятие этнической культуры. Элементы этнической культуры. Этнические стереотипы и этнические образы. Понятие, виды этнических стереотипов. Стереотипное поведение. Специфика стереотипизируемой группы, социально-политические и экономические условия развития этнических групп, длительность и глубина исторических контактов этносов как факторы, определяющие содержание этнических стереотипов. Авто- и гетеростереотипы личности. Особенности этнических предубеждений. Многообразие и равноценность этнических культур.



Тема 8. Межэтнические коммуникации

Понятия межэтнической коммуникации и межэтнических отношений в контексте этнопсихологической науки. Виды этнокоммуникационных процессов. Исторические, социальные, культурные, психологические, ситуативные и политические факторы, определяющие процессы межэтнических коммуникаций.

Этнические контакты и их результаты. Варианты этических контактов (прибавление, усложнение, убавление, обеднение).

Этническая ассимиляция и межэтническая интеграция как результаты межэтнических коммуникаций. Формы межэтнических отношений (геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация).

Концепция культурного шока. Теории этнокультурного взаимодействия. Специфика процессов аккультурации. Этнические процессы в современном мире. Межэтнические отношения в Нижегородской области.

Тема 9. Природа этнических конфликтов

Определение и классификация этнических конфликтов. Понятие «межэтническая напряженность». Причины, развитие и способы урегулирования этнических конфликтов. Латентные и открытые этнические конфликты. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития.

Причины этнических конфликтов в РФ и в странах ближнего зарубежья. Основные правила, направленные на избежание этнических недопонимания и напряженности. Этнокультурная толерантность.

Роль специалистов PR-служб и специалистов-международников в профилактике межэтнических конфликтов и гармонизации межэтнических отношений.



Тема 10. Народы Зарубежной Европы

История сложения современной этнографической карты Европы. Доиндоевропейское население в древности и современности (баски, пикты, лигуры и др.) Кельты в Европе. Германские и славянские народы, их миграции и размещение. Романские народы. Великое переселение народов и его роль в изменении этнографической карты Европы.

Классификация населения Европы по историко-этнографическом областям. Средиземноморская историко-этнографическая область. Северная Скандинавская историко-этнографическая область. Центрально-европейская историко-этнографическая область. Народы Молдавии и Поднестровья. Народы Прибалтики. Народы Закавказья.

Конфессиональный состав европейских стран. Федеративные и унитарные государства в Европе. Проблема диаспор и национальных меньшинств в европейских странах. Внутри- и межэтнические конфликты и современные этнодемографические процессы в Европе.


Тема 11. Народы Российской Федерации

Этнологическая, лингвистическая и административная карта Российской Федерации. Происхождение и основные этапы формирования восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Современное расселение. Традиционные хозяйственные занятия, социальные институты и общественный быт русских. Русское присутствие в мире. Проблема «расколотой нации». Современные этнодемографические процессы в России. Финно-угорские и тюркоязычные народы Волго-Камского региона. Народы Европейского Севера России. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока.



Тема 12. Народы Азии

Историко-культурные области Азии: Восточная Азия, Центральная и Средняя Азия, Южная Азия, Западная Азия, Юго-Восточная Азия. Основные направления современных этнодемографических процессов в азиатских странах.

Народы Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. Этногенез и этническая история. Традиции письменности. Конфессии Восточной Азии: конфуцианство, даосизм, буддизм. Синтоизм в Японии. Тибетский ламаизм. Общее и особенное в культуре восточно-азиатских народов.

Народы Юго-Восточной Азии. Народы Юго-Восточной. Древнейшая история стран Юго-Восточной Азии. Континентальная и островная часть Юго-Восточной Азии. Миграции австролоидов и монголоидов. Языковая карта Юго-Восточной Азии в древности и современности. Рисовые цивилизации Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма и его роль в традиционной культуре. Индуизм, христианство и ислам в странах Юго-Восточной Азии.

Народы Южной Азии. Природа, климат и ландшафт Индостана и сопредельных территорий. Древнейший этногенез в странах Южной Азии. Цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы и их роль в сложении историко-этнографической области Южной Азии. Арийское завоевание. Языковой и антропологический состав в древности и современности. Индуизм и кастовый строй в странах Южной Азии. Возникновение и распространение буддизма. раннее христианство и ислам. Этнографическое своеобразие южно-азиатских стран – Индия, Шри-Ланка и Непал.

Народы Западной Азии. Древнейший этногенез и этническая история народов Западной Азии. Афразийская, индоевропейская и алтайская языковая семья в переднеазиатском регионе. Цивилизационная роль народов Западной Азии в общемировой культуре. Религии откровения: иудаизм, христианство, ислам. Изменение этнической и языковой карты региона в ходе арабо-мусульманской колонизации и монгольского нашествия. Ислам в культурной традиции народов Западной Азии. Современные этнодемографические процессы. Основные характеристики материальной и духовной культуры.



Тема 13 Народы Африки

Африка в доколониальный период. Древнейшая история человечества на африканском континенте. Проблема «Африканской Евы». Проблема неравномерности исторического развития («опережение» и «отставание» на материале африканского региона). Антропологический состав Африки в прошлом и настоящем. Этнолингвистические характеристики населения Африки. Северная и Северо-Восточная Африка. Этническая история до начала арабо-мусульманской колонизации. Раннее христианство в Северо-Восточной Африке. Исламизация и христианизация местного населения. Общее и особенное в культуре народов стран Магриба. Земледелие, скотоводство и номадизм. Арабский город в Северной Африке.

Африка южнее Сахары. Историко-культурное и географическое районирование Африки южнее Сахары. Ранняя этническая история. Складывание древнейших языковых семей, миграции народов и их размещение. «Сельские цивилизации» в тропической Африке. Средневековая государственность. Европейская колонизация и последствия работорговли. Современные этнические и этнодемографические процессы в Африке. Трибализм и негритюд. Урбанизация в странах южной Африки.

Природа, климат и ландшафт. Хозяйственная специализация. Мотыжное тропическое земледелие, животноводство и полукочевое скотоводство. Народы койсанской и конго-нигер-кордофанской семьи. Пигмеи. Этнографический обзор по регионам: Западная Тропическая Африка, Центральная Африка, Восточная Тропическая Африка, Южная Африка. Народы Мадагаскара.



Тема 14. Народы Америки

Происхождение американских индейцев и проблема заселения Нового Света. Антропологическая характеристика аборигенного населения. Языковая классификация. Краткий очерк европейской колонизации. Культурно-хозяйственные типы Северной Америки. Арктические охотники и зверобои. Лесные индейцы Канады и США. Оседлые рыболовы северо-западного побережья. Земледельческие традиции и культуры в Америке: ирокезы юго-востока и пуэбло юго-запада. Классика этнографического описания - Л. Морган и Ф. Энгельс об ирокезах. Собиратели Калифорнии - «желудевые индейцы». Эволюция культурно-хозяйственного типа индейцев прерий – от пеших охотников и собирателей к номадам. Современное состояние американских индейцев. Высокие цивилизации Центральной и Южной Америки: инки, майя, ацтеки. Цивилизационные отличия Старого и Нового Света. Складывание современной этнолингвистической карты в странах Латинской Америки. Языковая классификация народов. Современные этнодемографические и этнорасовые процессы. Урбанизация латиноамериканского мира. Культурно-хозяйственные типы Южной Америки: тропические мотыжные земледельцы, охотники и собиратели тропических лесов междуречья Ориноко и Амазонки, охотники и номады аргентинской пампы, морские охотники и собиратели Огненной земли. Традиционная культура индейцев Америки. Индейский вклад в общемировую культуру.



Тема 15. Историко-этнографическая область Австралии и Океании

Историко-этнографическое районирование Австралии и Океании: Австралия и Тасмания, Микронезия, Меланезия и Новая Гвинея, Полинезия. Заселение Австралии и Тасмании. Происхождение австралийских и тасманийских аборигенов. Языковые и антропологические характеристики. Географическая изоляция и особенности традиционной культуры аборигенов. Современное состояние. Формирование англо-австралийской нации.

Народы Меланезии и Новой Гвинеи. Ландшафт, климат, природные условия. Языки. Антропологические типы. Проблемы этногенеза. Культурно-хозяйственный тип тропических мотыжных земледельцев. Проблема родовой и соседской общины у папуасских и меланезийских народов. Социальная структуры: семья, род, тайные мужские союзы. Обмен. Синкретизм христианских и традиционных верований. Современные этнические процессы в Меланезии и на Новой Гвинее.

Полинезия. Антропологический тип. Языковые характеристики. Традиционная культура полинезийских этносов. Американская и азиатская гипо-теза происхождения полинезийцев. Письменность острова Пасхи. Общественная организация и государственность в Полинезии. Сословная стратификация полинезийских обществ. Современные этнодемографические процессы.



Микронезия. Этногенез микронезийцев. Антропологические типы. Языковые характеристики. Современное состояние микронезийских этносов. Архаические институты в прошлом и настоящем. Островная культура – проблема культурной изоляции.

5.2.Содержание по видам занятий

(лекции, семинары, самостоятельная работа)






Всего

Из них




Тема

часов

Ауд.

В том числе

С/р










раб.

Лекц.

Сем.

Практ

Др.




1.

Предмет, объект и методы этнологии

4

1

1










3

2

Эволюция этнологической науки

8

1

1










7

3.

Концепции этногенеза

8

1

1










7

4.

Этнические процессы XX и XXI веков

8

1

1










7

5.

Классификация народов мира

8

1

1










7

6.

Этническая идентичность. Элементы психологии этноса

8

1

1










7

7.

Этническая культура

6

1

1










5

8.

Межэтнические коммуникации

6

1

1










5

9.

Природа этнических конфликтов

8

1

1










7

10.

Народы Зарубежной Европы

4

0,5

0,5










3,5

11.

Народы Российской Федерации

6

0,5

0,5










5,5

12.

Народы Азии

4
















2

13

Народы Африки.

4
















2

14.

Народы Америки

4
















2

15.

Историко-этнографическая область Австралии и Океании

4
















2




ИТОГО:

90

10

10










80



6. ВИДЫ УЧЕБНО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ


6.1. Реферат – не предусмотрен.

6.2. Курсовая работа – не предусмотрен.

6.3. Дипломная работа – не предусмотрена.

6.4. Проекты, участие в научных студенческих конференциях российских вузов и в НГЛУ.



7. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ


Текущий контроль качества усвоения знаний - проверка качества усвоенных знаний в течение семестра в устной и письменной форме, а также проведение тестирования по итогам изучения дисциплины.

Контрольные письменные задания по различным направлениям работы по составлению или анализу текстов.



Итоговая аттестация по дисциплине – зачет, на котором проверяется знание фактического материала и навыки анализа источников.

7.1. Контрольные вопросы и задания по курсу

  1. Дайте анализ эволюционизму в антропологии (А. Бастиан, Л.Г. Морган, Э. Тайлор, Дж. Фрэзер).

  2. Антропогеография Ф. Ратцеля и «морфология культуры» Л. Фробениуса.

  3. Диффузионизм в историческом подходе в этнологии: история и современность. (Ф. Гребнер, В. Шмидт).

  4. Школа Ф. Боаса в США.

  5. Французская социологическая школа (Э. Дюркгейм, М. Мосс, Л. Леви-Брюль).

  6. Дайте сравнительный анализ функционализма в антропологии (Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун).

  7. Структурализм К. Леви-Строса.

  8. Советская школа этнографии (ХКТ и ИКО, теория этноса).

  9. Проблема возникновения человеческого общества.

  10. Понятие культуры в антропологии и этнологии.

  11. Этнос как один из видов общности людей. Этничность.

  12. Этнографические классификации.

  13. Что объединяет людей, составляющих этническое сообщество?

  14. Что такое «этнические отношения» и почему их нельзя отождествлять с политическими и кровнородственными отношениями?

  15. Насколько прочны этнические отношения и всегда ли они в достаточной мере скрепляют этническое сообщество?

  16. Этнические свойства: врождённые или благоприобретённые характеристики личности?

  17. «Этнические свойства»: относятся ли они исключительно к внешним проявлениям человеческого поведения, характерным для сферы быта?

  18. Как определяет содержание «этнических процессов» научная литература?

  19. К какому истоку восходит деление этнических процессов на «объединительные» и «разделительные»?

  20. В чём заключается содержание и ведущая тенденция этнических процессов?

  21. Что такое этническое развитие?

  22. Соотношение понятий этническая история и «Ethnic history» в отечественной и зарубежной литературе.

  23. Теория изменчивости культурного ландшафта и её приложение к изучению этнических отношений.

  24. Антитеза «мы — они»: насколько широко она бытует в сфере этнических отношений?

  25. «Этническая территория» — что можно сказать о смысловом содержании понятия и его отношении к реальности?

  26. Замыкаются ли нормы морали границами этнического сообщества (всегда ли этническое сознание требует подчёркнуто отрицательного отношения к людям с иной этнической принадлежностью)?

  27. Исчерпывается ли связь культуры с этносом выполнением «этнодифференцирующей» и «этноинтегрирующей» функций и являются ли «дифференциация» и «интеграция» (то есть обособление и объединение в данном случае) преобладающими направлениями в жизни этноса?

  28. Действительно ли «этническая эндогамия» стабилизирует этнос?

  29. «Ethnicity» — как трактуется это понятие в западной (англоязычной) литературе?

  30. Что побуждает человека, оказавшегося в отрыве от своего этнического массива, культивировать собственную этническую принадлежность?

  31. Может ли этнос отказаться от родного языка в пользу другого?

  32. Что такое «этногенез»?

  33. Основные группы этнических интересов и их реализация.

  34. Механизмы защиты этнических прав.

  35. В чем заключается эволюция норм поведения – от традиции к букве закона? Проследите эту эволюцию на конкретном примере.

  36. Как соотносятся понятия «право» и «закон» в различных этнокультурах? Рассмотрите конкретный пример их взаимодействия.

  37. Какие основные правовые системы мира оказывали и оказывают свое влияние на регулирование этнических отношений в современной России?

  38. Государственное устройство РФ и этнические отношения на её территории, в чём проявляется их взаимовлияние?

  39. Оцените «право наций на самоопределение» с точки зрения построения федеративного государства.

  40. Приведите примеры реализации этнических интересов граждан РФ.

  41. Этнодемографическая ситуация в России в послевоенный период

  42. Тенденции изменения численности основных народов России в 1959-2009 гг.

  43. Этнодемографические процессы в конце XX – начале XXI века.

  44. Перечислите факторы влияния на этнодемографические процессы.

  45. Концепция демографического перехода.

  46. Урбанизация как фактор формирования полиэтничного общества

  47. Урбанизационный переход и его влияние на структуру расселения

  48. Внутренние миграции, виды, этапы. Территориальные модели миграции.

  49. Эмиграция и иммиграция: виды, причины, следствия.

  50. Российское общество в условиях миграционного перехода.

  51. Причины и виды межэтнических конфликтов.

  52. Внутренние этнические конфликты, механизмы разрешения.

  53. Проанализируйте основные этапы формирования представления об этнокультурном наследии.

  54. Соотнесите ценностные характеристики этнокультурного наследия с конкретным объектом.

  55. Выявите возможности демонстрации толерантного межэтнического взаимодействия на примере одного из историко-этнографических (историко-археологических) музеев заповедников РФ.

  56. Проанализируйте возможности общественных организаций и/или научно-просветительских центров для популяризации и сохранения этнокультурного наследия.

7.2. Вопросы к зачету

  1. Этнология как наука, ее предмет и методы.

  2. Связь этнологии с другими науками (философией, социологией, историей и др.).

  3. Понятие «этноса», его структура, основные теории этноса и подходы в его исследовании.

  4. Основные типы классификации этносов и их особенности.

  5. Этногенез и его основные факторы. Этногенез и антропогенез.

  6. Этническая идентичность, ее типы и основания.

  7. Структура психологии этноса. Формы и типы инкультурации.

  8. Этническая культура: понятие, сущность и функции.

  9. Природа и функции этнических стереотипов и образов.

  10. Особенности этнических образов народов мира.

  11. Этнические процессы XX-XXI веков.

  12. Государственная демографическая политика в современном мире, ее особенности и значение.

  13. Этническая картина Российской Федерации.

  14. Роль межкультурных коммуникаций в современном мире.

  15. Концепция «культурного шока»: сущность, основные черты.

  16. Традиционная культура: понятие, сущность, функции.

  17. Обычай, обряд, традиция, ритуал.

  18. Этнические процессы в современном мире. Теории этнокультурного взаимодействия.

  19. Этнический конфликт: понятие и причины, динамика и типология.

  20. Причины этнических конфликтов на территории бывшего СССР.

  21. Формы и способы регулирования этнических конфликтов. Современная этнокультурная и этноконфессиональная ситуация в России.

  22. Роль СМИ в профилактике этнического размежевания, этнической напряженности и этнических конфликтов.

7.3. Образцы тестов

  1. Обряд перехода в мир взрослых называются:

А) социализация

Б) инициация

В) инагурация


  1. Считается, что конформизм в большей степени присущ:

А) татарам

Б) евреям

В) японцам


  1. Из нижеперечисленного вербальными средствами коммуникации является:

А) улыбка

Б) речь


В) жесты

  1. В большей степени носителями традиционной культуры, как правило, являются:

А) городские жители

Б) сельские жители



  1. Какой компонент в структуре этнической идентичности составляют знания и представления о собственной группе?

А) аффективный

Б) когнитивный

В) рациональный


  1. Базовым этнодифференцирующим признаком является:

А) этническое самосознание (этническая идентичность)

Б) этнокультура

В) родной (национальный) язык


  1. Какая из перечисленных стран является мононациональной?

А) Армения

Б) Узбекистан

В) Германия


  1. Когда грустно японец…

А) улыбается

Б) плачет

В) выражает равнодушие


  1. Стереотип, характеризующий собственную этническую группу, называется:

А) гетеростереотипом

Б)автостереотипом

В) эндоэтнонимом


  1. Что из нижеперечисленного не является этнодифференцирующим признаком?

А) религия

Б) язык


В) этническая идентичность

  1. Геродот объяснял разницу в культурах народов:

А) климатом

Б) формой правления

В) цветом кожи

12. Предметом этнологии является:

А) история формирования человека современного вида

Б) изучение основных форм развития культуры

В) этническое многообразие земного шара

13. Объектом изучения в этнологии являются:

А) граждане какого-либо государства

Б) этнические общности

В) сельское население стран мира

14. В отечественной этнологии традиционно выделяют следующие виды культуры_____________________________________________

15. Программа исследования составляется

на следующем этапе этнографической экспедиции:


А) камеральной обработки

Б) предварительного этапа экспедиции

В) полевого этапа экспедиции

16. Основной категорий антропологической классификации является:

А) этническая общность

Б) культура

В) раса


17. К «мертвым языкам» относится:

А) санскрит

Б) эсперанто

В) греческий язык

18. Самой крупной по числу говорящих на языках этой семьи является:

А) алтайская

Б) уральская

В) индо-европейская


19. К типу «национальная религия» относится:


А) сибирский шаманизм

Б) даосизм

В) синтоизм

20. Символом формирования этнологии как самостоятельной науки в Европе стало:

А) образование соответствующих факультетов в университетах

Б) образование научных обществ

В) принятие соответствующих резолюций парламентами европейских государств

21. Сторонники примордиалисткого подхода полагают:

А) этничность обусловлена обстоятельствами и необходима человеку и группе для достижения целей

Б) этничность является изначальной характеристикой человека

В) этничность формируется извне

22. Сторонники инструменталисткого подхода полагают:

А) этническая мобилизация результат реальных обстоятельств

Б) этничность следствие особенностей формирования человечества на ранних этапах истории

В) этничность основана на мифологемах, распространенных в общественном сознании

23. Сторонники конструктивистского подхода полагают:

А) этничность формируется в результате межпоколенной культурной преемственности

Б) современные народы - продукт интеллектуальной деятельности элит

В) групповая идентичность помогает индивиду в психологической адаптации

24. Главным этнообъединительным признаком является:

А) культура

Б) территория

В) этническая идентичность (этническое самосознание)

25. Эндоэтноним - это:

А) обозначение принадлежности к религиозной группе

Б) самоназвание народа

В) название, которым этническую общность называют другие народы

26. Этноцентричная этническая идентичность:

А) предполагает положительное отношение к своей и другим этническим группам

Б) рассматривает культуру других этнических групп через призму своей собственной

В) не рассматривает этническую принадлежность как имеющую какое-либо значения для человека

27. Моноэтническим будет считаться государство, в котором доля этнических меньшинств составляет не более:

А) 10%

Б) 2%


В) 5%

28. Малым народом считается этническая общность:

А) численно уступающая другой в регионе проживания

Б) общей численностью не более 50 тыс.человек в регионе традиционного проживания и хозяйствования

В) ведущая традиционное хозяйство

29. Диаспорой в современной науке считают:

А) группы евреев и армян в различных странах

Б) все этнические меньшинства

В) этнические меньшинства, имеющие историческую родину за пределами государства проживания

30. Одной из основных причин стереотипизирования является:

А) стремление этнического большинства объективно оценить этническое меньшинство

Б) реализация принципа «экономии усилий»

В) историческая традиция

31. Одним из основных методов изучения этнических стереотипов является:

А) проективный тест

Б) биографическое описание

В) метод свободных портретов

32. Следующая характеристика не является параметром этнического стереотипа:

А) содержание

Б) объективность

В) направленность

Ключ к тесту: 1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-а, 7-а, 8-а, 9-б, 10-а, 11-а, 12-в, 13-б, 14-материальная, социальная, духовная, 15-б, 16-в, 17-а, 18-в, 19-в, 20-б, 21-б, 22-а, 23-б, 24-в, 25-б, 26-б, 27-в, 28-б, 29-в, 30-б, 31-в, 32-б.
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Рекомендуемая литература (основная, дополнительная)

Основная литература


  1. Гусева О.Ю. Этническая психология. Н. Новгород: НГЛУ, 2006.

  2. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2008.

  3. Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий: Учеб. пособие для студ.вузов. М.: Академия, 2005.

  4. Платонов Ю.П. Этнический фактор: Геополитика и психология. СПб.: Речь, 2002.

  5. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

  6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Академия; Высшая школа, 2000.

Дополнительная литература

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

  2. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981.

  4. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

  5. Бусыгин Е.П. Этнография (этнология). М., 2001.

  6. Кочетов В.В. Психология межкультурных различий. Саратов, 1998.

  7. Культура и проблемы межэтнической коммуникации: Материалы международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002.

  8. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М.: ЦИНО общества "Знание" России, 1997.

  9. Межэтническая коммуникация в современном социокультурном пространстве: Материалы международного научно-практического семинара третьей международной научно-практической конференции по региональной культуре (14-17 мая 2001 г.). Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2001.

  10. Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998.

  11. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. М., 2000.

  12. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997.

  13. Социальная антропрлогия на пороге XX века. М., 1998.

  14. Стефаненко Т.Г. Этническая психология. М., 1999.

  15. Тадевосов Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. М., 1998.

  16. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1988.

  17. Этнология: Учебник / Под. ред. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. М., 1994.

  18. Этнополитология. Учебник-хрестоматия. М., 2001.

8.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы

http://www.iea.ras.ru – сайт Института этнологии и антропологии РАН

http://journal.iea.ras.ru – сайт журнала «Этнографическое обозрение»

http://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

http://heritage.iea.ras.ru - Программа «Историко-культурное наследие и духовные ценности России»

http://adaptation.iea.ras.ru - Программа «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям»

http://etnolog.ru – Энциклопедия народов мира
С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Цели и задачи дисциплины 2

  2. Место дисциплины в структуре учебного плана 2

3. Требования к результатам освоения дисциплины 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы 4

5. Содержание дисциплины 4

5.1. Содержание по разделам 4

5.2. Содержание по видам занятий 9

6. Виды учебно-научной работы 10

7. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация 10

7.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 10

7.2. Вопросы к зачету 12

7.3. Образцы тестов 13

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 16

8.1. Литература, рекомендованная по курсу 16

8.2. Программное обеспечение и интернет-ресурсы 17

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (степень «бакалавр»), утвержденным Приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 № 221.

Программу составил канд. полит. наук, доц. Семенов Е.Е.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации от 30.06.2012г., протокол №12.


Зав. кафедрой Е.П. Савруцкая


Программа утверждена ____________________
Проректор по учебной работе Е.В. Наумова
Директор ИДО А.Н. Сверчков



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©grazit.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница